Другой свидетель – Цыпанов Алексей Петрович из с.Визинга – рассказывал: «Знамировского знаю по совместному проживанию в одном бараке В.Чова. Он ежедневно устраивал около своей койки богомолебны. 11 апреля 1941 года говорил, что сегодня Вербное воскресенье и что в этот день Иисус Христос шествовал по Палестине. У заключенных преклонного возраста как духовное лицо пользовался большим авторитетом… В декабре 1940 года благословлял заключенных, уходивших в верхний барак. Перекрестил их и сказал: «Бог вас простит». 17 октября 1941 г. был вынесен приговор судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда Коми АССР о применении к Знамировскому Николаю Ивановичу и П.А.Потаповой высшей меры наказания. После этого последовала кассационная жалоба архиеп. Стефана в Верховный суд: «...Нахожу данный приговор совершенно несправедливым. Прогулов за время пребывания в колонии не было. Свидетель Цыпанов вскоре умер, как дал показания. Власть желает знать правду, а я эту правду ей и говорю: я не виновен – в надежде, что найду в Верховном суде истину и справедливость...» Архиеп. Стефан был расстрелян 18 марта 1942 Ко времени своей кончины, к неполным 64 годам своей земной жизни, здоровье владыки Стефана было подорвано многочисленными тюрьмами и лагерями. Из медицинской справки видно, что он болел хроническим гематозом и варикозным расширением вен. В акте освидетельствования после расстрела отмечено, что трупы их «зарыты в землю в специально отведенном месте». Место расстрела и вечного упокоения – кладбище Верхне-Човского ИТК, но точное место расположения могилы не известно. Труды " Внутренний мир пастыря Церкви " по книге отца Иоанна Сергеева Кронштадского: " Моя жизнь во Христе " . " Прав. Собеседн. " 1905, июль-авг., с.23. Литература ФПС I, 209 с. 8. ФПС II, с. 5. ФПС IV, с. 7. ФПС V, 182. ФАМ I 246, с. 19. " Урал. Церк. Вед. " (Обновл.) 1928 9-10, с. 12 (13),. " Вестник Свят. Синода Правосл. Русск. Церкви " 1926 12-13 с. 22. " Вестник Свят. Синода Правосл. Русск. Церкви " 1927 3 16) с.33. " Вестник Свят. Синода Правосл. Русск. Церкви " 1926 7 с. 9. " Прав. Собеседн. " 1905, июль- август, с.50. " Именной список ректоров и инспекторов духовных академий и семинарий на 1917 год " , с. 109. " Списки архиереев 1897-1944гг. Патриарха Алексия " , с. 22, 44.

http://drevo-info.ru/articles/1085.html

Литература По-русски : " Церк. Ведом. " 1905, 46 с. 505. " Церк. Ведом. " 1908, 14 с. 67. " Церк. Ведом. " 1912, 26 с. 261. " Приб. к " ЦВ " 1905, 46, с. 1975. " Приб. к " ЦВ " 1910, 31, с. 1312. Булгаков, с. 1412. БЭС т. II, стб. 2048, 1402. ЦЭС, с. 258. " Мисс. Календ. " 1907, с.138. " Прав. Собеседн. " 1912, май, с.686-694. " Христ. Чтен. " 1909, т. I, c. 14 (отчет). " Состав Свят. Правит. Всероссийск. Синода и Российск. Церковной Иерархии на 1917 год " с. 326-327. " Именной список ректоров и инспекторов духовных академий и семинарий на 1917 год " , с. 177. " Изв. Каз. Еп. " 1912, 16, с. 524. " Русск. Православ. Церк. " с. 163. " НЭС " 1907, с. 3. " ЖМП " 1931, 5, с. 3. " ЖМП " 1950, 10, с. 29-34. " ЖМП " 1951, 7, с. 41-53. " ЖМП " 1959, 11, с. 39. " ЖМП " 1960, 7, с. 53, 54, 58. " ЖМП " 1960, 8, с. 58, 64-68. " ЖМП " 1960, 10, с. 16. " Списки архиереев 1897-1944гг. Патриарха Алексия " , с. 15. ФПС д. 18, с.1. ФПС II, с.1. ФПС IV, с. 7. ФПС V, 176. Елевферий митр. " Неделя в Патриархии " . Париж, 1933, с. 113. " Экономическая работа митрополитов в Японии, Сергий " . в: CtdO 1961, 9-10, c. 62-65. Церковный Вест. Западно-европ. Епархии 1930, 4, 28. Церковный Вест. Западно-европ. Епархии 1930, 9, 5-8. Патриарх Сергий и его духовное наследие. 260 с. " Хлеб Небесный " . Харбин, 1940, с. 58. " Жизнь и деятельность Митрополита Сергия (Тихомирова) в Японии " , Памяти святителя Николая апостола Японии, 1836-1912, СПб., 1996. Фомин Сергей. " Божией Милостию Архиерей Русской Церкви. Три жизни митрополита Нестора Камчатского " . М. 2002, 53, 62, 65, 403, 466-467, 471-472. По-японски : 1933. (Фусюкёо торай нидзюуго-нэн кинэн-си (Памятная брошюра в честь 25-ти летия приезда Митрополита в Японию), Токио: Нихон Харисутосу Сэйкёо-кай соомукёку, 1933.) ( Усимару Прокл Ясуо , прот., Нихон Сэйкёокай-си (История Японской Православной Церкви), Токио: Митрополия Японской Христовой Православной Прокл Ясуо, прот., Ками но мимунэ ни икита гэкидоо дзидай но симобэ-тати (Рабы Божьи по Воле Его пережившие времена бурные), Токио: Митрополия Японской Христовой Православной 1995, 410-429.

