Особая роль в изучении визант. археологии в послевоенный период принадлежит музеям, организующим международные выставки: Византийский музей (Афины) - «Византийское искусство: европейское искусство» (1964, под рук. М. Хадзидакиса); Лувр (Париж) - «Византия» (1992); Британский музей (Лондон) - «Сокровища византийского искусства и культуры» (1994; выставки при его участии в Эдинбурге (1958) и в музее Виктории и Альберта в Лондоне (1978)); в копенгагенской Глиптотеке - «Византия: поздняя античность и византийское искусство в скандинавских собраниях» (1994); «дидактические» экспозиции в Метрополитен-музее (Нью-Йорк) - «Год 1200» (1970), «Век Духовности: позднеантичное и раннехристианское искусство III-VII вв.» (1977), «Слава Византии» (1997), «Византия: вера и мощь» (2003); особое место среди них занимают большие научные выставки визант. искусства, проводившиеся в СССР. Важную роль играли конференции и публикации по «сквозным» темам, напр. по истории погребального обряда Византии в его археологическом аспекте. С 60-х гг. XX в. визант. археологи приступили к обобщению материалов по изучению церковной архитектуры на новом уровне (Р. Краутхаймер , Манго и Р. Оустерхаут ) и к анализу литургической организации визант. архитектуры (книги Т. Мэтьюса о ранневизант. архитектуре, работы Р. Тафта ). Важнейшим фактором развития археологии В. и. стало возникновение независимых Сирии, Иордании и Ливана, где сложились национальные археологические службы, с 60-х гг. XX в. разрешившие международным экспедициям вести раскопки на территории своих стран. Наиболее продвинулись вперед работы в Св. земле, Палестине, к-рую сегодня считают самой исследованной в археологическом отношении из территорий Византии. Несмотря на достижения в этой области в ХХ в., целенаправленное развитие визант. археологии началось в зап. науке только в посл. трети XX в. Визант. древности долго не могли найти себе места в общей истории культуры и искусства, рассматривались как «промежуточные» между вост. и европейскими, порой полностью «исчезая» из пространства мировой культуры.

http://pravenc.ru/text/372678.html

В сентябре 1964г. Святейший Патриарх предпринял путешествие в Афины, Женеву и Лондон. 4.II.1965 исполнилось 20 лет его патриаршего служения. Святейший Патриарх Алексий принимал активное участие в борьбе за мир. Духовный писатель. + 17.IV.1970 года. Труды: «Комбатанты и некомбатанты во время войны» (1899 г.) (Кандидатская диссертация в Юридич.факультете)· «Господствующие в современном нравственно-правовом сознании понятия перед судом митрополита Филарета». (Кандидатское сочинение 1903 года). Слово на День Святой Пасхи. «Тульск.Епарх.Вед.» 1909, 12, стр.183. Речь при наречении его во епископа. «Приб. к «Церк.Вед.» 1913, 18–19, стр.791. См.также «ЖМП» 1957, II, стр.36–38. Слова, речи, послания, обращения T.I ( ) М.· T.II (1948–1954 гг) М. 1954. m.III(1954–1957 гг) М.1957. T.IV (1957–1963 гг) М.1964. «Речь на филаретовском вечере в Московской Духовной Академии». «ЖМП» 1964, 2. «Речь на приеме участников сессии Исполкома Всемирного Совета Церквей в Троице-Сергиевой Лавре». «ЖМП» 1964, 4. «Речь при вручении жезла епископу Антонию (Мельникову)». «ЖМП» 1964, 7. «Слова, речи, послания, обращения» (1957–1963 гг.) m.IV «ЖМП» 1964, 7. «Послание Московским духовным школам ко дню их 20-летия». «ЖМП» 1964, 8. «Послание пастве Западноевропейского Экзархата Русской Православной Церкви». «ЖМП» 1964, II. «Речь на приеме у короля Греции Константина». «ЖМП» 1964, II. «Речь на приеме у генерального секретаря ВСЦ». «ЖМП» 1964, II. «Речь на официальном обеде в главной квартире ВСЦ». «ЖМП» 1964, II. «Речь на торжественном богослужении в Вестминстерском аббатстве». «ЖМП» 1964, II. «Речь на приеме у Архиепископа Кентерберрийского Михаила Рамсея»· «ЖМП» 1964, II. «Речь на юбилейном акте ВДА». «ЖМП» 1964, 12. «Рождественское послание». «ЖМП» 1965, I и 12. «Рождественское приветствие Предстоятелям Поместных Православных Церквей». «ЖМП» 1965, I. «Речь при вручении жезла епископу Саратовскому и Волгоградскому Пимену». «ЖМП» 1965, 2. «Речь на торжественном собрании, посвященном 20-летию Патриаршества»·

