Christos Yannaras (Χρστος Γιανναρς, his surname sometimes transliterated ‘Giannaras’) is without doubt the most important living Greek Orthodox theologian. He is enormously prolific – at the back of one of his recent books thirty-eight of his volumes are listed, and that list is by no means complete. He has pursued his theological insights into areas often neglected by theologians – politics and economics especially, but also philosophy of law, aesthetics – as well as the more traditional philosophical hinterlands of theology – epistemology, ethics. He has also been highly controversial: his appointment to the chair of philosophy at the Pantion University in Athens – not the usual place to find someone so committed to theology and an ecclesial theology at that – was itself extremely contentious. The publication in Greece (in 1970) of his book, The Freedom of Morality, ‘caused an explosion’, according to an English reviewer. 1 As that reviewer put it, ‘Some greeted it as an intelligible account of much that is central to Orthodoxy. Others, particularly the moralistic and conservative elements which dominate the Greek Church at present, protested or even denounced it’. Such controversy was nothing new to Yannaras. In his youth he had been involved in the Christian renewal movement called Zoe (‘Life’), but, inspired by his contact with a remarkable lay Christian thinker, Dimitrios Koutroumbis (‘a Christian Socrates’) he soon broke with it, along with some other young thinkers, because of its moralism and pietism. From 1964 to 1967 he edited a remarkable review, Synoro (Frontier), and more recently has been a regular contributor to some of the better Greek newspapers, such as To Vima and Kathimerini, reaching a much wider audience than most theologians command. In the 1980s he became a public figure as one of the leading representatives of ‘Neo- Orthodoxy’ (as it was dubbed by its opponents, especially on the political left), which sought to transcend the split between ‘Romaic’ and ‘Hellene’ 2 and create a sense of Greek identity over against the West (on which see more below) that drew both on the Classical ‘Hellenic’ past and the spiritual tradition of Greek Orthodoxy, not least as it is manifest in the monastic tradition of Mount Athos. 3 He has remained controversial, and the fact that the present Oecumenical Patriarch, Bartholomew, holds him in high regard should not be taken as indicating any mellowing as he enters his late sixties (he was born in 1935).

http://azbyka.ru/otechnik/world/on-the-a...

[  назад  ] Епархии Эладской Православной церкви Значительная часть инфорамции предоставлена Димитриусом Киминасом, с которым можно связаться по адресу constantinople@gmx.net Северные Территории (СТ) - епархии, которые входят в Эладскую церковь и управляется ею, однако формально находятся в юрисдикции Константинопольского патриарха. Из-за назначений епископов на эти территории в 2004 году между Эладской и Константинопольской церковью разгорелся конфликт. Митрополия Лефкады и Итаки Даниил (1907-1927) Дмитрий (1931-1940) Дорофей (1940-1968) Никифор (Дедусис) (1968 - 28 января 2008) Феофил (Манолатос) (27 июня 2008 - Митрополия Лимноса и Агиос Евстратиос (СТ) Стефан (1912-1948) Василий (1949-1951) Дионисий (1951-1959) Пантелеймон (1960-1988) Иерофей (Гарифалос) (1988 - Митрополия Мантинии и Кинории Герман I (1906-1944) Прокоп (1944-1949) Герман II (1951-1964) Феоклит (1965-1995) Александр (Папандропулос) (1995- Митрополия Маронии и Комотини (СТ) Анфим (1922-1938) Спиридон (1938-1940) Василий (1940-1952) Тимофей (1954-1974) Дамаскин (Румелиотис) (30 мая 1974 - 6 ноября 2012) Пантелеймон (Мутафис) (24 февраля 2013 - Митрополия Мегары и Саламины (1974- Варфоломей (Кацурис) (27 мая 1974 - 27 августа 2014) Константин (Якумакис) (11 октября 2014 - Митрополия Месогаии и Лауреотики (1974- Агафоник (Филиппотис) (1974-2004) Николай (2004- Митрополия Мессины Мелетий (1904-1933) Поликарп (1933-1945) Хризостом I (1945-1961) Хризостом II (Темелис) (1965- Митрополия Мифимны (СТ) Дионисий (1922-1951) Константин (1956-1965) Иаков (1965-1984) Хризостом (Каламатианос) (1984- Митрополия Монемвасии и Спарты Герман (1907-1935) Дионисий (1936-1959) Киприан (1959-1970) Иерофей (1971-1980) Евстафий (Спилиотис) (1980- Митрополия Милетен, Эрессоса и Пломариона (СТ) Кирилл (1897-1925) Иаков I (1925-1958) Иаков II (1958-1987) Иаков III (Францис) (20 августа 1988- Митрополия Нафпактос Гавриил V (1601-1632) Парфений III (1632) Захария (1632) Лаврентий (1633-1637) Акакий II (1637-1640 и 1641-1643) Феодосий II (1640-1641)

