Обновленчество не получило распространения в бывш. Переяславском у. К кон. 1925 г. был сформирован обновленческий Переяславский благочиннический совет в подчинении Киевского епархиального управления. В ведении совета находились храмы: Вознесенский в с. М. Каратуль, Михайловский в с. Козлов, Михайловский в с. Лецки, Троицкий в с. Денисы, Александро-Невский в с. Сомкова Долина, Покровский в с. Помокли, Иоанно-Богословский в с. Строкова (временная постройка). В 1927 г. обновленцы зарегистрировали общину в с. Вел. Каратуль, что позволило к авг. 1928 г. добиться паритетного с самосвятами владения храмом. 25 авг. 1924 г. в Бориспольском р-не была зарегистрирована немногочисленная обновленческая община, к-рая вскоре присоединилась к канонической Церкви. В Березанском р-не нек-рое время числился обновленческий приход при Стефановской ц. в с. Семёновка. Общины всех церковных направлений испытывали значительные финансовые затруднения, вслед. чего храмы приходили в упадок, часто власти принимали решения об их закрытии. В 1926 г. были получены разрешения на строительство временных церковных помещений для «старославянских» общин: в с. Стовпяги для Рождество-Богородичной общины, чья церковь сгорела в 1924 г., в с. Козлов для Никольской общины. Начало массового закрытия приходов в Переяславском р-не пришлось на рубеж 20-х и 30-х гг. Одним из первых в февр. 1930 г. якобы по требованию трудящихся был закрыт принадлежавший самосвятам Успенский собор в Переяславле, впосл. в его здании была устроена тюрьма. Большинство храмов в районе было упразднено в 1932-1935 гг., постройки переоборудованы под зернохранилища и клубы (Вознесенский в с. М. Каратуль (1930), Покровский в с. Гланышев (1932), Успенский в с. Пологи-Чеботки (1934), Иоанно-Богословский в с. Гайшин (1935), Ильинский в с. Цибли (1935), Михайловский в с. Лецки (1935), Борисоглебский на Заальтицком форштадте (1935), Георгиевский в с. Андруши (1936), Воздвиженский в с. Демьянцы (1936)). Нек-рые церкви были разобраны: Николаевская в с. Выползки (1930), Рождество-Богородицкая в с. Вел. Каратуль (1932), Васильевская в с. Пологи-Вергуны (1934), Михайловская в с. Ерковцы (1935), Михайловская в с. Пристромы (май 1937). Часть храмов сгорела в результате поджогов (Варваринский в с. Харьковцы (1934), Борисоглебский, Воскресенский, кладбищенский Николаевский в Переяславе (1935), Петропавловский в с. Пидварки (1936)). Общинам в нескольких селах удалось сохранить храмы до кон. 30-х гг. (Крестовоздвиженская ц. в с. Девички действовала до 1937, Троицкая ц. в с. Положаи - до 1940). На небольшой промежуток времени закрывалась Троицкая ц. в Переяславе.

