Этот случай подтверждает, что Питирим был неумен. Впрочем, это и так довольно понятно из жизни и деяний властолюбца. Хотя, конечно, власти предержащие на Руси вряд ли сочли бы сочетание гордыни от успешной карьеры и ужаса перед Божьим судом на смертном одре признаком неразумия. Примечания О делах и намерениях государя см.: Богданов А. П. В тени Великого Петра. М., 1998. С. 13—246. Подробно см.: Богданов А. П.. Симонов Р. А. Прогностические письма доктора Андреаса Энгельгардта царю Алексею Михайловичу//Естественнонаучные представления Древней Руси: Счисление лет. Символика чисел. " Отреченные " книги. Астрология. Минералогия. М., 1988. С. 151—203. Соловьев С. М. История России с древнейших времен. М., 1991. Кн. VI. С. 260-261. Богданов А. П. Перо и крест. Русские писатели под церковным судом. М., 1990. Гл. 3 (важнейшая историография — С. 458—461). Соловьев С. М. Указ. соч. С. 273. Грамота в РГАДА. Ф. 381. Оп. 1. 357. Буганов В. И., Богданов А. П. Бунтари и правдоискатели в Русской православной церкви. М., 1991. Гл. 6 (важнейшая историография — С. 521-522). Подробнее см.: Макарий. митрополит. История Русской церкви. Спб., 1883. Т. XII. С. 760—792. ГИМ, Синодальное собр. 130. Трапезой Полоцкий постоянно именовал процесс познания, подчеркивая его жизненную необходимость. См., например, его сборник " Обед душевный " (1675), изданный в Верхней типографии Сильвестром Медведевым (М., 1681). См.: Богданов А. П. София-Премудрость Божия и царевна Софья Алексеевна. Из истории русской духовной литературы и искусства XVII века//Герменевтика древнерусской литературы. М., 1994. Сб. 7. Ср.: Татарский И. Симеон Полоцкий (Его жизнь к деятельность). М., 1886; Богданов А. П. Перо и крест. Гл. 4. Последнее упоминание о преподавании in Alexiano Musaeo —чудовской школе " гречанина Арсения " (Сатановского), действовавшей с 1653 г., относится к 1663 г. Детально см.: Богданов А. П. К полемике конца 60 — начала 80-х годов XVII в. об организации высшего учебного заведения в России. Источниковедческие заметки//Исследования по источниковедению истории СССР XIII—XVIII вв. М., 1986. С. 177—209.

http://sedmitza.ru/lib/text/443625/

За картину «Будущий инок» Н.П. Богданов-Бельский получил Большую серебряную медаль и звание «классного художника» В 1889 году Николай Петрович представил работу «Будущий инок» в экзаменационный комитет и получил за нее Большую серебряную медаль и звание «классного художника». В 1890 году бессарабский помещик Кристи помог начинающему живописцу осуществить путешествие в Константинополь и паломничество на Афон. Богданов-Бельский усердно работал в монастырской гостинице, беседовал в Свято-Пантелеимоновском монастыре с монахами, записывал свои наблюдения за природой. Здесь состоялось знакомство с художником Филиппом Малявиным, который шесть лет был послушником и трудился в иконописной мастерской на Афоне. О своих впечатлениях от всенощного бдения в соборе Богданов-Бельский писал в письме Рачинскому, что он стоял в оцепенении, когда на середину собора вышли на литию 60 старцев-иеромонахов с зажженными свечами. Поразила его и красота ночного Эгейского моря, которое он запечатлел на своих этюдах «У берегов Афона», «Морской прибой». На сильном морском ветру художник простудился и даже подумывал стать послушником и иконописцем в афонском монастыре. Может быть, тогда им была написана икона святого Андрея Тотемского. Но иконописцем Богданов-Бельский так и не стал, ему дано было стать портретистом, певцом детского мира. С 1890 года художник принимал активное участие в работе Товарищества передвижных художественных выставок, а с 1895 года стал членом Товарищества. «Выставки эти, – писал Богданов-Бельский в журнале «Перезвоны» (Рига, 1925), – имели громадный успех. Между обществом и нами была полная гармония, одни и те же интересы, одна идеология объединяла нас». Течение передвижников началось с протеста молодых художников против «мертвящего» искусства Академии художеств. Молодежь из Академии отказалась писать картину на Золотую медаль по заданной теме и во главе с И.Н. Крамским оставила академию, организовав в 1863 году сборную артель. Представителями передвижников были В.Г. Перов, И.Н. Крамской, И.Е. Репин, И.И. Шишкин, В.И. Суриков, В.Е. Маковский. Меценаты П.М. Третьяков и К.Т. Солдатенков в то время поддержали художников, которые много путешествовали по России, одно время во главе с известным критиком В.В. Стасовым.

