Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Свящ. Александр Боярский. Фотография. 10-е гг. ХХ в. Александр Иванович (наст. фамилия Сегенюк; 17.05. 1885, с. Копытово Влодавского у. Седлецкой губ.- 9.09.1937, Иваново), один из организаторов и идеологов обновленчества . Род. в семье псаломщика, окончил Волынскую ДС (1906), затем СПбДА со степенью канд. богословия за соч. «Православные монастыри на Волыни (до перехода в унию)» (1910), оставлен профессорским стипендиатом по кафедре рус. гражданской истории. Во время учебы в академии в рамках деятельности Об-ва распространения религиозно-нравственного просвещения в духе православной Церкви посещал Спасо-Петровскую мануфактуру, проводил беседы на заводах и за короткое время приобрел популярность в рабочей среде. 23 мая 1911 г. назначен преподавателем гомилетики, литургики и практического руководства для пастырей в Холмскую ДС, по-видимому, по назначению не поехал. С 20 сент. 1911 г. священник церкви при железнодорожной ст. Кибарты Варшавской епархии (ныне Кибартай, Литва), в то же время служил законоучителем в гимназии в г. Вержболово (ныне г. Вирбалис, Литва). 18 окт. 1914 г. назначен преподавателем философии в Саратовскую ДС (по-видимому, не поехал), в нояб. того же года - помощником смотрителя Варшавского ДУ, в мае 1915 г. переведен в Виленское ДУ. В 1915 г. эвакуировался в Петроград, где был определен священником к ц. св. Марии Магдалины при уч-ще лекарских помощниц и фельдшериц, но вскоре получил назначение в г. Колпино (Царскосельского у. С.-Петербургской губ.) и был утвержден 3-м священником Троицкой ц. (с 29 марта 1918 собор) при Ижорском заводе. С кон. 1915 г. исполнял обязанности настоятеля (утвержден в должности 16 февр. 1916), в 1921 г. возведен в сан протоиерея. Обладая хорошими организаторскими способностями, свящ. Александр Сегенюк развернул в приходе большую просветительскую и благотворительную деятельность. Во время его настоятельства в Троицкой ц. появились ночные моления, проводились лекции и диспуты на церковно-общественные темы; были организованы бесплатная столовая, детский союз, приходские кооператив и суд, пасека и огород. (Подобное оживление приходской жизни было характерным явлением в Петроградской епархии при митр. св. Вениамине (Казанском) ). До Октябрьской революции 1917 г. Б. состоял гласным Колпинской городской думы. В 1916 г. по предложению Варшавского архиеп. Николая (Зиорова) сменил фамилию Сегенюк на Б.

http://pravenc.ru/text/153301.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ИЗВЕСТИЯ ПО КАЗАНСКОЙ ЕПАРХИИ» офиц. журнал, издававшийся в 1867-1918 гг. при КазДА. После авг. 1917 г. печатался с подзаголовком «Издание духовенства и православных мирян». В 1867-1903 и 1918 гг. выходил 2 раза в месяц, в 1904-1917 гг.- 4 раза в месяц (в 1917 вышло 39 номеров). Издание прервалось в сер. 1918 г., последний номер 11/12) вышел 22 июня. В 1867-1890 гг. «И. по К. е.» имели общую редакцию с академическим ж. «Православный собеседник» , обязательным к выписке всеми приходами Казанской епархии (в 1867-1872 выходили как отдельное прибавление к нему). Редакторами в этот период были ректоры КазДА: архим. Иннокентий (Новгородов) (1867-1868), архим. Никанор (Бровкович ; впосл. архиепископ Херсонский) (1868-1871), прот. Александр Владимирский (1871-1890). В 1891-1895 гг. редактором «И. по К. е.» был прот. Евфимий Малов , с нояб. 1892 г. он редактировал только неофиц. отдел, а официальный подписывали секретари консистории Н. М. Кутепов (1892-1893) и Н. П. Бернадский (1893-1895). В 1896-1903 гг. редакция вновь объединялась с редакцией «Православного собеседника», разделения на офиц. и неофиц. отделы до 1903 г. не было. В 1903 г. в оглавление неофиц. части каждого номера и в годовой указатель содержания журнала были внесены не только статьи, напечатанные в «И. по К. е.», но и статьи соответствующих выпусков «Православного собеседника». В эти и последующие годы редакторами были П. В. Знаменский (1896), С. А. Терновский (1897-1902, 1904-1905), В. И. Протопопов (1903-1904), И. М. Покровский (1905-1907), свящ. Николай Писарев (1908-1911), И. Ф. Григорьев (1912-1915) и свящ. Александр Лебедев (1916-1918). На протяжении всех лет издания в «И. по К. е.» печатались офиц. материалы: высочайшие манифесты, повеления и телеграммы; указы, определения и послания Святейшего Синода; распоряжения епархиального начальства и духовной консистории; «епархиальная хроника» (архиерейские служения и поездки, постройка и освящение храмов, назначения и перемещения представителей духовенства и др.); расписания проповедей, списки «праздных мест», списки крещеных иноверцев и присоединенных к Православию; «духовно-учебные известия» (разрядные списки, объявления, программы КазДА, КазДС и духовных уч-щ, епархиального жен. уч-ща); обращения Гурия Казанского святого братства , Палестинского православного общества и т. п.

