Эпоха императора Николая II. К 105-летию мученической кончины государя июля 2023 Император Николай II вступил на престол в 1894 году после преждевременной смерти отца, императора Александра III. Илья Репин. “Парадный портрет императора Николая II”. Колоссальное промышленное развитие Годы царствования государя стали периодом колоссального экономического роста. В среднем 2% в год составляли темпы роста сельскохозяйственного производства, а промышленности - 5%. Это были одни из наиболее высоких темпов экономического развития в мире. В 1913 один из самых крупных экономистов мира Эдмон Тэри по заданию французского правительства изучил состояние русской экономики и сделал вывод: " Если дела европейских наций будут с 1912 по 1950 годы идти так же, как они шли с 1900 года по 1912 год, Россия к середине текущего века будет господствовать над Европой как в политическом, так и в экономическом и финансовом отношении " . Бюджет страны вырос за эти годы с 1200 млн до 3,5 миллиардов. В начале ХХ века Россия занимала первое место в мире по добыче нефти и претендовала на звание глобальной энергетической державы. Доля Российской империи в мировой нефтедобыче составляла к 1916 году 30%. Добыча угля в Донбассе увеличилась с 4,8 млн тонн в 1894 году до 24 млн тонн в 1913-м. Началась добыча угля в Кузнецком угольном бассейне. В 1900 году Россия занимала уже восьмое место в рейтинге угледобывающих стран. Рост видов промышленной продукции в первое десятилетие ХХ века наблюдался по всем основным показателям. Выплавка чугуна увеличилась за двадцать лет правления императора Николая II почти вчетверо, выплавка меди - в пять раз. За 1885-1913 годы промышленная продукция выросла в среднем в пять раз, превысив темпы промышленного роста наиболее развитых стран мира. При последнем русском императоре были созданы абсолютно новые отрасли: электротехника, радиотехника, приборостроение, авиастроение. Новые магистрали В быстроразвивающейся огромной Российской империи для развития экономики было необходимо строить дороги. И до 1917 года их строительство было более мощным, чем в последующие, уже советские годы. В Российской империи за период с 1880 по 1917 годы (за 37 лет) было построено свыше 58 тыс километров дорог. А при советской власти за аналогичный период - с 1918 по 1956 годы - 36 тысяч.

http://mitropolia.spb.ru/news/monitoring...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МОСКОВСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ Издание Об-ва любителей духовного просвещения (ОЛДП), выходившее с янв. 1869 г. с разрешения Синода. С 1880 по апр. 1917 г. и в 1918 г. выходило под заглавием «Московские церковные ведомости» («М. ц. в.»), в мае-дек. 1917 г.- «Московский церковный голос»; в 1918 г. издавалось Московской духовной консисторией. Журнал (в 1875-1906 в подзаголовке именовавшийся газетой) выходил с 1869 г. еженедельно и состоял из офиц. и неофиц. отделов, в 1869-1870 гг. они имели общую пагинацию (притом что пагинация номеров была только в эти годы раздельной), в 1871-1894 гг. отделы имели не только раздельную пагинацию, но и самостоятельную нумерацию; 52 регулярно выходившим номерам неофиц. отдела соответствовало от 25 до 44 нерегулярных номеров офиц. отдела, к-рый в 1873-1879 (?) гг. имел заглавие «Постановления и распоряжения правительства», в 1873-1876 гг.- колонтитул «Прибавление к Московским епархиальным ведомостям». В янв.-апр. 1917 г. вышли 1-14 (все сдвоенные), «Московский церковный голос» выходил с новой нумерацией 1-43, причем 1-29 выходили дважды в неделю, а 30-43 - еженедельно). В янв.-мае 1918 г. журнал выходил 2 раза в месяц 1-10), в июне-авг.- ежемесячно 11-13), последний номер вышел 30 авг./12 сент. Редактирование офиц. и неофиц. отделов было раздельным с апр. 1892 по июль 1893 г. и в 1895-1917 гг. В 1869-1892 гг. редактором был свящ. Виктор Рождественский (с 1877 протоиерей); долгое время редакция располагалась в его квартире при ц. Ризоположения на Донской ул. Далее неофиц. отдел редактировали свящ. Николай Копьев (май 1892 - июль 1893), свящ. Иоанн Соловьёв (1893-1894), свящ. Иоанн Мансветов (1895-1906; впосл. протоиерей), ректор ДС архим. Анастасий (Грибановский ; впосл. митрополит, первоиерарх РПЦЗ (1906)), прот. сщмч. Иоанн Восторгов (в 1906 и 1916), сщмч. Василий Соколов (1915-1916), свящ. М. Д. Смирнов (1917; впосл. протоиерей), секретарь консистории В. Ф. Трелин (1917-1918), преподаватель семинарии сщмч. Николай Розанов (1918). Офиц. отдел редактировали свящ. Н. Копьев (1892), секретарь консистории Н. П. Спасский (1892-1893), свящ. И. Соловьёв (1893-1894), секретари консистории А. И. Проволович (1895-1905), П. П. Беллавин (1905-1913), И. Н. Барилов (1913-1915) и Трелин (1915-1917).

