Александр Николаевич (7.10.1909, имение Каменка Осташковского у. Тверской губ.- 2.10. 2001, Москва), протопр. Из семьи чиновника. После Октябрьской революции 1917 г. семья К. эмигрировала в Эстонию. Учился в гимназии в Таллине, состоял членом эст. отд-ния Русского студенческого христианского движения (РСХД). В 1930 г. поступил в Рижскую ДС ( Труфанов В. Из истории Рижской православной ДС (1926-1936 гг.)//Православие в Латвии: Ист. очерки. Рига, 1997. Вып. 2. С. 11), по окончании к-рой в 1933 г. планировал продолжить образование в парижском Православном богословском институте прп. Сергия Радонежского , однако по совету иером. Иоанна (Шаховского ; впосл. архиепископ) отказался от этого намерения; вскоре женился на деятельнице РСХД Каллисте Ивановне, урожд. Кельдер (1911-1997). 19 авг. 1933 г. митр. Таллинским и всея Эстонии Александром (Паулусом) , главой Эстонской Апостольской Православной Церкви (ЭАПЦ) в юрисдикции К-польского Патриархата, рукоположен во диакона, на следующий день - во иерея. Служил в ивангородской крепостной ц. Успения Божией Матери. В 1934 г. К. был утвержден в должности редактора апологетического листка «Миссионерские заметки». Был ответственным представителем в Принаровье и нек-рое время ответственным редактором выходившей с 1935 г. газеты Русского христ. движения крестьянской молодежи «Путь жизни». Активно способствовал организации одноименного издательства. В 1935 г. избран представителем от эст. отд-ния РСХД и направлен на съезд Совета в Буаси близ Парижа. В 1936 г. К. был утвержден председателем миссионерского общества «Православный миссионер». 1 дек. 1938 г. переведен в таллинскую Николаевскую ц. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II впосл. вспоминал, что в детстве прислуживал К. за богослужениями в этом храме ( Золотов-Светозаров. 2001. С. 25). В 1938 и 1939 гг. К. организовывал и возглавлял паломничества правосл. верующих из Эстонии в Спасо-Преображенский Валаамский муж. мон-рь (тогда - на территории Финляндии), в которых участвовал буд. патриарх с родителями. В 1939 г. К. был избран товарищем председателя церковной орг-ции «Общество содействия дошкольному воспитанию». Осенью 1940 г. назначен помощником Таллинского (Ревельского) благочинного.

http://pravenc.ru/text/1841125.html

Риддер. Церковь Николая Чудотворца. Никольская церковь Церковь. Действует.   Престолы: Николая Чудотворца Год постройки:Между 1997 и 2010. Адрес: Республика Казахстан, Восточно-Казахстанская область, г. Риддер, ул. Кузнечная,7 Координаты: 50.347918, 83.529616 Проезд:Проезд до г. Риддера от г. Усть-Каменогорска по трассе ч/з Секисовку, Быструху, Черемшанку; либо поездом Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Община зарегистрирована в 1949 г. Время строительства храма: здание построено в 1939 г. В 1997 г. началась перестройка бывшего здания банка под храм. 15 (2) февраля – первая Литургия, 2010 г. – завершение строительства притвора с колокольней и нового алтаря. Богослужения: 3-4 Литургии в седмицу. Престол: во имя святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца, не освящен. Престольный праздник: 22 (9) мая, в день перенесения мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар. Храмовый праздник: 19 (6) декабря, в день памяти святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца; 15(2) февраля – Сретение (первая литургия в здании храма); 25 (12) октября, в день памяти святителя-исповедника Николая, митрополита Алма-Атинского. Святыни: чтимая икона святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских. Частичка святых мощей святителя-исповедника Николая, митрополита Алма-Атинского. При храме работает детская воскресная школа (70 учащихся), клуб духовной песни (15 чел.), проводятся занятия со взрослыми (18 чел). История Предыстория Никольского прихода. Примерно в 100 метрах от нынешнего месторасположения Никольского храма некогда находилась Церковь в честь Честного и Славного Успения Божией Матери, впоследствии уничтоженная безбожной властью. В XIX веке территория, на которой стоял некогда Успенский храм, принадлежала Риддерскому руднику, Бийского округа. С 1852 по 1853 год осуществлялось строительство храма силами рабочих Алтайских горных заводов из материалов, пожертвованных прихожанами. В результате Успенская церковь была построена деревянная, теплая, на каменном фундаменте с колокольнею. Освящена была 1 февраля 1854 года.

