Астанайская Основана 04.05.1871 (по др. 02.03.1870 – неверно, это дата синодального определения, а не утверждения Императором). Выделена из Оренбургской епархии. Местопребывание – в г. Верный (с 1921 г. – Алма-Ата). Православный центр в Средней Азии учреждается в Ташкенте, а Верненская (Алма-Атинская) кафедра обращается в викарную Ташкентской и Туркестанской епархии, под именованием Семиреченской и Верненской. Позднее вновь самостоятельная. Именовалась: c 12.11.1871 – Туркестанская и Ташкентская; с 1916 г. – Семиреченская и Верненская; Верненская; с 1921 г. – Алма-Атинская; Апма-Атинская и Казахстанская; с 09(22)11.1990 – Апма-Атинская и Семипалатинская; с 18(31)03.1999 – Астанайская и Апма-Атинская (Определение Св. Синода от 18(31)03.1999: «Принимая во внимание столичный статус города Астаны, выделить город Астану из епархиального окормления Преосвященного епископа Чимкентского и Акмолинского ... и передать в управление Преосвященному архиепископу Алмаатинскому и Семипалатинскому..., которому определяется титул «Астанайский и Алмаатинский»), Определением Св. Синода от 24.04(07.05)2003 образован Митрополичий округ с включением трех епархий – Астанайской и Алма-Атинской, Уральской и Чимкентской. Викарные кафедры: Фрунзенская, Петропавловская, Актюбинская. 12.11.1871 26.11.1877 31.12.1877 06.08.1883 Александр Кульчицкий 06.08.1883 21.11.1892 Неофит Неводчиков 21.11.1892 18.02.1895 Григорий Полетаев 18.02.1895 19.06.1897 28.06.1897 09.11.1897 09.11.1897 18.12.1902 Аркадий Карпинский 18.12.1902 20.01.1906 20.01.1906 25.06.1912 Димитрий кн. Абашидзе 25.06.1912 16.12.1916 Иннокентий Пустынский 21.01.1917 03.07.1917 08(21)09.1918 28.05(10.06)1919 Софроний Арефьев ранее 01(14)09.1921 04.1922 24.01(06.02)1927 10.1926 04(17)10.1929 08(21)08.1929 21.03(03.04)1930 27.11(10.12)1932 21.08(03.09)1933 04(17)07.1936 04(17)07.1936 06(19)08.1937 23.05(05.06)1945 12(25)10.1955 11.1955 18(31)05.1956 18(31)05.1956 01(14)03.1957 01(14)03.1957 08(21)02.1958 07(20)02.1958 15(28)08.1958 26.11(09.12)1958

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > НЭПу 100 лет: плюсы и минусы реформы Проблемы вековой давности актуальны и сегодня 10.03.2021 632 Время на чтение 6 минут Противоречивая эпоха: грозная, тревожная, но и притягательная X съезд РКП (б), проходивший с 8 по 16 марта 1921 года, провозгласил новую экономическую политику – НЭП. В. Ленину пришлось доказывать в жёсткой партийной дискуссии необходимость реставрации элементов капитализма, чтобы снять общественную напряжённость, укрепить союз рабочих и крестьян («смычку города и деревни»), вывести страну из разрухи, восстановить хозяйство. Социальная цель – обеспечить лучшие условия для построения социалистического общества, не дожидаясь мировой революции. НЭП был нацелен и на восстановление внешнеполитических связей, преодоление международной изоляции. Что удалось, что нет? В чём уроки НЭПа? Владислав Иноземцев, доктор экономических наук, директор Центра исследований постиндустриального общества Не все уроки выучили В марте 1921 года, находясь в паническом настроении после Кронштадтского восстания, поднятого самыми, казалось бы, преданными их сторонниками, большевики были вынуждены пойти в борьбе за коммунизм на «организованное отступление» и частично вернуться к экономической