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

1962 год– решено написать икону святых мучеников бессеребренников Косьмы и Дамиана в память Козьмы Костюченко. Сейчас эта икона находистя в правом приделе. 1963 год – назначается Строительная комиссия для постройки дома в составе старосты Г.П.Максимюка, Г.И.Виноградова и Ю.Д. Олсуфьева. 1962 год, 9 октября – назначен к нам епископ Монреальский и Канадский Сильвестр, с этим постановлением приехал сам епископ Ириней на заседание Церковного Совета. 1963 год, 4 января – представляется комитету второй священник о.Антоний Абрамович. 1963 год – в Монреаль из Франции приехал Архиепископ Сильвестр Харунс; a протоиерей Олег с 1 декабря был назначен приходским настоятелем в Ванкувер. 1964 год, 10 апреля – представлен о. Кирилл Фотиев, как священник собора. 1964 год, 19 апреля – официальная закладка нового дома по проекту архитектора Суч: отслужен молебен перед всяким добрым делом и освящен котлован под фундамент. 1964 год, конец июня – умер о. Александр Мирошниченко. 1964 год, 12 августа – о. Михаил Милонов принимается Церковным Комитетом на должность 2-го священника, с обслуживанием Родона и Квебека. 1964 год, лето – совершилось освящение детского летнего лагеря (CROFI) в Роудоне под патронажем Петропавловского прихода. 1964 года, 4 октября – освящение нового дома, встроенного между храмом и домом настоятеля. Приглашён на освящение протоиерей Александр Шмеман. 1964 год, 14 октября – на 81 году жизни скончался о. Даниил Гайдук, диакон Свято- Петропавловского Кафедрального собора. 1967 год – столетия Федерации Канады, благодаря стараниям Б. Орлова и плану инженера Н.Скородинского на Роудонском кладбище был построен памятник всем русским воинам, погибшим в первой и второй мировых войнах. 1966 год – была построена кладбищенская церковь под руководством старосты Каминского Александра и освящена Архиепископом Сильвестром в присутствии большого количества народа — священников, прихожан, гостей. 1968 год – в предпасхальные дни Кафедральный собор постигла исключительно тяжелая утрата – после тяжелой болезни скончался протодиакон, заведующий Приходской Школой, отец Петр Феохари.

http://azbyka.ru/palomnik/Собор_апостоло...

датой - 1678/79 и именем резчика - иером. Василий. Им также выполнена резная сень (киворий) над престолом в алтаре на 4 колонках, поддерживающих арочки, и завершение с фигуркой голубя. Иконное собрание Ок. 300 икон из собрания К. п. м. были отреставрированы. В 1985-1987 гг. были проведены работы в парекклисионе вмч. Димитрия. В К. п. м. сохраняются несколько икон древнейшего периода, которые реставрировали в связи с подготовкой выставки «Сокровища Афона» (1997, Фессалоника). К их числу относятся прежде всего 2 мозаичные с образами святых Георгия и Димитрия. А. Ксингопулос считал их снятыми со стен фрагментами и датировал поздним XI в., эту т. зр. поддерживает Хрисохоидис и соотносит их создание с периодом монастырского строительства при друнгарии Стефане. О. Демус и вслед за ним В. Н. Лазарев считали их работой к-польской мастерской, выполненной ок. 1200 г. Н. Хадзидаки датировала иконы кон. XI - нач. XII в. Е. Цигаридас сравнивает фигуры святых с монументальными росписями 2-й пол. XII в. Иконы по размеру соответствуют местным почитаемым святыням, вероятно, некогда они находились у вост. колонн. Св. воины изображены в придворных одеждах, обращены в молении к Христу, показанному в угловом сегменте. Отметим замечание Григоровича-Барского об уникальности технологии этих икон и о том, что «мусия» на них была вделана в дерево доски; это указывает на независимость икон от какой бы то ни было строительной основы. Высокие качества живописи икон св. воинов основаны не только на прекрасном рисунке, ярком и чистом колорите, но и на использовании смальты разного размера для личного и доличного, что создает пластический эффект, близкий к иконописному. Спокойная классическая манера письма, стройные фигуры, обилие золота и сияющих красок создают навеянные императорским величием образы служителей Небесного Царя. Вмч. Георгий Победоносец. Мозаичная икона. 2-я пол. XII в. Вмч. Георгий Победоносец. Мозаичная икона. 2-я пол. XII в. Икона «Преображение Господне» близка к традициям комниновского искусства (кон.

