Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОКОНСКАЯ ИКОНА [груз. ], историческая святыня Грузинской Православной Церкви. Согласно груз. историческим источникам, в 1030 г. визант. имп. Роман III Аргир (1028-1034) выдал замуж за груз. царя Баграта IV свою племянницу Елену, в приданое которой дал святыни - гвоздь Креста Христова и О. и. ( Георгий Кедрин. 1963. С. 55; Вахушти Багратиони. 1973. С. 144). О. и. заняла важное место в жизни груз. царей: они приносили перед иконой клятвы и обеты, поручались ею в грамотах (кровопролития, купли-продажи, жалованных и т. д.) (документы XVII-XVIII вв.: НЦРГ. Hd 5303, 5305, 5306, 6107, Sd 546; Алимбарашвили. 2012. С. 135-136). Поскольку ни в одном из исторических источников нет сведений относительно изображения на иконе, ученые по-разному идентифицировали ее. Триптих с композицией Деисус (слоновая кость, X-XI вв.) до 1924 г. хранился в Оконской церкви во Фронском ущелье, затем перенесен в Гос. музей г. Цхинвали. В 1992 г. образ был украден, вывезен за границу. В 2001-2004 гг. находился в Женеве, в 2004 г. правительство Грузии приобрело его на аукционе Christie " s, в наст. время хранится в ГМИГ ( Хускивадзе. 2004. С. 47). Оконское Распятие (чеканка, XIV в.; включены частицы мощей и гвоздь Креста Христова; украшено драгоценными камнями). В 1724 г. Распятие было вывезено царем Картли Вахтангом VI в Россию, в кон. XIX в. потомок царя графиня Толстая передала Распятие своей родственнице, игумении мцхетского монастыря Самтавро Нине. После ее смерти Распятие было передано груз. историко-этнографическому об-ву. В 1921 г. ученый прав. Евфимий Такаишвили вместе с др. груз. ценностями вывез его в Париж, в 1945 г. Распятие было возвращено и помещено в ГМИГ. Деисус (чеканка, 2-я пол. XVI в.), вклад в Оконскую церковь сына царя Имерети Баграта III Константина († 1587), ныне хранится в ГМИГ. Создан под влиянием триптиха из слоновой кости ( Месхи. 2015. С. 37). Деисус (живопись, XVI-XVII вв.), из Оконской церкви г. Гори, ныне в Историко-этнографическом музее г. Гори. Икона Божией Матери (живопись, XIX в.; хранилась в Спасо-Преображенском соборе г. Лысково Нижегородской епархии, ныне утрачена) ( Алимбарашвили. 2012. С. 29).

http://pravenc.ru/text/2578253.html

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie /03.10.2004/Переписка по поводу неканонических действий митрополита Иринупольского Константина (Багана) В 1995 году Константинопольский Патриархат принял в свою юрисдикцию в сущем сане иерархов так называемой " Украинской автокефальной православной церкви в США и диаспоре " , которую ныне возглавляет митрополит Иринупольский Константин (Баган). Как известно, у истоков этой церковной структуры стоял священник Василий Липковский, который в 1921 году в Киеве был незаконно " рукоположен " в " митрополиты " священниками, диаконами и мирянами с грубым нарушением священных канонов, согласно которым для возведения в сан епископа требуется участие двух других епископов (Ап. 1; Антиох. 19; 1 Всел. 6). Не имея благодати епископства, " митрополит " Василий Липковский " рукоположил " других " епископов " и " священников " , к которым восходит история неканонической церковной группы, принятой в общение Константинопольской Церковью. Указанное деяние Константинопольского Патриархата вызвало возражения со стороны Русской Православной Церкви, которые были изложены в письме Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия Святейшему Патриарху Константинопольскому 1308 от 18 мая 1995 года. Святейший Патриарх Алексий, в частности, выражает глубокую скорбь в связи с действием братской Церкви, которое " находится в полном противоречии с каноническим порядком устроения церковной жизни и представляет собой попрание соборного начала в отношениях между Поместными Православными Церквами (III Всел. 8; Ант. 9; Ап. 12, 16; Сард. 13; Карф. 32; Двукр. 15 и пр.) " . Позиция Русской Православной Церкви обусловлена: 1. Отсутствием ясного свидетельства представителей так называемой " Украинской автокефальной православной церкви в США и диаспоре " об осуждении ими " самосвятства " 1921 года и порожденных им нарушений в каноническом строе Православной Церкви.

http://mospat.ru/archive/86408-03-10-200...

