Закрыть Архиепископ Гавриил (Стеблюченко) вышел из комы Но состояние здоровья архипастыря врачи оценивают как стабильно тяжелое 17.05.2016 1338 Архиепископ Гавриил (Стеблюченко) после перенесенного инсульта впал в состояние комы, сообщил вчера «Русской народной линии» источник из окружения владыки. По последним данным, владыка вышел из комы. Сегодня его причастили и пособоровали. Однако врачи оценивают состояние архиерея, находящегося в реанимации Первой городской больницы г.Благовещенска, как стабильно тяжелое. Архиепископ Гавриил (Стеблюченко) родился 30 июня 1940 г. в г. Херсоне в рабоче-крестьянской семье. В 1958 г. по окончании школы поступил в Одесскую духовную семинарию и одновременно стал послушником Свято-Успенского Одесского монастыря. В 1959 г. пострижен в иночество с именем Георгий в честь св. вмч. Георгия Победоносца. В 1962 г. поступил в Ленинг радскую духовную академию, которую окончил в 1966 г. со степенью кандидата богословия за сочинение на тему «Взаимоотношение Русской Православной Церкви с Англиканской Церковью в свете исторической литературы». 15 июня 1966 г. митрополитом Ленинградским и Новгородским Никодимом (Ротовым) пострижен в монашество с наречением имени Гавриил в честь архангела Гавриила, 19 июня рукоположен во иеродиакона и назначен на служение в г. Выборг Ленинградской обл. В 1966 г. был участником съезда Христианской мирной молодежной конференции, который проходил в г. Куопио, Финляндия. С 20 января 1967 г. по 15 августа 1968 г. нес послушание секретаря Русской духовной миссии в Иерусалиме в сане архидиакона. В 1968 г. по окончании заграничной командировки митрополитом Ленинградским Никодимом рукоположен во иеромонаха, награжден набедренником и назначен настоятелем Спаса-Преображенского собора в г. Выборге. 19 августа 1971 г. награжден наперсным крестом. 22 января 1972 г. переведен в Псковскую епархию и назначен настоятелем Свято-Троицкого кафедрального собора г. Пскова и одновременно ответственным представителем псковского митрополита по встрече иностранных гостей.

http://ruskline.ru/news_rl/2016/05/17/ar...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла С. Кожухаров. Фотография. XX в. Стефан Емануилов (13.11.1934, Петырч, близ Софии - 25.01.2000, София), болг. филолог, литературовед, гимнолог, археограф, музыковед. Род. в семье священника. В 1953 г. окончил ДС в Софии, в 1957 г.- ДА. Второе, филологическое высшее образование получил в Софийском ун-те (1965). Работал учителем в Софии (1966-1967), в справочно-библиографическом отделе НБКМ (1968), с кон. 1968 г.- специалистом в Секции истории болгарского языка Ин-та болгарского языка Болгарской АН. В 1968-1971 гг. учился в аспирантуре Ин-та болг. лит-ры Болгарской АН, с 1972 г. там же работал филологом-специалистом, старшим научным сотрудником (1988), руководителем Секции древней болгарской лит-ры (1989), директором (1992-1999). С 1976 г. преподавал в Софийской ДА курс «Церковнославянский язык в связи с древнеболгарским». В 1978-1979 гг. стажировался в Отделе древнерус. лит-ры Ин-та русской лит-ры АН СССР (Пушкинский Дом), в 1981 г. читал лекции в ун-те г. Колумбус (шт. Огайо, США). Как филолог К. сформировался в период обучения в аспирантуре под рук. П. Динекова , а как археограф - под влиянием Х. Кодова . К. поддерживал общение с российскими учеными: Д. С. Лихачёвым (выделявшим его из числа болг. исследователей), А. И. Роговым, Н. Б. Тихомировым, А. А. Туриловым и др. Происхождение, образование и религиозность К. органически соединились в его выборе в качестве области исследований болг. гимнографии от времени равноапостольных Кирилла и Мефодия и их учеников до кон. XVIII в. Неизученность рукописной традиции гимнографических памятников и необходимость разыскания материалов в древлехранилищах (как болгарских, так и зарубежных) предопределили его многочисленные археографические открытия как лит. памятников, так и списков уже известных произведений. Во вступительной части обобщающего труда, незавершенного и опубликованного посмертно (Проблеми на старобълг. поезия. 2004), К. на основе стилистических и структурных особенностей выделил 4 школы в развитии болг.

