Сортировать по Исключить новости Сербская Православная Церковь и оккупационные режимы на территории Югославии в 1941–1945 гг. Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 43, 2005 2 сентября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 43, 2005 Судьба Сербской Православной Церкви в годы Второй мировой войны до сих пор остается одной из малоизученных тем в отечественной историографии. В последние годы в периодической и научной печати появился ряд публикаций, посвященных по большей части трагическим событиям на территории образованного в апреле 1941 года Независимого государства Хорватии (“Независна Држава Хрватска”). Авторы этих публикаций в той или иной степени касаются и положения СПЦ. Тем не менее положение СПЦ на остальных территориях оккупированной Югославии и характер взаимоотношений Церкви с различными оккупационными режимами по-прежнему остаются практически не освещенными. В то же время эти вопросы представляются нам существенными и важными для всестороннего изучения этого периода истории как Югославии, так и Сербской Православной Церкви. Предлагаемый вниманию читателя обзор не претендует на всестороннее и полное рассмотрение всех сторон жизни и деятельности Сербской Церкви на территории оккупированной Югославии. Решение подобного рода задач требует куда более полного и глубокого исследования и явно выходит за рамки одной небольшой публикации. Мы же хотим всего лишь постараться дать краткую характеристику положения СПЦ в различных оккупационных зонах, выявить некоторые особенности во взаимоотношениях Церкви с оккупационными властями и определить основные факторы, на эти взаимоотношения влиявшие. После нападения Германии и ее союзников 1 , поражения и краха Югославии в апреле 1941 года каноническая территория СПЦ оказалась разделенной целым рядом оккупационных зон, в каждой из которых положение Церкви имело свои особенности. В целом можно сказать, что для первых недель оккупации характерно открыто враждебное отношение всех оккупационных сил как к сербскому населению в целом, так и к Сербской Церкви в частности. В качестве одной из основных его причин можно назвать активную роль церковных деятелей в путче 27 марта 1941 г., в результате которого было сорвано присоединение Югославии к Тройственному пакту 2 .

http://pravmir.ru/serbskaya-pravoslavnay...

М. В. Шкаровский Скачать epub pdf 4. Деятельность Зарубежной Русской Церкви на территории IIIpeйxa в 1941–1945 гг. А. Германская епархия РПЦЗ в годы II Мировой войны 25 октября 1941 – 8 апреля 1980 г. Сразу же после начала войны с СССР германские власти, нередко видевшие во всех русских врагов, начали ущемлять и церковную деятельность. Это хорошо видно в публикуемом письме бывшей звонарки православной церкви в Лейпциге. Над русскими храмами в Лейпциге и Дрездене вообще нависла угроза полного закрытия, которую удалось избежать благодаря заступничеству РКМ пресекали власти и многие благотворительные акции русский церковной эмиграции по оказанию помощи своим соотечественникам на оккупированной территории СССР 111 . Заметным этапом в истории православной Германской епархии стало первое и последнее в годы войны епархиальное собрание 29–31 января 1941 г. в Берлине. Среди его важнейших решений были постановления об организации Миссионерского комитета и преобразовании епархии в Средне-Европейский митрополичий округ. 26 мая 1942 г. архиерейский синод РПЦЗ принял решение о создании такого округа с включением в него приходов в Германии. Протектората Богемии и Моравии, Бельгии. Словакии и Люксембурга. Митрополитом был назначен Владыка Серафим (Ляде). Всевозможные трудности и стеснения – острая нехватка свечей для богослужений, вина и муки для причащений, требования властей о сдаче колоколов для военной промышленности и т. и. не смогли воспрепятствовать активной душепопечительной, миссионерской, просветительной и благотворительной деятельности духовенства епархии. 43. Письмо имперского наместника Саксонии министру церковных дел о намерении закрыть русские церкви в Лейпциге и Дрездене Дрезден, 25 октября 1941 г. Как я усмотрел из доклада обер-бургомистра Лейпцига, там еще существует так называемый Комитет по сохранению русской церкви в Лейпциге. Это зарегистрированная общественная организация, которая ставит своей задачей сохранить так называемую русскую памятную церковь 1913 г. для лейпцигской русской православной церковной общины.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