http://pravenc.ru/text/2462145.html

Фрески Христос Пантократор. Роспись купола кафоликона мон-ря Кесариани, Афины. XVII или нач. XVIII в. Христос Пантократор. Роспись купола кафоликона мон-ря Кесариани, Афины. XVII или нач. XVIII в. Первоначальные росписи кафоликона утрачены. Повторно он был расписан в XVII или в нач. XVIII в. ( Χατζηδκη. 1977. Σ. 17-19). Долгое время эти фрески датировались кон. XVI в. ( Ξυγγπουλος. 1933. Σ. 15, 35), т. к. их стиль близок к работам критских мастеров этого столетия. Однако Ф. Хадзидаки обратила внимание на фигуры пророков в декорации трона Богоматери в конхе, к-рые воспроизводят иконографию иконы Эммануила Цанеса (1664) из Византийского музея в Афинах, что скорректировало датировку росписей ( Χατζηδκη. 1977. Σ. 17-18; Χατζηδκης, Δρακοπολου. 1997. Τ. 2. Σ. 115). Фрески отреставрированы в 1932 г. Ф. Кондоглу. В скуфье купола изображен Христос Пантократор, вокруг Него - ангельский чин, Этимасия, Пресв. Богородица, св. Иоанн Предтеча; в барабане - пророки; в парусах - 4 евангелиста; в конхе - Божия Матерь «Платитера» на троне с предстоящими ангелами, в апсиде и виме - редкая композиция «Великий вход» (или «Небесная литургия»), а под ней - «Причащение св. апостолов» и еще ниже - «Служба святых отцов» (святители Иоанн Златоуст, Василий Великий, Григорий Богослов и Афанасий Великий). Росписи алтаря кафоликона мон-ря Кесариани, Афины. XVII или нач. XVIII в. Росписи алтаря кафоликона мон-ря Кесариани, Афины. XVII или нач. XVIII в. На сводах располагаются сцены двунадесятых праздников и Страстного цикла, а также композиция «Пророчество св. Иоанна Предтечи о Христе» (Мк 1 7-8) в люнете юж. рукава креста. Сцены разделены декоративными поясами с медальонами, в которых помещены изображения пророков. В иконографии и стиле мастера следуют традициям критской школы, восходящим к визант. искусству позднепалеологовской эпохи: классические пропорции фигур, разнообразие физиогномических типов и возрастных характеристик, любовь к многофигурным изводам. Каждая композиция насыщена эмоциональными нюансами, выраженными в ракурсах, жестах, движениях.

