Белоцерковская (древняя Юрьевская) Основана в 1032 г. Местопребывание – в г. Юрьев, ныне – Белая Церковь , Киевская область, Украина. В 1095 г. кафедра временно, ввиду опасности половецкого погрома, перенесена в Канев (Лаврентьевская лет. ПСРЛ. Т. 1. Стб. 228–229). Упразднилась в 1231 г. (или «в 1238 г. по случаю татарского разорения упразднена» ( Чистович И. А. Исторические сведения об епархиях в России. С утверждения православного христианства в России и до настоящего времени. M., 1881 (далее – Исторические сведения...) С. 8). Возобновлена в 1921 г. Киевское викариатство. Упразднена в 1924 г. Возобновлена 01(14)07.1992. Киевское викариатство. Самостоятельная с 19.07(01.08)1994 (или ранее ?). Именовалась: Юрьевская и всего Поросья (т. е. на р. Рось); Поросская или Порожская (т. е. при Днепровских порогах; ААО. Т. 1. С. 224); с 1147 г. – Юрьевская и Каневская (Н.Д. Иерархия... С. 330); с 1921 г. – Белоцерковская; с 19.07(01.08)1994 – Белоцерковская и Богуславская. 06.11.1114 09.09.1122 Димитрий Вербицкий 01(14)07.1992 03(16)08.1992 03(16)08.1992 09(22)12.1992 10(23)12.1992 16(29)12.1993 18(31)07.1994 19.07(01.08)1994 Серафим Зализницкий Белоцерковская, обн. Основана в 1924 г. Именование – по г. Белая Церковь (Киевская область УССР). Киевское викариатство. Упразднена в 1934 г. 20.09(03.10)1925 03.1926 Павел Циприанович Иов Сахновский 10.1928 Белыничская, белор. Основана в 1923 г. (местопребывание – в г. Белыничи, Могилевская область БССР). Минское викариатство (при несуществующей основной кафедре). Упразднена в 1927 г. (?) 1923 Белыничская, григ. Местопребывание – по г. Белыничи (Могилевская область БССР). 1927 Николай Судзиловский Белыничская, обн. Основана в 1925 г. Местопребывание – по г. Белыничи (Могилевская область БССР). Могилевское викариатство. Упразднена в 1926 г. 1925 в/у Гавриил Свидерский Бельская (Бяло-Подляшская) Основана 24.03.1916 (местопребывание – в мест. Бялы, Холмская губерния). Холмское викариатство. 03.06.1916 19.08.1917 Сщмч. Серафим Остроумов 04(17)04.1921

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

сост. А. В. Левитский Раздел III. In memoriam Д. Д. Оболенский. Протопресвитер Иоанн Мейендорф (1926–1992) 188 (Пер. с англ. А. В. Левитского) Смерть отца Иоанна Мейендорфа в Монреале 22 июля 1992 г. Стала ударом для Православной Церкви, которой он служил в Америке на протяжении более чем тридцати лет, для Свято-Владимирской православной духовной академии, которой он руководил с 1984 г. и вплоть до своей отставки с поста ректора 1 июля 1992 г., и для христиан по всему миру, которые знали его как выдающегося богослова и историка. Его жизненный путь разделяется на два равных по протяженности периода: отрочество и студенческие годы в Париже (1926–1959) и период научной, преподавательской и церковно-административной деятельности в США (1959–1992). Отец Иоанн родился 17 февраля 1926 г. в Нейи-на-Сене, пригороде Парижа, в семье русских эмигрантов, баронов, потомков прибалтийских немцев-аристократов. Получив среднее образование во Франции, он в1949 г. закончил Свято-Сергиевский православный богословский институт в Париже. В 1958 г. о. Иоанн был удостоен ученой степени доктора наук (Doctoratès Lettres) Университетом Сорбонны. Основные труды 1959 год оказался переломным. Вышли в свет две работы о. Иоанна: одна в Лувене, другая в Париже. Первая представляла из себя editio princeps [первое издание] (с французским переводом) трактата великого