http://pravenc.ru/text/2580022.html

Почти сразу после отъезда жены, в мае 1936 г., к батюшке явилась делегация Духосошественского храма с просьбой возглавить её причт, - все священники храма были арестованы, а приглашенный для служения протоиерей А.Я.Лебедев, старец 80-ти лет, бывший преподаватель Саратовской Духовной семинарии, один не справлялся с ежедневным служением и массой треб. Отец Николай согласился при условии разрешения Горсоветом и утверждения митрополитом Сергием, поскольку епископа в Саратове не было. Архиепископ Афанасий (Малинин) еще 2 мая 1935 года был арестован, и выслан. Приехавший после его ареста архиепископ Серафим (Силичев) пробыл в Саратове всего недели три и тоже был «изъят». 22 мая отец Николай получил телеграмму от митрополита Сергия «Указ высылается, начинайте служить». Служение о. Николая продолжалось 10 месяцев, и надорвало его силы. Добираться до храма приходилось на трех трамваях, утром и вечером, треб была масса и в храме, и по домам, а после каждой службы настоятель говорил слова и поучения. Жил он на окраине, по адресу Луговая, 108. Прибывший в Саратов 17 октября 1936 г. епископ Вениамин (Иванов) 10 февраля 1937 г. был арестован. Атмосфера в Церкви снова стала сгущаться, и протоиерей Николай Чуков подал в «двадцатку» заявление о выходе за штат по состоянию здоровья. С марта 1937 года он уже не служил, перейдя на официальное положение иждивенца детей, приславших ему из Ленинграда соответствующий нотариально заверенный документ. Не умея быть праздным, магистр богословия занялся литературной работой. В феврале - марте 1936 года по поручению митрополита Алексия, он написал исторический очерк «Богословские школы в Ленинграде в послереволюционный период» на основании имевшихся в его личном архиве материалов по Богословскому институту и Высшим Богословским курсам, ректором которых он в свое время был. Первая и вторая части его воспоминаний были написаны еще в 1932-1934 гг., а в 1936 -39 гг. отец Николай написал последующие части: «Моя церковно-школьная деятельность в Олонецкой епархии», «Ректура в Олонецкой духовной семинарии», «Церковно-просветительная деятельность в Петроградский период» (1918 - 1922 гг.), «Церковно-просвети­тельная деятельность в Ленинградский период» (I924 - I935 гг.). В 1940-42 гг. он систематизировал проповеднические и другие публичные выступления, произнесенные за годы настоятельства в Казанском и Никольском соборах Петрограда - «Беседы об основных началах христианства», «Учение о христианской нравственности» и «Жизнь в Церкви Христовой в век апостольский», «Лекции по христианской педагогике», «Лекции по церковному учительству», «Сборник докладов и статей педагогического, литургического и церковно-практического характера», - около 25 книг.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

Служение о. Николая продолжалось 10 месяцев и надорвало его силы. Добираться до храма приходилось на трех трамваях, утром и вечером, треб была масса и в храме, и по домам, а после каждой службы настоятель говорил слова и поучения. Жил он на окраине, по адресу Саратов 9, Луговая, 108. Прибывший в Саратов 17 октября 1936 г. еп. Вениамин (Иванов) 10 февр. 1937 г. был арестован. Атмосфера снова стала нагнетенной, и прот. Н.Чуков подал в «двадцатку» заявление о выходе за штат по состоянию здоровья, и с марта 1937 г. уже не служил, перейдя на официальное положение «иждивенца» детей, приславших ему из Ленинграда соответствующий нотариально заверенный документ. С марта в Духсошественском храме настоятельствовал о. Василий Розанов из Вольска, но с мая 1937 г. он был занят обновленцами, и в 1939 г. был окончательно закрыт. В 1938 году прекратилась переписка прот. Николая с преосв. Фаддеем (Успенским), архиепископом в Твери, который был ректором Олонецкой Духовной семинарии и председателем Училищного совета в Петрозаводске (1903–1908 гг.) в то время, когда о. Н.Чуков был епархиальным наблюдателем церковных школ; с архиеп. Сергием (Гришиным), выпускником той же семинарии, в бытность уже прот. Н.Чукова ее ректором, и с преосв. Макарием (Звездовым) Свердловским, кандидатом богословия, выпускником Петроградского Богословского института (1920–1923 гг.), ректором которого был проф. прот. Н.Чуков. Не умея быть праздным, магистр богословия занялся литературной работой. В феврале – марте 1936 г. по поручению митр. Алексия он написал исторический очерк «Богословские школы в Ленинграде в послереволюционный период» на основании имевшихся в его личном архиве материалов по Богословскому институту и Высшим Богословским курсам, ректором которых он также был. 1 и 2 части «Мои Воспоминания» были написаны еще в 1932–1934 гг., а в 1936–1939 гг. прот. Николай написал 3–6 части: «Моя церковно-школьная деятельность в Олонецкой епархии», «Ректура в Олонецкой духовной семинарии», «Церковно-просветительная деятельность в Петроградский период» (1918–1922 гг.), «Церковно-просвети­тельная деятельность в Ленинградский период» (1924–1935 гг.). В 1940–1942 гг. он систематизировал проповеднические и другие публичные выступления, произнесенные за годы настоятельства в Университетской церкви, Казанском и Никольском соборах Петрограда и ректуры: «Беседы об основных началах христианства», «Учение о христианской нравственности», «Жизнь в Церкви Христовой в век апостольский» и др. – всего около 25 книг.