http://drevo-info.ru/articles/3528.html

Священноисповедник Лука (Войно-Ясенецкий).//Жития новомучеников и исповедников Российских XX века. Кн.: Май (447 с.), Тверь. Изд-во «Булат». 2007.С.272-386. Жития новомучеников и исповедников Российских XX века. Кн.: Январь.(558 с.), Февраль (503 с.), Март (285 с), Апрель (318 с.), Май (447 с.), Июнь (710 с.). Тверь. Изд-во «Булат». 2005-2009 гг. В.О.Ключевский. Значение преподобного Сергия для русского народа и государства.//В кн.: Православие в России. М.,2000. С.309. Основные вехи биографии владыки. Даты жизни 1877-1961гг. Окончание Киевского университета, начало служения земским врачом (1903г.). 1921г. - рукоположен во диаконы. Ташкентский период (1921-1923гг), первый арест, ссылка; возвращение в Ташкент (1926г.), увольнение на покой, второй арест (1930г.), архангельская ссылка (1931г.), возвращение в Москву (1933 г.), научные открытия, создание труда «Очерки гнойной хирургии»(1934г.), позиция владыки в отношении «Живой церкви», арест, пытки (1937г). Ссылка – красноярский период (1940–1944гг.), переписка по церковным вопросам с Местоблюстителем митрополитом Московским Сергием, участие в Архиерейском Соборе (1943г.). Тамбовский период (1944г.), взаимодействие с властями, участие в Предсоборном Совещании (1944г.), обращения владыки к Святейшему Патриарху Алексию (Симанскому) о планах возрождения церковной жизни в стране (1944г.), Сталинская премия врачу В.Ф.Войно-Ясенецкому, 1945-1946 гг. – закрытие и уничтожение храмов, запрет властей носить владыке рясу в научной среде, Симферопольский период (1946-1961гг.), служение в условиях антирелигиозных гонений, противостояние новой церковной реформе, подготовленной в государственных структурах. Последний год жизни, отношение к позиции Священного Синода об отстранении настоятелей храмов от финансово-хозяйственной деятельности общины». Проявление народом религиозного самосознания в дни похорон владыки. Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II . К читателям.//Игумен Дамаскин. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Жизнеописания и материалы к ним.Тверь.2001. С.4-5.

http://fond.ru/index.php?menu_id=375&men...