http://pravenc.ru/text/2564196.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Месть врага рода человеческого Части 10-11. Торжества в Костроме и Москве. Попытка покушения в Ялте (1913 год) 20.06.2013 863 Время на чтение 33 минут 1-2. Обвинение в хлыстовстве. Заблуждение архиепископа Феофана 3-4. Вел. князь Николай Николаевич и сестры-черногорки. Фрейлина С. И. Тютчева и няня М. И. Вишнякова 5. Епископ Гермоген и иеромонах Илиодор 6-7. Новоселов М.А. Гучков А.И. Гектографические копии. Попытки Государя положить конец разнузданности прессы. Репортер Дувидзон 8. В. Н. Коковцов (год 1912) 9. М. В. Родзянко (годы 1912 -1913) 10. Торжества в Костроме и Москве. Попытка покушения в Ялте (1913 год). Празднование 300-летия царствования Дома Романовых было продолжено торжествами в Костроме. 19 мая 1913 г. Г. Е. Распутин-Новый присутствовал в Успенском соборе на праздничном богослужении в присутствии Царя и Царицы. Григорий Ефимович был приглашен также на торжественную закладку памятника 300-летию царствования Романовых, а также на молебен перед закладкой. Но злобный дух, овладевший Родзянко, казалось, преследовал старца Григория повсюду, стремясь омрачить ему радостные впечатления от всенародного праздника. Согласно показаний допроса секретаря Св. Синода В. Яцкевича (Ч.С.К., 1917 г.): «Во время костромских торжеств Распутин шел вслед за Царской Семьей, причем меня удивило и возмутило то обстоятельство, что Распутин был допущен в собор, где была лишь Царская Семья и обер-прокурор Саблер!» 162 Что же удивило, и что возмутило г-на Яцкевича? Может быть то, что не он, Яцкевич, допущен в алтарь, а Григорий Распутин? Но его ли это дело даже не просто обсуждать решения, симпатии и желания Царя и Царицы, а откровенно возмущаться волей Государевой? Вот пример психологического настроя придворной толпы. 24 мая 1913 г. торжественные мероприятия переместились в Москву. Но и в Москве злобная молва в адрес старца Григория не унималась. Об этом свидетельствует дневниковая запись Вел. княгини Ксении Александровны за этот день: «Без четверти 4 все собрались на ж. д. встречать Ники и Аликс, все министры, свита, начальство, дамы и.т.д. И начался торжественный въезд: Ники с семейством верхом, мы в экипажах. Было красиво - масса народу и все, слава Богу, отлично прошло. У Спасских ворот все слезли с лошадей и пошли за крестным ходом в Архангельский собор. В соборе лития за гробницей Михаила Федоровича. Ники зажег лампадку. Распутин стоял у входа - все его видели, кроме меня! Распутин снова показывал себя там всем - такое недовольство и протест среди духовенства! Говорят, Маклаков готовит доклад Ники! Как это неудачно - конечно, если бы он был министр, он не осмелился бы демонстрировать себя». 163

http://ruskline.ru/analitika/2013/06/21/...