http://bogoslov.ru/article/1368994

В июле 1935 г. настоятели 37 карпаторус. приходов США написали петицию, в к-рой просили Такача о проведении епархиального съезда духовенства для решения проблемы целибата клириков и латинизации богослужения. Епископ ответил отказом. 4 февр. 1936 г. оппозиционные клирики созвали совещание, на к-ром образовали «Карпаторусинскую церковную администрацию» из 7 священников: Ореста Чернока, Петра Молчания, Стефана Варзалия, Иринея Долгого, Александра Коссея, Иоанна Сороки и Константина Авророва. Несмотря на попытку Такача урегулировать конфликт (письмо от 3 авг. 1936 с обещанием уступок оппозиции), раскол в Карпаторусском экзархате стал свершившимся фактом. Этому немало способствовала жесткая политика Ватикана, к-рый применил репрессии в отношении протестовавшего духовенства. 17 дек. 1936 г. римско-католич. Хартфордский еп. Морис Мак-Олиф объявил во всех храмах своей епархии о том, что настоятель карпаторус. униат. церкви Бриджпорта свящ. Орест Чернок и 5 др. священников «карпато-рутенского восточного обряда» по распоряжению папы отлучены от причастия. В ответ «Карпаторусская церковная администрация» 23 февр. 1937 г. созвала в Питтсбурге Собор карпаторус. духовенства Америки, на который приехали клирики почти из 30 приходов, представлявшие более 40 тыс. верующих (в США тогда имелось ок. 130 карпаторус. униат. церквей). Собор подтвердил разрыв с еп. Такачем и объявил о создании независимой правосл. Американской Карпаторусской епархии. Под редакцией свящ. Стефана Варзалия начал издаваться печатный орган новой епархии - ж. «Вестник». О юрисдикционной принадлежности диоцеза были начаты переговоры с К-польским и с Александрийским Патриархатами. Лидерами движения за возвращение русинов в Православие стали выпускники Прешовской греко-католич. семинарии священники Стефан Варзалий и Орест Чернок. Свящ. Орест на 2-м Соборе карпаторус. духовенства Америки 23 нояб. 1937 г. был избран главой новой епархии, вскоре он принял монашеский постриг с сохранением имени. 19 сент. 1938 г. К-польский патриарх Вениамин I утвердил К. п. е. А., хиротонисал архим. Ореста (Чернока) во епископа Агафоникейского и назначил его главой самоуправляющейся Американской Карпаторусской правосл. греко-кафолической Церкви (епархии), насчитывавшей в то время 37 приходов и ок. 50 тыс. прихожан. Настолование еп. Ореста состоялось 24 нояб. 1938 г. в храме св. Иоанна Богослова в Бриджпорте при участии главы к-польской Американской архиепископии архиеп. Афинагора I (Спиру) . В 1936 г. в США также была учреждена Украинская епархия в составе Американской архиепископии К-польского Патриархата, объединившая вернувшихся в Православие униатов - выходцев из Галичины. В 1939 г. в К. п. е. А. было организовано молодежное движение, в 1940 г. открылось ДУ, вскоре преобразованное в семинарию. Возвращение русинов-униатов в Православие и переход их в юрисдикцию еп. Ореста (Чернока), сопровождавшиеся столкновениями с униатами за храмы и судебными процессами, продолжались до нач. 40-х гг. XX в.

