Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НОВОМОСКОВСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Троицкий собор в Новомосковске. 1778–1780 гг. Фотография. 10-е гг. XXI в. Троицкий собор в Новомосковске. 1778–1780 гг. Фотография. 10-е гг. XXI в. Днепропетровской епархии, существовало в период не позднее нояб. 1928 - нач. 1929 г., возобновлено в 2009 г. Близ Новоселицы (с 1794 Новомосковск, ныне Днепропетровской обл., Украина), на берегу р. Самара, в зданиях упраздненного Самарского Пустынного во имя святителя Николая Чудотворца мужского монастыря (ныне монастырь возрожден) в 1791 г. был устроен загородный архиерейский дом Екатеринославских (Новороссийских и Днепровских в 1797-1803) епископов со скитом. В 1915-1917 гг. в праздник свт. Николая Чудотворца, 6 дек., проводился крестный ход из бывш. Самарского Николаевского мон-ря в Новомосковск и в Екатеринослав (в 1797-1802 Новороссийск, в 1926-2016 Днепропетровск, ныне Днепр, Украина) с главной святыней края - местночтимой Самарской чудотворной иконой Пресв. Богородицы (список с Ахтырской иконы Божией Матери ). Образ находился в Никольском храме Самарского загородного архиерейского дома до его упразднения в 1928 г. В докладе патриарху Московскому и всея России свт. Тихону (Беллавину) от управляющего Екатеринославской епархией Бахмутского еп. Иоанникия (Соколовского) от 24 июля 1923 г. сообщалось о том, что в Новомосковске остался верным канонической Церкви только бывш. настоятель храма Толгской иконы Божией Матери свящ. Петр (впосл. Новомосковский еп. Иоасаф (Попов)), лишенный властями прихода; настоятель Троицкого собора прот. Георгий Даценко перешел в обновленчество (РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 201. Л. 2-7). Образование Н. в. не позднее нояб. 1928 г. было обусловлено нек-рым облегчением положения Церкви после издания «Декларации» 1927 г. заместителя патриаршего местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского) и Временного Синода, когда власти разрешили регистрировать региональные органы церковного управления.

http://pravenc.ru/text/2577843.html

А.С. Смыкалин Литература Абданк-Коссовский В. Русская эмиграция. Итоги за тридцать пять лет//Возрождение. 1956. 51, 52, 54. Аверкий (Таушев) , архиепископ. Жизнеописание Блаженнейшего митрополита Анастасия// Анастасий (Грибановский) , митрополит. Беседы с собственным сердцем. СПб., 2002. Автокефалия Русской Православной греко-кафолической церкви Америки. Нью-Йорк, 1970. Акты Святейшего Патриарха Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве Высшей церковной власти (1917–1943 гг.). М., 1994. Александр (Заркешев), игумен. Русская Православная Церковь в Персии – Иране (1597–2001 гг.). СПб., 2002. Александр (Введенский), протоиерей. Церковь и революция. Пг., 1922. Алексий (Марченко), протоиерей. Религиозная политика советского государства в годы правления Н. С. Хрущёва и ее влияние на церковную жизнь в СССР. М., 2010. Алехин Ю. В. Русское Зарубежье (обзор первой войны)//URL: http://zarubezhje.narod.ru/text/chss_l 124.htm. Амфитеатров А. Церковь и эмиграция. Белград, 1928. Андреев И. , профессор. О положении Православной Церкви в Советском Союзе. Катакомбная церковь в СССР. Нью-Йорк, 1951. Андрей (Кураев), диакон. Церковь в мире людей. М., 2007. Аникин Д. А. История религии. М., 2011. Аркадий (Маковецкий), протоиерей. Белая Церковь вдали от атеистического террора. СПб., 2009. Арсеньев Н. С. О русской эмиграции (с 1920 по 1970 г.) и о духовном ее служении//URL: http://zarubezhje.narod.ru/text/chss_0104.htm. Бакаев Ю. Н. История государственно-церковных отношений в России. Хабаровск, 1994. Барабанов Е. В. Раскол Церкви и мир//Из-под глыб. Париж, 1974. Беглов А. Церковное подполье в СССР. В поисках «безгрешных катакомб». М., 2008. Белов А. В., Шилкин А. Д. Карловацкий раскол – прошлое и настоящее. М., 1975. Белякова Е. В. Церковный суд и проблемы церковной жизни. М., 2004. Белякова Е. В. Церковный суд и проблемы церковной жизни: круглый стол по религиозному образованию и диаконии. М., 2004. Борщ И. Русская наука церковного права в первой половине XX века: поиск методологии. М., 2008.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

