[  назад  ] Епархии Русской Православной Старообрядческой церкви Киевская и всея Украины Ермоген (Перфилов) (23 июня 1907 - 22 февраля 1915) Флавиан еп. Новозыбковский (1915-?) Рафаил (Воропаев) (1921- 24 октября 1937) Вениамин (Теодорович) (1946-1954) Иринарх (Вологжанин) (1956 - 19 октября 1973) Евтихий Иоанн (Витушин) (22 марта 1988 - 1992) Саватий (Козко) (декабрь 1993 - 8 июля 2016) Никодим (Ковалев) (11 декабря 2016 - 2 ноября 2022) Кишинёвская и всея Молдавии Иоанн (Моржаков) (1945 - 19 февраля 1961) Никодим (Латышев) (1961 - 22 октября 1971)1971-1986 управляющий) Тимон (Домашов) (18 мая 1986 - 22 февраля 1991) Зосима (Еремеев) (1994 - 2003) Евмений (Михеев) (2 января 2005 - Пермская епархия Геннадий (Беляев) (9 января 1857 - 7 декабря 1862) (арестован) вакантна 1862-1864 Константин (Коровин) Оренбургский (январь - 3 мая 1864) (управляющий) Затем объединена с Тобольской Тобольская и всея Сибири епархия (1862-1933) Савватий (Левшин) (6 декабря 1862 - 10 октября 1882) Мефодий (Екимов, он же Кузнецов) (15 октября 1885 - август 1892) (арестован, формально до 10 мая 1894) Антоний (Поромов), епископ Тобольский и Колыванский (14 июля 1894 - август 1899), епископ Пермский и Тобольский (август 1899 - 19 сентября 1918) Иоанникий (Иванов) (21 ноября 1920 — 30 мая 1930) Амфилохий (Журавлев) (1930-1933) (также временнно управляющий в 1918-1920) (арестован, убитв заключении 1 ноября 1937) Новосибирская и всея Сибири епархия Силуян (Килин) (18 октября 1992 - 5 ноября 2021) Казанско-Вятская епархия(1856-1930-е и 2001- 22 октября 2014 года из состава Казанско-Вятской епархии в состав Самарской и Саратовской епархии была передана территорию Республики Мордовия. Пафнутий (Шикин) (1856-1873) Иоасаф (Зеленкин) (28 марта 1893 - 27 марта 1912) Александр еп. Рязанский (1912-1914) управляющий Филарет (9 марта 1914 - 1930-е) Андриан (Четвергов) (май 2001 - 12 февраля 2004) Корнилий (Титов) (8 мая - 23 октября 2005) (управляющий до 5 августа 2011) Евфимий (Дубинов) (7 августа 2011 - Костромская и Ярославская епархия

