М. В. Шкаровский Скачать epub pdf 2. Православные общины в Германии и попытки их унификации в 1933–1941 гг. А. Предоставление Германской епархии РПЦЗ статуса корпорации публичного права. 28 октября 1935 – 14 марта 1936 г. Образованное в июле 1935 г. Рейхсминистерство церковных дел вскоре начало активно пытаться унифицировать русские приходы и включить их, несмотря на принадлежность к различным юрисдикциям, в Германскую епархию РПЦЗ, которой было отдано предпочтение, как наиболее консервативной в церковном и политическом плане. Цели этой кампании ясно высказаны в публикуемом письме министра церковных дел Г. Керла министру–президенту Пруссии Г. Герингу. 14 марта 1936 г. последний подписал постановление о присвоении епархии РПЦЗ предоставленного в 1933 г. Католической и Лютеранской Церквам статуса корпорации публичного права, одновременно был принят ее устав. Этот устав, в окончательном виде отредактированный чиновниками РКМ и утвержденный архиерейским собором РПЦЗ еще 23 октября 1935 г., ставил под контроль государственного аппарата многие важнейшие вопросы жизни епархии и ее отношения с Синодом. Правда, в дальнейшем на практике вмешательство германских чиновников во внутриепархиальную жизнь оказалось относительно небольшим. 8 июня благодарственное письмо Керлу написал председатель архиерейского синода митр. Антоний (Храповицкий) , а 13 ноября 1936 г. подобное благодарственное послание министру отправил митр. Анастасий (Грибановский) , ставший после смерти Владыки Антония главой РПЦЗ. 6 41 . Положение (устав) о православной епархии в Германии Срсмские Карловцы, 15/28 октября 1935 г. § 1. Основанная Заграничным Русским Православным Архиерейским Собором православная епархия епископа Берлинского и Германского охватывает следующие приходы: 1. Православный приход собора Воскресения Христова в Берлине. 2. Православный приход в Бреслау. 3. Православный приход в Дюссельдорфе. 42 Община в Дюссельдорфе в 1935 г. находилась в стадии формирования и в конце концов так и не была создана. До 1945 г. в этом городе имелось только постоянное место для православных богослужений.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Скачать epub pdf Епархии Русской Православной Церкви Список составлен в ЦНЦ «Православная энциклопедия» при участии А. С. Буевского по материалам: Иоанн (Снычев), игум. Топография архиерейских кафедр Русской Православной Церкви периода с 1893 г. по июнь 1963 г. 2-е изд. Куйбышев, 1963 (машинопись); он же. Состав российской православной церковной иерархии за период 1962–1972 гг. Куйбышев, 1973; то же за 1973, 1975, 1976, 1977, 1979, 1980, 1981, 1982, 1983, 1986, 1988, 1990, 1991, 1992 гг. (машинопись); а также по материалам архива ОВЦС. Россия 1995 Абаканская и Кызылская. АРХАНГЕЛЬСКАЯ и Холмогорская (1988–1995 А. и Мурманская). Викариатство: Пинежское (1917–1920, 1925). АСТРАХАНСКАЯ и Енотаевская (1917–1935 А. и Царевская; 1935–1949 А. и Сталинградская; 1949–1952 А. и Саратовская; 1952–1959 А. и Сталинградская). Викариатство: Енотаевское (1917–1931). 1934–1937 Ачинская. 1930 БАРНАУЛЬСКАЯ и Алтайская (1930–1937 Б.; 1937 Б. и Бийская; 1938–1993 упразднена; восстановлена в 1994 г.). Викариатство: Рубновское (1924–1931). 1933 БЕЛГОРОДСКАЯ и Старооскольская (1933–1934 Б.; 1942–1944 Б. и Грайворонская; 1945–1994 упразднена). 1919–1937 Бийско-Алтайская. БЛАГОВЕЩЕНСКАЯ и Тынденская (до 1935 г. Приамурская и Б.; 1936–1992 упразднена). Викариатство: Хабаровское (1926–1933). 1934–1936 Боровичская. 1921 БРЯНСКАЯ и Севская (до 1945 г. Б.; 1946–1994 упразднена). Викариатство: Новозыбковское (1922–1923). 1926–1957 Великолуцкая и Торопецкая. 1918–1937 Великоустюжская и Усть-Вымская. ВЛАДИВОСТОКСКАЯ и Приморская (до 1918 г. В. и Камчатская; 1918–1932 Приморская и В.; 1946–1958 Хабаровская и В.; 1958–1989 упразднена). Викариатства: Камчатское и Петропавловское (на правах самостоятельной, 1918–1920, 1928–1929); Никольско-Уссурийское (до 1932 г.); Охотское (1928–1932). до 1922 г. Владикавказская и Моздокская. ВЛАДИМИРСКАЯ и Суздальская (1917–1922 В. и Шуйская). Викариатства: Вязниковское (1921–1928); Иваново-Вознесенское (1923–1933); Ковровское (1920–1925); Мстерское (1917–1933); Муромское (до 1933 г.); Переславское (до 1935 г.); Суздальское (до 1932 г.); Юрьево-Польское (до 1932 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

