Сортировать по Исключить новости Первая мировая война 28 ноября, 2012 Первая мировая война Первая мировая война — один из двух мощнейших и самых страшных вооруженных конфликтов в человеческой истории. В нее были вовлечены несколько стран, каждая из которых серьезно пострадала. Первая мировая война продлилась с 28 июля 1914 по 11 ноября 1918. Факты говорят о том, что за один только первый год войны в военных действиях приняли участие 70 миллионов человек, из них 60 миллионов в Европе, погибло от 9 до 10 миллионов человек. Среди гражданского населения также миллионы жертв. По разным данным от 7 до 12 миллионов мирных граждан погибли в Первой мировой войне, а 55 миллионов человек пострадали. Причины Первой мировой войны Официально началось первой мировой войны стало убийство в Сараеве, где 28 июня 1914 года девятнадцатилетний боснийский серб Гаврило Принцип, террорист, убил наследника австро-венгерского престола эрцгерцога Франца Фердинанда и его жену Софию Хотек. На самом деле, напряжение между великими державами — Германией, Австро-Венгрией, Италией, Францией, Великобританией, Россией нарастало уже давно. Германия хотела мировой экспансии, но колониальный раздел к тому времени уже завершился. Победив Англию и Францию, Германия упрочивала свои позиции на мировой арене. Тем временем, в 1891 году Россия и Франция заключили военный союз под именем «Сердечное согласие», а Австро-Венгрия боролась за удержание Боснии и Герцеговины и противодействовала России в попытках защитить «своих» на Балканах. К 1914 году оформились два блока противоборствующих сторон, чьи конфликты легли в основу Первой мировой войны: Блок Антанта: Российская империя, Великобритания, Франция. Оформился в 1907 году после заключения русско-французского, англо-французского и англо-русского союзных договоров. Блок Тройственный союз: Германия, Австро-Венгрия, Италия. Страны-участницы Первой мировой войны Дата Кто объявил войну Кому была объявлена война 28 июля 1914 Австро-Венгрия Сербия 1 августа 1914 Германия

http://pravmir.ru/pervaja-mirovaja-vojna...

Некрасов А. И. Фотография. 1949 г. Алексей Иванович (7.03.1885, Москва - 25.09.1950, с. Венгерово Новосибирской обл.), российский историк отечественного искусства (Др. Руси, XVIII-XIX вв.), а также народного художественного наследия, один из крупнейших искусствоведов советского периода. Отец Н.- литератор, дед - священник в храме Христа Спасителя в Москве, семья состояла в родстве с поэтом Н. А. Некрасовым. Н. учился на историко-филологическом отделении Московского ун-та, занимался историей искусства под рук. проф. А. С. Орлова. Его кандидатское сочинение (1909; опубликовано - Некрасов. 1913) было посвящено новгородскому рукописному орнаменту XIV в. После окончания ун-та с дипломом 1-й степени в 1910 г. был оставлен при нем на 2 года для подготовки к профессорскому званию по кафедре истории и теории искусства. Тогда же он начал печатать первые статьи и принимал участие в работе Славянской комиссии МАО, Об-ва древней письменности и искусства и др. В 1913 г. Н. защитил магистерскую диссертацию в С.-Петербургском ун-те, но его основная педагогическая и научная деятельность была связана с Московским ун-том, где он с 1914 по 1918 г. работал приват-доцентом. Глубокие научные знания Н. сочетались с огромной трудоспособностью и энергией. Еще будучи студентом, он начал читать лекции по истории искусства в иконописной мастерской-школе им. Н. Д. Селезнёва при Донском мон-ре (вероятно, с 1908 по 1915). В 1913-1916 гг. параллельно работе в ун-те преподавал историю и теорию искусства в Московской консерватории, где получил звание профессора (1916/17), а также преподавал рус. язык в 2 частных гимназиях (1910-1914) и в Ин-те Московского дворянства (1910-1917). Помимо этого он был профессором Нижегородского ун-та (1917-1918), зав. отд-нием древностей в Румянцевском музее (1918-1919), консультантом Кинокомитета по искусствознанию (1918), профессором в педагогических, музейных и музыкальных учреждениях Костромы (1918-1922), состоял членом Коллегии по делам музеев и охране памятников искусства Костромской губ. В нач. 20-х гг. XX в. стал действительным членом неск. академических ин-тов, в которых выступал с многочисленными докладами, участвовал в дискуссиях, оппонировал на защитах диссертаций, редактировал сборники и др. издания Российской академии истории материальной культуры, Научно-исследовательского ин-та археологии и искусствознания Российской ассоциации научно-исследовательских институтов общественных наук, Гос. академии художественных наук; состоял членом Об-ва изучения рус. усадьбы (не позднее 1925-1930). Н. защитил канд. дис. «Ксилографический орнамент первопечатных московских книг» (1921).