сост. монахиня Елена (Хиловская), О.В. Меликова, О.В. Руколь Эпоха гонений: 1918–1941 гг. 836. Желнавакова М. С. Воспоминания о матери. Письма/Публ., примеч.: Н. С. Фудель //АиО. 1999. 4(22). С. 256–277; 2000. 1(23). С. 247–271. Дочь С. И. Фуделя и В. М. Сытиной вспоминает о детстве. 837. Жиромская В. Б. Религиозность народа в 1937 году: (По материалам Всесоюзной переписи населения)//ИВ. 2000. Вып. 1(5). С. 105–114. 838. Иоанн (Снычев), митр. Санкт-Петербургский и Ладожский. История Русской Православной Церкви периода 1917–1944 гг.//ВестнЛДА. 1990. 1. С. 5–17. Состояние РПЦ при свт. Тихоне (Белавине) , сщмч. Петре (Полянском) . 839. Иоанн (Снычев), митр. Санкт-Петербургский и Ладожский. Церковные деятели Русской Православной Церкви 20–30-х гг.: Лекция, прочит. в ЛДА 27 февр. 1989 г.//ВестнЛДА. 1990. 2. С. 9–35. 840. Иоанн (Снычев), митр. Санкт-Петербургский и Ладожский. Состояние Русской Православной Церкви при Сергии в период его заместительства, местоблюстительства и патриаршества//ХЧ. 1991. 3. С. 4–29. 841. Каледа Г. А., прот. О некоторых аспектах духовной жизни Русской Церкви в 30–60-е годы//ЕжБК ПСТБИ, 1992–1996. С. 29–33. Мученичество и исповедничество как факторы усиления религиозных настроений в среде городской интеллигенции. 842. Каледа Г. А., прот. Очерки жизни православного народа в годы гонений: (Воспоминания и размышления)//АиО. 1995. 3(6). С. 127–144. 843. Косик О. В. Из истории Владимирской епархии (1917–1923 гг.)//БСб. 2000. 6. С. 26–75. 844. Крашенинникова Е. Храмы и пастыри//АиО. 1999. 3(21). С. 258–279. Воспоминания о церк. жизни в Подмосковье и Москве в 1930-е гг. 845. Мороз А. Б . Устная история Русской Церкви в советский период: (Народные предания о разрушении церквей)//УЗ РПУ. 2000. 6. С. 177–185. 846. Осипова И. И. История «Истинно-Православной Церкви» по материалам следственного дела//ЕжБК ПСТБИ, 1992–1996. С. 374–380. 847. Поспеловский Д. В. От патриарха Тихона к митр. (патриарху) Сергию: преемственность или предательство?: [Докл. на конф. « Церковь и советская власть в 20–30-х гг.» Санкт-Петербург, май 1992 г.]//ЦиВр. 1992. 3. С. 43–60.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Супонево. Церковь Спаса Нерукотворного Образа. Сортировка: Карта и ближайшие объекты Храм построен в центре села Супонево над обрывом высокого берега Десны. В XVI-XVII веках здесь существовал женский Георгиевский монастырь с деревянным храмом, приписанный к Свенскому монастырю. Позднее — это вотчина Свенского монастыря с приходским храмом. Что касается современного храма в поселке Супонево, то его здание было построено вместо обветшавшей деревянной церкви на средства прихожан в 1828-1831 гг., но внутреннее благоустройство храма затянулось. Лишь в 1847 году был освящен придельный Алтарь во имя Святого Георгия Победоносца, а в 1852 году — главный алтарь во имя Спаса Нерукотворного. Храм не закрывался, за исключением 1941-43 гг., когда фашистские оккупанты устроили в нем конюшню. Из статьи «Храмы Брянского благочиния», опубликованной в «Брянском Православном Календаре на 2006 год» (Издание Брянского Епархиального Управления). Историограф Свенского монастыря архимандрит Иерофей в своей книге " Брянский Свенский монастырь " , изданной более века назад, упоминает о существовании монастырского села Супонева с храмом во имя великомученика Победоносца Георгия уже вскоре после основания монастыря в 1288 году. Разумеется, ныне существующий каменный храм не первый на этом месте. В XVI-XVII веках здесь существовал женский Георгиевский монастырь с деревянным храмом, приписанный к Свенскому монастырю. Позднее - это вотчина Свенского монастыря с приходским храмом. В 1790 году священником супоневской церкви был назначен уроженец села Толмачёво Евсей Петров. Благодаря его стараниям в Супоневе началось строительство каменного храма. В 1828 году по распоряжению епископа Орловского Гавриила сельская деревянная церковь за ветхостью была опечатана, а для совершения церковных нужд супоневцы должны были ездить за 10 вёрст в Тешеничи и Толмачёво. Тогда прихожане начали собирать деньги на строительство нового храма и здесь же соорудили печь для обжига кирпича. Для строительства потребовалось 30 тысяч штук кирпича. Был составлен план строительства будущего храма, подобралась команда строителей-каменщиков и работа закипела. Закладка фундамента состоялась в том же 1828 году, а само здание церкви было выстроено в 1831 году. Однако работы по внутреннему благоустройству затянулись, и только в 1847 году был освящён придельный холодный алтарь во имя Спаса Нерукотворного, а в 1852-м - главный тёплый алтарь во имя Георгия Победоносца. С этого времени храм стал называться Спасо-Георгиевским.

