Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕРНАДСКИЙ Георгий Владимирович (20.08.1887, С.-Петербург - 12.06.1973, Нью-Хейвен, шт. Коннектикут, США), историк, сын выдающегося рус. ученого В. И. Вернадского. Окончив 5-ю московскую классическую гимназию, в 1905 г. по совету отца поступил на историко-филологический фак-т Московского ун-та. Поскольку из-за революционных событий занятия в ун-те остановились, В. продолжил учебу во Фрайбургском ун-те (Германия). Осенью 1906 г. вернулся в Москву и возобновил занятия в ун-те, слушал лекции историков В. О. Ключевского , Ю. В. Готье, Р. Ю. Виппера , А. А. Кизеветтера , М. М. Богословского, М. К. Любавского . В 1906-1908 гг. состоял в студенческой секции кадетской партии, активного участия в ней не принимал. Летом 1908 г. был избран делегатом от Московского ун-та на Международный конгресс славистов в Праге. В 1908-1910 гг. читал лекции по рус. истории в воскресных школах для рабочих в Москве и Подмосковье. В 1910 г. окончил ун-т с дипломом 1-й степени. Под рук. Богословского написал канд. соч. «Общественная программа дворянских наказов в Екатерининскую комиссию 1767 г.», был оставлен на кафедре для подготовки магист. диссертации по истории колонизации Сибири в XVI-XVII вв., опубликовал по этой теме неск. статей. В 1911 г. В. вслед за рядом профессоров, среди к-рых был и его отец, ушел из Московского ун-та по политическим мотивам (из-за нарушения университетской автономии). В 1912 г. переехал с родителями в С.-Петербург. Под рук. С. Ф. Платонова работал над магист. дис. на тему «Русское масонство в царствование Екатерины II» (Пг., 1917; СПб., 1999), проявив наибольший интерес к международным связям рус. масонства и его изучению на фоне европ. умственной жизни. Весной 1914 г. стал приват-доцентом С.-Петербургского ун-та. Летом 1917 г. при содействии Платонова В. получил место профессора в омском Политехническом ин-те, где открылась кафедра рус. истории, выехал в Омск, но из-за забастовки на железной дороге остановился в Перми. Пермский ун-т предложил В. должность профессора. В окт. 1917 г. ученый на короткое время уезжал в Петроград для защиты магист. диссертации, к-рая состоялась 22 окт. В. читал лекции и вел семинары в Пермском ун-те, участвовал в создании Об-ва философских, исторических и социальных знаний, редактировал его сборники и опубликовал в них ряд статей по истории Сибири.

http://pravenc.ru/text/150429.html

Сортировать по Исключить новости «Ничего назад не воротишь, и Валерки больше с нами нет» О чем на самом деле писали люди с фронта 29 ноября, 2018 О чем на самом деле писали люди с фронта В Санкт-Петербурге родители хотят бойкотировать школьное задание написать письмо отцу на фронт. О том, какими были реальные письма на войне, рассказывает профессор факультета социальных наук НИУ ВШЭ Елена Рождественская. Профессиональное отношение к войне тех, кто шел на нее добровольно или вынужденно, за минувший век изменилось: от «честь имею» до выживания в бою без патриотических лозунгов. О том, как это происходило, можно узнать из личных писем солдат и офицеров. Коллектив историков, антропологов и социологов проанализировал корреспонденцию с нескольких войн XX столетия: англо-бурской (1899–1902), русско-японской (1904–1905), Первой (1914–1918) и Второй (1939–1945) мировых, афганской (1979–1989) и чеченских (1994–1995 и 1999–2000). Эпистолярное наследие из частных коллекций, архивов, музейных фондов, Комитета солдатских матерей России вошло в недавно изданную  антологию . В статье  «Фронтовое письмо» о выводах исследования рассказывает одна из его авторов — профессор факультета социальных наук НИУ ВШЭ  Елена Рождественская . Исчезнувшая культура Что движет человеком, отправляющимся воевать, как он понимает свой гражданский долг? Через письма с фронта прослеживается трансформация этих представлений и мотивации. 19 октября 1899 года врач Андрей Краузе писал в Российское общество Красного Креста: «Узнав из газет, что общество Красного Креста намеревается послать врачебно-санитарный отряд в Южную Африку для оказания врачебной помощи трансваальцам в их войне против Англии, честь имею просить общество не найдет ли оно возможным принять меня в качестве врача в свою посылаемую миссию. При этом присовокупляю, что я хорошо знаком с немецким и французским языками и в случае принятия меня в миссию согласен пожертвовать сто рублей в пользу оной…» (Здесь и далее письма цитируются по антологии «XX век: Письма войны», 2016 ).