http://pravenc.ru/text/293856.html

24 дек. того же года избран епископом Новгород-Северским, викарием Черниговской епархии. 31 янв. 1899 г. Киевский и Галицкий митр. Иоанникий (Руднев) возглавил в С.-Петербурге архиерейскую хиротонию М. 20 окт. того же года М. переведен на Ковенскую викарную кафедру Литовской епархии. 6 сент. 1903 г. назначен епископом Омским и Семипалатинским. Во время его управления епархией в Омске был построен новый Архиерейский дом с домовым храмом, начал работать епархиальный свечной завод. 9 дек. М. был назначен епископом Гродненским и Брестским. В 1907 г. добился учреждения в епархии викарной кафедры в Белостоке. 6 мая 1912 г. возведен в сан архиепископа. Участвовал в сессиях Синода, читал лекции в СПбДА. Во время первой мировой войны при приближении нем. войск М. ежедневно совершал богослужения в кафедральном соборе. 14 февр. 1915 г. архиерей прибыл на рус. оборонительные позиции близ Гродно, совершил торжественное богослужение и произнес речь перед защитниками города; обошел под артиллерийским обстрелом противника укрепления, окропляя их защитников св. водой и благословляя Коложской иконой Божией Матери. Тогда нем. наступление было остановлено, но в авг. 1915 г. рус. войска были вынуждены оставить Гродно. Еще до этого М. был эвакуирован в Москву с братией гродненского Борисоглебского мон-ря. Он вывез с собой епархиальные святыни - фоб с частицей мощей мч. Гавриила Белостокского и Жировицкую икону Божией Матери, помещенные в храм Василия Блаженного. М. проживал в митрополичьих покоях Чудова мон-ря, проводил богослужения в храмах на Мясницкой ул., где в штате состояли эвакуированные гродненские священнослужители. После Февральской революции 1917 г., 14 апр. того же года, уволен Временным правительством из состава Синода вместе с др. его членами. Был участником Предсоборного Совета в Петрограде в июне-июле 1917 г. и Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. в Москве В окт.-нояб. 1917 г., во время боев между отрядами большевиков и войсками Временного правительства, находился в кремлевском Чудовом мон-ре. Под артиллерийским обстрелом вместе с Петроградским митр. сщмч. Вениамином (Казанским) и иноками перенес мощи митр. свт. Алексия в пещерную Ермогеновскую ц. и отслужил молебен. Во время гражданской войны М. оставался в Москве, принимал участие в заседаниях Синода под председательством патриарха Московского и всея России свт. Тихона (Беллавина) . Управление Гродненской епархией с сент. 1918 г. взял на себя викарий М. Белостокский еп. Владимир (Тихоницкий ; впосл. митрополит, глава Западноевропейского Экзархата рус. правосл. приходов К-польского Патриархата). После советско-польск. войны 1920 г. Гродненская епархия оказалась на территории Польского гос-ва и в дальнейшем была включена в состав неканонично провозглашенной автокефальной Православной Церкви в Польше. Возвращение М. на Гродненскую кафедру стало невозможным. В нач. 1921 г. он был назначен настоятелем московского Донского мон-ря.