[греч. Κωνσταντνος Μανασσς] (ок. 1115, по другой версии - ок. 1130, К-поль - после 1173-1175, по др. данным - 1187), визант. писатель. К. М. некоторое время служил секретарем при дворе имп. Мануила Комнина и уже в юности примкнул к интеллектуальному кружку под покровительством севастократориссы Ирины, жены Андроника Комнина, брата Мануила. Вскоре после смерти мужа Ирина попала в немилость из-за подозрений в участии в заговоре; возможно, в этот период К. М. отдалился от кружка. Вероятно, преподавал риторику и был профессором Патриаршей школы в К-поле. К. М. имел связи и с др. аристократическими родами, в т. ч. с семьей Иоанна Контостефана, родственника Мануила. Ему принадлежит монодия на смерть жены Иоанна Феодоры ( Курц. 1900). В 1160 г. Контостефан возглавил посольство в Палестину к Иерусалимскому кор. Балдуину III и гр. Триполитанскому Раймонду III для переговоров о заключении брака между Мануилом и Триполитанской принцессой Мелисендой. Путешествие, в к-ром принял участие и К. М., длилось 2 года и нашло отражение в стихотворных «Путевых заметках». Ряд исследователей полагают, что К. М. в последние годы жизни был митрополитом Навпактским ( Bees. 1928/1929; Καρπζηλος. 2009. Σ. 537-538). В заглавии неск. списков «Хроники» (Bodl. Misc. 205, Monac. gr. 254) К. М. сказано, что автор «впоследствии стал митрополитом Навпактским». Кроме того, в одном из писем Иоанн Апокавк сообщал, что в молодости служил секретарем у митрополита Навпакта Константина Манасси. Также известна печать 1170 г., принадлежавшая Константину Манасси, епископу фракийского г. Панион (в таком случае это была предшествующая карьерная ступень) ( Fedalto. Hierarchia. Vol. 1. P. 293). К. М. мог принять монашеский постриг уже к 1160 г., поскольку в начальных строках «Путевых заметок» сказано, что он, «избежав потрясений бурной жизни… наконец пристал к тихой гавани» ( Horna. 1904. S. 325-326). Др. ученые полагают, что упоминание сана К. М. в заглавии «Хроники» является результатом ошибки переписчиков XIV в., а 2 др. аргумента считают недостаточными ( Lampsidis. 1988. P. 97-104; Magdalino. 1997. P. 161). Также противники отождествления полагают, что придворный поэт вряд ли согласился бы покинуть К-поль ради митрополичьей кафедры в провинции.

