Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КУСТАНАЙСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Оренбургской, затем Челябинской епархии, существовало в 1914-1919 и в 1923-1935 гг. Названо по г. Кустанаю (в 1879-1893 Новониколаевск, с 1997 Костанай (ныне в Казахстане )). В связи с необходимостью развертывания миссионерской деятельности в Тургайской обл. (образована в 1868, включала Илецкий (Актюбинский), Николаевский (с 1895 Кустанайский), Иргизский и Тургайский уезды (совр. Казахстан)) в нач. ХХ в. неоднократно поднимался вопрос об учреждении викарной кафедры для данного региона. В 1903 г. в Тургайскую обл. началось переселенческое движение из юж. областей России, в Кустанайском у. была выделена земля для поселения новокрещеных татар и башкир. В июне 1906 - нач. 1907 г. по поручению Оренбургского и Тургайского еп. Иоакима (Левицкого) в Тургайской обл. находились 2 епархиальных миссионера, сообщившие архиерею, что отсутствие храмов породило широкое распространение среди населения сект. О необходимости усиления миссионерской работы в Тургайской обл. еп. Иоаким сообщил Святейшему Синоду, который принял решение об ассигновании 50 тыс. р. на устройство храмов и школ в Тургайской обл. Были организованы 4-месячные миссионерские курсы в Оренбурге и Кустанае для подготовки кандидатов в священно- и церковнослужители. Были построены храмы, школы и больницы, при них служили священники-учителя. В 1894 г. в Кустанае был учрежден жен. монастырь в честь Иверской иконы Божией Матери, в 1901 г. в обители закончили постройку Иверской ц. В 1915 г. открылся приют для девочек - солдатских сирот, через год в приюте жили 30 воспитанниц. В 1898 г. в Кустанае был построен собор во имя свт. Николая (вместе Никольской ц., сооруженной в 1885). 13 нояб. 1914 г. был утвержден синодальный доклад об учреждении в Оренбургской епархии кафедры 2-го викария (1-е вик-ство - Челябинское ) и о бытии им оренбургскому епархиальному миссионеру-проповеднику прот. Димитрию Александрову по пострижении его в монашество (см. Серафим (Александров )). В соответствии с синодальным постановлением от 17 нояб. 1914 г., деятельность Кустанайского епископа должна была заключаться гл. обр. в руководстве «местной миссией» ( Киргизской духовной миссией ). Местопребывание Кустанайского епископа данным указом назначено в Оренбурге в церковном доме, к-рый до дек. 1913 г. занимал викарный Челябинский епископ, переехавший в Челябинск. 14 дек. 1914 г. архим. Серафим (Александров) был хиротонисан во епископа Кустанайского, 30 дек. назначен председателем оренбургского епархиального миссионерского совета и оренбургского епархиального комитета Православного миссионерского об-ва, товарищем председателя совета Михаило-Архангельского братства, т. о., он сосредоточил в своих руках руководство главными миссионерскими учреждениями епархии.