http://pravmir.ru/nichego-nazad-ne-vorot...

Красноуфимск. Церковь Александра Невского. Сортировка: Карта и ближайшие объекты Церковь в стиле русского барокко заложена в 1903 году, а освящена в 1914 году. Решение о его строительстве Красноуфимская городская управа приняла ещё в 1881 году, для увековечения памяти царя-освободителя Александра Второго, убитого террористами-народовольцами. С первых дней службы горожане стали называть церковь «красной» – и не только за цвет кирпичных стен, но и потому, что являлась она самым красивым и важным зданием в городе. Но недолго новенькая церковь с электрическим освещением и калориферным отоплением радовала взор прихожан. В 1930 году храм закрыли и разграбили. От полного разрушения его спасло только-то, что в здании разместили краеведческий музей. В 1999 году в храме возобновлены службы. Церковь имеет один престол во имя святого благоверного князя Александра Невского. Обиходные названия: Александро-Невская церковь; Александроневская церковь; Красная церковь. Храм построен в память о царе Александре II - освободителе крестьян. Решение о строительстве храма приняла городская управа города Красноуфимска в 1901 году. Закладка строительства состоялась в 1903 году, построили здание храма в 1914 году. Церковь была освящена в торжественной обстановке Алексеем Будриным, протоиереем Красноуфимского Свято-Троицкого собора, во имя святого благоверного князя Александра Невского. Церковь представляет собой каменное двухэтажное здание, выполненное из красного кирпича. Основной объем имеет светлый барабан, который венчает большой купол. Всего куполов пять, они выкрашены в голубой цвет и на них установлены ажурные, золоченые кресты. Колокольня имеет открытую звонницу и соединена с основным объемом трапезной. Внутреннее убранство храма сияло золотом и блистало красотой. Однако церковь закрыли для проведения богослужений 6 января 1930 года, здание передали в ведомство местных властей. В здании храма открыли краеведческий музей. Только в 1999 году здание вернули верующим и службы возобновились. Церковь повторно освятили в сентябре 1999 года. Внутри храма проведены большие реставрационные и восстановительные работы.

