Закрыть itemscope itemtype="" > Митрополит Григорий (Чуков): вехи служения Церкви Божией. Часть 10. Открытие Высших Богословских Курсов. Об обновленцах и легализации Патриаршей Церкви в документах и дневнике 1924-1925 гг. 31.03.2015 924 Время на чтение 142 минут Портал Богослов.Ru продолжает публикацию материалов историко-богословского наследия митрополита Григория (Чукова), в 1924-1935 гг. бывшего настоятелем Николо-Богоявленского Морского собора в Ленинг раде. Публикуемые дневник и документы протоиерея Николая (Чукова) рассказывают о событиях церковной жизни 1924-1925 гг., его пастырско-педагогической деятельности и трудах по восстановлению высшего богословского образования, преодолению обновленческого раскола и легализации Патриаршей Церкви. С назначением А.И. Рыкова на пост председателя Совнаркома 2 февраля 1924 г. произошла некоторая корректировка церковной политики советской власти. Антирелигиозная комиссия ЦК РКП(б) допустила легализацию Синода на условии введения в его состав ряда лиц, " хорошо ведомых ОГПУ " , а в марте поручила ОГПУ ввести в Синод В.Д. Красницкого при условии, что Патриарх Тихон не будет противиться. Е.А.Тучков пообещал Патриарху, что если он введет в состав Синода В.Д. Красницкого, то Синод будет зарегистрирован . 13 марта 1924 года Политбюро ЦК РКП (б), а 21 марта Президиумом ЦИК СССР было принято решение о прекращении следствия и закрытии дела Патриарха. 9 апреля 1924 г. Патриарха приняли А.И. Рыков и М.И. Калинин. Во время встречи Патриарх просил оказать содействие в легализации органов церковного управления. Он жаловался на преимущественное положение обновленцев, чьи органы управления зарегистрированы и которым, в отличие от приверженцев Тихона, разрешено созывать съезды, совещания. Патриарх обращал внимание на противоречие между существующим законодательством и практикой властей в отношении к его сторонникам и обратился с ходатайством о пересмотре дел высланных в административном порядке архиереев, представив список из 25 человек. Кроме того, Патриарх Тихон указал на незаконность налогового обложения духовенства и храмов, расходящегося с положениями законодательства. Эти же положения были повторены Патриархом в письмах Е.А. Тучкову.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

Иерей Михаил Ван Цюаньшэн ЖМП 7 июль 2015 /  26 августа 2015 г. 13:10 Иерей Михаил Ван Цюаньшэн 2 июня 2015 года после продолжительной болезни в Шанхае скончался старейший клирик Китайской Автономной Православной Церкви иерей Михаил Ван Цюаньшэн (27.01.1924–02.06.2015). В священном сане отец Михаил прослужил более 50 лет. С 1960-х годов проживал на покое, периодически принимая участие в богослужениях, совершавшихся в Шанхае и других городах Китайской Народной Республики. Ван Цюаньшэн родился 27 января 1924 года. Его детство и юность связаны с пребыванием в Шанхае святителя Иоанна (Максимовича), архиепископа Шанхайского, оказавшего влияние на выбор пути будущего клирика. Свое церковное служение он начал в Шанхайском кафедральном соборе во имя иконы Божией Матери «Споручница грешных». В 1958 году отец Михаил был рукоположен в священный сан епископом Шанхайским Симеоном (Ду). Труды пастыря памятны как русским эмигрантам в Шанхае, так и китайской православной общине, создававшейся усилиями русских и китайских архипастырей Шанхая. Церковное делание отца Михаила пришлось на годы создания Китайской Автономной Православной Церкви в сложных условиях, предшествовавших периоду гонений в эпоху так называемой культурной революции. Решение о закрытии Российской Духовной Миссии в Китае и даровании Китайской Православной Церкви статуса автономии было вынужденным, принятым во многом по политическим обстоятельствам, поскольку новое законодательство КНР требовало независимости религиозных общин Китая. Сохраняющаяся поддержка из СССР носила всё более ограниченный характер в силу трудностей хрущевского времени. Саму же Китайскую Церковь ожидали суровые испытания «культурной революции», когда всякая религиозная жизнь в стране была фактически поставлена вне закона. Отец Михаил встал на путь исповедничества и пережил «кампанию по перевоспитанию» в трудовых лагерях. Гонения периода «культурной революции» сделали невозможной полноценную церковную жизнь, однако отец Михаил поддерживал огонь веры среди православных китайцев и в этих стесненных обстоятельствах: совершал частные молитвы на дому, сохранял контакты с оставшимися в живых клириками Китайской Церкви, ожидая изменения ситуации в стране. С наступлением периода реформ и открытости отец Михаил получил разрешение на проживание в Шанхае, однако открытое церковное служение было невозможно.