http://hierarchy.religare.ru/h-orthod-st...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАВЕЛ АНТИОХИЙСКИЙ [Булус ар-Рахиб аль-Антаки; араб.      ] (XII-XIII вв.?), еп. г. Сидон (Сайда, Ливан), правосл. арабоязычный богослов. Жизнь Сведения о жизни П. А. крайне отрывочны и могут быть почерпнуты из его трудов и колофонов содержащих их многочисленных рукописей, а также из единичных упоминаний о нем у некоторых араб. авторов, как христианских, так и мусульманских. Не подлежит сомнению, что П. А. был мелькитом и происходил из Антиохии, откуда одно из его именований - аль-Антаки (Антиохийский). Другое же - ар-Рахиб (Монах) - является, вероятно, указанием на принадлежность к иноческому чину, а не родовым именем ( Nasrallah. Histoire. Vol. 3. T. 1. P. 257). По предположению П. Хури, П. А. нек-рое время был насельником мон-ря св. Симеона Столпника в окрестностях Антиохии (Paul d " Antioche. 1964. Р. 17). Не вызывает сомнений факт его епископства в Сидоне - на древней кафедре Антиохийского Патриархата, подчиненной митрополиту Финикии Приморской, центром которой был Тир (Сур). Период, на который приходилась лит. активность П. А., можно установить лишь приблизительно. В качестве terminus a quo принимается 1027 г., когда были записаны «Собеседования» восточносир. еп. Илии бар Шинайи , которые П. А. цитирует без указания имени автора в «Послании к другу-мусульманину» (Ibid. P. 13). Terminus ad quem устанавливается на основании датировок рукописей, содержащих произведения П. А., при допущении, согласно к-рому ряд из них появился еще при жизни автора. Древнейший из дошедших до нас манускриптов (Sinait. arab. 531), включающий «Послание к другу-мусульманину» и часть трактата «О единобожии и ипостасном соединении», датируется 1232 г. (Paul d " Antioche. 1964. P. 10; Teule. 2005. P. 93), к-рый, т. о., можно принять в качестве terminus ad quem. Исследователи Хури, Л. Массиньон, Ж. Трупо, М. Х. Сиддики и Х. Шальфун относят деятельность П. А. к XII в. (Paul d " Antioche. 1964. P. 16-18; Massignon L. Le signe marial//Rythmes du monde. Bruges, 1948. Vol. 3. P. 12; Troupeau. 1971. P. 8; Siddiqi. 1986. P. 33; Chalfoun. 2009. P. 283), Л. Шейхо, Л. Бюффа и Г. Граф - к XIII в. (Vingt traités. 1920. P. 2; Lettre de Paul. 1903. P. 388; Graf. Geschichte. Bd. 2. S. 73), Ж. Насралла и С. Х. Самир - к кон. XII - нач. XIII в. ( Nasrallah. Histoire. Vol. 3. T. 1. P. 259; Samir. 1993. P. 179). Автором нач. XIII в. его считает С. Х. Гриффит (Paul of Antioch. 2014. P. 216). Х. Тойле приходит к выводу, что епископство и лит. деятельность П. А. должны быть отнесены либо к 1027-1110 гг., либо к 1187-1210 гг., при этом он отдает предпочтение 2-й пол. XI - нач. XII в. ( Teule. 2005. P. 94). Творения

http://pravenc.ru/text/2578543.html

[  назад  ] Польскокатолическая церковь Глава церкви - Управляющий Епископ. Краткая история церкви Уже в 1920 году американская Польская национальная католическая церковь начала свою деятельность на исторической родине, открывая приходы и присылая для работы с поляками независимых священников. В 1924 году была создана первый полноценный приход в кракове и Краковская епархия ПНКЦ, которая охватывала территорию всей Польши. В межвоенное время государство церковь не признало. Во время второй мировой войны церковь потеряла 14 из 52 священников. Также нацисты заставили церковь отделиться от ПНКЦ (после войны происходит воссоединения). Однако до 1946 года церковь действовала нелегально, а на Синоде 11 декабря 1951 года Польскокатолическая церковь отделилась от материнской ПНКЦ, для управления церковью было создано 3 епархии. На тот момент в Польше было 88 приходов, 116 священников. На данный момент церковь насчитывает 81 приход и примерно 50 тысяч верующих. Глава церкви о. Юзеф Доброхольский (1951) Эугениуш Крегелевич (1951-1958) Максимилиан Роде (1958-1965) Юлиан Пенкала (Julian Pkala) (1965-1976) Тадэуш Маевский (1976-1994) Виктор Высочанский (1995- Епархии Краковско-Ченстоховская епархия (1924 - Леон Гроховский (1924-1930) Владислав Фарон (1928 - 1933) (епископ с 1930) Юзеф Падевский (1935 - 10 мая 1951) (до 26 августа 1936 - администратор) Эугениуш Крегелевич (1951-1958) Максимилиян Роде (Maksymilian Rode) (1958-1965) Юлиан Пенкала (Julian Pkala) (1965-1976) священник Антоний Петжик (Antoni Pietrzyk) (21 декабря 1978 - 8 июня 1986) Ежи Шотмиллер (Jerzy Szotmiller) (9 июня 1986 - 20 февраля 2003 и 2005 - 31 июля 2011) (с 29 июля 1979 - 9 июня 1986 епископ-суфраган епархии) Казимир Фонфара (Kazimierz Fonfara) (20 июня 2003 - июнь 2004) (администратор) Антоний Норман (Antoni Norman) (17 сентября 2011 - (с 13 июня 2023 - епископ-элект) Варшавская епархия (1928 - Антоний Наумчик (Antoni Naumczyk) () Юлиан Пенкала (Julian Pkala) (31 марта 1961 - 29 октября 1965) Тадэуш Маевский (Tadeusz Majewski) (10 июля 1966 - 1997) Виктор Высочанский (Wiktor Wysoczaski) (1975 - 27 апреля 2023) ( " избранный епископ " до посвящения в 1983) Вроцлавская епархия (1951 - священник Ежи Юзеф Осмульский (Jerzy Józef Osmólski) (1960-1963) Юлиан Пенкала (Julian Pkala) (1963-1965) Францишек Коц (Franciszek Koc) (10 июля 1966 -1968) священник Валериан Кежковский (Walerian Kierzkowski) (15 декабря 1968 - конец 1977) (с 21 июля 1971 епископ-элект, рукоположен не был) священник Антоний Петжик (Antoni Pietrzyk) (31 января 1978 - 21 декабря 1978) Веслав Солуцкий (1980-) (администратор 1980-1987, епископ с 1987) Зигмунд Коралевский (27 мая 1987 - 200,) - епископ-помошник [  назад  ]

