Закрыть itemscope itemtype="" > К 75-летию Всеправославного Совещания 1948 года в Москве 13.09.2023 499 Время на чтение 79 минут Источник: Благодатный Огонь От редакции сайта «Благодатный Огонь»: 75 лет назад, в июле 1948 года Русская Православная Церковь праздновала 500-летие своей автокефалии. В юбилейном событии участвовали делегации всех Поместных православных Церквей. Для этой цели с 8 по 18 июля 1948 года в Москве было проведено Совещание Глав Поместных Церквей. Это событие явилось уникальным и плодотворным. В торжествах приняли участие главы Грузинской, Сербской, Румынской, Болгарской, представители Вселенской, Александрийской, Антиохийской, Элладской, Албанской, Польской Церквей. Богословским итогом работы Совещания, которое проходило в московском храме Воскресения в Сокольниках, стал вышедший в следующем, 1949 году двухтомник «Деяния Совещания Глав и представителей Автокефальных Православных Церквей» (М., 1949). Среди вопросов, которые обсуждались на Совещании, были отношение к экуменическому движению (осенью 1948 г. состоялась I Ассамблея Всемирного Совета Церквей, приглашение на участие в которой получили все Православные Церкви, однако участники Совещания 1948 г. посчитали невозможным для православных участвовать во Всемирном Совете Церквей), отношение к Ватикану, вопрос о действительности англиканской иерархии, календарный вопрос. Участники Всеправославного Совещания: — осудили Римскую курию за подрывные действия по отношению к Православию; — не сочли благовременным для своих Церквей участвовать в создании экуменического Всемирного Совета Церквей, в котором преобладали протестантские течения и политические тенденции; — высказались за сохранение Александрийской Пасхалии. Так как в последнее время некоторыми церковными историками намеренно искажается историческая роль Всеправославного Совещания 1948 года, проходившего в период Патриаршества Святейшего Патриарха Алексия I и во время правления И.В. Сталина, напомним читателям об одном из важнейших церковных событий ХХ века. Вряд ли сейчас, во время процветающей демократии, возможно в России проведение подобного антиэкуменического Всеправославного Собора, который проходил тогда в СССР и который, вне всякого сомнения, был одним из самых важных церковных событий ХХ века.

http://ruskline.ru/opp/2023/09/13/k_75le...

Зелёна-Гура. Церковь Николая Чудотворца. Cerkiew witego Mikoaja Cudotwórcy Церковь. Действует.   Год постройки:1927. Ссылки:   Адрес: Польша, Любуское воеводство, г. Зелёна-Гура, ул. Партизанов, д. 6 ul. Partyzantów 6, 65-332 Zielona Góra, woj. Lubuskie, Polska Координаты: 51.933776, 15.518312 Изменить описание объекта Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты Начало религиозной жизни православного прихода в Зелена-Гуре восходит ко второй половине 1948 года. Первые последователи Восточной Церкви оказались в Зеленой Горе сразу после окончания Второй мировой войны. Это были люди, возвращающиеся с принудительных работ во время оккупации, возвращающиеся с фронта солдаты, репатрианты, а также лица с восточных польских территорий, ищущие работу. Первые встречи местного православного населения проходили в частных квартирах еще в конце 1946 года. Этот вопрос усилился после акции " Висла " . Переселенное в эти районы православное население стало основной базой для создания и развития последующего прихода. С весны 1948 года были предприняты усилия по созданию объекта для будущего храма. Основателем и давним пастором Зеленогорской заставы был ксёндз Николай Пронинский. Первое богослужение было совершено 8 сентября 1948 года в бывшей евангелической часовне на улице Узкой,5, выделенной властями под православный храм. Иконостас и другие предметы церковного обихода были привезены из вышедшей из строя после войны церкви из села Благотатное-Бискупице (прим.: после 1924 назв.Бискупице Нове). В первые годы существования приход насчитывал около 200 верующих. 5 июня 1949 года состоялось торжественное освящение отреставрированного и должным образом обставленного Зеленогорского храма. Освящение совершил тогдашний ординарий Вроцлавский епископ Михал (Кедров). В литургии его сопровождали священники: Михаил Попель, Стефан Полюс, Владислав Коциловский, Николай Пронинский, Ярослав Тычино и Виктор Масик. По случаю этого торжества епископ Михал наградил " благословенными грамотами " прихожан Игнатия Томашевского, Николая Козловского и Николая Крашко, которые внесли свой вклад в создание пастырского учреждения в Зеленой Горе.