http://e-vestnik.ru/obituaries/ierey_mih...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Игум. сщмч. Назарий (Лежава) с семьей. Фотография. 1924 г. (Лежава), Герман Джаджанидзе, Иерофей Николадзе, Симеон Мчедлидзе, Виссарион Кухианидзе, священномученики Грузинской Православной Церкви (ГПЦ), расстрелянные 2 сент. 1924 г. в окрестностях Кутаиса (пам. груз. 14 авг.). Прославлены в лике святых 18-19 сент. 1995 г. на заседании Собора ГПЦ, состоявшемся в патриаршем соборе Светицховели (Цкаро (Источник). 1996. 29/30. С. 55). Священномученик Назарий (Лежава Нестор Андреевич) [груз. ], митр. Кутаисско-Гаенатский, род. 4 янв. 1870 г. в с. Джихаиши Кутаисского у. и губ. в семье свящ. Андрея Лежавы и Евфимии Григорьевны Чхенкели. Неск. поколений его предков были священнослужителями. Таинство Крещения совершили его дед, свящ. Николай Маркозович Лежава, и псаломщик Лука Бибилеишвили. Крестным отцом был житель Джихаиши дворянин Е. И. Гогоберидзе ( Гвенетадзе. 2015. С. 95). В 1886 г. окончил Кутаисское ДУ, в 1892 г.- Тифлисскую ДС (ДВГЭ. 1892. 12. С. 10). Вспоминая время, проведенное в уч-ще, еп. Назарий писал: «С младенчества я был воспитан в вере в Бога и желании служить ему. Мне было 8 лет, когда я по своим наклонностям вместо обычной школы попал в духовную школу, где в течение 12 лет учился богословию и осваивал идеи служения. Летние каникулы я проводил в прекрасном, как Эдем, месте, в Гелатском монастыре. В этом кругу под руководством моего незабвенного дяди иеромонаха Ясона я проникался духом и традициями «ангельской жизни», которая привлекала меня с детства» (Сакартвело. 1918. 225. С. 3). По окончании ДС Нестор повенчался с Александрой Ивлиановной (фам. неизв.). 13 февр. 1893 г. еп. Имеретинский свт. Гавриил (Кикодзе) рукоположил его во диакона. 21 февр. о. Нестор был рукоположен во иерея и определен на служение в Спасскую ц. с. Хони. 14 дек. 1894 г. награжден набедренником. 1 сент. 1897 г. назначен зав. хонской церковноприходской школой и учителем богословия. 13 июня 1897 г. награжден бронзовой медалью «За труды по первой Всеобщей переписи населения». Получил также памятную медаль имп. Александра III. 14 февр. 1899 г. на заседании Имеретинской епархии избран депутатом от духовенства благочиннического округа. В 1900 г. награжден скуфьей (НА Грузии. Ф. 489. Оп. 1. Д. 65141. Л. 71). В 1900 г. о. Нестор потерял жену, в скором времени скончались двое его детей. Потеря семьи тяжело отразилась на молодом священнике. По благословению своего духовника он решил отправиться на учебу в Россию ( Чичинадзе. 1916. С. 307).