http://hierarchy.religare.ru/h-orthod-el...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Н. В. Матвеев. Фотография. Сер. ХХ в. Николай Васильевич (23.01.1909, Вильна - 8.06.1992, Москва), регент, педагог. Род. в семье железнодорожного служащего. Родители М., будучи глубоко верующими, привили ему любовь к богослужению и церковному пению. В 1915 г. семья М. эвакуировалась в г. Новозыбков (Черниговская губ.), в 1918 г. переехала в Сергиевский посад (Московская губ.; с 1919 г. Сергиев, с 1930 Загорск, ныне Сергиев Посад), где в том же году М. начал учиться в муз. школе и петь в хоре Ильинской ц. В 1925-1930 гг. учился на вечернем дирижерско-хоровом отд-нии 1-го муз. техникума. В 15 лет начал руководить школьным хоровым кружком, с 18 лет - церковными хорами в Сергиеве. В 1930-1935 гг. учился в Московском архитектурном ин-те, впосл. работал в проектных орг-циях города. С началом Великой Отечественной войны был привлечен к сооружению оборонительных укреплений вокруг Москвы. Награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов». После войны занимался восстановлением разрушенных зданий. С 1945 г. был регентом в ц. Покрова Пресв. Богородицы в с. Черкизове (ныне пос. Пушкинского р-на Московской обл.). Весной 1948 г., оставив архитектурную деятельность, М. посвятил себя церковному служению в качестве регента во вновь открывшейся ц. Преображения Господня (иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость») на Б. Ордынке по приглашению настоятеля храма прот. Михаила Зёрнова, ранее служившего в Покровской ц. в Черкизове (с 1961 Киприан (Зёрнов) , еп. Подольский, затем еп. Дмитровский, с 1963 архиепископ, с 1964 архиеп. Берлинский и Среднеевропейский). С 1952 г. М. учился на заочном отд-нии дирижерско-хорового фак-та Государственного музыкально-педагогического ин-та им. Гнесиных, к-рый окончил в 1957 г. с отличием по классу хорового дирижирования у проф. К. Б. Птицы. Годы сотрудничества с владыкой Киприаном, который в 1966-1987 гг. был почетным настоятелем храма, оказались наиболее плодотворными для М. Они оба обладали тонким вкусом в выборе репертуара, ценили творчество выдающихся рус. композиторов. Событиями церковной и муз. жизни Москвы становились дни поминовения великих рус. композиторов - П. И. Чайковского , С. В. Рахманинова , а также Д. С. Бортнянского , А. Л. Веделя , А. Ф. Львова , А. В. Никольского , П. Г. Чеснокова , когда хор Скорбященского храма за богослужением исполнял литургические циклы этих авторов. Особенно известными стали исполнения «Всенощного бдения» Рахманинова и «Литургии» Чайковского, собиравшие ценителей церковной музыки со всей Москвы.