целесообразности: заменили продразвёрстку продовольственным налогом, реприватизировали мелкие предприятия, провели денежную реформу и восстановили свободу торговли. Результаты впечатляли: темпы экономического роста в 1921–1926 годах составили в среднем 18% в год, сбор зерна вырос в 2,1 раза, превысив показатели 1913-го. История НЭПа и его судьба известны. Но сейчас, в ситуации, когда ещё долго придётся сравнивать экономические показатели с нашим собственным «тринадцатым годом» (пусть и 2013-м), подсчитывая не только достижения, но и потери посткрымской эпохи, хотелось бы поговорить о его уроках. Некоторые из них выучены, а некоторые и нет. НЭП начала ХХ века был резво начат и быстро свёрнут. К «НЭПу» начала XXI века Россия прошла долгий путь: я бы сказал, что он занял период с 1985 до 2000 года – только к этому времени были созданы приемлемые условия для бизнеса, достигнута финансовая стабилизация, введена плоская шкала подоходного налога, и отход от этой политики также выглядит сейчас более постепенным. И в том и в другом случае реформы были начаты из-за неспособности централизованного государства силовым образом обеспечить экономический рост при нарастающем обнищании населения. И в том и в другом случае введение понятных правил игры привело к резкому ускорению хозяйственного развития. И тогда, и ныне исповедовалась идеология госкапитализма, предполагавшая сосуществование созданных правительством монополий с относительно конкурентным сектором, с которым власти скорее мирились, чем сотрудничали.

http://ruskline.ru/opp/2021/03/10/nepu_1...

Кажется, ни одна новозаветная книга, не привлекала к себе за последнее десятилетие такого внимания исследователей, как Апокалипсис. Не считая специальных монографий, и, с другой стороны, толкований, не имеющих самостоятельного научного значения, каковы, например, книги Loisy 1 и Couchoud 2 , за эти годы вышли тома, посвященные Апокалипсису в Etudes Bibliques, в International Critical Commentary, в комментарии Zahn " a и в Handbuch " e Lietzmann " a. И то, что все эти работы появились как раз в наше время, едва ли случайно. Выпуская в свет после двадцати пяти лет подготовительных исследований свой большой комментарий, Charles отмечал в предисловии, что появляется он «после разрушения величайшего заговора силы против права, какой только имел место в истории мира, и, в то же время, после величайшего исполнения пророчества Апокалипсиса» (Т. I., стр. XV). Апокалипсис для Charles " a «a book for the present day». Те же мысли мы встречаем и у Allo 3 . Правда, для западных толкователей, если не считать беглого и, может быть, случайного замечания Zahn " a, 4 «апокалиптическое» содержание нашей эпохи ограничивается мировой трагедией Великой войны... Вышеупомянутым четырем работам, и будет посвящен настоящей обзор. Это – ALLO., Е. В. St. Jean. L " Apocalypse. (Etudes Bibliques). Paris, Gabalda 1921 gr. 8 , стр. 6 б. н. – CCLXVIII † 376. CHARLES, R. H. A critical and exegetical Commentary on the Revelation of St. John, with introduction, notes andices, also the Greek text and Englisch translation (The International Critical Cimmentary), Edinburgh 1920, 8, vol, стр. CXCII †373 vol. II, стр. VIII  † 498. ZAHN, Theodor. Die Offenbarung des Johannes (Kommentar zum Neuen Testament, heraugegeben von Th. Zahn, Band XVIII Leipzig-Erlangen, 8 . Erste bis dritte Auflage. Erste Halite 192, Кар. 1–5 mit ausfuhrlicher Einleitung стр. 4. б.н. † 346. Zweite Halfte. 1926, Кар. 6–22, стр. 2 б. н. † 347 – 633. LOHMEYER, Ernst, Prof. zu Breslau. Die Offenbarung des Johannes (Handbuch zum Neuen Testament, herausgegeben von Hans Lietzmann. 16). Tubingen (Mohr). 1926, gr. 8, стр. 4 б. н. † 203. 5