http://pravoslavie.ru/77387.html

И.А. Флиге. Судьба меньшевика Как правило, годы выхолащивают память о человеческой судьбе, подменяя ее безличными дефинициями: «политический деятель Февральской революции», «политик, меньшевик, экономист». С Борисом Осиповичем Богдановым получилось иначе: людям, знавшим и любившим его – родным, соратникам по борьбе, односидельцам в лагерях и тюрьмах – в разных текстах (воспоминаниях, записках, кратких статьях) удалось сохранить и передать живой образ этого человека – его вкус к жизни и борьбе, любовь к правде, верность себе и своему времени. Борис Осипович Богданов родился 4 марта 1884 г. в Одессе. Отец Осип Борисович, купец 1-й гильдии, занимался торговлей лесом. Борис Богданов окончил Одесское коммерческое училище им. императора Николая I (1904), в 1902-м вошел в молодежный социал-демократический кружок, в год окончания училища, был первый раз арестован и заключен на полтора месяца в Одесскую тюрьму. 15 июня 1905 г., едва в одесский порт вошел мятежный броненосец «Потёмкин», Богданов проник на борт корабля и держал речь на митинге экипажа, призывая матросов присоединиться к одесской стачке. С 1905 г. он – член Одесского общегородского комитета РСДРП. Весной 1906 г. арестован за участие в сходке. Через три месяца освобожден. 25 июля 1906 г. Богданов уехал в Петербург, через месяц опять арестован и в декабре выслан на два года в Сольвычегодск. В начале 1907 г. бежал из ссылки в Петербург, скрывался под вымышленной фамилией, работал в подполье. Будучи на нелегальном положении, он был избран членом Петербургского комитета РСДРП (тогда еще объединенного), а с середины 1907 г., после окончательного размежевания большевиков с меньшевиками, вошел в меньшевистский комитет. В конце 1907 г. он вновь был арестован и отправлен обратно в Сольвычегодск. После окончания ссылки, в середине 1909 г., Борис Осипович вернулся в Одессу, где познакомился со своей будущей женой Ольгой Альбертовной Дыхно (1889–1974), дочерью главы одесской еврейской общины. С середины 1910 г. Б.О. Богданов – в Петербурге; Ольга Альбертовна приехала к нему, и они стали жить в гражданском браке.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Мае месяце, по не дознанным побуждениям, к следователю явился рядовой, из поляков, Антон Богданов, пожелавший «открыть еврейское дело», и не только называет всех виновников, но раскрывает и все подробности совершенных злодеяний. Твердо установившееся показание его состояло в следующем. Летом 1852 года, вскоре после своего поступления в саратовский гарнизонный батальон, он познакомился с выкрестом из евреев Федором Юрловым, ходившим тогда по городу с шарманкой. Еще на родине, в Витебской губернии, находясь в частных сношениях с евреями и понимая их язык, он сошелся и подружился и в Саратове с товарищами-евреями по батальону, в особенности с рядовым портным Ицкою Берлинским, который приходил к нему в роту и к которому он ходил в швальню. Между прочим, Богданов вошел к евреям в доверие еще и потому, что таскал к ним в моленную краденные дрова, за что получал деньги от жившего при моленной сторожа, рядового Бермана. С наступлением зимы Юрлов познакомил его с отцом