http://pravenc.ru/text/2562562.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОЛАЙ Николай (Коцвар), архиеп. Прешовский, митр. Чешских земель и Словакии. Фотография. Нач. 2000-х гг. Николай (Коцвар), архиеп. Прешовский, митр. Чешских земель и Словакии. Фотография. Нач. 2000-х гг. [Словац. Nicolaj] (Коцвар Микулаш; 19.12.1927, с. Ганиговце, близ г. Сабинова, Словакия - 30.01.2006, г. Прешов, там же), архиеп. Прешовский, митр. Чешских земель и Словакии. Род. в крестьянской семье. В 1935-1943 гг. учился в начальной школе в родном селе, в 1946-1949 гг.- в Русской гимназии в г. Гуменне. В 1949 г. стал одним из первых воспитанников Православной духовной семинарии в Праге (действовала в 1949-1950). В 1950 г. женился. 4 авг. того же года в храме блгв. Александра Невского в Прешове еп. Прешовским Алексием (Дехтерёвым) рукоположен во диакона, на следующий день - во пресвитера. Включен в клир Прешовской епархии и направлен на служение в с. Микулашова. В 1954 г. овдовел, самостоятельно воспитывал сына. В том же году назначен духовником Православного богословского фак-та в Прешове. В 1955-1959 гг. обучался в МДА, к-рую окончил со степенью канд. богословия (тема диссертации: «Насаждение унии в Закарпатье и на Пряшевщине и борьба Православия с нею в XVII-XX вв.»). Вернулся к пастырскому служению в Прешовской епархии. С 1 июля 1959 г.- настоятель храма в с. Гералтов, с 1 янв. 1960 г.- настоятель храма в с. Ярабина. С нояб. 1962 г.- вновь духовник Православного богословского фак-та в Прешове. С 1 нояб. 1964 г. в связи с избранием Прешовского архиеп. Дорофея (Филипа) митрополитом Пражским и всея Чехословакии свящ. Микулаш Коцвар был назначен администратором Прешовской епархии. В февр. 1965 г. в часовне Православного богословского фак-та в Прешове митр. Дорофеем пострижен в монашество. 26 февр. 1965 г. избран епископом Прешовским. 28 февр. 1965 г. состоялась епископская хиротония Н., к-рую совершили митр. Дорофей (Филипп), архиеп. Берлинский и Среднеевропейский (РПЦ) Киприан (Зёрнов) и еп. Михаловский Мефодий (Милли). Занимал Прешовскую кафедру до конца жизни (более 40 лет).

http://pravenc.ru/text/2565948.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БРЕЖНЕВ Леонид Ильич (6.12.1906, с. Каменское Екатеринославской губ. (ныне г. Днепродзержинск Днепропетровской обл., Украина) - 10.11.1982, Москва), советский гос. и политический деятель; с 14 окт. 1964 г. до конца жизни занимал высший в СССР политический пост: 1-го секретаря, с 1966 г.- Генерального секретаря ЦК КПСС; в 1960-1964 и 1977-1982 гг. занимал высший гос. пост - Председателя Президиума Верховного Совета СССР. Биография Род. в семье рабочего-металлиста. С 1915 г. учился в классической гимназии, преобразованной в 1918 г. в трудовую школу, после ее окончания (1921) работал на заводе, учился в металлургической профшколе, землеустроительном техникуме в Курске, где стал членом комсомола. В 1927-1930 гг. работал по специальности в Курской обл., Белоруссии, на Урале. В 1931-1935 гг. был студентом Металлургического ин-та в Каменском, получил специальность инженера-теплосиловика. В 1931 г. вступил в ВКП(б), являлся парторгом фак-та, затем секретарем парткома ин-та. В 1935-1936 гг. учился в бронетанковой школе в Забайкальском военном округе, затем служил политруком танковой роты. В мае 1937 г. Б. был назначен заместителем председателя исполкома Днепродзержинского горсовета, через год перешел на работу в Днепропетровский обком партии, сначала зав. отделом, затем секретарем по пропаганде, позднее руководителем отдела оборонной промышленности. В годы Великой Отечественной войны - на политработе в Советской Армии (участие Б. в Южно-Озерейской операции весной 1943 отражено в его кн. «Малая земля»). После окончания войны в течение года возглавлял политуправление Прикарпатского военного округа. В авг. 1946 г. Б. стал 1-м секретарем Запорожского обкома Коммунистической партии Украины (КПУ). Возглавлял работу по восстановлению заводов Запорожсталь, Днепроспецсталь и Днепрогэс, о чем издал позднее кн. «Возрождение». В нояб. 1947 г. вернулся в Днепропетровск на должность 1-го секретаря Днепропетровского обкома партии, 1-м секретарем ЦК КПУ в то время являлся Н. С. Хрущёв , покровительствовавший Б. Летом 1950 г. Б. был направлен руководить Молдавской парторг-цией. В качестве ее представителя принимал участие в работе XIX съезда ВКП(б), был избран членом мандатной комиссии, секретарем ЦК ВКП(б) и членом Президиума ЦК. После смерти И. В. Сталина (5 марта 1953) были упразднены новый Секретариат и Президиум ЦК, Б. назначили заместителем начальника Главного политического управления Советской Армии и Военно-Морского флота, но очень скоро по рекомендации Хрущёва Б. был направлен на новую работу - руководить освоением целинных земель Казахстана. В февр. 1954 г. Б. стал 2-м секретарем, в авг. следующего года - 1-м секретарем ЦК КП Казахстана (этому периоду посвящена книга Б. «Целина»).

