24 сентября 1861 года главный престол во имя св. Троицы был освящен преосв. Макарием, епископом Харьковским, а придельный, с южной стороны, в честь Рождества Пресвятой Богородицы (храм 8 сентября) освящен 1 октября местным протоиереем. Придельный престол с северной стороны во имя препод. Алексея, человека Божьего (храм 17 марта), был освящен высокопреосвященным Макарием, архиепископом Харьковским, 3 июня 1862 года. В 1763 году возле самой Троицкой церкви бывшие «между жильями, кузнецкие ряды со всем строением, не оставляя ничего, вывезти над реку Харьков, в неопасное от пожаров место и далее от жилья». Из описи, составленной в 1817 году, видно, что в то время храм был беден. К 1900 году Троицкая церковь по богатству своих украшений была первая после Собора. В 1835 году начали скупать дома и места, окружаю¬щие Троицкую церковь. Указом Святейшего Синода, 31 октября 1866 г. приходскому попечительству Троицкой церкви г. Харькова разрешено было устроить при входе в ограду церкви часовню, в память 4 апреля 1866 года, дня чудесного спасения жизни Государя Императора, с надписью внутри оной золотыми словами «Господи, спаси Царя и услышины. 4 апреля 1866 года». В 1869 году приходское попечительство Троицкой церкви открыло в церковном доме начальное народное училище. В 1902 году церковь отремонтировали и обновили иконостас. После революции 1917 года в здании храма на многие годы «поселился» хлебозавод. В 1992 году здание было возвращено церкви. Свято-Троицкий храм находится на улице Ивана Дубового. Ибрагимова А.Р., Дюкарев В.П. Твой Храм. - X.: Факт, 2005 Прежде существующего каменного Троиц­кого храма был в Харькове деревянный Тро­ицкий храм. По делам консистории видно, что в 1726 г. при Харьковской Троицкой церкви были уже два священника Павел Степанов и Михаил Павлов, известный по Куряжскому акту 1719 г. После того были священниками зять Михаила Павел Копейчик и (с 1743 г.) внук Павлов Борис Янкевич. Надпись на каменной доске, вделанной в сте­не при входе в Троицкий храм, говорит:«Во славу святыя, единосущныя, животворящия и нераздельныя Троицы, а в пределе Рождества Пресвятыя Богородицы, начался сей храм строиться в 1758 годе месяца Июля 27 дня, за державы благочестивейшия великия Государыни Императрицы Екатерины Алексеевны, при Наследнике Ея благоверном Государе Цесаревиче Павле Петровиче, бла­гословением преосвященнаго Порфирия епи­скопа Белгородскаго 3 — присмотром иереея Бориса Янкевича. А окончен и освящен 1764 года месяца Мая». По старым описям значится, что церковь устроена «старанием прихожан», но каких имен­но, не видно. Потому имена благотворителей, участвовавших в сооружении храма, остаются ведомыми одному Господу.

http://sobory.ru/article/?object=03866

В приходе были две часовни. Одна находилась на приходском кладбище, другая, деревянная - вблизи деревни Исаково. Она построена вместо прежней ветхой часовни в 1883 году жителями этой деревни. В часовне находилась икона Святителя и Чудотворца Николая. Богадельни, больницы и церковно-приходского попечительства при церкви не было. В числе благотворителей церкви был помещик Зыбин. Церковно-приходская школа открыта 25 ноября 1885 года, помещалась в доме, построенном специально для нее. В память чудесного спасения семьи Императора Александра III во время крушения царского поезда 17 октября 1888 года близ станции Борки Харьковской железной дороги по приговору прихожан от 31 января 1889 года решено установить ежегодный попечительный сбор на содержание школы с каждого крестьянского земельного душевого надела. В 1900 году в ней обучалось 54 мальчика и 4 девочки. Священник Никандр Александрович Пятницкий был родом из погоста Крекшино Островского уезда, сын дьякона, родился 17 сентября 1865 года. После окончания Псковской духовной семинарии он назначен псаломщиком в погост Барута Новоржевского уезда, священником погоста Лужник Торопецкого уезда, с 20 января 1900 года служил в здешнем погосте, преподавал Закон Божий в церковно-приходской школе. Духовенством церковного округа он избран членом благочиннического и попечительного советов. За заслуги по духовному ведомству награжден набедренником, скуфьёй, камилавкой. 29 июня 1917 года о. Никандр награжден саном протоиерея. Псаломщик-дьякон Павел Петрович Архангельский родился 22 июня 1860 года в этом же погосте в семье пономаря. По болезни он не смог окончить Великолукское духовное училище, был на военной службе, преподавал в Иваньковской церковно-приходской школе, служил псаломщиком в погосте Славковичи Псковского уезда. С 3 октября 1887 года Павел Петрович служил в здешнем погосте, в 1895 году рукоположен в сан дьякона. 22 апреля 1908 года его перевели священником в погост Детковичи Великолукского уезда. Псаломщик-дьякон Василий Васильевич Назарецкий родился 5 февраля 1878 года в погосте Морино Порховского уезда в семье священника, учился в Торопецком духовном училище, по прошению отца был уволен из 2-го класса, служил псаломщиком в погосте Золвие Торопецкого уезда. После того, как он выдержал экзамен на звание дьякона, с 10 февраля 1909 года служил в погосте Иваньково. В 1911 году Василий Васильевич посвящен в сан священника, служил в погосте Верхний Мост Псковского уезда. В 1924 году о. Василий был привлечен к суду в качестве обвиняемого в «фальсификации» обновления икон в Псковской епархии, приговорен к 1 году лишения свободы. В 1937 году его арестовали вновь, 30 декабря 1937 года приговорен к расстрелу. Реабилитирован священник Василий Васильевич Назарецкий 1 марта 1963 года. Его отец, священник Василий Назарецкий расстрелян в 1919 году.

