Приложение 3. Общий алфавитный список православных и раскольнических епархий 1917–1946 гг. Приложение 3 представляет собой часть каталога епархий, составленного M. Е. Губониным. Каталог является продолжением академического труда Павла Строева «Списки иерархов и настоятелей монастырей Российския Церкви» (СПб., 1877 г.). М. Е, Губонин мечтал издать продолжение списков П. Строева, содержащих сведения с начала X1 в. до третьей четверти 19 в., продлив их до 60-х годов XX в., но не успел завершить свой труд. При составлении списка епархий использовались две картотеки: краткая и более полная. К сведениям, взятым из краткой картотеки, добавлены даты (числа по старому и новому стилям) и некоторые назначения епископов на кафедры. Азово-Черноморская (обн.) 237 15(28).04.1929–15(28).09.1929: Вениамин Молчанов 1929–1934: 1934–07(20).10.1937: Пётр Сергеев Азовская 30 .06(13.07).1927–27.10(09.11).1927: Серафим Силичев Аккерманская см. Белгород-Днестровская Аккерманская (обн.) Александр Акмолинская 10(23).02.1913–06(19).11.1914: Мефодий Красноперов 1914–1919: 1919–1922: Гавриил Воеводин 1922–1925: 1925–1925: Алексий Буй 18 .02(03.03).1925–1929: Иоанн Троянский, в. у. 01(14).03.1929–1929: Владимир Горьковский –01(14).05.1932: Иоанникий Чанцев Акмолинская (обн.) 13(26).07.1923–1924; Александр Щербаков 1925–1925: Пётр Добринский, в. у. 1925–13(26).05.1925: Николай Князев 13(26).05.1925–1929: Пётр Добринский 26 .08(08.09).1929–12.1929: Софония Яскевич 1930–1930: Иоанн Симонов 1930–1932: Сергий Волков Аксайская 09(22).05.1910–1919: Гермоген Максимов 1920–1921: Модест Никитин 14(27).06.1921– 03(16).09.1927: Митрофан Гринёв 01(14).10.1923–1923: Захария Лобов – 1928: 27 .04(10.05).1928–27.06(10.07).1928: Серафим Протопопов Аксайская (обн.) 02(15).05.1923–30.01(12.02). 1924: Филипп Власов 1924–1932: 1932–1932: Палладий Бельтюков Актюбинская 17(30).10.1935–09.1936: Александр Раевский 09 .1936–22.08(04.09).1937: Серафим Зборовский Актюбинская (обн.) 1923–1924: Александр Щербаков, в. у. 02(15).03.1925–1926: Анатолий Левицкий

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАВЛОВСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Нижегородской и Арзамасской епархии , существовало в 1920-1929 гг. Именовалось по уездному городу Нижегородской губ. Павлово (до 1918 - село Горбатовского у., город с 1919, ныне адм. центр Павловского р-на Нижегородской области ). С 1816 г. в Павлове действовал крупный единоверческий (см. ст. Единоверие ) приход при Богоявленской ц. К 1918 г. в Павлове имелось 8 приходов, 11 храмов и 10 часовен. П. в. предполагалось учредить как единоверческую епископию на основании пункта 19 определения Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. , касающегося единоверия (принято 7 марта 1918), и во исполнение указа патриарха свт. Тихона (Беллавина), Синода и Высшего Церковного Совета от 23 июня 1919 г. об увеличении числа епископов. Однако при учреждении П. в. оно не получило статус единоверческого. Указом от 11 дек. 1919 г. патриарх свт. Тихон известил Нижегородского архиеп. Евдокима (Мещерского) о принятом постановлении назначить епископом Павловским, викарием Нижегородской епархии, прот. Александра Надежина (Надеждина; впосл. епископ); архиерейскую хиротонию последнего по пострижении его в монашество предполагалось совершить в Петрограде. Указ патриарха и Синода об учреждении П. в. (наряду с др. викарными кафедрами Нижегородской епархии) последовал 12 дек. 1919 г. ( Бовкало. 1996. С. 340). 20 дек. копия указа была направлена архиеп. Евдокиму. В 1919 г. Павловскому викарию вверялось духовное окормление Павловского и Ардатовского уездов Нижегородской губ.; впосл. к П. в. был присоединен Выксунский у. Епископия включала ок. 90 приходов, мужской и 5 жен. мон-рей. 31 дек. 1919 г. архиеп. Евдоким направил настоятелю Троицкого Островоезерского мужского монастыря игум. Сергию (Теплову) уведомление о том, что в скором времени на Павловскую кафедру будет «назначен особый Епископ, как управляющий полусамостоятельной епархией». Архиеп. Евдоким поручил игум. Сергию «приготовить в своем монастыре помещение для будущего архиерея, настоятеля монастыря». Однако еп. Александр не заместил П. в.