Вознесенский кафедральный собор Алматы, где впервые в 2004 году было совершено богослужение в честь Собора Казахстанских святых ЖМП 12 декабрь 2023 /  11 января 2024 г. 13:00 Антиминс под открытым небом В минувшем 2023 году исполнилось 15 лет со дня установления празднования в честь Собора новомучеников и исповедников Казахстанских. Более двух сотен человек были канонизированы. Тех, кто пострадали за веру в годы богоборчества на Казахстанской земле и не прославлены, значительно больше. Патриарх Алексий II , посетив в 1995 году Казахстан, назвал этот многострадальный край «антиминсом, распростертым под открытым небом». В древних тюркских степях, где в прошлом не было ни одного явленного святого, благодаря страданиям многих архиереев, священников, монахов и мирян родилась Церковь мучеников и исповедников Казахстанских, которая именуется в посвященной им службе «Пустынной невестой Агнца Божия». PDF-bepcuя. Первомученик на землях Казахстана Епископ Семиреченский и Верненский Пимен (Белоликов) был назначен викарием Туркестанской епархии в июле 1917 года. Его тепло встретили в городе Верный (до 1921 года так назывался город Алма-Ата) духовенство и горожане. Владыка возобновил в Народном доме воскресные дневные чтения для прихожан, на которых говорил о бедствиях революционного времени, объяснял опасность атеистической идеологии и беззаконных преобразований, происшедших вследствие переворота. В связи с возведением на Патриарший престол святителя Тихона (Беллавина) в декабре 1917 года владыка Пимен собрал в своих архиерейских покоях съезд верненского духовенства, посвященный осмыслению значимости этого ­события. После установления власти Советов в марте 1918 года в городе Верном началась Гражданская война. Архипастырь организовал церковное шествие с иконами и колокольным звоном и сам стал во главе его, направляясь с народом к месту расположения казаков, где отслужил молебен и призвал к миру. В Светлую седмицу 1918 года он провел еще два массовых крестных хода от кафедрального собора города к храмам казачьих станиц с призывом к миру. Верненский архиерей одновременно подавал пример истинной гражданской ответственности, организовав помощь голодающим детям.

http://e-vestnik.ru/analytics/antimins_e...

Закрыть itemscope itemtype="" > К истории одной " померанчовой " фальсификации: ООН про Великий голод 1932-1933 годов в Украине (Holodomor) 07.02.2005 386 Время на чтение 18 минут 5 февраля 2005 года по каналам всех информагенств России и Украины прошло сообщение о том, что " в конгресс США внесен проект резолюции , которая позволит правительству Украины установить в Вашингтоне памятник жертвам Голодомора 1932-1933 годов " (ЛигаБизнесИнформ). В американский конгресс внесен проект резолюции, которая позволит правительству Украины установить в Вашингтоне памятник жертвам Голодомора. Если документ будет одобрен конгрессом, то под мемориал будет выделен участок земле в центре Вашингтона, которая является федеральной собственностью. К сбору средств на сооружение памятника приобщится и украинская община, которая длительное время добивается, чтобы конгресс США и Организация Объединенных Наций признали голод в Украине 1932-1933 годов, от которого погибли, по меньшей мере, 7 миллионов украинских крестьян, геноцидом, сообщает Deutsche Welle. Еще в 1986 году американский конгресс назначил специальную комиссию, которая расследовала причины голода и пришла к заключению, что действия тогдашнего советского руководства могут быть приравнены к геноциду. Однако официально признать украинский Голодомор геноцидом конгресс США так и не смог. 10 декабря 2004 года в Киеве, в помещении Межрегиональной академии управления персоналом (МАУП) состоялась 3-я международная научная конференция " Голодоморы в Украине: геноцид и сопротивление " . Кстати, померанчовые историки насчитывают в истории Украины три голодомора: 1921-22, 1932-33 и 1946-47 годов. Среди известных украинских докладчиков - певцов голодоморов Левка Лукьяненка, Ивана Белебехи, Владимира Улянича, Александра Неживого и других имен представителей международной общественности отмечено не было. Главной темой конференции стала повстанческая борьба против геноцида . Правда, в докладе Станислава Гримблата, профессора Харьковского института МАУП, - эта тема была подвергнута серьезному сомнению.