http://sobory.ru/article/?object=15193

В числе книг, выпущенных в свет этим издательством, была и его книга, составленная по творениям кронштадтского подвижника – “Небо на земле. Учение о. Иоанна Кронштадтского о Божественной литургии”. В состав книги “Божьи люди” вошел очерк “Отец Иоанн” – небольшое по объему произведение, составленное Владыкой в период его служения в Америке (1933–1948). Отцу Иоанну посвящен и труд митрополита Вениамина “Подвиг преподобничества”. В 1950-х годах Владыка завершил свое фундаментальное исследование “Отец Иоанн Кронштадтский ”. 3 декабря 1907 года монах Вениамин, нареченный при постриге в честь святого мученика диакона Вениамина (память 12 октября и 31 марта), был рукоположен ректором академии епископом Ямбургским Сергием (Тихомировым) во иеродиакона, а 10 декабря в Троицком соборе Александро-Невской Лавры состоялось его рукоположение в сан иеромонаха. Хиротонию совершил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Антоний (Вадковский). Окончив в 1907 году Санкт-Петербургскую духовную академию, был оставлен при ней профессорским стипендиатом по кафедре Библейской Истории у профессора архимандрита Феофана (Быстрова) . По окончании стипендиатского года был назначен личным секретарем архиепископа Финляндского и Выборгского Сергия (Страгородского). В 1910–1911 годах отец Вениамин исполнял должность доцента Санкт-Петербургской духовной академии по кафедре Пастырского богословия, Гомилетики и Аскетики. В октябре 1911 года по желанию митрополита Антония (Вадковского) он был назначен инспектором Санкт-Петербургской духовной семинарии, но эту должность занимал недолго, около трех месяцев. 21 декабря 1911 года получил назначение на должность ректора Таврической духовной семинарии, а 26 декабря в Выборге он был возведен архиепископом Сергием (Страгородским) в сан архимандрита. 26 августа 1913 года архимандрит Вениамин получил новое назначение, заняв пост ректора Тверской духовной семинарии. События февраля 1917 года застали архимандрита Вениамина в Твери. События эти, как видно из книги воспоминаний Владыки Вениамина, далеко не бескровные, вызвали у него чувство сердечной скорби по поводу разгоравшегося братоубийства. Монархист по убеждениям, он тяжело переживал падение православной монархии, как патриот-государственник скорбел о военных поражениях России и о “параличе власти”, который грозил привести страну к хаосу.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Главной святыней новопостроенного храма стала точная копия чудотворной Казанской иконы Божией Матери, выполненная по заказу епископа Бийского Макария (Невского). Архивная запись свидетельствует о том, что в 1885 году копия иконы была готова и в том же году доставлена в Бийск выпускниками Казанской учительской семинарии - бывшими стипендиатами Алтайской миссии. Эта икона была спасена во время пожара 1886 года и заняла почетное место в новом храме. Храм был хорошо обеспечен утварью. По состоянию на 1905 год, здесь числилось 16 архиерейских облачений, 61 - священническое, 53 -диаконских; было также три потира с принадлежностями, четыре напрестольных Евангелия, три креста... По Указу Святейшего Синода от 5 апреля 1905 года, причт собора состоял из двоих священников, диакона и двоих псаломщиков. В страховой оценке Казанского архиерейского собора от 31 августа 1910 года, в частности, говорится: " Церковь построена в 1891 году, сохранилась хорошо. Оценка вместе с иконостасом и колокольней 25.000 рублей " . В ведении храма было две часовни: одна на " ярмарочной площади во имя св. и Чудотворца Николая, построенная в память Священного Коронования Их Императорских Величеств Императора Николая Александровича и Императрицы Александры Федоровны; вторая - на базарной площади - во имя иконы Божией Матери, именуемой Иверская " (П.С. Коваленко, " Бийские святыни " ). В соборе часто совершались торжественные архиерейские богослужения, которые собирали огромное количество верующих... На момент освящения в храме не было колокольни. Почти двадцать лет спустя, в 1910 году, на деньги бийского купца второй гильдии Власа Максимовича Рыбакова, старосты храма, построили нарядную каменную колокольню. Трагические события октября 1917 года нарушили привычный уклад жизни православных бийчан. В 1920 году архиерейское подворье Алтайской духовной миссии было закрыто, а Казанский архиерейский собор передан обновленцам. Еще через десять лет, в 1930 году, храм закрыли для богослужений... Более 60 лет - до 1992 года - храм использовали не по назначению: сначала здесь размещалась конюшня, затем - солдатский клуб, спортзал, позднее - овощехранилище, склад ГСМ...