http://pravenc.ru/text/2564844.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Шкаровский М. В. Петроградское (Ленинградское) Богословско-пастырское училище в 1918–1928 гг. В начале XX в. Санкт-Петербург (с 1914 г. Петроград) представлял собой крупнейший центр духовного образовании в Российской империи. Революционные потрясения 1917 г. и приход к власти Коммунистической партии самым неблагоприятным образом сказался на этой сфере. Однако несмотря на закрытие в 1918 г. Петроградской духовной академии, семинарии и всех трех духовных училищ, богословское образование в «северной столице» не исчезло. В Петрограде появилась новая духовная школа, целиком находящаяся на церковном содержании из всех регионов и городов России. Инициатором этого начинания стал И. П. Щербов, известный в «северной столице» преподаватель духовных школ, увлекавшийся также религиозной философией. Он родился 29 мая 1873 г. в Витебской губернии в семье сельского священника, в 1894 г. окончил Витебскую духовную семинарию и в 1898 г. – Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия, затем с 15 июня 1900 до лета 1918 г. работал преподавателем основного, догматического и нравственного богословия Петроградской духовной семинарии. В дореволюционный период И. П. Щербов также был преподавателем Закона Божия в Исидоровском епархиальном женском училище и в Педагогической семинарии, являлся одним из организаторов и активных участников Петроградского религиозно-философского общества. 10 июля 1918 г. он был избран членом Миссионерского епархиального совета, с декабря 1918 г. состоял членом культурно-просветительного союза и с июня 1920 г. также работал архивистом в 1-й секции 4-го отделения Государственного архивного фонда, где собирал и обрабатывал материалы по истории Петроградского Выпускник Петроградской семинарии Е.

