С.А. и Е.А. Строльманы сделали все возможное, чтобы у детей сохранилась память об отце. По словам дочери Каппеля Татьяны Владимировны, они видели тайно полученную фотографию памятника на могиле отца в Харбине. Хранить такую фотографию было опасно, поэтому со временем она была сожжена12. В 1930-е годы семье Строльманов - Каппелей пришлось пережить тяжелые времена - репрессии не обошли ее стороной. Очевидно, что сказалось как происхождение, так и прошлое членов семьи. Первым в 1937 году органами НКВД был арестован брат Ольги Сергеевны - Константин Сергеевич. Работавшему заместителем начальника строительного участка станции Пермь II К.С. Строльману в октябре 1937 года было предъявлено обвинение в организации диверсий и шпионаже в пользу Германии. Постановлением Особого совещания НКВД СССР от 17 мая 1938 года К.С. Строльман был приговорен к расстрелу (приговор привели в исполнение 29 июня 1938 года)13. Очевидно, что смерть спасла от ареста отца О.С. Строльман - Сергея Алексеевича, преподававшего в Индустриальном техникуме (ныне - Пермский авиационный колледж им. А.Д. Швецова). Еще 3 сентября 1936 года в докладе на общегородском собрании профактива по обсуждению процесса Верховного суда над троцкистко-зиновьевским террористическим центром председатель Пермского горпрофсовета Анишев назвал С.А. Строльмана среди " врагов рабочего класса, срывающих стахановское движение " 14. 30 декабря 1937 года была арестована Ольга Сергеевна. Ей было предъявлено обвинение в том, что, работая по возвращению в Пермь машинисткой в управлении Мотовилихинского завода, она " давала секретные сведения о мобилизационном плане резиденту японской разведки инженеру Прозину " . Обвинение было предъявлено несмотря на то, что годы ее работы на заводе не совпадали с предъявленными в обвинении. Угроза ареста детей вынудила Ольгу Сергеевну подписать показания. Постановлением Особого совещания НКВД СССР от 4 марта 1940 года О.С. Строльман как социально опасный элемент была приговорена к пяти годам наказания в исправительно-трудовых лагерях. Виновной она себя не признала. Ей приписывалась и связь с В.О. Каппелем, о смерти которого уже давно было известно. Свое наказание Ольга Сергеевна отбывала в Усольлаге. Срок заключения по постановлению считался с 30 декабря 1937 года (два с половиной года до подписания приговора О.С. Строльман просидела в Перми, в тюрьме N 1), но в 1942 году его продлили15.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/1...

