Журналы заседаний Священного Синода Русской Православной Церкви от 25 марта 2004 года Журналы заседаний Священного Синода Русской Православной Церкви от 25 марта 2004 года СЛУШАЛИ: Сообщение Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, о возвращении в Россию чудотворного образа Божией Матери «Тихвинская», которое состоится 23 июня 2004 г. СПРАВКА: Тихвинская икона Божией Матери, по преданию, написана святым апостолом и евангелистом Лукой. В V в. из Иерусалима она была перенесена в Константинополь, где для нее был построен Влахернский храм. В 1383 году икона исчезла из Влахернского храма и в лучезарном свете явилась над водами Ладожского озера. 26 июня (9 июля) 1383 года икона была обретена близ города Тихвина Новгородской губернии. На месте явления иконы был построен деревянный храм в честь Успения Богородицы, и позже Тихвинский Богородичный Успенский монастырь, один из крупнейших в Санкт-Петербургской епархии. После Октябрьской революции, в 1924 году, монастырь был закрыт, и чудотворный образ был перенесен в один из храмов г. Тихвина. Во время Второй Мировой войны, при оккупации Тихвина, икона была перевезена во Псков. В 1944 г. чудотворный образ принимает православная община г. Риги во главе с архиепископом Рижским Иоанном (Гарклавсом), который в 1949 г. вывез образ в США. По смерти архиепископа Иоанна Тихвинская икона перешла на хранение его приемному сыну — протоиерею Сергию Гарклавсу, с условием, передать ее в Тихвинский монастырь, после его возрождения. 12 января 2004 года состоялись переговоры Святейшего Патриархи Алексия с делегацией Православной Церкви в Америке, в ходе которых достигнуто окончательное соглашение. о возвращении Тихвинской иконы Божией Матери в Россию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Возблагодарить Господа за Его неизреченную милость, явленную в возвращении в Россию чудотворного Тихвинскою образа Божией Матери, свидетельствующем об особом покровительстве Пресвятой Богородицы Земле Российской. 2. Призвать всех верных чад Русской Православной Церкви вознести усердные молитвы Царице Небесной о даровании Церкви и Отечеству нашему мира и благоденствия.

http://pravoslavie.ru/9367.html

Статьи о Патриархе Тихоне Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 39, 2004 16 августа, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 39, 2004 Статья I. Последний замысел врагов церкви Последний период жизни святого Патриарха Тихона был драматичен и исполнен скорбями. Против него затевался новый судебный процесс, после которого, по замыслу ГПУ, Святитель должен был быть расстрелян. Но смерть Патриарха, последовавшая 7 апреля 1925 г., не позволила осуществиться планам врагов Церкви. Политика государства по отношению к Церкви в целом в этот период несколько смягчилась, так как из-за ущемления верующих по всей стране происходили волнения. В июле 1924 г. Тучковым была составлена “Сводка эксцессов на почве закрытия церквей и действия комсомольцев” 1 . В этой сводке приводились вопиющие примеры массового закрытия церквей, хулиганства комсомольцев. Все это вызывало массовые протесты верующих по всей стране, что часто приводило к столкновению с милицией и избиению “воинствующих безбожников” 2 . В 6-м отделении тогда же была составлена “Сводка о религиозном настроении верующей массы в губерниях охваченных неурожаем”. Здесь приводились многочисленные примеры подъема религиозного чувства среди народа, особенно в губерниях, где в это время была засуха 3 . Факты ущемления прав верующих вызывали беспокойство Калинина; так, 8 июля он направляет Сталину записку, где указывает на необходимость выполнения инструкций и распоряжений о корректном отношении к верующим 4 . Летом 1924 г. Патриарх продолжал служить в московских храмах, совершал поездки за пределы Москвы. 22 августа он выехал в древний Николо-Угрешский монастырь под Москвой для свидания со старцем митрополитом Макарием (Невским), бывшим до 1917 г. митрополитом Московским. Беседа двух Святителей продолжалась полтора часа и успокоила Патриарха 5 . Возможно, именно визит Патриарха дал повод Тучкову начать агентурную разработку “группы крайне правых монархистов, объединяющихся вокруг бывшего Московского митрополита Макария, игумена Николо-Угрешского монастыря Аркадия, иоаннитки Матрены Филипповой, бывшей непосредственной сподвижницы Иоанна Кронштадтского. В Угрешский монастырь приезжают разные монахи и живут там продолжительное время. Недавно приезжала игуменья Семальского монастыря Августа (Ал­тайская область) и проживала в монастыре несколько месяцев. По имеющимся сведениям Филиппова имеет связь с заграничными монархическими организациями” 6 . Об этой агентурной разработке Тучков докладывал в числе прочих начальнику СО ОГПУ Дерибасу 10 ноября 1924 г.