http://azbyka.ru/palomnik/Димитриевский_...

За неделю до Рождества 1917/1918 года, по совету отца Гурия Виктор съездил в г. Свияжск, где в монастыре на покое жил слепой игумен. Старец благословил юношу принять монашеский постриг, сказав, что необходимо раздувать искру Божию в душе, пока она горит. Однако на пороге был 1918 год. И тихая дотоле Казань стала ареной столкновения белых и красных отрядов. В академии провели ускоренные экзамены, и студенты разъехались кто куда. Вопреки старческому благословению провести лето в Оптиной пустыни, Виктор уехал в Вятку к родителям и был за это наказан: полтора года он скитался без определенных занятий, пока, наконец, не оказался в Саратове, где ради хлебного пайка устроился на работу в красноармейскую канцелярию. Эта работа была засчитана ему в срок воинской службы. Проведя несколько месяцев за перепиской бумаг, Виктор Милов испросил благословения на монашество у затворника скита Саратовской Преображенской обители. Прозорливый старец иеромонах Николай (Парфёнов; †1939) отправил Виктора с рекомендательным письмом в Московский Данилов монастырь, дал ему при этом духовные наставления и присовокупил: " Я бы у себя оставил тебя, раб Божий, да ты очень высок… " , - возможно, предрекая этим будущее архиерейство. На Благовещение 1920 года Виктора постригли в монашество с именем Вениамин в честь священномученика Вениамина Персидского, диакона († ок. 418 - 424; память 31 марта/13 апреля). На второй день Пасхи, 30 марта/12 апреля 1920 года, преосвященный Гурий рукоположил монаха Вениамина во иеродиакона, а через полгода, в день преставления Преподобного Сергия (25 сентября/8 октября), епископ Петр (Полянский; †1937), сам возведенный в тот же день в архиерейское достоинство, рукоположил иеродиакона Вениамина во иеромонаха. Набедренник надел на него Святейший Патриарх Тихон, наперсный крест - епископ Верейский Иларион (Троицкий; †1929). И уже в 1923 году, также в день Благовещения, епископ Гурий возвел отца Вениамина в сан архимандрита. С того времени отец Вениамин становится наместником Покровского монастыря.