византийского богослова св. Григория Паламы (1296–1359), широко известного как " Триады», но появившегося под заглавием «В защиту священнобезмолвствующих» (в двух томах). Второй труд – «Введение в изучение св. Григория Паламы » (Paris, 1959; сокращенный английский перевод – London: Faith Press, 1964) – носил обобщающий характер. Эти исследования, в особенности «Триады», были новаторскими. Жизнь и труды архиепископа Фессалоникийского Григория Паламы , равно как и теория и практика византийского исихазма в XIV столетии, главным представителем которого он являлся, уже исследовались греческими, румынскими и русскими учеными. Тем не менее, цельная картина этого богословского и культурного движения пока не вырисовывалась во многом потому, что главные труды св. Григория Паламы были все еще не опубликованы; в то же время нельзя сказать, что западные ученые, начиная с Льва Аллатия и кончая Мартином Жюжи, объективно оценивали исихазм. Отец Иоанн Мейендорф стал первым ученым, кому удалось в достаточной степени соединить методику публикации источников с огромной эрудицией в области византийского богословия XIV в.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Днепропетровская Основана 09.09.1775 Образована из областей, присоединенных от Турции. Архиепископия в 1775–1823 гг. (с 1823 г. обычно замещалась епископами). Местопребывание: до 1797 г. – в Полтаве (в 1791 г. назначено местопребывание в Самарском (ок. Екатеринослава) Пустынно-Николаевском монастыре), 21.12.1797 – 1803 г. – в Новомиргороде, с 1803 г. – в Екатеринославе (с 1926 г. – Днепропетровск). Именовалась: Славянская и Херсонская; с 28.11.1786 – Екатеринославская и Херсонеса Таврического (Высочайший указ от 09.09.1786 гласил: «...Славянского и Херсонского архиепископа переименовать в Екатеринославского. Херсонского и Таврического и подчинить ему все находящиеся там церкви...» [Родионов M., прот. Ук. соч., с. 45]); с 21.12.1797 – Новороссийская и Днепропетровская (в 1797–1803 гг. Екатеринослав носил наименование Новороссийска); с 04.12.1803 – Екатеринославская, Херсонская и Таврическая; с 09.05.1837 – Екатеринославская и Таганрогская; с 01.04.1911 – Екатеринославская и Мариупольская (в связи с учреждением Таганрогского викариатства); с 1926 г. – Днепропетровская. далее – Днепропетровская и Запорожская; с 14(27)07.1992 – Днепропетровская и Криворожская; с 14(27)07.1996 – Днепропетровская и Павлоградская. Викарные кафедры: Таганрогская, Луганская. 01.10.1775 05.05.1779 06.08.1779 28.11.1786 Никифор граф Феотоки Грек 28.11.1786 13.10.1792 13.03.1793 10.05.1793 10.05.1793 29.09.1799 01.10.1799 18.08.1805 18.08.1805 20.10.1811 07.02.1812 28.03.1823 19.05.1823 16.10.1827 28.11.1827 20.04.1828 22.05.1828 09.05.1837 Гавриил II Гозавов 22.05.1837 16.04.1838 23.04.1838 19.08.1853 19.08.1855 14.11.1864 13.12.1864 21.08..1868 Платон II Троепольский 21.08.1868 23.06.1871 Алексий Новоселов 23.06.1871 05.02.1885 16.02.1885 05.12.1891 14.12.1891 30.11.1892 05.12.1892 12.06.1896 Владимир Шимкович 12.06.1896 04.10.1911 Симеон Покровский 04.10.1911 10.1922 12.1924 Иоанникий Соколовский 09(22)12.1925 12.1925 12.1925(01.1926) 05.1927 22.04(05.05)1928 22.04(05.05)1928 05. 1934 09.1934