http://sobory.ru/article/?object=15157

Сортировать по Исключить новости Игумения Серафима 12. VII. 1914 — 16. XII. 1999 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 23, 2000 20 июля, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 23, 2000 Матушка Серафима (Варвара Васильевна Черная-Чичагова) происходила из дворянского рода Чичаговых. О значительной части своей жизни она могла бы сказать словами Анны Ахматовой: Я была тогда с моим народом/Там, где мой народ, к несчастью, был. Химик по образованию, она с 1939 по 1946 г. работала инженером на заводе “Каучук”; во время войны жила при заводе на казарменном положении. Затем она с 1946 по 1986 г. работала в НИИ резиновой промышленности, где защитила две диссертации (в 1951 — кандидатскую, в 1970 — докторскую), стала профессором (1972 г.), заслуженным деятелем науки и техники (1975 г.), лауреатом Государственной премии (1979 г.), получала ордена и медали. В 1982 г., будучи уже в весьма почтенном возрасте, Варвара Васильевна вышла на пенсию — и “вдруг” встала за свечной ящик в храме пророка Илии в Обыденском переулке. Ее рабочее место там находилось буквально в двух шагах от большого образа Спасителя, написанного в свое время ее дедом митрополитом Серафимом (Чичаговым), расстрелянным в 1937 г. Несколько последующих лет она посвятила увековечению его памяти: издала его краткое жизнеописание и избранные творения (книга “Да будет воля Твоя”), собирала материалы для будущей канонизации… Первый постриг в Новодевичьем монастыре после 70 с лишним “глухих” лет был совершен в Успенском храме 13 октября 1994 г., и Варвара Васильевна стала монахиней Серафимой. С 27 ноября того же года и до дня кончины она была игуменией Новодевичьего монастыря. В сане игумении матушка Серафима продолжала работать над материалами к канонизации новомученика Серафима; собрала материалы, необходимые для возобновления почитания первой игумении монастыря преподобной Елены (Деточкиной); за это время был отремонтирован певческий корпус монастыря, где расположились кельи и трапезная, восстановлен Свято-Амвросиевский храм и отремонтирован Успенский; началась застройка подворья в Шубине и открылось второе подворье в пустыньке преподобного Зосимы Верховского.

http://pravmir.ru/igumeniya-serafima-12-...

Архимандрит Пимен (Хмелевский) 1956–1957 Архимандрит Никодим (Ротов) 1957–1959 Архимандрит Августин (Судоплатов) 1959–1961 Архимандрит Варфоломей (Гондаровский) 1961–1963 Архимандрит Ювеналий (Поярков) 1963–1965 Архимандрит Гермоген (Орехов) 1965–1966 Архимандрит Антоний (Завгородный) 1967–1970 Архимандрит Иероним (Зиновьев) 1970–1972 Архимандрит Климент (Толстихин) 1972–1974 Архимандрит Серафим (Тихонов) 1974–1977 Архимандрит Николай (Шкрумко) 1977–1982 Архимандрит Пантелеимон (Долганов) 1982–1986 Архимандрит Павел (Пономарев) 1986–1988 Архимандрит Никита (Латушко) 1988–1993 Архимандрит Феодосий (Васнев) 1993–2002 Архимандрит Елисей (Ганаба) 2002–2006 Архимандрит Тихон (Зайцев) 2006 – по н. в. Приложение 5. Римские папы второй половины XIX–XXI веков п/п Предстоятель Годы правления 1846–1878 1878–1903 1903–1914 Бенедикт XV 1914–1922 1922–1939 Пий XII 1939–1958 Иоанн XXIII 1958–1963 Павел VI 1963–1978 Иоанн-Павел I Иоанн-Павел II 1978–2005 Бенедикт XVI 2005 – по н. в. Библиография Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси. Церковь и духовное возрождение России. – Т. III. Ч. II. – М.: Издательский Совет РПЦ, – 672 с. Августин Блаженный , еп. Иппонский. Творения. В 4-х тт. – СПб, 1998. Аверкий (Таушев) , арх. Четвероевангелие. Апостол. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. – М., 1999. Агапит, архим. Жизнь св. Григория Богослова . – СПб., 1869. Агапит, архим. Жизнь св. Василия Великого . – СПб., 1873. Агапит, архим. Жизнь св. Иоанна Златоуста . – Сергиев Посад, 1902. Амвросий, еп. Медиоланский. Две книги о покаянии. – М., 1901. Амвросий, еп. Медиоланский. Избранные поучительные слова. – М., 1838. Амвросий, еп. Медиоланский. О девстве и браке. – Казань, 1901. Амвросий, еп. Медиоланский. О должностях священнослужителей Церкви Христовой. – Киев, 1875. Амвросий (Погодин) , архим. Святой Марк Ефесский и Флорентийская уния. – М., 1994. – 434 с. Античность и Византия. – М.: Наука, 1975. Антоний (Блум), митр. Сурожский. Беседы о вере и Церкви. – М., 1991. Архиерейский собор РПЦ. 29 ноября – 2 декабря 1994 г. Документы. Доклады. – М.: Изд. Московской Патриархии, 1995. – 208 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Слободской. Собор Екатерины Великомученицы. Екатерининский собор Собор. Действует.   Престолы: Екатерины Александрийской Архитектурный стиль: Узорочье Год постройки:1699. Перестраивалась в 1914. Архитектор: И.А. Чарушин (перестройка 1914 г.) Адрес: Россия, Кировская область, г. Слободской, Екатерининская ул., д. 54 Координаты: 58.731213, 50.186588 Проезд:Рейсовый автобус 102 Киров-Слободской. Интервал между автобусами от 10мин. Собор находится в центральной части города, по ул. Екатерининской, 54 (на юго-восток от центральной городской площади, по ул. Вятская). Изменить описание объекта Сортировка: Карта и ближайшие объекты Екатерининская церковь – в настоящее время второй кафедральный собор Вятской епархии. Основное здание храма построено в 1699 году. Престолы: св. великомученицы Екатерины, Сретения Владимирской иконы Божией Матери, Чуда Архистратига Михаила в Хонях. 1999 год является юбилейным для Екатерининского кафедрального собора в городе Слободском. На месте нынешнего каменного храма стояла изначально деревянная маленькая церквушка. В 1629 году, по книге Доможирова, упоминается - «церковь мученицы Екатерины, деревянна, клецки, с трапезою. В церкви находится образ Пречистой Богородицы с младенцем. Да на колокольнице ко­локол большой, - государево жалование, да 7 колоколов мирских». Именно в этот храм ходил святый блаженный Прокопий Вятский чудотворец. В житии его упоми­нается, что Прокопий, «когда подрос, не захотел дома жить, но ушел в город Слободской и там у отца Илариона, священника Екатерининской церкви три года прислуживал». В 1661 году деревянная Екатерининская церковь и колокольня сгорели. Каменный теплый храм был построен по грамоте преосвященного Ионы, архиепископа Вятского и Великопермского, от 4 июня 1699 года. В 1658 году Пермь Великая была отделена от Вологды и присоединена к Вятке, и Вятские епис­копы стали именоваться Вятскими и Великопермскими. Создание Вятской и Великопермской епар­хии превратило Хлынов в крупный церковный центр и означало усиление влияния церкви на жизнь края. Именно поэтому после приезда в Хлынов, правивший в то время архиепископ Иона (Баранов) строит первые на Вятской земле каменные храмы. Именно ему довелось дать толчок развитию камен­ного зодчества на Вятке и в Прикамье. Строили эти храмы в 1676-1683 гг. нанятые владыкой Ионой московские мастера.

