Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗАБОЛОТСКИЙ Николай Анатольевич (22.01.1924, дер. Бор, ныне Валдайского р-на Новгородской обл.- 4.01.1999, Женева), проф., консультант ОВЦС. Род. в семье священника, репрессированного в 1937 г. Окончил среднюю школу (1942), в 1944-1945 гг. служил в армии, в тыловых частях. В 1946 г. был принят в 3-й класс Ленинградской ДС, которую окончил в 1948 г. по 1-му разряду. В 1952 г. окончил Ленинградскую ДА со степенью кандидата богословия за соч. «Древнерусская проповедь в ее главных представлениях». В 1952-1957 гг. преподавал в Саратовской ДС, исполнял обязанности секретаря правления семинарии и был регентом семинарского хора. Автор «Учебных записок по церковному пению, составленных применительно к семинарской программе (для 1-2, 3-4 классов)» (Саратов, 1957. Маш.). В Ленинградских ДАиС преподавал с 1958 г. церковное пение (был также регентом хора), в 1960-1977 гг. и 1983-1990 гг.- историю древней Церкви, историю зап. исповеданий, византологию, логику, историю Древних Восточных Церквей. Составил учебные пособия по академическому курсу «Древние Восточные Церкви» (1972, переработанные и дополненные в 1973, 1974, 1983, 1989) и кн. «Христология: Предварительная часть курса академического предмета «Древние Восточные Церкви (экспериментальная)» (Л., 1983), дополнил курс проф. А. И. Иванова «Византология» (1969). С 1963 г. доцент Ленинградской ДА. 17 сент. 1969 г., защитив диссертацию на тему «Кафоличность - проблема экуменизма», получил степень магистра богословия и был утвержден в звании профессора. С 1962 г. З. был привлечен к деятельности в ОВЦС, с февр. 1963 г. назначен его сотрудником, с 1964 по 1984 г. был консультантом отдела. В 1977-1983 гг. находился в командировке в Женеве и работал в штабе ВСЦ. Активно участвовал в международных конференциях, симпозиумах, богословских диалогах и форумах, посвященных экуменической и миротворческой тематике. Публиковал по этим темам многочисленные статьи в «Журнале Московской Патриархии» .

http://pravenc.ru/text/182409.html

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Грех беспамятства Слово профессора Владимира Казарина к 55-летию первого Вечного огня в СССР 04.03.2013 888 22 февраля – важный день в истории Севастополя. Это годовщина зажжения первого в СССР Вечного огня, посвященного подвигу советского народа в Великой Отечественной войне. Он вспыхнул на Малаховом кургане в 1958 году, то есть 55 лет назад. Севастополь, впав в грех беспамятства, этот юбилей проигнорировал. Самый первый Вечный огонь в современном мире был задуман в 1920 году при закладке мемориала Неизвестному солдату в Париже, посвященного жертвам Первой Мировой войны. Его зажгли через несколько лет после открытия самого мемориала – 11 ноября 1923 года. Советский союз подхватил эту традицию в 1957 году, когда на Марсовом поле в Ленинг раде у памятника борцам Революции был зажжен Вечный огонь в честь 40-летия октябрьских событий. От этого пламени зажгли факел, который был доставлен в Севастополь. Таким образом, Вечный огонь на Малаховом кургане был вторым негаснущим мемориалом в СССР. Его открытие приурочили к 40-летию Красной армии. 22 февраля на Малаховом кургане состоялся торжественный митинг. Энциклопедический справочник «Севастополь» сообщает, что среди почетных гостей была Герой Советского Союза снайпер Л.М.Павличенко и другие участники обороны города 1941-1942 годов. Зажег Вечный огонь Герой Советского Союза адмирал Ф.С.Октябрьский, командовавший Черноморским флотом в те грозные годы. От пламени с Малахова кургана были зажжены Вечные огни в Новороссийске, Керчи, Одессе. 9 мая 1970 года та же Л.М.Павличенко зажгла на Малаховом кургане факел и передала его Герою Советского Союза Ф. И. Матвееву, штурмовавшему Сапун-гору в 1944 году. Именно он провез факел через весь город и зажег Вечный огонь на центральной аллее мемориального комплекса Сапун-горы у подножия обелиска Славы. От этого Вечного огня позже зажигали пламя на площади Нахимова (1999 г.) и на мысе Хрустальном (2007г.). Таким образом, Вечный огонь на Малаховом кургане для четырех негаснущих мемориалов памяти стал «отцом», а для двух – «дедом».