http://sobory.ru/article/?object=05016

Патриарх Кирилл. Голос сердца. Из проповеди Патриарха Кирилла в четверг первой седмицы Великого поста , 26 февраля 2015 года . Фото пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси//Фома. - – ноябрь 2015. – С.25. – (рубрика « Тема номера. Инфляция и молитва »). Окошко к Богу. Зачем нужна ежедневная молитва и как творить ее правильно ? На вопросы редакции отвечает протоирей Павел Великанов . Беседовала Ольга Андреева . Фото Broo_am, www.flickr.com// Фома. - – ноябрь 2015. – С. 26-31. – (рубрика « Тема номера. Инфляция и молитва »). Митрополит Сурожский Антоний . Молитва. 5 упражнений для начинающих . Фото: Митрополит Антоний беседует с молодежью. 1980-е гг. и фото Натальи Поморцевой//Фома. - – ноябрь 2015. – С.32-35. - (рубрика « Тема номера. Инфляция и молитва »). ВЕРА (раздел). – С.36-51. Протоиерей Дмитрий Струев . Разговор с другом. О сомнениях , деятельной любви, подъеме по едущему вниз эскалатору и советах нарнийского Аслана . Фото Giuliano Maiolini//Фома. - – ноябрь 2015. – С.36-39. – (раздел « Вера »).   Толковый словарь: Христианский эгоизм . Автор – Юрий Пущаев. Ил . : Нарцисс. Последователь Леонардо да Винчи. Около 1490//Фома. - – ноябрь 2015. – С.40. - (раздел «Вера», рубрика «Толковый словарь» ). Реклама : С.41. Марина Журинская. Исцеления: прокаженный и слуга сотника . Читаем Евангелие с Мариной Журинской. Ил.: Исцеление прокаженного. Книжная миниатюра//Фома. - – ноябрь 2015. – С.42-43. – (раздел « Вера »). На врезке к материалу: Евангелие от Матфея, глава 8: 2-17. (С.42). публикации (см. Фома колонок М.А. Журинской (1941-2013) о Евангелии, печатавшихся ранее на сайте журнала «Фома». Владимир Гурболиков . Покаяние чиновника. Реальная история из Переславля-Залесского . Рисунок Наталии Кондратовой//Фома. - – ноябрь 2015. – С.44-45. – (раздел « Вера »). Новомученики: Игумен Дамаскин ( Орловский ), секретарь Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по увековечиванию памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской, руководитель фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», клирик храма Покрова Божией Матери на Лыщиковой горе (Москва), www.fond.ru . Преподобномученик Гавриил (Гур) . 1898-19.11.1937. Исповедники и предатели . Документальное фото/Протоиерей Гавриил (Гур). Москва. Таганская тюрьма. 1937/предоставлено автором//Фома. - – ноябрь 2015. – С.46-48. – (Раздел « Вера », рубрика « Новомученики »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-11-151...