http://hierarchy.religare.ru/h-nacion-pk...

Алексий (Симанский) 28.04.1913 хирот. во еп. Тихвинского, вик. Новгородской епархии; с февр. 1921 г. еп. Ямбургский, вик. Петроградской епархии; 1922–1925 в ссылке; с авг. 1926 г. архиеп. Хутынский; с 18.05.1932 митр. Старорусский; с 11.08.1933 митр. Новгородский; с 5.10.1933 митр. Ленинградский; с 1943 г. митр. Ленинградский и Новгородский; с 15.05.1944 патриарший Местоблюститель; с 4.02.1945 Патриарх Московский и всея Руси; † 17.04.1970. Пимен (Извеков) 17.11.1957 хирот. во еп. Балтского, вик. Одесской епархии; с 26.11.1957 еп. Дмитровский, вик. Московской епархии; с 23.11.1960 в сане архиепископа; с 16.03.1961 архиеп. Тульский и Белевский; с 14.11.1961 митр. Ленинградский и Ладожский; с 9.10.1963 митр. Крутицкий и Коломенский; с 18.04.1970 патриарший Местоблюститель; с 2.06.1971 Патриарх Московский и всея Руси; † 3.05.1990. Алексий (Ридигер) 3.09.1961 хирот. во еп. Таллинского и Эстонского; с 23.06.1964 в сане архиепископа; с 25.02.1968 в сане митрополита; с 29.07.1986 митр. Ленинградский и Новгородский, управ. Таллинской епархией; с 10.06.1990 Патриарх Московский и всея Руси. Аввакум (Боровков) 28.11.1922 хирот. во еп. Старо-Уфимского, вик. Уфимской епархии; расстрелян 15.10.1937. Августин (Беляев) 21.09.1923 хирот. во еп. Иваново-Вознесенского; с 1.10.1929 еп. Алмаатинский; с 1.04.1930 еп. Сызранский; с 1931 г. епархией не управ.; с 27.03.1934 еп. Калужский и Боровский; с 2.04.1936 в сане архиепископа; расстрелян 23.11.1937. Августин (Маркевич) 20.02.1992 хирот. во еп. Львовского и Дорогобычского. Августин (Петерсон) 29.03.1936 хирот. в сане митрополита Рижского и всей Латвии; с 1940 г. епархией не управ.; с 1946 г. в юрисдикции РПЦЗ; † 4.10.1955. Августин в 1927 г. упом. как еп. Луганский, принадлежал к «григорианскому» расколу. Аверкий (Кедров) с 27.06.1915 еп. Острожский, вик. Волынской епархии; с 1920 г. в сане архиепископа; с 1922 г. архиеп. Волынский и Житомирский; с 1929 г. в ссылке; расстрелян 27.11.1937. Авраамий (Дернов) 3.09.1923 хирот. во еп. Уржумского; с кон. 1923 г. епархией не управ.; с 22.02.1929 еп. Глазовский; с 1931 г. на покое; с 9.05.1935 еп. Глазовский (вторично); с 7.01.1937 в сане архиепископа; † 1939 г. в заключении.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Басил Хаджар (1886-1916) Атанасиус Хориаты (1916-1931) Нколас Нааба (1931-1946) Басил Хури (15 марта 1947 - 25 августа 1977) Михаэль Хаким (1977 - 1980) Игнаций Раад (9 сентября 1981 - 18 сентября 1985) Георг Кваитер (23 июля 1987 - 2006) Элиэ эль-Хаддад (2006- Архиепископство Босра и Хауран (1724- Кирил Сиаг (1763-1794) Атанас Матар (1794-1800) 1800-1836 - вакантно Кирил Фасфус (1836-1859) Игнатиус Аккави (1859-1870) Басил Хаджжар (1871-1887) Николас Кади (1889-1941) Петр Шами (1944-1967) Николас Нааман (1967-1982) Булос Нассиф Боркоче (14 июня 1983 - Архиепископство Дамаск (1724- Исидор Баттика (25 августа 1992 - ) - епископ помошник (еп.вакантна) Архиепископство Бейрут и Джибаиль (1736- Атанасиус Дахан (1736-1761) Базил Джалгаф (1763-1777) Игнатиус Сарруф (1778-1812) Феодосиус Бадра (1814-1821) Игнатиус Дахан (1822-1828) Агапиос Риаши (1828-1878) Мелетиос Факак (1881-1904) Атанасиус Савая (1905-1912) 1912-1921 - вакантно Басил Каттан (11 февраля 1921 - 5 августа 1933) Максим Саег (30 августа 1933 - 30 октября 1947) Филиппе Набаа (17 сентября 1948 - 17 августа 1967) Григорий Хаддад (9 сентября 1968 - 19 августа 1975) Хабиб Баша (23 августа 1975 - 23 ноября 1999) Иосиф Каллас (15 января 2000 - Архиепископство Хомс (4 марта 1849 - Грегори Ата (1849-1899) Флавиан Фури (1901-1920) Базил Хури (1920-1938) Атанасиус Тотунджи (1938-1961) Иоанн Бассоул (1962-1971) Дионисий Геит (1971 - 21 марта 1986) Ибрахим Нааме (20 августа 1986 - 2006) Исидор Баттиха (9 февраля 2006 - 6 сентября 2010) Жан-Абдо Арбах (23 июня 2012 - Архиепископство Латакия (28 апреля 1961 - Булос Ашкар (1961-1981) Мишель Яким (18 августа 1981 - 18 июля 1995) Николаи Саваф (14 января 2000 - Архиепископство Панас и Марджиюн (25 февраля 1886- Петер Гераириги (1886-1897) Клемент Маалуф (1901-1944) Лавандиос Килзи (1944-1951) Атанас Ах-Хаер (28 июля 1951 - 2 ноября 1984) Николас Хадж (3 ноября 1984 - 18 сентября 1985) о.Габриэль Рашед (1985-1989) - апостольский администратор Антони Хаек (19 июля 1989 - 2006) Георг Хаддад (2006 - Архиепископство Триполли и Ливана (21 марта 1897 -