Потом я был в Кёльне, где в Институте славистики Кёльнского университета работал профессор Вольфганг Казак, автор известного «Лексикона русской литературы XX века». В юности он состоял в гитлерюгенде (Союз гитлеровской молодёжи), воевал против нас, в конце войны восемнадцатилетним оказался в советском плену, затем вернулся в Германию. В разговоре по телефону он сказал мне, что знает меня, но не пригласил в свою «Муху» (дом под Кёльном), где днюет и ночует московская либерально-диссиденстская публика - источник его знаний о русской литературе. В Институте славистики он привёл меня в пустую аудиторию, и когда после своих замечаний об односторонности его «Лексикона...» я сказал, что писателей у нас навсегда разделили 3-4 октября 1993 года, что «апрелевцы-демократы» подтолкнули Ельцина к «решительным действиям», Казак по-молодому вскочил с места, метнулся вниз по лестнице (на какое-то совещание), и разговор наш закончился уже на ходу. Он знал, конечно, что, как и он, я воевал, и это, видно, вряд ли могло расположить его к доверию к собеседнику. Сквозь смрад либеральной клеветы на нашу священную войну, сквозь пошлость, скотство «красивой жизни» буржуазных хищников горит во мне режущий душу плач моей бабушки, получившей похоронки на двух своих сыновей: 24-летнего Мишу, капитана-артиллериста, и 20-летнего Костю, танкиста. А моя мать, вспоминая однажды своего младшего брата, сгоревшего в танке под Веной за неделю до окончания войны, сказала: «Я целый год не могла затапливать печку. Зажгу спичку - и о Косте думаю, как он, бедный, в танке горел...» И тихо заплакала. Я внутренне вздрогнул - как она, почти физически, чувствовала муки брата и никому об этом не говорила, в первый раз вырвалось за четверть века... Наше молодое поколение предвоенных лет, тех 30-х годов, росло, формировалось в атмосфере величайшего патриотического подъёма. Как некую святыню вспоминаю то время, когда я учился в Екшурской средней школе рядом со Спас-Клепиками, в есенинских местах. Русскую литературу нам преподавала Софья Васильевна Застрова, которая так повлияла на меня, что за пять лет учения у неё, до призыва в армию в январе 1943 года, я прочитал всё, что было из русской, советской классики в нашей прекрасной клубной библиотеке. Поистине как всенародный праздник был отмечен в 1937 году пушкинский юбилей. Вышли многомиллионными тиражами его сочинения, в том числе знаменитое академическое издание шеститомного полного собрания его сочинений в великолепной обложке палевого цвета (1937-1938 гг.). Появились в юбилейный год школьные тетради с иллюстрациями к произведениям великого поэта, прекрасно издавались и другие классики. В нашем сельском клубе шли фильмы об Александре Невском, о Суворове, Кутузове...

http://ruskline.ru/analitika/2016/12/22/...

В 1933 году, после трех лет ссылки, протоиерей Феодор вернулся в Троицк, открыл церковь и возобновил богослужения. На протоиерея Феодора снова стали писать лживые доносы в милицию и НКВД. В 1935 году церковь опять закрыли под предлогом неуплаты налогов государству за здание. Протоиерею Феодору удалось вновь открыть церковь и возобновить службы. Чтобы предотвратить повторное закрытие церкви протоиерей Феодор собрал часть суммы денег для уплаты налога, требуемого государством, но на основании очередного доноса 14 августа 1937 года он был арестован. На следствии протоиерей Феодор держался мужественно, никого не обвинял, не называл никаких имен, не признал обвинений в агитации. 22-23 августа 1937 года состоялось заседание тройки НКВД МАССР. Выписка из протокола тройки НКВД гласит: «Калистов Федор Степанович, 1865 г.р., служитель религиозного культа — протоиерей, судим за контрреволюционную деятельность. Обвиняется в активной антисоветской террористической агитации и призыве населения к борьбе против советской власти. ПОСТАНОВИЛИ: " Калистова Федора Степановича РАССТРЕЛЯТЬ " ». 3 сентября 1937 года протоиерей Феодор Каллистов принял мученическую кончину. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Включить имя протоиерея Феодора Каллистова в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской. 2. Память священномученика Феодора Каллистова совершать 21 августа/3 сентября в день его мученической кончины. 3. Честные останки священномученика Феодора Каллистова, в случае их обретения, считать святыми мощами и воздавать им достодолжное почитание. 4. Писать новопрославленному святому иконы для поклонения, согласно определению VII Вселенского Собора.   ЖУРНАЛ 135 СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, Главы Всемирного Русского Народного Собора, о проведении в Москве XXIII Всемирного Русского Народного Собора. Справка: С 17 по 18 октября 2019 года в Москве прошел XXIII Всемирный Русский Народный Собор «Народосбережение — настоящее и будущее России». В общей сложности за два дня работы в Соборе приняло участие около двух тысяч человек из Белоруссии, Казахстана, Молдовы, России, Украины, ряда других стран СНГ и Балтии, ближнего и дальнего зарубежья.

http://patriarchia.ru/db/text/5520929.ht...