http://pravenc.ru/text/2462335.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Альбер Камю в Париже. Фотография И. Бидерманаса. 1952 г. [франц. Camus] Альбер (7.11.1913, Мондови, ныне Дреан, Алжир - 4.01.1960, окрестности Вильблевена, Франция), франц. писатель и драматург, публицист, философ, общественный деятель; ведущий представитель франц. экзистенциализма ; лауреат Нобелевской премии по лит-ре (1957). Жизнь и сочинения К. происходил из семьи французов, переселившихся в Сев. Алжир в 1-й пол. XIX в.; предки К. по линии отца, Люсьена Огюста Камю (1885-1914), были выходцами из Бордо и Юж. Франции; предки по линии матери, Катрины Сентес (1882-1960), были уроженцами испан. о-ва Мальорка (см.: Lottman. 1997. P. 9-13). Вскоре после рождения К. его отец был призван на военную службу; он получил тяжелые ранения в битве на Марне (5-12 сент. 1914) и скончался в военном госпитале 11 окт. 1914 г. Т. о., К. знал отца лишь по семейным воспоминаниям; тема отсутствующего отца прослеживается во мн. сочинениях К. вплоть до его последнего, неоконченного романа «Первый человек» (подробнее см.: Sarocchi J. Albert Camus et la recherche du père. Lille, 1979). Детские годы (1915-1924) После смерти отца К. жил с бабушкой, матерью, ее братом и со своим старшим братом, Люсьеном Камю (1910-1983), в небольшой трехкомнатной квартире в рабочем квартале г. Алжира - Белькур. Материальные условия жизни были довольно тяжелыми: К. с матерью и братом занимал одну маленькую комнату; в квартире не было ни водопровода, ни электричества. Не менее тягостной была и домашняя обстановка: власть в семье принадлежала бабушке К., строгой и грубой женщине, при необходимости применявшей к внукам физические наказания, хотя по-своему любившей их и требовавшей от них ответной любви (см.: Камю. Ирония//Соч. Т. 1. С. 86). Мать К., после смерти мужа ставшая крайне замкнутой и молчаливой, работала уборщицей и отдавала все свои силы заботе о семье. Во многих сочинениях К. присутствует сложный образ матери, в к-ром горечь от осознания отчужденности между матерью и сыном соединяется с глубоким сыновним уважением и привязанностью к матери, упорно выполняющей свой жизненный долг ( Gay-Crossier.

http://pravenc.ru/text/1470171.html

Ю.И. Белоногова Литература Андреев Г.Л. Христианская периодическая печать на русском языке. 1801–1917 годы. Нью-Йорк, 1997. Т. 1–3. Андреева Ю. С. Деятельность православного духовенства по воспитанию трезвого образа жизни среди населения Оренбургской епархии во второй половине XIX – начале XX вв.//Культура и искусство в памятниках и исследованиях. Челябинск, 2006. Вып. 4. С. 66–73. Антология социальной работы. М., 1994. Анфимов A.M. Динамика землевладения в России, 1906–1914 гг. М., 1989. Анфимов A.M. К вопросу о характере аграрного строя Европейской России в начале XX в.//Исторические записки. М., 1959. Т. 65. Анфимов A.M. Налоги и земельные платежи крестьян Европейской России в начале XX века (1901–1912 гг.)//Ежегодник по аграрной истории Восточной Европы. 1962 г. Минск, 1964. С. 489–505. Анфимов A.M. Российская деревня в годы Первой мировой войны (1914 – февраль 1917). М., 1962. Бабкин М.А. Духовенство русской Православной Церкви и свержение монархии (начало XX в. – конец 1917 г.). М., 2007. Баранова О.Г. Рождественско-святочная обрядность русского населения Вятского края (XIX-XX вв.)//Малые города России: Культура, традиции. М.; СПб., 1994. Басин И. Пастырь на рубеже эпохи//Православная община. 1996. С. 75–91. Белозеров Н.А. Проблема корпоративного сознания приходского духовенства (по материалам Русского Севера)//Религия и Церковь в культурно-историческом развитии Русского Севера. Киров, 1991. Белоусов А.Ф. Образ семинариста в русской культуре и его литературная история (от комических интермедий XVIII в. до романа Надежды Хвощитской «Баритон»//Традиции в фольклоре и литературе. СПб., 2000. Белякова Е.В. Церковный суд и проблемы церковной жизни. М., 2004. Бердинских В.А. Приходское духовенство в развитии краеведения в XIX веке//Вопросы истории. 1988. 10. Бердяев Н. Судьба России. М., 1990. Беркевич А.Б. Крестьянство и всеобщая мобилизация в июле 1914 г.//Исторические записки. М., 1947. Т. 23. С. 3–43. Бернштам Т.А. Приходская жизнь русской деревни : Очерки по церковной этнографии М., 2005.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