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Литература Абрамович 1916 – Д.И. Абрамович . Жития святых мучеников Бориса и Глеба и службы им. – Памятники древнерусской литературы. Вып. 2. СПб., 1916. А.В. 1908 – А.В. Голос православного из Литовско-Белорусского края (К вопросам церковной реформы: удобопонятность богослужебного языка). – Церковный вестник, 1906, 48. Августин 1882 – Августин (Гуляницкий) , еп. Великий Канон. – Душеполезное чтение 1882, I, с. 232–261. Августин 1888 – Августин (Гуляницкий) . По поводу издания «Учебного Октоиха» и «Учебного Часослова». – ТКДА 1888, 11, с. 75–103. Авдиев 1982 – И. (Я). А(вдиев). (Рец. на) Всенощное бдение. Литургия. Изд. Московской патриархии, 1982. – ЖМП 1982, 12. Адаменко 1924 – Свящ. Василий Адаменко. Служебник на русском языке. Н. Новгород, 1924. Адаменко 1925 – Свящ. Василий Адаменко. Порядок всенощного богослужения на русском языке. Н. Новгород, 1925. Адаменко 1926 – Свящ. Василий Адаменко. Сборник церковных служб, песнопений главнейших праздников и частных молитвословий Православной Церкви на русском языке. Н. Новгород, 1926. (Перепечатка: Paris, 1989.) Адаменко 1927 – Свящ. В. Адаменко. Требник. Молитвослов для совершения священнодействий Православной Церкви на русском языке. Нижний Новгород, 1927. Адаменко 1927а – Свящ. В. Адаменко. «Что делать? (О неотложных реформах в богослужебной практике Русской Православной Церкви». Самара, 1927. Азбука 1885 – Азбука для русской семьи и школы. Киев, 1885. АК I-II – Архивы Кремля. Политбюро и Церковь 1922–1925 гг. Издание подготовили Н. Н. Покровский и С.Г. Петров. Кн. 1–2. Новосибирск-Москва, 1997. Александров 1891 – В. Александров. Азбука. Первое чтение и письмо в порядке изучения звуков. СПб., 1891. Алексеева 1992 – Л. Алексеева. История инакомыслия в СССР. Новейший период. Вильнюс-Москва, 1992. Алексий 2000а – Письма патриарха Алексия своему духовнику. Издание Сретенского монастыря, 2000. Алексий 2000б – «Видно, не испили мы до дна всю чашу положенных нам испытаний». Письма епископа Ямбургского Алексия (Симанского) митрополиту Новгородскому Арсению (Стадницкому) . 1921–1922. Публикация М.И. Одинцова. – Исторический архив, 2000, 1, с. 35–84.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Скачать epub pdf Епархии Русской Православной Церкви Список составлен в ЦНЦ «Православная энциклопедия» при участии А. С. Буевского по материалам: Иоанн (Снычев), игум. Топография архиерейских кафедр Русской Православной Церкви периода с 1893 г. по июнь 1963 г. 2-е изд. Куйбышев, 1963 (машинопись); он же. Состав российской православной церковной иерархии за период 1962–1972 гг. Куйбышев, 1973; то же за 1973, 1975, 1976, 1977, 1979, 1980, 1981, 1982, 1983, 1986, 1988, 1990, 1991, 1992 гг. (машинопись); а также по материалам архива ОВЦС. Россия 1995 Абаканская и Кызылская. АРХАНГЕЛЬСКАЯ и Холмогорская (1988–1995 А. и Мурманская). Викариатство: Пинежское (1917–1920, 1925). АСТРАХАНСКАЯ и Енотаевская (1917–1935 А. и Царевская; 1935–1949 А. и Сталинградская; 1949–1952 А. и Саратовская; 1952–1959 А. и Сталинградская). Викариатство: Енотаевское (1917–1931). 1934–1937 Ачинская. 1930 БАРНАУЛЬСКАЯ и Алтайская (1930–1937 Б.; 1937 Б. и Бийская; 1938–1993 упразднена; восстановлена в 1994 г.). Викариатство: Рубновское (1924–1931). 1933 БЕЛГОРОДСКАЯ и Старооскольская (1933–1934 Б.; 1942–1944 Б. и Грайворонская; 1945–1994 упразднена). 1919–1937 Бийско-Алтайская. БЛАГОВЕЩЕНСКАЯ и Тынденская (до 1935 г. Приамурская и Б.; 1936–1992 упразднена). Викариатство: Хабаровское (1926–1933). 1934–1936 Боровичская. 1921 БРЯНСКАЯ и Севская (до 1945 г. Б.; 1946–1994 упразднена). Викариатство: Новозыбковское (1922–1923). 1926–1957 Великолуцкая и Торопецкая. 