М. В. Шкаровский Скачать epub pdf Перечень опубликованных документов 1. Из разработанного ведомством рейхслейтера Розенберга «Плана национал-социалистической религиозной политики». Берлин, около 1939 г. 2. Из ноты правительства Германии нейтральным государствам «Фальшивые документы». Берлин, 1 ноября 1941 г. 3. Постановление наместника Вартегау обергруппенфюрера СС А. Грейзера о порядке церковной деятельности на территории его области. Познань, 14 марта 1940 г. 4. Запись высказываний А. Гитлера о христианстве во время беседы в ставке. Ставка фюрера. 26 января 1943 г. 5. Из обучающих материалов Службы имперской безопасности. Берлин, 28 марта 1943 г. 6. Положение (устав) о православной епархии в Германии. Сремскис Карловцы, 15/28 октября 1935 г. 7. Из докладной записки министра церковных дел Г. Керла министру-президенту Пруссии Г. Герингу. Берлин, 17 февраля 1936 г. 8. Постановление правительства Пруссии о присвоении статуса корпорации публичного права епархии православного епископа Берлинского и Германского. Берлин, 14 марта 1936 г. 9. Ответ государственного секретаря и шефа Рейхсканцелярии министру церковных дел на просьбу выделить пособие в 12 тыс. марок для строительства православного собора в Берлине. Берлин, 18 июня 1936 г. 10. Письмо счетной палаты Германского рейха министру финансов о государственных пособиях при строительстве православного собора в Берлине и ремонте русской церкви в Висбадене. Потсдам, 16 августа 1938 г. 11. Из ответа Патриарха Антиохийского Александра III председателю Архиерейского Синода РПЦЗ митрополиту Анастасию на извещение от 4 июня 1938 г. о постройке правительством Германии на свои средства православного храма в Берлине. Дамаск, 11/24 июня 1938 г. 12. Циркулярное письмо митр. Евлогия (Георгиевского) православным русским приходам в Германии. Париж, 7 мая 1936 г. 13. Памятная записка сотрудников Министерства церковных дел о заседании РКМ, посвященном вопросу перехода евлогианских общин в епархию РПЦЗ. Берлин, 4–12 августа 1937 г. 14. Письмо священника С. Положенского старосте евлогианского прихода в Дрездене. Берлин, 22 августа 1937 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