http://pravenc.ru/text/2564632.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Кощунство в сердце России и забота о нерадивых 24.09.2015 1684 Время на чтение 4 минуты Как известно, 14 августа 2015 г., в первый день строгого Успенского поста христоненавистники учинили богохульную выставку т.н. авангардистов 60-70-х годов минувшего века «Скульптуры, которые мы не видим». Ах, как много потеряли невидевшие столь высокого искусства! Господь наш Иисус Христос, которому поклоняются сотни миллионов верующих, изображен в самом непотребном виде, даже без набедренной повязки. Пречистая Богоматерь представлена черным призраком со светящимися глазами на макушке. Голова Иоанна Крестителя дана в виде стилизованной куклы на тарелке. Глумливо изображено Распятие. Возмущенные столь дерзким кощунством, миряне из движения «Божья воля» во главе с Дмитрием Цорионовым выразили протест малым действием, разбив тарелку с куклой, кощунственно имитирующей голову Иоанна Предтечи и ободрав несколько кусков линолеума с жуткой хулой на Спасителя. Скульптор, чьи работы возмутили православных, - это ныне покойный Вадим Абрамович Сидур (1924-1986), которого почитатели-либералы именуют «известным советским авангардистом». Добавим также: и известным порнографом. Половые органы занимают главное место в его «творчестве». Несколько лет назад изваяния-карикатуры на Иисуса Христа и другие кощунства были выставлены на обозрение во дворе Музея современного искусства, что на Покровке, как раз напротив Высоко-Петровского монастыря. Священник отец Виктор Кузнецов из радиостудии «Радонеж» призвал верующих в тот же день (часа через три после обращения) придти во двор пресловутого Музея помолиться и пропеть анафему христоборцам. В жаркий июльский день нас собралось человек 20. Но той самой особенно возмутительной карикатуры на Спасителя уже не было. Церетели каким-то образом проведал о нашем мероприятии и оперативно убрал изваяние от греха подальше. Были сняты и еще 2-3 пасквиля. Что ж, мы оценили «усердие» Церетели и вместо анафемы просто помолились с батюшкой во дворе Музея.

http://ruskline.ru/special_opinion/2015/...

Какой он, преподобный Паисий Святогорец? Наверно, это и есть главный ответ на вопрос, каким он был. Всё время стремящимся ко Христу. 20 января, 2015 Наверно, это и есть главный ответ на вопрос, каким он был. Всё время стремящимся ко Христу. 13 января 2015 года старец Паисий, чьи поучения очень любимы православными христианами в России, Священным Синодом Вселенского Патриархата причислен к лику святых Православной Церкви «Хочу оставить монаха» Преподобный Паисий родился в 1924 году в семье, из которой происходил еще один греческий святой — преподобный Арсений Каппадокийский. Он и дал будущему старцу имя при крещении — Арсений. Родители хотели назвать ребенка в честь деда — Христос. Однако преподобный Арсений сказал: «Хорошо, вы хотите оставить кого-то, кто пошел бы по стопам деда. А разве я не хочу оставить монаха, который пошел бы по моим стопам?». Уже в детстве Арсений был уверен в своем будущем пути. Когда его спрашивали, кем он станет, когда вырастет, он с твердостью отвечал: «Монахом». В школьные годы он много читал Священное Писание и жития святых, собрал целую коробку житий. Даже если Он был просто Человеком… Старец Паисий вспоминал один эпизод из своего детства: «С одиннадцатилетнего возраста я читал жития святых, постился и совершал бдения. Мой старший брат отбирал у меня жития и прятал их. Но ему не удалось добиться своего. Я уходил в лес и продолжал читать. Тогда один из друзей моего брата, Костас, сказал ему: “Я тебе его исправлю”. Костас пришел к нам в дом и начал рассказывать мне теорию Дарвина. Тогда я поколебался и решил: “Пойду помолюсь, и если Христос — Бог, то Он явится мне, чтобы я перестал колебаться в вере. Он даст знак — тенью, голосом или чем-то подобным”. Э, настолько в те годы у меня хватало ума. Уединившись, я начал класть поклоны и молиться несколько часов подряд. Но я ничего не увидел и не услышал. Совершенно выбившись из сил, я остановился. Тут я вспомнил одну сказанную Костасом фразу: “Я признаю, что Христос был Человеком выдающимся — праведным, добродетельным. Его соплеменники позавидовали Его добродетели и осудили Его на смерть”. Тогда я решил: “Раз Христос был таким, то — даже если Он был просто Человеком — Его стоит полюбить, послушаться и принести себя в жертву ради Него”». Связь с главштабом и с Богом

http://pravmir.ru/kakoy-on-prepodobnyiy-...