http://pravenc.ru/text/2563636.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАРПОВ Георгий Григорьевич (7.06.1898, Кронштадт С.-Петербургской губ.- 18.12.1967, Москва), советский гос. деятель, председатель Совета по делам РПЦ при Правительстве СССР в 1943-1960 гг. Из рабочей семьи. Окончил начальную городскую школу (1911) и школу ремесленных учеников (1915) в Кронштадте. В 1915-1918 гг. работал слесарем на Электромеханическом заводе Кронштадтского военного порта. С февр. 1918 г. служил на красном Балтийском флоте, был машинистом на военном транспорте «Аргунь». С янв. 1920 г. член РКП(б). В июле 1921 г. стал комиссаром на транспорте «Борго», затем председателем парткома канонерки «Хивинец». Поступил в Петроградский ун-т, но не закончил учебу. Г. Г. Карпов. Фотография. 1940-е гг. Г. Г. Карпов. Фотография. 1940-е гг. С июля 1922 г. на службе в органах госбезопасности. В 1922-1933 гг. помощник уполномоченного, уполномоченный, старший уполномоченный, оперуполномоченный, помощник начальника отд-ния Постоянного представительства ОГПУ в Ленинградском военном окр. В 1933-1935 гг. помощник начальника, зам. начальника УНКВД Карельской АССР. В 1935-1938 гг. помощник начальника отделения, зам. начальника отделения, начальник отделения УГБ НКВД по Ленинградской обл. Капитан госбезопасности (март 1936). В 1938-1939 гг. начальник Псковского окружного отдела НКВД. Был переведен в Москву для работы в центральном аппарате органов госбезопасности. В 1939-1941 гг. зам. начальника отделения, начальник отделения, зам. начальника отдела НКВД (февр.-авг. 1941 НКГБ). Майор госбезопасности (май 1941). В дек. 1941 г. назначен начальником 4-го отдела («по борьбе с церковной и сектантской контрреволюцией») Секретно-политического управления НКГБ. С мая 1943 г. начальник 5-го отдела («по борьбе с духовенством всех конфессий») 2-го управления НКГБ. Полковник госбезопасности (февр. 1943). Занимался организацией встречи И. В. Сталина и наркома иностранных дел В. М. Молотова с патриаршим местоблюстителем митр.

http://pravenc.ru/text/1681145.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Мч. Николай Варжанский. Фотография. После 1907 г. Георгиевич (Юрьевич) Варжанский (25.11.1881, мест. Искорость Овручского у. Волынской губ.- дек. 1918, Москва), мч. (пам. 23 авг., в Соборе Волынских святых, в Соборе Московских святых, в Соборе отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе новомучеников и исповедников Радонежских). Из семьи чиновника, потомственного почетного гражданина. Окончил Житомирское ДУ, затем Волынскую ДС по 1-му разряду. В 1903 г. поступил в МДА. Окончил академию в 1907 г. с ученым званием кандидата богословия за соч. «Малороссийское богословие в отношении к латинству до Петра Могилы». В том же году обвенчался с Зинаидой Неофитовной Любимовой, дочерью прот. сщмч. Неофита Любимова , настоятеля Воскресенской ц. на Ваганьковском кладбище в Москве. Прот. Неофит Любимов был известным в Москве миссионером и проповедником, организованное им изд-во выпускало миссионерскую и апологетическую лит-ру. Общие устремления впосл. сблизили Н. с тестем, они вместе занимались миссионерской и просветительской деятельностью. 11 февр. 1908 г. Московский и Коломенский митр. сщмч. Владимир (Богоявленский) назначил Н. на должность помощника противосектантского миссионера Московской епархии. С 31 мая 1910 г. он занимал должность противосектантского миссионера-проповедника Московской епархии. С марта 1911 г., не оставляя миссионерской деятельности, служил в Московской канцелярии Синода, а также преподавал историю и обличение сектантства во второклассной церковной школе при Московском епархиальном доме (с 1910) и на церковно-учительских курсах им. В. А. Грингмута (с 1911). 9 июня 1915 г. назначен преподавателем на вновь открытую в МДС кафедру сектоведения. Выступал в качестве лектора по обличению сектантов на миссионерских и пастырских курсах в 1910-1915 гг. Член правления братства Воскресения Христова (с 1910). Организовал в Лефортове в рабочих кварталах за Семёновской заставой Варнавинское народное об-во трезвости, в к-ром состоял товарищем председателя. Варнавинское об-во имело собственный дом, где читали лекции известные профессора, и собственный домовый храм во имя ап. Варнавы.