http://pravenc.ru/text/2578624.html

сост. В.В. Лобанов Краткие биографические справки Аболин Анс Кристапович (1891–1938) – советский партийный и профсоюзный деятель, латыш. Член РСДРП с 1908 г., образование среднее. Из крестьян Курляндской губ. Вел революционную работу в Латвии, Санкт-Петербурге и Москве, активный участник Гражданской войны. В 1924–1926 гг. зам. зав. Агитпропотделом ЦК ВКП(б). затем отв. Секретарь Пензенского губкома ВКП(б), 2-й секретарь Средне-Волжского обкома ВКП(б) (1926–1928). В 1929–1937 гг. председатель ЦК профсоюза работников просвещения, член Президиума и секретарь ВЦСПС. В 1937–1938 гг. директор Московского института народного хозяйства им. Г. В. Плеханова. Расстрелян, реабилитирован в 1956 г. Агафангел (Преображенский Александр Лаврентьевич) (1854–1928) – архиерей Российской Православной Церкви, митрополит. Родился в Тульской губ. в семье священника. Окончил Московскую духовную академию (1881), кандидат богословия. В 1889 г. хиротонисан во епископа Киренского, викария Иркутской епархии. С 1893 г. епископ Тобольский и Сибирский, с 1897 г. – Рижский и Митавский. Архиепископ (1904) . С 1910г. архиепископ Виленский и Литовский, с 1913 г. – Ярославский и Ростовский. Член Предсоборного Совета и Священного Собора Российской Православной Церкви 1917–1918 гг. Митрополит (1917). С 1918 г член Высшего Перковного Совета. После ареста Патриарха Тихона (1922) временно принял от него патриаршие права и обязанности. Вскоре был заключен под домашний арест в Ярославле, затем переведен в тюремную камеру. В 19231926 гг. в ссылке и тюремном заключении. Согласно завешательному распоряжению Патриарха Тихона от 7 января 1925 г. второй кандидат на должность Местоблюстителя Патриаршего Престола. В мае 1926 г. ради церковного мира отказался от прав на местоблюстительство. Умер в Ярославле. Прославлен в лике святых новомучеников и исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 г. Агранов Яков Саулович (наст. имя Сорендзон (Соринсон) Янкель Шмаевич) (1893–1938) – деятель ВЧК–ОГПУ–НКВД. Родился в Могилевской губ. в семье еврея-лавочника. Член партии социалистов-революционеров (1912–1915). в партии большевиков с 1915 г. В 1918–1919 гт. секретарь СНК РСФСР. С мая 1919 г. особоуполномоченный при президиуме ВЧК. С 1921 г. секретарь Малого СНК. В 1921–1923 гг. занимал ряд руководящих должностей в органах госбезопасности. Зам. нач. Секретного отдела ОГПУ (1923–1929). В 1929–1931 гг. нач. Секретного отдела ОГПУ. Осушествлял руководство, принимал участие в следствии по важнейшим политическим делам 1920–1930-х гг: Кронштадтское восстание, крестьянское восстание Антонова, дело Патриарха Тихона. дело об убийстве Кирова, лело Зиновьева Каменева и др. В 1933–1934 гт. – зам. председателя ОГПУ СССР, в 1934–1937 гг. – первый зам. наркома внутренних дел СССР. Комиссар ГБ 1-го ранга. В апреле 1937 г. понижен в должности, затем назначен нач. УНКВД Саратовской обл. В июле 1937 г. исключен из партии и арестован. Расстрелян, не реабилитирован.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСИЙ (Ван дер Менсбрюгге Альберт; 9.07.1899, г. Сен-Никола (фламандское Синт-Никлас), Вост. Фландрия, Бельгия - 26.05.1980, Дюссельдорф, Германия), архиеп. Дюссельдорфский. Род. в католич. семье из старинного фламандского рода, многие члены к-рого посвятили себя служению католич. Церкви. В 1912-1917 гг. обучался в общеобразовательном колледже св. Варвары в Генте (Вост. Фландрия). В 1917-1919 гг. изучал философию в ин-те свт. Николая. 30 окт. 1919 г. поступил послушником в бенедиктинский мон-рь св. Андрея близ Брюгге (Зап. Фландрия), был наречен Мавром во имя любимого ученика прп. Венедикта Нурсийского , принес монашеские обеты и пребывал в обители до 1921 г. Продолжал изучать философию, с 1921 по 1925 г.- богословие в колледже бенедиктинцев Мон-Сезар (аббатство Кейзерсберг), являющемся филиалом Лёвенского ун-та. В сент. 1924 г. еп. Гентским Сегерсом рукоположен во диакона, 9 авг. 1925 г. архиеп. Мехелен-Брюссельским Дезире-Иосифом, кардиналом Мерсье, примасом Бельгии,- во иеромонаха. В эти годы иером. Мавр посещал богослужения по визант. обряду, под влиянием к-рых увлекся византологией и в 1925-1927 гг. начал изучать древние литургию, патрологию и каноническое право в Восточном папском ин-те в Риме . Одновременно преподавал каноническое право в мон-ре в Амей-сюр-Мёз, где богослужение совершалось и по зап., и по вост. обрядам (с 1939 в мон-ре Шевтонь , Бельгия). Осознав внутреннее стремление к Православию, иером. Мавр в 1928 г. беседовал об этом в Париже с митр. Евлогием (Георгиевским) , управляющим рус. приходами в Зап. Европе, встречался также с крупным богословом проф. прот. С. Н. Булгаковым . 14 апр. 1929 г., в Страстную пятницу, митр. Евлогий в ц. прп. Сергия Радонежского при Православном Богословском ин-те св. Сергия в Париже совершил присоединение иером. Мавра к правосл. Церкви в сущем сане с наречением ему имени А. в честь свт. Алексия, митр. Московского. По благословению митр. Евлогия в 1929-1945 гг. А. служил священником в Англии. В предвоенное десятилетие вел исследовательскую работу по патрологии и древним литургиям в Британском музее в Лондоне и в б-ке Оксфорда , а также изучал визант. искусство и раннюю христ. архитектуру в Музее Альберта и Виктории в Лондоне, читал лекции по патрологии и древним литургиям в Оксфорде (1929-1939) и Кембридже (1939-1944).