http://sobory.ru/article/?object=40649

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОБОЛЕНСКИЙ [Англ. Obolensky] Дмитрий Дмитриевич (1.04.1918, Петроград - 23.12.2001, Берфорд, графство Оксфордшир, Великобритания), брит. славист и византинист рус. происхождения, иностранный член РАН (с 1994); подданный Великобритании с 1948 г. Происходил из старинного княжеского рода Оболенских; сын кн. Дмитрия Александровича Оболенского (1882-1964) и гр. Марии Павловны Шуваловой (1894-1973), внук московского градоначальника Павла Павловича Шувалова (1859-1905). В апр. 1919 г. семья О. была вывезена из белогвардейского Крыма в Великобританию на англ. линкоре «Мальборо». После развода с Д. А. Оболенским мать О. в 1922 г. вышла замуж за гр. Андрея Дмитриевича Толстого, к-рый и стал воспитателем О. До 1929 г. семья жила в Ницце, затем переехала в Париж. О. учился в рус. лицее в Ницце, затем окончил «Линчмер Скул» в Истборне (графство Вост. Суссекс, Великобритания), продолжил образование в лицее им. Пастера в Нёйи-сюр-Сен (Франция). Высшее образование О. получил в 1937-1940 гг. в Тринити-колледже Кембриджского ун-та. Его первоначальной специализацией была философия, но затем О. углубился в изучение русской и французской филологии. Он был избран членом колледжа (1942-1948), позже - почетным членом, в 1946-1948 гг. читал лекции по славистике. В 1949 г. О. становится лектором, а впосл. и профессором русской истории и истории Балканских стран в Оксфордском ун-те. О. неоднократно посещал СССР. О. считал себя учеником византиниста и историка Церкви Ф. Дворника . В этой связи свой главный труд «Византийское содружество наций» («Byzantine Commonwealmh») О. рассматривал как плод многочисленных наблюдений, касающихся истории взаимоотношений Византии и слав. мира. По мнению О., между Византией и рядом стран Вост. Европы существовали политические, экономические, культурные и религ. связи, при определении которых О. использует политический термин «commonwealth» (обычно используется для описания отношений между Великобританией и ее бывшими колониями).

http://pravenc.ru/text/2578071.html

Митрополит Николай (Ярушевич) в истории Русской Православной Церкви ХХ века РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_98541.html 11 декабря 2012 Ольга Васильева Митрополит Николай (Ярушевич) в истории Русской Православной Церкви ХХ века Часть 1: 1949–1955 годы Источник:  http://www.pravoslavie.ru/put/58034.htm Православие.ру 13 декабря 1961 года окончился земной путь одного из выдающихся архиереев ХХ века – митрополита Николая (Ярушевича) – первого председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата, пастыря, богослова, дипломата. О первых годах жизни отдела написано много, наиболее изучена его деятельность в период подготовки и проведения Совещания глав и представителей Поместных Православных Церквей в июле 1948 года. Данная статья представляет ежедневную работу отдела и его председателя по основным внешнеполитическим направлениям, способствовавшим укреплению международного положения Церкви и страны. Вторая мировая война изменила геополитическую карту Европы. Новый образ нашей страны как победителя и миротворца вызвал искренний интерес к СССР. Для многих европейцев, переживших ужасы войны, представления о социализме были привлекательны: мир, свобода, социальная справедливость, равенство. Стремление к миру всячески подчеркивало и руководство Советского Союза. Крепла уверенность в том, что союзнические отношения сохранятся и в послевоенные годы. Но действительность оказалась суровее. Начавшаяся " холодная война " , ставшая формой существования в послевоенном мире и продолжавшаяся до распада СССР, вновь обострила противостояние проамериканского и просоветского блоков, которое усугублялось ядерным фактором. Ядерная монополия США, как известно, сохранялась до 1949 года, что не могло не волновать советское государство. " Доктрина Трумэна " (доктрина сдерживания социализма), " план Маршалла " как экономическая составляющая " сдерживания " только ускорили формирование биполярной геополитической модели.

