О. Г. Волков. Соловки времени Д.С. Лихачева (1928–1931) Период 1928–1931 гг. в истории Соловецкого лагеря характеризуется постоянными изменениями в его структуре и административном подчинении, составе и количестве заключенных. В это время Соловецкие острова входили в качестве отделения в более крупные лагерные структуры: 4-е отделение Соловецкого лагеря (СЛАГ ОГПУ) было реорганизовано в 1929 г. в Лаготделение Соловецких и Карело-Мурманских исправительнотрудовых лагерей (СИКМИТЛ ОГПУ), которое, в свою очередь, трансформировалось в 11-е отделение Беломорско-Балтийского лагеря (ББЛАГ ОГПУ с 16 ноября 1931 г.). Соловецкий лагерь постепенно разрастался, перешел на материк с Управлением в г. Кеми (с 1929 г.), численность заключенных с учетом материковых командировок к 1930 г. достигла 56 000 чел., при этом собственно на Соловецких островах содержалось около 15 000 чел. «Год великого перелома» (1929 г.) принес существенные изменения в положение заключенных Соловецкого лагеря и был ознаменован усилением лагерного режима. К этому времени лагерное производство в основном уже было сосредоточено на материке. В 1930 г. лагеря впервые были включены в пятилетние планы страны, в связи с чем большая часть предприятий Соловецкого архипелага была признана нерентабельными. Производство лагеря на материке давало более дешевую продукцию и не требовало затрат на транспортировку материалов и готовой продукции, к тому же материк обладал неисчерпаемым богатством природных ресурсов, а Соловки к началу 1930-х гг. практически выработали все свои запасы. Сосредоточенные в Соловецком лагере культурные, интеллектуальные силы стали использоваться в изыскательских, геологоразведочных, геодезических экспедициях, в строительстве и налаживании работы северных рудников и шахт. Известно несколько больших этапов соловецких заключенных, направленных в 1930–1932 гг. для работы на строительство Беломорско-Балтийского канала, в Ухтинской и Вайгачской экспедициях ОГПУ. Производственная деятельность на Соловках в это время практически сошла на нет, основными работами стали: сельхоз (Муксалма, Исаково, Кремль), Иодпром (Анзер, М. Муксалма, Б. Соловецкий остров), заготовка дров (в основном плавника), дорожно-строительные и ремонтные работы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание субъект РФ в составе Центрального федерального окр. Территория - 44,3 тыс. кв. км. Адм. центр - Москва , органы гос. власти М. о. находятся в Москве и в Красногорске. М. о. расположена в центре европ. части России, граничит с Владимирской , Калужской, Рязанской, со Смоленской, с Тверской , Тульской , Ярославской областями и с городом федерального значения Москва. Население - 7,42 млн чел. (2017). Национальный состав (по данным Всероссийской переписи 2010 г. при населении 7,09 млн чел.): русские - 87,42%, украинцы - 1,68%, армяне, татары, белорусы, узбеки, молдаване, азербайджанцы, мордва, таджики, чуваши, грузины, евреи и др.- 4,98%, лица, не указавшие национальность,- 5,92%. М. о. включает (на 9 июля 2017) 50 городских округов и 17 муниципальных районов. История (1929-2017) (Очерк истории земель М. о. до 1929 см. в ст. Москва .) Постановлением ВЦИК от 14 янв. 1929 г. с 1 окт. того же года была образована Центральнопромышленная обл. с центром в Москве, в которую должны были войти Московская, Рязанская, Тверская и Тульская губернии, Калужский, Лихвинский и Малоярославецкий уезды Калужской губ. Постановлением ВЦИК от 3 июня 1929 г. название области было изменено на «Московская». 12 июля 1929 г. область была разделена на 10 округов (Бежецкий, Калужский, Кимрский, Коломенский, Орехово-Зуевский, Московский, Рязанский, Серпуховской, Тверской, Тульский) и на 144 района. Площадь М. о. составила 158,7 тыс. кв. км, население - ок. 11 млн чел. В 1930 г. деление на округа было ликвидировано. В 1931 г. Москва выделена в самостоятельную административно-хозяйственную единицу. В период индустриализации в М. о. построены крупные предприятия химической промышленности (фабрики искусственного волокна в Клину и в Мытищах, завод пластмасс в Кунцеве, единственный в то время в стране химико-фармацевтический завод «Акрихин» в пос. Ст. Купавна (ныне город Ногинского р-на), комбинат фосфатных удобрений в Воскресенском р-не), предприятия машиностроения (Егорьевский станкостроительный завод, Серпуховский завод напильников, Болшевский завод пищевого машиностроения), предприятия по производству строительных материалов (цементный завод «Гигант» в Воскресенске, завод огнеупорного кирпича в Подольске, завод стандартных железобетонных изделий в Павшине (ныне в черте Красногорска)) и др. В ряде городов возникли предприятия оборонной промышленности. В 30-х гг. XX в. в М. о. производилось 7% промышленной продукции СССР. 29 янв. 1935 г. из состава М. о. была выделена Калининская (с 1990 Тверская) обл. (26 районов), 26 сент. 1937 г.- Рязанская (39 районов) и Тульская (38 районов) области.