http://hierarchy.religare.ru/h-uniate-me...

7. 8. 9. Норман Альфред Лессер (1947-1971) 10. Пол Альфред Ривс (1971-1979) Питер Аткинс (-1991) Мюррей Миллс (1991 - 3 января 2002) Джон Вильям Блак (17 августа 2002 - Епархия Ваикато (1926- К.А. Черрингтон (1926-1948) Джон Т. Холланд (1948-1968) Аллен Х. Джонстон (1968-1980) Браян Н. Дэвис (1980-1986) Роджер Адриан Херфт (1986-1993) Дэвид Моксон (1993- Епископ Таранаки (в епархии Ваикато) Филип Ричардсон (1999- Епархия Веллингтона 1. Чарльз Джон Абрахам (1858-1870) 2. Октавиус Гарфилд (1870-1893) 3. Фредерик Уоллис (1895-1911) 4. Томас Генри Спротт (1911 - 31 января 1936) Реджинальд Герберт Оуэн (9 марта 1947 - 29 февраля 1960) Генри Вольф Бейнс (1960 - 29 ноября 1972) 10. Томас Браун (1998- ) (помошник с 1991) Епархия Данедина (1869- Сэмюэль Тарратт Невилл (1871-1919) Айзак Ричардс (1920 -1934) Уильям Фичетт (1934-1952) Алан Джонстон (1953-1966) Уолтер Вэйд Робинсон (1966-1975) Питер Манн (1975-1989) Пенелопа Джеймисон (1989- июнь 2004) (первая женщина-епископ) Джордж Коннор (2 апреля 2005 - Епархия Крайстчерч Генри Джеймс Читти Харпер (1856- март 1890) Черчиль Джулиус (1 мая 1890 - 20 апреля 1925) Чарльз Кемпбелл Вест-Ватсон (1926-1951) Альвин Кейт Уоррен (1951–1966) Уильям Алан Пьятт (1966-1983) Морис Джон Гудалл (1984-1990) Дэвид Джон Коулс (1990- Епархия Нельсона Эмунд Хобхаус (1859-1856) Эндрю Берн Сатер (1865-1895) Чарлз Оливер Мьюлз (1895-1911) Кэнон Сэдлер (1911- уп.1931) Хиллард (1934-1940) Уильям Джордж Хиллард (1948-1960) Питер Саттон (уп 1967-1975 ) Дерек Итон (1990- Епархия Полинезии (1925- Джон Т. Холланд (1968-1974) Джебз Лесли Брайс (11 мая 1975 - 2010) Винстон Халапуа (Winston Halapua) (2010-2018) Ферейми Кама (Fereimi Cama) (2019 - Епископии Полинезийской епархии Винстон Халапуа, епископ Аотеароа Новой Зеландии (2005- Габриэль Шарма, епископ Западного Вити Леву (2005- Апимелеки Килио, епископ Вануа Леву и Тавенуи (2005- Епархия Аотеароа (1978-, викариат Вайапу (1928-1978) Фредерик Аугустус Беннет (2 декабря 1928 - 16 сентября 1950) 2. Вирему Нетана Панапа (1951-1968)