http://pravenc.ru/text/2057092.html

Краткие биографические сведения о членах Собора, упоминаемых в дневнике Биографическая статья строится по следующему принципу: фамилия, имя, отчество, годы жизни, сведения о статусе лица, участие в Соборе. Сведения об образовании, краткий послужной список, причина смерти. Для причисленных к лику святых указывается год канонизации. При составлении кратких биографических данных были использованы данные публикации: База данных Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (http://kuzl.pstbi/ccas.ru Деяния Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг.: в 11 т. Т. 1. М., 1994. Все тома данного издания выложены на ресурсе: http://www.patriarchia.ru/db/text/5l69l2.html Священный Собор Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. Обзор Деяний: в 3 кн. Первая сессия/Сост. А. Г. Кравецкий, А. А. Плетнева, Г. Шульц. М.: Изд-во Крутицкого подворья, 2002. Т. 1. История иерархии Русской Православной Церкви. Комментированные списки иерархов по епископским кафедрам с 862 г. (с приложениями). М.: Изд-во ПСТГУ, 2006. Дело великого строительства церковного. Воспоминания членов Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг./Сост. Н. А. Кривошеева. М.: Изд-во ПСТГУ, 2009. Арсений (Стадницкий) , митр. Дневник. Т. 1:1880–1901. По материалам ГА РФ/Подгот. изд. и ред. О. Н. Ефремова. М.: Изд-во ПСТГУ, 2006. Арсений (Стадницкий) , митр. Дневник. Т. 2:1902–1903. По материалам ГА РФ/Подгот. изд. и ред. О. Н. Ефремова. М.: Изд-во ПСТГУ, 2012. Арсений (Стадницкий) , митр. Дневник: 1902–1905/Митрополит Арсений (Стадницкий) . Т. 3. М.: Изд-во ПСТГУ, 2016. Агафангел (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854–1928), священноисповедник, митрополит. Член Собора по должности как архиепископ (с 28 ноября (11 декабря) 1917 г. митрополит) Ярославский и как член Предсоборного Совета. Избран членом Высшего Церковного Совета. В 1881 г. окончил МДА, кандидат богословия. В 1889 г. хиротонисан во епископа. С 1893 г. епископ Тобольский и Сибирский, с 1904 г. архиепископ Рижский и Митавский, с 1910 г. архиепископ Виленский и Литовский. С 1913 г. архиепископ Ярославский и Ростовский, присутствующий в Святейшем Синоде. В 1922 г. Патриарх Тихон временно передал митрополиту Агафангелу патриаршие права и обязанности. Вскоре митрополит Агафангел был арестован и приговорен к 3 годам ссылки. В 1923–1926 гг. находился в заключении. В 1925 г. завещательным распоряжением Патриарха Тихона назначен вторым кандидатом на должность Местоблюстителя Патриаршего Престола. По освобождении из заключения выпустил послание о вступлении в права и обязанности Патриаршего Местоблюстителя, затем, ради соблюдения церковного мира, отказался от прав на Местоблюстительство. Архиерейским Собором 2000 г. причислен клику святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Предстоятель Русской Православной Церкви посетил храмы Санкт-Петербурга Санкт-Петербург, 4 апреля 2009 г. 4 апреля, посещая храмы Санкт-Петербурга, Святейший Патриарх Кирилл прибыл в Князь-Владимирский собор, сообщает Служба коммуникации ОВЦС . Деревянная церковь на Петроградской стороне, недалеко от Малой Невы западнее кронверка Петропавловской крепости, была построена еще 1708 году, при императоре Петре I. Она была освящена во имя святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мир Ликийских. Пять лет спустя вместо деревянной была заложена небольшая мазанковая церковь Успения Пресвятой Богородицы. Ее боковые приделы во имя святого Иоанна Предтечи и Святителя Николая были освящены в 1717 году, а главный, Успенский, придел – 12 апреля 1719 года. В середине XVIII века рядом с обветшавшим зданием храма началось возведение большого каменного собора, строительство продолжалось почти пятьдесят лет; за это время неоднократно менялись проекты храма, его возведение поручалось разным архитекторам. 8 сентября 1773 был освящен Успенский придел, в 1785 достроен еще один. А 1 октября 1789 года (через год после празднования 800-летия крещения Руси) освятили главный придел – во имя святого равноапостольного князя Владимира. Указом императора Николая от 22 июля 1845 года Князь-Владимирский храм стал собором кавалеров ордена святого князя Владимира всех степеней. Знак ордена был помещен над главным входом. С тех пор 22 сентября, в день учреждения ордена, в соборе ежегодно служилась литургия с молебственным пением святому князю Владимиру. Во время разрухи после гражданской войны, 6 декабря 1920 года, в крестильной комнате был освящен престол Всех Русских святых, где служили при холодной погоде. В апреле – мае 1922 года из храма были изъяты церковные ценности, а сам собор заняли «живоцерковники». 8 ноября 1926 года постановлением Президиума Ленсовета храм был закрыт как «угрожающий по своему техническому состоянию общественной безопасности». Однако 21 ноября 1927 года по просьбам верующих богослужения в соборе были возобновлены, его возвратили Православной Церкви. С 1928 по 1941 год храм являлся кафедральным собором Ленинградской епархии. Князь-Владимирский собор – один из немногих храмов города, действовавших в предвоенные годы, дни блокады и после войны.