http://pravenc.ru/text/2564194.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание «ВЕСТНИК РУССКОГО ХРИСТИАНСКОГО ДВИЖЕНИЯ» выходит с 1 дек. 1925 г., издание прерывалось в 1939-1945 гг. и в 1948 г. Первоначально журнал являлся органом Русского студенческого христианского движения (РСХД). Название издания менялось: в 1925-1926 гг.- «Вестник русского студенческого движения в Западной Европе», в 1927, 1930-1936, 1950-1974 гг.- «Вестник русского студенческого христианского движения», в 1928-1929 гг.- «Вестник: Орган русского студенческого христианского движения в Западной Европе», в 1937-1939 гг.- «Вестник: Орган церковно-общественной жизни», в 1945-1947 гг.- «Вестник церковной жизни», в 1949 г.- «Вестник: Орган русского студенческого христианского движения в Германии» 3 - под названием «Вестник: Орган русского студенческого движения во Франции»), с 1974 г. 112/113) - «В. Р. х. д.». Редакторы журнала: Н. М. Зёрнов (1925-1929), И. А. Лаговский и Г. П. Федотов (1929-1930), Лаговский (1930-1936), В. В. Зеньковский (1937-1938), свящ. Лев Липеровский (1939), Л. А. Зандер (1945-1947), свящ. Александр Киселёв (1949), прот. Георгий Бенигсен (1949, с 5/6), И. В. Морозов (1950-1955), в 1955-1970 гг. общая редколлегия, с 1970 г. ответственный редактор Н. А. Струве. Место издания: в 1925-1939, 1945-1947 гг.- Париж, в 1949 г.- Мюнхен, с 1950 г.- Париж, с 1953 г.- Париж и Нью-Йорк, с 1974 г. (с 112/113) - Париж, Нью-Йорк, Москва. Периодичность: в 1925-1926 гг. вышли 12 номеров, в 1927-1935 гг. издавались 12 номеров в год, в 1936 г.- 2 1/2 и 11), в 1937 г.- 12, в 1938 г.- 5, в 1939 г.- 2, в 1945 г.- 4, в 1946 г.- 3, в 1947 г.- 1, в 1949 г.- 12, в 1950-1952 гг.- 6 номеров в год, с 1953 г.- без определенной периодичности, с общей нумерацией. 1925-1939 гг. Первоначально «Вестник» представлял собой информационный бюллетень объемом ок. 14 страниц, напечатанный на ротаторе в количестве 75 экз. Задачей издания были активизация и объединение деятельности кружков, входивших в РСХД.

