Ю.И. Белоногова Литература Андреев Г.Л. Христианская периодическая печать на русском языке. 1801–1917 годы. Нью-Йорк, 1997. Т. 1–3. Андреева Ю. С. Деятельность православного духовенства по воспитанию трезвого образа жизни среди населения Оренбургской епархии во второй половине XIX – начале XX вв.//Культура и искусство в памятниках и исследованиях. Челябинск, 2006. Вып. 4. С. 66–73. Антология социальной работы. М., 1994. Анфимов A.M. Динамика землевладения в России, 1906–1914 гг. М., 1989. Анфимов A.M. К вопросу о характере аграрного строя Европейской России в начале XX в.//Исторические записки. М., 1959. Т. 65. Анфимов A.M. Налоги и земельные платежи крестьян Европейской России в начале XX века (1901–1912 гг.)//Ежегодник по аграрной истории Восточной Европы. 1962 г. Минск, 1964. С. 489–505. Анфимов A.M. Российская деревня в годы Первой мировой войны (1914 – февраль 1917). М., 1962. Бабкин М.А. Духовенство русской Православной Церкви и свержение монархии (начало XX в. – конец 1917 г.). М., 2007. Баранова О.Г. Рождественско-святочная обрядность русского населения Вятского края (XIX-XX вв.)//Малые города России: Культура, традиции. М.; СПб., 1994. Басин И. Пастырь на рубеже эпохи//Православная община. 1996. С. 75–91. Белозеров Н.А. Проблема корпоративного сознания приходского духовенства (по материалам Русского Севера)//Религия и Церковь в культурно-историческом развитии Русского Севера. Киров, 1991. Белоусов А.Ф. Образ семинариста в русской культуре и его литературная история (от комических интермедий XVIII в. до романа Надежды Хвощитской «Баритон»//Традиции в фольклоре и литературе. СПб., 2000. Белякова Е.В. Церковный суд и проблемы церковной жизни. М., 2004. Бердинских В.А. Приходское духовенство в развитии краеведения в XIX веке//Вопросы истории. 1988. 10. Бердяев Н. Судьба России. М., 1990. Беркевич А.Б. Крестьянство и всеобщая мобилизация в июле 1914 г.//Исторические записки. М., 1947. Т. 23. С. 3–43. Бернштам Т.А. Приходская жизнь русской деревни : Очерки по церковной этнографии М., 2005.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть itemscope itemtype="" > Католическая церковь в Беларуси в позднесоветский период 06.12.2023 69 Время на чтение 7 минут Источник: Наука Вера Культура Костел в г. Щучине (Источник: Аннотация В статье акцентируется внимание на деструктивной деятельности католических священнослужителей Польши, наводнивших в последние годы существования Советского Союза территорию БССР. Источниковую базу статьи составляют документы Национального архива Республики Беларусь. Католическая церковь в период перестройки стала одним из главных факторов дестабилизации межнациональных отношений в Советской Беларуси. В докладной записке Уполномоченного по делам религий по БССР А. Жильского, адресованной Совету Министров БССР (8 февраля 1991 г.), назывались структуры, которые были причастны к данной ситуации: «Сложность состоит в том, что эта церковь (католическая – О.К.), ее клир оказались под влиянием трех организационных сил: Ватикана, польского католического епископата и местного польского культурно-просветительского общества им. А. Мицкевича, центр которого находится в г. Гродно (на базе последней из названных организаций в 1990 г. был создан «Союз поляков Беларуси» – О.К.). Последнее не столько культурное общество, сколько политизированная организация, претендующая на руководство всем польскоязычным населением Белоруссии. Для достижения этой цели главной опорой избрана римско-католическая церковь. И теперь где бы ни возникал какой-либо спорный вопрос, связанный с католиками, там появляются представители этой организации» л. 23]. С конца 1980-х гг. Ватикан явочным порядком, в нарушение советского законодательства и норм международного права начинает восстанавливать структуры католической церкви в БССР. В частности, в это время были созданы Минско-Могилевская, Гродненская и Пинская епархии. Пинскую епархию возглавил К. Свёнтек, который не скрывал своих пропольских взглядов. А. Жильский в докладной записке на имя Председателя Совета Министров БССР В. Кебича (17 мая 1991 г.) отмечал: «Свёнтека мы знаем: он 1914 года рождения, настроен пропольски и, по его собственным признаниям, сделает все, от него зависящее, чтобы каждый верующий, обратившийся к его услугам, считал себя поляком, то есть он откровенно проводит линию на полонизацию белорусского населения» л. 37].