http://pravoslavie.ru/29940.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Библиография. «Фома» – июнь 2011 15 мин., 24.06.2011 1 страница обложки – портрет Юрия Вяземского, известного тележурналиста, писателя, члена Патриаршего совета по культуре (фото Владимира Ештокина). См. рубрику «Интервью номера» (С.10-15). Пролог: (на заставке – фото Владимира Ештокина) Георгий Иванов. « В глубине, на самом дне сознанья …». Стихотворение//Фома. - – июнь 2011 . – С.2. – (рубрика « Пролог »). См. также: Опечатка . Рубрика «Пролог» («Фома», 6(98), июнь 2011 года). Редакция приносит извинения за ошибку, допущенную в тексте стихотворения Георгия Иванова. В последней строчке надо читать: « Странными глазами на меня»//Фома. - – август 2011. – С.97. – (рубрика « Отклики »).   Содержание : С. 3. Письма :   Письма о детстве . Подборка писем и цитат//Фома. - – июнь 2011. – С.4-6. – (рубрика « Письма »). В подборку включены: Евангелие от Матфея 18:3 . Цитата: «Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное». – С.4; Жестокая правда жизни / Дмитрий , г. Калуга. – С.4; Протопресвитер Александр Шмеман (1921-1983). Цитата: «”Будьте как дети” - это значит “будьте открыты вечности”»… - С.4; Клайв Льюис (1898-1963). Цитата: «Детство мы тратим впустую, желая стать взрослыми…». – С.4; Гилберт Честертон (1874-1936). Цитата: «Жизнь серьезна всегда. Но жить всегда серьезно – нельзя». – С.4; Мушкетер короля / Константин , 25 лет. – С.4-5; Антуан де Сент-Экзюпери (1900-1944), Маленький принц. Цитата: «Взрослые очень любят цифры…». – С.5; Иван Шмелев (1873-1950), « Лето Господне». Цитата: «…Я стою на коленках и не могу понять, что же читает батюшка…». – С.5; Зебровые сережки / Ольга , Москва, 25 лет. – С.5-6; 1 Послание к Коринфянам 14:20 . Цитата: «Братия! Не будьте дети умом…». – С.6; Наталья Трауберг (1928-2009). Цитата: « “Будьте как дети” – это очень широкие слова…». – С.6; Протоиерей Дмитрий Дудко (1922-2004). Цитата: «О, если бы достигнуть той веры и той детской радости…». – С.6;

http://foma.ru/bibliografiya-foma-6-98-i...