http://pravenc.ru/text/158264.html

Приложение 4. Общий алфавитный список православных епископов и раскольнических иерархов 1917–1946 гг. Приложение 4 составлено путём компьютерной обработки каталога епархий M. Е. Губонина (см. Приложение 3). Данные по епархиям были загружены в банк данных, что позволило автоматически получить список епископов, обеспечить возможность поиска данных по датам, конфессиям и другим показателям, провести статистическую обработку и получить ряд интересных результатов (из-за недостатка места они будут опубликованы отдельно). Типографские гранки Приложений 3 и 4 также автоматически были выведены из банка данных при помощи настольной издательской системы. Справочная информационная система по епархиям и епископам 1917–1946 гг. разрабатывалась в Православном Свято-Тихоновском Богословском Институте как составная часть большой работы по сбору информации и созданию общего банка данных по новомученикам и исповедникам Русской Православной Церкви 20 в. Работа проводилась совместными усилиями кафедры Новейшей истории Русской Православной Церкви и кафедры Информатики, использовались системы НИКА и МАГИС, разработанные в Институте системного анализа РАН. Эти две системы оказались наиболее удобными для проведения исторических исследований благодаря развитым средствам работы с данными и документами сложной структуры. Заметим, что имена епископов упоминавшихся в списках M. Е. Губонина без указания фамилий, не могли быть точно идентифицированы. Аввакум Боровков 28 .11(11.12).1922–1923: Староуфимская Августин Беляев 08(21).09.1923–01(14).10.1929: Иваново-Вознесенская 01(14).04.1930–1931: Сызранская 27 .03(09.04).1934–05.1937: Калужская Августин Петерсон 29 .03(11.04).1936–1940: Рижская Августин Разумовский 1925–1926: Мариупольская (обн.) 238 20 .01(02.02).1927–26.03(08.04).1927: Терская (обн.) Августин 1926–1935: Луганская (григ.) Аверкий Кедров 29 .06(12.07).1915–1922: Острожская 1922–1926: Житомирская Авраамий Дёрнов 03(16).09.1923–1929: Уржумская 09(22).02.1929–1931: Кировская, в. у. 22 .02(07.03).1929–1931: Глазовская

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ГУРИЙ (САМОЙЛОВ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Иером. Гурий (Самойлов), 1937 г. Тюремное фото Сам избач из села Нижние Прыски в своем заявлении написал: " Прошу волостной комитет партии обратить внимание на следующий факт... местный поп ведет антисоветскую работу при всех молебных сборах, читает лекции, которые враждебны диктатуре пролетариата. Прошу это дело передать в соответствующие органы... " Вечером 28 января 1930 года отец Гурий был арестован и заключен в тюрьму в Козельске . После ареста он был почти сразу же допрошен. На вопрос о том, признает ли он себя виновным, иеромонах Гурий ответил: " За время моего проживания в селе Нижние Прыски я не имел никакого общения с крестьянами, кроме религиозных треб. Если приходили ко мне в хату – то исключительно по какому-либо делу... На политические темы разговора с крестьянами не вел и вообще не вел агитации против проводимых мероприятий советской властью в деревне " . 14 февраля 1930 года следователи ОГПУ допросили сразу несколько свидетелей. Один из них, кандидат в члены коммунистической партии, показал, что " в марте 1929 года в церкви священник Гурий Михайлович Самойлов часто читал проповеди, где затрагивал советскую власть. После этих слухов я послал избача... проверить слухи. Оказалось, что факт был налицо... Самойловым были брошены следующие слова: " Надо не бороться, не идти вперед, а жить по-Божьему " и многое другое... Связь с местными кулаками попа заключается в частом посещении последним их домов. Все советы кулаки получают от попа. Поп зарекомендовал себя перед беднотой. Путем подачек кому пирога, кому яичек... " . Другой свидетель, допрошенный в тот же день, показал: " Примерно в 1929 году, не помню какого числа, поп Самойлов в проповеди проводил сравнение апостольской жизни с коммунистами. При этом указывал, что коммунисты ведут народ не по правильному пути и в разрез с апостольским учением. Поп Гурий Самойлов среди населения пользуется авторитетом, и крестьяне исполняют его советы. Среди крестьян, женщин и детей, ведет агитацию против избы-читальни, говоря, что в избе-читальне коммунисты плетут ересь, вследствие чего крестьяне совсем не стали ходить в избу-читальню. В 1929 году перед Пасхой приезжал представитель из города Козельска, чтобы провести антирелигиозный доклад, но Самойлов так подготовил крестьян, что докладчика не стали слушать и все разошлись с собрания. После его агитации многие крестьяне высказывались против самообложения на культурные нужды, где указывали, что нам изба-читальня больше не нужна " .

http://drevo-info.ru/articles/13677217.h...

