Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Прот. Владислав Цыпин. История Русской Церкви VII. Русская Православная Церковь в послевоенные годы К оглавлению Поместный Собор открылся 31 января 1945 года в храме Воскресения в Сокольниках. В деяниях Собора участвовало 47 епископов, и среди них митрополиты: Алексий, Николай, Иоанн, Вениамин (Федченков) - митрополит Северной Америки и Аляски, 87 клириков, 38 мирян. Собор 1945 года далеко превзошел Собор 1917 - 1918 годов по авторитетности и числу гостей от братских Православных Церквей. На Собор в Москву пожаловали: Александрийский Патриарх Христофор, Антиохийский Патриарх Александр III, Грузинский Католикос-Патриарх Каллистрат, представители Вселенского Патриарха - митрополит Фиатирский Германос, Иерусалимского - митрополит Севастийский Афинагор; делегация Сербской Церкви во главе с митрополитом Скоплянским Иосифом, делегация Румынской Церкви во главе с епископом Аржешским Иосифом. После торжественного молебна Собор открыл его Председатель -Местоблюститель Патриаршего Престола митрополит Алексий. «По величию собрания и по составу собравшихся, - сказал он, - это поистине Вселенский Собор, ибо здесь, можно сказать, вся Православная Святая Соборная Апостольская Церковь. Но мы смиренно ограничиваем свои полномочия и будем обсуждать и решать дела лишь своей Русской Православной Церкви». Главными задачами Собора Местоблюститель назвал утверждение «Положения об управлении Русской Православной Церковью» и избрание Патриарха. С приветствиями к членам Собора обратились Патриарх-Католикос Каллистрат, почетные гости из-за рубежа. С докладом о патриотической деятельности Церкви во время Великой Отечественной войны выступил митрополит Алексий. Доклад архиепископа Псковского Григория (Чукова) был посвящен проекту «Положения об управлении Русской Православной Церковью», основные идеи которого сформулировал блаженнопочивший Патриарх Сергий. В прениях по докладу выступили епископ Кировоградский Сергий (Ларин), ректор Богословского Института - профессор протоиерей Т.Д.Попов, профессор Г. П. Георгиевский.

http://sedmitza.ru/lib/text/440007/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Высшее управление Русской Православной Церкви по уставу от 9 июня 1988 г. Протоиерей Владислав Цыпин. Церковное право Поместный Собор 1988 г. и принятый им Устав об управлении Русской Православной Церкви. В год тысячелетнего юбилея Крещения Руси, с 6 по 9 июля 1988 г., в Троице-Серги-евой Лавре заседал Поместный Собор Русской Православной Церкви. В деяниях Собора приняли участие: по своему положению - все архиереи Русской Церкви; по избранию - по два представителя от клириков и мирян каждой епархии; а также представители духовных школ, наместники и игумений монастырей. Председательствовал на Соборе Святейший Патриарх Пимен и постоянные члены Синода. Среди документов Собора важнейшее значение имеет Устав об управлении Русской Православной Церкви, принятый 9 июня 1988 г. Проект Устава был разработан и представлен полноте Собора архиепископом Смоленским и Вяземским Кириллом (ныне митрополит). Предварительно он обсуждался на Архиерейском Предсоборном Совещании 28-31 марта 1988 г. На Предсоборном Совещании и во время дискуссии, состоявшейся на самом Поместном Соборе, были рассмотрены и внесены поправки в текст Устава, уточнены отдельные формулировки. Это первый Устав в истории Русской Церкви. В синодальную эпоху управление Русской Церковью осуществлялось на основании «Духовного регламента,» в некотором отношении сходного с Уставом; затем «Духовный регламент заменили отдельные Определения Поместного Собора 1917-1918 гг. и, наконец, с 1945 г. по 1988 г. действовало краткое «Положение об управлении Русской Православной Церковью.» Ныне действующий Устав разделен на 15 глав, каждая из которых состоит из нескольких статей. В преамбуле Устава («Общие положения») говорится о том, что Русская Православная Церковь является многонациональной поместной автокефальной Православной Церковью, находящейся в вероучительном единстве и молитвенно-каноническом общении с другими поместными Православными Церквами. Определение «многонациональная» соответствует действительности. Приводится в Уставе и другое официальное наименование Русской Церкви - Московский Патриархат.