http://ruskline.ru/analitika/2005/02/07/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Лихие годы русского православия Возможность воссоединения Церкви в России и за рубежом по-прежнему остается под вопросом 21.04.2004 344 Время на чтение 6 минут Об авторе: Алексей Львович Беглов - кандидат исторических наук. Русский церковный раскол ХХ века, приведший к возникновению Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ), - только одно из звеньев в цепи трагических событий, потрясавших нашу страну в ушедшем столетии. Он непосредственно связан с массовым исходом из страны русских после поражения Белой армии в Гражданской войне. Вместе с отступившими войсками в Турцию прибыли клирики Русской Церкви: военные священники Белой армии, епископы южнорусских и украинских епархий. Русские беженцы нуждались в срочной материальной помощи и духовном окормлении. Чтобы координировать деятельность русских священников в эмиграции, бывший глава военного духовенства врангельской армии архиепископ Вениамин (Федченков) предложил создать эмигрантское церковное управление по образцу того, что действовало на " белом " юге России. 2 декабря 1920 года по согласованию с представителем Константинопольского Патриархата (но без согласия Патриарха Тихона) епископы-эмигранты заявили об образовании Временного высшего русского церковного управления за границей. Спустя год, 21 ноября 1921 года, в югославском городе Сремские Карловцы открылось Общецерковное заграничное собрание, позднее переименованное в Русский Всезаграничный Церковный Собор. Он стал важной вехой в истории русского церковного зарубежья. Среди примерно сотни его членов были 30 участников монархического съезда русской эмиграции, приглашенных председателем Собора митрополитом Антонием (Храповицким). Так, послание " Чадам Русской Православной Церкви в рассеянии и изгнании сущим " гласило: " Да укажет Господь пути спасения и строительства родной земли... да вернет на всероссийский престол... законного православного царя из дома Романовых " . А через некоторое время канцелярия закрывшегося Собора от его имени обратилась к Генуэзской конференции: " Народы мира! Пожалейте наш благородный по сердцу народ русский, попавший в руки мировых злодеев!.. А лучше помогите честным русским гражданам. Дайте им в руки оружие... и помогите изгнать большевизм... "