http://pravmir.ru/stati-o-patriarhe-tiho...

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Журналы 1-29 заседания Священного Синода от 25 марта 2004 года Журналы заседаний Священного Синода Русской Православной Церкви от 25 марта 2004 года СЛУШАЛИ: Сообщение Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, о возвращении в Россию чудотворного образа Божией Матери «Тихвинская», которое состоится 23 июня 2004 г. СПРАВКА: Тихвинская икона Божией Матери, по преданию, написана святым апостолом и евангелистом Лукой. В V в. из Иерусалима она была перенесена в Константинополь, где для нее был построен Влахернский храм. В 1383 году икона исчезла из Влахернского храма и в лучезарном свете явилась над водами Ладожского озера. 26 июня (9 июля) 1383 года икона была обретена близ города Тихвина Новгородской губернии. На месте явления иконы был построен деревянный храм в честь Успения Богородицы, и позже Тихвинский Богородичный Успенский монастырь, один из крупнейших в Санкт-Петербургской епархии. После Октябрьской революции, в 1924 году, монастырь был закрыт, и чудотворный образ был перенесен в один из храмов г. Тихвина. Во время Второй Мировой войны, при оккупации Тихвина, икона была перевезена во Псков. В 1944 г. чудотворный образ принимает православная община г. Риги во главе с архиепископом Рижским Иоанном (Гарклавсом), который в 1949 г. вывез образ в США. По смерти архиепископа Иоанна Тихвинская икона перешла на хранение его приемному сыну — протоиерею Сергию Гарклавсу, с условием, передать ее в Тихвинский монастырь, после его возрождения. 12 января 2004 года состоялись переговоры Святейшего Патриарха Алексия с делегацией Православной Церкви в Америке, в ходе которых достигнуто окончательное соглашение о возвращении Тихвинской иконы Божией Матери в Россию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Возблагодарить Господа за Его неизреченную милость, явленную в возвращении в Россию чудотворного Тихвинского образа Божией Матери, что свидетельствуюет об особом покровительстве Пресвятой Богородицы Земле Российской.

http://mospat.ru/archive/86334-zhurnaly-...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОКОНСКАЯ ИКОНА [груз. ], историческая святыня Грузинской Православной Церкви. Согласно груз. историческим источникам, в 1030 г. визант. имп. Роман III Аргир (1028-1034) выдал замуж за груз. царя Баграта IV свою племянницу Елену, в приданое которой дал святыни - гвоздь Креста Христова и О. и. ( Георгий Кедрин. 1963. С. 55; Вахушти Багратиони. 1973. С. 144). О. и. заняла важное место в жизни груз. царей: они приносили перед иконой клятвы и обеты, поручались ею в грамотах (кровопролития, купли-продажи, жалованных и т. д.) (документы XVII-XVIII вв.: НЦРГ. Hd 5303, 5305, 5306, 6107, Sd 546; Алимбарашвили. 2012. С. 135-136). Поскольку ни в одном из исторических источников нет сведений относительно изображения на иконе, ученые по-разному идентифицировали ее. Триптих с композицией Деисус (слоновая кость, X-XI вв.) до 1924 г. хранился в Оконской церкви во Фронском ущелье, затем перенесен в Гос. музей г. Цхинвали. В 1992 г. образ был украден, вывезен за границу. В 2001-2004 гг. находился в Женеве, в 2004 г. правительство Грузии приобрело его на аукционе Christie " s, в наст. время хранится в ГМИГ ( Хускивадзе. 2004. С. 47). Оконское Распятие (чеканка, XIV в.; включены частицы мощей и гвоздь Креста Христова; украшено драгоценными камнями). В 1724 г. Распятие было вывезено царем Картли Вахтангом VI в Россию, в кон. XIX в. потомок царя графиня Толстая передала Распятие своей родственнице, игумении мцхетского монастыря Самтавро Нине. После ее смерти Распятие было передано груз. историко-этнографическому об-ву. В 1921 г. ученый прав. Евфимий Такаишвили вместе с др. груз. ценностями вывез его в Париж, в 1945 г. Распятие было возвращено и помещено в ГМИГ. Деисус (чеканка, 2-я пол. XVI в.), вклад в Оконскую церковь сына царя Имерети Баграта III Константина († 1587), ныне хранится в ГМИГ. Создан под влиянием триптиха из слоновой кости ( Месхи. 2015. С. 37). Деисус (живопись, XVI-XVII вв.), из Оконской церкви г. Гори, ныне в Историко-этнографическом музее г. Гори. Икона Божией Матери (живопись, XIX в.; хранилась в Спасо-Преображенском соборе г. Лысково Нижегородской епархии, ныне утрачена) ( Алимбарашвили. 2012. С. 29).