http://sedmitza.ru/lib/text/432419/

Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Полномочия Поместного Собора в Русской Православной Церкви (история законодательной регламентации) Статья А.Г. Бондача в исторической ретроспективе рассматривает право Поместного Собора издавать церковные нормативно-правовые акты и избирать Предстоятеля Церкви. Статья Высший орган церковной власти, полноправными членами которого наряду с архиереями являются клирики и миряне, возник в Русской Православной Церкви сравнительно недавно — в 1917 году. Им стал Поместный Собор. Не следует считать его чем-то совершенно новым в церковной жизни. Поместный Собор — лишь одна из форм, в которых выражается участие мирян и духовенства в управлении Церковью в конкретных исторических условиях. К таким формам можно отнести избрание епископов населением епархии (а клириков — членами приходской общины) ; замещение мирянами и клириками управленческих церковных должностей ; деятельность контролирующих инстанций типа обер-прокуратуры . В некоторых автокефальных Православных Церквах в XIX–XX вв. были созданы центральные исполнительные органы общей компетенции с широким участием в них клира и мирян (к примеру, Патриарший совет и Патриарший административный комитет в Сербской Церкви ). Тем не менее, появление в Русской Православной Церкви Поместного Собора стало заметным шагом вперед в развитии системы церковной власти. Центральный элемент правового статуса любого органа власти — это полномочия, которыми он наделен. На протяжении почти всего XX века Поместный Собор оставался высшим законодательным, исполнительным, судебным и контролирующим органом Русской Православной Церкви ; в 2000 году, как будет показано далее, Собор полностью утратил судебные функции. Рассмотрим теперь, как изменялись в данных границах конкретные права Поместного Собора (осуществление этих прав соборами 1945, 1971, 1988 и 1990 гг. выходит за рамки нашей статьи и может составить предмет специального историко-правового исследования).

http://bogoslov.ru/article/377177

Собрание статей Мейендорфа на разные темы: история Церкви, патрология, сравнительное, литургическое, догматическое богословие, современное Православие и т. д. В данное собрание вошли следующие статьи о. Иоанна Мейендорфа: Апостол Петр в византийском богословии Апостол Петр и его преемство в византийском богословии Брак и Евхаристия Византийские представления об Исламе Время Великой субботы Жизнь с избытком Заметка о церкви Значение Реформации как события в истории христианства Иерархия и народ в православной церкви Литургический путь православной церкви в Америке Литургия, или Введение в духовность Византии Об изменяемости и неизменности православного богослужения Послесловие к книге Л. Регельсона «Трагедия Русской Церкви. 1917–1945» Православная традиция и история Произошла ли во Флоренции встреча между Востоком и Западом? Русский епископат и церковная реформа (1905 г.) Свт. Григорий Палама. Его место в Предании Церкви и современном богословии Святая Троица в паламитском богословии Святой Дух как Бог Слово о Всеволоде Шпиллере Творение в истории православного богословия Христология в пятом столетии Церковный регионализм: структуры общения или прикрытие для сепаратизма? Церковь, общество, культура в православном церковном Предании Группа Вконтакте Facebook группа Статьи Апостол Петр в византийском богословии  На протяжении Средних веков и западные, и восточные христиане создали обширную литературу, посвященную апостолу Петру и его преемству. Как правило, они отталкивались от одного и того же корпуса библейских и святоотеческих текстов. Однако эти тексты, сначала изолированные, а потом искусственно перегруппированные полемистами, смогут обрести свою истинную значимость только в том случае, если мы рассмотрим их в исторической перспективе и особенно в свете последовательной и уравновешенной экклезиологии. Это именно то дело «фундированности» и объединения, перед которым стоит современная вселенская мысль, если она стремится достичь сколько–нибудь конкретного результата. Здесь, в кратком исследовании византийских текстов об апостоле Петре, мы попытаемся выявить, можно ли распознать постоянные элементы некоей экклезиологии в отношении византийцев к новозаветным текстам о святом Петре, к преданию о его особом служении «Корифея» и, наконец, к римской концепции его преемства.

