разделы рассылка распечатать Юлия Зайцева В преддверии религиозной свободы Дискуссия о религиозной жизни в СССР в 1970-1980-е гг. развернулась на презентации книги воспоминаний Т.Щипковой Источник: Благовест-инфо Презентация книги Татьяны Щипковой " Женский портрет в тюремном интерьере. Записки православной " стала поводом для дискуссии о жизни христиан в СССР в 1970-1980-е гг. 4 ноября, в день открытия выставки " Православная Русь " , в ЦВЗ " Манеж " на презентацию собрались те, кто хорошо помнит это время, кто знал автора представленной книги, сам был участником тайных христианских кружков и семинаров этого периода. Татьяна Николаевна Щипкова (1930-2009) лингвист, кандидат филологических наук, преподаватель иностранных языков, была осуждена на три года колонии (1980-1983 гг). за проповедь православия в студенческой среде. В книге воспоминаний, написанной по " свежим следам " в 1985-1987 гг., нет разоблачений политической системы. Это взгляд православного человека на трудную судьбу своих соотечественниц, обреченных на годы унижения уссурийской " исправительной " колонии. Презентацию вел сын Т.Н.Щипковой известный православный журналист, директор Православного правозащитного центра " Территория Церкви " Александр Щипков, который, рассказав о биографии автора книги, привел слова одного из первых ее читателей Патриарха Кирилла: " Нам иногда кажется, что подвиг исповедничества это то, что принадлежит прошлому, поскольку нас сегодня окружает совершенно другая реальность, не требующая никаких особых усилий, чтобы исповедовать Христа. Нам кажется, что эта реальность исповедничества где-то позади в прошлом. На самом деле исповедничество веры, подвиг свидетельства всегда будет " . Эти слова резонировали со многими высказываниями участников презентации, в частности, с полемическими соображениями А.Щипкова о роли Церкви в современном обществе. Руководитель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества, протоиерей Всеволод Чаплин обратил внимание на то, что в 1970-1980 е гг. в Церковь пришла не только интеллигенция и не только из диссидентских побуждений. " Живая вера людей была не просто и не всегда диссидентством, противостоянием безбожному государству, но всегда жизнью Духа, интеллектуальным и художественным творчеством " , сказал о.Всеволод, вспомнив православные общины, сложившиеся в те годы вокруг таких известных пастырей, как оо.Дмитрий Дудко, Всеволод Шпиллер, Александр Мень, митрополит Никодим (Ротов). Если об этих представителях духовенства уже многие знают, то " большая часть пласта наследия этого времени остается неизвестной " , отметил О.Всеволод. Однако в последнее время эта страница истории Церкви стала приоткрываться: на презентации вспоминали недавний фильм А.Архангельского " Жара " , вышедшие этой осенью книги о.Тихона (Шевкунова) " Несвятые святые " и Олеси Николаевой " Чудесные истории " . |
Закрыть itemscope itemtype="" > Упокой, Господи, душу раба Твоего Отошел ко Господу известный поэт, прозаик, литературовед, церковный писатель монах Лазарь (Афанасьев) 05.03.2015 1626 Сегодня утром в больнице свт. Алексия в Москве отошел ко Господу известный поэт, прозаик, литературовед, церковный писатель, автор «Русской народной линии» монах Лазарь (Афанасьев) . Отец Лазарь в последнее время много болел и практически не вставал. Как нам сообщили близкие почившего, старческие немощи усугубились пневмонией. Монах Лазарь был оптинским постриженником. Отпевание и погребение преставившегося раба Божия Лазаря пройдет в субботу 7 марта в Оптиной Пустыни после ранней Литургии. Похоронят его на кладбище, где покоятся оптинские новомученики иеромонах Василий, иноки Трофим и Ферапонт. Редакция РНЛ выражает глубокое соболезнование родным и близким монаха Лазаря. Это - огромная утрата для русской литературы, русской культуры. В целом для всей России. Господь да упокоит его душу в селениях праведных! Биографическая справка: Монах Лазарь (в миру Виктор Васильевич Афанасьев) родился в 1932 году в Москве. Рано полюбил искусство и ощутил желание писать. В 1944—1945 годах выпускал рукописный журнал «Памяти прошлого» (вместе со старшим товарищем библиографом И.