http://pravenc.ru/text/2578253.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАННИКИЙ (Соколовский Феодосий Семенович; 1889, с. Мигалки Радомысльского у. Киевской губ.- 15.01.1938, Куйбышев (ныне Самара)), архиеп. бывш. Омский, деятель лубенского и григорианского расколов . Из семьи диакона. Окончил Киевскую ДС и КДА. Принял монашество с именем Иоанникий, был рукоположен во иерея. По некоторым сведениям, служил священником при екатеринославском Свято-Тихвинском жен. мон-ре. В 1916-1917 гг. военный священник. 3 нояб. 1921 г. хиротонисан во епископа Бахмутского (иногда также именовался епископом Донецким или Задонским). Стал викарием Екатеринославской епархии, нек-рое время по поручению Патриарха свт. Тихона исполнял обязанности временно управляющего епархией. Имеются сведения об арестах И., о пребывании его в екатеринославской тюрьме. Не ранее осени 1922 г. назначен свт. Тихоном временно управляющим Харьковской епархией вместо высланного Харьковского еп. Нафанаила (Троицкого ; впосл. митрополит). Впосл. И. заявлял, что активно боролся с обновленчеством , вернул в Патриаршую Церковь 700 приходов в Харьковской губ., 140 приходов в бывш. обл. Войска Донского и 70 приходов в Таганрогском окр. При этом в Харькове у православных к 1924 г. оставалось всего 3 действующих храма. Был возведен в сан архиепископа. Получил известность как яркий проповедник. По воспоминаниям современников, «в повседневной жизни был далеко не строг в нравственном отношении» ( Феодосий (Процюк), митр. 2004. С. 281). Харьковский клир и прихожане обращались к Патриарху с жалобами на недостойное поведение И. 8 сент. 1924 г. свт. Тихон назначил управляющим Харьковской епархией хиротонисанного епископом Сумским сщмч. Константина (Дьякова ; впосл. митрополит), а И. в дек. того же года получил назначение на Омскую кафедру. Архиепископ не выполнил патриаршего предписания и остался в Харькове. С толпой сторонников он захватил храм во имя Жен-мироносиц, являвшийся тогда кафедральным. В Екатеринославе сторонники И., воспользовавшись арестом и высылкой в Москву Екатеринославского архиеп. Владимира (Соколовского-Автономова) , также захватили неск. храмов. И. организовал свои «выборы» архиепископом «Екатеринославским и Донецким». 19 (по др. данным, 16) февр. 1925 г. Патриарх Тихон запретил И. служение в Екатеринославской и Харьковской епархиях. 25 марта это запрещение было подтверждено. Управляющим Омской епархией был назначен архиеп. Виктор (Богоявленский) .