Исключительную роль имел приказ народного комиссара товарища Л.П. Берия за 0033–1943 года, выполнение которого обеспечило коренной перелом в деле сохранения физического состояния заключенных В данное время физическое состояние заключенных характеризуется следующим: группа тяжелого и среднего труда повысилась на 6,3% по сравнению с 1942 годом; выходы на производство увеличились на 10%; среднемесячная смертность, составлявшая в 1942 году 2,1 %, в первом полугодии 1944 года снижена до 0,8%. Серьезная работа проведена по пресечению инфекционных заболеваний. Так, вспышка сыпного тифа, давшая в лагерях и колониях за первое полугодие 1943 года 2787 случаев, во второй половине того же года была снижена до 136 случаев. Также снижена заболеваемость дизентерией: 606 случаев за первое полугодие 1944 года против 2945 случаев в первом полугодии 1942 года. Имевшая место в 1942 году вспышка холеры (217 случаев) принятыми мерами была быстро и полностью локализована. На проведение лечебно-профилактических мероприятий среди заключенных ГУЛАГом были обращены значительные ресурсы медико-санитарного снабжения на общую сумму 47 млн рублей. Одних только витаминных препаратов в лагери и колонии было направлено 625 000000 человеко-доз. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОБИЛИЗОВАННЫХ КОНТИНГЕНТОВ В соответствии с постановлениями Государственного Комитета Обороны о привлечении для работы в промышленность граждан СССР национальностей воюющих с Советским Союзом стран (немцы, финны, румыны), ГУЛАГом в течение 1942–1944гг. проведено несколько мобилизации этих контингентов и направление их на важнейшие строительства НКВД и предприятия других наркоматов. Всего мобилизовано за этот период свыше400000 человек, изкоторых220000 направлено для трудового использования в системе НКВД и 180 000 – на объекты других наркоматов. Мобилизованные контингенты используются в промышленности главным образом на добыче угля и нефти, на производстве вооружения, боеприпасов, черных и цветных металлов, а также на важнейших строительствах НКВД

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Справочник по фондам РГВА. Сост. А.Е.Забелин, В.И. Коротаев. М., 2014 Церковь против большевизма (Митрополит Сергий (Воскресенский) и экзархат Московской Патриархии в Прибалтике. 1941-1944гг.) М.В. Шкаровский, священник Илья Соловьев. М., 2013 Там же. С.5 Шкаровский. М.В. «Русский вопрос. Русская церковь и третий рейх», М. «Вече», 2010. Церковь против большевизма (Митрополит Сергий (Воскресенский) и экзархат Московской Патриархии в Прибалтике. 1941-1944гг.) М.В. Шкаровский, священник Илья Соловьев С.33. Там же. С. 27 Курляндский И.А. Сталин, власть, религия (религиозный и церковный факторы во внутренней политике советского государства в 1922-1953 гг.). М., 2011. С.543 Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. 26-27, 2002. С.8-45. Церковь против большевизма (Митрополит Сергий (Воскресенский) и экзархат Московской Патриархии в Прибалтике. 1941-1944гг.) М.В. Шкаровский, священник Илья Соловьев С.46 ФСБ по ПО д. АА-10676, т. 2, л. 261 Церковь против большевизма (Митрополит Сергий (Воскресенский) и экзархат Московской Патриархии в Прибалтике. 1941-1944гг.) М.В. Шкаровский, священник Илья Соловьев С. 66 ФСБ по ПО д. АА-10676, т.1, л. 65 Церковь против большевизма (Митрополит Сергий (Воскресенский) и экзархат Московской Патриархии в Прибалтике. 1941-1944гг.) М.В. Шкаровский, священник Илья Соловьев С. 66 ФСБ по ПО д. АА-10676, т. 1, л. 74 Церковь против большевизма (Митрополит Сергий (Воскресенский) и экзархат Московской Патриархии в Прибалтике. 1941-1944гг.) М.В. Шкаровский, священник Илья Соловьев С.67 Там же. С. 154 Церковь против большевизма (Митрополит Сергий (Воскресенский) и экзархат Московской Патриархии в Прибалтике. 1941-1944гг.) М.В. Шкаровский, священник Илья Соловьев С. 156 Там же. С. 152 Там же. С. 122-123 Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target=" " > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Отправить Закрыть 102. Ответ на 101., Нелена: Вы, лучше, борщ научитесь готовить ) А с сектами и без вас разберутся кому положено. 101. Ответ на 90., Lucia: У вас баптистское понимание о христианстве ) Ясно, что вы к Православию не имеете ни малейшего отношения.Скорее, борцы с православием. Под видом " праведности " . Я вообще-то с сектами больше борюсь и сектантским или фарисейским отношением к заповедям Христовым. Когда на словах всех любят,а на деле - только себя любимого. 100. " Церковь " против Бога " . Так, по духу,следует именовать " книгу " . И это все, что нам,православным людям,следует знать. И Слава Богу за все. 99. Ответ на 98., Lucia: И Юлии Цезари С " НЕ ГОГОЛЯМИ " ) 98. Ответ на 97., М.Яблоков: Здесь вообще одни эксперты собираются ))) И Юлии Цезари. 97. Ответ на 96., Lucia: Просто умиляет, что они считают себя экспертами в области культурного общения))

http://ruskline.ru/analitika/2014/10/18/...