Татьяновка. Успенская Святогорская лавра. Всехсвятский скит. /// Объект утрачен Скит.  Утрачен.   Престолы: Всех Святых Год основания:2009. Год утраты:2022 (сгорел 4 июня) Архитектор:митрополит Святогорский Арсений Адрес: Украина, Донецкая область, Славянский район, с. Татьяновка, ул. Всехсвятская, 1 Координаты: 49.023825, 37.573874 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Всехсвятский скит Святогорской Лавры К юго-востоку от Святогорской Лавры располагается удивительный по своей красоте деревянный скит Всех святых, привлекающий внимание паломников, туристов и гостей обители. Пожалуй, это — самое необычное сооружение Святогорья. Скит необыкновенно красив и даже неожидан для этих мест. Храмы его собраны местными плотниками из массивных сосновых брёвен и украшены резьбой в традициях древнерусского деревянного зодчества XVI–XVII веков. А рядом, словно сказочные терема, — деревянные кельи. Скит обнесён деревянным частоколом с тесовыми воротами и угловыми башнями, напоминающими о былинных временах. В дореволюционное время на месте современного святогорского деревянного скита стоял несохранившийся до нашего времени изящной архитектуры каменный храм в честь Всех святых, освящённый в 1912 г. при последнем настоятеле преподобноисповеднике архимандрите Трифоне. После закрытия Святогорского монастыря в 1922 г. возле Всехсвятского храма, называвшегося тогда Банно-Татьяновским приходом, поселились немногие изгнанные из обители братия. Настоятелем храма и духовным руководителем небольшой общины монашествующих стал иеромонах Михаил Галушко. В кладбищенский Всехсвятский храм были перенесены святыни обители: чудотворная Святогорская икона Божией Матери, вериги преподобного Иоанна Затворника и более 120 частиц мощей угодников Божиих. Маленькая Всехсвятская церковь стала небольшим монастырем, местом паломничества большого числа верующих, приходивших из окрестных городов и сёл. До 1928 г. в помещении под церковью, где архимандрит Трифон планировал устроить усыпальницу, размещались на ночлег прибывшие паломники. За духовной поддержкой к отцу Михаилу приходили и изгнанные властями иноки Святогорской обители, разошедшиеся по разным городам и сёлам.

http://sobory.ru/article/?object=05588

Закрыть Леонид Болотин Читательский рейтинг: 10773 Русский историк, журналист, общественный деятель. Родился 5 Декабря 1957 году в Ташкенте , в семье русского советского журналиста Евгения Михайловича Болотина (1929 - † 2006) и школьной учительницы Русского Языка и Литературы Ларисы Сергеевны Болотиной, урожденной Пархоменко (1928 - † 2000). Крещен 2 Ноября 1983 года в Андреевском соборе г. Ставрополя. С Августа 1968 года проживает в Москве. В 1974 году окончил среднюю школу 25 на Университетском проспекте. С малых лет увлекался отечественной историей и литературными опытами. Трудовую деятельность начал в Августе 1974 года грузчиком на овощебазе. С Октября 1974 года по Сентябрь 1975 года трудился рабочим по зданию Государственного Исторического Музея на Красной Площади. В 1980 году окончил факультет журналистики МГУ по специальностям «сотрудник газеты», «редактор». Дипломная работа была защищена с отличием на кафедре истории русской литературы и журналистики по теме «Советская историческая проза 1920-1930-х годов» (в центре исследования исторические романы, повести и рассказы репрессированного советского писателя, бывшего до революции поэтом-футуристом, Константина Аристарховича Большакова). Начиная с 1974 года публиковался в газетах «Вечерняя Москва», «Известия», «Неделя», «Комсомолец Узбекистана», «Комсомолец Заполярья», «Земщина», «Советская Россия», «День», «Завтра», «Наша Страна», «Русский Вестник», «Русь Православная», «Русь Державная», «Десятина», «Победа, победившая мip», «Мир вам!», в журналах и альманахах «Огонек», «Смена», «Польша», «Советский Красный Крест», «Новый Мир», «Детская Литература», «Царь-Колоколъ», «Сергиев Посад», «Держава», «Десница», «Россия Православная», «Наш Современник», «Братчина», «Московские Ведомости», «Православный Крест» и в ряде других периодических изданий. Некоторые материалы перепечатывались в первой половине 1990-х годов в русских эмигрантских периодических изданиях. В 1998-2009 годах постоянный автор и эпизодически нештатный редактор интернет-портала « Русская Линия », с 2009 года - «Русской Народной Линии», автор материалов на сайтах Информационно-исследовательской службы « Царское Дело », электронной газеты « Московские Ведомости »  и других православно-патриотических интернет-ресурсов, с Августа 2011 года активный блогер социальных сетей « Фейсбук », « ВКонтакте », « Одноклассники ».

http://ruskline.ru/author/b/bolotin_leon...