1918–1937 Великоустюжская и Усть-Вымская. ВЛАДИВОСТОКСКАЯ и Приморская (до 1918 г. В. и Камчатская; 1918–1932 Приморская и В.; 1946–1958 Хабаровская и В.; 1958–1989 упразднена). Викариатства: Камчатское и Петропавловское (на правах самостоятельной, 1918–1920, 1928–1929); Никольско-Уссурийское (до 1932 г.); Охотское (1928–1932). до 1922 г. Владикавказская и Моздокская. ВЛАДИМИРСКАЯ и Суздальская (1917–1922 В. и Шуйская). Викариатства: Вязниковское (1921–1928); Иваново-Вознесенское (1923–1933); Ковровское (1920–1925); Мстерское (1917–1933); Муромское (до 1933 г.); Переславское (до 1935 г.); Суздальское (до 1932 г.); Юрьево-Польское (до 1932 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Православие и современный мир В сборник выдающегося современного богослова отца Иоанна Мейендорфа «Православие и современный мир» вошли следующие работы: Православное свидетельство в современном мире; Духовное и культурное возрождение XIV века и судьбы Восточной Европы; Православное богословие в современном мире; Св.Григорий Палама, его место в Предании Церкви и в современной истории; Что такое вселенский собор?   Православие и современный мир По благословению Высокопреосвященного Филарета, митрополита Минского и Слуцкого, Патриаршего Экзарха всея Беларуси Об авторе Протоиерей Иоанн Мейендорф скончался 22 июля 1992 г. в Монреале (Канада) в возрасте 66 лет от тяжелой болезни. Специалист с мировым именем в области патристики и византийской истории, один из самых замечательных православных богословов нашего времени, он проведен в последний путь главой Американской Православной Церкви митрополитом Вашингтонским Феодосием, который совершил чин погребения в часовне Свято–Владимирской Духовной Академии в Крествуде (Нью–Йорк, США). Отец Иоанн Мейендорф родился 17 февраля 1926 г. в гор. Нейли (Верхняя Сена, Франция) в семье русских эмигрантов. Он учился в Православном богословском институте Святого Сергия в Париже, в Школе практического богословия в Сорбонне, где в 1959 г. защитил докторскую диссертацию о богословских воззрениях святого Григория Паламы. В том же году, после рукоположения во иерея, он был приглашен в Свято–Владимирскую Духовную Академию в Нью–Йорке для преподавания истории Церкви и патрологии. Он преподавал также в Гарвардском, Колумбийском, Фордовском университетах США. В 1977 г. отец Иоанн был избран членом–корреспондентом Британской Академии. Он был почетным доктором Университета Нотр–Дам (Индиана, США), Богословского института Епископальной Церкви в Нью–Йорке и Православной Духовной Академии в Санкт–Петербурге. Отец Иоанн Мейендорф долгое время возглавлял Отдел внешних сношений Православной Церкви в Америке. Он был одним из инициаторов создания канонической организации этой Поместной Церкви (начало которой восходит к утвержденной в 1794 г. Русской миссии на Аляске), получившей свою автокефалию от Московского Патриархата в 1971 г. С 1968 по 1976 гг. он возглавлял комиссию «Вера и Устройство» Всемирного Совета Церквей, членом Центрального Комитета которого являлся. Отец Иоанн был в числе инициаторов создания в 1953 году Синдесмоса v Всемирной федерации православной молодежи, ее первым секретарем, а затем председателем. С мая по июнь 1992 г. протоиерей Иоанн Мейендорф был ректором Свято–Владимирской Духовной Академии. Последние три года жизни он много раз посещал Москву и Санкт–Петербург, читая лекции, проповедуя.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=719...