http://religare.ru/2_98541_1_21.html

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (Темперлей) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Содержание История [ править править код ] После Второй мировой войны, в Аргентину прибыло большое количество количество русских беженцев. 1 декабря 1948 года игумен Никодим совершил в своей комнате первое богослужение, на котором присутствовало несколько человек православных, живших в Эсейсе и в Баррио 1. В конце января 1949 года к ним присоединилось несколько семей из Лаважоля, знавших о совершаемых в Монте Гранде богослужениях. Вскоре весть об этом распространилась на ряд поселков юга Гран Буэнос-Айреса, где жили русские люди, и к марту того же года богослужения по воскресным дням стало посещать до 15 человек. Комната игумена Никодима стала тесной, и Е. Н. Четверикова предоставила для церкви свою студию. Там, приблизительно в мае 1949 года, под председательством игумена Никодима состоялось собрание молящихся, которое решило основать приход в честь Покрова Пресвятой Богородицы и выбрало старостой Е. С. Кулиша и церковно-приходской совет в составе: Л. И. Вельбицкого, С. Г. Кришпиновича, Е. Н. Четвериковой и Д. Б. Тизенгаузена. В связи с отъездом семьи С. В. Кржижановского в провинцию, церковь перешла в посёлок Луис Гижон в дом семьи Б. А. Иванова, поблизости от которого поселился протоиерей Николай Колчев со своей семьёй. Богослужения совершались регулярно. Старший сын протоиерея Николая, С. Н. Колчев, опытный регент и псаломщик, организовал церковный хор, в первое время больше чем наполовину состоявший из детей и внуков протоиерея Николая. Поэтому уже с середины 1951 года возник вопрос о необходимости создания собственного храма, приблизив его, по возможности, к центральному пункту южной части Гран Буэнос-Айреса. 31-го августа 1951 года, в связи с освобождением Е. С. Кулиша от обязанностей церковного старосты, церковно-приходской совет избрал на эту должность М. П. Ракитина. В 1951 году С. Н. Колчевым была организована церковно-приходская школа. В середине 1952 года церковь была переведена в Темперлей в Дом Русских Военных Инвалидов, обладавший внутренним двором, способным вместить более 50 молящихся. Благодаря переезду в более оживлённое и доступное место посещаемость богослужений почти утроилась, членов прихода с 30 стало около 70 человек.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Покров...