О.Ю. Васильева, И.И. Кудрявцев, Л.А. Лыкова Краткие биографические сведения о лицах, упоминаемых в сборнике Абакумов Алексей Григорьевич (1869–1941), протопресвитер, обновленец, настоятель Спасо-Преображенского собора Ленинграда (1940 – 19 декабря 1941). Августин (Петерсон Августин Адамович) (1873–1955), митрополит. Родился в крестьянской латышской семье. Окончил Рижскую Духовную семинарию (1895). В 1904 г. рукоположен во иерея. Во время Первой мировой войны – военный священник. В 1926–1936 гг. – гарнизонный священник Двинской крепости. В марте 1936 г. перед наречением во епископа пострижен в рясофор. С сентября 1936 г. митрополит Рижский и всея Латвии (в юрисдикции Константинопольского Патриархата). В марте 1941 г. после покаяния вернулся в юрисдикцию Русской Православной Церкви. К лету 1941 г. – на покое. Вскоре после захвата Риги объявил прежний Синод действующим и 20 июля направил германским властям просьбу о разрешении восстановления автономной Латвийской Православной Церкви под юрисдикцией Константинопольского Патриарха и выдворении из Латвии «большевистского ставленника», «агента ЧК» экзарха митрополита Сергия (Воскресенского). В его подчинении состояли лишь несколько приходов в центральной Латвии (на его родине, в Видземе). В 1944 г. эвакуировался из Риги в Германию. С 1946 г. находился в Русской Православной Церкви Заграницей. Александр (Введенский Александр Иванович ) (1889–1946), обн. митрополит. Один из инициаторов и идеологов обновленческого раскола. Участник всех обновленческих лжесоборов. С 1932 г. ректор обновленческой Московской богословской академии. С 1936 г. настоятель Пименовской церкви в Москве, с 1941 г. «Первоиерарх Православных обновленческих Церквей в СССР». Скончался, не принеся покаяние в грехе раскола. Александр (Витол Адам) (1876–1942), епископ. Окончил Рижскую Духовную семинарию. Хиротонисан во епископа Ерсикского в 1938 году, позже епископ Мадонский. Александр (Карпин Александр Петрович) (1883–1969), епископ. Родился в г. Суоярви (Финляндия) в карельской семье священника. Окончил Санкт-Петербургскую духовную академию. Диакон (1911). Священник (1911). После революции в эмиграции в Финляндии в связи с изменением государственных границ. Епископ Выборгский (1935), Гельсингфорский (Хельсинкский) (1940).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Архим. Мстислав (Волонсевич). Фотография. 1954 г. (Волонсевич Дмитрий Иванович; 12.11.1906, Вильна (с 1918 Вильно, ныне Вильнюс, Литва) - 2.04.1978, Киров), архиеп. Кировский и Слободской. Из семьи служащего. С юности проживал в Польше (с 1922 Виленский край входил в состав Польского гос-ва). В 1926 г. окончил гимназию в Вильно. Поступил на правосл. Богословский фак-т Варшавского ун-та (окончил в 1936). В апр. 1934 г. принял монашеский постриг с именем Мстислав в Почаевской Успенской лавре и был рукоположен во диакона. В февр. 1935 г. рукоположен во иерея. Входил в клир неканонично провозглашенной автокефальной Православной Церкви в Польше. В 1935-1937 гг. настоятель миссионерского прихода в г. Галиче. Галичскую общину образовали в 1934 г. бывш. униаты, перешедшие в Православие. Община не имела своего храма и не была зарегистрирована польск. властями, к-рые выселили ее 1-го священника из города. М. прибыл в Галич в 1935 г. тайно, на санях под соломой, и совершил богослужение под открытым небом. В дальнейшем местные власти требовали от М., чтобы он каждый раз получал разрешение на приезд в Галич. В сент. 1937 г. М. был назначен настоятелем храма вмч. Георгия, единственного православного во Львове. В том же году удостоен в Варшавском ун-те ученой степени магистра богословия. В 1938 г., видимо в связи с передачей польск. властями львовского Георгиевского храма в военное ведомство, М. переехал в Яблочинский Онуфриевский муж. мон-рь. Был возведен в сан игумена, стал помощником настоятеля обители архим. Митрофана (Гутовского; впосл. епископ) в руководстве мон-рем и располагавшимися в обители псаломщицко-диаконскими курсами. В дальнейшем М. был возведен в сан архимандрита. Служил некоторое время на приходе в с. Хыруве Львовского воеводства, затем вернулся в Яблочинский мон-рь. Во время второй мировой войны, в годы нем. оккупации Польши, М. находился при Варшавской митрополии, окормлял приход в г. Жирардуве. В 1944 г. был вывезен на принудительные работы в Германию, где остался после окончания второй мировой войны в брит. зоне оккупации.