Αρχεο Пн Σχλιο του συμβολου του Πατριρχη Μσχας και Πασν των Ρωσσιν πρωθιερα Νικολου Μπαλασφ σχετικ με τη δλωση του Προδρου της Δημοκρατας της Λετονας 7 Σεπτεμβρου 2022 τος 15:27 Ο σμβουλος του Πατριρχη Μσχας και Πασν των Ρωσσιν πρωθιερας Νικλαος Μπαλασφ σχολασε τη δλωση του Προδρου της Δημοκρατας της Λετονας γκιλς Λβιτς σχετικ με τις τροποποισεις, που εισηγθηκε στο Σαμ της Λετονας ως προς τον νμο για την Ορθδοξη Εκκλησα της Λετονας. Το σχλιο αναρτθηκε στις 7 Σεπτεμβρου 2022 στην επσημη ιστοσελδα του Πατριαρχεου Μσχας: «Μελτησα επισταμνως τη δλωση του Προδρου της Δημοκρατας της Λετονας γκιλς Λβιτς σχετικ με τις τροποποισεις, που εισηγθηκε στο Σαμ της Λετονας, ως προς τον νμο για την Ορθδοξη Εκκλησα της Λετονας. κπληξη προκαλε η ανεπαρκς γνση του αρχηγο του κρτους σχετικ με την ιστορα της χρας του. Πργματι, πως αναφρει, η αυτοτλεια στη διοκηση παραχωρθηκε στην Ορθδοξη Εκκλησα στη Λετονα απ τον γιο Πατριρχη Μσχας και Πασν των Ρωσσιν Τχωνα το καλοκαρι του 1921. Ωστσο η δια αυτοτλεια επαναβεβαιθηκε απ τον Πατριρχη Μσχας και Πασν των Ρωσσιν Αλξιο Β και την Ιερ Σνοδο της Ρωσικς Ορθοδξου Εκκλησας στις 11 Αυγοστου 1992, εν στις 22 Δεκεμβρου ο Πατριρχης Αλξιος υπγραψε τον σχετικ Τμο της αυτοδιοκησης. Εναι ακριβς το διο καθεστς, το οποο απολμβανε η Ορθδοξη Εκκλησα της Λετονας επ του αρχιεπισκπου Ιωννου Πμερ και το απολαμβνει μχρι σμερα. Για την εφαρμογ αυτο του καθεσττος δεν χρειζεται να ψηφισθον νοι νμοι. Οι ιστορικο «Καννες για τη θση της Ορθοδξου Εκκλησας» (το προσχδιο των οποων καταρτσθηκε απ τον διο τον αρχιεπσκοπο Ιωννη), που ανφερε ο Πρεδρος, ενεκρθησαν στις 8 Οκτωβρου 1926 απ την κυβρνηση της Λετονας και ταν για την εποχ τους θετικ επτευγμα: χρη σε αυτος η Ορθδοξη Εκκλησα της Λετονας απκτησε τα δικαιματα του νομικο προσπου. μως εκε επρκειτο για “δικαιματα αυτοτλειας και αυτοπροσδιορισμο” και χι για το αυτοκφαλο, πως εσφαλμνα θεωρε ο κριος Λβιτς. χοντας στις εκκλησιαστικς της υποθσεις πλρη ελευθερα ως προς την εσωτερικ αυτοδιοκηση, η Ορθδοξη Εκκλησα της Λετονας διατρησε και διατηρε την πνευματικ σχση της με λο το πλρωμα της Ρωσικς Ορθοδξου Εκκλησας και δεν αποκπτεται απ αυτν. Ακριβς αυτ ταν η παρακαταθκη του Αγου αρχιεπισκπου Ργας Ιωννη, ο οποος πλρωσε με το ακριβτερο ανττιμο για την αφοσωση στην εκκλησιαστικ εντητα, με την δια του τη ζω.

http://patriarchia.ru/gr/db/text/5957227...

