Несмотря на преклонный возраст он совершал многочисленные пастырские поездки по храмам Иркутска, Омска, Тюмени, Тобольска, Томска, Барнаула, Красноярска, Бийска, Хабаровска. На 1 января 1960 года в Епархии насчитывалось 55 приходов, объединенных в 5 благочиннических округов, совпадавших с территориально-административными границами краев и областей, входивших в состав Епархии. Богослужение совершали 95 священников, 25 диаконов, 11 псаломщиков. Святительство Преосвященных митрополита Нестора (1956-1958гг.), епископа Доната (1958-1961гг.), епископа Леонтия (1961-1963гг.), епископа Кассиана (1963-1964гг.), архиепископа Павла (1964-1972гг.) проходило в десятилетия весьма сложных отношений между Церковью и государством. К середине 60-х годов в Новосибирской Епархии насчитывалось 33 прихода, то есть 60 % количества приходов 1960 года. Практически полностью отсутствовали храмы в селах. С 1972 по 1990 год Епархией управлял епископ, а впоследствии Архиепископ и Митрополит Гедеон (Докукин). Во время его многолетнего святительства были установлены неплохие отношения с представителями местной власти, удалось не только приостановить закрытие храмов, но и добиться регистрации новых общин, в том числе в тех населенных пунктах, где в послевоенный период православные общины зарегистрировать не удалось. К 1988 году построен Вознесенский кафедральный собор и Загородная резиденция. К концу 80-х годов территория Новосибирской Епархии была очень обширной. В ее состав входят: Новосибирская, Томская и Кемеровская области (Кузбасс); Красноярский и Алтайский края; Тувинская АССР, Горно-Алтайская и Хакасская автономные области. Общая площадь Епархии – более 3 млн. км2; с населением около 15 млн. человек. На 1 января 1990 года в Новосибирской и Барнаульской Епархии – 60 приходов и 146 священнослужителей. Начиная с 1990 года во всех территориально-административных образованиях, входивших в состав Новосибирской Епархии, начинают учреждаться самостоятельные епископские кафедры. Святительство Епископа Тихона (Емельянова) – 1990-1995гг.

http://azbyka.ru/palomnik/Новосибирск

Философ Николаевич Орнатский в юности в 1869–1874гг.  обучался в Белозерском (с 1971/1972гг. оно было  преобразовано в Кирилловское) духовном училище. Поступив по экзамену в СПБ. Д. Семинарию, он окончил ее в 1881 г. под 2, а в 1885г. и СПБ. Дух. Академию под 10 из 102-х, со „степенью кандидата, с правом получения степени магистра без нового устного испытания» 6 . 28 июля того же 1885г. он был рукоположен во священника митрополитом Петербургским Исидором ко храму в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» при детском приюте принца Петра Георгиевича Ольденбургского в Санкт-Петербурге, где прослужил 7 лет, в том числе и в качестве законоучителя. Открытый как начальное учебное заведение для детей бедных родителей, этот приют впоследствии получил права мужского реального училища с тремя отделениями и женской гимназии с музыкальным отделением. Этот первоначальный опыт приходского пастыря и школьного учителя послужил для о. Философа благоприятным фактором для его  дальнейшей более масштабной и значимой церковно-просветительской деятельности. В 1888 году отец Философ был назначен членом СПб. Епархиального Комитета Всероссийского. Православного Миссионерского Общества, которое было основано в 1865 году для выполнения задач, направленных на просвещение многих крещеных, но по-настоящему не воцерковленных, а поэтому легко поддающихся духовному повреждению, граждан России, на интеграцию различных этносов в рамках единого государства,  включению соответствующего этноса в социальную и государственную структуру Российской империи, а также для деятельности далеко за её пределами (в торговых и дипломатических представительствах) 7 . В 1890-м – о. Философ был избран членом Совета Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви, а 4 мая 1892 года стал и его председателем, вплоть до своей кончины 8 . Это общество было основано в Санкт-Петербурге в апреле 1881 года в ответ на убийство имп. Александра II с целью защиты граждан Российской империи, в первую очередь молодежи, от тлетворного влияния бурно распространяющихся  в обществе атеистических и нигилистических идей, а также для воспитания православного человека, как подлинного христианина. Прот. Философ к социально-просветительской деятельности Общества в помощь священнослужителям привлекал многих духовно образованных мирян, студентов СПб. Духовной академии (в т. ч. студента Василия Казанского, будущего митрополита Петроградского Вениамина).

http://azbyka.ru/otechnik/Filosof_Ornats...