Иларион (Троицкий) Иларион (Троицкий Василий Александрович [правка от руки: Владимир Алексеевич]) архп. Верейский, вик. Московской епархии. Родился в 1866 году в семье священника с. Липицы Серпуховского уезда Московской губернии. День Ангела 28 марта. В 1910 году окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия и оставлен профессорским стипендиатом. В 1913 г. получил степень магистра богословия. 28 марта 1913 года пострижен в монашество в Троице-Сергиевской Лавре, а через несколько дней рукоположен в иеромонаха и определён исполняющим должность доцента Московской духовной академии. Пострижение доставило иеромонаху Илариону великую духовную радость, о которой он писал впоследствии: «думаю, что не придётся ещё в жизни пережить такой радости». По его словам, эта радость, это ликование продолжалось у него два месяца, так что он порою думал, – не прелесть ли это? И только перемена, происшедшая в его судьбе 30 мая «надолго отогнала эту радость, но не изгнала совсем». В день, на который указывает архимандрит Иларион, 30 мая 1913 года, он был назначен инспектором Московской духовной академии с возведением в сан архимандрита. Странно думать, чтобы назначение, являвшееся естественным этапом на избранном им жизненном пути, могло «надолго отогнать радость». Скорее, кажется, можно предположить, что в этот же день он узнал о другом назначении, которое могло показаться ему очень неприятным. Летом 1913 года архимандрит Иларион (профессор Троицкий [правка от руки: то был проф. С.В. Троицкий ]), вместе с епископом Никоном Вологодским, был командирован на Афон Для догматического разрешения спора между монахами, часть которых неправильно судили об Иисусовой молитве (Имясловцы). 3 декабря 1913 года архимандрит Иларион утверждён в звании экстраординарного профессора по Священному Писанию Нового Завета. Был доктором богословия, хотя дата получения степени неизвестна. Был членом Поместного Собора 1917–1918 гг., на котором выступал как сторонник патриаршества. 12 мая 1920 года был хиротонисан во епископа Верейского вик. Московской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Краткие биографические сведения о членах Собора, упоминаемых в дневнике Биографическая статья строится по следующему принципу: фамилия, имя, отчество, годы жизни, сведения о статусе лица, участие в Соборе. Сведения об образовании, краткий послужной список, причина смерти. Для причисленных к лику святых указывается год канонизации. При составлении кратких биографических данных были использованы данные публикации: База данных Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (http://kuzl.pstbi/ccas.ru Деяния Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг.: в 11 т. Т. 1. М., 1994. Все тома данного издания выложены на ресурсе: http://www.patriarchia.ru/db/text/5l69l2.html Священный Собор Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. Обзор Деяний: в 3 кн. Первая сессия/Сост. А. Г. Кравецкий, А. А. Плетнева, Г. Шульц. М.: Изд-во Крутицкого подворья, 2002. Т. 1. История иерархии Русской Православной Церкви. Комментированные списки иерархов по епископским кафедрам с 862 г. (с приложениями). М.: Изд-во ПСТГУ, 2006. Дело великого строительства церковного. Воспоминания членов Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг./Сост. Н. А. Кривошеева. М.: Изд-во ПСТГУ, 2009. Арсений (Стадницкий) , митр. Дневник. Т. 1:1880–1901. По материалам ГА РФ/Подгот. изд. и ред. О. Н. Ефремова. М.: Изд-во ПСТГУ, 2006. Арсений (Стадницкий) , митр. Дневник. Т. 2:1902–1903. По материалам ГА РФ/Подгот. изд. и ред. О. Н. Ефремова. М.: Изд-во ПСТГУ, 2012. Арсений (Стадницкий) , митр. Дневник: 1902–1905/Митрополит Арсений (Стадницкий) . Т. 3. М.: Изд-во ПСТГУ, 2016. Агафангел (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854–1928), священноисповедник, митрополит. Член Собора по должности как архиепископ (с 28 ноября (11 декабря) 1917 г. митрополит) Ярославский и как член Предсоборного Совета. Избран членом Высшего Церковного Совета. В 1881 г. окончил МДА, кандидат богословия. В 1889 г. хиротонисан во епископа. С 1893 г. епископ Тобольский и Сибирский, с 1904 г. архиепископ Рижский и Митавский, с 1910 г. архиепископ Виленский и Литовский. С 1913 г. архиепископ Ярославский и Ростовский, присутствующий в Святейшем Синоде. В 1922 г. Патриарх Тихон временно передал митрополиту Агафангелу патриаршие права и обязанности. Вскоре митрополит Агафангел был арестован и приговорен к 3 годам ссылки. В 1923–1926 гг. находился в заключении. В 1925 г. завещательным распоряжением Патриарха Тихона назначен вторым кандидатом на должность Местоблюстителя Патриаршего Престола. По освобождении из заключения выпустил послание о вступлении в права и обязанности Патриаршего Местоблюстителя, затем, ради соблюдения церковного мира, отказался от прав на Местоблюстительство. Архиерейским Собором 2000 г. причислен клику святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Пёт. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Впервые упоминания о церкви в этом селе имеются в окладных книгах 1676 года. В 1850 году на средства помещика Каликарова была построена тёплая деревянная церковь с тремя престолами: главный в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, правый – святителя Николая Чудотворца, левый – великомученика и победоносца Георгия. В 1889 году на средства сельских обществ была построена церковно-приходская школа. В 1912-1913 годах на средства купца Портнова была построена каменная церковь с тем же наименованием. Дата закрытия церкви после революции 1917 года неизвестна. После революции Введенский храм долгие годы стоял в запустении. За это время он был сильно разорен и утратил большую часть росписи. Никаких икон и самого иконостаса не осталось. С каждым годом храм всё больше разрушается. За долгие годы запустения провалилась крыша и еще больше покосились купола. По материалам сайта www.pitelino.ru На архитектурное чудо, расположенное на окраине небольшого села Пёт Пителинского района, приезжают посмотреть многие любители-путешественники. Здесь часто бывают туристы из столицы. Своими впечатлениями от увиденного они активно делятся в сети Интернет. Все в один голос восхищаются загадочным архитектурным памятником и одновременно с болью говорят о его нынешнем состоянии, ведь с каждым годом он всё больше и больше разрушается. По рассказам местных жителей, ещё лет пятнадцать назад храм стоял ровно и крыша была целой, замки висели. Потом лестницу на колокольню сломали, чтоб дети не залезали. В первозданном виде она сохранилась только на картинах местного живописца. Он рисовал её перед войной. Информации об этом удивительном храме крайне мало. В основном все приводят коротенькую цитату из книги «Рязанские достопамятности», написанной Г. К. Вагнером, С. В. Чугуновым и впервые изданной в 1974 году. Из книги мы узнаём, что «в селе Пёт в 1912-1913 годах по заказу купца Портнова был сооружён крайне любопытный храм, напоминающий некоторые произведения А. В. Щусева, навеянные древнерусскими образцами, как, например, храм-памятник на Куликовом поле. Снова, как и в Гусь-Железном, бросаются в глаза непомерно большие размеры храма, сильно контрастирующие с более чем скромным окружением. Что это? Тщеславие купца (такое ведь бывало нередко) или желание увековечить памятное событие? Этот вопрос пока остаётся без ответа, но не исключено первое, так как заказчик постройки изображён на одном из столбов». К слову, сейчас этого изображения уже не видно, так как храм утратил большую часть росписи. Единственная полностью сохранившаяся до наших дней фреска — с изображением преподобного Ефрема Сирина.