http://ruskline.ru/opp/2023/12/06/katoli...

Архимандрит Пимен (Хмелевский) 1956–1957 Архимандрит Никодим (Ротов) 1957–1959 Архимандрит Августин (Судоплатов) 1959–1961 Архимандрит Варфоломей (Гондаровский) 1961–1963 Архимандрит Ювеналий (Поярков) 1963–1965 Архимандрит Гермоген (Орехов) 1965–1966 Архимандрит Антоний (Завгородный) 1967–1970 Архимандрит Иероним (Зиновьев) 1970–1972 Архимандрит Климент (Толстихин) 1972–1974 Архимандрит Серафим (Тихонов) 1974–1977 Архимандрит Николай (Шкрумко) 1977–1982 Архимандрит Пантелеимон (Долганов) 1982–1986 Архимандрит Павел (Пономарев) 1986–1988 Архимандрит Никита (Латушко) 1988–1993 Архимандрит Феодосий (Васнев) 1993–2002 Архимандрит Елисей (Ганаба) 2002–2006 Архимандрит Тихон (Зайцев) 2006 – по н. в. Приложение 5. Римские папы второй половины XIX–XXI веков п/п Предстоятель Годы правления 1846–1878 1878–1903 1903–1914 Бенедикт XV 1914–1922 1922–1939 Пий XII 1939–1958 Иоанн XXIII 1958–1963 Павел VI 1963–1978 Иоанн-Павел I Иоанн-Павел II 1978–2005 Бенедикт XVI 2005 – по н. в. Библиография Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси. Церковь и духовное возрождение России. – Т. III. Ч. II. – М.: Издательский Совет РПЦ, – 672 с. Августин Блаженный , еп. Иппонский. Творения. В 4-х тт. – СПб, 1998. Аверкий (Таушев) , арх. Четвероевангелие. Апостол. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. – М., 1999. Агапит, архим. Жизнь св. Григория Богослова . – СПб., 1869. Агапит, архим. Жизнь св. Василия Великого . – СПб., 1873. Агапит, архим. Жизнь св. Иоанна Златоуста . – Сергиев Посад, 1902. Амвросий, еп. Медиоланский. Две книги о покаянии. – М., 1901. Амвросий, еп. Медиоланский. Избранные поучительные слова. – М., 1838. Амвросий, еп. Медиоланский. О девстве и браке. – Казань, 1901. Амвросий, еп. Медиоланский. О должностях священнослужителей Церкви Христовой. – Киев, 1875. Амвросий (Погодин) , архим. Святой Марк Ефесский и Флорентийская уния. – М., 1994. – 434 с. Античность и Византия. – М.: Наука, 1975. Антоний (Блум), митр. Сурожский. Беседы о вере и Церкви. – М., 1991. Архиерейский собор РПЦ. 29 ноября – 2 декабря 1994 г. Документы. Доклады. – М.: Изд. Московской Патриархии, 1995. – 208 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Гатчина. Собор Покрова Пресвятой Богородицы. Покровский собор Карта и ближайшие объекты Покровский собор в Гатчине. Построен в 1914 г., архитекторы Харламов и Барышников. Самый большой храм Ленинградской области. Действует. Идёт реставрация. Вертикали, заданные Павловским городским собором и каланчой бывшего съезжего дома, поддерживаются куполами и колокольней с шатровым верхом Собора Покрова Пресвятой Богородицы. Гражданский инженер Л. М. Харламов и архитектор А. А. Барышников использовали в его композиции и декоре приемы древнерусского зодчества, которыми в годы строительства монастырского ансамбля (1904-1914) увлекались, особенно при сооружении культовых зданий. Это отражало стремление воскресить забытые художественные истоки национального искусства, создать новый " русский стиль " . На таком фоне началась история строительства Покровского собора и Покровского подворья Пятогорского Богородицкого (бывшего Вохоновского Мариинского) женского монастыря, основанного в г. Гатчине в конце 19 в., на территории которого он строился. К.