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2004/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Собор надежд и разочарований 22.05.2008 336 Время на чтение 11 минут В последние дни болгарские средства массовой информации активно комментируют итоги состоявшегося на минувшей неделе Шестого Церковно-Народного Собора Болгарской Православной Церкви. Портал Богослов.Ru предлагает вниманию читателей аналитический обзор принятых Собором решений. Церковно-Народный Собор является высшим законодательным органом Болгарской Православной Церкви (БПЦ). При этом особенностью развития Церкви в Болгарии во второй половине XIX - ХХ вв было то, что Соборы эти созывались лишь в исключительных случаях. Так за период с 1870 по 1997 год состоялось лишь четыре Церковно-Народных Собора (1871, 1921-22, 1953, 1997). Несмотря на то, что в Уставе БПЦ, принятом в 1953 году, предусматривался созыв Соборов раз в четыре года, эта норма в условиях коммунистического режима не была реализована. Лишь Четвертый Церковно-Народный Собор, работавший в Софии со 2 по 4 июля 1997 года, принял специальное решение сделать наконец созывы Соборов регулярными. И действительно, Пятый Церковно-Народный Собор состоялся через четыре года - в 2001 году. Однако созыв Шестого Церковно-Народного Собора, который предполагалось провести в 2005 году, неоднократно откладывался. В результате он был созван лишь в мае 2008 года, то есть спустя почти семь лет после предыдущего церковного форума. В результате Шестой Церковно-Народный Собор стал первым Собором, проводимым после принятия в Болгарии нового Закона о вероисповеданиях (2003) и преодоления раскола, омрачавшего церковную жизнь более десяти лет (1992-2004). Уже сам этот факт обусловил повышенное внимание журналистов к церковному форуму. Кроме того накануне открытия Собора в СМИ просочились слухи, что на Соборе ожидается добровольная отставка Патриарха Максима по состоянию здоровья. Также еще до начала Собора было известно, что делегаты займутся исправлением Устава БПЦ, многие нормы которого явно устарели. Начало работы Собор открылся 14 мая в Рильском ставропигиальном мужском монастыре. На открытии присутствовал Президент Болгарии Георгий Прванов. В своем обращении к участникам Собора он назвал Святейшего Патриарха Максима " истинным стражем Болгарской Православной Церкви " . Эти слова Президента окончательно развеяли слухи о возможной отставке Патриарха. Приезд Прванова в Рильский монастырь явился еще одной демонстрацией нынешней болгарской властью своей солидарности с канонической БПЦ. Напомним, что прежний президент Болгарии Петр Стоянов приглашал на официальные государственные мероприятия (в том числе и на собственную инаугурацию) исключительно раскольнических иерархов. После прихода к власти Г. Прванова государство отказалось от поддержки раскольников, и именно благодаря активному вмешательству власти в церковный конфликт раскол был преодолен.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

Кунгур. Иоанно-Предтеченский женский монастырь. Карта и ближайшие объекты Иоанно-Предтеченский монастырь, общежительный, в городе Кунгуре. Основан в 1868 году из существовавшей с 1822 года женской общины. При нем школа и приют для девочек-сирот духовного звания. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году». Монастырь возник как женская монашеская община при Предтеченской церкви города в 1825 г., официально статус общины получил в 1851 г., в монастырь преобразован в 1868 г. К нач. ХХ в. крупный монастырь с большим хозяйством, с территорией, застроенной каменными корпусами. Действовали приют и училище. Закрыт женский монастырь в 1921 г. Возрождение монастыря благословлено Священным Синодом в 2004 г. 12 мая 2005 г. был создан Устав и зарегистрирована религиозная организация Иоанно- Предтеченский женский монастырь. С 2009 г. началось возрождение женского монастыря в Кунгуре и только в 2015 г. он полностью перешел в руки монахинь. Кунгурская Иоанно-Предтеченская женская община была утверждена в 1851 году. Попечителем общины стал кунгурский купец А.Г. Пиликин, который в течение 15 лет руководил строительными работами на территории монастыря, занимающей квартал между улицами Гоголя (ранее – Острожной), Красной (ранее – Алексеевской), Ленина (ранее – Успенской). В 1850-е годы был построен первый келейный корпус, в котором позднее были устроены домовые церкви в честь иконы Владимирской Богоматери (1858 г.) и в честь Великомученика Пантелеймона и Симеона Верхотурского чудотворца (1879 г.). В 1860 году были построены: второй корпус – для женского духовного училища, третий корпус – под приют для девочек-сирот (на средства А.С. Губкина). Четвертый корпус возвели в 1869 году, пятый – в 1870 году. В 1868 году община была переименована в женский Иоанно-Предтеченский монастырь. В 1903–1914 годах велось строительство каменной Иоанно-Предтеченской монастырской церкви с приделами Иверской Богоматери и Серафима Саровского. Освящение главного храма состоялось 21 сентября 1914 года. 22 и 23 сентября были освящены придельные храмы.