http://pravenc.ru/text/1681135.html

По возвращении в 1920 г. в Бухарест получил университетский диплом по филологии, в 1921/22 уч. г. по рекомендации митр. Трансильванского Николая (Бэлана) стажировался в Берлинском ун-те на курсах по протестант. теологии для лиц, имеющих университетское образование. Был секретарем Сибиуской архиепископии, входил в Совет архиепископии, преподавал НЗ в Сибиуской ДА и на основе этого курса лекций опубликовал ряд популярных книг. Входил в состав руководства наиболее авторитетного в Трансильвании румын. культурно-просветительского об-ва ASTRA (Asociaiei pentru cultura i literatura poporului român din Transilvania - Ассоциация в защиту культуры и литературы румынского народа Трансильвании). В 1923-1936 гг.- редактор ж. «Revista teologic». В качестве редактора участвовал в подготовке ряда серий книг по богословию и истории Церкви как для священнослужителей, так и для более широкой публики, издание к-рых было инициировано митр. Николаем (Бэланом). В 1934-1944 гг. редактировал основанное им массовое издание, посвященное Православию и Церкви,- ж. «Viaa ilustrat» (Жизнь в картинках). Часто публиковался также в газ. «Renaterea» (Возрождение), издаваемой Трансильванской митрополией. В 1934 г. был рукоположен во диакона, затем - во иерея. Весной 1935 г. возведен в сан протоиерея. В апр. 1936 г. избран архиепископом Вадским, Фелякским и Клужским, в мае того же года хиротонию Н. в кафедральном соборе Сибиу совершил митр. Николай (Бэлан). В 1937 г. Н. основал певч. церковную школу в с. Нушень. В 1938-1939 гг. занимал пост министра образования и культов в правом правительстве Румынии, возглавляемом патриархом Румынским Мироном (Кристей) , получил в 1938 г. статус почетного академика Румынской академии. После состоявшегося 30 авг. 1940 г. 2-го венского арбитража Германии и Италии, в соответствии с к-рым Венгрии была отдана Сев. Трансильвания, на собрании высшего православного и греко-униатского клира, созванном в главном городе Трансильвании - Клуже (ныне Клуж-Напока), также переходившем под венг. юрисдикцию, было решено, что Н. останется на территории, отходившей к Венгрии. Во время второй мировой войны был единственным румын. правосл. архиереем в Венгрии; в его ведении находилась территория, до войны входившая в юрисдикцию 4 епископий РумПЦ. Н. неоднократно подвергался давлению со стороны венг. властей, закрывших ряд храмов, церковных школ и церковных изданий и стремившихся ограничить общественное влияние Православной Церкви. Выдвигавшаяся в политических кругах идея включения Н. как главы РумПЦ в Венгрии в Верхнюю палату Венгерского парламента так и не была реализована (Трансильванский вопрос. 2000. С. 100). Отстаивая религ. права румын. населения Сев. Трансильвании, Н. в этот период тесно сотрудничал с греко-католич. клиром. В годы войны продолжал преподавать в Клужской правосл. богословской академии, к-рую ему удалось сохранить. В 1943 г. получил статус члена Румынской академии.