http://sobory.ru/article/?object=09857

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Варнава (Росич), Патриарх Сербский. Фотография. 1935 г. (Росич Петар) (29.08.1880, Плевля - 23.07.1937, Белград), архиеп. Печский, митр. Белградско-Карловацкий и Патриарх Сербский. Род. в многодетной семье торговцев Георгия и Христины Росич. В 1892 г. окончил начальную школу в Плевле, затем семинарию в Призрене (в исследованиях указываются разные годы окончания: 1899, 1900 или 1901), получил благословение митр. Рашско-Призренского Дионисия (Петровича) на продолжение обучения в России. В 1901 г. как стипендиат Синода РПЦ поступил в СПбДА, где в 1905 г. получил степень кандидата богословия. 30 апр. 1905 г. еп. Ямбургским Сергием (Страгородским) (впосл. Патриарх Московский и всея Руси) пострижен в монашество, 6 мая того же года рукоположен во иеродиакона, 6 июня - во иеромонаха. Во время пребывания в России сблизился с церковными кругами, посетил мн. рус. мон-ри. Оставил воспоминания о России на Pycujy. Београд, 1935). В 1905 г. был назначен священником серб. посольства в Стамбуле, много сделал для объединения проживавших в тур. столице сербов, сотрудничал в выходившей в Стамбуле газ. «Цариградски весник», руководил серб. школой, сотрудничал с К-польской Патриархией. Священным Синодом К-польской Патриархии 18 марта 1910 г. избран епископом Дебарско-Велесской епархии (Македония). 10 апр. хиротонисан с титулом «епископ Главиницкий» (Главиница - епархия в Эпире, некогда входившая в состав Охридской митрополии). Занимался церковным устроением в землях, отошедших к Сербии после балканских войн 1912-1913 гг. Во время первой мировой войны ушел вместе с отступающей серб. армией через Албанию к Адриатическому м., был переправлен на о-в Корфу, откуда в 1916-1917 гг. по желанию сербского правительства отправился с дипломатической миссией в Россию. В 1917 г. в качестве делегата Сербской Православной Церкви (СПЦ) принимал участие в заседаниях Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. Был свидетелем революционных событий в России и стал активным противником большевизма. В 1918 г. вернулся на Салоникский фронт, на к-ром воевал Русский экспедиционный корпус. В 1919-1920 гг. был администратором юж. серб. епархий, где провел полную реорганизацию церковной жизни.