Награды: орден Трудового Красного Знамени (24 ноября 1942 г., за выполнение заданий правительства по производству боеприпасов); орден Красной Звезды (11 мая 1944г., за успешное выполнение заданий правительства по производству боеприпасов); орден Красного Знамени (3 ноября 1944 г., за выслугу лет). Умер 21 марта 1976 г. ЗАПЕВАЛИН Михаил Александрович (1905–1972гг.), уроженец деревни Строгино Кунцевского района Московской области, русский, партстаж с 1929 г., чекстаж с 1939 г., образование – высшее (Симферопольский пединститут в 1949 г. заочно); с 1926 г. – курсант совпартшколы 2 ступени (г. Коломна Московской области); с 1928 г. – курсант военной школы имени ВЦИК (г. Москва); с 1931 г. – командир взвода военной школы имени ВЦИК; с 1934 г. – ответственный секретарь партбюро учебного батальона (там же); с 1935 г. – ответственный секретарь отряда специального назначения Управления коменданта Московского Кремля; с 1937 г. – слушатель Высшей школы пропагандистов при ЦК ВКП(б); с 1939 г. – инструктор Управления кадров ЦК ВКП(б); с 21 сентября 1939 г. – начальник Командного отдела ГУРКМ НКВД СССР; с 1 февраля 1940 г. – зам. начальника ГУРКМ НКВД СССР по кадрам; с 22 марта 1941 г. – зам. начальника УНКВД г. Москвы по кадрам; с 11 августа 1941 г. – зам. начальника Отдела кадров НКВД СССР; с 13 сентября 1941 г. – зам, начальника ГУОБР НКВД СССР по кадрам (по совместительству); с 6 октября 1941 г. – зам. начальника УНКВД Московской области по кадрам; с 29 июля 1943 г. – зам. начальника УНКВД Московской области; с 22 мая 1945 г. – зам. начальника Отдела «Ф» НКВД СССР; с 16 октября 1945 г. – начальник У НКВД Смоленской области; с 19 января 1949 г. – начальник УМВД Крымской области; с 20 декабря 1949 г. – начальник политотдела и зам. начальника ГУЛАГа по политработе; с 19 ноября 1952 г. – Министр внутренних дел Татарской АССР; с 21 июля 1953 г. – 1-й зам. Министра внутренних дел Грузии; с 30 апреля 1954 г. – 1-й зам. председателя КГБ при СМ Грузии; с 10 января 1955 г. – зам. начальника Карагандинского УИТЛ МВД;

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

схимонах Епифаний (Чернов) Скачать epub pdf Глава третья. Преподавательская деятельность. Принятие монашества В биографии Владыки Феофана, составленной Архиепископом Аверкием (Высокопреосвященный Феофан, Архиепископ Полтавский и Переяславский. К столетию со дня рождения: 1872–1972гг. Джорданвилль, 1974г.), есть некоторая неточность. Там указывается, что Архиепископ Феофан родился 1-го января 1872 года. Эта дата ошибочна. Да и сам биограф не уверен в ней. В другой работе Архиепископ Аверкий указывает иной год рождения Архиепископа Феофана, а именно, 1873 год. Но и обе эти даты ошибочны. В данном случае несомненной нужно считать ту дату, которую сообщает сам Архиепископ Феофан. А это прежде всего свидетельство официального документа, нансеновского паспорта, по которому он жил за границей. В его нансеновском паспорте, выданном в Софии, стояла дата рождения: 31 декабря 1874 года (по старому стилю). Переехав во Францию и переменив нансеновский паспорт на новый, выданный в Париже, Архиепископ Феофан снова указывает прежнюю дату своего рождения. Эту же дату подтверждает и мэрия Лимерэ-Амбуаз (Франция), где похоронен Архиепископ Феофан. Кроме того, на его гранитном надгробии стоят годы его жизни: 1874–1940. Помимо этого, сам Архиепископ как-то упоминал, что он окончил духовную семинарию в семнадцать (неполных) лет, перешагнув через три класса, о чем было уже сказано прежде. Как известно, он поступил в С.-Петербургскую Духовную Академию в 1891 году, а окончил ее в 1895, на двадцать первом году жизни. Так Владыка Архиепископ и говорил: «В год моего окончания Академии, в возрасте двадцати одного года (в это время ему было 20 лет и 8 месяцев), я начал преподавать в той же самой Академии... » В 1896 году Василий Димитриевич назначается доцентом С.-Петербургской Духовной Академии по кафедре библейской истории и принимает монашество с именем Феофан, в честь преподобного отца нашего Феофана Исповедника , Епископа Сигрианского, и в благоговейную память Преосвященного Феофана, затворника Вышенского . В том же году он полагается в сан иеродиакона и иеромонаха.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