К. Карпов купец 3-й гильдии, не имея наследников, обратился за советом к Иоанну Кронштадскому куда ему вложить свой капитал. Он предложил ему возвести большой каменный храм, т.к. монастырская церковь была мала (из общей стоимости постройки в 96 тыс.руб. К.К. Карпов внес 90 тыс.руб.) Архитекторы несколько раз задумывали менять место под храм, переделывали комплексный проект, несколько раз видоизменяли архитектурный план самого Собора. Этой работой занимались архитектор Леонид Михайлович Харламов с А. А. Барышниковым - инженером путей сообщения, архитектором. В 30-е годы Покровский собор и Пятогорский Богородицкий монастырь были закрыты. Собор превратили в склад, а монастырь из процветающего в груду безжизненых развалин. В 1990 г. собор передан православной общине. В 1991 г. состоялось первое богослужение в приделе святого благоверного князя Александра Невского и с этого времени богослужения в соборе не прекращались, несмотря на масштабные восстановительные работы.

http://sobory.ru/article/?object=00131

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Маритен Жак. Фотография. Сер. ХХ в. [Франц. Maritain] Жак (18.11.1882, Париж - 28.04.1973, Тулуза), франц. философ, один из главных представителей неотомизма . Жизнь и сочинения Дед М. по матери - Ж. Фавр, известный политический деятель, один из основателей Третьей республики. Родители Поль Маритен и Женевьева Фавр придерживались идей либерального протестантизма , в связи с чем отношение юного М. к Церкви было почти враждебным. М. обучался в Лицее Анри IV, а с 1900 г.- сначала на философском, затем на естественнонаучном фак-те Сорбонны, где познакомился с Раисой Уманцовой, дочерью евр. эмигрантов из России, ставшей в 1904 г. его женой и оказавшей значительное влияние на его творчество. М. был глубоко разочарован во всех господствовавших тогда в Сорбонне философских течениях, однако встреча с А. Бергсоном , лекции которого он посещал в Коллеж-де-Франс, возродила в нем интерес к философии. Впоследствии М. писал: «Бергсон был первым, кто ответил на нашу глубокую потребность в метафизической истине; он раскрыл в нас чувство абсолютного» ( uvres complètes . 1991. Vol. 11. P. 27). В 1905 г. М. получил академическую степень, дающую право преподавать философию. Знакомство в том же году с Л. Блуа привело М. и его супругу к обращению в католичество, в 1906 г. они приняли крещение. Вскоре М. уехал в Гейдельберг, где в течение 2 лет изучал биологию под рук. Х. Дриша. С 1908 г. духовным наставником М. стал доминиканец Ю. Клериссак, по совету к-рого он начал изучать тексты Фомы Аквинского , определившие его дальнейшую философскую судьбу. С тех пор основой всех трудов М. стало стремление ответить на вопросы современных философии, искусства и политики с позиций томизма. Так, в томистском ключе были осмыслены идеи Бергсона: в 1914 г. было опубликовано 1-е самостоятельное философское произведение М. «Бергсоновская философия» (La philosophie bergsonienne). В 1914 г. М. начал читать лекции по истории совр. философии в Католическом институте Парижа, где преподавал вплоть до 1938 г. По поручению церковных властей работал над составлением учебника по философии. В результате были изданы 2 тома: «Общее введение в философию» (Introduction générale à la philosophie, 1920) и «Малая логика» (Petite logique, 1923). В 1920 г. появилась 1-я книга М., посвященная искусству: «Искусство и схоластика» (Art et Scolastique).