Палица – это духовный жезл в Ваших руках, охраняющий паству Вашими молитвами и заботами от всякого житейского соблазна. Господь Бог наш дал нам великую радость видеть Его благоволение к Вашим молитвенным трудам о нас, грешных. Вы неустанно молитесь, большую часть своего времени проводя в молитве дома и в храме, твердо исполняя заповеди Господа нашего Иисуса Христа...» 13 ноября 1933 года супруга отца Михаила направила в Новгородское ОГПУ заявление, в котором, в частности, писала: «Так как нам, болезненным старикам, было бы весьма горестно умереть вдали друг от друга, то я покорнейше прошу Новгородское ОГПУ предоставить мужу моему право возвращения на жительство в Новгород...» Эта просьба супруги священника не была удовлетворена, и протоиерей Михаил оставлен был в Угличе и продолжал служить в Вознесенском храме. Здесь он встретил очередную волну гонений на Церковь, которая стремительно сметала все на своем пути. Отец Михаил был арестован 28 октября 1937 года и в тот же день допрошен. –  Вы арестованы как участник контрреволюционной церковно-монархической группы. Признаете ли вы себя в этом виновным? – спросил его следователь. – Я участником группы не состоял и виновным себя в этом не признаю. – Следствие располагает достаточно подтвержденными материалами о вашем участии в контрреволюционной церковно-монархической группе по проведению контрреволюционной террористической деятельности. Предлагаем дать следствию правдивые показания по существу. –  Это я отрицаю и заявляю, что никогда к контрреволюционной церковно-монархической группе не принадлежал и контрреволюционной террористической агитации не вел. В тот же день следствие было закончено, и 30 октября следователь составил обвинительное заключение, в котором написал, что, хотя священник «виновным себя не признал, но материалами следствия полностью изобличается в контрреволюционной деятельности» . После составления обвинительного заключения протоиерей Михаил был отправлен ожидать приговор в ярославскую тюрьму. 5 ноября 1937 года тройка НКВД приговорила его к десяти годам заключения, но по старости и немощности он был оставлен в исправительно-трудовой колонии в Ярославле. Протоиерей Михаил Борисов скончался 4 июня 1942 года в ярославской исправительно-трудовой колонии и был погребен в безвестной могиле. Игумен Дамаскин (Орловский) «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века.  Май». Тверь. 2007. С. 232-237 Примечания Наверх © 2024 РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД «ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ» © Перепечатка материалов допускается только по письменному согласованию с Фондом

http://fond.ru/imennoj-ukazatel/442/Miha...

Из ссылки Бенешевич вернулся досрочно, в 1933 году. По возвращении в Ленинград он сразу же стал хлопотать об освобождении супруги. В дело вмешался сам Бонч-Бруевич, и при его помощи Людмилу освободили досрочно, в 1934 году. Вскоре Владимир Николаевич вновь устроился на работу в Публичную библиотеку, в отдел рукописей, и проработал там вплоть до 1937 года. Кроме того в этот период он преподавал историю Византии в ЛГУ. Вроде жизнь стала налаживаться. Но о нём не забыли. Поводом для очередных преследований со стороны властей явилась публикация его научной работы «Синагога Иоанна Схоластика» в Мюнхене в 1937 году. Несмотря на то, что сам Бенешевич признавал себя советским учёным, его обвинили в антисоветчине, и даже в связях с фашизмом. В октябре того же года учёного лишили звания профессора, уволили из библиотеки, а затем предъявили типичное обвинение в шпионаже. В январе 1938 года его приговорили расстрелу, что и было исполнено 27 января 1938 года. Память о В. Бенешевиче хранилась в сердцах многих видных ученых, а также в его научных произведениях. Среди изданных работ можно выделить, например, Канонический сборник XIV титулов со второй четверти VII века до 883 г. , Синагога в 50 титулов и другие юридические сборники Иоанна Схоластика. Труды Два списка славянского перевода Синтагмы Матфея Властаря...//Известия Отд-ния рус. языка и словесности. Т. 6. 1901. Кн. 4. С. 150-227 Сведения о греческих рукописях канонического содержания в библиотеках монастырей Ватопеда и Лавры св. Афанасия на Афоне//Византийский временник. Т. 11. 1904. Прилож. 2 Канонический сборник XIV титулов со второй четверти VII века до 883 г.: К древнейшей истории источников права греко-восточной церкви. Спб., 1905 (Leipzig, 1974r) (с прилож.) Древнеславянская Кормчая XIV титулов без толкований. Т. I. Вып. 1-3. Спб., 1906-1907 (Leipzig, 1974r); Т. II/Подгот. к изд. и доп. Ю. К. Бегуновым, И. С. Чичуровым, Я. Н. Щаповым; Под общ. рук. Я. Н. Щапова. София, 1987 Армянский пролог о св. Борисе и Глебе//Известия Отд-ния рус.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Benes...