В сентябре 1964г. Святейший Патриарх предпринял путешествие в Афины, Женеву и Лондон. 4.II.1965 исполнилось 20 лет его патриаршего служения. Святейший Патриарх Алексий принимал активное участие в борьбе за мир. Духовный писатель. + 17.IV.1970 года. Труды: «Комбатанты и некомбатанты во время войны» (1899 г.) (Кандидатская диссертация в Юридич.факультете)· «Господствующие в современном нравственно-правовом сознании понятия перед судом митрополита Филарета». (Кандидатское сочинение 1903 года). Слово на День Святой Пасхи. «Тульск.Епарх.Вед.» 1909, 12, стр.183. Речь при наречении его во епископа. «Приб. к «Церк.Вед.» 1913, 18–19, стр.791. См.также «ЖМП» 1957, II, стр.36–38. Слова, речи, послания, обращения T.I ( ) М.· T.II (1948–1954 гг) М. 1954. m.III(1954–1957 гг) М.1957. T.IV (1957–1963 гг) М.1964. «Речь на филаретовском вечере в Московской Духовной Академии». «ЖМП» 1964, 2. «Речь на приеме участников сессии Исполкома Всемирного Совета Церквей в Троице-Сергиевой Лавре». «ЖМП» 1964, 4. «Речь при вручении жезла епископу Антонию (Мельникову)». «ЖМП» 1964, 7. «Слова, речи, послания, обращения» (1957–1963 гг.) m.IV «ЖМП» 1964, 7. «Послание Московским духовным школам ко дню их 20-летия». «ЖМП» 1964, 8. «Послание пастве Западноевропейского Экзархата Русской Православной Церкви». «ЖМП» 1964, II. «Речь на приеме у короля Греции Константина». «ЖМП» 1964, II. «Речь на приеме у генерального секретаря ВСЦ». «ЖМП» 1964, II. «Речь на официальном обеде в главной квартире ВСЦ». «ЖМП» 1964, II. «Речь на торжественном богослужении в Вестминстерском аббатстве». «ЖМП» 1964, II. «Речь на приеме у Архиепископа Кентерберрийского Михаила Рамсея»· «ЖМП» 1964, II. «Речь на юбилейном акте ВДА». «ЖМП» 1964, 12. «Рождественское послание». «ЖМП» 1965, I и 12. «Рождественское приветствие Предстоятелям Поместных Православных Церквей». «ЖМП» 1965, I. «Речь при вручении жезла епископу Саратовскому и Волгоградскому Пимену». «ЖМП» 1965, 2. «Речь на торжественном собрании, посвященном 20-летию Патриаршества»·