http://ruskline.ru/news_rl/2013/03/04/gr...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Царь — не настоящий. Почему Ивану Грозному не везёт в кино 25.05.2016 1298 Время на чтение 4 минуты Уважаемые читатели! Это был, в общем, нормальный царь переломной эпохи. С тяжёлым детством, со множеством внутренних и внешних вызовов, со своими победами и неудачами. Со своими заслугами и со своим списком жертв - как известно, по тогдашним европейским меркам вполне скромным, резко уступавшим спискам испанского коллеги Филиппа или английской коллеги Марии (если бы те, конечно, вели свои «синодики обиженных»). На каждое утверждение об Иване Васильевиче обязательно можно найти какое-нибудь «зато». Например: взял Казань и Астрахань - зато проиграл Ливонскую войну, открыв тем самым ворота будущему польскому нашествию. Проиграл Ливонскую войну - зато разбил Девлет-Гирея, окончательно похоронив идею возвращения ига в любой форме. Похоронил иго - зато казнил кучу народу. Казнил кучу народу - зато установил сильную центральную власть, как показали последующие столетия истории, для России необходимую до неизбежности. Установил сильную центральную власть - зато устроил опричнину, подготовив почву для будущего Смутного времени. Устроил опричнину - зато увеличил размеры государства вдвое... И так далее и так далее. В принципе, из таких «зато» состоит политическая биография любого крупного исторического лидера. Но мы сегодня о другом. А именно - о том, почему Ивану IV, первому русскому царю, так сильно не везёт в отечественном кино. Вспомним основные этапы его кинематографической карьеры. В первую очередь это, конечно, «Иван Грозный» С.М. Эйзенштейна (1944/1957 г.). Первая часть фильма, задуманного как трилогия, снималась в эвакуации, в войну, в тяжёлые годы. И это был, конечно, чистейший фильм-плакат без примесей. Вот юный Иван коронуется на царство и немедленно сообщает, глядя огненным взглядом, свою политическую программу укрепления вертикали боярам - чтоб те боялись. Бояре, которым предстоит бояться - смотрят в ответ с лютой ненавистью, которую даже не пытаются скрыть. За одетым и подстриженным «по польской моде» Курбским только что парашют не волочится - видно, что предаст. Ханский посол предлагает царю зарезаться прямо на коронации.

http://ruskline.ru/opp/2016/maj/25/car_n...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КРАЧКОВСКИЙ Игнатий Юлианович (4.03.1883, Вильна - 24.01.1951, Ленинград), востоковед-филолог, один из создателей отечественной школы арабистики, основоположник изучения арабо-христ. литературы в России; академик РАН (с 1921; с 1925 - АН СССР). Профессор Петроградского (затем Ленинградского) ун-та (с 1918), научный сотрудник (с 1916) Азиатского музея (с 1930 - Ин-та востоковедения АН СССР); вице-председатель Географического об-ва СССР (1938-1945), создатель и председатель Ассоциации арабистов при ИВ АН СССР (1934-1938), член мн. отечественных и зарубежных научных орг-ций, в т. ч. Арабской АН в Дамаске, Польского об-ва востоковедов, Немецкого востоковедного об-ва, Королевского азиатского об-ва Великобритании и Ирландии, Польской АН, Фламандской АН и др. В годы Великой Отечественной войны 1-ю блокадную зиму провел в Ленинграде, состоял председателем Комиссии по делам ленинградских учреждений АН СССР; за это время написал бóльшую часть фундаментального труда «Арабская географическая литература» (опубл. в 1957, переведена на араб. яз. в 1963). Дважды награжден орденом Ленина (1944, 1945). Лауреат Сталинской (Государственной) премии СССР 1-й степени (посмертно - 1951) за неоднократно переиздававшуюся кн. «Над арабскими рукописями: Листки воспоминаний о книгах и людях», переведенную на мн. языки. Научное наследие К. велико по объему и разнообразно по тематике: основная его часть посвящена истории араб. лит-ры, художественной и научной; К. принадлежат также работы по араб. языкознанию, эфиопистике, исламоведению, историографии и палеографии, истории востоковедения, русско-араб. культурным связям; им выполнены издания и переводы многочисленных исторических и лит. памятников, в т. ч. академический перевод Корана (1-е изд.: М., 1963) и редактирование полного рус. перевода сб. «Тысяча и одна ночь», осуществленного М. А. Салье (М.; Л., 1929-1939. 8 т.), а также редактирование академического арабско-русского словаря Х. К. Баранова (1-е изд.: М.; Л., 1940-1946).