http://pravenc.ru/text/1684251.html

М. Василаки полагала, что икона была связана с мон-рем, посвященным Н.: за спиной у мужчин показано здание, вход в к-рый украшает икона с образом святителя в фелони, благословляющего поднятой десницей. Тип сидящего на троне Н., благословляющего молящихся, был характерен и для украшения литургических сосудов. Подобного извода рельефная позолоченная фигура Н. украшает серебряный дискос (1622, ныне в ризнице Протата на Афоне). По сторонам святого - Никейское чудо, у подножия - миниатюрная фигурка ктитора или мастера, подносящего этот дискос святому; по краю тарели изображены Христос и Богоматерь, полуфигуры святых, вписанные в завитки растительных побегов наподобие композиций «Древо Иессеево» или «Союзом любви связуемы апостолы...», в целом орнаментика близка к европ. декору таких предметов. Согласно надписи, дискос предназначался для к-польской ц. во имя Н. Контоскалион (греч. «близ лестницы»). Входящий в название эпитет указывает на местонахождение храма, вероятно, в районе новой (для зрелого и поздневизант. периода) приморской гавани К-поля (Стамбула) на побережье Пропонтиды (Мраморного м.), западнее Софийской гавани. О существовании здесь неск. храмов в поздне- и поствизант. время свидетельствуют также древнерус. источники. Царские дары и пожалования, предназначенные для пожертвований в мон-ри и храмы правосл. Востока, купец Трифон Коробейников в 1591 г. дал в 2 Никольских царьградских храма с топонимом «Кум-капи», один из них был армянским; правосл. Никольская ц. была и в соседнем р-не бывш. столицы Византии, Псамафии (с Псамафийскими воротами в крепостных стенах имп. Феодосия), в рус. тексте названа «Николы Псомотея-магаледа» (Посольская книга по связям России с Грецией (правосл. иерархами и мон-рями), 1584-1594/Отв. ред.: В. И. Буганов. М., 1988. С. 161). Н. Хадзидаки составила список всех известных житийных икон Н., созданных на Крите в XV-XVI вв., в связи с изучением иконы, приписываемой критскому иконописцу 2-й пол. XVI в. Георгию Клонцасу ( Χατζηδκι Ν. Εικνα του Αγου Νικολου με βιογραφικς σκηνς.

http://pravenc.ru/text/2565634.html

И все же подобных успехов оказалось недостаточно, чтобы предотвратить ожесточенное наступление на Церковь в СССР в 1964 г. Но это была последняя вспышка. И она впервые вызвала заметную негативную реакцию международной общественности. Стало ясно, что замалчивать антирелигиозные гонения внутри страны больше не удастся. Хотя после смерти Uoahha XXIII Русская Церковь уже не представляла такого острого интереса для советского руководства, она, сумев значительно расширить свои международные связи и влияние, по-прежнему играла определенную роль во внешней политике СССР. И эта роль была гораздо более важной, чем в конце 1940–1950-х гг. Так, в 1964 г. Московская Патриархия, помимо сессии исполкома ВСЦ, участвовала в целой серии крупных международных мероприятий. 27–29 июля в Токио состоялся Всемирный конгресс религиозных деятелей в защиту мира, 28 июня – 3 июля в Праге – II Всемирный общехристианский конгресс. Следует отметить, что .пражский форум в целом прошел удачнее, чем думали в начале 1964 г. в КГБ и ЦК КПСС. Всей подготовительной работой и ходом заседания руководили представители Московской Патриархии, отодвинувшие на второй план чешских организаторов движения. В итоге на конгресс приехали делегации 10 из 14 автокефальных Православных Церквей, 147 посланцев стран Азии, Африки и Латинской Америки, которые полностью поддержали русские предложения 903 . С 1 по 15 ноября 1964 г. проходило III Всеправославное Родосское совещание. Оно решило образовать специальные богословские комиссии для ведения диалога с англиканами и старокатоликами и постановило, что каждая Православная Церковь по собственному почину, а не от имени всего Православия может свободно развивать братские отношения с католиками. Папа Павел VI, хотя и не проявлял того сердечного участия к «братьям с Востока», которым отличался «го предшественник, в целом стремился продолжить курс нормализации отношений с социалистическими странами. Так, 15 сентября 1964 г. было заключено соглашение Ватикана с Венгрией, а 25 июня 1966 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