http://sobory.ru/article/?object=15463

Введение Статья продолжает цикл публикаций, посвященных изучению православной библеистики в СССР, и ставит своей целью анализ и введение в научный оборот статей православных библеистов советского периода. В настоящей статье мы рассматриваем публикации т. н. «брежневского периода» (1964–1982 гг.). В это время гонения на Церковь , усилившиеся в последние годы правления Н. С. Хрущева, практически прекратились, или, по крайней мере, прибрели иной, не столь прямолинейный характер. Это, вероятно, не могло не отразиться на научной деятельности православных библеистов. В настоящей статье мы начинаем изучение этих публикаций по следующим направлениям: текстология, экзегетика, исагогика, выдающиеся библеисты. Отдельно рассматривается деятельность основанной в 1969 году по благословению митрополита Никодима (Ротова) Библейской группы при ЛДА во главе с К. И. Логачевым. Как и в предыдущих статьях цикла, в качестве источника материалов используются «Журнал Московской Патриархии» (далее ЖМП) и сборник «Богословские труды» (далее БТ). Поскольку ЖМП задумывался как издание официальное, а БТ как строго научное, можно предположить соответствующее распределение публикаций между ними. Дмитрий Георгиевич Добыкин – кандидат богословия, доцент кафедры библеистики Санкт-Петербургской духовной академии (sravnika@yandex.ru). Николай Александрович Тарнакин – студент 4 курса бакалавриата Санкт-Петербургской духовной академии (tarnakin.n.a@gmail.com). Публикации по текстологии Статья 1 подписанная «П. В-ский» (по мнению К. И. Логачева, написанная епископом Волоколамским Питиримом (Нечаевым) , представляет собой развернутое введение к переводу на русский язык шестопсалмия 2 . Автор рассматривает историческое развитие шестопсалмия и его положение в составе богослужения. Подробно останавливаясь на 102-м и 87-м псалмах, автор усматривает в них две кульминации, из чего делает вывод о волнообразной композиции шестопсалмия 3 . В статье 4 Константин Иванович Логачев (1939–1997 гг.) описывает истории создания переводов Священного Писания на русский язык, уделяя большее внимание появлению Синодального перевода и указывая, что его создание «явилось новым шагом в развитии библейского текста на Руси … остановившемся в 1580–1581 гг.» 5 . Отмечается, что «систематического разбора и оценки русского перевода с филологической стороны до сих пор еще сделано не было» 6 . При этом сравнение текстов изданий 1819–1821 и 1860–1862 гг. позволяет говорить «не о двух переводах Нового Завета на русский язык, а об одном переводе» 7 , редактировавшемся в последующем. По мнению автора, Комитет при РБО дал «основу русского текста Нового Завета, которым мы пользуемся до сих пор» 8 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

Закрыть Славный юбилей Исполнилось 30 лет Православному клубу «Бодрствование» во имя святого мученика Вонифатия Дмитрий Стогов   20:17 18.02.2023 804 Время на чтение 7 минут Фото: vk.com/club116396633 Исполнилось 30 лет Православному клубу «Бодрствование» во имя святого мученика Вонифатия, действующего при храме во имя иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» на заводе АТИ. Тридцать лет тому назад, 17 февраля 1993 года, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев) благословил православных трезвенников во главе с их руководителем Владимиром Алексеевичем Михайловым (1939-2006) на создание клуба «Бодрствование». В.А. Михайлов, ученик и сподвижник известного подвижника трезвости Г.А. Шичко , воспринял его идеи и смог положить их на православную основу, используя богатый опыт дореволюционного трезвеннического движения. Все прошедшие тридцать лет существования клуба, в том числе крестные ходы в день памяти святого мученика Вонифатия, 1 января, на Никольском кладбище Александро-Невской Лавры, которые собирают сотни людей (идея их организации принадлежит В.А. Михайлову), лишний раз свидетельствуют о том, что идеалы православной трезвости остаются востребованными и в современном обществе. В 1993 г. митрополит Иоанн (Снычев) благословил работу по утверждению трезвого образа жизни словами апостола Петра: « Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить» (1 Пет. 5, 8). Программа занятий клуба «Бодрствование» по благословению митрополита Иоанна была официально зарегистрирована в епархиальной Канцелярии (регистрационный номер 124 от 24.02.1993 года), а сам клуб — 06.09.1994 года (регистрационный номер 932). Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир (Котляров) при посещении 17 марта 1997 года храма во имя иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» также дал благословение на деятельность православного клуба «Бодрствование», в помещении которого действует Школа трезвения. В Школе трезвения оказывается помощь людям, страждущим от табакокурения, алкоголизма, наркомании, нездоровых воздействий на органы чувств и других дурных пристрастий. Ведется активная профилактическая работа. Оказывается помощь тем, кто утратил связь с Верой Отцов — Православием, а также членам семьи страждущих людей.