http://pravenc.ru/text/2458991.html

Томас Шпидлик (католический кардинал) Библиография Сокращения Berdiaeff, L " idée russe – N. Berdiaeff, Lidée russe. Proble essentiels de la pensée russe au XIX е et au début du XX е siécle. Paris, 1969. Bubnoff I-II – Östliches Christentum. Dokumente. In Verbindung mit Nicolai v. Bubnoff herausgegeben von Hans Ehrenburg. Bd. III. München, 19231925. Copleston, Philosophy – F. C. Copleston, Philosophy in Russia from Herzen to Lenin and Berdyaev. Notre-Dame (Indiana), 1986. En Fil – Enciclopedia Filosofica. 4 vol. Centro di Studi filosofici di Gallarate. Venezia; Roma, 1957. Evdokimov, Gogol – P. Evdokimov, Gogol et Dostoievsky ou la descente aux enfers. Bruges, 1961. Evdokimov, LOrthodoxie – LOrtodoxie. Neuchâtel; Paris, 1959. GCS – Die griechischen christlichen Schriftsteller. Goerdt I – W. Goerdt, Russische Philosophie. Zugänge und Durchblicke. München, 1984. La prie – Т. Špidlik, La spiritualité de lOrient chrétien. II. La prie 230. Roma, 1988. La spiritualité – T. Špidlik, La spiritualité de lOrient chrétien. Manuel systematique//OCA 206. Roma, 1978. Mille ans – Mille ans du christianisme russe (988–1988). Éd. N. Struve. Paris, 1989. OCA – Orientalia Christiana Analecta OCP – Orientalia Christiana Periodica G. Piovesana, Storia – Storia del pensiero filosofico russo. Cinisello Balsamo (Milano), 1922. G. Podskalsky, Christentum – Christentum und theologische Literatur in der Kiever Rus (988–1237). München, 1982. Е. Porret, Berdiaeff – La philosophie chretienne en Russie. Nicolas Berdiaeff. Neuchâtel, 1944. Вл. Соловьев, Сочинения – (издано в Брюсселе в 12-ти томах, 1966–1970). Théophane – Т. Špidlik, La doctrine spirituelle de Théophane le Reclus. Le Coeur et lEsprit//OCA 172. Roma, 1965. ThWNT – Theologisches Worterbuch zum Neuen Testament. S. Tyszkiewicz, Moralistes – Moralistes russes. Roma, 1951. ЖМП – Журнал Московской Патриархии. Антропология La spiritualité. P. 85 ff., 354 ff. H. Бердяев, Я и мир объектов. Париж, без указания года издания. С. 186 и сл.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/russ...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН (Иванов Иван Спиридонович; 6.02.1912, Псков - 17.11.1966, Киров), еп. Кировский и Слободской. Из семьи ремесленника. С 1926 г. псаломщик в псковской ц. во имя святых Константина и Елены, позднее служил в других храмах Пскова. В 1927 г. окончил неполную среднюю школу, в 1933 г.