http://pravenc.ru/text/2564276.html

митрополит Владимир (Сабодан) Литература 1 . Антоний, архим. Догматы богословия. СПб., 1857. 2 . Антоний (Храповицкий) , митр. Догмат искупления. Сергиев Посад, 1917. 3 . Он же. Беседы православного священника с униатским о заблуждениях латинян и униатов-греко-католиков. Ужгород, 1922. 4 . Антоний, митр. Сурожский. О Церкви. (Катихизическая беседа). «ЖМП», 1967, 5 . Апостол Петр и Римский епископ. «Православная мысль». Тр. Правосл. Богосл. ин-та в Париже. Вып. 10, 1955. 6 . Арсеньев Н. Православная Церковь и западное христианство. Варшава, 1922. 7 . Он же. О литургии в таинстве Евхаристии. Париж, 1927. 8 . Он же. Церковь – организм или государство? «Вестник Братства православных богословов в Польше». Варшава, 1935. 9 . Он же. Православие, католичество, протестантизм. Париж, 1949. 10 . Афанасьев Н., прот. Принципы Церкви, о причинах в древности прихода к Церкви еретиков и раскольников. «Православная мысль». Тр. Правосл. Богосл. ин-та в Париже. Вып.7, 1949. 11 . Он же. Служение мирян в Церкви. Париж, 1955. 12 . Он же. Кафолическая Церковь . «Православная мысль». Тр. Правосл. Богосл. ин-та в Париже. Bыn.II, 1957. 13 . Он же. Церковь Духа Святаго. Париж, 1971. 14 . Болотов В. Несколько страниц из церковной истории Эфиопии. К вопросу о соединении абиссин с православной Церковью. СПб., 1888. 15 . Босфоров С. К вопросу о соединении Церквей. Царьград, 1922. 16 . Булгаков С., прот. Свет невечерний. М., 1917. 17 . Он же. Очерки учения о Церкви. «Путь», 1925, 1926, 1926, 1929, 15; 1929, 16 . Он же. Петр и Иоанн. Париж, 1926. 19 . Он же. Едина Святая Соборная и Апостольская Церковь – JFAS, 1931, june, 20 . Он же. Проблема Церкви в современном русском богословии – «Theology», 1931, 134. 21 . Он же. Пути к церковному единству. «Sobomost», 1935, 2. 22 . Он же. Иерархия и таинства. «Путь», 1935, 23 . Он же. Тезисы о Церкви. Протоколы 1-й Конференции православных богословов в Афинах, 1936, Афины, 1939. 24 . Василий (Кривошеин) , архиеп. Догматическое постановление «О Церкви» II Ватиканского собора. «Вестн. Рус. Зап.-Европ. Патриаршего Экзархата» (далее – «ВРЗЕПЭ»), 1966,

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ekk...

Александр Николаевич (7.10.1909, имение Каменка Осташковского у. Тверской губ.- 2.10. 2001, Москва), протопр. Из семьи чиновника. После Октябрьской революции 1917 г. семья К. эмигрировала в Эстонию. Учился в гимназии в Таллине, состоял членом эст. отд-ния Русского студенческого христианского движения (РСХД). В 1930 г. поступил в Рижскую ДС ( Труфанов В. Из истории Рижской православной ДС (1926-1936 гг.)//Православие в Латвии: Ист. очерки. Рига, 1997. Вып. 2. С. 11), по окончании к-рой в 1933 г. планировал продолжить образование в парижском Православном богословском институте прп. Сергия Радонежского , однако по совету иером. Иоанна (Шаховского ; впосл. архиепископ) отказался от этого намерения; вскоре женился на деятельнице РСХД Каллисте Ивановне, урожд. Кельдер (1911-1997). 19 авг. 1933 г. митр. Таллинским и всея Эстонии Александром (Паулусом) , главой Эстонской Апостольской Православной Церкви (ЭАПЦ) в юрисдикции К-польского Патриархата, рукоположен во диакона, на следующий день - во иерея. Служил в ивангородской крепостной ц. Успения Божией Матери. В 1934 г. К. был утвержден в должности редактора апологетического листка «Миссионерские заметки». Был ответственным представителем в Принаровье и нек-рое время ответственным редактором выходившей с 1935 г. газеты Русского христ. движения крестьянской молодежи «Путь жизни». Активно способствовал организации одноименного издательства. В 1935 г. избран представителем от эст. отд-ния РСХД и направлен на съезд Совета в Буаси близ Парижа. В 1936 г. К. был утвержден председателем миссионерского общества «Православный миссионер». 1 дек. 1938 г. переведен в таллинскую Николаевскую ц. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II впосл. вспоминал, что в детстве прислуживал К. за богослужениями в этом храме ( Золотов-Светозаров. 2001. С. 25). В 1938 и 1939 гг. К. организовывал и возглавлял паломничества правосл. верующих из Эстонии в Спасо-Преображенский Валаамский муж. мон-рь (тогда - на территории Финляндии), в которых участвовал буд. патриарх с родителями. В 1939 г. К. был избран товарищем председателя церковной орг-ции «Общество содействия дошкольному воспитанию». Осенью 1940 г. назначен помощником Таллинского (Ревельского) благочинного.