Евгений Вадимов Вадимов Евгений (Лисовский Юрий Ипполитович. 1879–1944) – поэт, прозаик. Детство прошло в Муроме. Семь лет учился в Петербургском кадетском корпусе, два года – в Николаевском кавалерийском училище, о чем позднее расскажет в мемуарных очерках «Корнеты и звери» (Белград, 1929). Дебютировал в печати со стихами в 1910 году. Участник Первой мировой войны. В 1916 году направлен военным прокурором во Францию в штаб генерала Н.А. Лохвицкого (брата Мирры Лохвицкой и Надежды Тэффи), участника Русско-японской войны, Первой мировой, Белого движения. В 1920-е совершил морское путешествие в Сингапур и Бомбей. Вернувшись в Европу, жил в Белграде, где вышли его первые поэтические сборники «К Единому» (1929), «Где-то» (1930), затем перебрался в Париж и в 1930 году был отмечен 1-й премией на Парижском конкурсе русских поэтов. В Париже вышла книга «Стихи» (1931). Работал ночным сторожем. Дальнейшие годы его жизни и творчества связаны с Волынью. В 1935 году парижская газета «Сегодня» 163,14 июня) опубликовала заметку своего варшавского корреспондента: «Исполнилось 25 лет литературной деятельности пользующегося большой популярностью среди читателей Польши поэта, беллетриста и военного писателя Евгения Вадимова... У него есть много переводов из поэтов балканских славян, за последние два года появилось несколько его стихотворных переводов с польского. Его –образный, почти всегда нежный, лишь иногда – стальной, его поэтическая стихия – романтика, порою выливающаяся в балладную форму. Теперь он живет в Польше. Возможности печататься ограничены, но имя его постоянно встречается то в одном, то в другом русском издании Варшавы. Охотно печатают его и военные органы Парижа. Несмотря на тяжелые условия жизни, на постоянную борьбу за существование, он, после „ночной службы« во французской столице, всецело отдался литературной работе, чувствуя себя „только писателем» и довольствуясь скромным куском хлеба, который он сможет заработать тем, что ему дороже всего». В 1937 году Русское благотворительное общество в Польше издало его поэтический сборник «„Русская культура» и другие избранные стихотворения. 1932–1936». Стихотворение из этого сборника «Русская культура» относится к числу программных не только Евгения Вадимова, но и всей русской эмиграции:

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 КУРШИН ПЕТР НИКОЛАЕВИЧ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Пётр Николаевич Куршин ( 1883 - 1930 ), священник Родился в 1883 году в Томской губернии в семье священника. По окончании Барнаульского духовного училища , 1 сентября 1900 года определен на вакансию псаломщика при Никольской церкви села Брусенцевского Барнаульского уезда. К концу 1920-х годов служил в селе Коробейниково Усть-Пристанского района Сибирского края. Невольно оказался в эпицентре Добытинского восстания, вспыхнувшего в Усть-Пристанском районе в 1930 году. Добытинское восстание В конце 1929 года в Усть-Пристанском районе в связи с " раскулачиванием " и насильственной коллективизацией, по данным ОГПУ, в ряде сел возникли " кулацкие контрреволюционные группировки " (банды, как они именовались в материалах дела). В январе 1930 года, к приезду уполномоченного ОГПУ по Усть-Пристанскому району Федора Григорьевича Добытина, они якобы объединились в одну контрреволюционную организацию и вели подготовку к вооруженному восстанию с целью свержения Советской власти. Узнав о существовании такой организации во вверенном ему районе (если верить " Обвинительному заключению " ), уполномоченный ОГПУ Добытин решил лично ее возглавить. Возможно, это была провокация - по словам жены Добытина он ей говорил: " В районе развелось много кулацких банд, но полностью их выявить не удается. Вот выдам себя за кулацкого главаря, тогда, может быть, удастся это сделать " . Освободив арестованных руководителей крестьянского восстания Краскова и Поздоровкина, Добытин сумел войти к ним в доверие, и на тайной встрече они наметили план дальнейших действий. Добытин предложил начать восстание 10 марта, потому что 5 марта закончились сборы допризывников, и после них осталось 80 винтовок и 3000 патронов, полученных из бийского окрвоенкомата. Они были сданы на хранение в милицию. Окрвоенком приказал их немедлннно вернуть, но Добытин дал распоряжение - не отправлять. Однако долго тянуть с отправкой оружия он не мог и торопил с началом восстания, чтобы использовать это оружие для повстанцев. Добытин приказал сотрудникам ОГПУ по " изъятию кулаков " арестовать и доставить к нему из сел района " кулаков-лишенцев " , решив впоследствии использовать их, чтобы пополнить свое войско, но не сообщив им заранее о своих намерениях.