Корнилий (Якобс), митр. Таллинский и всей Эстонии. Фотография. 2015 г. (Якобс Вячеслав Васильевич; 19 июня 1924, Таллин - 19 апр. 2018, Таллин), митр. Таллинский и всея Эстонии. Отец до революции 1917 г. был офицером, участвовал в гражданской войне в армии ген. Н. Н. Юденича. Мать происходила из старинного рус. ревельского купеческого рода. С детства прислуживал в таллинской ц. Рождества Пресв. Богородицы (Казанской). В 1943 г. окончил рус. гимназию в Таллине. В том же году начал служить псаломщиком в таллинской ц. Рождества Пресв. Богородицы. С 1944 г. исполнял послушание иподиакона временно управлявшего Таллинской епархией РПЦ Нарвского и Изборского архиеп. Павла (Дмитровского ; с марта 1945 архиепископ Таллинский и Эстонский). 19 авг. 1945 г. рукоположен архиеп. Павлом во диакона к таллинской ц. Рождества Пресв. Богородицы (Казанской). В 1947 г. поступил в Ленинградскую ДС. 8 февр. 1948 г. Таллинским и Эстонским еп. Исидором (Богоявленским) рукоположен во иерея к эстонско-рус. приходу св. Марии Магдалины в г. Хаапсалу. Одновременно окормлял приходы в с. Вяйке-Ляхтру, на мызе Мяэмыйза близ с. Синалепа и на о-ве Вормси. Одним из его духовников был свящ. (впосл. протоиерей) Михаил Ридигер, отец буд. патриарха Алексия II . В 1951 г. окончил заочно Ленинградскую ДС. В том же году из-за болезни супруги, к-рой было необходимо переменить климат, подал прошение о переводе в Вологодскую епархию. Служил в Вологде в кафедральной ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы. В его доме собиралась верующая интеллигенция, в т. ч. молодежь. 27 февр. 1957 г. был арестован УКГБ по Вологодской обл. по обвинению в «антисоветской агитации» (т. о. следствием было представлено хранение правосл. лит-ры и беседы с верующими на религ. темы). Постановлением Судебной коллегии Вологодского областного суда от 15/16 мая того же года приговорен к 10 годам лишения свободы; заключение отбывал в исправительно-трудовых колониях в пос. Сосновка, затем в пос. Явас Зубово-Полянского р-на Мордовской АССР («Дубравлаг»). Постановлением Президиума Верховного суда от 8 июня 1960 г. срок заключения свящ. В. Якобсу был сокращен до 5 лет, 12 сент. того же года он был условно-досрочно освобожден. Реабилитирован 14 окт. 1988 г.