http://lib.cerkov.ru/authors/205

За неполных девять лет жизнь общины вполне была благоустроена, сестры полностью обеспечивали себя своими трудами, и 12 мая 1899 года Акатовская община получила статус общежительного монастыря с наименованием его Свято-Троицким Александро-Невским, а настоятельница Евтихия была возведена в сан игумении. Она управляла монастырем до своей кончины в 1910 году 3 . При ней были возведены все основные монастырские постройки и, кроме того, две школы (одна из них с церковью во имя апостола Петра и преподобномученицы Евгении), гостиница и странноприимница за оградой. Второй настоятельницей Акатовского монастыря стала игумения Анатолия, до этого назначения бывшая старшей монахиней Иоанно-Предтеченского скита Никитского монастыря Тульской губернии, скончавшаяся в 1916 году 4 , третьей и последней до закрытия обители – единогласно избранная сестрами в том же году монахиня Олимпиада. Распоряжением святителя Тихона от 10 (23) марта 1918 года повелевалось возвести настоятельницу Олимпиаду в сан игумении, «во внимание ее усиленных забот по благоустройству монастыря» 5 . Вскоре совершилось и возведение, и сестры поднесли ей в подарок икону Казанской Божией Матери. Перед кончиной она благословила этой иконой одну из своих послушниц, Ксению Зайцеву, а та передала другой верной душе, девушке, которая стала впоследствии монахиней, – и, как трогательный привет от почивших, как их благословение новым насельницам эта реликвия сохранилась и до наших дней. Надпись на обратной стороне иконы: «Сия святая икона – усердное приношение сестер Свято-Троице-Александро-Невского монастыря игуменье Олимпиаде в память ее посвящения 31 марта 1918 года». Сведения о матушке Олимпиаде мы приводим из «послужных списков монахинь Свято-Троицкого Александро-Невского монастыря», представленных ею «епископу Серпуховскому Арсению 6 , викарию Московскому 12 января 1917 года» 7 . Настоятельница обители, монахиня Олимпиада (в миру Вера) Марковна Иванова, девица, из мещанского звания города Москвы, образование домашнее), 45 лет (следовательно, год рождения 1872-й), поступила в число сестер общины 21 мая 1892 года, облечена в рясофор 5 сентября 1893 года, определена в число послушниц 30 октября 1895 года, пострижена в мантию 10 марта 1913 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Varlaam_Rjashe...

Начальное образование будущий митрополит получил в земской школе в селе Сергиевка того же Кирсановского уезда, затем два года проучился в Кирсановском уездном училище (1891-1893), после чего последовательно окончил духовное училище в Тамбове и Тамбовскую Духовную Семинарию (учился соответственно в 1893-1897 и в 1897-1903 годах). От Тамбовской семинарии Иван Федченков был направлен для поступления в Санкт-Петербургскую Духовную Академию, в которой проучился до 1917 года, окончив Академию с ученой степенью кандидата богословия. В академии И. А. Федченков встретил духовного наставника архимандрита (впоследствии архиепископа Феофана (Быстрова,+1940), связь с которым сохранил и в дальнейшем, когда оба они, учитель и ученик, оказались в вынужденном изгнанничестве за пределами Отечества. А в те годы (1903-1907) архимандрит Феофан занимал должность инспектора Санкт-Петербургской Духовной Академии. Отец Феофан был организатором и душой неофициального " златоустовского кружка " , где студенты под его руководством занимались изучением святоотеческих творений. Архимандрит Феофан был духовником и " аввой " Ивана Федченкова. Он же совершил его пострижение в монашество 26 ноября 1907 года, в канун празднования в честь иконы Божией Матери " Знамение " . 3 декабря того же года монах Вениамин, нареченный при постриге в честь святого мученика диакона Вениамина (память 12 октября и 31 марта), был рукоположен ректором академии епископом Ямбургским Сергием (Тихомировым, +1940) во иеродиакона, а 10 декабря в Троицком соборе Александро-Невской Лавры состоялось его рукоположение в сан иеромонаха. Хиротонию совершил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Антоний (Вадковский, +1912). Будучи студентом первого курса, будущий митрополит Вениамин тяжело заболел и попал в больницу, где по совету архимандрита Феофана стал прилежно читать аскетические творения святых отцов (аввы Дорофея, преподобных Варсонофия и Иоанна, преподобного Иоанна Лествичника и преподобного Макария Великого), которых до этого времени не знал или читал поверхностно. " Чтение этих аскетических творений,- писал впоследствии митрополит Вениамин,- так сильно подействовало на меня, что очень скоро я почувствовал влечение к иночеству, никому о том не говоря… И постепенно стало нарастать стремление к Богу. Начал сознавать недостаточность прочих идеалов, хотя бы и хороших, вроде служения ближним; и во всяком случае мне стало совершенно понятно, что человека ничто не может удовлетворить, кроме любви к Богу " .