«...проявляет себя непримиримым врагом советского государства..., обвиняя в гонении на Церковь ее деятелей. Клеветнически обвиняет органы Н. К. В. Д. в пристрастном к нему отношении, в результате чего якобы явилось его заключение, так как он не принял к исполнению требование Н. К. В. Д. отказаться от сана Местоблюстителя». 27 сентября (10 октября н. ст.) 1937 года в 4 часа дня священномученик митрополит Пётр был расстрелян в Магнитогорской тюрьме, и тем самым увенчал свой исповеднический подвиг пролитием мученической крови за Христа. Канонизован Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в 1997 году. Игумен Дамаскин. «Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия» . Тверь, Издательство «Булат», т.1 1992,т.2 1996, т.3 1999, т.4 2000, т.5 2001. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме " class=" hh-topics-slider__arrow " > 9 февраля, 2020 13 ноября, 2018 19 февраля, 2017 7 февраля, 2017 8 апреля, 2016 2 января, 2015 27 октября, 2015 12 октября, 2015 22 июня, 2015 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Помогите Правмиру работать в этих сложных условиях пожертвовать рублей в месяц Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

http://pravmir.ru/mitropolit-petr/

– О том, что прадед расстрелян на Бугровском кладбище, мы узнали в перестроечные годы. У моего отца Глеба Евгеньевича тогда оказалась копия протокола допроса, прочитав которую, он испытал горькую досаду. Дело в том, что мой прадед был очень образованным человеком, знал несколько иностранных языков. А в протоколе, который якобы писал отец Иоанн, в каждом слове – грубая орфографическая ошибка. Конечно, это писал не он. Обидно, что мой прадед поплатился жизнью за чью-то подлую ложь. Мой прадед поплатился жизнью за чью-то подлую ложь Бабушка также вспоминала, что во время войны к ним в дом приходил человек, сообщивший, что отец Иоанн жив-здоров, работает банщиком в тюрьме. Это была еще одна подстроенная кем-то ложь. Когда мне было 14 лет, в 1967-м году, умерла моя бабушка, единственная дочь отца Иоанна – Елизавета Ивановна. Наша семья не забывает, что родилась она в Сосновском районе. От отца, о судьбе которого она так и не узнала, у нее остались несколько фотографий, автопортрет (прадед прекрасно рисовал), шахматы и резное кресло, которые отец Иоанн сделал своими руками. Мне передались эти способности прадеда, я тоже неплохо рисую, занимаюсь резьбой по дереву. По образованию я – военный связист, 12 лет служил Родине, но после травмы комиссован из армии. Мои отец Глеб Евгеньевич и дед Евгений Николаевич Писаревы были театральными деятелями, дед тоже был заслуженным артистом РСФСР, и я унаследовал интерес и любовь к искусству. Несколько лет работал главным энергетиком в Театре драмы, а в 1990-е годы работал в кооперативе по изготовлению театрально-сценического оборудования. Семья наша верующая, дружная, у нас с женой двое детей – Олег и Ольга – и семеро внуков. И хоть дети живут в Москве, мы часто встречаемся и все вместе бываем на Бугровском кладбище, где покоится наш святой прадед. Мы верим, что он молится о нас, своих потомках, а мы будем свято хранить и передавать нашим внукам и правнукам память о нашем роде. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии рБ Марина 4 октября 2023, 17:27