http://pravenc.ru/text/2565878.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НЕКТАРИЙ Нектарий (Трезвинский), еп. Яранский. Фотография. Сер. 20-х гг. XX в. Нектарий (Трезвинский), еп. Яранский. Фотография. Сер. 20-х гг. XX в. (Трезвинский Нестор Константинович; 20.10.1889, с. Яцки Васильковского у. Киевской губ.- 8.09.1937, г. Гурьев Западно-Казахстанской обл. (ныне Атырау, Казахстан)), еп. Яранский. Род. в семье крестьянина, в 3 года взят на воспитание священником. В 1908 г. окончил Киевскую ДС, был послушником в мон-ре, затем прислуживал в церкви с. Яцки. Рукоположен во иерея. В 1911 г. поступил в КДА и в 1915 г. окончил ее со степенью кандидата богословия. В 1914 г. принял монашеский постриг с именем Нектарий в Киево-Печерской лавре . С осени 1915 по осень 1917 г. служил священником 1-го Туркестанского стрелкового полка. В нояб. 1917 г. приехал в Петроград, 9 дек. принят в число братии Александро-Невской лавры с возложением обязанностей чередного иеромонаха. 29 янв. 1918 г. назначен воспитателем певчих Митрополичьего хора, с 6 июня 1918 г. занимал должность библиотекаря мон-ря, с 23 янв. 1919 г. исполнял обязанности письмоводителя в канцелярии Духовного Собора лавры, 27 янв. 1919 г. также назначен уставщиком. 9 апр. 1919 г. указом Синода за «отлично-усердную службу» к Пасхе был награжден золотым наперсным крестом. 20 июня 1919 г. освобожден от канцелярской деятельности с назначением постоянным панихидным иеромонахом на лаврских кладбищах, но при этом оставлен уставщиком. В нач. 1920 г. также исполнял послушание зам. библиотекаря. В марте 1920 - сент. 1921 г. был настоятелем Екатерининского собора в Ямбурге, оставаясь при этом в братии лавры. Впервые арестован в 1919 г., вскоре освобожден. Вновь арестован 1 сент. 1921 г. в Ямбурге по обвинению в антисоветской агитации, заключен в петроградскую тюрьму «Кресты». 8 окт. 1921 г. приговорен Президиумом Петроградской ГубЧК к 1 году принудительных работ с содержанием под стражей. Отбывал срок во 2-м лагере принудительных работ при тюрьме «Кресты».

http://pravenc.ru/text/2564888.html

Статистика Владимир (Богоявленский), свщмч. Митрополит Владимир (в миру — Василий Никифорович Богоявленский; 1 января 1848 с. Малая Моршевка Моршанского уезда Тамбовской губернии — 25 января (7 февраля) 1918 Киев) — епископ Православной Российской Церкви; митрополит Киевский и Галицкий (1915—1918); первенствующий член Святейшего Синода (с ноября 1912 года). Был единственным иерархом Русской Церкви синодального периода, занимавшим все 3 митрополичьи кафедры Российской империи. Прославлен Русской Православной Церковью в 1992 году в лике святых как священномученик; память — 25 января по юлианскому календарю. Детство; образование Родился 1 января 1848 в семье священника села Малая Моршевка Моршанского уезда Тамбовской губернии. Окончил Тамбовскую духовную семинарию, Киевскую духовную академию в 1874 со степенью кандидата богословия. Доктор богословия (1915). Преподаватель С 1874 преподавал гомилетику, литургику и пастырское богословие в Тамбовской духовной семинарии. С 1875 преподавал там же Священное Писание. Одновременно, был преподавателем немецкого языка в семинарии, а также являлся учителем географии вначале в епархиальном женском училище, а затем в женской гимназии. Священник и монах Оставил преподавание ради пастырской деятельности. 31 января 1882 был рукоположен во священника Покровской соборной церкви города Козлова. С 1883 — настоятель Троицкой церкви этого же города, благочинный городских церквей. Показал себя талантливым проповедником, проводил с прихожанами внебогослужебные беседы. После смерти жены и единственного ребёнка, принял монашеский постриг (8 февраля 1886). С 9 февраля 1886 — архимандрит, настоятель Тамбовского Троицкого монастыря, с 6 октября 1886 — настоятель Новгородского Антониевого монастыря. Первое десятилетие архиерейства 13 июня 1888 хиротонисан петербургским митрополитом Исидором (Никольским) во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии. С 19 января 1891 — епископ Самарский. Ввёл внебогослужебные собеседования в различных церквях и сам присутствовал на них. Основал в Самаре Алексеевское религиозно-просветительное братство, организовывал духовно-нравственные чтения в семинарии. Открывал женские церковные школы. Всероссийскую известность принесла его деятельность во время эпидемии холеры, охватившей Поволжье, совпадавшей с голодом вследствие неурожая. На холерных кладбищах он совершал панихиды о почивших, служил на городских площадях молебны об избавлении от бедствий, безбоязненно посещал холерные бараки в местах, охваченных эпидемией. Состоял почётным членом в берлинском православном Свято-Князь-Владимирском братстве.