http://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobr...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИТТЕЛЬ [нем. Kittel] Герхард, (23.09.1888, Бреслау, ныне Вроцлав, Польша - 11.07.1948, Тюбинген), нем. протестант. исследователь НЗ, сын известного гебраиста и текстолога ВЗ Рудольфа Киттеля . В 1913 г., защитив докт. диссертацию, К. стал преподавателем Кильского, а затем Лейпцигского ун-та. В 1921 г. получил профессорскую кафедру НЗ в Грайфсвальде, в 1926 г.- в Тюбингене и в 1939 г.- в Вене (работал до отставки в 1945). В 20-х гг. XX в. К., уже будучи профессором НЗ, проходил научную стажировку по иудаике в раввинских учебных заведениях. Первые научные работы К. посвящены исследованию иудейской апокрифической лит-ры межзаветного периода (Оды Соломона, 1914) и связей иудейского и раннехрист. богословия I в. (Павел в Талмуде, 1920; Проблемы палестинского позднего иудейства и раннее христианство, 1926; Иисус и иудеи, 1926). Его приглашали читать лекции в англ., швед., дат. и австр. ун-ты. Труды К. были посвящены иудейской и христ. лит-ре новозаветного периода. Анализируя притчи и изречения Иисуса Христа, он усматривал их близость к соответствующим сентенциям раввинов I в. В работах К. тех лет прослеживалась явная тенденция к примирению христианства с иудаизмом. Критикуя антисемитизм своих коллег, он подчеркивал важность иудео-христианского сотрудничества, отмечая укорененность всей христ. культуры и этики в феномене ветхозаветного благочестия и нравственных поучениях. Более того, Евангелие НЗ есть, с т. зр. К., систематическое и универсальное толкование евр. Библии. Т. о., ультралиберальные идеи К. были у опасной черты, за которой стирались границы между ветхозаветным иудейством и христианством. Конечно, будучи христ. богословом, К. не подвергал сомнению превосходство христианства над иудаизмом, но это превосходство он усматривал скорее в этической, чем в онтологической, сфере и вообще считал бесплодными споры о сравнительных достоинствах 2 религий. В 1928 г. К. стал инициатором подготовки и издания фундаментального Богословского словаря Нового Завета. Первые тома этого словаря выходили под его редакцией в 30-х гг. XX в. (Theologisches Wörterbuch zum Neuen Testament. Stuttg., 1932-1979. Bd. 1-10; англ. пер.: Theological Dictionary of New Testament. 1964-1976. Vol. 1-10). В этом энциклопедическом труде принимали участие практически все ведущие немецкие специалисты по НЗ и языкам Библии. Словарь, известный каждому исследователю НЗ как «Словарь Киттеля», доныне является одним из важнейших пособий по НЗ, т. к. в нем проанализировано каждое слово греческого текста НЗ с т. зр. его понимания у античных авторов, в Септуагинте, в сочинениях авторов эллинистического иудейства (Филон Александрийский, Иосиф Флавий), в корпусе канонических книг НЗ, в произведениях раввинов и в христ. письменных памятниках II в.