http://ruskline.ru/politnews/2023/02/18/...

Камышин. Церковь Троицы Живоначальной (старая). /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Первое каменное здание в городе был храм Святой Троицы освященный в 1751 году. В 1765 году к Троицкому храму был пристроен придел с престолом во имя святителя Николая Чудотворца, а в 1785 году стараниями купца Ковалёва пристроен второй придел с престолом во имя святого великомученика Георгия Победоносца. Троицкий храм был кафедральным собором города до того, как построили Вознесенский собор. Впоследствии была выстроена новая колокольня, которая стала архитектурным украшением города. Троицкий храм был разрушен в 1939 году. В 1997 году возрождён приход Свято-Троицкого соборного храма в здании архитектуры XIX века, доме купца Шемякина. Настоятель храма обещал сохранить внешний облик здания. С 1668 года начинается история города. Просуществовав два года, он был сожжён Степаном Разиным, и двадцать семь лет на месте нынешнего Камышина ничего не было. Только в 1697 году начали отстраивать город. Петр I начал рыть канал, и для «защиты шлюзного дела» был приглашен полк из Казани в образованную Петровскую крепость, располагавшуюся на мысу, который во время половодья превращался в остров. На территории Петровской крепости была заложена каменная церковь во имя Казанской Божьей матери, которую сложили только по нижние окна, так она осталась недостроенной… Есть еще одна версия, по материалам которой мы узнаем , что во время пожара 1740 года в Дмитриевске церковь Казанской Божьей Матери сгорела вместе со всеми другими постройками города и по преданию на фундаменте этой церкви стали строить новую Свято-Троицкую. Она была сразу каменной, строилась как собор. Это было первое каменное здание в истории города. Строительство его началось в 1743 году. Свято-Троицкий собор стоял в Петровской крепости (городской кремль), окруженный с правой стороны­ – Волгой, с левой – речкой Камышинкой, а с третьей стороны – глубоким рвом. Храм этот находился на северо-восточной стороне города при устье Камышинки. Храм был освящен в 1751 году во имя святой Троицы. Он был построен во времена Елизаветы в стиле барокко, характеризующегося динамичностью композиции, преувеличенной декоративностью и пышностью. В 1765 году к Троицкому храму был пристроен придел с престолом во имя святителя Николая Чудотворца, а в 1785 году стараниями купца Ковалёва пристроен второй придел с престолом во имя святого великомученика Георгия Победоносца.