своим могилевским мещанином Янкелем Юшкевичером, к которому ходили многие батальонные солдаты-евреи. Угощая Богданова, Янкель говорил ему: «приходи к нам при всякой нужде». После Николина дня Юрлов и Берлинский, придя однажды к нему, когда он стоял в карауле при рабочем доме, приглашали его вечером в моленную, сказав: «ты нам будешь нужен» Придя вечером туда и нашедши ворота запертыми, Богданов перелез через забор. На дворе увидел он людей, бегавших взад и вперед. Вскоре несколько человек, в том числе Берлинскй, Шлифферман, Зайдман и Юрлов, вышли с фонарем к моленной и положили что-то в сани, стоявшие недалеко от ворот. Сани, из которых Богданов услышал жалобный человеческий визг, выехали из ворот в сопровождении двух или трех евреев. Когда после этого он подошел к оставшимся на дворе евреям, то Берлинский уговаривал его идти за санями на квартиру к Янкелю Юшкевичеру. Дней за десять до праздника Рождества Христова, когда Богданов быль опять в карауле при рабочем доме, Юрлов, придя к нему пред сумерками, позвал его в кабак, а потом просил придти к нему на квартиру.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Богданов А. П.: 1) Гравюра как источник по истории политической борьбы в России в период регентства Софьи Алексеевны (вопросы происхождения)//Материалы XV ВНСК " Студент и научно-технический прогресс " . Серия История. Новосибирск, 1977; 2) Политическая гравюра в России периода регентства Софьи Алексеевны//Источниковедение отечественной истории, 1981 г. М., 1982. Богданов А. П. " Истинное и верное сказание " о I Крымском походе — памятник публицистики Посольского приказа//Проблемы изучения нарративных источников по истории русского средневековья. М., 1982. С. 57— 84. Ср.: Богданов А. П. " Слово воинству " ... С. 150—151. О взглядах канцлера В. В. Голицына подробнее см.: Богданов А. П.: 1) Василий Васильевич Голицын//" Око всей Великой России " . Об истории русской дипломатической службы XVI—XVII веков. М., 1989; 2) Первые российские дипломаты (Исторические портреты). М., 1991. Гл. 2. Об отношении Голицына к Медведеву см.: Розыскные дела о Федоре Шакловитом и его сообщниках. Спб., 1884. Т. I. Стлб. 551,632 (ср. ст. 331,378.618,631,639—641,676, 680,683), 520 (ср. стлб. 561,606,609,623). 552. Богданов А. П.: 1) Царевна Богом данной премудрости//Наука и религия. 1993. 8; 2) София — Премудрость Божия и царевна Софья Алексеевна. Из истории русской духовной литературы и искусства XVII века//Герменевтика древнерусской литературы. Вып. 7. М., 1994. Памятники... 32 (публикация и комментарий). Устрялов Н. Г. История царствования Петра Великого. Спб., 1858. Т. I. С. 349—350; Смирнов П. Иоаким патриарх Московский. М., 1881. С. 233—235 и др. Житие и Завещание. С. 132 (ср. с. 131). Соловьев С. М. История России с древнейших времен. Кн. VII. Т. 14. М.. 1991. С. 448. : Памятники... 20—26, 28—31 (публикация и комментарии). Там же. 27. Второв Н. Н., Александров-Дольник К. О. Воронежские акты. Воронеж, 1850. Кн. I. С. 80—91; Аристов Н. Я. Московские смуты в правление царевны Софьи Алексеевны. Варшава. 1871. С 126—149; Белов Е, А Московские смуты в конце XVII века//ЖМНП. 1887. Ч. 249. 1—2. С. 326—366 и др.