http://sobory.ru/article/?object=36234

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАННИКИЙ (Соколовский Феодосий Семенович; 1889, с. Мигалки Радомысльского у. Киевской губ.- 15.01.1938, Куйбышев (ныне Самара)), архиеп. бывш. Омский, деятель лубенского и григорианского расколов . Из семьи диакона. Окончил Киевскую ДС и КДА. Принял монашество с именем Иоанникий, был рукоположен во иерея. По некоторым сведениям, служил священником при екатеринославском Свято-Тихвинском жен. мон-ре. В 1916-1917 гг. военный священник. 3 нояб. 1921 г. хиротонисан во епископа Бахмутского (иногда также именовался епископом Донецким или Задонским). Стал викарием Екатеринославской епархии, нек-рое время по поручению Патриарха свт. Тихона исполнял обязанности временно управляющего епархией. Имеются сведения об арестах И., о пребывании его в екатеринославской тюрьме. Не ранее осени 1922 г. назначен свт. Тихоном временно управляющим Харьковской епархией вместо высланного Харьковского еп. Нафанаила (Троицкого ; впосл. митрополит). Впосл. И. заявлял, что активно боролся с обновленчеством , вернул в Патриаршую Церковь 700 приходов в Харьковской губ., 140 приходов в бывш. обл. Войска Донского и 70 приходов в Таганрогском окр. При этом в Харькове у православных к 1924 г. оставалось всего 3 действующих храма. Был возведен в сан архиепископа. Получил известность как яркий проповедник. По воспоминаниям современников, «в повседневной жизни был далеко не строг в нравственном отношении» ( Феодосий (Процюк), митр. 2004. С. 281). Харьковский клир и прихожане обращались к Патриарху с жалобами на недостойное поведение И. 8 сент. 1924 г. свт. Тихон назначил управляющим Харьковской епархией хиротонисанного епископом Сумским сщмч. Константина (Дьякова ; впосл. митрополит), а И. в дек. того же года получил назначение на Омскую кафедру. Архиепископ не выполнил патриаршего предписания и остался в Харькове. С толпой сторонников он захватил храм во имя Жен-мироносиц, являвшийся тогда кафедральным. В Екатеринославе сторонники И., воспользовавшись арестом и высылкой в Москву Екатеринославского архиеп. Владимира (Соколовского-Автономова) , также захватили неск. храмов. И. организовал свои «выборы» архиепископом «Екатеринославским и Донецким». 19 (по др. данным, 16) февр. 1925 г. Патриарх Тихон запретил И. служение в Екатеринославской и Харьковской епархиях. 25 марта это запрещение было подтверждено. Управляющим Омской епархией был назначен архиеп. Виктор (Богоявленский) .

http://pravenc.ru/text/577990.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КИПРИАН [полное имя Тасций Цецилий Киприан; лат. Thascius Caecilius Cyprianus] (ок. 200-210, Сев. Африка - 14.09.258, Карфаген), сщмч. (пам. 31 авг.; пам. католич. 14 и 16 сент.; пам. лютеран. 14 и 16 сент.; пам. англикан. 15 сент.), еп. Карфагенский, выдающийся деятель и учитель древней Церкви. Биографические источники Основными источниками биографических сведений о К. являются его сочинения, в особенности письма, а также Житие (CPL, N 52; BHL, N 2041), составленное вскоре после смерти К. его другом и сподвижником диак. Понтием ( Hieron. De vir. illustr. 68). О последних днях жизни К. повествуют мученические Акты (CPL, N 53; BHL, N 2037-2040). Сведения о К. сохранились у писателей IV-V вв. блж. Иеронима Стридонского ( Hieron. De vir. illustr. 67), блж. Августина Аврелия ( Aug. Serm. 309-312), свт. Григория Богослова ( Greg. Nazianz. Or. 24) и Пруденция ( Prudent. Perist. 13//PL. 60. Col. 569-580), хотя последние 2 автора отождествляют К. с др. святым - сщмч. Киприаном Антиохийским († 304) (см.: Delehaye. 1921). Жизнь К. род. в Сев. Африке, вероятнее всего в Карфагене (см.: Cypr. Carth. Ep. 7; здесь и далее нумерация по крит. изд., ср. табл. соответствий А. Г. Дунаева ( Сагарда. 2004. С. 701-704) и А. Р. Фокина ( Фокин. 2005. С. 353-354); Pontius. Vita. 15; Suda. K. 445), в богатой и знатной языческой семье, владевшей большими имениями в городе и его окрестностях. После обучения «свободным искусствам» (bonae artes - Pontius. Vita. 2), гл. обр. риторике, К. быстро приобрел в Карфагене славу оратора и учителя красноречия, собиравшего вокруг себя приверженцев (clientes) и восторженных почитателей ( Cypr. Carth. Ad Donat. 3-4). Существует также предположение, что К. был юристом и даже членом карфагенской курии (см.: Evers. 2006. S. 138; Cyprian of Carthage. 2010. P. 35-36). Однако пустота и безнравственность жизни языческого общества не удовлетворяли запросам буд. святителя, к-рый долгое время находился в духовных поисках, в сомнениях и во внутреннем борении с собой ( Cypr. Carth. Ad Donat. 3-4; Aug. Serm. 312. 2). Наконец, он встретил христ. пресвитера по имени Цецилий или Цецилиан, под влиянием к-рого познакомился со Свящ. Писанием и вскоре обратился в христианство ( Cypr. Carth. Ad Donat. 6-13; ср.: Fredouille J.-C. L " humanité vue d " en haut (Cyprien, «Ad Donatum», 6-13)//VChr. 2010. Vol. 64. N 5. P. 445-455; Haykin M. A. G. The Holy Spirit in Cyprian " s «To Donatus»//EvQ. 2011. Vol. 83. N 4. P. 321-329). В память о встрече с пресв. Цецилием К. стал носить его имя.