http://pravenc.ru/text/577990.html

В 18-20 вв. монастырь относился к 1-му классу, настоятель был в сане архимандрита. Решением НКВД по Нижегородской губернии был закрыт в 1924 г. Возобновлен в 1993 г. В 2000-2004 гг. капитально отреставрирован. На территории обители ныне расположен музей Нижегородской епархии, издается иллюстрированный исторический журнал " Нижегородская старина " . Число насельников: 22. Наместник: игумен Тихон (Затекин). Вознесенский Печерский монастырь, 1 класса, общежительный, в городе Нижнем Новгороде, на правом берегу реки Волги. Основан святым Дионисием, архиепископом Суздальским (см. 26 июня), около 1330 года и назван Печерским потому, что здесь святой Дионисий подвизался в пещере. Первоначально монастырь был устроен на уступе горы на 1 версту ниже настоящего места, но в 1597 году гора, на которой стоял монастырь, подмытая речною водою, осыпалась, и все здания монастыря обрушились в реку. После случившегося несчастья монастырь перенесен на настоящее место. Соборный храм во имя Вознесения построен в 1631 году и окружен с 3 сторон открытой галереей; по правильности плана и фасада он считается образцом русской архитектуры XVII века. В Успенской церкви находится чудотворный образ Печерской Божией Матери, принесенный из Киева святым Дионисием. В монастырской ризнице хранятся: плащаница, шитая золотом 1673 года («строения Строгановых»), ризы, оплечья и прочие священные предметы XVI-XVII веков. Замечательна также библиотека: в ней находится семь синодиков, писанных между 1552-1657 годами, и вкладные книги 1691 года — драгоценнейший исторический материал не только для монастыря, но и для всего Нижегородского края; кроме того, здесь можно видеть большое количество рукописных сборников и очень редких старопечатных книг. В день Вознесения совершается в монастыре крестный ход из всех церквей города. При монастыре «Свято-Владимирская» школа, библиотека — читальня и книжный склад. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» До 1890 года западный парадный въезд в монастырь со стороны города осуществлялся через арочные ворота, под двускатной кровлей. При настоятеле обители Преосвященном Агафодоре (Преображенском), епископе Балахнинском, викарии Нижегородской епархии, по проекту архитектора Л.В. Даля были выстроены новые ворота: «При въезде в монастырь (от слободы Кошелевка), сооружены вновь каменные ворота, вершенные пятью небольшими главами. Ворота сложены под стать монастырских зданий и придают вид монастырю с горы от Нижнего Новгорода».

http://sobory.ru/article/?object=00896

Закрыть itemscope itemtype="" > Политическое завещание генерала М.К.Дитерихса 23.03.2004 895 Время на чтение 42 минут От редакции: Сегодня мы публикуем уникальный документ. Это собственноручное письмо генерал-лейтенанта Михаила Константиновича Дитерихса неизвестному адресату от 6 мая 1924 г., которое по справедливости может быть названо политическим завещанием этого выдающегося военного и государственного деятеля Царской России. Михаил Константинович Дитерихс не нуждается в особенном представлении православному читателю. Имя человека, возглавлявшего расследование обстоятельств злодейского убийства Святых Царственных Мучеников в Екатеринбурге, последнего вождя белого движения, провозгласившего на последней пяди русской земли во Владивостоке восстановление исторической монархической власти в России, известно всем православным русским людям. Но это письмо Дитерихса, написанное в эмиграции и обращенное фактически к нам, современным русским монархистам, доселе не публиковалось и потому представляет для нас особенный интерес. Письмо взято нами из книги " Генерал Дитерихс " , которая выйдет в свет в апреле текущего года в серии " Белые воины " . Серия издается стараниями московского православного общественного деятеля Александра Николаевича Алекаева, в этой серии уже были изданы книги о генералах С.Л. Маркове и В.О. Каппеле. Редактором и составителем книги о Дитерихсе является главный редактор альманаха " Белая Гвардия " , кандидат исторических наук Василий Цветков, биографическую статью которого о генерале РЛ также публикует сегодня. Ему удалось собрать немало других уникальных документов и фотоматериалов, в том числе из личного архива генерала Дитерихса, любезно предоставленных одним из его наследников генерала Андреем Анатольевичем Васильевым, проживающим ныне в Дании. Книга выйдет в Москве в издательстве " Посев " . Воистину Воскресе. Здесь с наступлением весны снова зашевелились разные организации и зазвенели в ушах различные слухи, толки, пересуды и сенсации, как это бывало каждый год.