Скачать epub pdf От издателя В этой книге собраны все статьи и высказывания великого русского мыслителя и богослова, о. Сергия Булгакова , по еврейскому вопросу. Если не считать отзыв о кощунственном антисемитизме молодого Маркса, все остальные высказывания С. Булгакова , сделанные печатно или приватно, были вызваны определенными историческими событиями: в 1916 г., переселением в военном порядке десятков тысяч евреев из прифронтовой полосы; в 1922 г., по выражению И. Бикермана, «непомерным и непомерно-рьяным участием евреев в истязании полуживой Россия большевиками»; наконец, в 1941–43 гг., истребительным гонением евреев нацистской Германией. Именно на этот последний трагический период приходятся самые значительные и углубленные размышления о. Сергия. Однако, мысль о. С. Булгакова по еврейскому вопросу не зависела от исторических превратностей. С самого начала он был убежден, что еврейский вопрос в корне своем – вопрос религиозный. В еврейском народе, избранном Богом для воплощения Спасителя, он видел «ось мировой истории». Нерастворимость евреев, невозможность как полной ассимиляции, так и соединения всех евреев в одном национальном государстве, для Булгакова – признаки того, что избранничество Божие почиет на еврействе, даже не принявшем Христа. Окончательное разрешение еврейского вопроса наступит только с обращением – возвещенным апостолом Павлом – всего еврейства ко Христу, что свершится лишь к концу истории. В промежуточном «историческом» времени о. Сергий Булгаков настаивал на необходимости тесных и добрых отношений между русскими и евреями, в силу общности призвания, но и полярности их качеств: русские и евреи друг друга восполняют. Размышления о. С. Булгакова нисколько не устарели: более того, они особенно нужны в наши смутные дни, когда к еврейскому вопросу слишком часто подходят упрощенно и плоско. Раскрывая религиозно-метафизические корни вопроса, о. Сергий Булгаков возводит его до того уровня, где всякий антисемитизм изобличается как антихристианство и, тем самым, исключается.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Киев. Церковь Вознесения Господня. Вознесенский храм; Вознесенская церковь на Байковом кладбище Карта и ближайшие объекты Заложена в 1884 г. и освящена 5 ноября 1889 г. Вознесенская церковь заменила старую деревянную церковь Св.Димитрия Ростовского, которую разобрали в 1897 г. Новый храм строился исключительно на средства, собранные кладбищем за подмогильные места. Сооруженная по проекту Владимира Николаева в псевдовизантийском стиле церковь композиционно завершила формирование регулярно спланированного ансамбля новой части некрополя. Крестово-купольное сооружение с пирамидальной композицией увенчано куполом на высоком граненом барабане с узкими витражными окнами. Притвор и боковые фасады завершены монументальными закомарами с окнами-трифориями. Боковые апсиды перекрыты конхами. В июле 1920 г. советские органы зарегистрировали при храме приходскую общину. В 1920-х гг. церковь была передана так называемой " синодальной " (обновленческой) общине. В конце 1930-х гг. храм был закрыт. Однако в 1941 г. с началом нацистской оккупации Киева служба в Вознесенской церкви возобновилась (в 1941-43 гг. богослужения велись на украинском языке). В 1960-х гг. храм был снова закрыт и преобразован в мемориальный зал Байкового кладбища. В феврале 1988 г. инициативная группа верующих повела борьбу за возвращение храма. 17 августа 1990 г., вскоре после малого освящения, состоялась первая служба в стенах храма. Принадлежит УПЦ Киевский Патриархат. Источник: Монастыри и храмы Украинской Православной Церкви 24 августа 1841 г. на православной части Байкового кладбища (герой войны 1812 г. Сергей Васильевич Байков) была освящена деревянная церковь во имя Святого Димитрия Ростовского. Её разобрали в 1897 г., а строительный материал использовали при постройке деревянной Макариевской церкви на Татарке в ознаменование 400-летия гибели киевского митрополита Макария, павшего от рук захвативших в 1497 году Киев татар. В 1884 г. на новом кладбище, по проекту широко известного, исполнявшего в то время должность Киевского Городского архитектора, академика Владимира Николаевича Николаева (19 февраля 1847 - 11 ноября 1911) была заложена каменная Вознесенская церковь. Храм стоился исключительно на деньги, собранные Правлением кладбища за предоставление мест под захоронения (за период с 1877 по 1884 гг. таким образом было собрано 28690 рублей).