С.Павлушковым). Начал публиковаться в 1946 году: стихи В.В.Афанасьева были напечатаны в «Пионерской правде». В это же время знакомится с будущим литературоведом, историком и публицистом В.В.Кожиновым. Отношения с ним он поддерживал вплоть до смерти В.В.Кожинова в 2001 году. В 1969 году выходит первый сборник стихов. В 1970-е годы начинают издаваться книги и статьи В.В.Афансьева, посвященные русским поэтам первой половины XIX века. Наибольшую известность получили биографии К.Ф.Рылеева (1982), В.А.Жуковского (1986) и М.Ю.Лермонтова (1991), вышедшие в серии «Жизнь замечательных людей». В 1970-е — 1980-е годы издательство «Детская литература» выпускает серию книг В.В.Афанасьева о жизни и творчестве поэтов: И.И.Козлова (1977), К.Н.Батюшкова (1987), Н.М.Языкова (1990). |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАНН (ЗИЗИУЛАС) Иоанн (Зизиулас [греч. Ιωννης Ζηζιολας] (род. 10.01.1931, с. Катафийон, близ г. Козани, Греция), митр. Пергамский (с 1986), богослов. Жизнь Иоанн (Зизиулас), митр. Пергамский, на конференции «Святитель Василий Великий - отец и учитель Церкви» в Бухаресте. Фотография. 1-4 нояб. 2009 г. Иоанн (Зизиулас), митр. Пергамский, на конференции «Святитель Василий Великий - отец и учитель Церкви» в Бухаресте. Фотография. 1-4 нояб. 2009 г. По окончании гимназии в Козани И. З. поступил в Фессалоникийский ун-т (1948). Через 2 года переехал с семьей в Афины и перевелся на богословский фак-т Афинского ун-та. Параллельно окончил Экуменический ин-т Боссэ (Швейцария). Затем поступил в докторантуру Гарвардского университета (США), где посещал курсы П. Тиллиха и В. Йегера, был членом Центра визант. исследований, в котором вел научную работу в течение 3 лет. В Гарварде И. З. сотрудничал с прот. Георгием Флоровским , ставшим для И. З. одним из главных учителей. По окончании докторантуры И. З. защитил докт. дис. «Христология прп. Максима Исповедника». Вернувшись в Грецию, защитил еще одну докт. дис. в Афинском ун-те - «Единство Церкви в Божественной Евхаристии и епископе в первые три века» (1965). С сер. 60-х гг. И. З. ведет активную научно-богословскую деятельность: публикует множество статей, участвует в конференциях, выступает с лекциями и беседами, тексты которых нередко получают широкое распространение. Мн. его работы переводятся на др. языки. В 1966-1967 гг. И. З. являлся научным сотрудником богословского фак-та Афинского ун-та. С лета 1967 до 1970 г. И. З. исполнял в Женеве обязанности секретаря отделения «Вера и церковное устройство» Всемирного Совета Церквей , долгое время возглавляемого прот. Г. Флоровским. С 1970 по 1973 г. И. З. преподавал догматическое богословие в Эдинбургском ун-те, а с 1973 по 1987 г.- систематическое богословие в ун-те г. Глазго (Великобритания). |
Указетель имен Алексий (Симанский) I , Патриарх Московский и всея Руси (1877–1970). В 1904 г. окончил МДА со степенью кандидата богословия. 28 апреля 1913 года хиротонисан во епископа Тихвинского, викария Новгородской епархии. 18 мая 1932 г. возведен в сан митрополита с титулом Старорусский. 11 авг. того же года стал титуловаться митрополитом Новгородским и Старорусским. 5 окт. 1933 г. переведен на Ленинградскую кафедру с сохранением управления Новгородской епархией. Поместным Собором РПЦ 2 февраля 1945 г. избран Патриархом Московским и всея Руси. Скончался 17 апреля 1970 г. Варлаам (Рященцев), архиепископ Пермский . В миру – Виктор Степанович Рященцев, родился 8 июня 1878 г. в купеческой семье Тамбовской губернии. В 1900 г. окончил КДА со степенью кандидата богословия. 