22 августа 2005 г. Свидетель эпохи (Окончание) В феврале 1941 года больной и изможденный отец Сергий, освобожденный из колонии, располагавшейся вблизи закрытого Толгского монастыря, вернулся в Углич, где его радостно встретила мать. Родные и знакомые узнавали батюшку с трудом — он выглядел семидесятилетним старцем. Три месяца спустя он был назначен настоятелем угличского Димитриевского храма, и служил там практически ежедневно на протяжении более полутора лет. После некоторого перерыва, связанного с перемещением на другой приход, в апреле 1943 года отец Сергий получил указ быть настоятелем Михаило-Архангельской церкви села Архангельского в Угличском районе; здесь еще диаконом служил его покойный отец, а ранее — деды и прадеды по линии матери. 3 июня 1948 года архиепископом Димитрием (Градусовым) отец Сергий был пострижен в монашество с именем Кассиан — в честь преподобного Кассиана Угличского, и уже в 1949 году был удостоен сана игумена. Перед постригом Анфиса Евграфовна благословила сына на монашеский путь иконой Божией Матери «Умиление». Служение в Архангельском на протяжении почти восемнадцати лет стало временем становления отца Кассиана как пастыря-подвижника. Служил он 4—5 раз в неделю, службы были долгими, по монастырскому уставу. Жил батюшка в самом храме, в небольшой келье под колокольней; половину кельи занимала его библиотека. Здесь же на приходе, воспитываемая крестной, жила его дочь Надежда — младшая из четырех детей. В скором времени на приходе образовалась крепкая община, духовным центром которой был игумен Кассиан, ревностно заботившийся о благолепии храма, с отеческим вниманием, любовью и, при необходимости, строгостью опекавший свою паству. 1 сентября 1956 года, на 91-м году жизни, скончалась Анфиса Евграфовна, мать будущего владыки. Как вспоминал архипастырь, она «последние 1—2 месяца была очень слабая, а последние дни почти недвижно лежала в полном сознании; я ее часто причащал Святых Таин». На отпевании отец Кассиан произнес слово, в котором «хвалил обоих родителей редкостное благочестие и их главнейшую заботу — чтобы чада были верующими и преданными Церкви».     

http://e-vestnik.ru/history/svidetel_epo...

А.А. Кострюков Источники Архив Архиерейского Синода РПЦЗ. Д. «Архиепископ Серафим (Соболев) ». Архив ОВЦС Московского Патриархата. Д. «Болгарская Православная Церковь », «Русская Православная Церковь Заграницей», «Сербская Православная Церковь ». Архив Русской духовной миссии в Иерусалиме (Московский Патриархат). Дело 46-н. (Письма митрополиту Анастасию). Архив Свято-Троицкой духовной семинарии (Джорданвилль). Фонд «Свитич». Государственный архив Российской Федерации. Ф. 1486 – Шавельский Г. И., протопресвитер. Оп. 1. Д. 8; Ф. 3696 – ВВЦУ на юго-востоке России. Оп. 1. Д. 2, 3, 25; ГАРФ. Ф. 6343 – Архиерейский Синод РПЦЗ. Оп. 1. Д.2,6,8,10,12,14,15,21–199, 222, 283; ГАРФ. Ф. 6991 – Совет по делам религий. Оп. 1. Д. 16, 132, 140, 418, 419, 731. Оп. 2. Д. 65. Оп. 7. Д. 28, 104. Архив А. Бойкикевой (Болгария) Справка из Государственного архива Рязанской области ТЦ-3459 от 23.10.2014 «Аз съм ви не само баща, но и родна майка». Кратки спомени за архиепископ Серафим//Православно слово. 2001. 4. Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея Руси. М.: 1994. Вениамин (Федченков) , митр. Промысл Божий в моей жизни. СПб. Сатис. 2011. Власть и Церковь в Восточной Европе 1944–1953. Документы российских архивов. Т. 1–2. М.: РОССПЭН. 2009. Воззвание митрополита Макария Московского //Вестник военного и морского духовенства. 1913, 7–8. Деяния Русского Всезарубежного Собора, состоявшегося 8–21 ноября 1921 года (21 ноября-3 декабря) в Сремских Карловцах в Королевстве С.Х. И С. Сремски Карловци: Српска манастирска штампари]а, 1922. Деяния Совещания глав и представителей автокефальных Православных Церквей в связи с празднованием 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви. 8–18 июля 1948 г. Т. 2. М.: 1949. Дневник архиепископа Царицынского Дамиана 1919–1922 годов. Публ. 3. Тининой//Мир Православия. Сборник научных статей. Вып. 4. Волгоград: Волгоградский государственный университет. 2002. Древний патерик, изложенный по главам. М.: Издание Афонского Пантелеимонова монастыря. 1899.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Архиерейское служение в Симбирской (Ульяновской) епархии в 1832–1989 годах. Часть 10 Митрополит Иоанн (Снычёв) После митрополита Мануила Куйбышевскую епархию возглавил воспитанник и личный секретарь владыки епископ Сызранский Иоанн (Снычёв). Под его же руководство перешли и Ульяновские приходы. Родился владыка Иоанн (в миру Снычёв Иван Матвеевич) 9 октября 1927 года на Украине в селе Ново-Маячок Николаевской области в семье крестьянина. В 1942 году окончил семь классов средней школы города Сорочинска Чкаловской области и поступил в Орский индустриальный техникум. В 1944 году его призвали в армию, а по окончании войны он вернулся в Чкаловскую область. Будучи глубоко верующим человеком, владыка с детских лет посещал храм, а в августе 1945 года был посвящен в иподиакона. 7 июня 1946 года Иван Матвеевич принял монашеский постриг с оставлением того же имени, а 9 июня того же года архиепископ Чкаловский Мануил рукоположил его во иеродиакона с зачислением в штат Никольского кафедрального собора. 14 января 1948 года он был рукоположен в сан иеромонаха. В 1949 году иеромонах Иоанн был принят во 2-й класс Саратовской духовной семинарии, а по ее окончании в 1951 году поступил в Ленинградскую духовную академию. В 1955 году он окончил академию со степенью кандидата богословия и был оставлен профессорским стипендиатом по кафедре сектоведения. 8 октября 1956 года определен преподавателем Минской духовной семинарии. 15 октября 1957 года указом Святейшего Патриарха Алексия I переведен личным секретарем Чебоксарского архиепископа и назначен штатным священником кафедрального собора Чебоксар. 1 сентября 1959 года его назначили на должность помощника инспектора и преподавателя Саратовской духовной семинарии. 15 сентября 1960 года он определен священником и ключарем Покровского кафедрального собора Куйбышева. 2 апреля 1961 года возведен в сан игумена. 25 апреля 1964 года он был возведен в сан архимандрита, а 12 декабря 1965 года состоялась его хиротония во епископа Сызранского, викария Куйбышевской епархии. Тогда же он был назначен временно управляющим Куйбышевской и Ульяновской епархиями. Хиротонию совершали митрополит Крутицкий и Коломенский Пимен, митрополит Мануил (Лемешевский), архиепископ Таллинский и Эстонский Алексий, Сурожский Антоний, епископ Калужский и Боровский Донат, Дмитровский Филарет, Волоколамский Питирим и Тегельский Ионафан. 3 февраля 1966 года владыке присуждена ученая степень магистра богословия. 20 марта 1969 года он был окончательно утвержден епископом Куйбышевским и Сызранским.