http://sobory.ru/article/?object=03202

Библиография Использованная литература Аверинцев С.С. (1971). Греческая литература и ближневосточная «словесность» (противостояние и встреча двух творческих принципов)//Под ред. П.А. Гринцера, Типология и взаимосвязи литератур древнего мира, С. 206–266. М.: Наука. Аверинцев С.С. (1994). Рецензия на: «Канонические Евангелия»/Пер. с греч. В.Н, Кузнецовой//Альфа и Омега, 2(2), С. 107–116. Аверинцев С.С. (1995). Смысл вероучения и формы культуры//Христианство и культура сегодня. Доклады на конференции «Христианство и культура сегодня» (Неаполь, 12–13 октября 1993 г.). М.: Путь, С. 39–46. Алексеев М.Е. (2010). Перевод Библии как фактор сохранения и развития языков России//Под ред. К.Т. Гадилия, Перевод Библии как фактор сохранения и развития языков народов России и стран СНГ. Проблемы и решения. М.: ИПБ, С. 56–66. Алфеев И. (1998). Письма апостола Павла//Журнал Московской Патриархии, (10), С. 78–80. Алфеев И. (1999). Язык Учителя и жаргон кабака//НГ-Религии, 25.08.1999. Алфеев И. (2002). Священная тайна Церкви: Введение в историку и проблематику имяславских споров. СПб.: Алетейя. Арутюнова Н.Д. (ред.). (1990). Теория метафоры. М.: Прогресс. Барнуэлл К. (1990). Перевод Библии: Введение в принципы перевода. Билефельд: SIL. Беерле-Моор М. (2010). Перевод Библии и проблема сохранения языков. Исторические факты. Языки постсоветского пространства, находящиеся под угрозой исчезновения и входящие в сферу деятельности ИПБ//Под ред. К.Т. Гадилия, Перевод Библии как фактор сохранения и развития языков народов России и стран СНГ. Проблемы и решения. М.: ИПБ. С. 24–47. Бикман Д., Келлоу Д. (1994). Не искажая слова Божия: Принципы перевода и семантического анализа Библии. СПб.: Ноах. Бирюков Д.С. (2010). Представления о природе языка в арианских спорах и их историко-философский бэкграуно: Евномий и свт. Василий Кесарийский . URL: http://www.bogoslov.ru/text/573574.html. Булгаков С. Н. (1914). Смысл учения св. Григория Нисского об именах//Итоги жизни, (12–13), С. 15–21. Вежбицкая А. (2001). Сопоставление культур через посредство лексики и прагматики. М.: Языки славянской культуры.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Desnick...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ВЛАДИВОСТОКСКАЯ ЕПАРХИЯ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Владивостокский Никольский собор 25 декабря 1945 - 31 января 1991 - упразднена Владивостокская епархия на 1.I.1999 Викарные епархии Петропавловская (ныне самостоятельная) Никольск-Уссурийская, ныне Уссурийская Епархиальные отделы Религиозного образования и катехизации Миссионерский Издательский По взаимодействию с правоохранительными учреждениями По взаимодействию с Вооруженными Силами По делам молодежи Юридический По взаимодействию с учреждениями здравоохранения По взаимодействию с казачеством Общий Финансовый Хозяйственный Недействующие Корейский переводческий комитет (ок. 1913 - ?) География благочиний I (Владивостокский ГО и Хасанский р-н): г. Владивосток , п. Славянка , п. Трудовое II (Уссурийский ГО): г. Уссурийск III (Артемовский ГО и Надеждинский р-н): г. Артем , с. Вольно-Надеждинское , с. Раздольное , с. Ясное IV (Хорольский, Ханкайский и Михайловский р-ны) V (Октябрьский и Пограничный р-ны) VI (Спасский, Кировский и Черниговский р-ны): г. Спасск-Дальний , с. Спасское VII (Лесозаводский ГО; Дальнереченский, Пожарский и Красноармейский р-ны): г. Лесозаводск , г. Дальнереченск , п. Лучегорск Монастыри Владивостокский Марфо-Мариинский (женский) Владивостокский Серафимовский (мужской) Раздольненский Казанский (женский) Шмаковский Троице-Никольский Уссурийский (мужской) Южно-Уссурийский Богородице-Рождественский (женский) Недействующие: Владивостокский Одигитриевский (женский) Учебные заведения Владивостокское духовное училище (с 30 марта 1992) Двухлетние миссионерско-катехизаторские вечерне-заочные курсы по изучению основ православного вероучения (при духовном училище, с 1997) Православная гимназия во имя равноапп. Кирилла и Мефодия (с 1999) Недействующие: Владивостокское катехизаторское училище для корейцев (1913 - ?) Владивостокская церковно-учительская женская семинария для девушек из семей духовного звания при архиерейском доме (1914 - ?)