http://pravenc.ru/text/1684710.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Библиография. «Фома» – июнь 2011 15 мин., 24.06.2011 1 страница обложки – портрет Юрия Вяземского, известного тележурналиста, писателя, члена Патриаршего совета по культуре (фото Владимира Ештокина). См. рубрику «Интервью номера» (С.10-15). Пролог: (на заставке – фото Владимира Ештокина) Георгий Иванов. « В глубине, на самом дне сознанья …». Стихотворение//Фома. - – июнь 2011 . – С.2. – (рубрика « Пролог »). См. также: Опечатка . Рубрика «Пролог» («Фома», 6(98), июнь 2011 года). Редакция приносит извинения за ошибку, допущенную в тексте стихотворения Георгия Иванова. В последней строчке надо читать: « Странными глазами на меня»//Фома. - – август 2011. – С.97. – (рубрика « Отклики »).   Содержание : С. 3. Письма :   Письма о детстве . Подборка писем и цитат//Фома. - – июнь 2011. – С.4-6. – (рубрика « Письма »). В подборку включены: Евангелие от Матфея 18:3 . Цитата: «Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное». – С.4; Жестокая правда жизни / Дмитрий , г. Калуга. – С.4; Протопресвитер Александр Шмеман (1921-1983). Цитата: «”Будьте как дети” - это значит “будьте открыты вечности”»… - С.4; Клайв Льюис (1898-1963). Цитата: «Детство мы тратим впустую, желая стать взрослыми…». – С.4; Гилберт Честертон (1874-1936). Цитата: «Жизнь серьезна всегда. Но жить всегда серьезно – нельзя». – С.4; Мушкетер короля / Константин , 25 лет. – С.4-5; Антуан де Сент-Экзюпери (1900-1944), Маленький принц. Цитата: «Взрослые очень любят цифры…». – С.5; Иван Шмелев (1873-1950), « Лето Господне». Цитата: «…Я стою на коленках и не могу понять, что же читает батюшка…». – С.5; Зебровые сережки / Ольга , Москва, 25 лет. – С.5-6; 1 Послание к Коринфянам 14:20 . Цитата: «Братия! Не будьте дети умом…». – С.6; Наталья Трауберг (1928-2009). Цитата: « “Будьте как дети” – это очень широкие слова…». – С.6; Протоиерей Дмитрий Дудко (1922-2004). Цитата: «О, если бы достигнуть той веры и той детской радости…». – С.6;

http://foma.ru/bibliografiya-foma-6-98-i...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010