http://pravenc.ru/text/Корнилия ...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОКОНСКАЯ ИКОНА [груз. ], историческая святыня Грузинской Православной Церкви. Согласно груз. историческим источникам, в 1030 г. визант. имп. Роман III Аргир (1028-1034) выдал замуж за груз. царя Баграта IV свою племянницу Елену, в приданое которой дал святыни - гвоздь Креста Христова и О. и. ( Георгий Кедрин. 1963. С. 55; Вахушти Багратиони. 1973. С. 144). О. и. заняла важное место в жизни груз. царей: они приносили перед иконой клятвы и обеты, поручались ею в грамотах (кровопролития, купли-продажи, жалованных и т. д.) (документы XVII-XVIII вв.: НЦРГ. Hd 5303, 5305, 5306, 6107, Sd 546; Алимбарашвили. 2012. С. 135-136). Поскольку ни в одном из исторических источников нет сведений относительно изображения на иконе, ученые по-разному идентифицировали ее. Триптих с композицией Деисус (слоновая кость, X-XI вв.) до 1924 г. хранился в Оконской церкви во Фронском ущелье, затем перенесен в Гос. музей г. Цхинвали. В 1992 г. образ был украден, вывезен за границу. В 2001-2004 гг. находился в Женеве, в 2004 г. правительство Грузии приобрело его на аукционе Christie " s, в наст. время хранится в ГМИГ ( Хускивадзе. 2004. С. 47). Оконское Распятие (чеканка, XIV в.; включены частицы мощей и гвоздь Креста Христова; украшено драгоценными камнями). В 1724 г. Распятие было вывезено царем Картли Вахтангом VI в Россию, в кон. XIX в. потомок царя графиня Толстая передала Распятие своей родственнице, игумении мцхетского монастыря Самтавро Нине. После ее смерти Распятие было передано груз. историко-этнографическому об-ву. В 1921 г. ученый прав. Евфимий Такаишвили вместе с др. груз. ценностями вывез его в Париж, в 1945 г. Распятие было возвращено и помещено в ГМИГ. Деисус (чеканка, 2-я пол. XVI в.), вклад в Оконскую церковь сына царя Имерети Баграта III Константина († 1587), ныне хранится в ГМИГ. Создан под влиянием триптиха из слоновой кости ( Месхи. 2015. С. 37). Деисус (живопись, XVI-XVII вв.), из Оконской церкви г. Гори, ныне в Историко-этнографическом музее г. Гори. Икона Божией Матери (живопись, XIX в.; хранилась в Спасо-Преображенском соборе г. Лысково Нижегородской епархии, ныне утрачена) ( Алимбарашвили. 2012. С. 29).

http://pravenc.ru/text/2578253.html

Новосибирск Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… 55.030204; 82.92043 Россия, Новосибирск Новосибирск, Новосибирская область Россия Монастырь в честь Иоанна Предтечи Новосибирск — административный центр Сибирского федерального округа, Новосибирской области и входящего в её состав Новосибирского района; также город является центром Новосибирской агломерации — крупнейшей в Сибири. Торговый, деловой, культурный, промышленный, транспортный и научный центр федерального значения. Основан в 1893 году, статус города получил в 1903 году. Численность населения — 1 567 087 чел. (2015). Содержание Православие в Новосибирске [ править править код ] До 1834 года приходы, находившиеся на территории нынешней Новосибирской Епархии, духовно окормлялись Тобольскими архиереями. В 1834 году была учреждена Томская Епархия. Храмы, находившиеся на территории нынешней Новосибирской области, вошли в состав этой Епархии. В начале 1917 года на территории нынешней Новосибирской области находилось более 300 храмов, молитвенных домов и часовен, в которых служило более 700 священно- и церковнослужителей. Почти в каждом приходе имелась церковно-приходская школа (а иногда и не одна), благотворительные учреждения, библиотеки. Революция и гражданская война нарушили мирное течение приходской жизни, многие священники были убиты, некоторые храмы закрыты и сожжены, или разрушены. В феврале 1922 г. было учреждено Новониколаевское викариатство Томской Епархии. Епископом Новониколаевским был назначен преосвященный Софроний (Арефьев +1937). В конце 1922 года епископ Софроний был арестован. Его арест позволил утвердиться в Новониколаевске обновленцам. Город становится центром Сибирской обновленческой митрополии. Практически все приходы Новониколаевской губернии переходят в юрисдикцию обновленческих архиереев-раскольников. В сентябре 1924 года архимандрит Никифор (Асташевский) рукоположен во епископа Новониколаевского. С его приездом в Новониколаевск началось массовое возвращение духовенства вместе с прихожанами из обновленческого раскола.