http://hierarchy.religare.ru/h-angl-nzep...

Сотрудники школы стали участвовать в раскопках, проводимых др. орг-циями: Венсан присоединился к экспедиции М. Паркера, исследовавшей город Давида и Силоамский туннель в Иерусалиме (1909-1911); Барруа работал на Арслан-Таше (Сирия), с 1928 г. возглавив раскопки и открыв наиболее важные из авориев (сейчас в Лувре); де Во участвовал в раскопках Овчей купели в Иерусалиме (с 1957). Особо следует выделить архитектурно-археологические исследования под рук. Венсана и др. в ц. Рождества в Вифлееме (1911), в Хевроне (Харам, 1920), в Иерусалиме (1912-1956) и в ц. Гроба Господня (1976). Важнейшие работы Б. и а. ш. провела в Айн-эд-Дуке (1919-1921), Бет-Гуврине (1921), Амуасе (1924-1925, 1935), Найрабе (Сирия) (1926-1927), Абу-Гоше (1944), Айн-эль-Мамудийе (1945-1946) и др. Большой вклад в развитие археологии Палестины внесли раскопки на Телль-эль-Фара (1946-1961, см. Фирца ), в Кумране и Вади-Мураббаате (1951, 1953-1956), на Телль-Кейсане (1971-1980), Хирбет-эс-Самре (1978-1989), Эль-Мафраке (1986) и в Аммане (с 1988, см. ст. Равва Аммонитская ). Первой крупной экспедицией Б. и а. ш. после второй мировой войны (1946-1961, под рук. де Во) на Телль-эль-Фара были открыты культурные слои от эпохи неолита до падения Израильского царства (VIII в. до Р. Х.). Работа была прервана из-за начала раскопок группы памятников в окрестностях Мёртвого м.: Хирбет-Кумрана (1951, 1953-1956), Айн-Фешхи (1958) и пещеры Вади-Мураббаат (1952), где были обнаружены новые документы, среди к-рых особый интерес представляют подлинные письма Бар Кохбы . В наст. время Б. и а. ш. вместе с ун-тами Лёвена и Фрайбурга работает над публикацией материалов об этих раскопках и принимает участие в проекте публикации рукописей Мёртвого м., где ее представляет эпиграфист Э. Пюш. Последним проектом де Во стало изучение взаимоотношений Леванта и Вост. Средиземноморья на примере материкового пригорода Акко Телль-Кейсана (1971-1980), находившегося под влиянием народов моря и жителей Кипра с эпохи поздней бронзы и остававшегося в культурном отношении финик. вплоть до рим. завоевания.