13 января 1913 г. хиротонисан во епископа Гомельского, вик. Могилевской епархии. С 3 сентября 1923 г. – епископ Псковский и Порховский. С января по декабрь 1924 г. управлял Могилевской епархией. Год возведения в сан архиепископа неизвестен. С 13 июля 1927 г. – архиепископ Пермский. С 11 ноября 1927 г. уволен на покой. С декабря 1927 г. назначен временно управляющим Любимским викариатством Ярославской епархии. Скончался в 1942 г., в Вологде. В 1922–1923 гг. отпадал в обновленчество; при покаянии принят в РПЦ. Принадлежал к Ярославской оппозиции и с 6 февраля по 3/16 мая 1928 г. находился в отделении от митрополита Сергия. Вениамин (Румянцев), митрофорный протоиерей (1914–1991). Родился в крестьянской семье во Владимирской губернии. Диаконское, а затем священническое служение проходил во Владимирской епархии: во Мстере и Вязниках в сане диакона, а затем в г. Гороховце. Владимир (Котляров), митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский (г.р.1929). В 1958 г. окончил ЛДА со степенью кандидата богословия. 30 декабря 1962 г. хиротонисан во епископа Звенигородского. С 12 мая 1987 г. – архиепископ Псковский и Порховский. Определением Св. Синода от 3 апреля 1990 г. решено именовать Преосвященного Псковского и Порховского впредь «Псковский и Великолукский». С 22 февраля 1993 г. митрополит Ростовский и Новочеркасский. С 27 декабря 1995 г. митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. Активный участник экуменического движения. |
4. Древний этап Традиции: «исихазм до исихазма» Справочно-библиографические материалы См. также соотв. статьи CPG, BHG, ВНО, BHL, DS, LTK, TR и отечественные публикации по коптологии и греко-римскому Египту. 1 . Библиографический указатель/Сост. Шрон Г. С. Л. 1989. 2 . Русская и иностранная библиография по истории византийской Церкви IV-IX вв. (Алфавитный список авторов и краткий обзор их трудов. Прил. к соч. доц. Ф. Терновского ). Киев 1885. 3 . Bibliotheca Sanctorum. Roma 1 (1961) – 13 (1970), Prima Appendice. 1987. [BibS] 4 . Leclercq H. Hésychastes//DACL 1925. 6:2. 2362–2365. [Период до преп. Иоанна Лествичника ]. 5 . Νεοελληνικ βιβλιογραφα περ Μοναχισμο. θναι 1972. 23. 6 . The Coptic Encyclopaedia/Ed. Atiya A S. Ν. Y. 1991. 1–8. 7 . Vivian T. Reading the Saints (II): An annotated bibliography of early monastic texts and resources available in English//CistSt 1998. 33:3. 329–344. Интернет-ресурсы 8 . The Christian Classics Ethereal Library (www.ccel.org): Cassian’s Conferences 9 . The Ecole Initiative (www2.evansville.edu/ecoleweb/): Житие Антония и др. произведения (напр., жития св. Павла Фивейского и Марии Египетской). Общие проблемы древней аскезы 10 . Османкина Г. Ю. Монашеское движение в первые века возникновения византийской империи//Verbum 3 9 .1524). 105–110. 11 . Сидоров А. И. Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества. М. 1998. 528. [Популярный очерк. Библ.: 362–396. Приложение: Казанский П. С. Общий очерк жизни иноков египетских в IV и V веках. ( 1 М. 1872)]. 12 . Сидоров А. И. Становление культуры святости. Древнее монашество в истории и литературных памятниках//Он же. У истоков культуры святости: Памятники древнецерковной аскетической и монашеской письменности. М. 2002 [Сидоров. У истоков культуры святости]. 15–130. 13 . Филарет (Гумилевский) , архиеп. Черниговский. Жития святых подвижниц Восточной Церкви. СПб. 2 1885. М. 1994. 300. Подвижницы Александрии и ее окрестностей (Синклитикия, Сарра, Феодора, Александра и Пиамуна, Ефросиния, Фомаида, Таисия, Феодора, Аполлинария, Марина, Анастасия); 2: Верхнего Египта (Таисия, Пахомия, Исидора, Талида, Тафра, Евпраксия, Феодула, Юлия и неизвестные по имени); 3–6: Подвижницы палестинские, сирские, малоазийские, Константинополя и Эллады]. |