http://sobory.ru/article/?object=19827

Стремилово. Церковь Николая Чудотворца. Карта и ближайшие объекты В 2008 году в Стремилове возрождена церковная община, которая начала строительство кирпичного храма на новом месте, в заречной части села. К 2014 году основные строительные работы окончены. Построен небольшой храм, накрытый временной шатровой крышей, трапезная и колокольня. 29 декабря 2013 года были освящены колокола. В храме совершаются регулярные богослужения. Село Стремилово расположено в истоках реки Хоростинки в 74 на юго-запад от Москвы и в 19 км к западу от райцентра (г. Чехов). Первые сведения о селе относятся к сер. XVI в., когда эти земли получил новокрещённый татарин Собакин. Им было основано село Собакино. Тогда оно находилось в Голичинской волости Боровского уезда. Позднее эти земли приобрёл боярский сын из Боровска Михаил Иванович Стромилов. Село стало называться Стромилово (Собакино тож). Вскоре М.И. Стромилов подарил свои владения Серпуховскому Высоцкому монастырю. Во время нашествия крымских татар во главе с ханом Девлет-Гиреем в 1572 году стремиловские земли были опустошены. Сохранилась льготная грамота Ивана Грозного Высоцкому монастырю, в которой говорилось: " ... церковь Николая Чудотворца сожжена, двор монастырский сожжён, да семь дворов сожжены ... " Вскоре на пепелище вновь встала деревянная Никольская церковь. 6 октября 1812 года от церкви села Стремилова казаки отряда графа В.В. Орлова-Денисова передовой колонной русских войск ударили по французским артиллеристам у д. Дмитровка и обратили их в бегство, захватив пушки и боеприпасы. В 1865-1886 гг. по инициативе священника А.М. Боголепова в Стремилове взамен деревянного храма была построена кирпичная трёхпрестольная церковь в псевдорусском стиле. В 1911 году село было волостным центром Серпуховского уезда. В Стемилове находились: Никольская церковь, земские училище и больница (постройки сохранились), почтово-телеграфное отделение, казённая винная лавка и квартира урядника. В 1920-ые гг. храм закрыли, однако, по просьбе верующих он вскоре был вновь открыт. Во время Великой Отечественной войны Стремилово с октября по декабрь 1941 года стало прифронтовым тыловым селом. 8 ноября 1941 года по приказу командования 43 армии колокольня Никольской церкви, как нежелательный ориентир, была взорвана. Храм ещё продолжал действовать до 1960-х гг., когда был закрыт и разрушен. На месте церкви был построен магазин, а старое кладбище уничтожено.

http://sobory.ru/article/?object=13565

Тортым. Церковь иконы Божией Матери " Утоли моя печали " . Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: " Утоли моя печали " иконы Божией Матери Год постройки:1865. Год утраты:Не установлен. Адрес: 427577, Удмуртская Республика, Кезский район, с. Тортым Координаты: 57.816683, 53.949245 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Тортым. Церковь «Утоли моя печали» иконы Б.Матери, Государственное учреждение «Центральный государственный архив Удмуртской Республики» ф. 277, Богородицкая церковь с. Тортым Глазовского уезда Вятской губернии, (1866 - 1941 гг.) (1862 - 1918). Объем фонда: 43 ед.хр. Кол-во описей: 1. Переименования фонда: Богородицкая церковь с. Тортым Глазовского уезда Вятской губернии (с февраля 1921г. - с. Тортым Глазовского уезда ВАО, с декабря 1921г. - с. Тортым Дебесского уезда ВАО, с ноября 1923г. - с. Тортым Глазовского уезда ВАО, с июля 1929г. - с. Тортым Кезского района Вотской (с 1932г. - УАО), с декабря 1934г. - с. Тортым Кезского района УАССР) (01.01.1866-01.01.1941); Историческая справка: Приход с. Тортым открыт по Указу Св. Синода от 20 сентября 1861 г. за 3003, в его состав вошли деревни, ранее входившие в приходы сел Юскинское, Поломское и Дебесское. С 1862 г. по 1865 г. церковные службы совершались в молитвенном доме. Деревянная церковь была построена в 1865 г. с одним престолом в честь афонской иконы Пресвятой Богородицы " Утоли моя печали " , освящена 24 января 1866 г. В 1865 г. при церкви было открыто церковно-приходское попечительство. Богородицкая церковь с. Тортым закрыта на основании Указа Президиума Верховного Совета УАССР от 10 июля 1941г. 72. Аннотация: Клировые ведомости, метрические книги. «Деревянная церковь была построена в 1865 году. В 1913 году построена каменная. В приходе было 29 селений, три школы: Тортымская – приходская, Удинская земская, и Старо-Сиринская земская. В 1933-1934 году старую деревянную церковь перевезли за речку Тортымку, построили школу. Среднюю часть сделали в 2 этажа, а края одноэтажные. Это здание в качестве школы использовалось более 20 лет.