http://pravenc.ru/text/149127.html

Лит.: Lüders W. Capella: Die Hofkapelle der Karolinger bis zur Mitte des 9. Jh.: Capellae auf Königs- und Privatgut//Archiv für Urkundenforschung. Lpz.; B., 1909. Bd. 2. S. 1-100; Villien A., Leclerq H. Chapelain//DACL. T. 3. Pt. 1. Col. 390-399; Cerchiari E. Capellani Papae et Apostolicae Sedis auditores causarum sacri palatii apostolici seu Sacra Romana Rota ab origine ad diem usque 20 sept. 1870. R., 1919-1921. 4 t.; Aebischer P. Esquisse du processus de dissémination de Capella en Italie//Archivum Latinitis Medii Aevi. Gen., 1929/1930. T. 5. P. 7-44; Klewitz H. W. Königtum, Hofkapelle und Domkapitel im 10. und 11. Jh.//Archiv für Urkundenforschung. 1939. Bd. 16. S. 102-156; Elze R. Die päpstliche Kapelle im 12. und 13. Jh.//ZSRG.K. 1950. Bd. 36. S. 145-204; Guillemain B. Les chapelains d " honneur des papes d " Avignon//Mélanges d " archéologie et d " histoire. P., 1952. T. 64. P. 217-238; Fleckenstein J. Die Hofkapelle der deutschen Könige. Stuttg., 1959-1966. 2 Bde; Wood-Legh K. L. Perpetual Chantries in Britain. Camb., 1965; Bériou N. Les chapellenies dans la province ecclésiastique de Reims//Revue d " histoire de l " Église de France. P., 1971. Vol. 57. P. 227-240; Schimmelpfennig B. Die Organisation der päpstlichen Kapelle in Avignon//QFIAB. 1971. Bd. 50. S. 80-111; Taylor G. C. The Sea Chaplains: A History of the Chaplains of the Royal Navy. Oxf., 1978; Haider S. Zu den Anfängen der päpstlichen Kapelle//MIÖG. 1979. Bd. 87. S. 38-70; Holst L. E. Hospital Ministry: The Role of the Chaplain Today/Ed. L. E. Holst. N. Y., 1985; Tomasello A. Ritual, Tradition, and Polyphony at the Court of Rome//J. of Musicology. St. Joseph (Mich.), 1985/1986. Vol. 4. N 4. P. 447-471; Roth A. Zur «Reform» der päpstlichen Kapelle unter dem Pontifikat Sixtus IV. (1471-1484)//Zusammenhänge, Einflüsse, Wirkungen: Kongressakten/Hrsg. J. O. Fichte, K. H. Göller. B., 1986. S. 168-195; DeRevere D. W. et al. Chaplaincy in Law Enforcement: What It Is and How To Do It. Springfield (Ill.), 1989; Avril J. En marge du clergé paroissial: Les chapelains de chapellenies (fin XIIe-XIII siècles)//Le clerc séculier au Moyen Âge. P., 1993. P. 121-133; Gibson W. A Social History of the Domestic Chaplain: 1530-1840. L., 1997; Beckford J. A., Gilliat S. Religion in Prison: Equal Rights in a Multi-Faith Society. Camb., 1998; Chaplaincy: The Church " s Sector Ministries/Ed. G. Legood. L., 1999; Colvin H. The Origin of Chantries//J. of Medieval History. 2000. Vol. 26. P. 163-173; Crouch D. The Origin of Chantries: Some Further Anglo-Norman Evidence//Ibid. 2001. Vol. 27. P. 159-180; Budd R. M. Serving Two Masters: The Development of American Military Chaplaincy, 1860-1920. Lincoln, 2002; Bachrach D. Military Chaplains and the Religion of War in Ottonian Germany, 919-1024//Religion, State and Society. Abingdon, 2011. Vol. 39. N 1. P. 13-31.