Глава 5. Богословский персонализм протопресвитера Иоанна Мейендорфа Мейендорф как историк, богослов и патролог Протопресвитер Иоанн Мейендорф (1926–1992), потомок русских эмигрантов, стал одним из выдающихся богословов и церковных историков современности, труды которого многократно переиздавались на разных языках. Многолетний декан Свято-Владимирской духовной семинарии (США), почетный доктор ряда высших учебных заведений, президент Православного богословского общества Америки и Американской патристической ассоциации, член Исполнительного комитета США по византийским исследованиям, о. Иоанн стал во главе возрождения серьезного научного интереса к святоотеческому наследию. Он, в частности, критически перевел и издал Триады в защиту священнобезмолвствующих святого Григория Паламы . Системный персонализм Мейендорфа Ключевым его богословским достижением стал продуманный и широко примененный в различных сферах богословия христианский персонализм. Известно, что прот. Иоанн подвергался критике за якобы внедрение в православное богословие чуждых ему философских понятий, за увлечение термином «экзистенциализм» в оценке паламизма, 594 за приписывание преп. Максиму Исповеднику и свт. Григорию Паламе не свойственного им «персонализма», в неоправданной попытке обосновать святоотечески «богословие персоны», 595 за присвоение понятию «ипостась» первенствующего значения в отношении к сущности 596 и т. д. Однако попробуем показать, что богословский персонализм о. Иоанна стал не только законным развитием мировоззрения отцов Церкви в двадцатом веке, но и глубоко необходимым прочтением их мысли для современного нам человечества. Богословие «личности», «ипостаси», «лица» действительно проходит красной нитью практически через все сферы богословской мысли протопресвитера Иоанна: Триадологию, Христологию, антропологию, экклезиологию и сакраментологию. Как свойственно истинному богослову, о. Иоанн опирается на богословие par excellence – Триадологию, подчеркивая неоднократно, что «наша задача сегодня состоит не в простом повторении патристических формул, а в развитии в рамках Традиции христианского тринитаризма применительно к вопросам нашего времени. Невозможно приблизиться к пониманию личностного феномена человека без обращения к его божественному прототипу». 597 При этом личностный феномен в человеке рассматривается о. Иоанном принципиально не как статический. Он предлагает динамическую модель человека, строящего личные отношения с Творцом и с себе подобными, как единственно соответствующую процессу обожения, основанному на паламитском богословии «воипостазированных», личных энергий Бога и человека. 598 Триадология и личность у Мейендорфа

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Иоанн Феофилович (17.02.1926, Нёйи-сюр-Сен, Франция - 22.07.1992, Монреаль, Канада), протопр., богослов, патролог, византинист, церковный историк. Род. в семье рус. эмигрантов. Отец, Феофил Феофилович Мейендорф, принадлежал к старинному роду остзейских баронов, прибалт. немцев-аристократов, переселившихся из Швеции на территорию совр. Эстонии в допетровские времена и получивших российское подданство при Петре I Алексеевиче . Мать, Екатерина Николаевна, дочь церковного деятеля русского зарубежья Н. И. Шидловского. Родители М. вместе со старшими детьми после Октябрьской революции 1917 г. эмигрировали сначала в Финляндию, затем в Данию (2 года жили в Копенгагене) и во Францию, обосновавшись в Париже (1921). В эмиграции отец стал художником-портретистом. Среднее образование М. получил во Франции (одновременно с франц. школой посещал русскую правосл. приходскую школу). Был чтецом и иподиаконом при митр. Евлогии (Георгиевском) в соборе св. Александра Невского в Париже. Окончил Православный богословский институт преподобного Сергия Радонежского (1949) и историко-филологический фак-т Сорбонны, где в 1958 г. получил докторскую степень за диссертацию о богословии свт. Григория Паламы ; оставлен при Свято-Сергиевском ин-те профессором церковной истории. В эти годы М. регулярно печатал в ж. «Православная мысль» статьи, посвященные проблемам экклезиологии . Большое влияние оказала на него «евхаристическая экклезиология» протопр. Николая Афанасьева . С этого же времени началось его активное участие в экуменическом движении. В 1953 г. М. был одним из основателей Всемирного братства правосл. молодежи «Синдесмос» , в том же году был избран его секретарем, в 1954-1964 гг. являлся президентом «Синдесмоса». В 1959 г. (вскоре после возведения в сан иерея) переехал в США, где стал профессором Свято-Владимирской семинарии Православной Церкви в Америке . Одновременно работал в центре визант. исследований Гарвардского ун-та Дамбартон-Окс . С 1967 г. преподавал в Фордемском ун-те, а также читал лекции в Колумбийском ун-те и Объединенной теологической семинарии в Нью-Йорке. Был президентом Правосл. богословского об-ва Америки, президентом Американской патристической ассоциации, членом Исполнительного комитета США по византийским исследованиям, членом-корреспондентом Британской Академии наук, почетным док-ром Ун-та Нотр-Дам, ЛДА. Вместе с протопр. Александром Шмеманом был активным участником процесса предоставления Североамериканской митрополии статуса автокефалии, повлекшего за собой ее преобразование в Православную Церковь в Америке, в к-рой М. был председателем Отдела внешних сношений и членом митрополичьего совета. Являлся редактором газ. «The Orthodox Church».