http://pravenc.ru/text/1841670.html

Botte=Botte B. From Silence to Participation: An Insiders View of Liturgical Renewal. Washington, 1988. Botte. Foreword=Botte B. Foreword to the third edition//Baumstark A. Comparative Liturgy. London, 1958. Botte. The Short Anaphora=Botte B. The Short Anaphora//The New Bouyer. Liturgical Piety=Bouyer L. Liturgical Piety. Indiana, 1955. Bouyer. Liturgy and Architecture=Bouyer L. Liturgy and Arhcitecture. Indiana, 1967. Bouyer. The Decomposition=Bouyer L. The Decomposition of Catholicism. London, 1970. Bouyer. The Eucharist=Bouyer L. Eucharist: Theology and Spirituality of the Eucharistic Prayer. Indiana, 1968. Bouyer. The Liturgy Revived=Bouyer L. The Liturgy Revived: A Doc trinal Commentary of the Conciliar Constitution on the Liturgy. Indiana, 1964. Bouyer. The Third Eucharistic Prayer=Bouyer L. The Third Eucharistic Prayer IIThe New Liturgy. Bria=Bria I. The Liturgy after the Liturgy. Geneva, 1966. Brightman=Brightman F.E. Liturgies Eastern and Western. Vol. I: Eastern Liturgies. Oxford 1896. Bugnini=Bugnini A. The Reform of the Liturgy: 1948–1975. Collegeville, Minnesota. 1990. Busch=Busch W. The Liturgical Movement (Letter to the Editor)//Commonwealth. November 4, 1925. Cabrol=Cabrol F. The Mass of the Western Rite. ID. http://www.ewtn.com/library/liturgy/mass.txt. Calivas=Calivas A.C. The Penthekte Synod and Liturgical Reform//Holy Cross Conference: The Council «in Trullo»: Basis for Ecclesiastical reform? A Conference Commemorating the 1300 Anniversary of the Penthekte Ecumenical Council «in Trullo»//The Greek Orthodox Theological Review. 1–2. 1995. Casel. Neue Zeugnisse=Casel O. Neue Zeugnisse fur das Kultmysterium HJahrbuch fur Liturgiewissenschaft. XIII. 1933. Casel. The Mystery=Casel O. The Mystery of the Christian Worship and Other Writings. London, 19632. Champlin=Champlin J.M. The proper Balance: A Practical Look at Liturgical Renewal. Indiana, 1981. Chrichton=Chrichton J.D. The Church s Worship: Considerations on the Liturgical Constitution of the Second Vatican Council. London- Dublin, 1966.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Этапы духовного странствия (автобиография) Скачать epub pdf Об авторе Архимандрит Плакида (Дезей) родился во Франции в 1926 г. в католической семье; в 1942 г., в возрасте шестнадцати лет поступил в цистерцианское аббатство Бельфонтэн. В 1966 г. в поисках подлинных корней христианства и монашества основал вместе с друзьями-монахами монастырь византийского обряда в Обазине (департамент Коррэз). В 1977 г. монахи монастыря решили принять Православие. Переход состоялся 19 июня 1977 г.; в феврале следующего года они стали монахами афонского монастыря Симонопетра. Вернувшись через некоторое время во Францию, отец Плакида основал монастырь преподобного Антония Великого в Сэн-Лоран-ан-Руайан (департамент Дром), в горном массиве Веркор, и стал его игуменом. Доцент патрологии в Свято-Сергиевском православном богословском институте в Париже. Является основателем серии “Spiritualite orientale” («Восточная духовность»), выпускаемой с 1966 г. издательством аббатства Бельфонтэн. Автор и переводчик многих книг по православной духовности и монашеству, важнейшими из которых являются: Дух пахомиевского монашества, 1968. Видехом свет истинный: монашеская жизнь, ее дух и основополагающие тексты,1990. Православная духовность и «Добротолюбие», 1997. Евангелие в пустыне, 1999. Пещь вавилонская: духовный путеводитель, 2001. Основы катехизиса, 2 тт., 2001. Уверенность в невидимом, 2002. «Тело – душа – дух» в православном понимании, 2004. «Добротолюбие» и православная духовность, 2006. Становление С особой признательностью я вспоминаю всех, кто повлиял на мое становление как человека и христианина. Благодаря своей семье я был воспитан в духе великих литургических и святоотеческих традиций Церкви. У бабушки и у обеих моих теток по отцовской линии, оказавших на меня особенно сильное влияние, настольной книгой был «Древний молитвослов» дона Каброля, а также «Церковный год» дона Геранже, в котором встречалось множество удивительных древних литургических текстов Восточной и Западной Церквей. Эти женщины, наделенные твердой верой и глубоким благочестием, не переносили сентиментальной набожности, и довольно рано я воспринял от них вкус к сокровищам церковного Предания. Они благоговели перед монашеством, любили труды дона Мармиона; образцом христианской жизни в их понимании были такие великие аббатства, как Бёрон, Маредсу и Солезм. Когда я учился в начальной школе, мои воспитатели-иезуиты – люди молитвы, сердечного благородства и прекрасного образования – пробудили во мне любовь к классической древности, рыцарскому Средневековью, а также к истории Франции XVII столетия. Это ничуть не противоречило моему семейному воспитанию.