http://azbyka.ru/palomnik/Новосибирск

У его раки сменяют друг друга в нескончаемом потоке паломники из многих стран и молят святого быть предстателем за них пред Господом 8 февраля. ПРАВМИР. Состоялось причисление к Диптиху святых Иоанна Нового Хозевита (1913–1960) в священном монастыре святых Иоанна и Георгия Хозевитов. Божественную литургию возглавил Патриарх Иерусалимский Феофил, сообщает  Агентство новостей Румынской Патриархии «Базилика» Решение о канонизации преподобного Иоанна Иакова Нямецкого было принято осенью 2015 года. Синод Румынской Православной Церкви в 1992 году включил его в Собор местночтимых святых. Житие Иоанна Иакова Нямецкого 23 июля 1913 году у верующих крестьян Максима и Екатерины Якоб из села Крайничень родился мальчик. Он был крещен с именем Илья. Вскоре после родов Екатерина заболела и умерла. Воспитание сироты вязала на себя его бабушка, которая научила его с раннего детства искренне молиться, соблюдать посты и ходить в церковь. Его отец был призван и отправлен на фронт, где он сражался за освобождение находившихся под иноземным владычеством соотечественников-румын. Он пал на поле битвы. В сентябре 1920 года мальчик пошел в начальную школу родного села. В 1924 году умерла бабушка Ильи. Мальчика взял к себе в дом старший брат отца, который заботился о нем вплоть до его поступления в монастырь. Дядя определил его сначала в гимназию «Михаил Когэлничану» в местечке Липскань, а затем — в лицей «Дмитрий Кантемир» в Козмень; в 1932 году Илья выдержал экзамен на аттестат зрелости в Черновицах. Илья принял решение отправиться в Нямецкий монастырь и избрал для себя монашескую стезю. Это было на праздник Успения Божией Матери в августе 1933 года, когда ему только что исполнилось 20 лет. Тогдашний настоятель монастыря епископ Никодим (Мунтяну), будущий митрополит Молдавский, а затем Патриарх Румынский, принял его в монашескую братию и назначил ему послушание в монастырской аптеке. В 1934 году он был призван в армию, в 29 пехотный полк, расквартированный в Дорохое. Ему было поручено ухаживать за больными в лазарете части.

http://pravmir.ru/ierusalimskiy-patriarh...

Экспозиция охватывает три десятилетия скрытной жизни подпольных общин ЖМП 10 октябрь 2015 /  9 декабря 2015 г. 14:25 Тайное и явленное ПЕРВАЯ ЭКСПОЗИЦИЯ МУЗЕЯ ВЫСОКО-ПЕТРОВСКОГО МОНАСТЫРЯ РАССКАЗЫВАЕТ О ПОДПОЛЬНЫХ ОБЩИНАХ, ДЕЙСТВОВАВШИХ В ОБИТЕЛИ В 1920-1950-Е ГОДЫ Смыслы. Скит над городом «Мы не хотели рассказывать ни об истории Церкви в этот период, ни о политике советской власти в ее отношении, — говорит организатор и соавтор (вместе с руководителем Научно-издательского центра " Индрик " Константином Вахом) экспозиции старший научный сотрудник Центра истории религии и Церкви Института всеобщей истории Российской академии наук Алексей Беглов. — Наша выставка скорее о внутренней жизни монастыря того времени, о том, как строились и развивались тайные общины, какие духовные узы связывали их членов, в соответствии с какими принципами они сохраняли аскетическую традицию. Высоко-Петровский монастырь не был первым, где после революции возникли подобные объединения православных христиан. Известно как минимум о двух петроградских обителях, где тайные монашеские общины существовали уже в 1922 году. Но опыт Высоко-Петровского монастыря, где такие сообщества начинают складываться с 1924–1926 годов, уникален по двум причинам. Во-первых, сейчас уже хорошо известны детали их устроения, благодаря тому, что советское время сумели пережить некоторые их члены, успевшие передать ценнейшие сведения современному поколению исследователей. Во-вторых, тайные общины Высоко-Петровского монастыря беспрецедентны по величине. Число тайных пострижеников одновременно достигало двухсот ­человек». Только синодик самого известного духовника Петровской обители — отца Игнатия (Лебедева) — насчитывал около четырех сотен имен духовных чад. Небольшая по площади (всего лишь один из залов верхней анфилады Нарышкинских палат, освобожденных недавно съехавшим отсюда Государственным литературным музеем), экспозиция тем не менее вместила несколько уникальных экспонатов. Прежде всего это мемориальное наследие двух из четырех канонизированных отцов Высоко-Петровского монастыря — преподобномучеников Феодора (Богоявленского) и Игнатия (Лебедева).

http://e-vestnik.ru/history/podpolnye_mo...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010