http://drevo-info.ru/articles/13672369.h...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Борьба карпато-русского и украинского движения в Подкарпатской Руси в 1930-е годы Карпатские русины в поисках идентичности 26.01.2024 30 Время на чтение 35 минут Источник: Наука Вера Культура Пошаговая украинизация карпатских русинов в культурно-языковой области продолжилась и в 1930-е годы. ак, со временем язык «Свободы», издаваемой греко-католическим священником А. Волошиным, становился ближе к нормам украинского литературного языка. Отдельные авторы, публиковавшиеся в «Свободе», среди которых был известный украинофил М. Бращайко, писали свои статьи на чистом украинском литературном языке. Наряду с этим, «Свобода» все более последовательно и открыто заявляла об «украинскости» карпатских русинов. «Мы, русины, племя малорусское, которое сейчас называется украинским, – просвещала «Свобода» своих читателей в 1929 г. – Царизм при помощи всего административного аппарата и преследований не смог русифицировать русинов-украинцев на Украине. В еще меньшей степени это может получиться у некоторых наших русификаторских обществ». Объектом постоянных нападок «Свободы» были русофилы восточной Словакии. Печатный орган партии Волошина часто обвинял «кацапов Пряшевщины» в приверженности «духу цареславного православия» и в незнании истории и литературы своего народа. Лагерь украинофилов был неоднороден. Наряду с более умеренными греко-католическими кругами во главе с Волошиным, которые не желали сразу рвать с традиционным русинским «язычием» и этимологическим письмом, склоняясь к постепенному распространению украинской идентичности среди местного населения, существовали радикальные украинофилы в лице коммунистов, которые выступали за немедленное введение украинского литературного языка. Именно коммунистические газеты были одними из первых в карпато-русском культурном пространстве, отказавшимися от традиционного этимологического письма и ставшими использовать украинский фонетический алфавит. «Весь украинский народ пишет фонетикой (т.е. так, как говорят)… Сохранение этимологии отделяет нас от всего украинского народа, – писала «Карпатська правда» в январе 1927 г. – Это нужно не нам, а чешской буржуазии, которая хочет нас изолировать и чехизировать». Кроме того, коммунисты уже в 1920-е гг. постоянно употребляли термин «Закарпатская Украина» вместо общепринятого тогда названия «Подкарпатская Русь».

http://ruskline.ru/opp/2024/01/26/borba_...