протоиерей Ростислав Снигирёв Библиография Августин, блж. Руководство Лаврентию, или О вере, надежде и любви. М., 1997. Авданский. Идея о творении в писаниях Ветхого Завета//Странник. 1915. 3. С. 395 – 407. АкинфиевД., диак. Мессианские пророчества книги Бытия по митрополиту Филарету и святоотеческим толкованиям: Канд. дис./МДА. Сергиев Посад, 1954. Александров Н. С, свящ. История еврейских патриархов (Авраама, Исаака и Иакова) по творениям святых отцов и древних церковных писателей: Магист. дис./КазДА. Казань, 1901. Алипий (Кастальский-Бороздин), архим., Исайя (Белов), архим. Догматическое богословие. ТСЛ, 1996. Андрей (Ухтомский), архим. Истолкования библейских изречений об искуплении человека. Казань, 1904. Афанасий Великий , свт. Творения: В 4 т. 2-е изд. Сергиев Посад, 1903. Афанасьев Д. Л. Учебное руководство по библейской истории ветхозаветной церкви: В 3 вып. 2-е изд. Ставрополь, 1890. Барсов М. В. Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Четвероевангелия: В 2 т. 2-е изд. СПб., 1893. Библейская энциклопедия: В 2 т./Сост. Никифор (Бажанов) , архим. М., 1891–1892. Репр.: М., 1990. Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I – VIII веков. Т. 1: Книга Бытия 1 – 11. Тверь, 2004. Боголепов Н. Археологический комментарий к современному еврейскому календарю: Магист. дис./МДА. Сергиев Посад, 1907. Богословский М. И. Идея Царства Божия в Ветхом и Новом Завете. Казань, 1887. Богоявленский Н. Моисей (по данным Библии и общей истории): Магист. дис./МДА. Сергиев Посад, 1914. Бриллиантов А. И. Краткое руководство к изучению Священного Писания Ветхого Завета. Могилев, 1914. Варнава (Беляев) , еп. Основы искусства святости: Опыт изложения православной аскетики: В 4 т. Нижний Новгород, 1995. Т. 1. Василий Великий , свт. Творения: В 7 ч. 4-е изд. Сергиев Посад, 1902. Василий Великий , свт. Творения: В 2 т. М., 2008. Василий (Родзянко) , еп. Теория распада Вселенной и вера отцов. Каппадокийское богословие – ключ к апологетике нашего времени: Апологетика XXI в. М., 1996.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zakonop...

Сузун. Церковь Вознесения Господня (новая). Карта и ближайшие объекты Первый деревянный храм был построен в 1765 г. вместе с основным комплексом построек Сузунского медеплавильного завода и монетного двора. В 1846 г. вместо обветшавшего храма был выстроен новый, также деревянный. В 1886-1888 гг. храм был расширен. Настоятелем храма в период с 1901 по 1919 гг. был священник Василий Дуплев. В 1937 г. храм был закрыт и переоборудован под клуб. Позднее здание было разрушено. В 1997 г. началось возрождение церковной жизни.  Источник: сайт «Образование и Православие» Новосибирской митрополии   В июле 1990 года началось возрождение православной общины в поселке Сузун. Администрация поселка безвозмездно передала верующим здание бывшего народного суда, принадлежавщее ранее священнику. В 1997 году, в 120 годовщину со дня основания первой церкви в Сузуне (1777 г.), на историческом месте было начато строительство нового храма. 16 мая 2012 года новый храм был освящён. Источник: сайт Искитимской епархии Новосибирской митрополии Появление Вознесенской церкви в Сузуне было связано с созданием медеплавильного завода и монетного двора. По первоначальному плану их строительство должно было закончиться в октябре 1764 года, но из-за различных задержек продолжалось и в первой половине 1765 года. Делу помешал пожар, случившийся 14 июня 1765 года и уничтоживший практически все постройки. Новый проект завода выполнил архитектор Санкт-Петербургской Академии наук, горный инженер третьего класса В. Фролов. Он же составил и проект новой церкви в честь Вознесения Господня. Она была построена и освящена в 1771 году. Это был деревянный, однопрестольный храм, обшитый тёсом и выкрашенный в светло-зелёный цвет. В плане сельская церковь имела форму креста. Отдельно от храма располагалась деревянная колокольня с шестью колоколами. За время своего существования Сузунская церковь не раз перестраивалась. Сначала в связи с ветхостью здания, затем — с увеличением числа прихожан. Приход храма состоял из жителей села Сузун Барнаульского уезда. По распоряжению Томской Духовной консистории духовенство храма вело строгий учёт количества прихожан. Известно, что в 1911 г. приход состоял из 3797 человек, в 1914 г. — 3918 человек, а в 1920-е годы в связи с революцией количество прихожан сократилось до 3596 человек.