«Видишь, Афанасий Великий не сделал никакого различия между убиением с помощью оружия и преданием виновных смерти или казням с помощью молитвы. И если бы не следовало предавать еретиков и отступников смерти и казням, то святые апостолы, божественные святители и преподобные отцы наши не убивали бы молитвой и силой, данной им от Бога, потому что смерть от молитвы более горька, чем смерть от оружия.» (Слово 13). «Увидев, что многие научились от Манента тайно придерживаться манихейской ереси, и не зная, что делать, Архелай не медля подвиг всех членов церкви на молитву, и Господь услышал молитву его — предал Манента Персидскому царю, царь же повелел содрать с него кожу и скверное тело его отдать на съедение псам.» (Слово 15). «Разве православные цари и святые отцы, бывшие на Вселенских и поместных Соборах, не милостивы и не милосердны? Но ведь они повелели всем, записали в священных правилах и заповедали всем грядущим поколениям, чтобы цари, князья и мирские судьи предавали еретиков, а тем более отступников, лютым казням и смерти, как убийц, разбойников и иных злодеев.» (Слово 16). Можно было бы попытаться списать канонизацию такого рода деятелей на зверство прошлых нравов – хотя и непонятно, почему мучить людей через 1500 лет после Христа простительнее, чем через 2000 лет. Но РПЦ и сейчас вовсе не стесняется святого Иосифа Волоцкого — недавно патриарх Кирилл назначил его покровителем православного бизнеса . Кроме того, и среди недавно прославленных святых попадаются выдающиеся мерзавцы — 3. Епископ Николай Велимирович, канонизированный Сербской православной церковью в 2003г и популярный в РПЦ . В 1943г, когда немцы, при пособничестве местных националистов, заканчивали уничтожение сербских евреев ( в 1941-1944гг в Сербии убили около 90% евреев — 80 тысяч человек ), «Сербский златоуст» заявил: «Сейчас Европа — это поле битвы евреев и их отца — дьявола — против Небесного Отца и его Единородного Сына. … Евреи сначала хотят юридического равноправия с христианами, чтобы затем подавить христианство, превратить христиан в неверующих, и наступить на их шеи. Все современные европейские лозунги были придуманы распявшими Христа евреями: демократия, забастовки, социализм, атеизм, веротерпимость, пацифизм, мировая революция, капитализм и коммунизм. … Все это изобрели евреи и их отец — дьявол.»

http://pravmir.ru/pochemu-ya-ne-pravosla...

Согласно списку церквей, распределенных по комиссиям, операция по изъятию ценностей Вознесенской церкви проводилась составом третьей комиссии и была назначена на 4 часа дня 28 апреля 1922 года. По «ведомости церковных ценностей, поступивших 4 мая 1922 года в приходо-расходную кассу финансового отдела Одесского губисполкома» в Вознесенской мещанской церкви было изъято 1 пуд 14 фунтов 36 золотников (≈ 22 кг 150г) серебра в виде предметов церковной утвари (лампад, дарохранительниц, престольных и других крестов, чаш). По вышеназванным документам состоянием на 1921 год можно установить, что в храме уже три престола: главный – во имя Вознесения Господня, правый Св.Александра Невского, левый – Св.Николая. В штате церкви 4 члена причта и 1 сторож. В церковной ограде сквер площадью 307саж.кв. (1397, 5 кв.м.). В деле Одесского горисполкома за январь—август 1930 года, в «ведомости о наличии колоколов в церквях города Одессы» указано, что общий вес колоколов Вознесенской церкви на улице Колонтаевской, 1, составляет 70 пудов (около 1 тонны 150 кг). В уже упоминаемой описи имущества храма на 1921 год значится 6 малых колоколов и 1 большой. В 1930-х годах здание Вознесенской мещанской церкви было снесено. На его месте остался сквер, который не был застроен капитальными строениями до настоящего времени. Более точное время сноса храма пока не устанавливается. В период временной немецко-румынской оккупации Одессы 1941-1944гг. приходская община Вознесенской церкви не возобновила свою деятельность, что имело место по отношению к другим, уничтоженным до 1941 года. храмам, которые были устроены в ближайших по расположению приспособленных помещениях. Это подтверждается списком открытых и действующих в период оккупации церквей Одессы по состоянию на 1 мая 1944 года, который хранится в документах Одесского горисполкома.В указанных выше метрических книгах Вознесенской мещанской церкви за 1907-1919 гг. и «Справочной книге Херсонской епархии» 1906 г. издания есть следующие сведения о священно-церковнослужителях храма: Протоиереи: Семен Козловский (1902-1910), Николай Курбет (1913-1916), Юлиан Корчинский (1916-1917), Деодор Якубович (1919).