http://pravenc.ru/text/1841155.html

И.П. Медведев Археологический институт им. Η. П. Кондакова (Seminarium Kondakovianum) По материалам архивов Праги 2641 Семинарий (с 1931 г. Археологический институт) им. Η. П. Кондакова – одно из наиболее значительных русских научных учреждений за границей – возник благодаря помощи Чехословацкой республики. В 1920-е гг. Прага стала третьим по значению, после Парижа и Берлина, центром русской эмиграции. В начале 1921 г. Чехословацкая республика в лице ее президента Т. Г. Масарика, 2642 министра иностранных дел Э. Бенеша 2643 и его ближайшего помощника, В. Гирсы, 2644 разработала государственный план помощи России, известный в истории как Русская вспомогательная акция. «Русская акция», осуществлявшаяся в широких масштабах до 1926 г., материально поддерживала русских эмигрантов, научные, учебные и культурные учреждения и печатные органы. 2645 Благосклонное отношение чехословацкого правительства к русским эмигрантам долгое время питали как восходящая к началу века сильная русофильская традиция, так и надежда на то, что советская власть в России долго не продержится и в скором времени будет заменена демократической системой. В 1927 г., когда исчезли надежды на скорое возвращение России к демократической системе и вследствие начавшегося в стране экономического спада, кредиты на «русскую акцию» стали сокращаться. В скромных размерах ее финансирование продолжалось до середины 30-х гт. В начале 20-х гг. около тысячи студентов получили возможность закончить свое образование в Чехословацкой республике. Для их обучения в 1921–1922 гг. в Чехословакию были приглашены не меньше 500 профессоров и преподавателей, в том числе около 70 человек приехали из других центров эмиграции; профессорами Карлова университета были избраны В. А. Францев, Е. А. Ляцкий, А. А. Кизеветтер, Н. Л. Окунев, А. М. Новиков. 2646 В конце 1922 г. по приглашению Карлова университета в Прагу из Софии приехал выдающийся византинист и историк искусства академик Никодим Павлович Кондаков (1844–1925). 2647 Инициаторами его переезда в Прагу были профессор Карлова университета Л.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Список сокращений и терминов ARA [Ара] (от англ. American Relief Administration – Администрация Американской Помощи), негосударственная организация в США, осуществлявшая с 1919 г. до конца 1930-х гг. гуманитарную помощь, пострадавшим от большевизма, странам Европы. Анархисты (от греч. безвластие), представители различных партий и толков, объединенных общей идеологией, в основе которой лежит ликвидация любых форм принудительного управления, в том числе, государственной власти. На смену последней, по мнению анархистов, должно прийти добровольное сотрудничество индивидов, основанное на личной заинтересованности, взаимопомощи, добровольном согласии и ответственности всех участников социальных отношений. Антанта (от фр. согласие), военно-политический союз России, Англии и Франции, созданный в противовес «Тройственному союзу» во главе в Германией и Австро-Венгрией. Войска Антанты принимали участие в Первой мировой войне и военных действиях на территории бывшей Российской Империи после 1917 г. Батумская ЧК, образована в марте 1921 г., в январе 1922 г. реорганизована в Чрезвычайную комиссию при СНК АССР Аджаристан, в сентябре 1926 г. – в Государственное политическое управление при СНК АССР Аджаристан. ББК, см. Беломорско-Балтийский канал (в Топографическом указателе). Британский конгресс тред-юнионов, руководящий орган английского профсоюзного движения. Создан в 1868 г. представителями горнодобывающих, машиностроительных, транспортных и прочих профессиональных союзов. Бундовцы, представители Всеобщего еврейского рабочего союза в Литве, Польше и России (на идиш БУНД – союз), лево-социалистической партии, возникшей в начале 1890-х гг. В октябре 1917 г. бундовцы выступили против установления власти большевиков, однако, в 1919 г. признали ее, разочаровавшись в деятельности других политических движений. В марте 1921 г. на территории России партия самоликвидировалась, часть ее членов вступила в РКП(б). Противники этого решения, наряду с представителями других оппозиционных движений, были подвергнуты репрессиям.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