http://pravoslavie.ru/31388.html

Био-библиографический список авторов (Bio – Biographical) (List of Authors) АВЕРКИЙ. Архиепископ Сиракузско-Троицкий. A. П. Таушев. 1906 Родился 19 октября в Казани. Покинул Россию в 1920 г. Окончил в 1930 г. богословский факультет Софийского университета. Пострижен и рукоположен в 1931 г. С 1932 по 1940 вел просветительную работу в Подкарпатской Руси. С 1940 по 1944 был приходским священником в Белграде, а до 1951 г. в Мюнхене, с 1951 г. преподавателем в Свято-Троицкой семинарии в Джорданвилле. Посвящен в епископы 1953. С 1960 является настоятелем обители и ректором семинарии. Дух современности и дух Христов. Б.Д. стр. 15. Мысли о. Иоанна Кронштадского о Церкви. М. 1947. Преподобный Серафим Саровский . 1949. Россия-Дом Пресвятой Богородицы. Дж. 1954. Руководство к изучению Четвероевангелия. Дж. 1954. стр. 354. Руководство к изучению Апостола. Дж. 1956. стр. 454. Руководство к изучению св. писания. Дж. 1957. Св. Марк Ефесский . Дж. 1964. Провозвестник кары русскому народу. Еп. Феофан Затворник . Дж. 1964. Истинное православие и современный мир. Дж. 1971. стр. 309. АЛЕКСАНДР. Епископ Зилонский. Семенов Тян-Шанский, Александр Дмитриевич».1890 Родился 7 октября в Петербурге. Внук знаменитого исследователя Средней Азии Петра Петровича Семенова Тян-Шанского 1827 –1914. Окончил Петербургский университет в 1914 г. Участвовал в войне. Переехал во Францию в 1925 г. Окончил Богословский Институт в Париже в 1942 г. Рукоположен в 1943 г. Настоятель прихода в Париже. Посвящен в епископы в 1971 г. Участник экуменического движения, много потрудившийся в деле духовного окормления молодежи. О. Иоанн Кронштадский. Н-Й. 1955 стр. 380. Cathechlsme Orthodoxe. (Pour adultes.) P. 1961. 152 pp. Пути Христовы. П. 1970. стр. 297 АЛЕКСЕЕВ, Василий Иванович. 1906 Родился во Владимире 6 октября. Окончил Московский университет в 1930 г. Покинул Россию во время второй мировой войны 1944. В Америке с 1951 г. Профессор русской литературы в Миннесота, Америка. Невидимая Россия. Н-Й. 1952. стр. 405 Россия солдатская. Н-Й. 1954. стр. 3437