http://pravoslavie.ru/156422.html

8 февраля Русская Православная Церковь празднует память мученика Иоанна (Попова). Он был одним из образованнейших людей ХХ столетия. О нем архиепископ Илларион (Троицкий) говорил: «Если бы, отцы и братия, все наши с вами знания сложить вместе, то это будет ничто перед знаниями Ивана Васильевича». Родился в 1867 году в городе Вязьме Смоленской губернии в семье священника. В 1888 году окончил Смоленскую духовную семинарию, а в 1892 г. – Московскую духовную академию. В 1897 защитил магистерскую диссертацию «Естественный нравственный закон. (Психологические основы нравственности)». В 1898 году назначен профессором на кафедру патристики. В 1904 году опубликовал работу «Религиозный идеал святого Афанасия Александрийского», в 1908 г. – «Святой Иоанн Златоуст и его враги». В 1911-1912 годах издана книга «Конспект лекций по патрологии». С 1907 года состоял приват-доцентом историко-филологического факультета Московского университета на кафедре истории Церкви. В 1917 году был избран членом Поместного Собора от Московской духовной академии и заместителем председателя по отделу Духовных академий. После закрытия в 1920 году Московской духовной академии до 1923 года продолжал преподавать в Московском университете на кафедре философии древних веков. 10 декабря 1924 года был арестован и заключен в тюрьму ОГПУ в Москве по обвинению в составлении списков архиереев, высланных и заключенных советской властью. 19 июня 1925 года приговорен к трем годам заключения и отправлен в Соловецкий концлагерь. Находясь на Соловках, стал автором текста обращения православных архиереев к правительству СССР. По его докладу заключенные архиереи приняли документ, получивший название «Памятная записка соловецких епископов». За это 4 ноября 1927 года приговорен к трем годам ссылки и отправлен на реку Обь под Сургут. Здесь Иван Васильевич трудился над сочинением о святителе Григории Нисском. После истечения срока ссылки выезд из Сибири задержали еще на три года. Вернувшись из ссылки 1934 году, поселился в поселке Люберцы под Москвой и восстановил связи с учениками и знакомыми по академии. 21 февраля 1935 года вновь арестован и вскоре приговорен к пяти годам ссылки в Красноярский край. 9 октября 1937 года арестован и заключен в тюрьму в Енисейске по сфабрикованному с помощью лжесвидетеля делу. Виновным себя не признал. Его приговорили к расстрелу и привели приговор в исполнение 8 февраля 1938 года.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-2-106-...