http://lib.cerkov.ru/authors/355

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЕЛКОВ Евгений Христофорович (13.09.1882, г. Петрозаводск Олонецкой губ.- 1.12.1930, Ленинград), свящ. Из семьи священника. Окончив Ярославскую ДС, в 1904 г. поступил в Демидовский юридический лицей в Ярославле. С 1905 г. в печати начали появляться статьи Б., в к-рых он, доказывая необходимость преобразований церковной жизни, высказывал идеи, близкие к программе «группы 32-х петербургских священников» (см. Союз церковного обновления ). В 1906 г. Б. переехал в С.-Петербург и перевелся на юридический фак-т С.-Петербургского ун-та. В 1906-1907 гг. вместе с отцом редактировал лит. церковно-общественный ж. «Звонарь». Осенью 1907 г. был отчислен из ун-та за то, что не внес плату за обучение, впосл. предпринимал неоднократные попытки закончить курс: учился на юридическом фак-те с осени 1909 по дек. 1911 г., в 1915/16 учебном году - на историко-филологическом фак-те, затем был призван в армию, осенью 1918 г. восстановлен как студент ун-та, в 1919 г. вновь был призван на военную службу, в марте 1921 г. подавал прошение о зачислении на фак-т общественных наук. В 1912-1918 гг. в журналах «Русский паломник» и «Соборный разум» Б. публиковал рассказы о жизни духовенства, стихи (подписывался «Х. Толшемский», «Б-в» и «Евг. Б.»). В 1911 г. в С.-Петербурге вышел его 1-й сб. рассказов «В мире рясы», содержавший резкую критику высшего духовенства и монашества, затем увидели свет еще 3 книги. В кон. 1917 г. Б. женился на М. Пирамидовой и был рукоположен во иерея к ц. святых Захария и Елисаветы на Фурштадтской ул., где служил 3-м священником. Б. горячо приветствовал Февральскую революцию. Являлся членом об-ва «Соборный разум», учеником и другом руководителя об-ва прот. Иоанна Егорова , одним из организаторов одноименного изд-ва. В июне 1918 г. при посещении свт. Патриархом Тихоном Петрограда Б. в составе делегации об-ва вручил ему приветственный адрес. 29 марта 1922 г. Б. подписал декларацию о помощи голодающим «Петроградской группы прогрессивного духовенства» и вскоре стал одним из руководителей обновленчества .

http://pravenc.ru/text/77906.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЖАРОВ [англ. Jaroff] Сергей Алексеевич (20.03.1896, г. Макарьев Костромской губ.- 5.10.1985, Лейквуд, шт. Нью-Джерси), рус. хоровой дирижер. Род. в семье купца 2-й гильдии. В 1904 г. был отдан в макарьевское 1-е приходское муж. уч-ще; в 1906 г. поступил в московское Синодальное уч-ще церковного пения, где учился у Н. М. Данилина , А. Д. Кастальского , Н. С. Голованова и др. До 15 лет пел дискантом в московском Синодальном хоре; в 1911 г. участвовал в его заграничной поездке. В 1915-1917 гг. руководил хором при Об-ве трудовой помощи инвалидам мировой войны, с которым пел в церквах и давал концерты в госпиталях. По окончании Синодального училища (20 марта 1917) поступил в Александровское военное училище. Пройдя 2-недельную подготовку, непродолжительное время принимал участие в военных действиях в составе 8-й армии ген. Л. Г. Корнилова. 1 авг. 1917 г. был произведен в прапорщики и в конце сент. прибыл в Бахмут (ныне Артёмовск, Украина) в 25-й запасной полк. По его расформировании вернулся в Макарьев, где 17 марта 1918 г. был зачислен на должность учителя пения в жен. гимназию и руководил хором в одном из храмов. После того как летом 1918 г. гимназия была закрыта, Ж. преподавал пение в городских школах. 14 нояб. 1918 г. он был назначен взводным инструктором при Макарьевском уездном военном комиссариате. В 1919 г. Ж. был призван в Красную Армию, однако в авг. того же года, находясь в Тамбове, попал во время рейда корпуса ген. К. К. Мамонтова в тылы Красной Армии в плен к белым. Был зачислен в состав сформированной Мамонтовым Тульской пехотной дивизии добровольцев. Оказавшись в Новочеркасске, получил назначение в пулеметный полк 3-й Донской казачьей дивизии, где воевал в чине хорунжего. В годы гражданской войны Ж. был регентом в Воскресенском войсковом соборе ст-цы Старочеркасской, а также руководил хором за богослужениями, к-рые совершались по ходу следования войска. 15 нояб. 1920 г. Ж. вместе с дивизией был эвакуирован из Керчи в Турцию и попал в лагерь Чилингир. В 1920 г. к празднику свт. Николая Чудотворца (6/19 дек.) по приказу командира Гундоровского Георгиевского полка ген. А. К. Гусельщикова был собран сводный хор для участия в богослужении. Руководителем хора был назначен Ж.