http://azbyka.ru/otechnik/Plakida_Dezej/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Архимандрит Антоний (Гулиашвили): «О Рим! - и я христианин» Часть 1. Подвижники 09.04.2013 874 Время на чтение 29 минут Отец Антоний (в миру Александр Гулиашвили) родился в 1939 году, возле храма святого Михаила Тверского в Тбилиси. Мама русская, из Краснодара, отец - из Тбилиси. Учился в средней школе Тбилиси. После школы работал переплетчиком в издательстве «Заря Востока», техническим работником в театре им. А.С. Грибоедова. С шести лет «бегал» в храм, его школьным приятелем был внук протоиерея Бориса Фарафанова, клирика храма святого Михаила Тверского. Окончил Мцхетскую семинарию. В 1965 году рукоположен в диакона Патриархом Ефремом II в храме преподобного Давида Гареджийского в Тбилиси и назначен в храм святителя Николая в Батуми. 26 октября того же года рукоположен во иерея в Поти Патриархом Ефремом II в храме Иверской иконы Божией Матери. Диаконство и священство проводил в Батуми в храме святителя Николая под началом епископа Илии (Шиолашвили, ныне - Католикос-Патриарх всея Грузии). В 1966 году, во время паломничества в Почаевскую лавру, на автостанции случился инцидент с руководителем атеистической группы Максимюком, который плюнул на рясу отца Антония. Батюшка защитил честь рясы и был осужден на год. После заключения служил с 1967 по 1968 год в Преображенском храме в Телави, а с 1968 по 1971 год - в храме святой Нины в Тбилиси. В разное время являлся настоятелем Петропавловской церкви в Тбилиси, кафедрального собора в честь Успения Божией Матери в с. Манглиси, «нижней» церкви святой Варвары в Тбилиси. Также служил в с. Цалка в храме святителя Спиридона Тримифунтского и в храме святого Михаила Тверского в Тбилиси. С 1998 года по сегодняшний день является клириком храма святого Александра Невского в Тбилиси. Отец Антоний награжден правом ношения двух крестов, орденом св. равноап. князя Владимира 3-й степени от Русской Православной Церкви. Недавно, в Неделю о блудном сыне, отцу Антонию была вручена высшая награда Грузинской Православной Церкви - орден святой равноапостольной Нины . Наместник, братия и прихожане Сретенского монастыря, редакция портала Православие.Ru и студенты Сретенской духовной семинарии от всей души поздравляют батюшку с этой наградой!