http://pravenc.ru/text/1470311.html

в копии начала XIX в. – Записки Академии наук, 1873, т. 72, Прилож. 5, с. 32–68; Отчет об экскурсии семинария русской филологии в Житомир. – Унив. изв. Киев, 1911, 10, с. 73–88; Покровский Ф. И. Отрывок Слова митр. Илариона о законе и благодати в списке XII–XIII в. – ИОРЯС, 1906, т. 11, кн. 3, с. 412–417; Исповедание веры митрополита Киевского Илариона с записью о его наставлении. – Памятники древнерусского канонического права. Пг., 1920, ч. 2, вып. 1, с. 102–103; Des Metropoliten Ilarion Lebrede auf Vladimir den Heiligen und Glaubensbekenntnis nach der Erstausgabe von 1844 neu herausgegeben, eingeleitet und erläutert von Ludolf Müller. Wiesbaden, 1962; Розов Н. Н. 1) Синодальный список сочинений Илариона – русского писателя XI в. – Slavia, 1963, ro. 31, р. 141–175; 2) Из творческого наследия русского писателя XI в. Илариона. – Dissertationes slavicae: Acta Universitatis Szegediensis de Atilla Jozsef. Szeged, 1975, t. 9–10, p. 115–155; Die Werke des Metropoliten Ilarion. Eingeleitet, übersetzt und erläutert von Ludolf Müller. – Forum slavicum, 1971, Bd 37; Elbe H. Die Handschrift С der Werke des Metrolpoliten Ilarion. – Russia Mediaevalis. München, 1975, t. 2, S. 120–161. Доп.: Молдован А. М. Слово о законе и благодати Илариона. Киев, 1984; Идейно-философское наследие Илариона Киевского . М., 1986, ч. 1 и 2. Лит.: Макарий. История русской церкви. СПб., 1868, т. 1, с. 127–140; т. 2, с. 5–18; Калугин Ф. Г. Иларион митрополит Киевский и его церковно-учительные произведения. – В кн.: Памятники древнерусской церковно-учительной литературы. СПб., 1894, вып. 1, с. 47–85; Жданов И. Н. Слово о законе и благодати и Похвала кагану Владимиру. – Соч. И. Н. Жданова. СПб., 1904, т. 1, с. 1–80; П[етровский] М. Иларион, митрополит Киевский и Доментиан, иеромонах Хилендарский. – ИОРЯС, 1908, т. 13, кн. 4, с. 81–133; Приселков М. Д. Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси X–XII в. СПб., 1913, с. 97–106; Туницкий Н. Л. Хиландарский отрывок «Слова к брату столпнику» с именем Илариона, митрополита Киевского.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/slovar...

Иоанном Богословом, но с более короткой и «проширенной» на конце бородой ( 2007. С. 176). Так он изображен на миниатюрах XVI в. в лицевом житии Николая Чудотворца (РГБ. Больш. 15), в 1-м Остермановском томе Лицевого летописного свода (БАН. 31.7.30-1), в лицевых иконописных подлинниках XVII и XVIII вв. ( 2007. С. 89, 220, 221, 224) и на фресках ярославских храмов Николы Надеина и Николы Мокрого, при этом может варьироваться форма венца - зубчатая корона и 2-ступенчатая диадема. Ист.: Данило, архиеп. Животи и архиепископа српских/Изд.: Загреб, 1866. С. 102-161; Службе. Канони. Акатисти. Београд, 1970. 2. С. 77-121; Давидов А., Данчев Г., Дончева-Панайотова Н., Ковачева П., Генчева Т. Житие на Стефан Дечански от Григорий Цамблак. София, 1983; Buзahmujcku извори за ucmopujy народа Jyrocлabuje. Београд, 1986. Т. 6. С. 31-62, 98-143, 307-314; Б. Грачаничка Београд, 2002; С., Т. Београд, 2003; Зборник и писама Cpбuje, Босне и Дубровника/Приред.: В. Мошин, С. Д. Синдик. Београд, 2011. 1. С. 411-416, 423-432, 435-446, 451-452, 455-470, 477-488, 491-524, 531-544; Милутина манастиру Светостефанска Београд, 2011. 1-2. Лит.: В. Православно монаштво и манастири у Cpбuju. Сремски Карловци, 1920. С. 88-98; С. Портрети српских владара у веку. 1934; Смирнов С. Сербские святые в русских рукописях//Юбилейный сб. Рус. археол. об-ва в Королевстве Югославии. Белград, 1936. С. 161-261; С. Милутин//Годишница Николе Београд, 1936. 45. С. 1-43; Мошин В. Милутина Kapejckoj из 1318 г.//Гласник Српског Научног друштва. Београд, 1938. 19. С. 59-78; он же. Милутина: Дипломатичка анализа//Ucmopujcku часопис. Београд, 1971. 18. С. 53-86; он же. Балканската дunлoмamuja и династическите бракове на кралот Милутин//Споменици за средновековната и поновата ucmopuja на Makeдohuja. Ckonje, 1977. Т. 2. С. 89-213; он же. Договорот на крал Урош II Милутин со Карло Валоа од 1308 г. за подебата на Buзahmujcka Makeдohuja//Там же. С. 415-428; он же. Крал Милутин според неговата бuorpaфuja од Данило II, неговото «Жumuje по свиток» и неговата abmoбuorpaфuja//Там же.

http://pravenc.ru/text/2563220.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010