http://pravenc.ru/text/2565986.html

В каменной Казанской церкви 1715 г. Казанского Касимовского монастыря Чудотворная икона стояла в иконостасе слева от Царских врат в раме с клеймами Жития Богородицы. В новой каменной Казанской церкви, освященной в 1864 г., икона также находилась в иконостасе слева от Царских врат «в серебряно-вызолоченном» окладе и украшена аметистами и топазами. После закрытия монастыря в 1930 г. Чудотворная икона была перенесена в близлежащую, находившуюся на его территории, Пятницкую церковь. По свидетельству почетного настоятеля Никольского храма г. Касимова протоиерея 1Владимира Сергеевича Правдолюбова (р. 1931) и его сестры Веры Сергеевны Правдолюбовой (1922-2014) изгнанные насельницы монастыря перешли в Пятницкий храм. Хранительницей чудотворной Казанской иконы советом сестер была назначена монахиня монастыря Ирина (Разаренова†1971). В 1930–1935 гг. икона находилась в Пятницкой церкви, в 1935 г. вместе с арестом протоиерея Николая Анатольевича Правдолюбова (священномученик Николай пресвитер Касимовский) Пятницкий храм был закрыт, в 1936 г. разрушен. Монахини перешли в соседний не закрытый Никольский храм (выстроен в 1705 г., перестраивался в 1850–1860-х гг.). Казанская чудотворная икона была принесена сюда и положена на аналой у левого придела. При опасности конфискации ее прятали. С осени 1940 г. по март 1943 г. Никольский храм стоял без пения, все священники города были арестованы, но община не распалась. Староста Никольского храма А.А. Вереина ключи от храма в исполком не отдала, даже под угрозой расстрела, что сохранило иконы храма, в том числе и почитаемую Казанскую, от уничтожения. В марте 1943 г. вернувшийся из очередной ссылки протоиерей Сергий Правдолюбов (святой исповедник пресвитер Сергий Касимовский), получив регистрацию в исполкоме, возобновил Богослужение в Никольском храме. Первой службой был водосвятный молебен перед чудотворным Казанским образом и окропление храма святой водой. С тех пор икона постоянно находилась в Никольском храме. О местнопочитаемой старице Иустине в Касимове всегда сохранялась память. По благословению архиепископа Рязанского и Касимовского Симона (митрополит Симон (Новиков) †2006) в храмах Касимова ей поется составленный в 1992 г. под его редакцией тропарь:

http://pravicon.com/info-3985

И в средние века, как и сегодня, псковская земля – земля пограничная, и налаживание контактов с соседними племенами финнов, эстов (чуди) не в последнюю очередь происходило благодаря успешной миссии Русской православной церкви. А столкновение интересов латинского Запада в лице ордена меченосцев с православной Русью, начиная с XIII века на границах псковской земли, показало необходимость православной контрмиссии. Латинские миссионеры-рыцари стремились «...и мирным путем, и путем завоеваний пропагандировать свое учение и среди русских... областей...», не говоря уже о территориях расселения финских и эстских племен 4 . Подобная ситуация сохранялась и позже. Только на смену ливонским рыцарям с Запада приходит Реформация – не менее серьезный оппонент православию, имевший в Прибалтике колоссальный успех 5 . Да и кроме миссии внешней, т.е. направленной к неправославной части сопредельных земель, постоянно видна необходимость миссии внутренней, относящейся к православным, к тем, кто уже находился в лоне церкви. Ведь кроме непросвещенности и неграмотности, суеверий и скрытого язычества, внутри православия на Псковщине появляется ересь стригольников. А позже незаживающей кровавой раной на теле Русской церкви оказался раскол. Северо-Запад страны, в частности Псковская губерния, оказался особенно сильно захвачен движением старообрядцев. Так, большая часть усилий православных миссионеров во Пскове в XIX веке была направлена на работу среди раскольников. То, что произошло в 20–30-е годы XX века по всей России, не могло обойти стороной и псковскую епархию. Гонения на церковь и на верующих начались с первых лет советской власти. Хотя в 1917–1918 гг. церкви не закрывались, но уже тогда начались расстрелы архиереев и священников. В период 1922–1924 гг. были закрыты мужские и женские монастыри, приписные и домовые церкви. Годы коллективизации были ознаменованы массовым закрытием приходских церквей (с 1929 по 1933 гг. было закрыто 30%). В 1935 г. новая волна чисток, направленная против так называемого антисоветского элемента, приводит к массовым арестам и высылкам духовенства. В 1936 г. в Пскове упразднена архиерейская кафедра. В 1937 г. начинается третий, и последний, натиск. В 1939–1940 гг. были закрыты последние храмы в Пскове и его ближайших уездах (Порхов, Остров, Святые Горы). «К моменту прихода германской армии в этой области не было ни одной церкви и ни одного священника, который совершал бы богослужения» 6 . Здесь лишь цифры смогут показать глубину церковной разрухи, царившей на Псковщине. На момент октябрьского переворота 1917 г. во Пскове 40 священников и 32 действующие церкви, а в Псковском уезде еще 52 священника и 40 храмов. В наиболее крупных уездах Псковской губернии картина была такой 7 :