http://pravenc.ru/text/182199.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИНГОРОКВА [груз. ] Павел Иессеевич (1.11.1893, г. Поти Сенакского у. Кутаисской губ.- 1983), картвелолог, литературовед, кодиколог, писатель. Начальное образование получил дома. Студент Новороссийского ун-та Е. Г. Бокерия (юрист, расстрелян 15 сент. 1937 - АП РФ. Оп. 24. Д. 411. Л. 75) преподавал И. и Г. Читая (впосл. этнограф, академик) историю, лит-ру, алгебру и др. предметы. И. продолжил учебу в классической муж. гимназии во Владикавказе. В 1912 г. при содействии Историко-этнографического об-ва Грузии изучал скриптории и книгохранилища монастырей Мартвили , Джручи , Гелати , Убиси , Удабно , о чем 8 февр. 1913 г. представил отчет собранию об-ва. В 1912 г. поступил на историко-филологический факультет С.-Петербургского ун-та. В 1915 г. из-за перенесенного туберкулеза оставил учебу и вернулся в Грузию. После восстановления 12 марта 1917 г. автокефалии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) избран членом Временного Управления ГПЦ. 8-17 сент. 1917 г. принимал участие в Соборе ГПЦ, провозгласившем автокефалию ГПЦ и избравшем Первоиерарха - Католикоса-Патриарха сщмч. Кириона III (Садзаглишвили) . И. стал членом созданного при Католикосе-Патриархе Совета, состоявшего из светских лиц. И.- один из инициаторов создания в окт. 1917 г. Союза писателей Грузии. В 1918 г. на К-польской конференции, посвященной проблемам Кавказа и прошедшей с участием представителей республик Закавказья и Горской республики Сев. Кавказа, он зачитал доклад «О территориальном разделе государств Кавказа» (издан при содействии П. Харисчирашвили//Прометей. К-поль, 1918. 2 (на груз. яз.)), содержащий исторический обзор территориальных владений Грузии. В том же году И. принял участие в военных действиях в Самцхе-Джавахети, оккупированной тур. войсками в июне-нояб. 1918 г. ( Чхеидзе. 1990. Т. 1. С. 42-46). В знак протеста против присоединения Грузии к Советской России в февр. 1921 г. И., писатель К. Гамсахурдия, В. Котетишвили и поэт А. Абашели неск. месяцев не снимали траурные чохи. Их действия привели к возникновению движения, названного «чохоснеби» (груз.- носящие чоху). В 1924-1925 гг. И. учредил и был редактором журналов «Кавкасиони» (Кавказ) и «Ахали Кавкасиони» (Новый Кавказ). Вместе с Гамсахурдия, Абашели, И. Гришашвили и др. И. стал членом Академической ассоциации писателей - антисоветского лит. движения, основанного 27 нояб. 1925 г. В 1928 г. И., Абашели и др. создали изд-во «Сакартвелос цигни» (Грузинская книга). В 1929-1939 гг. И. руководил отделом рукописей в Гос. музее Грузии (ныне Гос. национальный музей Грузии). В нач. 30-х гг. исключен из Союза писателей Грузии. Несмотря на это, принимал участие в подготовке доклада о груз. лит-ре для М. Г. Торошелидзе, представлявшего Грузию на Первом Всесоюзном съезде советских писателей (авг. 1934); в дальнейшем репрессиям не подвергался.

http://pravenc.ru/text/389545.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010