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИННОКЕНТИЙ (Просвирнин Анатолий Иванович; 5.05.1940, Омск - 12.07.1994, Москва), архим., историк, археограф. С 10-летнего возраста прислуживал в Омском кафедральном соборе, был алтарником, затем иподиаконом сначала у еп. Венедикта (Пляскина) , позже у еп. Вениамина (Новицкого) . В 1958 г. поступил во 2-й класс МДС. Через год был призван в армию, служил в зенитных войсках в Азербайджане. После армии в 1964 г. окончил семинарию. Во время учебы в МДА (1964-1968) сформировались научные интересы И.: история монашества, старчества, миссионерства, книжности на Руси с древнейших времен. Первую научную работу Просвирнин посвятил Оптиной в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы пустынь и 12 июня 1968 г. был удостоен за нее степени кандидата богословия. По окончании Академии был оставлен в Московских Духовных школах преподавателем истории РПЦ. С 1963 г. по приглашению председателя Издательского отдела Московского Патриархата еп. Волоколамского Питирима (Нечаева) и по благословению схиархим. прп. Севастиана (Фомина) работал в редакции «Журнала Московской Патриархии» . С 1 апр. 1966 г. был редактором, заведовал отделами проповеди и богословия «ЖМП». В кон. 1975 г., уже будучи протоиереем, был введен в состав редколлегии ежегодного сб. «Богословские труды», а в нач. 1977 г. назначен заместителем главного редактора по научной работе. 4 февр. 1970 г. в Успенском храме Новодевичьего московского монастыря еп. Волоколамским Питиримом (Нечаевым) Просвирнин был рукоположен во диакона, 22 февр. того же года, в день празднования обретения мощей свт. Иннокентия, еп. Иркутского,- во иерея. 27 дек. 1977 г. в Троице-Сергиевой лавре наместником архим. Иеронимом (Зиновьевым) был пострижен в монашество с именем в честь Московского свт. Иннокентия (Вениаминова) , 16 апр. 1978 г. возведен в сан игумена, 26 апр. 1981 г.- в сан архимандрита. Помимо «ЖМП» и «Богословских трудов» участвовал в работе над др. изданиями, выпущенными Издательским отделом МП РПЦ, в подготовке к печати Библии (1969), Нового Завета (1976). Значителен вклад И. в публикацию «Настольной книги священнослужителя», прежде всего томов 2 и 3, содержащих Месяцеслов - Жития святых православной Церкви. Альбом «Троице-Сергиева лавра» является одной из лучших книг, посвященных обители прп. Сергия Радонежского.

http://pravenc.ru/text/468751.html

Архиепископ Анатолий (Кузнецов) 11 апреля 2024 г. 15:40 Архиепископ Анатолий (Кузнецов) 28.05.1930–26.01.2024 26 января 2024 года на 94-м году жизни преставился ко Господу старейший архиерей Русской Православной Церкви архиепископ Анатолий (Кузнецов). PDF-bepcuя. Преосвященный Анатолий (в миру  Евгений Власович Кузнецов) родился 28 мая 1930 года в городе Иркутске в многодетной семье инженера Власа Игнатьевича Кузнецова. Мать, Мария Ильинична, происходила из священнического рода. В 1937 году, в период массовых политических репрессий, отец Евгения был арестован и расстрелян.  С раннего детства Евгений, воспитывавшийся в православной семье, полюбил церковные богослужения и уже в юные годы стал прислуживать в алтаре местной приходской церкви.   В 1945 году по окончании средней школы (тогда семилетки) Евгений стал служить алтарником в Крестовоздвиженской церкви города Иркутска. С 1947 по 1949 год исполнял обязанности псаломщика в Воскресенской церкви села Верхоленского под Иркутском, а в 1949 году стал иподиаконом архиепископа Иркутского и Читинского Палладия (Шерстенникова; †1976).   Осенью 1949 года поступил в Московскую духовную семинарию, которую окончил в 1956 году по первому разряду. Во время обучения в семинарии был призван в Советскую армию, проходил службу на Тихоокеанском флоте в 1951–1954 годах. Тридцать первого октября 1954 года архиепископом Палладием был рукоположен в сан диакона, после чего продолжил богословское образование в Московской духовной семинарии. Первого июля 1956 года архиепископом Можайским Макарием (Даевым; †1960) был рукоположен во пресвитера в храме Положения Ризы Господней на Донской города Москвы. В 1956 году был зачислен на первый курс Московской духовной академии, которую окончил в 1960 году со степенью кандидата богословия. Решением Ученого совета академии был оставлен при МДАиС профессорским стипендиатом на кафедре Священного Писания Нового Завета Московской духовной семинарии. С 1966 года — преподаватель на кафедре Священного Писания Ветхого Завета в Московской духовной академии. С февраля 1967 года — доцент Московской духовной академии. Одиннадцатого октября 1960 года был пострижен в монашество с наречением имени в честь святого мученика Анатолия Никомидийского в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры. В октябре 1963 года возведен в сан игумена, а к Пасхе 1968 года в сан архимандрита.