http://sobory.ru/article/?object=36663

Москва. Церковь Филиппа, митрополита Московского, в Мещанской слободе. Карта и ближайшие объекты Строительство по проекту М.Ф. Казакова и под руководством архитектора С. Карина длилось 10 лет. К 1787 году был выстроен храм в стиле раннего классицизма. Построенная церковь свт. Филиппа, митрополита Московского, в Мещанской слободе на месте старого одноименного храма XVII века, при трапезной 1752 года, была задумана в качестве домовой церкви подворья митрополита Платона, но проект подворья остался неосуществленным. Построенная церковь была освящена в 1788 году.  В 1827 году на средства князя Долгорукова к трапезной был пристроен придел преподобного Сергия Радонежского. В XIX веке на территории храма были построены дома церковнослужителей.  В 1889 году купцом Н.Ф. Степановым была построена богадельня. В 1896 году при церкви свт. Филиппа была открыта церковно-приходская школа. После революции 1917 года для Церкви наступила эпоха разрушений. Храм свт.Филиппа был закрыт в 1939 году. С апреля 1991 года в храме возобновились богослужения.  16 июля 1992 года, в день праздника перененесения мощей свт. Филиппа, храм был освящен Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.  С 1993 года было начато восстановление внутреннего убранства и территории храма. В 1994 году был освящен придел преп. Сергия Радонежского. К 1997 году было закончено строительство часовни и двух зданий комплекса " Сибирского подворья " , которое знаменует собой духовное единение Москвы и сибирских земель. Церковь была построена на месте встречи царём Алексеем Михайловичем мощей московского митрополита Филиппа (Колычева) во время их перенесения в Успенский собор Кремля в 1652 г. Первоначально в память о событии был установлен деревянной крест в часовне, а в 1677 году возведен деревянный храм во имя святителя Филиппа. В 1689 году старую церковь разобрали, на ее месте в 1691 году построили новый каменный храм. В 1710 году у церкви появился придел во имя Алексия человека Божия, в 1750-1752 годы перестроенный в трапезную церковь. Одновременно с постройкой придела была возведена колокольня

http://sobory.ru/article/?object=02277

Орёл. Собор Богоявления Господня. Карта и ближайшие объекты Деревянная церковь была построена в 1641-1646 годах как церковь Богоявленского мужского монастыря, существовавшего здесь до 1680 года. После пожара 1680 года монастырь был перенесен на Взвозную гору, а для церкви построено каменное здание. В 1822 году на колокольне с курантами был установлен большой колокол весом 568 пудов (около 9 т), до 1830 года его звон служил началом благовеста всех церквей города Орла. В 1837-1838 годах была существенно перестроена и расширена, трапезная соединена с колокольней, сооружена каменная ограда с главными воротами. В 1900 году колокольня из-за аварийности была разобрана, а в 1908 году была построена надвратная звонница, разрушенная в 1930 году. С 1901 года священником, а с 1903 года настоятелем храма служил духовный писатель, краевед и библиофил, законоучитель в различных учебных заведениях города - Илья Васильевич Ливанский (1854-1920). В 1921-1922 годах на колокольне (звоннице) жил орловский Христа ради юродивый Афанасий Андреевич Сайко (1887-1967). Храм был закрыт в 1938 году, через год снесена звонница, разрушена ограда. В 1939-1941 годах в нем размещался антирелигиозный музей. Служба в церкви была возобновлена в декабре 1941 года. После освобождения города Орла от немецко-фашистских захватчиков церковь оставалась соборной, а в 1960 году - вновь закрыта. С 1962 года по 1993 год в ней располагался кукольный театр. В 1993 году передана общине верующих и после ремонтно-восстановительных работ освящена в 1996 году. В 1997-1998 годах рядом с церковью построена и освящена надкладезная часовня во имя Всех Святых. После сожжения поляками и литовцами в 1606 году Орел, основанный в 1566 году, был в полном запустении почти 30 лет. И в 1636 году последовал царский указ о восстановлении города «на старом орловском городище». Одновременно с восстановлением и укреплением орловского острога, а именно в 1641-1646 годах, на месте нынешнего Богоявленского собора строится храм, значительно изменивший впоследствии свой облик. Наиболее подробные сведения о его построении приводит орловский историк Г. Пясецкий, ссылаясь надокумент XVII века: «Лета 7152(1644)... по челобитью орловского посадского Богоявленского попа Бориса, орловский губный староста Козьма Пеншин отмерил на Орле на посаде в Большом остроге...» участок земли «...под церковь во имя Богоявления Господа Бога и Спаса Нашего», а также под кладбище, усадьбу и огороды причта (Г. Пясецкий. История Орловской епархии. Орел.: 1899, с. 253-254). Со временем здесь возникает мужской Богоявленский монастырь, в котором Борис, постригшись в монашество с именем Боголеп, становится первым настоятелем.