http://pravenc.ru/text/153403.html

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Национальный вандализм литовских вассалов США В Вильнюсе снесён памятник Пятрасу Цвирке 20.11.2021 1052 Время на чтение 5 минут Фото: Предоставлены автором 19 ноября в Вильнюсе свершился акт литовского культурно-национального вандализма. Властями литовской столицы был снесён памятник замечательному литовскому писателю и поэту писателю Пятрасу Цвирке (1909-1947). Прекрасный по своему художественному выражению памятник в исполнении выдающегося литовского скульптора Юозаса Микенаса (1901-1964) был установлен в 1959 году на гранитном постаменте в центре Вильнюса в живописном сквере на пересечении важных городских артерий. Пятрас Цвирка родился в 1909 году крестьянской семье в деревни Клангяй Велюонской волости, ныне Юрбаркский район Литвы. Окончил в 1926 году литовскую прогимназию в Вилькии, затем с 1926 года по 1930 год учился в Каунасском художественном училище. Дебютировал в печати стихотворением, опубликованным в 1924 году в году. Затем его литературные произведения: стихи, рассказы, фельетоны, очерки, – печатались в периодике. Выпущенный в 1928 году первый сборник стихов «Первая месса» был конфискован. В 1930 году издал сборник новелл «Закат в Никской волости». Автор первого литовского сатирического романа «Франк Крук» (т. 1-2, 1934) о разбогатевшем в Америке литовце. Лучшим и наиболее значительным считается его социальный роман из жизни литовского крестьянства «Земля-кормилица» (1935 г.; русский перевод – 1937 г.). Действие романа «Мастер и сыновья» (1936 г.) происходит в годы революции 1905-1907 гг. Колоритные образы деревенских умельцев портного Кризаса и столяра Девейки, доминирование лирического и юмористического начал в романе позволяли критикам называть его литовским «Кола Брюньоном» (Р. Роллана). Будучи студентом, сблизился с левыми политическими организациями, действовавшими в Каунасе. В 1930-1931 годах участвовал в деятельности каунасского рабочего клуба «Вилтис» («Надежда»), входил в литературную группу «третьефронтовцев», сотрудничал в литературном журнале «Трячас фронтас» («Третий фронт»).

http://ruskline.ru/news_rl/2021/11/20/na...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРАНСТРЕМ Гранстрем Евгения Эдуардовна (7.07.1911, С.-Петербург - 15.03.1991, Ленинград), византинист, славист, палеограф. Род. в семье медика. В 1932 г. окончила филологический фак-т Ленинградского ин-та философии, истории и лингвистики, с 1935 г. обучалась в аспирантуре ГПБ по специальности греческая палеография, в янв. 1941 г. защитила дис. «Принципы описания греческих рукописей», Г. была присвоена степень канд. педагогических наук. В работе она впервые в отечественной лит-ре поставила вопрос о правилах палеографического описания греч. рукописей, разработала принципиальную схему описания. Среди ее руководителей были В. Н. Бенешевич , П. В. Ернштедт , О. А. Добиаш-Рождественская. В 1934-1974 гг. Г. работала в ОР ГПБ: с 1938 г. сотрудником ОР. Изучала и каталогизировала греч. рукописи, разрабатывала теоретические вопросы палеографии и кодикологии, публиковала отдельные памятники, занималась славяно-рус. палеографией, стала крупнейшим специалистом в этих областях. В годы блокады продолжала работать в ГПБ, описывала архив. В 1941 г. являлась ведущим научным сотрудником ЛОИИ СССР. Главным трудом Г. стал «Каталог греческих рукописей» из хранилищ Ленинграда (изд. в «Византийском временнике» в 1959-1971 в 8 выпусках). Она не только закончила каталогизацию богатейшего греч. рукописного фонда ГПБ, начатую ее предшественниками, но и создала сводный каталог греч. рукописей визант. эпохи, хранящихся также в БАН, Пушкинском Доме (ИРЛИ), Эрмитаже, ЛОИИ, Ленинградском отд-нии Архива АН, Ин-та востоковедения АН. Многие из этих собраний были недоступны исследователям, Г. впервые описала большое количество рукописей. Работу осложняло почти полное отсутствие необходимых справочников. Всего в каталоге описано 636 рукописей IV-XV вв., Г. разработала специальную сравнительно краткую форму описания, собрала сведения о 58 палимпсестах, изучала их вместе с Д. П. Эрастовым, в т. ч. с помощью фотоанализа. Собранные ею материалы были включены в «Репертуар библиотек и каталогов греческих рукописей» М. Ришара ( Richard M. Répertoire des bibliothèques et des catalogues des manuscripts grecs. P., 19582; idem. Suppl. 1: 1958-1963. P., 1964). На изученных материалах Г. написаны статьи: «Палимпсесты Государственной Публичной библиотеки им. М. Е. Салтыкова-Щедрина» (ВВ. 1960. Т. 17. С. 78-84), «К истории заговоров и апокрифических молитв в византийской письменности» (ППС. 1981. Вып. 27 (90). С. 81-92) и др.