http://sobory.ru/article/?object=22425

Иоанн (Разумов) Иоанн (Разумов Дмитрий Александрович), архп. Псковский и Порховский. Родился 26 октября 1896 года в г. Коломне, Московской области. С 1916 года – послушник Смоленско-Зосимовой пустыни при Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. В 1923 году переведён в Богоявленский монастырь в Москве. 24 ноября 1924 года пострижен в мантию с именем Иоанн. 25 ноября 1924 года рукоположен Преосвященным Августином (Беляевым) в сан иеродиакона. С 1928 по 1936 гг. – иеродиакон в Успенском соборе г. Каширы. С 1936 года – эконом Московской Патриархии в служении при Патриаршем Местоблюстителе. 1941–1943 гг. проживал в Ульяновске вместе с Патриархом Сергием. Служил в Казанском соборе. 1 окт. 1942 года рукоположен митрополитом Ленинградским Григорием в сан иеромонаха. 8 окт. 1942 года возведён в сан игумена, а 26 окт. – в сан архимандрита. С 10 авг. 1946 года – наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. 29 ноября 1953 года состоялось наречение во епископа Костромского и Галичского в Трапезном храме Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. 30 ноября 1953 года хиротонисан там же во епископа Костромского и Галичского. Чин хиротонии совершали: Святейший Патриарх Алексий, митр. Ленинградский и Новгородский Григорий и архп. Одесский и Херсонский Никон. С 11 ноября 1954 года – епископ Псковский и Порховский с правом настоятельства в Псково-Печерском монастыре. С 5 марта 1959 года – епископ Берлинский и Германский и упр. Псковской епархией. С 21 июня 1960 года – епископ Псковский и Порховский. В 25 февр. 1962 году возведён в сан архиепископа. 11 мая 1963 года награждён правом ношения креста на клобуке. 9 сент. 1972 года Святейшим Патриархом Пименом возведён в сан митрополита. Труды Речь при наречении его во епископа «ЖМП» 1954, 1, стр. 21–22 «Христианский уклад домашней жизни Св. Патриарха Сергия» «Патриарх Сергий и его духовное наследство». МП 1947, стр. 231 «Добрый пастырь» «ЖМП» 1964, 5 Литература «ЖМП» 1954, 1, стр. 21–23, 78. 1954, 12, стр. 6. 1958, 10, стр. 11. 1959, 3, стр. 16. 1959, 4, стр. 6. 1959, 5, стр. 17, 18. 1959, стр. 15, 16, 18. 1959, 9, стр. 17, 43. 1959, 10, стр. 26. 1959, 11, стр. 10. 1959, 12, стр. 21. 1960, I,cmp. 12, 18. 1960, 3, стр. 6, 15. 1960, 8, стр. 22. 1960, 9, стр. 63. 1960, 11, стр. 4, 7, 8. 1961, 1 стр. 29, 30 1961, 9 стр. 11. 1962, 3, стр. 10. 1963, 1 стр. 5, 20, 27, 28. 1963, 2, стр. 45–46. 1963, 6, стр. 10. 1963, 10, стр. 16. 1964, 1, стр. 20

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010