- муз. школу по классу скрипки в Пскове, в 1936-1938 гг. учился 2 курса на вокальном отд-нии Ленинградского муз. техникума им. П. И. Чайковского. Окончил бухгалтерские курсы, с кон. 1938 г. работал бухгалтером в городском жилищном управлении. Во время Великой Отечественной войны после оккупации Пскова нем. войсками 30 июля 1941 г. стал певчим, а 2 июля 1942 г.- псаломщиком в псковском Троицком кафедральном соборе. 6 июня 1943 г. рукоположен целибатом во диакона Патриаршим экзархом Прибалтики Виленским и Литовским митр. Сергием (Воскресенским) , служил в псковском Троицком соборе. 22 авг. 1943 г. митр. Сергием рукоположен во иерея к храму свт. Николая погоста Любятово под Псковом. Активно помогал партизанам. 7 марта 1944 г. вместе с прихожанами вывезен немцами в Шяуляйские трудовые лагеря (Литва), но вскоре был освобожден по ходатайству митр. Сергия. С кон. марта до 11 окт. 1944 г. в составе «Внутренней православной миссии в Литве» (см. Псковская миссия ) окормлял рус. беженцев в г. Кретингене (Крятинге). После прихода советских войск вернулся в кон. окт. 1944 г. в Псков. В 1945 г. был арестован, но после проведенной проверки освобожден. За участие в партизанском движении награжден медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Был одним из организаторов восстановления разрушенного во время войны Троицкого собора Пскова, стал в 1946 г. его настоятелем. С 1948 г. служил в храмах Ленинграда, был благочинным одного из городских благочиннических округов. В 1950 г. окончил заочно Ленинградскую ДС. С 1953 г. священник Спасо-Преображенского собора Ленинграда. В 1954 г. окончил заочно Ленинградскую ДА со степенью кандидата богословия, был возведен в сан протоиерея. С 1957 г. ключарь Троицкого собора Александро-Невской лавры. 7 июня 1958 г. по благословению Патриарха Алексия I Псковским и Порховским еп. Иоанном (Разумовым ; впосл. митрополит) в пещерной Успенской ц. Псково-Печерского мон-ря пострижен в монашество с именем Иоанн в честь св. прор. Иоанна Предтечи. 22 нояб. назначен настоятелем храма во имя св. Иова на Волковом кладбище Ленинграда. В 1959 г. возведен в сан игумена, 20 нояб. 1962 г.- в сан архимандрита.