http://drevo-info.ru/articles/6099.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИСААКИЙ (Чернь; † после 1088, Киево-Печерский мон-рь), прп., Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 14 февр., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и святых, в Малой России просиявших), пещерник. Источники Прп. Исаакий Киево-Печерский, пещерник. Гравюра Л. Тарасевича. Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1702 (РГБ) Прп. Исаакий Киево-Печерский, пещерник. Гравюра Л. Тарасевича. Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1702 (РГБ) Сведения об И. содержатся в сказании «О первых черноризцах Печерских», к-рое читается в «Повести временных лет» (ПВЛ) под 6582 (1074) г. (нач.: «Стефану же предержащю манастырь и блаженое стадо, еже бе совокупил Феодосий») и в Киево-Печерском патерике . В некоторых списках патерика повествование об И. выделено в самостоятельный рассказ - «Слово о святем Исакии печернице» (Древнерусские патерики. 1999. С. 77). Летописный вариант рассказа об И. является первоначальным: сравнение 2 версий показывает, что сказание было извлечено из ПВЛ и внесено в Киево-Печерский патерик без серьезных изменений (см.: Бугославский С. А. К вопросу о характере и объеме литературной деятельности прп. Нестора//ИОРЯС. 1914. Т. 19. Кн. 3. С. 171). Есть основания полагать, что краткий рассказ об И. находился в не дошедшем до нас Житии прп. Антония Киево-Печерского 2-й пол. XI в. В рассказе Киево-Печерского патерика «О блаженем Агапите лечци» агиограф Поликарп , обращаясь к киево-печерскому игум. Акиндину , пишет: «Якоже блаженый Нестер в Летописци написа о блаженых отцих: о Демиане, и Еремеи, и Матфеи, и Исакыи, в Житии святаго Антониа вся си вписана суть житиа их, аще и вкратце» (Древнерусские патерики. 1999. С. 42). Летописный рассказ об И. (нач.: «Яко се бысть другыи черноризець именемь Исакии») представляет собой результат работы нескольких авторов. По мнению А.

http://pravenc.ru/text/674768.html

Борок. Церковь Илии Пророка. Сортировка: Карта и ближайшие объекты Единственная сохранившаяся на территории области постройка рубежа веков такого типа, в завершении которой прослеживаются украинские (закарпатские) черты. Церковь расположена в 300 м к юго-востоку от села, в центре кладбища, от ограды которой сохранилась лишь земляная обваловка, поросшая елями. Здание рублено " в лапу " , покоится на цоколе из крупных валунов. Объемная композиция церкви клетского типа состоит из четверика храма с четырехскатной крышей, увенчанной небольшим восьмериком с граненой главкой на круглом барабане, пятигранной апсиды и квадратного притвора. Притвор увенчан звонницей на четырех столбах с восьмискатной куполообразной крышей, которую завершает сильно вытянутая " грибовидная " главка на массивном круглом барабане. Декор представлен двухступенчатым подшивным венчающим карнизом с простыми резными подзорами, а также профилированными наличниками прямоугольных окон. Окна притвора акцентированы сандриками. На окнах сохранились металлические решетки с наконечниками в виде копий. По углам сруба четверика сохранились ухваты и водометы. Стены изнутри сруба гладко отесаны, не окрашены. Перекрытие плоское по балкам. Архив ТМА Кустова А.И. Отчет по гранту Президента РФ 1998 г. по проекту: " Выявление и обследование памятников деревянного культового зодчества Тверской области " . Тверь, 1999. По материалам книг: Памятники архитектуры Тверской области. Каталог. Кн. 2./Ред. Г.К. Смирнов. - Тверь; Книжно-издательский отдел ОАО " Тверское княжество " , 2002. и книги Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. - М.: Наука, 1997. Свод памятников истории и культуры России. Тверская область: в 6 ч. Ч. 2. 2006. Холщебинка (Борок) - Кладбищенская церковь (РГИА. Фонд 799. Оп. 33. Дело 1083) СТРАХОВАЯ ОЦЕНКА Декабря 12-го дня 1914 г. мы, нижеподписавшиеся, производили оценку строений, принадлежащих Холшебинской церкви в селе Холшебине 2-го благочиннического округа, Валдайского уезда, Новгородской епархии. При осмотре строений оказалось, что Холшебинской церкви принадлежат нижеследующие строения:

http://sobory.ru/article/?object=20460

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010