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

1962 год– решено написать икону святых мучеников бессеребренников Косьмы и Дамиана в память Козьмы Костюченко. Сейчас эта икона находистя в правом приделе. 1963 год – назначается Строительная комиссия для постройки дома в составе старосты Г.П.Максимюка, Г.И.Виноградова и Ю.Д. Олсуфьева. 1962 год, 9 октября – назначен к нам епископ Монреальский и Канадский Сильвестр, с этим постановлением приехал сам епископ Ириней на заседание Церковного Совета. 1963 год, 4 января – представляется комитету второй священник о.Антоний Абрамович. 1963 год – в Монреаль из Франции приехал Архиепископ Сильвестр Харунс; a протоиерей Олег с 1 декабря был назначен приходским настоятелем в Ванкувер. 1964 год, 10 апреля – представлен о. Кирилл Фотиев, как священник собора. 1964 год, 19 апреля – официальная закладка нового дома по проекту архитектора Суч: отслужен молебен перед всяким добрым делом и освящен котлован под фундамент. 1964 год, конец июня – умер о. Александр Мирошниченко. 1964 год, 12 августа – о. Михаил Милонов принимается Церковным Комитетом на должность 2-го священника, с обслуживанием Родона и Квебека. 1964 год, лето – совершилось освящение детского летнего лагеря (CROFI) в Роудоне под патронажем Петропавловского прихода. 1964 года, 4 октября – освящение нового дома, встроенного между храмом и домом настоятеля. Приглашён на освящение протоиерей Александр Шмеман. 1964 год, 14 октября – на 81 году жизни скончался о. Даниил Гайдук, диакон Свято- Петропавловского Кафедрального собора. 1967 год – столетия Федерации Канады, благодаря стараниям Б. Орлова и плану инженера Н.Скородинского на Роудонском кладбище был построен памятник всем русским воинам, погибшим в первой и второй мировых войнах. 1966 год – была построена кладбищенская церковь под руководством старосты Каминского Александра и освящена Архиепископом Сильвестром в присутствии большого количества народа — священников, прихожан, гостей. 1968 год – в предпасхальные дни Кафедральный собор постигла исключительно тяжелая утрата – после тяжелой болезни скончался протодиакон, заведующий Приходской Школой, отец Петр Феохари.

http://azbyka.ru/palomnik/Собор_апостоло...

И все же подобных успехов оказалось недостаточно, чтобы предотвратить ожесточенное наступление на Церковь в СССР в 1964 г. Но это была последняя вспышка. И она впервые вызвала заметную негативную реакцию международной общественности. Стало ясно, что замалчивать антирелигиозные гонения внутри страны больше не удастся. Хотя после смерти Uoahha XXIII Русская Церковь уже не представляла такого острого интереса для советского руководства, она, сумев значительно расширить свои международные связи и влияние, по-прежнему играла определенную роль во внешней политике СССР. И эта роль была гораздо более важной, чем в конце 1940–1950-х гг. Так, в 1964 г. Московская Патриархия, помимо сессии исполкома ВСЦ, участвовала в целой серии крупных международных мероприятий. 27–29 июля в Токио состоялся Всемирный конгресс религиозных деятелей в защиту мира, 28 июня – 3 июля в Праге – II Всемирный общехристианский конгресс. Следует отметить, что .пражский форум в целом прошел удачнее, чем думали в начале 1964 г. в КГБ и ЦК КПСС. Всей подготовительной работой и ходом заседания руководили представители Московской Патриархии, отодвинувшие на второй план чешских организаторов движения. В итоге на конгресс приехали делегации 10 из 14 автокефальных Православных Церквей, 147 посланцев стран Азии, Африки и Латинской Америки, которые полностью поддержали русские предложения 903 . С 1 по 15 ноября 1964 г. проходило III Всеправославное Родосское совещание. Оно решило образовать специальные богословские комиссии для ведения диалога с англиканами и старокатоликами и постановило, что каждая Православная Церковь по собственному почину, а не от имени всего Православия может свободно развивать братские отношения с католиками. Папа Павел VI, хотя и не проявлял того сердечного участия к «братьям с Востока», которым отличался «го предшественник, в целом стремился продолжить курс нормализации отношений с социалистическими странами. Так, 15 сентября 1964 г. было заключено соглашение Ватикана с Венгрией, а 25 июня 1966 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