http://sobory.ru/article/?object=07377

Преображенка. Церковь Спаса Преображения. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Церковь Преображения Господня в селе Преображенка была заложена в 1843 году, а в 1845 году было завершено ее строительство. Из архивных данных известно, что в 1939 году Тобольский окружной совет постановил использовать здание под детский санаторий ОРК здравотдела. В 1997 году образована община, приписанная к Абалакскому мужскому монастырю. Храм находится в аварийном состоянии. Был оборудован для богослужений один придел. В 2004 году начались противоаварийные работы храма. Тобольско-Тюменская епархия Село Преображенское (Преображенка): церковь каменная, построена в 1803 г.; в ней три престола: во имя Преображения Господня, во имя Покрова Пресвятой Богородицы, во имя Евфимия Суздальского. Приписной церкви нет. В приходе село Абалакское и 31 деревня. Часовни четыре в деревнях: Бакшеевой (12 верст), Ярковой (8 верст), Бобровке (8 верст), Полуяновой (23 версты). Дворов 1058, прихожан муж. пола 3435, жен. пола 3461. Земли усадебной 3 дес., пахотной 70 дес., сенокосной 18 десятин 2,120 кв. саж.; при селе Загваздинском церковной земли 30 дес. 130 кв. саж., всего 118 дес. 2,250 кв. саж. Церковный капитал 414 руб. 49 коп. Жалованье священнику 300 руб., диакону 150 руб., псаломщику 100 руб. Домов для причта четыре, деревянные, общественные. Штат: священник, диакон, два псаломщика и просфорня. Церковно-приходская школа помещается в собственном доме, построена в 1884 г. Министерская школа в селе Абалакском, построена в 1874 г. Вторая министерская школа передвижная. Расстояние от Консистории 23 версты, от благочинного 80 верст. Справочная книга Тобольской епархии к 1 сентября 1913 г./Издание Тобольского Епархиального Братства Св. Великом. Димитрия Солунского/Тобольск. Типография Епархиального братства, 1913 г. Преображенская церковь в селе Преображенском – один из характерных образцов позднего этапа архитектуры «сибирского барокко» конца XVIII – начала XIX в., отмеченный устойчивыми композиционными и архитектурно-пластическими приемами местной тобольской школы каменного культового зодчества. Несмотря на давний интерес к этому памятнику (как ценное произведение церковной архитектуры, он упоминался еще в дореволюционных публикациях сибирских историков), среди исследователей существуют расхождения в датировке храма (называются 1761 г., 1773 г., 1784 г.), практически не освещена строительная периодизация. Проведенные нами изыскания, выявленный круг документов позволяют восполнить эти данные, важные для понимания особенностей объекта. Любопытна также предыстория существующего здания.

http://sobory.ru/article/?object=00963

Приволжск. Никольский женский монастырь. Церковь Николая Чудотворца. Никольская церковь Карта и ближайшие объекты Никольский храм в Приволжске (бывшее село Большое Яковлевское) был построен в традициях барокко в 1779 г. костромскими мастерами на месте деревянной шатровой церкви, известной по документам с 1523 г. Расположен в центре города, на небольшой торговой площади. Доминирует в окружающей постройке, хорошо видна издалека при въезде по шоссе Иваново - Плес. Закрыли храм в 1939 г. и использовали в качестве складов. В 1989 г. начались ходатайства о возвращении храма верующим, что вызвало протест органов власти. Вопрос решился неожиданно: в шатер колокольни ударила молния и на следующий день колокольня рухнула внутрь, разрушив своды. В таком состоянии его и передали общие. В том же 1989 г. в Приволжске был проведен первый за советский период власти крестный ход по центральным улицам города. В 1993 г. при храме была создана Воскресенско-Николаевская монашеская община, объединившая Никольский храм Приволжска и Воскресенский храм села Толпыгино. В 1997 г. при Никольском храме открыли приют для девочек-сирот и православную школу. На следующий год монашеская община была реорганизована. В Приволжске учрежден Никольский женский монастырь, а Воскресенский храм стал подворьем Успенского мужского монастыря в Иванове. Никольский храм, который является своеобразным символом Приволжска, сейчас отреставрирован, восстановлены купола, шатер колокольни, внутреннее убранство. В 1989 году процесс открытия храмов начал набирать силу. В городе Приволжске был передан собор святителя Николая Чудотворца общине с. Толпыгино с регистрацией в совете по делам религий при Совете Министров СССР, как приписной приход. Однако в Приволжске было особое положение. Собор Николая Чудотворца находился в центре города на площади, как раз напротив здания райкома партии. Первым секретарем райкома партии был Чунаев Е.А. Он играл особо активную роль в областном комитете партии и был на стороне консервативно настроенной группировки коммунистов. Конечно, он никак не мог допустить, чтобы в центре города, напротив здания райкома открылся прекрасный собор. Еще в декабре 1980 года настоятель храма с. Толпыгино иеромонах Зосима (Шевчук) обращался с письмом в местный Приволжский райисполком, а также в Ивановской облисполком с просьбой передать Собор Николая Чудотворца в г. Приволжске православной общине с. Толпыгино как приписной храм. Это было время, когда действовал ещё закон 1929 года о религиозных организациях, и для того, чтобы здание храма было передано религиозной общине, необходимо было зарегистрировать религиозную общину в Совете по делам религий при Совете Министров СССР. И только после этого передавалось молитвенное здание. Закон ограничивал возможность владения двумя зданиями одному приходу. И поэтому на этом основании о. Зосиме в ходатайстве было отказано.