http://pravenc.ru/text/469480.html

Розов Виктор Павлович, священник Родился в 1897 г. в с. Горькая Соль Мологского уезда Ярославская губ. в семье священника. Окончил духовную семинарию. С 1921 г. занимал ряд выборных должностей Волостной исполнительной комиссии. С 1927 г. работал счетоводом сапожной артели «Новая заря». В 1929 г. арестован с группой духовенства вместе с епископом Вениамином (Воскресенским). Осужден на 5 лет лишения свободы («Дело духовенства Ивановской Промышленной области, 1930 г.»). Находился в заключении в одной камере с епископом Николаем (Голубевым) и др. Освободившись из лагеря, служил в Ярославской епархии. Вновь арестован в 1944 г. Осужден на 8 лет лишения свободы 415 . Фактически в заключении находился сверх срока. В Дубравлаге познакомился со святителем Афанасием. Освобожден в марте 1954 г. Служил в с. Борзово Ярославской обл. Епископ Николай (Муравьев-Уральский) отзывался о нем так: «Пастырь идейный, полагающий всегда душу свою за овцы, «израильтятин в немже несть льсти " " 416 . 1. 8 октября 1956 г. Здравствуйте, дорогой Владыко! Был в Тутаеве и узнал Ваш адрес. Прошлый год не застал там недели. Из Потьмы проехал до Кзыл-Орды и больше году жил в пос[елке] Бугуне на берегу Аральского моря, а потом был переведен в Аральск, оттуда в марте 1954 г. и освободили по жалобе на имя Г. М. Маленкова. С ноября того же, 1954 г. служу священником в с. Борзове от Щербакова 417 , вниз по Волге 24 км, а от левого берега Волги 7 км. Храм двухэтажный. Приход состоит из шести прежних приходов. Познакомился с Владыкой Николаем 418 . Подробности потом. (...) Адрес: п/о Николо-Колокша Рыбинского района Ярославской обл[асти], с. Борзово, Виктору Павловичу Розову. Прошу Ваших молитв, [подпись] Д. 18. Л. 1. Подлинник. Автограф. 2. 27 января 1957 г. Здравствуйте, дорогой Владыко! 22 янв[аря] получил Ваше послание и молитву 419 . Сердечное спасибо за память. За каждой литургией вынимаю частицу за Ваше здравие, помню с любовию совместное пребывание. Здесь имею общение с Владыкой Николаем, к которому имею самые хорошие чувства.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Сортировать по Исключить новости «Будто всегда жил в Саратове…» Что в этих строчках? Кроме фактологической точности и замечательного лапидарного стиля — любовь к жизни, ко всем ее Божиим проявлениям. 10 декабря, 2014 Что в этих строчках? Кроме фактологической точности и замечательного лапидарного стиля — любовь к жизни, ко всем ее Божиим проявлениям. 4 декабря в рамках дней памяти архиепископа Саратовского и Вольского Пимена (Хмелевского), которые уже двенадцатый раз проходят в Саратове, состоялась презентация третьего тома (в двух частях) дневников приснопоминаемого владыки. Они посвящены записям 1965-1993 годов, когда архиепископ Пимен управлял Саратовской епархией. Выход в свет дневников архиепископа Пимена, который почти ежедневно писал в общих тетрадях о событиях своей жизни и жизни Церкви, начался в 2008 году. Тогда в издательстве Саратовской епархии появился первый том в коричневой обложке — это были дневниковые записи архимандрита Пимена, который в 1955–57 годах возглавлял Русскую Духовную Миссию в Иерусалиме. Второй том вышел в 2011-м и был посвящен следующему периоду жизни архиепископа Пимена — с 1957 по 1964 год он был наместником Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Владыка родился в 1923 году в Смоленске, стал насельником Жировицкого монастыря в 20 лет. В 1944 году принял монашество. Он учился в Минской духовной семинарии, а затем в Московской Духовной Академии, преподавал в МДАиС. В 1955 году Патриарх Алексий I (Симанский) направил его в Иерусалим. Трогательные и живые рассказы о жизни на Святой Земле из первого тома дневников проиллюстрированы уникальными фотографиями, многие из которых были сделаны самим владыкой. Иерусалимские дневники показывают, каким живым, радостным, интересным человеком был архимандрит Пимен (Хмелевской). В ноябре 1957 года он был назначен наместником Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, сменив на этой должности будущего Патриарха Пимена (Извекова) — Владыку Пимена даже называли в свое время Пименом «младшим». Назначением и открывается второй том, «лаврский».

http://pravmir.ru/budto-vsegda-zhil-v-sa...