http://pravenc.ru/text/64648.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сщмч. Петр Варламов, свящ. Фотография. 20-е гг. ХХ в. Яковлевич Варламов (1897, с. Дияшево Белебеевского у. Уфимской губ.- 11.03.1930, г. Уфа), сщмч. (пам. 26 февр., в Соборе Уфимских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), свящ. Из семьи крестьян. Окончил местную земскую школу. В 1915 г. окончил дополнительные курсы при второклассной школе по подготовке псаломщиков и диаконов в с. Подлубове Уфимского у. и губ. (ныне Кармаскалинского р-на, Республика Башкортостан). В 1915-1919 гг. служил псаломщиком в Казанской ц. с. Преображеновка Стерлитамакского у. (ныне Стерлитамакского р-на, Республика Башкортостан). Во время гражданской войны 1917-1920 гг. П. продолжал служить в Казанской ц. В 1918 г. П. спас от смерти «красного» фельдшера, сумел защитить от расправы и семьи партизан-односельчан. В 1919 г. местный свящ. Иоанн Канин оставил приход и ушел из села. По многочисленным просьбам прихожан П. принял в 1919 г. сан диакона, а затем иерея и стал служить в Казанской ц. В священническом служении, проповеди и заботе о прихожанах проявлял большое усердие. Устраивал крестные ходы с почитаемым списком Табынской иконы Божией Матери, хранившимся в церкви; беседовал с молодежью о религии, дискутировал с баптистами. Совершал отчитки бесноватых. Знавшие батюшку подчеркивали его ум, образованность, интеллигентность и то уважение, к-рым П. пользовался у верующих. 9 марта 1929 г. в Преображеновке состоялось общее собрание коммунистов, комсомольцев и актива бедноты, к-рое единогласно постановило закрыть Казанскую ц. П. призывал верующих встать на защиту храма. Вскоре в Преображеновку прибыл 12-й батальон из Стерлитамака. На общем собрании жителей большинство проголосовало за сохранение храма. Вину за это власти возложили на священника. В сельсовете П. предлагали оставить служение и уехать, однако он отказался, не желая бросать свою паству. 26 мая 1929 г. П. был арестован в Преображеновке по обвинению в контрреволюционной деятельности и заключен в тюрьму в Стерлитамаке.