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

Димитракопулос Софоклис Прославление в лике святых Через несколько месяцев по кончине Пентапольца духовник Свято-Троицкой обители иеромонах Савва затворился у себя в келье и, пребывая в молитве, писал икону святого. По окончании работы он вручил ее игумении Ксении с наказом поместить в храмовый проскинитарий 329 , что та и исполнила 330 . Позже, когда открылись первые чудеса и установлено было, что останки нетленны, началось почитание их как святых мощей – сперва негласное, затем открытое и все более торжественное. Тогда же установился обычай отмечать годовую его память. Праздничное богослужение 9 ноября, впервые совершенное в 1946 году по инициативе школьного учителя (впоследствии архимандрита) Яниса Илиопулоса, повторилось в 1947 и 1948 годах, а с 1949 года стало всенародным торжеством. Еще в 1932 году молодой гимнограф монах Герасим из скита Малая Анна составил богослужебное последование, спустя пять лет изданное архимандритом и бывшим игуменом Хризолеондийского монастыря Феодосием. С тех пор, заново отредактированное и дополненное молебным каноном и другим материалом, оно не раз переиздавалось. В Афинах годовая память Пентапольца впервые была совершена 9 ноября 1945 года в церкви Божией Матери «Живоносный Источник» штатным ее священником Ангелом Нисиотисом и с тех пор отмечалась здесь неопустительно. А с 1950 года, по почину священников Фемистокла Папаконстантину и Еммануила Волудакиса, тот же обычай укоренился в Николо-Певкакийской церкви. В 1961 году, спустя сорок лет по отшествии, Церковь причислила Нектария Пентапольского к лику святых. Подготовительная процедура началась 30 ноября 1959 года. В этот день правящий митрополит Идрский, Специйский и Эгинский Прокопий представил Священному Синоду Элладской Церкви доклад, где на основании прилагаемых материалов предложил исполнить «благочестивое ходатайство православных христиан, которых облагодетельствовал богоданным даром чудотворений приснопамятный Высокопреосвященный Пентапольский Нектарий Кефалас» и приступить к действиям, необходимым для официального его прославления. 14 октября следующего года Священный Синод Элладской Церкви после выступления митрополита Фессалоникийского Пантелеимона Папагеоргиу одобрил предложение митрополита Прокопия и переслал его доклад в Константинополь с сопроводительной запиской от 1 декабря того же года, в которой просил Вселенский Престол «согласно с обычаями Великой Христовой Церкви издать Патриаршее и синодальное деяние» о канонизации, удовлетворив тем самым желание церковной полноты. Это деяние 260) последовало 20 апреля 1961 года, при Патриархе Константинопольском Афинагоре, который, как мы уже говорили, в бытность свою диаконом митрополита Афинского Мелетия по милости Божией сподобился личного знакомства с митрополитом Нектарием Пентапольским. Вот текст этого деяния:

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010