http://pravenc.ru/text/166379.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИСАЧЕНКО Александр Васильевич (8.12.1910, С.-Петербург - 19.03. 1978, Клагенфурт, Австрия), славист. И. род. в семье адвоката. Его дед В. Л. Исаченко - правовед, автор многочисленных работ по юриспруденции - был товарищем обер-прокурора Сената. Дядя И.- Б. Л. Исаченко (1871-1948) - микробиолог, академик АН СССР и АН УССР. После Октябрьской революции 1917 г. семья И. покинула Россию и в 1920 г. поселилась в австрийском г. Клагенфурте. Окончив гимназию, И. в 1929 г. поступил в Венский ун-т, где изучал славистику, германистику, историю Вост. Европы, индоевроп. языки (санскрит, пали). Учителем И. был филолог и мыслитель Н. С. Трубецкой, на дочери к-рого И. впосл. женился. По окончании ун-та И. в 1933-1935 гг. находился в Париже, стажируясь у французских славистов А. Мейе, А. Вайана , А. Мазона , и год в Праге. По возвращении в Вену он преподавал рус. язык на философском фак-те Венского ун-та. В 1939 г. И. защитил в Любляне (Словения) докторскую диссертацию, в 1941-1955 гг. работал в Братиславе, стал профессором и заведующим кафедрой русского языка и литературы философского факультета университета им. Я. А. Коменского. С 1955 г. заведовал кафедрой славянских языков философского факультета университета в Оломоуце. В 1960 г. АН ГДР пригласила И. в Берлин, где он организовал и возглавил Центр по изучению структурной грамматики. С 1965 г. И. работал заместителем директора академического Ин-та языков и лит-ры в Праге. В знак протеста против ввода войск стран Варшавского договора в Чехословакию в 1968 г. И., находившийся в Австрии, отказался вернуться в Прагу и, приняв приглашение Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, возглавил кафедру славянской филологии. В 1971 г. И. вернулся в Клагенфурт и до конца жизни работал заведующим кафедрой общего и прикладного языкознания и славистики и проректором ун-та. В странах советского блока на его имя был наложен запрет, работы И. были недоступны советским ученым, газ. «Правда» предостерегала против попыток ссылаться на его труды. В 1974 г. ученый основал журнал по рус. языкознанию «Russian Linguistics» - один из наиболее авторитетных в своей области. Признанием научных заслуг И. стало избрание его членом-корреспондентом АН ГДР (1964), Чехословацкой (1968) и Австрийской (1973) академий наук.