http://ruskline.ru/analitika/2004/03/23/...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Помните, чьё имя носите!» Иван Коновалов о Поле Куликовски-Ларсене, любящем делать провокационные заявления от имени «семьи Романовых» 01.07.2019 2950 Время на чтение 8 минут После падения советского строя и демонтажа коммунистической идеологии, в Россию всё чаще стали приезжать, а иногда и оставаться на постоянное место жительства представители первой и второй волн русской эмиграции. Не исключением стали и потомки Российской Императорской Фамилии, большинство из которых появились на свет уже в эмиграции. Весной 1990 года трещавший по всем швам Советский Союз посетил Князь Андрей Андреевич (р. 1923). Его визит носил частный характер. Без помпы и почти без сообщений в прессе Князь приехал в тогдашний Ленинг рад практически инкогнито. Кстати, это был его второй визит в СССР . Первый раз он побывал в Мурманске в 1942 году — в качестве матроса Британских ВМФ вместе с арктическим конвоем, став первым из Романовых, кто ступил на землю исторической Родины после 1920 года. Летом 1990 года Ленинград посетили Князь Михаил Фёдорович (1924—2008) и Леннарт Бернадотт граф Висборг (1909—2004) — сын Великой Княгини Марии Павловны, дочери Великого Князя Павла Александровича от первого брака. Лишь в ноябре 1991 года, по специальному приглашению тогдашнего мэра Петербурга А.А. Собчака, в Северную Столицу наведался Князь Владимир Кириллович (1917–1992), считавшийся в кругу своих сторонников «главой Российского Императорского Дома». Потом демократические СМИ писали, что он был «после революции первым из Романовых», кто побывал в России. Владимир Кириллович скончался спустя пять месяцев, и в наследство новой российской власти он оставил жену, дочь и внука, которые и сегодня пытаются доказать, что именно они являются легитимными наследниками вдовствующего российского престола. Спор известный и многим уже порядком надоевший. Но в краткой заметке речь пойдёт не о Кирилловичах, а об их дальнем родственнике, который некоторыми своими действиями старается подражать «мадридскому семейству».

http://ruskline.ru/news_rl/2019/07/01/po...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИГНАТИЯ (Пузик Валентина Ильинична; 19.01.1903, Москва - 29.08.2004, там же), схим., фтизиатр, духовная писательница, гимнограф. Отец, Илья Яковлевич, был служащим управления Киево-Воронежской железной дороги. Мать, Екатерина Севастьяновна, в 30-х гг. приняла иноческий постриг (в монашестве Авраамия). Валентина Пузик училась в Николаевском жен. коммерческом уч-ще. В 1920 г. поступила на естественное отд-ние физико-математического фак-та МГУ, а с 1923 г. обучалась на организованном на том же фак-те биологическом отд-нии. Ее научным руководителем стал известный фтизиопатолог В. Г. Штефко. Уже 1-я написанная в студенческие годы работа принесла молодой исследовательнице международную известность. В февр. 1924 г. Валентина Пузик стала духовной дочерью архим. Агафона, в схиме Игнатия (Лебедева) , старца Высокопетровского мужского монастыря . В июне 1928 г. И. приняла тайный постриг в рясофор с именем Варсонофия в честь свт. Варсонофия Казанского; 2 янв. 1939 г.- в мантию с именем Игнатия в честь сщмч. Игнатия Богоносца и в память о ее духовном отце, погибшем в 1938 г. в заключении. И. принадлежала к старшему поколению тайной монашеской общины прмч. Игнатия (Лебедева). Целью создания общины было сохранение аскетической традиции правосл. монашества. Среди вновь постриженных иноков и инокинь сохранялись основные традиции монашеской жизни: восприятие любой, в т. ч. светской, работы как послушания, исповедание помыслов старцу, ежедневная молитва и др. В соответствии с принципами, установленными прмч. Игнатием, научная деятельность стала для И. ее монашеским послушанием. По окончании в 1926 г. МГУ И. работала в лаборатории патоморфологии туберкулеза Гос. туберкулезного ин-та (позднее Центральный научно-исследовательский ин-т туберкулеза (ЦНИИТ) Академии медицинских наук СССР). В 1940 г. защитила докт. диссертацию (ученая степень д-ра биологических наук была присвоена ей в 1943), с 1947 г. профессор. Руководитель патоморфологической лаборатории ЦНИИТ в 1945-1974 гг., автор более 200 работ в разных областях медицины, под ее рук. были защищены 22 докторские и 47 кандидатских диссертаций. Стала основателем собственной школы патологов-фтизиатров. Была удостоена ордена Трудового Красного Знамени (1973), медалей, звания заслуженного работника медицины.