http://sedmitza.ru/lib/text/5585498/

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > За Веру, Царя и Отечество! О подвиге русского народа в Первую мировую войну 20.02.2006 494 Время на чтение 13 минут На твой призывный клич, Отчизна дорогая, Иду, как верный сын, Любовию горя... Коль нужно - жизнь отдам, тебя благословляя, За счастие твоё, за Веру и Царя! П. Горлецкий. Призыв. 1914 г. 1 августа 1914 года началась первая мировая война (1914-1918), в которую оказались втянутыми многие страны и народы - 38 государства с населением в полтора миллиарда человек, составляющих 67 процентов населения земного шара. У русского народа эта война получила название " германской " и " империалистической " . Причины назревавшего мирового конфликта коренились в обострении борьбы стремительно развивающейся Германии и других держав за источники сырья и рынки сбыта. Главной целью Германии был захват колоний у Англии и Франции и западных земель у России (Польша, Прибалтика, Украина , Белоруссия). Готовился новый передел мира. В глобальном противостоянии начала XX века Россия выступала как сила, сдерживающая германо-австрийский экспансионизм и турецкий реваншизм, направленные на захват российских территорий и земель. Помимо обычных для каждой страны территориальных и политических интересов существовала и главная идеологическая цель наших " союзников " по Антанте (Англии, Франции и Америки) - привести к столкновению и взаимному крушению все три главные консервативные монархии (Россию, Германию, Австро-Венгрию) для утверждения в Европе и во всём мире либерально-демократической идеологии, привязки всех валют к американскому доллару и установления подконтрольного международным финансовым банкирам и олигархам " нового мирового порядка " посредством устранения альтернативной русской цивилизации. Это им, к сожалению, удалось... Поводом к развязыванию первой мировой войны стало обострение ситуации на Балканах. 28 июня 1914 года в боснийском городе Сараево боснийский студент Гаврила Принцип убил наследника австрийского престола эрцгерцога Франца-Фердинанда. 28 июля Австро-Венгрия объявила войну православной Сербии и подвергла бомбардировке Белград, а 1 августа Германия выступила против России, спустя два дня объявила войну Франции, а ещё через день в войну вступила Англия. Так 1 августа 1914 года была развязана первая мировая война, в которой было убито 10 миллионов и искалечено до 20 миллионов человек. Ее следствием было крушение самодержавия в России, Февральская и Октябрьская революции 1917 года и неисчислимые беды и страдания русского народа на протяжении всего XX века.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ИЗВЕСТИЯ ИМПЕРАТОРСКОЙ АРХЕОЛОГИЧЕСКОЙ КОМИССИИ» (ИИАК), издание Имп. Археологической комиссии , выходившее в С.-Петербурге с 1901 по 1918 г. по мере накопления материалов, всего было издано 66 выпусков. Основано по инициативе В. В. Латышева . Параллельно с ИИАК Археологическая комиссия выпускала «Отчеты Императорской Археологической комиссии» (1862-1918, 45 томов) и «Материалы по археологии России» (1866-1918, 37 томов). ИИАК должны были освещать деятельность комиссии, хронику археологических исследований России. Первоначально мн. публикации касались памятников античного Причерноморья, в дальнейшем научный интерес издателей распространился и на др. регионы. В журнале помимо членов Археологической комиссии печатались и др. известные археологи и реставраторы. Отдельные публикации были посвящены обследованию памятников «курганного периода» по губерниям или отдельным объектам: «К древностям валдайским и водским» Н. К. Рериха (см. Рерихи ) (1901. Вып. 1. С. 60-68); «Краткое описание памятников древности Семипалатинской обл.» В. П. Никитина (1902. Вып. 2. С. 103-111); «Заметки о древностях Семиреченской обл.» Н. Н. Пантусова (Там же. С. 65-75); «Сведения 1873 г. о городищах и курганах» (1903. Вып. 5. С. 5-95); «Раскопки близ дер. Дуденевой, Тверского у.» (1904. Вып. 6. С. 6-11), «Поездка 1903 г. на оз. Кафтино и Бологое и раскопки близ Рыбинска» (Там же. С. 65-78), «Северные лабиринты» (Там же. С. 101-112), «Могильник V в. в Черноморье» (1907. Вып. 23. С. 103-107), «Раскопки 1910 г. в Лужском у. Петроградской губ.» (1914. Вып. 53. С. 81-94) и «Раскопки Новгородских курганов» (1918. Вып. 65) А. А. Спицына; «Отчет о раскопках в Бежецком, Весьегонском и Демянском у. в 1902 г.» Н. И. Репникова (1904. Вып. 6. С. 12-20); «Отчет о раскопках, произведенных в 1902 г. в Ярославской и Тверской губ.» (Там же. С. 21-31) и «Поездка 1903 г. по верхнему течению р. Волги» (Там же. С. 79-100) Н. Е. Макаренко; «Отчет о поездке 1903 г. в Крестецкий у. Новгородской губ.» В. Н. Глазова (Там же. С. 50-60); «Заметки к херсонесским надписям, изданным Р. Х. Лепером» В. В. Латышева (1912. Вып. 45. С. 132-136) и др.

http://pravenc.ru/text/293850.html

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > «Консерваторы: великие разочарования и великие уроки» В издательстве «РОССПЭН» вышло уникальное документальное издание, посвященное русским правым 22.08.2014 500 Время на чтение 4 минуты В известном московском издательстве «РОССПЭН» к столетию с начала Первой мировой войны вышло уникальное документальное издание, подготовленное историками русского консерватизма д.и.н. А.В.Репниковым и д.и.н. А.А.Ивановым : «Консерваторы: великие разочарования и великие уроки». Данный том, являющийся вторым по счету в четырехтомной серии «Первая мировая война в оценке современников: власть и российское общество. 1914-1918», посвященный представителям консервативного течения русской общественной мысли, всесторонне показывает отношение правых и националистов к Первой мировой войне, к вызванным ею кризисным процессам в российском обществе, государственной политике России, союзникам по Антанте, Германии и немцам. Как отмечают составители книги, концепция данного издания заключается в том, чтобы познакомить читателя не с внутренней документацией правых организацией, частной перепиской их членов, записками, поданными в высшие сферы (что в 1998 г. было отчасти сделано известным исследователем правого движения д.и.н. Ю.И.Кирьяновым в рамках двухтомника «Правые партии. 1905-1917. Документы и материалы») и не с личными дневниками и воспоминаниями, а исключительно с публичными выступлениями представителей русского консервативного лагеря в Государственной Думе и Государственной Совете, на страницах печати, с трибун общественных организаций, совещаний и съездов, сделанных в годы Первой мировой войны и оказывавших непосредственное влияние на современное им общество. Публикации расположены по хронологическому принципу от 1914 до 1917 г. После Февральской революции правые сошли с политической сцены - их организации были запрещены, а органы печати закрыты. Удержаться «на плаву» удалось только поддержавшим революционные изменения Шульгину и Пуришкевичу (оба представлены в разделе, посвященном 1917 году). В 1918 г., когда шла Гражданская война, уцелевшим монархистам было уже не до оценок последствий мировой войны.