Введение I Глава. Отношения советского государства и Русской Православной Церкви в 1943–1958 гг. § 1. Кризис церковно-государственных отношений в России к 1943 году. § 2. Церковно-государственные отношения в 1943–1958 гг. § 3. Особенности развития внутрицерковной жизни в 1943–1958 гг. Таблица 1 II Глава. Гонения на Церковь в СССР В 1958–1964 гг.: роль в них государства и общества § 1. Усиление антицерковной политики Советского государства в 1958–1961гг. § 2. Реформа приходского управления. Закрытие храмов, как одно из важнейших направлений хрущевской антицерковной политики. Таблица 1. Закрытие храмов в Костромской области в 1961–1964 годах Таблица 2. Закрытие храмов в Ивановской области в 1961–1964 годах Таблица 3. Количество православных церквей, молитвенных домов и священников в некоторых областях РСФСР (на 01.01.1958) Таблица 4. Закрытые храмы Владимирской епархии (на 01.01.1962 г.) § 3. Общественная реакция на антицерковную компанию в России в 1958–1964 гг. Жизнь православного духовенства в этот период. III Глава. Отражение атеистической политики советского государства на внутрицерковной жизни и реакция советского общества на государственный атеизм в 1964–1988 гг. Таблица 1. Количество треб, совершенных в Ивановской, Костромской и Владимирской епархиях в 1960-е годы Таблица 2. Сведения о численном составе духовенства Владимирской епархии в 1962–1984 годах Таблица 3. Сведения о численном составе духовенства Ивановской епархии в 1977–1987 годах § 2. Русская Православная Церковь и религиозные диссиденты в 60–80-е годы ХХ века § 3. Поместный собор Русской Православной Церкви 1988 года и его роль в изменениях во внутрицерковной жизни. § 4. Общественное сопротивление в России советской атеистической политике. IV Глава. Русская Православная Церковь в постсоветской России § 2.Церковно-государственные отношения в условиях постсоветской России. § 3. Постсоветское общество в России и Русская Православная Церковь § 4. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 2000 года – важнейший этап истории Российского Православия. V Глава. Проблемы духовного образования в России в 1943–2000 ГГ. § 1. Православные духовные школы до революции 1917 года и в СССР до 1988 года. Таблица 1. Наличие богословских степеней у духовенства Владимирской епархии в 1970-е годы § 2. Духовное образование в России в 1990–2003 гг. § 3. Особенности становления некоторых провинциальных Российских духовных учебных заведений в 1990–2003 годах. Заключение |
Епископ Венский и Австрийский Иларион посетил Литву и Белоруссию Вильнюс, 2 июня 2005 г. 17-25 мая 2005 года представитель Русской Православной Церкви при европейских международных организациях епископ Венский и Австрийский Иларион по приглашению митрополита Виленского и Литовского Хризостома посетил Литву. В поездке епископа Илариона сопровождал секретарь митрополита Хризостома священник Владимир Селявко, сообщает " Служба коммуникации ОВЦС МП " . 17-18 мая состоялись встречи епископа Илариона с митрополитом Хризостомом и рядом клириков Виленско-Литовской епархии. 18 мая епископ Иларион посетил Пречистенский кафедральный собор и ряд других храмов Вильнюса. 19 мая епископ Иларион посетил Каунасский Благовещенский кафедральный собор, настоятелем которого он был в 1990-1991 годах. Владыку тепло приветствовал настоятель собора, благочинный Каунасско-Клайпедского округа протоиерей Анатолий Стальбовский, а также клирики и прихожане, которые собрались для встречи со своим бывшим настоятелем. 20 мая епископ Иларион посетил село Михново, где с 1920-х годов существует женская православная община, первым духовником которой был протоиерей Понтий Рупышев. Сестры общины не принимают монашеский постриг, но живут в послушании, целомудрии и нестяжании, сочетая физический труд с ежедневной молитвой. В советское время община продолжала существовать под видом колхоза. Владыку Илариона, который в конце 1970-х и в 1980-е годы, будучи школьником, неоднократно посещал общину, тепло приветствовал ее духовник архимандрит Леонид (Гайдукевич) с сестрами общины. В тот же день епископ Иларион совершил всенощное бдение в соборе Виленского Свято-Духова монастыря, иноком которого он был в 1987-1989 годах. Вечером того же дня в храме во имя святой великомученицы Параскевы состоялась встреча епископа с православной молодежью Литвы. На встрече присутствовали исполняющий обязанности настоятеля Пречистенского кафедрального собора протоиерей Дионисий Лукошявичус, ряд других клириков епархии. По окончании встречи епископ Иларион ответил на многочисленные вопросы собравшихся. |