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

3 ноября 1936 г. Воскресенская церковь была закрыта. В 1937 г. была предпринята попытка разрушения церкви. Но снесена была лишь церковная ограда. В конце 1930-гг. в помещении церкви находился гараж для машин, затем зерносклад. В 1940-е годы в здании Воскресенской церкви разместился Центральный государственный архив РСФСР Дальнего Востока. Советское правительство приняло решение о переводе архивов Хабаровского и Приморского краев, частично Читинской области в Томск. Документы из Владивостока поступали в 1935, 1941 и 1942 гг. Так, в августе 1943 года, в Томске был создан Центральный государственный архив РСФСР Дальнего Востока. Первоначально архив располагался в здании бывшего ломбарда (ул. К. Маркса, 26), а позднее в помещении Воскресенской церкви, где и разместилась основная часть его фондов. Архив Дальнего Востока занимал оба этажа. http://pravoslavie.tomsk.ru/ Воскресенская церковь - почти ровесница Томска. Первоначальный деревянный храм был построен в 1622 году и находился восточнее нынешнего каменного, на территории Свято-Успенского мужского монастыря. В 1626 году монастырь был закрыт и Воскресенская церковь стала приходской. Двухэтажное каменное здание нынешнего храма было заложено 14 февраля 1789 года. Нижний придел в честь Успения Божией Матери был освящен 18 октября 1803 года. Через несколько дней деревянный Воскресенский храм был разобран и вывезен на берег р. Томи со всей утварью, где его полностью сожгли, а прах развеяли по ветру над рекой - таков был обычай. 16 июня 1807 года был освящен верхний престол храма - в честь обновления храма Воскресения Господня в Иерусалиме. С 1892 года при церкви действовало попечительство о бедных. В 1896 году была открыта церковно-приходская школа. 19 декабря 1897 года на отдельно стоящую к западу от храма каменную звонницу был поднят большой Воскресенский колокол, отлитый в Ярославле на заводе Оловянишникова. Колокол, украшенный горельефами евангелистов, имел диаметр более 4-х метров, а его общий вес составлял 16640 кг. Горожане нарекли его " Томским Царь-колоколом " . В 1930 году колокол был снят, разбит на куски и вместе с колоколами других Томских церквей пошел на переплавку.

http://sobory.ru/article/?object=03543

Внутри стены храма не были расписаны, т.к. прихожане не успели этого сделать из-за начавшейся революции и последовавшей за ней гражданской войны. По некоторым сведениям в 1929 г. Рычковскую церковь намеревался закрыть уполномоченный по хлебозаготовкам с целью приспособления ее под клуб. Возможно, какое-то время она действительно не действовала. В некоторых документах годом закрытия храма значится 1930 г., однако известно, что до 1935 г. он продолжал функционировать. Богородице-Рождественская церковь в с. Рычково официально была закрыта Челябинским облисполкомом в 1940 г. (по другим сведениям – в 1936 г.). С 1938 г. здание ежегодно использовалось под зерносклад, но не разрушалось. К 1946 г. помещение было вполне исправным, имелись решетки в окнах и кресты на куполах, сохранился иконостас с царскими вратами, но значительное количество икон в нем уже отсутствовало, исчезли также колокола и церковная ограда. В 1947 г. по просьбе верующих, которые, начиная с лета 1946 г., подавали заявления местным властям, церковь была открыта. В первые послевоенные годы она успешно действовала, ее посещали не только жители Белозерского, но и верующие Мостовского, Мокроусовского, Курганского районов и г. Кургана. Здесь хранились иконы из многих близлежащих храмов, закрытых в 1930-е гг., на звоннице вновь был установлен колокол. С 1960 г. священники в Рычковскую церковь не назначались, т.к. власти уже планировали ликвидацию прихода. Белозерский райисполком 5 августа 1961 г. принял постановление о закрытии храма с последующим переоборудованием его под клуб. 22 сентября 1961 года из храма вывезли имущество. Иконостас был отправлен в областной краеведческий музей, иконы и облачения священников — на склад райисполкома. Церковные святыни (антиминс, Святые Дары и дарохранительница) были отправлены епископу Свердловскому и Курганскому Флавиану. Здание храма было переоборудовано не под клуб, как предполагалось ранее, а под колхозный зерносклад. В дальнейшем оно использовалось и как мельница. Только в начале 2000-х гг. Рычковский храм начали очищать от мусора. К 2005 г. на куполе был установлен крест, внутри устроен простой иконостас, а в помещении под колокольней оборудована крестильная комната. В настоящее время в Богородице-Рождественской церкви продолжаются восстановительные работы.