http://predanie.ru/book/72001-stati/

Закрыть itemscope itemtype="" > Перспективы «белого» патриотизма Кому принадлежат нынешние победы и поражения в набирающей ход СВО? 25.01.2023 3787 Время на чтение 7 минут Фото: из открытых источников СВО, как хороший лакмус, помогает достаточно чётко определить многие скрытые в обычной жизни моменты, в т.ч. такие, как любовь к Родине – патриотизм и как его понимают люди разных политических взглядов. Не словом, а делом. Это понятие настолько широко до недавнего времени трактовалось, что патриотами себя называли все, кто хотел: от либералов-навальнят – до ленинцев-зюгановцев. Естественно, не оставались в стороне и представители право-консервативных сил. Быть патриотом, с некоторых пор, стало даже модно и, что самое важное – безопасно. Теперь ведь не называют «патриотизм – последним прибежищем негодяев», как когда-то в 90-е! А если зададут вопрос: в чём, например, выражается твоя любовь к родине?, то можно предъявить ту же георгиевскую ленточку на модной сумочке, карточку болельщика любимой команды или даже военный билет. И не важно, заслуженный или купленный. Однако, ближе к делу. В нашей стране этот вопрос имеет давний цветной окрас: красно-белый, который при смешивании даёт таки розовый. Обе точки зрения имеют под собой немалую историческую базу и идеологическую основу. До 1917 года все наши победы, да и поражения были условно «белыми», после – исключительно «красными»! Товарищи скрупулёзно высчитывают, сколько пришлось поражений на царский – «белый» период и гордятся тем, что за неполные 80 лет существования СССР у «красных» практически не было военных поражений, да и главная Победа в 1945-м одержана ими. И не важно, что собственно коммунистов в рядах Красной Армии было только около 15%, но они были тогда у власти и идеологически направляли её. Правда 45 лет спустя они же позорно, практически без единого выстрела сдали страну тем, у кого её и отобрали в октябре 1917-го – «розовым», то бишь либералам. Фактически, произошла смена караула у тела выжившей таки каким-то чудом России. Но, не будем «сыпать соль на рану» товарищам.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/01/25/pe...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Выступление митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя Синодальной комиссии по внесению поправок в Устав об управлении Русской Православной Церкви, по вопросу о принятии нового Устава Русской Православной Церкви Ваше Святейшество, дорогие Преосвященные Владыки! Позвольте от имени Священного Синода представить Архиерейскому Собору проект исправленного и дополненного Устава Русской Православной Церкви, подготовленный рабочей комиссией под моим смиренным руководством и Синодально одобренный 11 августа этого года. Вкратце поясню историю вопроса и причины, по которым, как представляется, ныне необходимо серьезное изменение Устава. Действующий Устав об управлении Русской Православной Церкви, именуемый во взаимоотношениях с гражданскими властями " каноническим уставом " , был принят Поместным Собором в 1988 году. Он является первым Уставом такого рода в истории Русской Церкви. В Синодальную эпоху церковное управление осуществлялось на основании " Духовного регламента " , в некотором отношении сходного с Уставом; затем " Духовный регламент " заменили отдельные определения Поместного Собора 1917-1918 годов и, наконец, с 1945 года по 1988 год действовало краткое " Положение об управлении Русской Православной Церковью " . За период с 1988 года жизнь Церкви и государства, а также их взаимоотношения подверглись значительным изменениям. Условия сегодняшнего дня коренным образом отличаются от обстановки, в которой принимался Устав. Первым законодательным актом, отразившим перемены, стал Закон СССР " О свободе совести и религиозных организациях " , принятый в октябре 1990 года. Этот закон существенно расширил права Церкви, положил конец тотальному государственному контролю за ее деятельностью, дал возможность возродить прежде запрещенные формы ее служения. Церкви были предоставлены права юридического лица и было разрешено становится собственником используемого ею или передаваемого ей имущества. Было возвращено и право заниматься производственной и хозяйственной деятельностью.