30 марта 1963 года он был рукоположен в храме Антиохийского подворья архиепископом Леонидом Можайским (Поляко­вым) в сан иеродиакона. С 1961 года — уставщик и старший регент хора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, руководитель объединённого хора Лавры и Московской Духовной академии и семинарии. В 1963 году он окончил Академию, успешно защитив кандидатскую диссертацию на тему: “Воскресение Христово в изложении русских богословов-апологетов” (Загорск. Троице-Сергиева Лавра, 1962–1963 уч. год. 274 стр.). Был оставлен в качестве преподавателя по Церковному уставу. Распоряжением от 6 декабря 1963 года И. В. Воробьёв был освобождён от ведения уроков Священного Писания во втором классе Семинарии, которые были поручены иеродиакону Матфею. В письме на имя Патриарха Алексия I от 26 марта 1964 года за подписью ректора Академии протоиерея Константина Ружицкого и секретаря Совета Академии протоиерея Алексия Остапова испрашивалось благословение на рукоположение преподавателя иеродиакона Матфея в сан иеромонаха. “Иеродиакон Матфей состоит преподавателем Церковного устава и Священного Писания Ветхого Завета в Семинарии, а также регентом правого хора. Наместник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Пимен поддерживает данное ходатайство Академии”. 17 марта последовала резолюция: “Согласен ПА”. 29 марта 1964 года в Покровском академическом храме иеродиакон Матфей был рукоположен в сан иеромонаха епископом Варфоломеем (Ганда­ров­ским). В 1964 году Академия отмечала 150-летие своего пребывания в обители преподобного Сергия, и на престольный праздник Покрова 14 октября 1964 года молодой преподаватель был награждён Патриаршей грамотой 2 . В это время нагрузка отца Матфея была такова: дежурный преподаватель на будних службах в Академическом храме, в праздничные дни он управлял вторым академическим хором 3 . В Лавре управлял любительским смешанным хором, братским хором. С июля 1961 года управлял народным хором, который пел ежедневные ранние Литургии в Трапезном храме. 1 августа 1963 года он назначен регентом лаврского хора. 22 ноября 1964 года наместник архимандрит Пимен издал распоряжение, в котором говорилось: “В целях улучшения монастырского клиросного пения старшим регентом Троице-Сергиевой Лавры назначается иеромонах МАТФЕЙ (Мормыль). Помимо управления братским хором в обязанности о. Матфея входит всестороннее наблюдение за строгостью, благоговейностью и церковностью клиросного пения в Лавре, а также устройство систематических спевок с братией из числа поющих на клиросе”. 14 декабря 1964 года на Филаретовском акте иеромонах Матфей прочёл доклад “Митро­полит Филарет (Дроздов) и Московская Духовная академия” 4 .

http://pravmir.ru/samorodok-nashego-vrem...

Spirit. 50. (Coll. H). 11:160. (ed. Kru + ger, M. Berlin, 1964. TLG 2109/2). Ср. рус. пер.Преподобный Макарий Египетский . Духовные Беседы. Беседа 12 – ая//Свято – Троице Сергиева Лавра. 1904, (репринт М., 1998). С. 89. 313 Mac. M. Hom. Spirit. 50. (Coll. H). 15:323. (ed. Kru + ger, M. Berlin, 1964. TLG 2109/2). Ср. рус. пер.Преподобный Макарий Египетский . Духовные Беседы. Беседа 10 – ая//Свято – Троицкая Сергиева Лавра. 1904. (репринт М., 1998) С. 121. 314 Mac. M. Hom. Spirit. 50. (Coll. H). 15:146. (ed. Kru + ger, M. Berlin, 1964. TLG 2109/2). Ср. рус. пер.Преподобный Макарий Египетский . Духовные Беседы. Беседа 10 – ая//Свято – Троицкая Сергиева Лавра. 1904. (репринт М., 1998). С. 88. 315 Mac. M. Hom. Spirit. 50. (Coll. H). 15:145 – 150. (ed. Kru + ger, M. Berlin, 1964. TLG 2109/2). Ср. рус. пер.Преподобный Макарий Египетский . Духовные Беседы. Беседа 10 – ая. Свято – Троицкая Сергиева Лавра. 1904. (репринт М., 1998). С. 88. 316 Mac. M. Hom. Spirit. 50. (Coll. H). 15:158 – 162. (ed. Kru + ger, M. Berlin, 1964. TLG 2109/2). Ср. рус. пер.Преподобный Макарий Египетский . Духовные Беседы. Беседа 10 – ая. Свято – Троицкая Сергиева Лавра. 1904. (репринт М., 1998). С. 89. 317 Mac. M. Hom. Spirit. 50. (Coll. H). 15:323. (ed. Kru + ger, M. Berlin, 1964. TLG 2109/2). Ср. рус. пер.Преподобный Макарий Египетский . Духовные Беседы. Беседа 10 – ая. Свято – Троицкая Сергиева Лавра. 1904. (репринт М., 1998). С.121. 325 Характерным примером, показывающим разницу между александрийским и антиохийским методом богословия являются слова св. Евстафия Антиохийского , высказанные им по поводу толкования Оригена на книгу Иова. «Вместо того, чтобы выразить удивление его терпению, восхвалить страдания, прославить подвиг, воздать хвалу вере, представить в лице Иова твердость духа, побудить через то новоначальных к добродетели, благодушием и устойчивостью настроений вооружить подвижников на то, чтобы стойко переносить страдания за благочестие, оставив того Иова, легкомысленно обратившись к именам его дочерей, по – старушечьи проводит время.» См.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