http://sobory.ru/article/?object=36189

Публикации «Учение святых отцов V-VI в.в. о смирении по Добротолюбию» кандидатская диссертация, СПб, 1908 Новое учение о Софии, Премудрости Божией, магистрская диссертация, София, 1935, 520 с. Защита софианской ереси прот. С. Булгаковым перед лицом архиерейского собора, София, 1937, 122 с. С. Булгаков как толкователь Священного Писания, София, 1936, 41 с. Искажение православной истины в русской богословской мысли, 1943. http://feoz.narod.ru/a_serafim_index.html - полный текст (по репринту Московского Подворья Св.-Троицкой Сергиевой Лавры, 1997) «Надо ли Русской Православной Церкви участвовать в экуменическом движении?», Деяния Совещания Глав и Представителей автокефальных Православных Церквей, Изд. МП, 1949, т. II, 364-368. – полный текст. «О новом и старом стиле», 1948. – полный текст. Акафист прп. Иоанну Рыльскому. «Отступление русского народа от православной веры», Православная Русь, 1978, 23, 2-4. Русская идеология, София, 1937; Джорданвилль, 1981, 184 с. – полный текст. Об истинном монархическом миросозерцании: Статьи и проповеди, СПб., 1994. Проповеди (1945-1949), М., 1999. Видео Филипп (Васильцев) , архим., Документальный фильм Жизнь и служение архиепископа Серафима (Соболева) , Софийское подворье патриарха Московского в Болгарии, 2015: Литература Церк. Ведом., 1912, 50, 421. -, 1913, 2, 10. ЖМП, 1945, 5, 22. -, 1946, 4, 19. -, 1950, 4, 20-28. ФПС I, 4. ФПС III, 6. ФАМ I, 232, 18. Елевферий, митрополит, Соборность Церкви. Божие и Кесарево, Париж, 1938, 90. Списки архиереев 1897-1944гг. Патриарха Алексия, 18. N. Rklickbij, Zizneopisanie, V, 271; VII, 278. G. Seide, Geschichte der ROK im Ausland, 424, passim, bes. 426. Irenikon, 13 (1936) 177, 511. Власть и церковь в Восточной Европе. 1944-1953. Документы российских архивов: в 2 т.- М., 2009.- Т. 1.- С. 121, 698-699. Именной список ректорам и инспекторам духовных академий и семинарий, преподавателям духовных училищ и их помощникам, монашествующим преподавателям духовных семинарий и училищ и священно-служителям при наших заграничных церквах на 1913 и 1917 год.- СПб., 1913. - С. 70; - Пг., 1917. - С. 52. Святитель Серафим (Соболев, 1881-1950): Житие: подвиги и чудеса.- М., 1993 (Подвижники благочестия XX столетия) Цыпин В.А., прот. История Русской Церкви, 1917-1997.- М., 1997.- С. 762. О Карловацкой группе//Журнал Московской Патриархии.- М., 1934.- 22. Горохова О.В., Преподаватели и выпускники: К 300-летию Свято-Троицкой Александро-Невской лавры//Губернский дом: историко-краеведческий культурно-просветительский научно-популярный журнал.- Кострома, 2013.- 3 (92).- С. 52. Кострюков А.А., Преодолевший разделение. К жизнеописанию архиепископа Серафима (Соболева)//Церковь и время.- М., 2006.- 3 (36).- С. 101-111 Некролог//Журнал Московской Патриархии.- М., 1950.- 4.- С. 20-28. Государственный архив Костромской области. Ф. 432. Оп. 1. Д. 4308. Л. 4-5.