http://sedmitza.ru/lib/text/443328/

О его характере и деятельности см.: Богданов А. П. и др. " Око всей великой России " . Об истории русской дипломатической службы XVI— XVII веков. М., 1989. С. 179—228, 237—239; он же. Первые российские дипломаты (Исторические портреты). М., 1991. С. 33—60. См.: " Созерцание " . С. 68—74; Чистякова Е. В., Богданов А. П. " Да будет потомкам явлено " . Гл. 8; Богданов А. П. Летописец и историк... С. 63—144; он же. От летописания к исследованию. С. 214—301. См.: Вуиаюв В. И. Московские восстании конца XVII 1969. С. 90—95. Детали см.: Богданов А. П. Летописные известия о смерти Федора и воцарении Петра Алексеевича//«Летописи и хроники» 1980 г. М., 1981. С. 197 — 206; он же. Начало Московского восстания 1682 г. в современных летописных сочинениях//Там же. 1984 г. М., 1984. С. 131—146; он же. Московское восстание 1682 г. глазами датского посла//Вопросы истории. 1986. 3. С. 78 — 91; он же Хронографец конца XVII века о Московском восстании 1682 г.//Исследования по источниковедению истории СССР дооктябрьского периода. М.. 1988. С. 101—108; он же. Нарративные источники о Московской восстании 1682 г. Часть 1—2//Исследования по источниковедению истории России (до 1917 г.). М.. 1993—1995; и др. См. труды Н. Г. Устрялова, С. М. Соловьева, М. М. Богословского, И. Д. Беляева, Н. Я. Аристова, Е. Ф. Шмурло, В. Н. Латкина, Л. В. Черепнина, В. И. Буганова и др. Восстание 1682 г. в Москве. Сб. документов. М., 1976 (далее — Восстание). С. 9. Ф. 79. Сношения с Польшей. Оп. 1. Ч. 5. Св. 1682 г. 4. Черновик отпуска л. 8—17, беловик — л. 1—7. Составлявшихся примерно в то же время шведских столбцов в ф. 96 (Сношения со Швецией) не сохранилось. !!! О наречении Петра на царство в один час по смерти брата сообщают официальные записи Разряда, «Поденные записки» патриаршего приказного — очевидца Московского восстания, а также " Летописец " чудовского монаха-летописца Исидора Сназнна: по их данным, на все про все ушло от 30 до 45 минут. Понятно, что правительство не стало афишировать время воцарения Петра, хотя о часе смерти Федора писали как московские, так и провинциальные авторы: Боголеп Адамов, составители патриарших " Летописцев " 1686 г., 1619—1691 гг. и Уваровского (Чудов монастырь), Сильвестр Медведев (Заиконоспасекий монастырь против Никольских ворот Кремля), видный придворный, думный дворянин А. Я. Дашков и опытный кремлевский площадной подьячий Иван Шантуров, редакторы «Краткого Московского летописца», " Летописца выбором " (в Спасо-Прилуцком монастыре), " Двинского летописца " (на Холмогорах), " Сокращенного временника " (Спасо-Ярославский монастырь), " Сибирского летописного свода " (Тобольск) и др.

http://sedmitza.ru/lib/text/443322/

— И я, перекрестясь, — пишет Никону храбрый самодержец, — взял за руку его, света, и стал целовать. А в уме держу то слово: от земли создан и в землю идет, чего бояться?»... На похоронах Иосифа все, начиная с царя, в особенности фавориты, рыдали в три ручья. И было от чего плакать — на смену смиренному патриарху шел архипастырь грозный, готовясь вить веревки из самодержца и нахлестывать ими освоеволившихся придворных и духовных. Пока Алексей Михайлович испытывал сильнейшие терзания, удерживая себя от «покушения» на замечательно богатое Иосифово Никон триумфально шествовал к Москве, неся, как знамя, отнятые у соловецких монахов мощи митрополита Филиппа: святыню воистину чудотворную, коли она смогла вскоре бросить на колени и заставить повиниться перед Церковью искони преступную российскую светскую власть.   Чины избрания и поставления см.: ДРВ. М., 1787. Ч. 6. С. 223—261. См. также: Дворцовые разряды. Спб., 1851. Т. 2. С. 675—676. Попов А. Н. Изборник славянских и русских сочинений и статей, внесенных в хронографы русской редакции. М., 1869. С. 319. ААЭ. Спб., 1836. Т. 4. 57. С. 84. Поучение... Иосифа патриарха Московского... М., 1642 или 1644 год. См.: Макарий. История Русской церкви. Спб., 1882. Т. 11. С. 98-104. Православный собеседник. 1861. Т. 2. С. 241-276, 391-418; СГГиД. М., 1822. Т. 3. 117; Соловьев С. М. Сочинения. М., 1990. Кн. 5. С. 217-235. Макарий. Указ. соч. Т. 11. С. 105-114. Акты Археографической экспедиции. Т. 4. 19. С. 321, 324. Послания блаж. Игнатия митрополита Сибирского и Тобольского, изданные в Православном собеседнике. Казань, 1855. С. 91—95. Макарий. Указ. соч. С. 118-129. Цит. С. 127. Богданов А. П. Судьба профессора духовной академии//Буганов В. И., Богданов А. П. Бунтари и правдоискатели в Русской православной церкви. М., 1991. С. 493-517. Макарий. Указ. соч. С. 116—118. Богданов А. П. Автограф «Прений с греками о вере» Арсения Суханова//Источниковедение отечественной истории за 1989 г. М., 1989. С. 175-205. Источники и литература указаны: Черепнин Л. В. Земские соборы Русского государства в XVI-XVII вв. М., 1978.