http://pravenc.ru/text/2562070.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Историческое заключение о Ленинградском вокзале 29.07.2009 381 Время на чтение 4 минуты Возникновение вокзала было обусловлено развитием железнодорожного дела в России. 1 февраля 1842 г. император Николай I подписал указ о строительстве железной дороги Санкт-Петербург - Москва . Строительство дороги началось в 1843 г. и закончилось в 1851 г. Протяженность дороги составила 650 км., что делало ее на то время самой длинной в Европе. В связи с сооружением дороги возникла необходимость строительства вокзалов в Москве и Санкт-Петербурге, которое происходило одновременно и по единому проекту. Вокзал в Москве был построен в 1844-1849 гг. в характерном для архитектора К.А. Тона русско-византийском стиле, предполагающем сочетание строгости форм и симметрии композиции. В центральной части здания располагалась двухъярусная башня с часами и флагштоком. Первоначальное историческое название вокзала в Москве было Петербургский (в Петербурге вокзал был назван соответственно - Московским). В 1855 г., после вступления на престол, император Александр II распорядился назвать дорогу Николаевской - в честь отца Николая I, как организатора и вдохновителя строительства. В 1856 г Петербургский вокзал, по тем же соображениям, был переименован в Николаевский. В феврале 1923 г. нарком путей сообщения Ф.Э. Дзержинский подписал указ о переименовании Николаевской дороги в Октябрьскую, а Николаевский вокзал - в Октябрьский. Это решение находилось в русле проводимой большевиками идеологической кампании по переименованию исторических мест. В 1924 г в целях увековечивания памяти В.И. Ленина Петроград (до 1914 г. Санкт-Петербург) был переименован в Ленинград. В том же году Октябрьский вокзал стал Ленинградским. Это название он носит и в настоящее время. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 6 сентября 1991 г. городу Ленинграду было возвращено его первоначальное наименование - Санкт-Петербург. В связи с этим обстоятельством сохранение у вокзала в Москве, с которого отправляются поезда в Санкт-Петербург, прежнего названия «Ленинградский» выглядит явным историческим анахронизмом. Возникает резонный вопрос о необходимости возвращения Ленинградскому вокзалу одного из двух исторических названий - Петербургский или Николаевский.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Своих сдаем? Курганские правоохранители намереваются выдать властям Боснии и Герцеговины серба Ратко Самац, инвалида гражданской войны 90-х годов 18.01.2016 1865 Время на чтение 3 минуты От редакции: Этот крик о помощи мы получили в минувшие выходные. Воззвание сопровождало предварительное письмо. «Уважаемый Анатолий Дмитриевич! Я - православная писательница Елена Кибирева, лауреат премии Эдуарда Волошина в 2008 году, издаю архив репрессированного священника Григория Пономарева (1914-1997): книги «Лилии полевые» (3 тома), «Исповедник веры», «Во имя Твое», «Я всегда буду помнить о тебе». В настоящий момент проживающего в Кургане православного воина, гражданина Боснии и Герцеговины, Ратко Самац, арестовали и готовят к экстрадиции в Боснию и Герцеговину, которая обвиняет его в убийстве мирного населения (мусульман) в годы войны. Ратко - инвалид, имеет укорочение гниющей ноги и несколько пуль в груди около сердца. Живет в России легально. Прошу помощи за нашего брата и моего мужа (я венчана с ним в церкви по благословению преосвященнейшего епископа Курганского и Шадринского Михаила, ныне покойного)». Славяне, братья и сестры, православные, друзья сербов, патриоты, писатели, журналисты! Я, православная писательница и журналистка, обращаюсь к вам с великой просьбой о помощи! 15 января в городе Кургане (Курганская область) был арестован и заключен под стражу воин сербской югословенской армии Ратко Самац для дальнейшей экстрадиции его на вражескую сторону, по запросу Республики Босния и Герцеговина, которая обвиняет его в убийстве населения в годы сербской войны 1991-1994 года, преследуя православного серба по религиозным мотивам. Ратко Самац, лейтенант югословенской армии, воевал в Боснии и Герцеговине на стороне сербов, защищая сербские православные земли и церкви, защищая своих родителей и детей от геноцида. Имеет боевые награды за мужество. Теперь его травят и преследуют блогеры и родственники убитых в годы войны в Боснии противников сербов - по политическим и религиозным мотивам, выдвигая против него недоказанные обвинения.