30 марта 1963 года он был рукоположен в храме Антиохийского подворья архиепископом Леонидом Можайским (Поляко­вым) в сан иеродиакона. С 1961 года — уставщик и старший регент хора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, руководитель объединённого хора Лавры и Московской Духовной академии и семинарии. В 1963 году он окончил Академию, успешно защитив кандидатскую диссертацию на тему: “Воскресение Христово в изложении русских богословов-апологетов” (Загорск. Троице-Сергиева Лавра, 1962–1963 уч. год. 274 стр.). Был оставлен в качестве преподавателя по Церковному уставу. Распоряжением от 6 декабря 1963 года И. В. Воробьёв был освобождён от ведения уроков Священного Писания во втором классе Семинарии, которые были поручены иеродиакону Матфею. В письме на имя Патриарха Алексия I от 26 марта 1964 года за подписью ректора Академии протоиерея Константина Ружицкого и секретаря Совета Академии протоиерея Алексия Остапова испрашивалось благословение на рукоположение преподавателя иеродиакона Матфея в сан иеромонаха. “Иеродиакон Матфей состоит преподавателем Церковного устава и Священного Писания Ветхого Завета в Семинарии, а также регентом правого хора. Наместник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Пимен поддерживает данное ходатайство Академии”. 17 марта последовала резолюция: “Согласен ПА”. 29 марта 1964 года в Покровском академическом храме иеродиакон Матфей был рукоположен в сан иеромонаха епископом Варфоломеем (Ганда­ров­ским). В 1964 году Академия отмечала 150-летие своего пребывания в обители преподобного Сергия, и на престольный праздник Покрова 14 октября 1964 года молодой преподаватель был награждён Патриаршей грамотой 2 . В это время нагрузка отца Матфея была такова: дежурный преподаватель на будних службах в Академическом храме, в праздничные дни он управлял вторым академическим хором 3 . В Лавре управлял любительским смешанным хором, братским хором. С июля 1961 года управлял народным хором, который пел ежедневные ранние Литургии в Трапезном храме. 1 августа 1963 года он назначен регентом лаврского хора. 22 ноября 1964 года наместник архимандрит Пимен издал распоряжение, в котором говорилось: “В целях улучшения монастырского клиросного пения старшим регентом Троице-Сергиевой Лавры назначается иеромонах МАТФЕЙ (Мормыль). Помимо управления братским хором в обязанности о. Матфея входит всестороннее наблюдение за строгостью, благоговейностью и церковностью клиросного пения в Лавре, а также устройство систематических спевок с братией из числа поющих на клиросе”. 14 декабря 1964 года на Филаретовском акте иеромонах Матфей прочёл доклад “Митро­полит Филарет (Дроздов) и Московская Духовная академия” 4 .

http://pravmir.ru/samorodok-nashego-vrem...

Spirit. 50. (Coll. H). 11:160. (ed. Kru + ger, M. Berlin, 1964. TLG 2109/2). Ср. рус. пер.Преподобный Макарий Египетский . Духовные Беседы. Беседа 12 – ая//Свято – Троице Сергиева Лавра. 1904, (репринт М., 1998). С. 89. 313 Mac. M. Hom. Spirit. 50. (Coll. H). 15:323. (ed. Kru + ger, M. Berlin, 1964. TLG 2109/2). Ср. рус. пер.Преподобный Макарий Египетский . Духовные Беседы. Беседа 10 – ая//Свято – Троицкая Сергиева Лавра. 1904. (репринт М., 1998) С. 121. 314 Mac. M. Hom. Spirit. 50. (Coll. H). 15:146. (ed. Kru + ger, M. Berlin, 1964. TLG 2109/2). Ср. рус. пер.Преподобный Макарий Египетский . Духовные Беседы. Беседа 10 – ая//Свято – Троицкая Сергиева Лавра. 1904. (репринт М., 1998). С. 88. 315 Mac. M. Hom. Spirit. 50. (Coll. H). 15:145 – 150. (ed. Kru + ger, M. Berlin, 1964. TLG 2109/2). Ср. рус. пер.Преподобный Макарий Египетский . Духовные Беседы. Беседа 10 – ая. Свято – Троицкая Сергиева Лавра. 1904. (репринт М., 1998). С. 88. 316 Mac. M. Hom. Spirit. 50. (Coll. H). 15:158 – 162. (ed. Kru + ger, M. Berlin, 1964. TLG 2109/2). Ср. рус. пер.Преподобный Макарий Египетский . Духовные Беседы. Беседа 10 – ая. Свято – Троицкая Сергиева Лавра. 1904. (репринт М., 1998). С. 89. 317 Mac. M. Hom. Spirit. 50. (Coll. H). 15:323. (ed. Kru + ger, M. Berlin, 1964. TLG 2109/2). Ср. рус. пер.Преподобный Макарий Египетский . Духовные Беседы. Беседа 10 – ая. Свято – Троицкая Сергиева Лавра. 1904. (репринт М., 1998). С.121. 325 Характерным примером, показывающим разницу между александрийским и антиохийским методом богословия являются слова св. Евстафия Антиохийского , высказанные им по поводу толкования Оригена на книгу Иова. «Вместо того, чтобы выразить удивление его терпению, восхвалить страдания, прославить подвиг, воздать хвалу вере, представить в лице Иова твердость духа, побудить через то новоначальных к добродетели, благодушием и устойчивостью настроений вооружить подвижников на то, чтобы стойко переносить страдания за благочестие, оставив того Иова, легкомысленно обратившись к именам его дочерей, по – старушечьи проводит время.» См.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