http://sedmitza.ru/lib/text/429418/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Борьба Русской Православной Церкви с расколами (см. также по периодам) АНДРЕЙ (Горак Андрей Григорьевич; род. в 1945), " митр. Львовский и Сокальский " Украинской Православной Церки Киевского Патриархата, раскольник ВЕНИАМИН (Троицкий Александр Васильевич; 1901-1938), еп. Бирский, вик. Уфимско-Уральской автокефальной епархии ВИССАРИОН (Зорнин (Зорин) Василий Павлович; 1878 - 1937), председатель Временного высшего церковного совета (ВВЦС) - высшего органа управления в григорианском расколе ВЛАДИМИР (Сабодан Виктор Маркианович; 1935 - 2014), митр. Киевский и всея Украины, Предстоятель Украинской Православной Церкви (УПЦ) ВЛАДИМИР (Соколовский-Автономов Василий Григорьевич; 1852 - 1931), архиеп., бывш. Екатеринославский и Таганрогский ДЕНИСЕНКО Михаил Антонович [в монашестве Филарет] (род. 1929), деятель церковного раскола на Украине в кон. XX - нач. XXI в., самозваный «патриарх Киевский и всея Руси-Украины» «ДЬЯКОНОВЫ ОТВЕТЫ» (1716-1719 гг.) ответы старообрядцев-поповцев дьяконова согласия на 130 вопросов настоятеля Успенского Кержебелбашского мон-ря Питирима ЕВГЕНИЙ (Зернов Семен Алексеевич; 1877 - 1937), митр. Горьковский, сщмч. (пам. 7 сент., в Соборе Нижегородских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, Новомучеников и исповедников Радонежских, Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг.) ЖИТОМИРСКАЯ И НОВОГРАД-ВОЛЫНСКАЯ ЕПАРХИЯ УПЦ, учреждена летом 1940 г., с 1944 г. Житомирская и Овручская на территории Житомирской обл. Украины, с 1994 г. имеет совр. название и границы Андрей Иванович (1751 - 1813), прот., деятель единоверия, один из первых исследователей старообрядчества ЗАХАРИЯ (Копыстенский; не позже 1585 - 1627), архим. Киево-Печерского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря, правосл. полемист, издатель ИВАН (ум. между 1487 и 1490), «крылошанин», писатель, профессиональный книгописец, видный член московского придворного еретического кружка (см. Жидовствующие)

http://pravenc.ru/rubrics/121708.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Персоналии археографов и палеографов АМУСИН Иосиф Давидович (1910 - 1984), специалист по античности, востоковед-гебраист, основатель кумрановедения в России БАРСОВ Елпидифор Васильевич (1836-1917), исследователь древнерус. и старообр. лит-ры, археограф, собиратель ВОСТОКОВ [Остенек] Александр Христофорович (1781 - 1864), археограф, исследователь церковнослав. языка, поэт ДМИТРИЕВ Лев Александрович (1921 - 1993), литературовед, археограф, исследователь средневек. рус. книжности, издатель и переводчик древнерус. памятников ДОЛИДЗЕ Исидор Самсонович (1915 - 1982), груз. юрист, историк права, археограф, общественный деятель, акад. АН ГССР (1960), заслуженный деятель науки ГССР (1963) ДОНЧЕВА-ПАНАЙОТОВА Невяна (род. 1945), болг. палеограф, исследователь средневек. болг. книжности и русско-болг. связей ЕВГЕНИЙ (Болховитинов Евфимий Алексеевич; 1767 - 1837), митр. Киевский и Галицкий, историк, археограф, библиограф ЕВФИМИЙ [Еквтиме] Такаишвили (Такаов) (1863 - 1953), историк, филолог, археолог, археограф, один из основателей Тифлисского (с 1938 Тбилисского) гос. ун-та (ТГУ), прав. (груз. Гвтискаци - человек Божий; пам. груз. 3 янв.) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) ЕРНШТЕДТ Петр Викторович (1890 - 1966), российский коптолог, занимавшийся в основном изучением грамматики и лексики копт. языка, папирологией, изданием копт. текстов ЖОРДАНИЯ Федор (Тедо, Тевдоре) Давидович (1853 - 1916), груз. историк, филолог, археограф, педагог, общественный деятель ЖУКОВСКАЯ Лидия Петровна (1920 - 1994), палеограф, лингвист, исследовательница церковнослав. памятников, член бюро Археографической комиссии АН СССР КЛОСС Борис Михайлович (род. 1932), историк, источниковед, исследователь древнерус. летописания и агиографии, палеограф КОЖУХАРОВ Стефан Емануилов (13.11.1934 - 25.01.2000), болг. филолог, литературовед, гимнолог, археограф, музыковед МАИ [Май] Анджело (1782-1854), выдающийся итальянский филолог и палеограф, хранитель б-ки Амброзиана и Ватиканской библиотеки, член об-ва иезуитов, кардинал Римско-католической Церкви