Закрыть itemscope itemtype="" > Изменить себя В Школе трезвения православного клуба " Бодрствование " начался новый учебный год 23.08.2006 358 Время на чтение 7 минут С 22 августа 2006 года в Школе трезвения Санкт-Петербургского православного клуба " Бодрствование " во имя святого мученика Вонифатия начался новый учебный год. Здесь, в приходе храма " Неупиваемая Чаша " (завод АТИ, ул. Цветочная, 16), на специальных курсах помогают людям, желающим преодолеть алкогольную, табачную и игровую зависимости. О том, как осуществляется эта помощь, рассказывает председатель клуба и руководитель Школы трезвения Владимир Анатольевич Цыганков. - Владимир Анатольевич, как давно ведет свою работу клуб " Бодрствование " . - Православный клуб " Бодрствование " имеет многолетнюю историю. В 1970-х годах клуб создал выдающийся ученый-психофизиолог Геннадий Андреевич Шичко. Этого подвижника-трезвенника знают и любят многие в нашей стране, даже те, кто ни разу не встречался с ним. А дело утверждения народной трезвости, которому он служил значительную часть жизни до своей кончины 3 ноября 1986 года, остается актуальным и сегодня. В ноябре 1987 года руководителем клуба трезвенников, созданного Г.А.Шичко, был избран Владимир Алексеевич Михайлов, который соединил дело отрезвления народа по методу Шичко с православным просвещением и воцерковлением отрезвляющихся людей. 17 февраля 1993 года митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев) благословил клуб трезвенников (к тому времени он носил название " Клуб трезвости памяти Г.А.Шичко) на работу в православном русле и дал новое название клубу - клуб " Бодрствование " . С 1995 года клуб " Бодрствование " располагается на заводе АТИ (Санкт-Петербург, ул.Цветочная,16), в помещении, предоставленном генеральным директором завода Сергеем Евгеньевичем Васильевым. Его заботами на заводе началось строительство церкви во имя иконы Божией Матери " Неупиваемая Чаша " , первого в России храма, получившего такое именование. По завершении строительства храм и клуб " Бодрствование " посетил 17 марта 1997 года митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир. В тот день правящий архиерей благословил клубу именоваться впредь православным клубом " Бодрствование " во имя святого мученика Вонифатия. |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Владимир (Котляров), митр. С.-Петербургский. Фотография. 2002 г. (Котляров Владимир Саввич; род. 27.05.1929, г. Актюбинск, Казахстан), митр. С.-Петербургский и Ладожский. Из семьи диакона. После окончания бухгалтерского отд-ния Джамбулского статистического техникума учился в Московской ДС (1948-1952). С авг. 1952 г. исполнял послушание псаломщика в Никольском кафедральном соборе Алма-Аты (Казахстан). 22 мая 1953 г. архиеп. Алма-Атинским священноисп. Николаем (Могилёвским) рукоположен во диакона, 24 мая - во иерея с зачислением в причт Никольского собора. В 1953-1958 гг. учился в ЛДА, к-рую окончил со степенью канд. богословия за соч. «Троице-Сергиева пустынь Петроградской епархии: Ист. очерк». Оставлен профессорским стипендиатом по кафедре истории Русской Церкви, впосл. преподавал в ЛДС литургику, затем - в ЛДАиС церковный устав, Свящ. Писание ВЗ. В февр. 1962 г. наместником ТСЛ архим. Пименом (Хмелевским) был пострижен в монашество с наречением имени в честь блгв. кн. Владимира Ярославича , назначен заместителем начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме . В окт. 1962 г. возведен в сан архимандрита. Тогда же в качестве наблюдателя от РПЦ присутствовал на 1-й сессии Ватиканского II Собора . 