http://ruskline.ru/news_rl/2014/08/22/ko...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 КАНЦЕРОВ АЛЕКСЕЙ ЯКОВЛЕВИЧ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Алексей Яковлевич Канцеров Алексий Яковлевич Канцеров (+ 1918 ), священник , священномученик Память в Соборах Удмуртских и Уфимских святых, и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской Некоторое время служил учителем церковноприходской школы при станции Вязовая Самаро-Златоустовской железной дороги, а затем был определен псаломщиком к Преображенской церкви при той же станции. В 1907 году был рукоположен во священника к Крестовоздвиженской церкви села Воздвиженка Белебеевского уезда Уфимской губернии. Был ответственным лицом за сельскую библиотеку. В 1914 году назначен духовным следователем 1-го округа Белебеевского уезда. В 1915 году переведен в Покровский храм в село Топорнино Уфимского уезда (совр. районный центр Кушнаренково Республики Башкортостан). В январе 1917 года был избран председателем Комитета при Волостном правлении по распространению среди населения сведений о военном внутреннем Государственном займе. Осенью 1917 года власть в Уфимской губернии была захвачена большевиками . Уже к концу года народ стал оказывать сопротивление захватчикам. Против большевиков в Заволжье и Приуралье выступило Оренбургское казачество, в мае 1918 года выступил чехословацкий корпус. Большевики Уфы пытались ор­ганизовать сопротивление наступающим чехословакам, но отряды большевиков были в то время еще малочисленны и не способны на серьезное сопротивление; по этой причине 9 июня большевики объявили всеобщую мобилизацию крестьян в Красную армию и стали отправлять в села своих представителей для агитации среди крестьян на волостных сходах. Такие сходы оканчивались зачастую принятием антибольшевистских резолюций и явным выражением нежелания поддерживать большевиков. 16 июня 1918 года местная организация большевиков в селе Топорнино созвала волостной сход крестьян. К 10 часам утра к зданию волостного правления собралось около пятисот крестьян, которые тесной толпой обступили крыльцо правления. На крыль­це были установлены трибуна и стол, покрытый красным сукном. Крестьяне уже знали, что речь пойдет о мобилизации в Красную армию, и отношение у них сложилось заведомо отрицательное и к местным властям, и к отдельным их представителям. За столом в президиуме находились члены волостного исполкома, а также приехавший в Топорнино в сопровождении трех вооруженных красноармейцев уроженец этого села военный комиссар волости Кутуев. Собравшиеся, обратив внимание на вооруженных красно­армейцев, стали говорить им: «Почему вы пришли с оружием на собрание?» – и, набросившись на них, отобрали винтовки.

http://drevo-info.ru/articles/13676127.h...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Формирование Королевства сербов, хорватов и словенцев в 1918 году в социально-политической мысли современной Сербии Доклад на Международной научно-практической конференции «Евразийское пространство: добрососедство, партнерство, диалог культур и цивилизаций» 24.03.2019 1491 Время на чтение 15 минут Предлагаем вниманию читателей текст доклада, прозвучавшего в Брянске в рамках проведения международной научно-практической конференции Сегодня прошло уже столетие с тех пор, как победа сербской армии в Первой мировой войне позволила провозгласить первую Югославию в 1918 году. Военные цели Сербии были установлены в двух декларациях: в Нише (1914) и на Корфу (1917). Победа союзников в Первой мировой войне привела к тому, что Сербия и династия Караджорджевичей 1 декабря объявили Королевство сербов, хорватов и словенцев. Королевство было сформировано двумя тогдашними сербскими государствами, Сербией и Черногорией, которая присоединилась к Сербии, и то же самое было сделано Сремом после Воеводины (тогда Воеводина состояла из Баната, Бачки и Бараньи); Впоследствии это пространство объединяется с другими южнославянскими территориями, входившими в состав монархии Габсбургов. Пространство современной независимой Македонии было в то время частью Сербии. После бурных событий и политической нестабильности в 1929 году государство изменило свое название на Югославию, а король Александар Караджорджевич ввёл диктатуру. Диктатура оставалась в силе до его убийства в Марселе 9 октября 1934 года. Во Второй мировой войне Югославия подверглась удару Третьего Рейха, и великая цена была уплачена сербским народом, который выступил против врага. Речь идёт и о Югославской армии, которая и после капитуляции продолжила борьбу, «уйдя в лес», а также и о красных партизанах. Окончание войны привело к формированию нового югославского государства под руководством Коммунистической партии. Партия стала главной опорой нового югославского общества. Партия всюду имела противников - и на капиталистическом западе, и на социалистическом востоке, и внутри югославского общества.