http://sedmitza.ru/lib/text/443628/

336 Многие из этих материалов были обобщены затем в фундаментальном исследовании одного из близких к патриарху историков, посвященном многовековой борьбе народов Восточной и Центральной Европы с мусульманскими завоевателями: Андрей Лызлов. Скифская история//Богданов А. П., Чистякова Е. В. М., 1990. 338 АИ. Т. V. 23.29 (ср. 33.37.39); ДАИ. Т. 8. 28. I, VI– VIII, XI. 40; ПСЗ–1. Т. 2. 735:756:806. 339 Таннер Бернгард. Описание путешествия польского посольства в Москву в 1678 г.//ЧОИДР. 1891. Кн. 3 (158). Отд. 3. С. 82. Русские материалы переговоров см.: РГАДА. Ф. 79. Сношения с Польшей. Оп. 1. Кн. 186–188; Замысловскнй Е. Е. Сношения России с Польшей в царствование Федора Алексеевича//ЖМНП. 1888. 1. 340 См.: Богданов А. П. Летописец 1686 г.//ТОДРЛ. Л., 1985. Т. 39. С. 112–114; он же. Летописец 1686 г. и патриарший летописный скрипторий//Книжные центры Древней Руси. XVII век. Разные аспекты исследования. Спб., 1994. С. 64–89. 341 См.: Галактионов И. В., Чистякова Е. В. А. Л. Ордин–Нащокин – русский дипломат XVII в. М., 1961. 348 См., например, патриаршую грамоту против печатания изображений святых на бумаге и торговли иноземными гравюрами: ААЭ. Т. 4. 200. 351 Мнение будущего епископа Великоустюжского и Тотемского см.: Богданов А. П. «Хронографец» Боголепа Адамова//ТОДРЛ. А, 1988. Т. 41. С 399. 352 Через год, получив на Никона разрешительные грамоты восточных патриархов, Иоаким запросил из Посольского приказа их подлинники и заказал свой перевод. Убедившись, что все по чину, положил грамоты в ризницу, а Никона велел записать в синодик с прежними архипастырям! и сам поминал святейшим патриархом. 353 См.: Румянцем В. С. Народные антнцерковные движения в России в XVII а. М., 1986; ДАИ. Т. 7. 63; Т. 8. 50; ПСЗ–1. Т. 2. 862. 355 В Костроме, Галиче, Севске, Туле, Белене, Темяякове, Белоозере, Арзамасе, Ливвах и Звенигороде, – последами епископ без епархия назначался для управления делами. 356 Никольский В. К. «Боярская попытка» 1681 года//Исторические известия, издаваемые Историческим обществом при Московском университете. М, 1917. Кн. 2. С. 69–70.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Байрон Джордж Ноэл Гордон (17881824) – английский поэт Балакирев Милий Алексеевич (18361910) – композитор, дирижер, общественный деятель Бальзак Оноре, де (17991850) – французский писатель Бальмонт Константин Дмитриевич (18671942) – поэт Баратынский Евгений Абрамович (18001844) – поэт Бартрам Николай Дмитриевич (18731931) – график, искусствовед, основатель и директор Государственного музея игрушки Барышников А.П. – владелец литейно-колокольного завода (XIX в.) Бах Иоганн Себастьян (16851750) – немецкий композитор Бахметев Николай Иванович (18071891) – церковный композитор, директор придворной певческой капеллы (18611883) Белов Василий Иванович (1932) – писатель Беляев A.A. ( см. Августин ) Беляев Андрей Андреевич (18751916) – протоиерей, ректор Вифанской семинарии Беляева (урожд. Любимова) Юлия Александровна (ум. 1920) – супруга A.A. Беляева Беляева Юлия Александровна (19141958) – дочь A.A. Беляева Беляева-Боровкова Нина Александровна (род. 1919) – дочь A.A. Беляева Белякова Екатерина Михайловна (18921980) – художница Березовский Максим Сазонтович (17451777) – композитор 529 Берлиоз Гектор (18031869) – французский композитор, дирижер Бетховен Людвиг, ван (17701827) – немецкий композитор, дирижер Блок Александр Александрович (18801921) – поэт Блуменфельд Феликс Михайлович (18631931) – пианист, дирижер, композитор Бобылева Мария Афанасиевна (18881972) – музыкант, преподаватель фортепиано в Загорске Богданов Вукол – иеродиакон Валаамского Спасо-Преображенского монастыря (конец XIX в.?) Богданов М. – владелец литейного завода (первая половина XIX в.) Богданов Сергей – певец Большого театра? (первая половина XX в.) Богданов-Березовский Валериан Михайлович (19031971) – композитор, музыкальный критик Бонч-Бруевич Михаил Александрович (18881940) – ученый-радиотехник Борис (ум. 1015) – святой князь-страстотерпец Борис (Семенов) – диакон, келейник архиепископа Августина (19201930-е) Борис Годунов (ок. 15521605) царь Борисова (урожд. Бернард) Нина Павловна (Анненкова-Бернар, Дружинина, 1859/18641933) – писательница, актриса