http://pravenc.ru/text/674866.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МИНУЦИЙ ФЕЛИКС [Лат. Minucius Felix] (2-я пол. II - 1-я пол. III в.), лат. раннехрист. писатель, апологет (см. ст. Апологеты раннехристианские ). М. Ф. как автор диалога «Октавий» В единственном сохранившемся сочинении М. Ф., диалоге «Октавий» (Octavius; CPL, N 37), персонажи именуют автора Марком (см.: Min. Fel. Octavius. 3. 1; 5. 1, и др.). Имя Минуций Феликс известно из сочинений Лактанция ( Lact. Div. inst. V 1. 22; ср.: Ibid. I 11. 55) и блж. Иеронима Стридонского ( Hieron. De vir. illustr. 58; Idem. Ep. 70. 5). В обоих случаях имя Марк не упоминается, однако совр. исследователи рассматривают свидетельства текста диалога и позднейших писателей как взаимодополняющие и считают, что полное римское имя автора было Марк Минуций Феликс. Согласно обоим писателям, М. Ф. был рим. адвокатом, но эти сведения можно почерпнуть и из самого диалога (см.: Min. Fel. Octavius. 2, 3), где сказано, что автор жил в Риме и занимался судебной практикой. Можно предположить, что он был родом из Африки, как и 2 др. персонажа диалога: Октавий прибыл в Рим из провинции (Ibid. 2. 1), а Цецилий был, по всей видимости, уроженцем Цирты (ныне Константина, Алжир) в Нумидии. Последнее вытекает из слов Цецилия: «...свидетельствует речь нашего Циртинца» (Ibid. 9. 6; о том, что здесь подразумевается именно происхождение, см.: Haeringen. 1935) и Октавия: «твой Фронтон» ( Min. Fel. Octavius. 31. 2; Марк Корнелий Фронтон был известным ритором, родившимся в Цирте). Имена всех 3 персонажей засвидетельствованы в африканских эпиграфических надписях: Minucius Felix - в Тебессе и Карфагене (CIL. Vol. 8. N 1964, 12499), Octavius Januarius - в Салдах (Ibid. N 8962), Marcus Caecilius Quinti filius Quirina Natalis - в Цирте (Ibid. N 7094-7098, надпись датируется 210 г.; предположительно, тождествен с персонажем диалога «Октавий», к-рого звали Caecilius Natalis; см.: Min. Fel. Octavius. 1. 5; 16. 1-2; CIL. Vol. 8. P. 639). До обращения в христианство М. Ф. был язычником ( Min. Fel. Octavius. 1. 5). Ничего более об авторе диалога неизвестно.

http://pravenc.ru/text/2563300.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОХЕНЬСКИЙ Бохéньский [польск. Bocheski] Юзеф Мария (30.08.1902, Чушув, Польша - 8.02.1995, Фрибур, Швейцария), доминиканец, философ-неотомист, автор ряда крупных работ по истории философии, логике, религии. Учился во Львове и Познани, там же опубликовал первые работы. В 1927 г. вступил в орден доминиканцев, приняв имя Иннокентий. В папском ун-те св. Фомы Аквинского в Риме (см. ст. Angelicum ) изучал богословие и философию, позже (1935-1940) был там профессором философии и логики. С 1945 г. профессор истории философии Фрибурского ун-та, в 1964-1966 гг. ректор. В 1957-1975 гг. руководил основанным им Ин-том восточноевроп. исследований при Фрибурском ун-те. В 1959 г. создал научную сер. «Sovietica», в 1961 г. ж. «Studies in Soviet Thought». Мн. сочинения Б. переведены на различные языки. Б. выступал с утверждениями о тоталитарном и антигуманном характере советского строя и философской несостоятельности марксизма-ленинизма. Написал специальное исследование о диалектическом материализме; издал первую в Европе полную библиографию советских философских исследований (Bibliographie der sowjetischen Philosophie. Dordrecht, 1959. 7 Bde). Будучи рационалистом, Б., однако, полагал, что человеческая мысль не способна разрешить наиболее существенные философские проблемы без помощи веры. Религия, по его мнению, должна быть включена в контекст философских и научных исследований и предопределять исходную установку рассмотрения проблемы. Он различал «Бога философов», т. е. бесконечное, необходимое, все обосновывающее сущее, и «Бога религии», т. е. священное, данное в опыте молящегося. Взаимоотношения между ними, согласно Б., отражены в понятии аналогии бытия. В своих философских размышлениях использовал отдельные положения феноменологии, неопозитивизма, лингвистической философии. В работе «Логика религии» (The Logic of Religion. N. Y., 1965) Б. доказывал возможность логического анализа религ. дискурса и его необходимость для философии религии. Как историк философии Б. рассматривал становление этой науки в ХХ в. с критической т. зр., отмечая механицизм в трактовке понятия бытия и субъективизм в рассмотрении человека как носителя Божественного начала. Среди характеристик совр. европ. знания им были выделены антипозитивизм, реализм как способность человека постигать мир, плюрализм и персонализм.

http://pravenc.ru/text/153275.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010