Био-библиографический список авторов (Bio – Biographical) (List of Authors) АВЕРКИЙ. Архиепископ Сиракузско-Троицкий. A. П. Таушев. 1906 Родился 19 октября в Казани. Покинул Россию в 1920 г. Окончил в 1930 г. богословский факультет Софийского университета. Пострижен и рукоположен в 1931 г. С 1932 по 1940 вел просветительную работу в Подкарпатской Руси. С 1940 по 1944 был приходским священником в Белграде, а до 1951 г. в Мюнхене, с 1951 г. преподавателем в Свято-Троицкой семинарии в Джорданвилле. Посвящен в епископы 1953. С 1960 является настоятелем обители и ректором семинарии. Дух современности и дух Христов. Б.Д. стр. 15. Мысли о. Иоанна Кронштадского о Церкви. М. 1947. Преподобный Серафим Саровский . 1949. Россия-Дом Пресвятой Богородицы. Дж. 1954. Руководство к изучению Четвероевангелия. Дж. 1954. стр. 354. Руководство к изучению Апостола. Дж. 1956. стр. 454. Руководство к изучению св. писания. Дж. 1957. Св. Марк Ефесский . Дж. 1964. Провозвестник кары русскому народу. Еп. Феофан Затворник . Дж. 1964. Истинное православие и современный мир. Дж. 1971. стр. 309. АЛЕКСАНДР. Епископ Зилонский. Семенов Тян-Шанский, Александр Дмитриевич».1890 Родился 7 октября в Петербурге. Внук знаменитого исследователя Средней Азии Петра Петровича Семенова Тян-Шанского 1827 –1914. Окончил Петербургский университет в 1914 г. Участвовал в войне. Переехал во Францию в 1925 г. Окончил Богословский Институт в Париже в 1942 г. Рукоположен в 1943 г. Настоятель прихода в Париже. Посвящен в епископы в 1971 г. Участник экуменического движения, много потрудившийся в деле духовного окормления молодежи. О. Иоанн Кронштадский. Н-Й. 1955 стр. 380. Cathechlsme Orthodoxe. (Pour adultes.) P. 1961. 152 pp. Пути Христовы. П. 1970. стр. 297 АЛЕКСЕЕВ, Василий Иванович. 1906 Родился во Владимире 6 октября. Окончил Московский университет в 1930 г. Покинул Россию во время второй мировой войны 1944. В Америке с 1951 г. Профессор русской литературы в Миннесота, Америка. Невидимая Россия. Н-Й. 1952. стр. 405 Россия солдатская. Н-Й. 1954. стр. 3437

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 НИКОЛАЙ (ЯРУШЕВИЧ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Митрополит Николай (Ярушевич) Митр. Николай (Ярушевич) 28 января 1944 г. назначен митрополитом Крутицким , управляющим Московской епархии и, по положению Русской Православной Церкви, патриаршим наместником. В этом же году награжден предносным крестом при богослужении. В марте 1944 года выезжает на фронт для передачи Красной Армии танковой колонны имени Димитрия Донского — дара Русской Православной Церкви. 31 января - 2 февраля 1945 года участвовал в работе Поместного Собора Русской Православной Церкви . В апреле 1946 г. был назначен председателем вновь созданного Отдела Внешних Церковных Сношений при Священном Синоде. 25 марта 1947 г. в ознаменование 25-летнего служения в епископском сане присвоен титул " Крутицкого и Коломенского " . За совокупность богословских трудов 11 апреля 1949 года получил ученую степень доктора богословия . Святейшим Патриархом Алексием на него были возлагаемы многие ответственные церковные поручения. Так, в августе 1945 г. он блестяще выполнил миссию по воссоединению Русских Православных приходов во Франции с Матерью-Церковью. Затем возглавлял делегацию Русской Православной Церкви в Англию, Румынию, Чехословакию и др. В мае 1957 г. осуществил акт воссоединения Финляндской Церкви с Московским Патриархатом. Как представитель Русской Православной Церкви, он состоял членом Советского Комитета защиты мира, членом Палестинского Общества при Академии Наук СССР и членом Славянского Комитета СССР. Человек редкой скромности и вместе с тем сильной воли и необычайно твердый в своих решениях. Авторитет его чрезвычайно велик как среди духовенства, так и среди мирян. Замечательно трудоспособный и на редкость выносливый. Деятельный и инициативный человек. Впрочем он был не чужд стремлений к славе земной в ущерб небесной. Он весьма дорожил той популярностью, которую имел среди жителей Петергофа, Ленинграда и Москвы. Как настоящий дипломат, он мог принять человека чрезвычайно любезно и приветливо, обещать ему много, не имея при этом намерения выполнить обещания.

http://drevo-info.ru/articles/3965.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010