http://sobory.ru/article/?object=23047

Данков. Церковь Иоанна Богослова. Карта и ближайшие объекты Храм построен в 1875–1914 годах. Выполнен в русском стиле с элементами эклектики. Бесстолпный храм имеет в плане форму латинского креста. В основе конструкции лежит четверик с примыкающими к нему: с востока — пятигранным алтарем, с запада — небольшой папертью, с севера и юга — боковыми притворами. Храмовая часть завершается восьмигранным барабаном, венчающимся лучковой главкой. В эклектичной отделке фасадов использована декоративная кирпичная кладка, различные комбинации элементов которой украшают здание: рустованные лопатки барабана, ступенчатый карниз, фигурные нишки, оформляющие углы приделов и зеркала с сухариками на гранях апсиды. Декор фасадов выполнен в формах, частично заимствованных из древнерусского зодчества. Это килевидные сандрики над полуциркульными окнами, стилизованные под закомары аттики, венчающие грани барабана, фигурные фронтоны северного и южного фасадов. Художественную выразительность придает выделение цветом архивольтов. http://rus-sobori.ru/catalog/detail.php?ID=66951 Существующий ныне каменный храм в честь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова построен в 1875-1913 гг. на месте бывшей деревянной церкви Иоанна Богослова, устроенной на этом месте в далеком 1628 г. «у полковых козаков в слободе, на берегу реки Дону», с присоединением соседнего прихода также пришедшей в ветхость деревянной церкви святой великомученицы Параскевы Пятницы, с устроением бокового придела в честь святой великомученицы.  В 1913 г. храм был освящен и имел 3 престола: в честь Покрова Пресвятой Богородицы, апостола и евангелиста Иоанна Богослова и святой великомученицы Параскевы Пятницы. Храм служил до 1930-х гг., после чего был закрыт, а здание в разные годы использовалось в качестве общежития завода «Расткаучук» (совр. химзавод), керосиновой лавки, склада горторга, магазина. В 1997 г. храм был возвращен Русской Православной Церкви. С 2003 г. возрожден приход, возобновлены богослужения. Храм святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова г. Данкова

http://sobory.ru/article/?object=11406

Епископ Пимен (в миру – Петр Захариевич Белоликов) родился 5/18 ноября 1879 года в селе Васильевском Череповецкого уезда Новгородской губернии в семье священника. Образование получил в Новгородской Духовной семинарии и Киевской Духовной академии. В 1903 году на четвертом курсе академии принял монашество с именем Пимен и духовный сан. По окончании академического курса иеромонах Пимен встал на путь миссионера: он едет в Урмийскую Православную Духовную Миссию и долгие годы является помощником начальника Миссии, активным и ярким ее деятелем, в короткий срок изучившим сирийский язык, новый и древний, а также тюркские наречия. Он проповедует сирийцам на их родном языке, защищает их интересы перед персидскими властями, занимается научными трудами, составной частью которых являются переводы с древнесирийского, издает журнал Миссии «Православная Урмия». В 1910–1911 годах он трудится на ниве духовного просвещения осетин – состоит на должности ректора Ардонской духовной семинарии, затем возвращается в Урмийскую миссию. В сане архимандрита включается в круг прежних обязанностей. В 1914 году с началом Русско-Турецкой войны отзывается из Миссии на должность ректора Пермской Духовной семинарии. Здесь он плодотворно трудится под началом будущего священномученика епископа  Андроника (Никольского) . Надежды епископа Андроника видеть Пимена своим помощником в должности викарного епископа Пермской епархии не оправдались: 6 августа 1916 года в Петрограде состоялась хиротония архимандрита Пимена во епископа Салмасского, начальника Урмийской миссии с предписанием отправляться в прифронтовую Урмию восстанавливать ослабленную войной Миссию. Отсутствие перспектив в миссионерском деле в условиях войны, в том числе вмешательство в работу Миссии солдатских комитетов Кавказского фронта, слабое финансирование миссионерского дела, не позволявшее заниматься благотворительностью, вынудили владыку просить о переводе в Россию. Летом 1917 года он получил назначение в г. Верный на место викарного епископа нового – Туркестанского – викариатства. Здесь в условиях большевистской власти он встал на защиту Церкви от антицерковных декретов и политики дискредитации решений Всероссийского Поместного собора. Его проповеди в защиту евангельских ценностей, разоблачение в них большевистской демагогии привели к жесткому противостоянию епископа и Семиреченского совдепа. Большевиков страшила авторитетность церковного главы, любовь к нему со стороны народа. 3/16 сентября 1918 года он был тайно расстрелян за городом. В 1997 году епископ Пимен был прославлен как местночтимый казахстанский священномученик. Память его – 3/16 сентября.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Beloliko...