http://e-vestnik.ru/obituaries/arhiepisk...

Завидово. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Впервые церковь упомянута в Писцовой книге Клинского уезда, составленной в 1623-1624 годах: " Село Завидово на речке Дойбице, а в селе церковь во имя Успения Пречистыя Богородицы каменна - делана на два престола — престол Архангела Михаила, да престол Николы Чудотворца, а в церкви каменной образы и свечи и ризы и книги и колокола строение мирское - приходских людей ... " По мнению А.М. Салимова, храм был построен между 1610 годом и началом 1620-х годов. В это время каменные сельские храмы были большой редкостью. Храм уникален еще и тем, что построен в первые годы после окончания Смутного времени. В 1820 году Успенский храм был покрыт железом. Во время капитальной реконструкции, начавшейся в 1853 году, трапезная и колокольня были разобраны, а на их месте выстроена более обширная трапезная с двумя приделами – во имя Архистратига Михаила и Пророка Илии. Стены были расписаны живописью в настоящей церкви в 1871 году, а в трапезной – в 1886 году. Кирпичная колокольня (поставленная отдельно – в восемнадцати саженях от церкви) в три яруса появилась в 1865 году. По окончании реконструкции, 21 марта 1873 года, храм Успения Божией Матери в Завидове был освящён. Известно имя его строителя, руководителя артели, – Фёдор Тихонов. Об этом сообщает хранящийся и сейчас в храме памятный знак. В 1915 году в Успенском храме села Завидова работали над академическим восстановлением интерьера петербургские художники. С 1951 по 1955 годы богослужения в церкви не осуществлялись. В 1957-1958 годах в храме было устроено водяное отопление и электрическое освещение. В 1962 году были отремонтированы купола, изготовлены решетчатые двери. В 1966 году были промыты и отреставрированы росписи сводов четверика. Были заменены деревянные двери и частично пол. Капитальный ремонт храма был закончен в 1968 году, и 21 сентября, в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, храм был освящён. В 1980 году была отремонтирована кровля, установлена водосточная система, оштукатурены стены, отреставрирован цоколь и проведены другие восстановительные работы. В 1991 году обновили алтарь в Успенском приделе, а во всём храме провели косметический ремонт.