http://pravenc.ru/text/1841125.html

Они издавались в Париже с 1928 по 1939 годы. Издатели ставили задачу «освещения истин Православной веры и приноровленные к течению церковного года объяснения православного богослужения, ознакомление с житиями Святых и сказаниями о чудотворных иконах, знакомство с творчеством Святых отцов и Учителей церкви и современных проповедников и т. д.». Журнал существовал только за счет средств подписчиков, но несмотря на постоянные финансовые затруднения, бесплатно рассылался для бедных и больных. Редакция журнала, идя навстречу нуждам православных людей, открыла в 1930 году справочный отдел, который давал разъяснения по всем церковным и религиозно-нравственным вопросам. К 1928 году издатели «Сергиевских листков» имели своих представителей более чем 15 странах: во Франции, Америке, Германии, Латвии, Польше, Югославии. С 1935 по 1936 годы журнал не издавался. В 1935 году в 1–2 «Сергиевских листков» (87–88) была опубликована статья Г. П. Федотова «Святой Филипп, митрополит Московский», в 9–10 (95–96) за этот же год «Дмитровская суббота», а в 1936 году в 1–2 (99– 100) – «О стиле в проповеди ». В последнем, 60 номере журнала «Путь» была опубликована рецензия Г. П. Федотова «Сергиевские листки. Новая серия». См. собр. соч. Г. П. Федотова, т. II. М., 1998. Четвертого января Церковь празднует память семидесяти апостолов. Позднее предание называет имена этих семидесяти учеников Господа. В числе их вошли почти все лица, упоминаемые в Новом Завете среди учеников апостольских и основателей первых христианских общин-Церквей. Многие из них по точному смыслу Слова Божия не были учениками Спасителя при Его земной жизни. Но именуя их в числе семидесяти, церковное предание почтило первое поколение строителей Церкви. День четвертого января может быть назван днем памяти всего первохристианства. В этот день стоит задуматься над тем, чем может быть для нас, для нашей духовной и социальной жизни этот героический век ранней послеапостольской Церкви, что есть вечного в его религиозном и историческом опыте.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Fedoto...