http://ruskline.ru/analitika/2019/03/25/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Дорофей (Маммелис), митр. Прусы (Маммелис) († 6.03.1921), митр. Прусы (совр. Бурса, Турция), с 1918 по 1921 г. Местоблюститель Патриаршего престола К-поля. Происходил из сел. Сийи (совр. Кумьяка, Турция) в М. Азии. По рекомендации митр. Халкидонского Каллиника поступил в богословскую школу на о-ве Халки, к-рую окончил в 1883 г. Назначен директором народных школ в районе, прилегающем к Золотому Рогу в К-поле, впосл. архидиакон и протосинкелл Халкидонской митрополии при митрополитах Каллинике и Иоакиме. В 1892 г. по рекомендации митр. Ираклийского Германа единогласно избран Свящ. Синодом К-польского Патриархата епископом Каллиупольским и Мадитским. 7 дек. 1895 г. возведен в сан митрополита Гревенского. В 1899 г., в Патриаршество Константина V (1897-1901), введен в состав Свящ. Синода, участвовал в повторном избрании патриарха Иоакима III (1901). 18 сент. 1901 г. переведен на Никопольско-Превезскую кафедру. В 1908 г. повторно введен в состав Свящ. Синода. 25 окт. того же года переведен на кафедру г. Пруса в сане митрополита. В 1912 г. вновь избран членом Свящ. Синода; тогда же назначен председателем Постоянного национального смешанного совета (синодальный орган, существовавший до 1923, состоявший из 4 архиереев и 8 мирян; возглавлялся 1-м по чести митрополитом, решал вопросы экономического характера) и оставался на этой должности до апр. 1914 г. При новом патриархе Германе V (1913-1918) был введен в состав Свящ. Синода и назначен руководителем Высшей школы греч. общины Османской империи, Духовного суда и жен. школы Заппион. 12 окт. 1918 г. Герман V отрекся от Патриаршего престола вслед. народных волнений в связи с изгнанием тур. правительством греч. населения из М. Азии. Патриарх Герман принял это решение под влиянием Д., к-рый и был избран Местоблюстителем Патриаршего престола с перевесом в 1 голос. На этой должности он оставался до смерти, и это был самый длительный со времени падения Византийской империи период вдовства К-польской кафедры.

http://pravenc.ru/text/Дорофеем ...

Стратегия и тактика католических иерархов в процессе создания югославянского государства (1917-1918 гг.) Герб Королевства сербов, хорватов и словенцев. Тема создания югославянского государства является одной из важнейших в новой истории югославянских народов. Ею занимались и занимаются многие исследователи, как в нашей стране, так и на Балканах. Однако и в этой теме есть неисследованные проблемы. Один из аспектов, который не получил достаточного освещения в отечественной и в югославской историографии, является роль Католической Церкви в общественно-политических процессах на территории юга Балканского полуострова на завершающем этапе Первой мировой войны и ее влияние на создание югославянского государства. В конце XIX - начале ХХ вв. под воздействием идей Св. престола среди католических югославянских народов развивались массовые движения Католической Церкви под названием Социальный католицизм (Католическая акция), в рамках которых создавались католические организации, охватывающие практически все слои и сферы жизни населения. В результате развития католических движений в противовес сербскому центру объединения сложился мощный фронт клерикальных сил, привнесших в процесс создания югославянского государства собственную идеологию, методы политической борьбы и свои представления о конечном результате югославянского объединения. В течение 1917-1918 гг. судьбу югославянской идеи решали три фактора: сербское правительство на о. Корфу, Югославянский комитет в Лондоне и Югославянский клуб австрийского парламента в Вене. 1 августа 1917 года папа Бенедикт XV (понтификат 1914-1922 гг.) направил главам союзнических государств ноту с изложением плана мирного урегулирования. Ее автором был высокопоставленный иезуит В.Ледоковский, который в качестве основы послевоенного устройства Европы предложил довоенный статус-кво . Во второй половине 1917 года Св. престол стал инициатором переустройства монархии ударившись при этом сразу в две крайности: с одной стороны, он предлагал создать «Великую Хорватию» до реки Дрины, а с другой - превратить Австро-Венгрию в федеративное государство и создать в ее границах югославянское национальное образование. До окончания войны Римской курии так и не удалось согласовать эти взаимоисключающие варианты.

http://pravoslavie.ru/5290.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010