http://pravenc.ru/text/Мейендорфа.html

Орёл. Успенский мужской монастырь. Карта и ближайшие объекты Успенский мужской монастырь, существовавший на Взвозной горе с XVI века, после разорения города Орла в Смутное время, был перемещен к Богоявленской церкви, а в 1680 году был возвращен на прежнее место. В 1820 году монастырь стал резиденцией орловских епископов, монахи же были переведены в Мценский Петропавловский монастырь. В конце XIX столетия на его территории монастыря находилось несколько храмов, в том числе Успенская церковь, построенная в 1693 году, придельная к ней церковь Иоанна Предтечи (1700 г.), Троицкая церковь - усыпальница семьи Кочубеев (1845 г.), Троицкий собор (1879 г.), Архиерейский дом с домовой церковью, консистория, хозяйственные постройки. В Успенской церкви и рядом с ней были похоронены орловские епископы Никодим (1786-1839 гг.), Поликарп (1798-1867 гг.), Ювеналий (1817-1882 гг.), Ириней (1836-1904 гг.), Елецкий викарный епископ Митрофан (1863-1914 гг.), а в наши дни - Архиепископ Орловский и Ливенский Паисий (в миру - Самчук Павел Николаевич) (15.08.1930-20.03.2008 гг.). В Архиерейском доме неоднократно бывал брат императора Николая II Михаил Александрович. В 1918 году была разгромлена консистория, в 1921-1926 годах были закрыты все храмы монастыря, а на его территории в разное время размещались школа-коммуна для беспризорников, общежитие педагогического института, лагерь военнопленных, после войны - тюрьма-колония для несовершеннолетних преступников, база областной ГАИ. Троицкий собор был взорван в 1929-30 годах, Успенская церковь разобрана в 1980 году, Троицкая церковь-усыпальница использовалась под художественные мастерские. В 1992 году территория бывшего монастыря передана Орловско-Брянской епархии. С 1996 года здесь возродилась монастырская жизнь. В 2002 году был освящен храм во имя Успения Пресвятой Богородицы, построенный по проекту архитектора М.Б. Скоробогатова, по его же проекту возведен в 2006 году Троицкий собор. Монастырь этот является своего рода продолжением монастыря Богоявленского, основанного у храма Богоявления, древнейшего из сохранившихся орловских храмов. Храм был построен в 1646 году попом Борисом, ставшим впоследствии, после пострижения в монахи под именем Боголепы, первым настоятелем монастыря. После орловского пожара 1673 года с разрешения патриарха Иоакима монастырь был перенесен на новое место, именуемое Каменным Верхом, расположенное на Ямской горе. На месте этом некогда жили в ископанных собственными руками пещерках схимники из братии Богоявленского монастыря, а в древние времена, еще до нашествия самозванца и поляков, здесь также находился монастырь. Перенесение монастыря свершено было по благословению архиепископа Коломенского и Каширского Никиты при игумене Евфимии, трудами которого монастырь и созидался.

http://sobory.ru/article/?object=02336

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010