III. Миссионерская работа в Англии (1933–1939) 1. Начало работы по сближению между англиканской и православной церквями (Н.М. Зернов) Моя первая встреча с англиканами в 1923 году произвела на меня такое сильное впечатление, что я тогда же начал убеждать руководителей Британского Студенческого Христианского Движения созвать специальный англо-православный съезд. Моё предложение, как я описывал в шестой главе первой части, было решительно отклонено. В Англии в то время мало кто интересовался русской Церковью и едва ли кто верил, что она переживёт выпавшее на её долю гонение. В 1925 я снова был в Англии, на этот раз в Манчестере, на огромном студенческом съезде, и снова убедился в необходимости встречи между православными и англиканами. Опять мои усилия не привели к желаемым результатам. Моя третья и успешная попытка была сделана в Дании. Туда я попал летом 1926. Сначала я участвовал в интерконфессиональном съезде, организованном Христианским Союзом молодых Людей (У.М.С.А.) в Финляндии. Я никогда раньше не был так далеко на севере. Мне полюбились его мягкие убегающие краски и долгие не умирающие закаты. Близость России волновала, когда наш пароход шёл из Ревеля в Гельсинфорс, я всё время смотрел на восток, надеясь увидать низкие берега родины. Съезд в Гельсинфорсе имел более 2000 членов, представлявших 45 стран. Я был гостем на нём, меня интересовала главным образом основная цель этой мощной организации, которая имела в Америке более 500 платных секретарей. В некоторых русских кругах У.М.С.А. считалась масонской и враждебной Церкви. Я убедился в необоснованности подобных подозрений. Её руководители находили вдохновение, как стало ясно мне, в христианстве. Это особенно сильно звучало в речах Джона Мотта, генерального секретаря. Запомнилось мне также выступление знаменитого архиепископа упсальского Натана Содерблома (1866–1931). Он рассказал, как, будучи студентом, он встретил Джона Мотта (1865–1955), молодого американца, горевшего идеей международного объединения студентов для евангелизации всего мира. Эта встреча навсегда определила путь жизни Содерблома и сделала его пионером экуменического движения. В 1925 году, уже будучи архиепископом, он созвал в Стокгольме всемирную конференцию по вопросам практического христианства, которая явилась важным этапом на пути создания в 1949 году Мирового Совета Церквей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

В.В. Бычков Глава XII. Апокалиптические видения авангарда Ощущение глобального кризиса культуры и искусства, перехода их в какое-то новое качество особо остро выразилось в искусстве авангарда начала 20 века и русского авангарда в частности. Развернутому анализу процессов, происходивших в художественной культуре минувшего столетия христианской эры, я посвятил специальное исследование «Художественный Апокалипсис Культуры», которое ожидает своего выхода в свет. В настоящем же издании я ограничусь только одним аспектом авангардного искусства, который имеет прямое отношение к нашей теме. А именно речь пойдет о духовных поисках искусства, уже выходящего или вышедшего за духовное поле христианства, но за неимением новых духовных идеалов еще прочно опирающегося на христианские или близкие к ним духовные парадигмы в достаточно свободной интерпретации. Я остановлюсь здесь на трех крупнейших фигурах русского и мирового авангарда – основоположнике абстрактного искусства Василии Кандинском, создателе супрематизма Казимире Малевиче и крупнейшем русском теоретике и практике футуризма Велимире Хлебникове. Все они так или иначе вышли из христианской культуры и, еще помня о своей духовной родине и остро ощущая какие-то принципиально новые интенции времени, устремились на поиски новых путей духовно-художественного бытия культуры. Василий Кандинский Духовное измерение искусства Свою философию искусства крупнейший живописец 20 века Василий Васильевич Кандинский (1866–1944) изложил в ряде книг и статей, главными среди которых являются «О Духовном в искусстве» (1911), «Ступени» (1918), «Точка и линия на плоскости» (1926), а также работы, опубликованные в альманахе «Синий всадник» и других зарубежных изданиях, ибо с 1897 года Кандинский жил в Германии, а с 1933-го – во Франции, за исключением периода с 1915 по 1921 год, проведенного по преимуществу в России. В этих работах Кандинский пытался осознать смысл искусства, и своего в том числе, и передать это понимание зрителям своих картин, которые, как крайне новаторские для того времени, естественно, не вызывали однозначной оценки. Одну из главных целей своих теоретических сочинений он видел в том, чтобы пробудить в читателях «способность восприятия духовной сущности в материальных и абстрактных вещах». Эта цель до сих пор остается крайне актуальной в культуре, а значимость многих суждений русского живописца сегодня, пожалуй, еще более существенна, чем в начале минувшего столетия.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/rus...