http://drevo-info.ru/articles/5946.html

Похоронен около храма на Покровском кладбище в Риге . По мнению В.Алексеева, смерть митрополита Сергия произвела сильное впечатление на патриарха Сергия и стала главной причиной его скоропостижной смерти (15 мая 1944 года). Матери экзарха Зое Дмитриевне в 1946 году прислали кованый сундучок, а в нем - то, что осталось от сына: панагия, пуховое одеяло, подушка и рубаха с двенадцатью дырочками от пуль... Награды крест на клобук (2 ноября 1938) Сочинения Докладная записка о состоянии ортодоксальной Церкви на Востоке, англ. перевод в: Eastern Churches Review VI (1974) 135-161. Литература " ЖМП " 1934, 18-19, с. 8. " ЖМП " 1934, 20-21, с. 3, 4. " Правда о религии в России " . МП, 1942, с. 62, 24. " Русская Православная Церковь и Великая Отечественная война " . Сборник церковных документов, с. 33-36. " Списки архиереев 1897-1944гг. Патриарха Алексия " , с. 27. ФМП 60, с. 24. ФПС I 279 с. 11. ФПС II с. 7. ФПС IV с. 7. ФПС V 170. ФАМ 14. W. Alexeev, Russian orthodox Bishopsin Soviet Union, 1941-1953 (New York) s. 65-69. W. Alexeev (Th. Stavrou, The Great Revival. The Russian Church Under Geman Occupation 73-78. W. Alexeev, Le drame de l " exarque Serge Voskresenskij et l " election du patriarche de Moscou, in Irenikon 1957, 181 -202. W. Alexeev, L " Eglise orthodoxe russe sous l " occupation allemande (1941-1944) 243-276. W. Alexeev, The Orthodox Churh Under German Occupation: An Unpublished Memorandum by the Exarch of the Baltic Area, Metropolit Sergii, in; Eastern Churches Review VI (1974) 131E.-161. E. Treulieb, Metropolit Sergii von Riga und die " Orthodoxe Mission " in Pleskau, in: KiO 8(1965)55-66. W. Kahle, Die Orthodoxie im baltischen Raum. Ein Uberblick, in: KiO 21/22 (1978) 97. Joh. Chrysostomus, Kirchengeschichte III, 31-35, 65. (История Церкви России в новое время. В 3-х томах Мюнхен/Зальцбург 1965-1968гг). свящ. А. Ионов, Записки миссионера (Псковская миссия) в: " Правосл. Русь " 1982, 22 с. 9-11; 23, 7-10. http://ricolor.org/history/pv/46/ Лев Регельсон. Трагедия русской Церкви, Париж, 1977, с.

http://drevo-info.ru/articles/5596.html

Мелетий (Заборовский Михаил), митр.Харбинский и Маньчжурский Родился 7 июля 1869 года в Тобольской губ. в семье священника. В 1889 г· окончил Тобольскую духовную семинарию и в этом же году 8 октября рукоположен во иерея. В 1891 году овдовел. В 1898 году пострижен в монашество. В 1899 году окончил Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия и был назначен помощником смотрителя Сарапульского духовного училища. В 1900 году – зав. Бийским миссионерским Катехизаторским училищем. В 1904 году возведен в сан архимандрита. В 1906 году – ректор Томской духовной семинарии. 21 ноября 1908 г. хиротонисан во епископа Барнаульского, вик. Томской епархии. Хиротония состоялась в г. Томске. Чин хиротонии совершали: архп. Томский Макарий, еп. Енисейский Евфимий и еп. Бийский Иннокентий. С 23 февр.1912 г. – епископ Якутский и Вилюйский. С 26 янв.1916 г. – епископ Забайкальский и Нерчинский. С 1920 года – епископ Харбинский. В 1930 г. заграничным Синодом возведен в сан архиепископа Забайкальского и Нерчинского с местопребыванием в г. Харбине. С 1931 г. по смерти митр. Мефодия возглавлял вновь образовавшуюся епархию Харбинскую. В 1939 году заграничным Синодом возведен в сан митрополита Харбинского и Маньчжурского. Скончался 6 апреля н/ст.1946 года в Харбине и погребен в Благовещенском миссионерск. храме. В период господствования японцев в Маньчжурии (1943–1944гг.) он вместе с пастырями и паствою отстоял православие от языческого влияния японцев, заставлявших все русское население Маньчжурии поклоняться пред идолами японской богини Аматерасу. Его усердием были открыты Пастырские Богословские курсы; Богословский факультет Института Св. Владимира; Духовная Семинария, организовано Братство Св. Иоанна Богослова; налажено печатание богослужебных книг; открыты попечительства для бедных; положено начало четырем монастырям Маньчжурии. Труды: Речь при вручении жезла викарию Забайкальской епархии Преосв. Ефрему, еп. Селенгинскому в Читинском Александро-Невском соборе 20 ноября 1916 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010