http://pravenc.ru/text/2580136.html

Библиографический список Библиографический список, подготовленный ко второму тому «Воспоминаний соловецких узников», дополняет основной материал сборника. Публикации, представленные в списке, показывают жизнь Соловецких лагерей от их создания до 1929 г. При отборе материала использовались издания лагерного периода – статьи из газеты «Новые Соловки», журналов «Слон», «Соловецкие острова», «Карело-Мурманский край», сборники трудов Соловецкого общества краеведения. Они выделены в рубрики «Дыхание времени...» и имеются почти во всех разделах списка. Сюда же включены современные публикации документов того периода. Исследовательские материалы (рубрики «По следам...») анализируют события на основе раскрытых документов, воспоминаний. Хронологические рамки этих материалов иногда переходят за 1929 г., охватывают и более поздние годы, которые будут представлены в следующих выпусках книжной серии. Некоторые стороны лагерной жизни (Спорт, Общественная жизнь, СОП) специально не изучались, поэтому публикаций пока нет. Внутри рубрик библиографические записи расположены по алфавиту. Список не претендует на полноту отбора, он лишь показывает основные вехи и может служить подспорьем в изучении истории Соловецких лагерей особого назначения. Предистория СЛОН Дыхание времени... Боговой, И. В Соловецком монастыре т [экспедиция в Соловецкий монастырь во главе с М. Кедровым, С. Поповым и М. Морозовым]//Известия Архгубревкома и Архгубкома РКП. 1920. 4 мая. Зорин. Соловецкий пожар 1923 года//Соловецкие острова. 1926. 7. С. 39–51. Описание построек на острове Анзер. 1923 год/подгот. Ю.М. Критский//Тогда на Анзерском острове...: сб. материалов по истории Соловецкого отшельничества/сост. С.В. Морозов. M.: Т-во сев. мореходства, 2000. С. 144–151: рис. По следам... Балан, С.Б. Список монашествующей братии Соловецкого монастыря на юбилейный 500-й год (1429–1929)//Соловецкий сборник/Соловец. гос. ист.-архитектур. и природ. музей-заповедник. Архангельск, 2005. Вып. 2. С. 182–183 : 4 л. ил. Броникова, Е.П. Обзор фотоисточников по Соловкам (1919–1926) в собрании Архангельского областного краеведческого музея//Соловецкий сборник. Архангельск, 2005. Вып. 2. С. 175–179: фот.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Октября 31 (13 ноября) Священномученик Василий (Архангельский) Составитель игумен Дамаскин (Орловский) Священномученик Василий родился 24 февраля 1864 года в городе Серпухове Московской губернии в семье псаломщика Василия Архангельского. В 1884 году Василий Васильевич окончил Московскую Духовную семинарию. Женился, впоследствии у них с супругой родилось четверо детей. Был рукоположен во священника и с 1885 по 1891 год служил в храме в селе Матвеевском Подольского уезда. В том же году он был переведен в храм Ахтырской иконы Божией Матери в селе Ахтырка Хотьковской волости Дмитровского уезда. В деревнях своего прихода он организовал три церковноприходских школы. В 1914 году отец Василий был награжден золотым наперсным крестом, в 1919 году – возведен в сан протоиерея. После прихода к власти безбожников отец Василий в 1920 году был арестован и приговорен к трем месяцам заключения условно по обвинению в контрреволюционной деятельности. В 1925 году протоиерей Василий был награжден наперсным крестом с украшениями, а в 1929 году – палицей. В связи с усилением гонений на Русскую Православную Церковь в 1929 году, сотрудники ОГПУ с помощью осведомителей стали собирать сведения об отце Василии и на их основании выдвинули против него обвинение в том, что «священник использовал свой авторитет среди верующих для ведения злостной антисоветской агитации», а также в том, что он «повсеместно, как в частных беседах, так и в проповедях, ведет злостную антисоветскую и антисемитскую агитацию, затрагивая политические темы», так что «дальнейшее пребывание его на свободе имеет отрицательное влияние на настроение населения к советской власти». В ночь со 2 на 3 сентября 1929 года отец Василий был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму в Москве. 