Сортировать по Исключить новости Отец Александр Ветелев глазами дочери Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 42, 2005 10 декабря, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 42, 2005 Фрагменты воспоминаний предисловие Протоиерей Александр Ветелев принадлежал к поколению священнослужителей, пришедших на служение Церкви в славные и трагические годы ее послевоенного возрождения. В памяти его учеников и духовных детей он остался человеком, связывавшим церковную молодежь второй половины 1940–1950-х гг. с поколением мучеников 1930-х, вновь открытые духовные школы — с традицией дореволюционного духовного образования. Протоиерей Александр Андреевич Ветелев ноября/6 декабря 1892 — †28 июня 1976) родился в селе Черное Балахнинского уезда Нижегородской губернии. Окончив церковно-приходскую школу (1900–1903), затем духовное училище (1903–1907) и семинарию в Нижнем Новгороде (1907–1913), он поступил на казенный кошт в Казанскую Духовную академию на словесно-философское отделение. Во время учебы в академии он состоял членом философско-богословского кружка, одновременно посещая лекции по истории философии в Казанском университете. В 1917 г. А. А. Ветелев закончил Казанскую Духовную академию со степенью кандидата богословия, которою был удостоен за сочинение “Н. И. Новиков, жизнь и мировоззрение”. В 1917 г. он был призван в действующую армию и в течение года служил матросом Черноморского флота. В 1920 г. А. А. Ветелев женился на М. Е. Пчельниковой. В 1921 г. окончил Высший социально-юридический институт в Севастополе и до 1923 г. был в этом городе преподавателем средней школы. В 1923–1924 гг. — заведующий ФЗУ в городе Дзержинске Нижегородской губернии. В 1924–1930 гг. А. А. Ветелев состоял заведующим школой “городка для беспризорных детей” в городе Пушкине близ Москвы. В 1924–1929 гг. учился на вечернем отделении факультета русского языка и литературы Московского педагогического института. В 1930–1935 гг. преподавал в средней школе в Москве, в 1935–1943 гг. — в средней школе города Щелкова Московской области. В 1943–1944 гг. по трудовой мобилизации работал в Тимирязевской сельскохозяйственной академии. В 1944–1945 гг. — преподаватель средней школы 87 города Москвы.

http://pravmir.ru/otets-aleksandr-vetele...

Астанайская Основана 04.05.1871 (по др. 02.03.1870 – неверно, это дата синодального определения, а не утверждения Императором). Выделена из Оренбургской епархии. Местопребывание – в г. Верный (с 1921 г. – Алма-Ата). Православный центр в Средней Азии учреждается в Ташкенте, а Верненская (Алма-Атинская) кафедра обращается в викарную Ташкентской и Туркестанской епархии, под именованием Семиреченской и Верненской. Позднее вновь самостоятельная. Именовалась: c 12.11.1871 – Туркестанская и Ташкентская; с 1916 г. – Семиреченская и Верненская; Верненская; с 1921 г. – Алма-Атинская; Апма-Атинская и Казахстанская; с 09(22)11.1990 – Апма-Атинская и Семипалатинская; с 18(31)03.1999 – Астанайская и Апма-Атинская (Определение Св. Синода от 18(31)03.1999: «Принимая во внимание столичный статус города Астаны, выделить город Астану из епархиального окормления Преосвященного епископа Чимкентского и Акмолинского ... и передать в управление Преосвященному архиепископу Алмаатинскому и Семипалатинскому..., которому определяется титул «Астанайский и Алмаатинский»), Определением Св. Синода от 24.04(07.05)2003 образован Митрополичий округ с включением трех епархий – Астанайской и Алма-Атинской, Уральской и Чимкентской. Викарные кафедры: Фрунзенская, Петропавловская, Актюбинская. 12.11.1871 26.11.1877 31.12.1877 06.08.1883 Александр Кульчицкий 06.08.1883 21.11.1892 Неофит Неводчиков 21.11.1892 18.02.1895 Григорий Полетаев 18.02.1895 19.06.1897 28.06.1897 09.11.1897 09.11.1897 18.12.1902 Аркадий Карпинский 18.12.1902 20.01.1906 20.01.1906 25.06.1912 Димитрий кн. Абашидзе 25.06.1912 16.12.1916 Иннокентий Пустынский 21.01.1917 03.07.1917 08(21)09.1918 28.05(10.06)1919 Софроний Арефьев ранее 01(14)09.1921 04.1922 24.01(06.02)1927 10.1926 04(17)10.1929 08(21)08.1929 21.03(03.04)1930 27.11(10.12)1932 21.08(03.09)1933 04(17)07.1936 04(17)07.1936 06(19)08.1937 23.05(05.06)1945 12(25)10.1955 11.1955 18(31)05.1956 18(31)05.1956 01(14)03.1957 01(14)03.1957 08(21)02.1958 07(20)02.1958 15(28)08.1958 26.11(09.12)1958

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010