05(18)04.1973 18(31)05.1973 18(31)05.1973 02(15)07.2003 02(15)07.2003 03(16)10.2003 03(16)10.2003 Амвросий Поликопа Черниговская, обн. Основана в 1923 г. (?) Упразднена в 1938 г. Именовалась: Черниговская; в 1935 г. – Черниговская и Роменская. Викарные кафедры: Прилукская, Конотопская, Нежинская. 02.1923 04(17)11.1924 04(17)11.1924 27.02(12..03)1925 27.02(12..03)1925 13(26)10.1925 Софроний Иванцов 05.1927 27.11(10.12)1935 Филарет Яценко (?) 12.1935 21.05(03.06)1938 Чернобыльская (см. Радомысльская) Черновицкая Основана в нач. 1941 г. Упразднена в 1943 г. Возобновлена 01(?).1945. Именовалась: Черновицкая и Хотинская; с 01.1945 – Черновицкая и Буковинская. Викарная кафедра: Кицманская. 1941 12(25)02.1945 29.11 (12.12)1947 Феодосий Ковернинский 12(25)02.1948 27.01(09.02)1954 Андрей Сухенко 15(28)02.1954 26.11(09.12)1958 Евмений Хорольский 20.02(05.03)1959 08(21)05.1959 08(21)05.1959 02(15)09.1960 Григорий Закаляк 02(15)09.1960 03(16)03.1961 20.03(02.04)1961 02(15)10.1964 Дамиан Марчук 02(15)10.1964 13(26)10.1964 13(26)10.1964 09(22)12.1964 09(22)12.1964 24.09(07.10)1967 Мефодий Мензак 24.09(07.10)1967 20.01(02.02)1972 Феодосий II Процюк 20.01(02.02)1972 16.02(01.03)1977 16.02(01.03)1977 17(30)12.1986 Варлаам Ильюшенко 17(30)12.1986 09(22)11.1990 24.11(07.12)1990 26.11(09.12)1990 26.11(09.12)1990 Черноморская Основана и упразднена в 1923 г. Именование – по г. Черноморск (Крымская область РСФСР). Ставропольское (?) викариатство. 08(21)08.1923 02(15)10.1923 Чигиринская Существовала в 1724–1727 гг. Местопребывание – в г. Чигирин (ныне – Черкасская область, Украина). Возобновлена 16.10.1799. Киевское викариатство. Местопребывание – в г. Киев. Именовалась: Чигиринская и Украинская; с 16.10.1799 – Чигиринская. Упразднена в 1921 г. (1932 г. ?) 22.07.1724 12.02.1800 25.01.1807 Феофан Шиянов-Чернявский 24.02.1807 07.02.1812 Ириней Фальковский 06.07.1813 29.04.1823 Ириней Фальковский, паки 29.07.1823 13.10.1826 Афанасий Протопопов 21.11.1826 21.04.1828 Мелетий Леонтович 13.05.1828

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010