Виктор Василенко Василенко Виктор Михайлович (1905–1991) – поэт, искусствовед. Родился в потомственной военной семье. Оба деда – генералы. Прадед по отцовской линии – герой Плевны и Шипки. Детство прошло в Петербурге, с 1921 года жил в Москве. Окончил отделение искусствоведения исторического факультета МГУ (1926–1930). С 1934 года преподавал в Художественно-промышленном училище, с 1942 года – в МГУ. В 1960–1970-е годы его знали в основном как искусствоведа, крупнейшего специалиста по народному творчеству. Первая поэтическая книжка «Северные строки» вышла в «Советском писателе» в 1991 году, в нее вошли в основном лагерные стихи, о которых он писал в предисловии: «В августе 1947 года я, преподаватель Московского университета, был арестован, мне было предъявлено дикое обвинение: участие в подготовке покушения на Сталина. Когда я был взят, мне исполнилось сорок лет, увидел же я свободу лишь в дни своего пятидесятилетия. То время, жесткое и страшное, всегда неотрывно со мною. Я стараюсь забыть его, но это не удается. Врата памяти – железные и тяжкие – приоткрывают мне страну, где были потеряны надежды, а дыхание смерти, казалось мне, было всегда недалеко, и я, засыпая на нарах в душном, переполненном людьми бараке, никогда не знал, проснусь ли я завтра. Когда я оказался там – на Печоре, а потом в Заполярье, я был уже немолод, только дух поддерживал меня, но главное, в чем я находил опору и благодаря чему я выжил, – была поэзия». Тем не менее даже в эту последнюю прижизненную поэтическую книгу, как и в три предыдущих сборника, не вошли религиозные стихи Виктора Василенко, которые он писал как в лагере, так и до лагеря, после лагеря. Они впервые увидели свет только в тонюсенькой книжечке «Высокая чаша», изданной в 2000 году в серии «Русская духовная поэзия», представив самый заветный уголок души Виктора Василенко. К этому времени в книге второй третьего тома Собрания сочинений Даниила Андреева были опубликованы воспоминания Василенко «Далекие ночи», в которых он подробно рассказывал об одном из самых громких послевоенных «дел» – «деле Даниила Андреева». Эти воспоминания дополняют стихи, воссоздают видимое и невидимое в них, внешнюю и внутреннюю стороны его жизни. Остается только выразить благодарность Борису Романову, записавшему воспоминания и издавшему стихи Виктора Василенко как одно из важных свидетельств духовной жизни прошедшей эпохи. Воспоминания можно прочитать в указанном томе Даниила Андреева, есть они и в Интернете, а часть стихов публикуется в нашей антологии.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Вернуть России русскость Если в России не русская нация, а бесхребетная «российская», то с кем объединяться русским? 16.08.2021 11105 Время на чтение 14 минут Всё нижесказанное тем более актуально в связи с приближающимся 30-летием Беловежского сговора, развалившего великую Империю, правопреемницу Российской империи – Советский Союз. СССР был Россией-Русью в инобытном состоянии. Да, со своими, не свойственными традиционной России, чертами, как атеизм, разделение народа на классы, уничтожение через коллективизацию общинности и аграрной силы страны, чрезмерный интернационализм, обезличивание значения русского народа, потребительское отношение к государствообразующему народу. Отдельный вопрос — мина замедленного действия в виде права выхода республик из состава единого государства. Как известно, Сталин выступал против ленинс кого «союзного» деления, но после смерти Ленина, обладая неограниченными властными возможностями, почему-то не предпринял мер по ликвидации ленинского «федерализма», посчитав, видимо, как большевик, что могучая партия является достаточной скрепой. Кстати, именно в 20-х, начале 30-х годов бурным цветом процветает национализм в союзных республиках и автономиях РСФСР. Закрепление искусственного разделения триединого русского народа фактически осуществлено переписью населения 1926 года. Именно с тех времен пошло смешение понятий «русский» и «великоросс», что до сих пор будоражит «прогрессивную общественность» и даёт неограниченный простор для спекуляций в понимании русского народа. Под русскими стали понимать великороссов. И до сих пор кому-то угодно сужать понятие «русские» до уровня, понимаемого в исторической России, как «великороссы». В 1921 году (разговоры об этом были с 1918 года) большевиками было громогласно заявлено о существовании «украинской национальности» и обязанности коммунистов развивать украинскую культуру как альтернативу русской. До этого, в 18 году, была осуществлена передача исконно русских земель Украине - Новороссии, Харькова, Донбасса и других территорий.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/08/16/ve...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010