http://azbyka.ru/otechnik/6/izbrannoe-st...

273 Питириму митрополиту Сарскому и Подонскому, управлявшему «между патриаршества» делами Русской православной церкви. 274 Буквально слова эти звучат так: «Аз–де, государь, не знаю ни старыя веры, ни новыя, но что велят начальницы, то и готов творить и слушать их во всем». 275 Не реагировал на дерзкие слова! По мнению Игнатия Римского–Корсакова, это был истинный подвиг благочестия. 276 История о невинном заточении ближнего боярина Артамона Сергеевича Матвеева…/Публ. Н. И. Новикова, 1785. Изд. 2–е. С. 367–427; Записки Андрея Артамоновича графа Матвеева//Сахаров И. П. Записки русских людей. Спб., 1841. С. 1–94. 278 Подобные имели в России только архимандриты Троице–Сергиева и Владимирского Рождественского монастырей, но Иоакнм и перед ними получил преимущество в виде цельносреброкованого жезла (а не деревянного с позлащенным верхом). 279 Подробнее см.: Раскольники//Богданов А. П. Перо и крест: русские писатели под церковным судом. М., 1990. С. 125–230. 280 Подробнее см.: Соловецкие сидельцы//Буганов В. И., Богданов А. П. Бунтари и правдоискатели в Русской православной церкви. М., 1991. С. 229–368. 284 СГГиД. М., 1826. Т. IV. 35. С. 128; АИ. Спб.. 1842. Т. V. 135; Акты Археографической экспедиции. Т. VI. 204; ПСЗ–1. Спб., 1830. Т. 1. С. 99 и сл. (статьи 37–38). 285 ПСЗ–1. Т. 2. 826–827. Неукоснительно нарушать тайну исповеди при малейшей склонности исповедующегося «к измене или бунту на государя» требовал указ 1722 г. Впоследствии сфера подлежащего доношению из исповедальни расширялась. 290 Соборное определение 1675 г.//История Российской иерархии. Ч. I. Ср.: ААЭ. Т. IV. 155,204,205. 295 О реформах государя подробнее см. в моих исследованиях: Царь Федор Алексеевич: 1676–1682. М., 1994; Царь Федор Алексеевич//Филевсие чтения. М., 1994. С. 1–48; Федор Алексеевич//Вопросы истории.1994. 7. С. 59–77; В тени Великого Петра. М., 1998. С. 61–246. 297 РГАДА. Саровское собр. 237. Л. 151–228 (автограф, черновик). Ср.: ААЭ. Т. IV. 205; ГИМ. Синодальное собр. 423/693:435/696:93/697:428/694:426/695.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010