http://pravenc.ru/text/154269.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВВЕДЕНСКИЙ Александр Иванович (30.08.1889, Витебск - 8.08.1946, Москва), один из основоположников обновленчества . Род. в семье преподавателя древних языков, впосл. директора гимназии, действительного статского советника. После учебы в витебской гимназии В. поступил на историко-филологический фак-т С.-Петербургского ун-та, в годы учебы часто посещал лит. салон Д. С. Мережковского и З. Н. Гиппиус . В 1911 г. через газету «Русское слово» провел анкетирование неск. тыс. представителей интеллигенции с целью выявления причин широкого распространения неверия. В 1912 г. окончил ун-т, в том же году женился на дочери предводителя харьковского дворянства О. Ф. Болдыревой. В 1913 г. преподавал в витебской жен. гимназии, учился в консерватории. В 1914 г. экстерном сдал экзамен за полный курс в СПбДА, 27 авг. 1914 г. архиеп. Гродненским и Брестским Михаилом (Ермаковым) рукоположен во священника с назначением к церкви гвардейского запасного полка в Новгородской губ. С 1 сент. 1915 по май 1923 г. служил в петербургской ц. во имя святых Захарии и Елисаветы. Являясь клириком Ведомства протопресвитера военного и морского духовенства (до 1918 Захарие-Елисаветинский храм был церковью лейб-гвардии Кавалергардского полка), выезжал на фронт, в 1917 г. призывал войска в Галиции продолжать войну во имя защиты революции. После Февральской революции стал одним из основателей и секретарем образованного 7 марта «Всероссийского союза демократического духовенства и мирян» , в 1917 г. являлся также членом Всероссийского демократического совещания, заведовал внешкольным отделом Охтинского райсовета Петрограда, был близок к эсерам. Высказывался одобрительно об Октябрьской революции, проповедовал «христианский социализм». В 1918 г. под рук. В. выходила рассчитанная на массового читателя серия брошюр «Библиотека по вопросам религии и жизни». Опубликовал в издании об-ва «Соборный разум» свои сочинения «Социализм и религия» (Пг., 1918), «Паралич Церкви» (Пг., 1918), «Анархизм и религия» (Пг., 1918), в к-рых в негативном виде была представлена история христ. Церкви со времен равноап. Константина I Великого и критиковался принцип союза Церкви и гос-ва. В период Гражданской войны, сдав экстерном экзамены в неск. петроградских вузах, получил дипломы биолога, юриста, физика и математика.