http://ruskline.ru/news_rl/2016/01/18/sv...

Комментарии I. Римско-католическая церковь. Общий обзор Н. Я Данилевский Папство. Разделение Церквей Фрагменты Печатается по: Данилевский Н. Я. Россия и Европа. М., 1991. С.180–185. Данилевский Николай Яковлевич (1822–1885) – русский философ, глава «поздних славянофилов», «почвенников». В 1840-х гг. увлекался идеями Фурье. В 1849 г. был арестован по делу Петрашевского, но вскоре освобожден. В своих философских воззрениях Данилевский сочетал позитивизм, перераставший в его творчестве в объективный идеализм и провиденциализм. Данилевский выдвинул теорию «эмпирических законов» развития народов («Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому», 1871, впервые опубликовано в журнале «Заря», 1869, 6, 8, 9), согласно которой действительными носителями исторической жизни являются обособленные «культурно-исторические типы» (египетский, китайский, европейский и др.). Каждый из них проходит 3 этапа: юность, зрелость и старость. Русские и славяне – особый тип. Отрицая всемирно-историческую миссию русской нации, Данилевский считал славянство и Россию особым культурно-историческим типом, который для дальнейшего своего развития должен по возможности устраниться от европейский жизни и брать от нее только то, что может содействовать созданию и укреплению самобытного славянства. По политическим взглядам Данилевский панславист, защитник самобытности Православной Церкви. В. С. Соловьев. Папство и папизм Фрагмент Печатается по: Соловьев В.С. Собр. соч.: В Ют. Изд. 2. Т. 5. СПб., 1911–1914. Великий спор и христианская политика. 1883 г. Глава 6. Папство и папизм. С. 76–98. Соловьев Владимир Сергеевич (1853–1900) – выдающийся философ и публицист. Из многочисленных трудов Соловьева главными являются: «Религиозные основы жизни», «Критика отвлеченных начал», «Магомет, его жизнь и религиозное учение», «Догматическое развитие Церкви в связи с вопросом о соединении Церквей», «Чтение о Богочеловечестве», «История и будущность теократии» и др. В «Догматическом развитии Церкви» Соловьев рассматривает вопрос о различии Католической и Православной Церквей, о необходимости их соединения.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАРКЕЛЛ († 21.08.1698, Казань), митр. Казанский и Свияжский (1690-1698). Происхождение и мирское имя М. неизвестны. Как предполагает ряд исследователей, М. до принятия пострига в 1674 г. долгое время служил в Посольском приказе переводчиком ( Липаков. 2007. С. 98). Из материалов Посольского приказа, однако, следует, что «чернец Маркелл» 19 июня 1672 г. приступил к переписыванию вновь переведенных Николаем Спафарием и Петром Долговым «Книги избраной вкратце о девятих мусах и седмих свободных художествах» (ГИМ. Син. 527) и «Хрисмологиона» ( Белоброва. 1993. С. 335-336; РНБ. Эрм. 27; И. А. Шляпкин ошибочно считал, что М. сам переводил эти книги - Шляпкин. 1991. С. 167). М. обладал навыками каллиграфии (писал «большим письмом») и владел техникой письма на высоком уровне, поскольку меньше чем за месяц (к 6 июля 1672) подготовил 8 тетрадей «в полдесть» кн. «Мусы» и 20 тетрадей в лист «Хрисмологиона» (ДАИ. Т. 6. 