http://pravenc.ru/text/293507.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Прот. Димитрий Дудко. Фотография. Кон. ХХ в. Димитрий Сергеевич (24.02.1924, дер. Зарюховская Буда, ныне Березина Брянской обл.- 28.07.2004, Москва), прот., духовный писатель. Из крестьянской семьи. Отец в 1937 г. арестован. В 1943 г. Д. призван в армию и направлен на фронт. Через год, после ранения, был комиссован. В 1945 г. поступил на Богословско-пастырские курсы (в 1946 преобразованные в Московскую ДС), по окончании их в 1947 г. учился в МДА. 20 янв. 1948 г. арестован за стихи, к-рые опубликовал во время нем. оккупации. Обвинен в «антисоветской агитации и пропаганде», приговорен к 10 годам ИТЛ. В 1956 г. реабилитирован, восстановился в МДА, к-рую окончил в 1960 г. 19 нояб. 1960 г. рукоположен Дмитровским еп. Пименом (Извековым , впосл. Патриарх Московский и всея Руси) во диакона, 21 нояб.- во иерея. Назначен служить в ц. Спаса Преображения в Преображенском, иначе именовавшемся по одному из приделов храмом Петра и Павла. В июле 1964 г., после разрушения храма под строительство станции метро «Преображенская площадь», назначен служить в храм свт. Николая на Преображенском кладбище. Здесь Д. начал активно проповедовать, затрагивая больные общественные темы, проводил пастырские беседы с прихожанами. Д. пользовался большой популярностью, особенно среди молодежи и интеллигенции. По воспоминаниям современников, особенностью проповедей Д. была искренность, все его ответы были прямые, ясные, точные, даже тогда, когда вопрос ставился в предельно острой форме. Беседы не носили политического характера, состояли из изложения основ христ. вероучения, чтения отрывков из книг, недоступных в то время слушателям. Проповеди были записаны на магнитофонную пленку и изданы на Западе. В 1971-1974 гг. Д. входил в редакцию издаваемого в самиздате ж. «Вече» , писал для него статьи церковной тематики. 4 мая 1973 г. ввиду давления властей Д. было запрещено проводить беседы с прихожанами. 15 мая Д. сообщили о переводе его в распоряжение Крутицкого митр. Серафима (Никитина) , т. е. об удалении в приход в пределах Московской обл. Тогда Д. послал Патриарху прошение, в к-ром говорилось, что он счел нужным уйти за штат, обосновав свое решение тем, что его перевод - это «мера расправы», «явное вмешательство во внутренние дела Церкви со стороны определенных лиц, что запрещается законами». 20 мая Д. был запрещен в служении митр. Серафимом за «нарушение церковной дисциплины» до покаяния. Д. написал, что если было нарушение дисциплины, то невольное, полагая прошение об отставке освобождающим его от обязанностей по отношению к митрополиту, и выразил готовность служить св. Церкви. Д. был определен в ц. вмч. Никиты с. Кабанова Орехово-Зуевского р-на Московской обл. (85 км от Москвы). В сент. 1974 г. совершил 1-ю литургию в этом храме, продолжая жить в Москве.

http://pravenc.ru/text/180546.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010