Закрыть itemscope itemtype="" > Отец Григорий Из книги «Во Имя Твое...» 07.06.2022 1045 Время на чтение 40 минут   Рассказы из жизни о. Григория Пономарева, зауральского исповедника   О. Пономарева, Е. Кибирева. Отец Григорий. Рассказы из жизни о. Григория Пономарева (1914–1997), зауральского исповедника. — Иваново: «А-Гриф», 2021. — 48 с. ISBN 978-5-6046203-8-0   Книга «Во Имя Твое…» (главы из которой здесь представлены) написана по воспоминаниям дочери священника Григория Пономарева Ольги Пономаревой. О.Григорий был репрессирован в сталинские времена и находился в местах лишения свободы более 16 лет. Он и его супруга Нина Сергеевна родом из потомственного священства; их родители архим. Ардалион и прот. Сергий Увицкий причислены к сонму святых. О.Григорий—хранитель Царского Креста, принадлежавшего семье Государя HukoлaяII. Отец Григорий и матушка Нина прожили вместе 61 год и 2 дня и почили во Господе в один день, 25 октября 1997 года, явив своей смертью пример истинно христианской кончины.   Арест  В мокром палисаднике хозяйничала осень. Холодными ночами и утренними заморозками она подбирала забытые ею разноцветные опавшие листья, сворачивая их в серые, скучные трубочки, гасила последние живые краски в пожухлой траве, постукивала ночами оторвавшимся на крыше железом, жалобно подпевала у печной заслонки, словно предупреждая: «Это только начало…» Конец лета и осень 1937 года для молодой семьи Пономаревых выдались особенно напряженными. Сердце матушки Нины больно сжималось от тягостных предчувствий. События чередовались с такой быстротой, что трудно было реагировать на них адекватно. Радость и горе смешались вместе. С одной стороны—горечь по поводу повальных арестов близких людей, а с другой—рукоположение псаломщика Григория Пономарева в сан диакона. Ко всему пережитому добавилась новая радость: у молодой четы родилась дочка— их маленькая Леля. Ольга—семейное имя и Увицких, и Пономаревых, и теперь в роду появилась еще одна Ольга. Волна арестов нарастала повсеместно. Вот уже черное крыло беды накрыло и Вознесенскую церковь в Невьянске. Арестовали и куда-то увели настоятеля храма, благочинного невьянских церквей протоиерея Григория Ивановича Лобанова и священника Леонида Михайловича Коровина. Увели Николая Ивановича Иванова—протодиакона этой же церкви, а вскоре пришли за казначеем храма Ведуновым Иваном Ивановичем и секретарем Церковного совета Уткиной Анной Васильевной.