3 сентября была допрошена жительница деревни Комякино, входившей в приход отца Василия. Она показала, что 9 июля, когда по домам в их деревне с молебнами ходили священник с диаконом, ее дома не было, а когда она пришла, то узнала, что они только что ушли. Она послала свою дочку за ними. Отец Василий пришел и отслужил молебен, а затем сказал, что «нехорошо, что я избегаю священника, так как этим я лишаюсь Божьего благословения. Я стала оправдываться, говоря, что сделала это не по злому умыслу, а потому, что у меня не было денег. После этого он сказал: «Плохо, что некоторые дома, наслушавшись большевиков, отказались от икон, их за это постигнет Божья кара». Он мне еще много говорил по-ученому, так что я не могу вам передать полностью его слов, так как не могу вспомнить».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Октября 31 ( 1 3 ноября) Священномученик Василий Архангельский Священномученик Василий родился 24 февраля 1864 года в городе Серпухове Московской губернии в семье псаломщика Василия Архангельского. Окончив в 1884 году духовную семинарию, Василий женился и был рукоположен во священника к Благовещенскому храму в селе Матвеевском. У них с женой родилось четверо детей. В 1891 году был переведен в храм Ахтырской иконы Божией Матери в селе Ахтырка Дмитровского уезда. В деревнях своего прихода он организовал три церковноприходских школы. В 1914 году отец Василий был награжден золотым наперсным крестом, в 1919 году – возведен в сан протоиерея. После прихода к власти безбожников отец Василий в 1920 году был арестован и приговорен к трем месяцам заключения условно по обвинению в контрреволюционной деятельности. В 1925 году протоиерей Василий был награжден наперсным крестом с украшениями, а в 1929 году – палицей. В связи с усилением гонений на Русскую Православную Церковь в 1929 году, сотрудники ОГПУ с помощью осведомителей стали собирать сведения об отце Василии и на их основании выдвинули против него обвинение в том, что «священник использовал свой авторитет среди верующих для ведения злостной антисоветской агитации», а также в том, что он «повсеместно, как в частных беседах, так и в проповедях, ведет злостную антисоветскую и антисемитскую агитацию, затрагивая политические темы», так что «дальнейшее пребывание его на свободе имеет отрицательное влияние на настроение населения к советской власти». В ночь со 2 на 3 сентября 1929 года отец Василий был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму в Москве. 3 сентября была допрошена жительница деревни Комякино, входившей в приход отца Василия. Она показала, что 9 июля, когда по домам в их деревне с молебнами ходили священник с диаконом, ее дома не было, а когда она пришла, то узнала, что они только что ушли. Она послала свою дочку за ними. Отец Василий пришел и отслужил молебен, а затем сказал, что «нехорошо, что я избегаю священника, так как этим я лишаюсь Божьего благословения. Я стала оправдываться, говоря, что сделала это не по злому умыслу, а потому, что у меня не было денег. После этого он сказал: “Плохо, что некоторые дома, наслушавшись большевиков, отказались от икон, их за это постигнет Божья кара”. Он мне еще много говорил по-ученому, так что я не могу вам передать полностью его слов, так как не могу вспомнить».