05(18)04.1973 18(31)05.1973 18(31)05.1973 02(15)07.2003 02(15)07.2003 03(16)10.2003 03(16)10.2003 Амвросий Поликопа Черниговская, обн. Основана в 1923 г. (?) Упразднена в 1938 г. Именовалась: Черниговская; в 1935 г. – Черниговская и Роменская. Викарные кафедры: Прилукская, Конотопская, Нежинская. 02.1923 04(17)11.1924 04(17)11.1924 27.02(12..03)1925 27.02(12..03)1925 13(26)10.1925 Софроний Иванцов 05.1927 27.11(10.12)1935 Филарет Яценко (?) 12.1935 21.05(03.06)1938 Чернобыльская (см. Радомысльская) Черновицкая Основана в нач. 1941 г. Упразднена в 1943 г. Возобновлена 01(?).1945. Именовалась: Черновицкая и Хотинская; с 01.1945 – Черновицкая и Буковинская. Викарная кафедра: Кицманская. 1941 12(25)02.1945 29.11 (12.12)1947 Феодосий Ковернинский 12(25)02.1948 27.01(09.02)1954 Андрей Сухенко 15(28)02.1954 26.11(09.12)1958 Евмений Хорольский 20.02(05.03)1959 08(21)05.1959 08(21)05.1959 02(15)09.1960 Григорий Закаляк 02(15)09.1960 03(16)03.1961 20.03(02.04)1961 02(15)10.1964 Дамиан Марчук 02(15)10.1964 13(26)10.1964 13(26)10.1964 09(22)12.1964 09(22)12.1964 24.09(07.10)1967 Мефодий Мензак 24.09(07.10)1967 20.01(02.02)1972 Феодосий II Процюк 20.01(02.02)1972 16.02(01.03)1977 16.02(01.03)1977 17(30)12.1986 Варлаам Ильюшенко 17(30)12.1986 09(22)11.1990 24.11(07.12)1990 26.11(09.12)1990 26.11(09.12)1990 Черноморская Основана и упразднена в 1923 г. Именование – по г. Черноморск (Крымская область РСФСР). Ставропольское (?) викариатство. 08(21)08.1923 02(15)10.1923 Чигиринская Существовала в 1724–1727 гг. Местопребывание – в г. Чигирин (ныне – Черкасская область, Украина). Возобновлена 16.10.1799. Киевское викариатство. Местопребывание – в г. Киев. Именовалась: Чигиринская и Украинская; с 16.10.1799 – Чигиринская. Упразднена в 1921 г. (1932 г. ?) 22.07.1724 12.02.1800 25.01.1807 Феофан Шиянов-Чернявский 24.02.1807 07.02.1812 Ириней Фальковский 06.07.1813 29.04.1823 Ириней Фальковский, паки 29.07.1823 13.10.1826 Афанасий Протопопов 21.11.1826 21.04.1828 Мелетий Леонтович 13.05.1828

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010