http://ruskline.ru/analitika/2022/06/07/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Почему гонят нашего Пушкина?.. О религиозных воззрениях русского гения 24.06.2022 1819 Время на чтение 13 минут Почему мировые элиты взялись за активные и весьма агрессивные гонения на русскую культуру?.. Думаю, что ответ ясен! Наша культура несёт в себе, в первую очередь, принцип гуманизма христианской морали, то есть призывает к человечности. А это противно нашим врагам, потому что именно сейчас на военных фронтах Святой России идёт борьба за то, чтобы мы с вами и все человечество оставались верными образу Божию. То есть оставались быть «человеками»! «Сейчас не стоит вопрос о том, есть ли Бог, а стоит вопрос о том, есть ли человек» - из церковной проповеди протоиерея Александра Шаргунова. Предлагаю читателям РНЛ главу «О религиозных воззрениях Пушкин а», написанную для книги «Исповедник веры протоиерей Григорий Пономарев (1914-1997 гг.). Жизнь. Поучения. Труды».     «Архиепископ Войной-Ясенецкий Лука - «О религиозных воззрениях Пушкина»   Отец Григорий очень любил Ленинград. Город привлекал его не только архитектурой, белыми ночами и плеядой талантливых деятелей культуры, давших славу России. Он любил эту Северную Венецию еще и потому, что здесь жил Пушкин — именно «его Пушкин», каким он знал поэта по творчеству, по переписке и по воспоминаниям современников. Отец Григорий любил бродить по набережной реки Мойки, мимо дома, где «стоял на грани вечности» его любимый поэт. Всякий раз, проходя мимо закрытой церкви Спаса Нерукотворного на Конюшенной площади, где отпевали Александра Сергеевича, батюшка возносил Небу молитву за упокой его православной души. В своем духовном дневнике отец Григорий среди самых серьезных поучений сделал неожиданную запись: «Выучить стихотворение А. С. Пушкина “Пророк”». Он знал совсем иного, чем советские критики, Пушкина. Для него Александр Сергеевич был глубоко религиозным человеком. Он защищал его от всех невнятных обвинений и очень болезненно реагировал на несведущие разговоры о поэте как о «веселом повесе» и «прожигателе жизни».

http://ruskline.ru/analitika/2022/06/24/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Своих сдаем? Курганские правоохранители намереваются выдать властям Боснии и Герцеговины серба Ратко Самац, инвалида гражданской войны 90-х годов 18.01.2016 1865 Время на чтение 3 минуты От редакции: Этот крик о помощи мы получили в минувшие выходные. Воззвание сопровождало предварительное письмо. «Уважаемый Анатолий Дмитриевич! Я - православная писательница Елена Кибирева, лауреат премии Эдуарда Волошина в 2008 году, издаю архив репрессированного священника Григория Пономарева (1914-1997): книги «Лилии полевые» (3 тома), «Исповедник веры», «Во имя Твое», «Я всегда буду помнить о тебе». В настоящий момент проживающего в Кургане православного воина, гражданина Боснии и Герцеговины, Ратко Самац, арестовали и готовят к экстрадиции в Боснию и Герцеговину, которая обвиняет его в убийстве мирного населения (мусульман) в годы войны. Ратко - инвалид, имеет укорочение гниющей ноги и несколько пуль в груди около сердца. Живет в России легально. Прошу помощи за нашего брата и моего мужа (я венчана с ним в церкви по благословению преосвященнейшего епископа Курганского и Шадринского Михаила, ныне покойного)». Славяне, братья и сестры, православные, друзья сербов, патриоты, писатели, журналисты! Я, православная писательница и журналистка, обращаюсь к вам с великой просьбой о помощи! 15 января в городе Кургане (Курганская область) был арестован и заключен под стражу воин сербской югословенской армии Ратко Самац для дальнейшей экстрадиции его на вражескую сторону, по запросу Республики Босния и Герцеговина, которая обвиняет его в убийстве населения в годы сербской войны 1991-1994 года, преследуя православного серба по религиозным мотивам. Ратко Самац, лейтенант югословенской армии, воевал в Боснии и Герцеговине на стороне сербов, защищая сербские православные земли и церкви, защищая своих родителей и детей от геноцида. Имеет боевые награды за мужество. Теперь его травят и преследуют блогеры и родственники убитых в годы войны в Боснии противников сербов - по политическим и религиозным мотивам, выдвигая против него недоказанные обвинения.

http://ruskline.ru/news_rl/2016/01/18/sv...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010