http://sobory.ru/article/?object=05972

Закрыть itemscope itemtype="" > «У верующего человека обязанность одна – быть человеком» На 88-ом году жизни отошёл ко Господу русский писатель, литературовед и историк русской культуры Александр Николаевич Стрижев 17.03.2022 1987 Время на чтение 3 минуты Фото: Pravoslavie.ru Сегодня в 8 часов утра на 88 году жизни отошёл ко Господу один из старейших авторов «Русской народной линии» русский писатель, литературовед и историк русской культуры, библиограф Александр Николаевич Стрижев. Редакция «Русской народной линии» скорбит и приносит искренние соболезнования родным, близким и всем почитателям творчества почившего. Смерть А.Н. Стрижёва – общее горе для всех любителей и ценителей русской старины, русской культуры, русской природы и русского быта. Господь да упокоит душу новопреставленного раба Божия Александра в Своих селениях праведных. В 2019 году главный редактор «Русской народной линии» Анатолий Степанов в рамках программы «Старейшины. Разговоры с теми, кого нужно слушать» беседовал с Александром Николаевичем. Теперь это уже история русского народа. Новопреставленному рабу Божию Александру принадлежит такая фраза: «А у верующего человека обязанность одна – быть человеком». И сегодня это становится поистине главным. Отпевание Александра Николаевича Стрижёва состоится в субботу, 19 марта, в храме Успения Пресвятой Богородицы в Косино, http://kosino-hram.ru/ после богослужения в здании рядом пройдёт гражданская панихида, затем поминки. Краткая биография: Александр Николаевич Стрижёв (род. 12 августа 1934) — русский писатель, литературовед и историк русской культуры; библиограф. Родился в крестьянской семье в селе Тарадеи Шацкого района (тогда — в Московской, а с 1937 года — в Рязанской области). После окончания сельской семилетней школы продолжил обучение в Москве , где в 1958 году окончил редакционно-издательский факультет Полиграфического института. С 1959 г. по 1994 г. работал в Аграрном издательстве. С детства полюбил чтение, ещё в школьном возрасте начал писать стихи, публиковался в студенческих многотиражках. Первая заметка Стрижёва о природе появилась в областной газете « Ленинс кое знамя» 11 сентября 1964 года, и с этого времени он стал постоянным автором рубрики «Заметки фенолога» в различных московских газетах. В журнале «Наука и жизнь» он с 1966 года вёл рубрики «Народный календарь» и «Русское разнотравье». В 1968 году вышел «Народный календарь», в 1971 году — «Календарь русской природы» (1971), где в условиях идеологического запрета, Стрижёв избрал форму «фенологических очерков» как единственно возможный легальный способ говорить о христианской духовности народа, где воссоздана религиозно-философская картина мира. Стрижёвым было написано более 20 книг о природе («Народные приметы», «Большая книга леса», «Календарь русской природы», «Ваш кормилец огород», «Лесные ягоды» и др.).

http://ruskline.ru/news_rl/2022/03/17/u_...

иером. Дамаскин (Христенсен) Часть IX 79. Наследие Сербского епископа Саввы Пишу о владыке Иоанне, и все как-то становится приятно на душе. Не хотелось бы, чтобы более важные сведения о нем затерялись. Епископ Савва (Сарачевич) 1205 Мы уже рассказывали, как некогда, путешествуя по Канаде, отец Герман – еще до знакомства с отцом Серафимом – встретился с епископом Саввой Эдмонтонским и проговорил с ним всю ночь, больше, правда, слушая рассказ епископа о том, каким ему видится духовное возрождение Русского Зарубежья. В то время отец Герман недоверчиво слушал владыку, и не без оснований. Как отметил потом отец Серафим, «пламенные призывы епископа Саввы собрать Братство духовного возрождения поначалу вызвали некоторый интерес, но так ни к чему и не привели – ив основном, без сомнения, потому, что этому никак не способствовали условия русской эмиграции, придавленной мирскими заботами и искушениями». 1206 В последние годы жизни епископу Савве выпало сеять семена духовного возрождения, и им суждено было дать всходы, о которых он и не мечтал за все годы трудов на этом поприще. После кончины архиепископа Иоанна он оказал Церкви неоценимую услугу, записав свидетельства святости владыки Иоанна. Именно за этот труд любви выдающегося сербского иерарха епископа Савву сегодня люди поминают добром. Отец Серафим вспоминал: «Первые месяцы после упокоения архиепископа Иоанна в 1966 году в русской эмигрантской прессе появилось много личных свидетельств о его святости и подвижничестве, признаний его исключительной роли в жизни паствы. Но вскоре поток писем иссяк – очевидно, почитание, носившее личностный характер, на этих людях, знавших его лично, прерывалось. Тогда-то епископ Савва опубликовал свои материалы об архиепископе Иоанне. В 1967–1968 годах в газете “Православная Русь” он напечатал пятнадцать статей разного объема и назначения. Вместо разрозненных личных воспоминаний прихожан он поместил подборку своих собственных (провинция Альберта, Канада) свидетельств, тщательно отобранных и проверенных. В них раскрывались разные черты владыки Иоанна, его святые дела. Более того, епископ Савва снабдил свои статьи многочисленными цитатами из житий и творений святых отцов, для того чтобы подчеркнуть преемственность традиции православных святых, среди которых архиепископ Иоанн занимал достойное место.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/o...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010