http://fond.ru/kalendar/1123/vasiliy/

Новокузнецк. Церковь Смоленской Иконы Божией Матери в Кузнецке. Смоленская церковь, Церковь Смоленской иконы Божией Матери " Одигитрия " /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Деревянная Богородице-Одигитриевская церковь построена в 1676 г., 22 мая 1775г. состоялось освящение закладки каменной Одигитриевской церкви, которая была освящена в 1780 г. кузнецким заказчиком протоиерем Ефимием Викуловским. Церковь каменная двухпрестольная: гл. престол во имя Пресвятой Богородицы Одигитрии, придельный – во имя св. вмч. Георгия. До 1835 г. Одигитриевская церковь фактически выполняла роль главного храма Кузнецкого заказа (XVIII в.) и позднее 14 благочиния (XIX в.). В 1919 г. церковь была сожжена партизанами-роговцами и больше не была восстановлена, в 1929 г. разобрана. http://b-odigi-r.cerkov.ru Кирпичная двухэтажная церковь с декором в духе сибирского барокко, построенная в 1775-1780 гг. Основной объем - двусветный четверик, грани которого были завершены фронтонами криволинейных очертаний, увенчанный пятью декоративными главками, трапезной связанный с трехъярусной колокольней. Обширная паперть пристроена в 1860-х гг. Внизу был устроен Георгиевский престол. В 1919 г. подожжена партизанами, выгорела. Разобрана на кирпич в 1929 г. Источник: страница сайта " Храмы России Этот храм города появился в 1676 году и до 1764 года в его ограде хоронили самых почтенных горожан. Старостой деревянной Одигитриевской церкви служил купец Иван Дмитриевич Муратов. Находясь по делам в Иркутске, он был поражен размахом каменной застройки города, которая отражала общий переход от старорусского стиля к барокко. Тогда и запала ему в душу мечта соорудить нечто подобное в Кузнецке на месте обветшалой уже Одигитриевской церквушки. Поэтому сразу же по возвращении он написал рапорт Тобольскому архиепископу Варлааму с просьбой благословить строительство. Богородице-Одигитриевский храм был заложен в мае 1675 года. Артель организовала производство в Кузнецке фигурного кирпича. В Иркутске заказали колокола.

http://sobory.ru/article/?object=40216

сост. В.В. Лобанов Перечень использованных источников и литературы Архивные фонды Российский государственный архив соинально-политической истории. Ф. 2. О. 1.Д.23358; Ф.17. Оп. 3.Д. 362; Оп. 60. Д. 4, 29, 158, 793; Оп. 84. Д. 309; Оп. 12. Д. 367, 443-а, 565-а, 620, 775; Оп. 113. Д. 353, 612, 683, 871; Оп. 163. Д. 317, 331, 334, 343, 408; Ф.89. Оп. 4. Д. 115, 122, 160, 180; Оп. 12. Д. 2. 9; Ф. 558. Оп. 11. Д. 29. Государственный архив Российской Федерации. Ф.А–353. Оп. 3. Д. 739; Оп. 8.Д. 8; Ф. Р–393, Оп. 43а. Д. 54; ФО Р–1235. Оп. 11. Д. 142; Оп. 140. Д. 59. Ф. Р–8406. Оп. 2. Д. 191. Архив Президента Российской Федерации. Ф. 3. Оп. 60. Д. 13. Опубликованные источники Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти. 1917–1943 гг. М., 1994. Архивы Кремля: Политбюро и Церковь . 1922–1925: В 2 кн./Сост. Н. Н. Покровский , С. Г. Петров, М.; Новосибирск, 1997–1998. Гидулянов П. В. Церковь и государство по законодательству РСФСР. М. 1923. Двенадиатый съезд РКП(). 17–25 апреля 1923 г: Стенографический отчет. М. 1968. Дeяhuя III Всероссийского Поместного Собора Православной Церкви на территориях СССР. Самара, 1925. КПСС в резолюциях и решениях съездов конференций и пленумов ЦК. Ч. I. M., 1954. «Обновленческий» раскол: Материалы для церковно-исторической и канонической характеристики)/Сост. И. В. Соловьев. М. 2002. Политбюро ЦК РКП(6)–ВКП(б), Повестки дня заседаний. 1919–1952: Каталог. Т. 1. 1919– 1929 . М., 2000. Русская Православная Церковь и коммунистическое государство. 1917–1941: Документы и фотоматериалы, М. 1996, Следственное дело патриарха Тихона: Сборник документов по материалам Центрального архива ФСБ РФ. М., 2000. Собрание определений и постановлений Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. М., 19. Вып. 1. 3. [Репринт: М., 1994]. Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского Правительства РСФСР за 1922 г. М., 1922. Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского Правительства РСФСР

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010