28 декабря 1935 г. Президиум облисполкома ИПО постановил выполнить наказ избирателей о ликвидации обновленческой Никольской церкви в г. Киржаче, т.к. у верующих есть храм в Заболотье (1 км). Община с необходимыми вещами перешла в предложенный храм, жалоб от прихожан не поступало, 20 мая 1936 г. РИК приступил к переоборудованию. Вдруг 27 мая из облисполкома, а туда из ВЦИКа, пришел приказ о приостановке ликвидации. 9 июня 1936 г. ВЦИК шлет в Киржачский горсовет распоряжение: «верующие Никольской церкви г. Киржача (Селивановской) в установленном порядке обжаловали во ВЦИК постановление Ивановского облисполкома о закрытии церкви. Согласно существующего закона, в этом случае церковь может быть изъята из пользования верующих только после постановления Президиума ВЦИК. С получением сего … церковь возвратите верующим [до окончательного решения Президиума ВЦИК]». 19 июня 1936 г. Киржачский РИК доложил во ВЦИК, что он приостановил дальнейшую ликвидацию церкви, но затрудняется выполнять предложение о возвращении церкви верующим («вещи вывезены, сломаны иконостасы процентов на 50»). «Кроме того, - писали из РИКа, - выборный орган общины верующих обновленческой ориентации, в пользовании которой было здание Селивановской церкви, до сих пор никакой претензии о нежелании их переходить в другое здание, которым они пользуются в настоящее время, не заявлял. Лица, которые обжаловали постановление о закрытии Селивановской церкви, не являются организованной общиной или группой верующих и даже последователями обновленческой общины, т.к. отдельные из них лица обращались в Президиум РИКа с вопросом о возможности организации ими общины верующих тихоновской церкви и передачи им здания Селивановской церкви. Между тем в г. Киржаче община верующих тихоновской церкви имеется, а также имеется здание [угол в обновленческой Заболотской церкви! - Авт.]. Президиум Киржачского РИКа, учитывая то, что с его стороны никаких притеснений общине верующих обновленческой ориентации Селивановской церкви не допускалось, в предоставленное им здание церкви Заболотье община перешла добровольно, организация второй общины верующих тихоновской церкви в г. Киржаче, при наличии общины того же вероисповедания, нецелесообразна - просит Комиссию по вопросам культов разрешить продолжить ликвидацию Селивановской церкви для приспособления здания под организацию библиотеки-читальни».

http://sobory.ru/article/?object=03157

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАВЕЛ [Олмари Ирьё; Гусев Георгий; фин. Paavali (Olmari)] (28.08. 1914, С.-Петербург - 2.12.1988, Куопио, Финляндия), архиеп. Карельский и всей Финляндии, предстоятель Финляндской Православной Церкви (ФПЦ) (29 авг. 1960 - 15 сент. 1987), церковный писатель, музыкант. Род. в семье коллежского асессора Алвина (Алви) Гусева и Анны (урожд. Водоменская). В 1919 г. семья переехала в Выборг (Финляндия), фамилию изменили на Олмари; мальчика, в крещении Георгия, записали как Ирьё (Yrjö). С 1926 г. учился в Выборгском классическом лицее (обучение велось на фин. языке), после кончины отца (1932) оставил лицей на 5-м году обучения. В 1933 г. поступил на 3-й курс православной ДС в Сортавале. Летние каникулы проводил в Предтеченском скиту Спасо-Преображенского Валаамского мужского монастыря , в Коневском в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужском монастыре , где исполнял послушание певчего и работал на пекарне. Общение с насельниками и старцами этих мон-рей оказало значительное влияние на дальнейшую жизнь юноши. В 1934-1936 гг. был регентом семинарского хора, в 1935-1936 гг.- зам. регента хора Петропавловского собора Сортавалы. В 1936 г. окончил ДС кандидатом во священники и был призван на военную службу (освободился в звании сержанта). 3 дек. 1937 г. поступил в Валаамский мон-рь, 31 марта 1938 г. принят в послушники (официально оставался в числе братии мон-ря до 6 окт. 1969). 2 окт. того же года настоятель монастыря игум. Харитон (Дунаев) совершил его монашеский постриг с именем Павел: поскольку П. не было 25 лет, необходимых для пострижения по Инструкции для монастырей ФПЦ, по просьбе игум. Харитона было сделано исключение ввиду того, что Валаамский мон-рь нуждался в финоязычном иеромонахе, окормлявшем карельских и фин. паломников. 16 окт. архиеп. Карельский и всей Финляндии Герман (Аав) в храме св. ап. Иоанна Богослова в Сортавале рукоположил П. во диакона; 6 нояб. в храме свт. Николая в Йоэнсуу - во иерея. Особое влияние на духовное становление П. оказали его духовные отцы: иером. Фотий (Яблоков) (иконописец, зав. художественными мастерскими, ризничий Валаамского монастыря) и, после его кончины в 1942 г.,- старец Валаамского мон-ря схиигум. Иоанн (Алексеев; 29 нояб. 2018 по представлению ФПЦ прославлен К-польской Церковью в лике святых). В 1938-1939 гг. П. был преподавателем валаамской монастырской школы, регентом хора финоязычных послушников мон-ря.

http://pravenc.ru/text/2581925.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010