http://sobory.ru/article/?object=01339

сост. монахиня Елена (Хиловская), О.В. Меликова, О.В. Руколь Миссионерская деятельность Миссионерское служение РПЦ См. также: Миссионерство. Миссиология 1656– 1672). 1131. Муравейник А., Соколов М. Н а Чукотке//ДМ. 1996. Вып. 2. С. 71–79. Деятельность миссионерско-катехизаторской группы ТСЛ и МДА в июле 1993 г. 1132. Уляхин В., свящ. Православная миссия в Якутии в августе 1997 г.//БСб. 1999. 3. С. 312–319. Зарубежные диаспоры РПЦ См. также: Русская Православная Церковь За границей 1203–1209). 1133. Митрофанов Г., прот. Из истории Русской Православной Церкви ХХв.: (К вопросу о взаимоотношениях Московской Патриархии и русской церковной эмиграции в период 1920–1927 гг.)//ХЧ. 1991. 1. С. 10–30; 2. С. 7–39; 3. С. 30–60; 4. С. 5–28; 5. С. 5–43. 1134. Поспеловский Д. В. Из истории русского церковного зарубежья: [Лекции, прочит. в 1991 г. в ЛДА, МДА, Костромской ДС]//ЦиВр. 1991. 1. С. 19–64; 2. С. 53–71. 1135. Поспеловский Д. В. Роль русского зарубежья в распространении Православия//АиО. 1994. 1. С. 73–81. 1136. Энеева Н. Т. Православная миссия русской эмиграции//ЕжБК ПСТБИ, 1998. С. 329–332. Восточная Европа 1137. Косик В. И. Русская Церковь в Югославии (1921– 1939)//ЕжБК ПСТБИ, 1992–1996. С. 404–414. 1138. Косик В. И. Политика и Православие: (Из истории русско-болгарских отношений)//ЕжБК ПСТБИ, 1998. С. 142–158. 1139. Миронова Е. М. Миссия и колония: (К вопросу о роли российской миссии в Белграде и формировании и жизни Русской беженской колонии в Королевстве сербов, хорватов и словенцев)//ЕжБК ПСТБИ, 1998. С. 311–321. 1140. Степанов Н. Ю. Русские средние учебные заведения в эмиграции в Югославии в 1920-е годы//ЕжБК ПСТБИ, 1998. С. 306–311. Западная Европа 1141. Евлогий (Георгиевский), митр. Западно-Европейских русских Церквей. Из переписки Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского) и митр. Евлогия (Георгиевского), Управляющего православными русскими Церквами в Западной Европе, 1927–1930 гг.: Документы из Архива ОВЦС МП//ЦиВр. 1998. 2(5). С. 75–110; 3(6). С. 105–124; 4(7). С. 124–145; 1999. 1(8). С. 218–261.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010