29 нояб. 1962 г. В. определено быть епископом Звенигородским, викарием Московской епархии, с исполнением обязанностей представителя МП при ВСЦ в Женеве. Хиротония, к-рую возглавил Патриарх Московский и всея Руси Алексий I , состоялась 30 дек. 1962 г. в Трапезном храме ТСЛ. 30 марта 1964 г. В. был назначен епископом Воронежским и Липецким с освобождением от обязанностей представителя МП при ВСЦ. С 5 февр. 1965 г. епископ Подольский, викарий Московской епархии, представитель МП при Патриархе Антиохийском Феодосии VI . С 19 нояб. 1966 г. епископ Кировский и Слободской. С 7 окт. 1967 г. епископ Берлинский и Среднеевропейский, Патриарший экзарх в Ср. Европе, 20 окт. возведен в сан архиепископа. 20 марта 1969 г. включен в состав комиссии Свящ. Синода по вопросам христ. единства. С 1 дек. 1970 г. архиепископ Ростовский и Новочеркасский. 31 мая 1973 г. В. был переведен на Иркутскую и Читинскую кафедру с временным управлением Хабаровской и Владивостокской епархией. С 17 апр. 1975 г. архиепископ Владимирский и Суздальский, с 24 апр. 1980 г. архиепископ Краснодарский и Кубанский. 12 мая 1987 г. В. был назначен архиепископом Псковским и Порховским, с 3 апр. 1990 г. носил титул «Псковский и Великолукский», 25 февр. 1992 г. возведен в сан митрополита. Являлся членом комиссии по организации празднования Тысячелетия Крещения Руси . Усилиями В. в 1992 г. был возрожден Святогорский опочецкий в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-рь . 23 февр. 1993 г. В. вновь возглавил Ростовскую и Новочеркасскую епархию. |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НИКИТА ДАВИД ПАФЛАГОН [Греч. Νικτας Δαβδ Παφλαγν] (2-я пол. IX в., Пафлагония - нач./сер. X в.), визант. писатель. Биография Основными источниками о жизни Н. Д. П. являются: 1) эпистолярное наследие учителя, а впосл. идеологического противника Н. Д. П. архиеп. Кесарийского Арефы ( Westerink. 1968. Vol. 1. P. 267-270, 306-319, 340-362; 1972. Vol. 2. P. 149-182); 2) Житие патриарха Евфимия (Vita Euthymii. 1970. P. 104-109; BHG, N 651; Житие создано в 920-925 гг. в Псамафийском монастыре в К-поле учеником Н. Д. П.); 3) фрагменты анонимного сочинения, дошедшего в рукописи Hieros. Sab. 704, вероятно представлявшего собой Житие Н. Д. П. ( Flusin. 1985. T. 9; 1987. T. 10). В исследованиях Р. Дж. Х. Дженкинса, Л. Г. Вестеринка, Б. Флюзена и С. А. Пасхалидиса доказано, что в этих источниках идет речь об одном и том же лице. Однако полная реконструкция биографии Н. Д. П. и составление исчерпывающего перечня его сочинений затруднены по 2 причинам. Во-первых, названные источники отражают в основном события 1-го десятилетия X в., а более ранние и более поздние этапы жизни Н. Д. П. восстанавливаются на основании косвенных данных. Во-вторых, значительная часть приписанных ему сочинений не имеет критических изданий, а ряд сочинений утрачен. Указания на авторство в рукописях очень разнообразны («Никита ритор», «Никита философ», «Никита схоластик») и не всегда позволяют понять, идет ли речь об одной и той же фигуре. Рождение Н. Д. П. обычно относят к 80-м гг. IX в. ( Πασχαλδης. 1999. Σ. 90; Jenkins. 1965; PMBZ, N 25712), однако в последние годы были сделаны убедительные попытки датировать его более ранним периодом. В качестве однозначного terminus post quem исследователями принимается 860 г. ( Tamarkina. 2006; Treadgold. 2013). Возможно, Н. Д. П. род. в Амастриде. Его отец был священником, у Н. Д. П. было 3 брата. Его дядя Павел был сакелларием и настоятелем мон-ря св. Фоки в К-поле. Он помог юному племянику переехать в К-поль и позаботился о том, чтобы тот попал в ученики к интеллектуалу Арефе. Н. Д. П. и Арефу связывала дружба и после окончания обучения, когда Н. Д. П. сам приступил к преподавательской деятельности. Они обменивались посланиями, в которых обсуждали свои сочинения (послание Арефы N 32 с критикой Похвалы свт. Григорию Богослову, принадлежащей Н. Д. П. (BHG, N 725) - Westerink. 1968. Vol. 1. P. 267-270) и различные философские вопросы (послание Арефы N 56 о разумной душе по Аристотелю: Ibid. P. 340-362). |
| |