Закрыть itemscope itemtype="" > Холод репрессий дышит нам в затылок 06.11.2009 416 Время на чтение 5 минут День памяти жертв политических репрессий по многолетней уже традиции начался в Ишиме с великой панихиды в Богоявленском соборе. Уже с восьми часов утра начали приходить в храм люди. И когда к объявленному времени начала службы - 10 часам - автобусы привезли людей из окрестных сёл и деревень, храм стал полон народу. Перед панихидой я сказал слово, в котором попытался обрисовать масштабность репрессий и близость этой трагедии каждому жителю нашей страны. Из этого слова, сведений, почерпнутых в Интернете, собственных воспоминаний и сведений, собранных ишимскими краеведами, родилась эта статья. Глава Российского общества " Мемориал " Арсений Рогинский пишет, что по принятому в России закону о реабилитации жертвами репрессий могут считаться 11-12 млн. человек, а если учитывать жертв бессудных расстрелов крестьян, искусственного голода начала 1930-х годов, то это число может увеличиться вдвое. Уже в 1918 году расстреляно несколько тысяч священников. В 1921 году большевики расправились так же с восставшими матросами Кронштадта, крестьянами Тамбовщины и Западной Сибири. С 1928 года началось " раскулачивание " - около 5 млн. крестьян высланы на спецпоселения. Накануне Великой Отечественной войны из армии вычищено 45 процентов командного состава. С началом войны врагами народа объявлены целые народы: немцы, калмыки, чеченцы, ингуши, буряты, корейцы и некоторые другие, - 3,5 млн. репрессировано по национальному признаку. После войны в лагеря попали тысячи репатриированных граждан и военных, прошедших вражеский плен. Недавно на международном семинаре, посвящённом холокосту и II Мировой войне английский учёный-историк Орландо Файджес сказал: " Даже по самым консервативным оценкам от 20 до 25 млн. человек стали жертвами репрессий " . И до настоящего времени нет доступа ко всем засекреченным архивам, даже для создания Книги памяти. Поэтому количество жертв не может быть названо точно.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/1...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАКАРОВ Николай Андреевич (22.12.1955, Москва), археолог, историк, академик РАН (2011); член президиума Российского исторического об-ва, член Совета при Президенте РФ по науке и образованию (с 2015), чл.-кор. Немецкого археологического (с 2005) и Американского археологического (с 2009) институтов, член международных научных советов «Ruralia» (создан для исследования средневек. сельских поселений в Европе) и Фонда «Европейский совет исследований» (создан Евросоюзом для поддержки научных проектов) вице-президент РАН (с 2017). М. вырос в семье, сохранявшей православные традиции (отец - Андрей Николаевич (1923-1987), художник-пейзажист, прошедший фронты Великой Отечественной войны; дед по отцу - Николай Павлович (1887-1980), известный экономист-аграрий, мать - Е. Л. Леонова (1928-1999), член Союза художников России, дочь писателя Л. М. Леонова (1899-1994); в роду М. книгоиздатель М. В. Сабашников). Окончил кафедру археологии исторического фак-та МГУ (1978; учителя Д. А. Авдусин , В. Л. Янин ). Работал в Ин-те археологии РАН, в структурах научных фондов и РАН (в 1995-1999 - зав. Отделом истории РГНФ; 1999-2002 - зам. академика-секретаря Отд-ния истории РАН; с 2012 - руководитель секции истории Отд-ния историко-филологических наук РАН; с 1997 - член-корреспондент); с 2003 - директор Ин-та археологии РАН. Основной предмет исследований М.- археологические памятники севера Вост. Европы и северо-востока России (Суздальское ополье) в древнерусский период, отражающие ключевую проблематику начальной истории России: процессы колонизации сев. и вост. территорий, и становление Владимиро-Суздальской Руси как ядра великорусской народности (канд. дис.: «Население рус. Севера в X-XIII вв.: По мат-лам могильников вост. Прионежья», 1985; докт. дис.: «Колонизация сев. окраин Др. Руси в XI-XIII вв.: По мат-лам археол. памятников на волоках Белозерья и Поонежья», 1994). В 1985 г. М. положил начало Онежско-Сухонской экспедиции Ин-та археологии АН СССР, к-рой руководил до 2000-х гг.

http://pravenc.ru/text/2561478.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010