http://pravenc.ru/rubrics/122936.html

Связь с эфиром СМС: с мобильного телефона пошлите на короткий номер 5522 слово ВЕРА и через пробел вопрос, который хотите задать. Звонок в студию во время прямого эфира: 8 495 959-59-39. Звонок в студию: 8 495 950-63-56. Написать письмо: [email protected] play_arrow pause mute max volume play stop repeat Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin . В год 800-летия святого благоверного князя Александра Невского шедевр отечественного кинематографа, фильм Сергея Эйзенштейна " Александр Невский " , созданный в 1938 г., не раз демонстрировался по телевидению. И это естественно: ничего лучшего о князе Александре Невском до сих не создано, и думаю, вряд ли появится в ближайшие годы. И дело не только в таланте и мастерстве гениальных Сергея Эйзенштейна, Сергея Прокофьева, Эдуарда Тиссе и Дмитрия Васильева. Чтобы создать такое мощное эпическое кинополотно, мало одного таланта. Надо было очень тонко чувствовать и осознавать, что живешь в то время, когда вершится на твоих глазах великая история, решается судьба твоей Родины и родного народа. Вышедшие на экраны страны в предвоенное время кинокартины " Александр Невский " Эйзенштейна и " Петр Первый " Петрова ознаменовали коренной перелом в политике государственной власти в отношении к Русской истории. В преддверии близкой войны руководство страны понимало, что русские люди будут сражаться за родную землю, а не за " торжество учения Маркса-Энгельса-Ленина " . И очень скоро, во время великого парада 7 ноября 1941 г., когда немцы стояли у стен Москвы Сталин призовет имена святых и великих русских полководцев: " Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков – Александра Невского, Димитрия Донского, Кузьмы Минина, Димитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова! " Совершенно очевидно, что именно в это время военных испытаний восстанавливалась священная нить Русской истории, которую навсегда пытались прервать " пламенные революционеры " в 1917 г. Как сказал Иосиф Сталин послу США Аривеллу Гаримману: " Они воюют за свою Матушку-Россию " . И Господь даровал нашему народу Великую Победу на Пасху 1945 года. А великая песня-гимн Прокофьева " Вставайте, люди русские, за нашу землю светлую... " , прозвучавшая в кинофильме " Александр Невский, стала предшественником великой песни-гимна " Священная война " : " Вставай, страна огромная! " .

http://radonezh.ru/radio/2021/09/07/22-0...

Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Remembering Protopresbyter Alexander Schmemann: 1921-1983 14 декабря 2011 16:15 – 1 января 1970 03:00 События The 13th of December 2011, Feast of Saint Herman of Alaska [New Style], marks the 28th anniversary of the repose of Protopresbyter Alexander Schmemann, dean of St. Vladimir’s Orthodox Theological Seminary, and a leading Orthodox theologian. Born in 1921 in Estonia to a family of Russian emigrees, he spent his youth in France, where he received his secondary and university education. He also completed theological studies at the Institut de Théologie Orthodoxe Saint-Serge in Paris, which was then the center of Russian Orthodox scholarship following the turmoil of the Russian Revolution of 1917. After his marriage to Juliana Orsorguine in 1945, he was ordained to the Orthodox priesthood in 1946, he taught Church History at Saint-Serge until 1951, when he was invited to join the faculty of St. Vladimir’s Seminary, at that time located in New York City. He was quickly recognized as a leading exponent of Orthodox liturgical theology, which sees the liturgical tradition of the Church as a major sign and expression of the Christian faith. He received his doctorate on July 5, 1959 from St. Sergius, with his dissertation “Tserkovny Ustav: Opyt Vvedeniia v Liturgicheskoe Bogoslovie” [ " The Church’s Ordo: Introduction to Liturgical Theology " ]. He held honorary degrees from Butler University, General Theological Seminary, Lafayette College, Iona College, and Holy Cross Greek Orthodox School of Theology.

http://bogoslov.ru/event/2306884

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010