http://pravenc.ru/text/149989.html

Тем же характером отличалась и его деятельность в должности Ректора Казанской Духовной Академии, где он был возведен в сан Епископа. Здесь закончился педагогический пятнадцатилетний период его деятельности: Епископ Антоний получил назначение на епархиальную кафедру в г. Уфу, а через 2 года – перевод на Волынь. Архиерейское служение его на Волынской кафедре – с 1902-го по 1914-й год – выразилось в неутомимой и разнообразной деятельности. В пастырских посланиях, в живом общении с духовенством и личным примером Владыка внушал духовенству образ «пастыря доброго, отца своего народа и благоговейного служителя Христовых Таин», внушал взгляд на пастырство, как на самое высокое служение на земле; входил в непосредственное общение с православным народом Волыни, особенно чрез Почаевскую Лавру; приводил интеллигенцию к Церкви; развил широкую благотворительность; строил величественные храмы – Троицкий Собор в Почаеве, Овручский собор; составлял службы святым. Одновременно с этим, он все больше и больше оказывал влияния на общее направление русской церковной жизни, особенно – со времени возведения его в сан Архиепископа и назначения постоянным членом Св. Синода в 1912 г. Казанская Духовная Академия поднесла ему в 1913 году почетное звание доктора богословия. Годы войны 1914–1917 провел Владыка Антоний на Харьковской Архиерейской Кафедре. Когда, по требованию революционных властей, он оставил Харьков и удалился в далекий Валаамский монастырь, Харьковское Епархиальное Собрание почти единогласно вновь избрало его на свою кафедру и добилось его возвращения. В том же 1917 году он участвовал в Московском Всероссийском Церковном Соборе и был одним из трех кандидатов в Патриархи. Возведенный на Киевскую Митрополичью Кафедру, он всего шесть месяцев правил Митрополией в Киеве. Развитие революционных событий надолго лишило его определенного места пребывания: 8 месяцев он прожил – без права выезда – в униатском Базилианском монастыре в Бучаче. Вслед за этим идут – возвращение в Киев на короткое время, отезд на юг России: Таганрог, Ростов-на-Дону, Екатериноград, Новороссийск. Далее – Афон, возвращение в Крым, эвакуация в Константинополь, наконец, прибытие в 1920 г. в Сербию. В Югославии, в Сремских Карловцах, прожил Митрополит Антоний последний период своей жизни, объединяя, влиянием своей личности и как Председатель Собора Архиереев, Православную Церковь за границей. Из Сремских Карловцев Митрополит совершал поездки во Св. Землю и по разным городам и местностям Западной Европы.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

1917 — 1941 годы. Катаклизмы, перевернувшие весь уклад привычной жизни в России, в первую очередь коснулись Православия — исконной русской веры. Владимир Ульянов (Ленин), взявший на себя роль проповедника новых идей, не стеснялся в выражениях… Скачать фильм — 90 мб 1917 — 1941 годы. Катаклизмы, перевернувшие весь уклад привычной жизни в России, в первую очередь коснулись Православия — исконной русской веры. Владимир Ульянов (Ленин), взявший на себя роль проповедника новых идей, не стеснялся в выражениях: «Всякий боженька есть труположство… Именно потому, что всякая религиозная идея, всякая идея о всяком боженьке, всякое кокетничанье даже с боженькой есть невыразимейшая мерзость…» (Из письма М. Горькому, 1913 год) Вождь пролетариата требовал от своих последователей: «Попов надлежит арестовывать как контрреволюционеров и саботажников, расстреливать беспощадно (подчеркнуто в тексте) и повсеместно. И как можно больше». Кровью начался крестный ход России, ее Православной церкви. Большевики, пришедшие к власти, поставили перед собой вполне конкретную задачу – уничтожить Церковь физически. Из Материалов Особой комиссии по расследованию злодеяний большевиков, состоящей при Главнокомандующем вооруженными силами на юге России А. Деникине (1918-1919 гг.) «…Производятся обыски в самих храмах, монастырях, причем и тут одновременно проявляются и цели грабительские, и стремление возможно больше подорвать в народе чувство веры и почитания Церкви путем самого циничного осквернения храмов и священных предметов богослужения. …после ухода красноармейцев возвращавшийся причт и прихожане находили разбросанными по всему храму священные облачения, иконы и церковные книги; …масло пролито, лампады разбиты, свечи истоптаны, кресты, Евангелия изломаны, исковерканы и свалены в груду по всему храму. Иконы в нижнем ярусе иконостасов выбиты, очевидно, ногами. …Во многих случаях изрезанные плащаницы, облачения и тому подобные предметы навешивались на лошадей в виде украшений… …красноармейцы въезжали в церкви на лошадях, в шапках и с папиросами во рту, с руганью, врывались в храмы, взламывая замки наружных дверей и внутренних хранилищ для похищения денег и других ценностей.

http://pravmir.ru/zemnoe-i-nebesnoe-film...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010