43. IX. С. 191). Вероятно, к тому времени М. недолго служил в приказе, поскольку в июне 1672 г. он обратился к царю Алексею Михайловичу с челобитной о назначении ему поденного корма «против моей братьи старцов иноземцов». Спустя неск. дней ему был назначен корм по пять алтын в день, как и др. иноземным писцам приказа (Там же. VI-VII. С. 190-191). На основании этих сведений исследователи считали, что М. имел западнорус. (белорус.) ( Леонид (Кавелин) . 1889. С. 304; Харлампович. 1914. С. 256) или южнорус. (укр.) происхождение ( Шляпкин. 1891. С. 167. Примеч. 1). В своей челобитной М. также просил царя обратить внимание на его знание лат. и польск. языков, готовность «не толко на письмо», но и «на всякое… дело» (ДАИ. Т. 6. 43. VI. С. 190). В сообщениях, относящихся к более позднему времени, упоминается о знании М. итальянского, французского, греческого, немецкого, татар. языков и говорится о начале его карьеры в качестве переводчика в Посольском приказе. Столь многочисленные навыки и стремление обратить на себя внимание властей имели успех. Вскоре М. стал патриаршим тиуном, потом строителем Свенского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря под Брянском ( Леонид (Кавелин), архим. Систематическое описание славяно-рос. рукописей собр. гр. А. С. Уварова. М., 1894. Ч. 3. 1720 (575). С. 286), а не позднее 1679 г.- 1-м архимандритом этой обители.

http://pravenc.ru/text/2562304.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДОНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 19 авг.), чудотворный образ XIV в. Почиталась в Благовещенском соборе Московского Кремля. После раскрытия из-под записей Г. О. Чириковым в 1914-1919 гг. поступила в ГИМ; с 1930 г. хранится в ГТГ (инв. 14244). Икона 2-сторонняя (размер 86×68 см): на лицевой стороне - образ Богоматери с Младенцем, на обороте - Успение Пресв. Богородицы. В нижней части иконной доски находится углубление для св. мощей, закрытое воском после реставрации. Иконография, художественный образ, происхождение Д. и.- один из вариантов иконографического типа «Умиление», представляет поясное изображение Богоматери с Младенцем Христом, сидящим на Ее правой руке. Особенность извода Д. и.- согнутые в коленях обнаженные ножки Младенца, поставленные на запястье левой руки Богоматери. Левой рукой Она касается спадающих складок одежды Сына. Христос правой рукой двуперстно благословляет, в левой руке, опущенной на колено и прикрытой гиматием, держит свернутый синий свиток. Мафорий Богоматери коричневый с золотыми каймой и бахромой, чепец и зарукавья хитона ярко-синие. Охряные хитон и гиматий Младенца покрыты густым золотым ассистом, на левом плече - широкая синяя полоса клава. Нимбы и фон изначально были золотые. Донская икона Божией Матери. 80-90-е гг. XIV в. Мастер Феофан Грек (?) (ГТГ) Донская икона Божией Матери. 80-90-е гг. XIV в. Мастер Феофан Грек (?) (ГТГ) Близкие к Д. и. варианты «Умиления» встречаются в визант. искусстве. Ее возможный прототип - мозаичный образ Богоматери в кафоликоне мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле, ок. 1316-1321 гг. ( Гусева. 1991. С. 420-421; eadem. 1996. P. 103-108; она же. 2005. С. 277-278. Примеч. 50-53). До 80-х гг. XX в. Д. и. атрибутировали как работу Феофана Грека на основании стилистического сходства с образом Богородицы из Деисусного чина Благовещенского собора ( Грабарь. 1922. С. 3-20. Переизд.: 1966. С. 93, 95), к-рый также приписывался Феофану Греку согласно летописной записи 1405 г.

http://pravenc.ru/text/178950.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010