Расстрелян 4 октября 1937 года вместе с архим. Маврикием (Полетаевым) и мч. Василием Кондратьевым . Причислен к лику новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года по представлению Алма-Атинской епархии. С 2013 года память мч. Владимира Правдолюбова по неизвестной причине исключена из календаря Русской Православной Церкви, выпускаемого Издательством Московской Патриархии. Игумен Дамаскин (Орловский) в ходе конференции «Прославление и почитание святых», прошедшей в рамках Рождественских чтений 2013 года, заявил, что исправления в календарь внесены по инициативе Синодальной комиссии по канонизации святых и с благословения патриарха Кирилла . Сочинения История письма. М., 1924; К вопросу о влиянии разнообразия раздражителей на процессы воображения // Журнал психологии, неврологии и психиатрии. 1924. Т. 4; Кино и учащиеся // На путях к новой школе. 1927. 2; Опыт педологического подхода к вопросу о детском кинорепертуаре // Путь просвещения. 1928. 5-6; Спроба neдoлoriчhoмy niдxoдy до питання про дитячий kiho-penepmyap // Kiho та школа: Зб. ст. [Б. м.],1928; Кино и наша молодежь: На основании данных педологии. М., 1929; Кинокартина и школьник: Опыт педологич. проработки кинокартины «Багдадский вор». М., 1929; Житие и Акафист св. блж. Матроне Анемнясевской, в Рязанской земле просиявшей. М., 2012 [Совместно со свящ.Николаем Правдолюбовым]; Путевые записки о путешествии из Касимова в Саров летом 1903 г. на открытие и прославление мощей прп. Серафима Саровского. М., 2004 (в печати). Награды благодарности от Министерства народного просвещения и генерал-губернатора Галиции ( " за энергичный, умелый и добросовестный лекторский труд " на курсах подготовки учителей народных училищ) орден святого Станислава III степени (1916, за общественную деятельность) Литература Правдолюбов В., прот. Религиозная история Касимова. Касимов, 2000; Правдолюбов С., прот. Крест Правдолюбовых: Три века служения Вере и Отечеству // «Труд-7». 2001. 15. С. 20; он же. Завещание соловецкого узника и исповедника // ЖМП. 2003. 2. С. 67; Весёлкина Т. Обитель особого назначения // Новая газета: Рязанск. еженед. Вып. 2001. 7. С. 19; Кровь мучеников - семя Христово // Мир Православия: Ежемес. газета. Таллин, 2001. 6 (39). Июнь; Сщмч. Анатолий Касимовский: (Прот. Анатолий Правдолюбов) // Были верны до смерти…: Кн. памяти нмч. и исповедников Рязанских ХХ в. Рязань, 2002. Т. 1. С. 128-133, 161-162;

http://drevo-info.ru/articles/13673129.h...

20 марта 1931 года тройка ОГПУ приговорила иеромонаха Евфросина к пяти годам заключения в концлагерь. Вернувшись из заключения, он был направлен служить в храм Воскресения Христова в село Раменье Шаховского района Московской области, а в марте 1937 года – в Знаменский храм в село Корнеевское Лотошинского района. 7 октября 1937 года иеромонах Евфросин был арестован и заключен в Таганскую тюрьму в Москве. В качестве свидетеля обвинения председатель местного райпо показал, что священник будто бы говорил на проповеди, что советская власть все увеличивает налоги и жить становится все хуже и хуже; он сам видел, что в квартире священника бывают собрания при занавешенных окнах, что священник имел связь с Лотошино, откуда к нему приходили старушки. Вызванный на допрос староста храма показал, что священник на проповеди говорил, что теперь нужно укреплять нашу церковь, в наши дела никто не имеет права вмешиваться; в другой проповеди он говорил, что налоги с каждым годом все увеличиваются и платить их становится не под силу. – Обвиняемый Антонов, вы арестованы за контрреволюционную агитацию. Дайте по этому вопросу правдивые показания! – потребовал от священника следователь. – Нет, контрреволюционной агитации я не вел, этого не признаю и показания давать отказываюсь. – Следствие располагает фактами, что вы в июне 1937 года в проповеди призывали верующих к укреплению церкви, клеветали на сталинскую конституцию. Это вы признаете? – Нет, этого я не признаю. 11 ноября 1937 года тройка НКВД приговорила отца Евфросина к расстрелу. Иеромонах Евфросин (Антонов) был расстрелян 13 ноября 1937 года и погребен в общей безвестной могиле на полигоне Бутово под Москвой. Игумен Дамаскин (Орловский) «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века Московской епархии. Дополнительный том 4» Тверь, 2006 год, стр. 200-204. Наверх © 2024 РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД «ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ» © Перепечатка материалов допускается только по письменному согласованию с Фондом

http://fond.ru/kalendar/1122/evfrosin/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010