http://sobory.ru/article/?object=14579

На канонической территории П. в. была учреждена кафедра др. викария Ленинградской епархии: в авг. 1927 г. заместитель патриаршего местоблюстителя митр. Сергий (Страгородский) и Временный Патриарший Синод присвоили Сергию (Дружинину) титул епископа Копорского, викария Ленинградской епархии. Эта титулатура сохранялась за ним до 25 янв. 1928 г. Село Копорье, еще в XVIII в. утратившее статус города, необходимого для титулования архиерея, на протяжении длительного времени входило в состав Петергофского у. С возникновением осенью 1927 г. иосифлянской оппозиции (см. ст. Иосифлянство ) большинство храмов П. в. вместе с еп. Николаем сохранило верность заместителю патриаршего местоблюстителя. В границах вик-ства, в ц. во имя св. Андрея Критского на ст. Володарская (Сергиево), находилась кафедра иосифлянского Нарвского еп. Сергия (Дружинина). Гл. обр. в результате репрессивных действий ОГПУ Троицкий кладбищенский храм в Ст. Петергофе, один из 6 иосифлянских храмов, к лету 1931 г. вернулся к поминовению митр. Сергия. Массированная кампания по адм. закрытию церквей в 30-х гг. XX в. не обошла стороной храмы П. в. В 1931 г. был закрыт Михайловский собор в Ораниенбауме, его настоятель прот. Иоанн Разумихин расстрелян. В том же году закрыты все храмы Кронштадта, в 1932 г.- храмы к западу от Петергофа, как находящиеся в пограничной зоне. В 1935 г. еп. Николай был возведен в сан архиепископа с предоставлением прав епархиального архиерея (Архив МП. Личное дело митр. Николая (Ярушевича)). В 1936 г. Петергоф и Стрельна вошли в состав Ленсовета, остальная часть П. в. осталась в составе Ленинградской обл. К нач. 1937 г. под омофором архиеп. Николая в границах бывш. Петергофского у. богослужения совершались в 16 храмах (подсчитано по: Алексий (Симанский), митр. Алфавитный список клира Ленинградской обл. на 1 мая 1937 г. СПб., 2014. С. 189-194). Из них в Петергофе и Стрельне с окрестностями к 1 окт. 1937 г. действовало 8 храмов, к осени 1938 г. их осталось только 2 (ЦГА СПб. Ф. 7384. Оп. 33. Д. 73. Л. 64). В 1937-1938 гг. были расстреляны не менее 12 клириков, служивших в храмах бывш. Петергофского у. В нач. осени 1940 г. в П. в. числились действующими 3 храма, к лету 1941 г. на территории бывш. П. в. реально функционировала только Троицкая кладбищенская ц. в Ст. Петергофе.

http://pravenc.ru/text/2580080.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010