http://lib.cerkov.ru/authors/157

По случаю 70-летия «всероссийского батюшки», отмечавшегося 19 (31) октября 1899 г., Комитет КОТ постановил «отслужить молебен о его здравии со всеми призреваемыми в ночлежном приюте, предложить всем нуждающимся обед и послать телеграмму отцу Иоанну». «Привычным делом» для КОТ являлись письменные послания от о. Иоанна Кронштадтского. К примеру, на многолюдном общем собрании членов КОТ 30 января (12 февраля) 1905 г. была прочитана его поздравительная телеграмма, в которой говорилось: «Призываю благословение Божие на Богу угодное дело». КОТ, в свою очередь, всемерно популяризовало взгляды о. Иоанна Кронштадтского, издавая массовыми тиражами «Слово отца Иоанна Ильича Сергеева против пьянства» и другие его проповеди и обращения. После кончины о. Иоанна Кронштадтского, КОТ и созданный на его базе Казанский отдел «Русского Собрания» (КОРС) прикладывали заметные усилия к тому, чтобы почтить и увековечить его память. Известно также, что 7 (20) января 1909 г. на заседании Совета КОРС был зачитан доклад об о. Иоанне Кронштадтском известного деятеля трезвеннического движения священника Н.М.Троицкого, который решено было опубликовать. Очевидно, что тема участия о. Иоанна Кронштадтского в деятельности КОТ нуждается в дальнейшем изучении. Лариса Владимировна Алексеева , учитель истории МОУ «Лицей 145» (Казань) Впервые опубликовано: Алексеев И.Е. «Империя трезвости»: «Казанское Общество Трезвости» (1892 - 1917 гг.) как социально-исторический феномен//Традиционные чтения: Материалы первых научно-практических чтений, посвящённых казанскому трезвенническому движению (11 сентября 2010 г.)/Эйфория. - 2010. - 2 (120). - С.с. 17 - 19. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им.

http://ruskline.ru/analitika/2010/09/20/...

Читайте также — Бутовский полигон как Русская Голгофа Открытый список В 2016 году был опубликован открытый список — базу данных о жертвах репрессий с 1917 по 1991 год. Открытый список построен по принципу Википедии. Информация постоянно добавляется, обновляется и редактируется самими пользователями. Автором проекта стал Благотворительный фонд «Протяни руку», который занимается помощью лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в том числе, в местах лишения свободы. На сайте Открытого списка более 2,5 миллионов записей о жертвах политических репрессий. Люди находят имена родных в списках, составленных на основе официальных документов и размещают их биографию. Последний адрес В 2014 году открылся проект «Последний адрес». В память о человеке, ставшим жертвой политических репрессий, на доме, в котором он жил, устанавливают небольшую табличку с его именем. Проект призван показать, что жертвами репрессий становились обычные люди, такие, как мы с вами. По доносам забирали невиновным. Обвинения были безосновательными, а наказания чрезмерно жестокими, вплоть до расстрела. «Последний адрес» стал гражданской инициативой, которую реализует «Фонд увековечения памяти жертв политических репрессий „Последний адрес“». Аналогичный проект «Камни преткновения» существует в память о жертвах Холокоста. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 30 октября, 2018 30 октября, 2018 29 октября, 2018 29 октября, 2018 29 октября, 2018 27 октября, 2018 31 октября, 2017 30 октября, 2017 30 октября, 2017 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/den-pamyati-zhertv-pol...

Освященный Собор, рассмотрев подвижническое служение и мученическую кончину протоиереяИоанна Кочурова и удостоверившись в его подвиге определяет 1. Протоиерея Иоанна Кочурова, убиенного в Царском Селе гонителями Церкви Христовой 31 октября (старого стиля) 1917 г., причислить к лику священномучеников для общецерковного почитания. 2. Честные останки священномученика Иоанна, преданные погребению в Царском Селе, именовать отныне святыми мощами, до времени их обретения оставив на Божие произволение 3. Службу священномученику Иоанну после сего дня прославления отправлять общую по чину мученическому и благословить составление ему особой службы. 4. Память священномученику Иоанну праздновать 31 октября по Юлианскому календарю. 5. Включить в Собор новомучеников и исповедников Российских священномученика Иоанна. 6. Писать новопрославленному священномученику Иоанну икону для поклонения согласно Определению Седьмого Вселенского Собора. 7. Напечатать житие священномученика Иоанна для назидания в благочестии чад церковных 8. От лица Освященного Собора объявить о сей благой и благодатной радости прославления нового Российского священномученика пастве Всероссийской. 9. Сообщить имя новопрославленного священномученика Предстоятелям братских Поместных Православных Церквей для включения его в святцы. Предстательством и молитвами священномученика Иоанна да укрепит Господь веру всех верных чад Русской Православной Церкви и ниспошлет им Свое благословение. Аминь. Комментарии ( 0): Написать комментарий: Правила о комментариях Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается. Просим читателей обратить внимание на то, что редакция, будучи ограничена по составу, не имеет возможности сканировать и рассылать статьи, библиограммы которых размещены в росписи статей. Более того, большинство этих статей защищены авторским правом. На просьбу выслать ту или иную статью редакция отвечать не будет.

http://bogoslov.ru/article/392571

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010