По народным рассказам, не подтверждёнными историческими документами, барка некоего купца разбилась на порогах, при этом сам он получил тяжёлые увечья. Однажды услышал он о явлении списка чудотворной иконы жителям и отправился к святому образу. Обратился он с молитвою, приложился к образу и дала ему Пречистая исцеление. После своего чудесного исцеления пожертвовал он средства на строительство каменного храма. Строительство храма началось в конце 60 годов. Строился он всем миром. Деньги жертвовали и дворяне, и купцы, и крестьяне. Кто гривенник, кто рубль, а кто и тысячу. Яйца для раствора кладки приносили жители окрестных деревень. А дети подносили строителям кирпичи. В 1874 году строительство было завершено, храм освящён и включён в состав Ровенского прихода, священники которого и проводили в нем службы. Тихвинский храм в Фото нач. 20-го века. Наконец-то жители получили свой храм. 25 сентября 1912 года в истории храма произошло важное событие. Свою родину посетил архимандрит Ионафан (1846 – 1915гг.). Он отслужил Литургию в кладбищенской церкви д. и панихиду на могиле своей матери при тысячном скоплении народа. Здесь, по словам настоятеля, он «ясно почувствовал радость небесную и осознал в душе, что души от нас отошедшие в вечность, обязательно присущи нам, живущим на земле». Родился архимандрит в в семье крестьянина. В 1880 г. в Соловецком монастыре постригся в монахи. В миру он именовался Иван Баранов. Образование получил домашнее и в Соловецком монастыре. В 1889 году указом Синода направлен строителем самого северного в России Трифоно-Печенгского монастыря. По окончании строительства в 1896 году, его назначили архимандритом этого монастыря. Отца Ионафана уважали все архангельские губернаторы, многие из которых приезжали в Трифоно-Печенгский монастырь. Губернатор Сосновский Иван Васильевич писал: «Высокая полезная и глубоко симпатичная деятельность отца Ионафана является для него за последнее время источником немалых огорчений и неприятностей. Находятся такие недальновидные лица, которые вменяют ему в вину увлечение «мирским» делом в ущерб духовному. Между тем, если этот замечательный человек, вышедший из простых крестьян и обладающий, при безукоризненных нравственных качествах и строго монашеском образе жизни, светлым умом, железной волей, неисчерпаемой энергией, беззаветной преданностью Царю и Родине, и не стоит, быть может, на высоте всех требований канонических уставов, но приносит зато огромную пользу нашим государственным интересам на Мурмане, а потому и заслуживает деятельной поддержки правительства». Дважды отец Ионафан быть принят Императором Николаем II – в 1899 и 1907 году.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Тихвинско...

С 1912 года – член-делопроизводитель Предсоборного совещания, принимал деятельнейшее участие в работе Поместного Собора Русской Православной Церкви 1917–1918 годов. Степан Григорьевич Рункевич оставил много исторических трудов, за монографию «История Русской Церкви под управлением Святейшего Синода» был удостоен степени доктора церковной истории. С.Г. Рункевич принимал участие в выработке программы и издании Православной богословской энциклопедии, в первые тома этой работы вошло множество статей исторического содержания. Им было задумано издание «Народная Академия», которая, по его замыслу, явилась бы классической богословской библиотекой в извлечениях из сочинений древних и современных церковных писателей. Он принимал участие в работе Общества распространения религиозно-нравственного просвещения Православной Церкви. Обширный архив С.Г. Рункевича находится в Отделе рукописей Российской государственной библиотеки, фонд 257. Печатные труды 716 . Александро-Невская Лавра, 1713–1913: Ист. исслед. д-ра церков. истории С.Г. Рункевича . – СПб.: Синод, тип., 1913– 1131 с. разд. пат.: ил. 717 . Архиереи петровской эпохи в их переписке с Петром Великим. – СПб.: Тип. Монтвида. 1906. Вып. 1.– 1906. – IV, 194с. – Из: Странник. – 1904. – Окт. – дек; 1905. – Янв. – дек. Вып. 2. – – 144 с. – Экз. деф.: текст обрывается на с. 144. 718 . Великая Отечественная война и церковная жизнь: Ист. очерки д-ра церков. истории С.Г. Рункевича . – Пг.: Ценз. 1916. Кн. 1: Распоряжения и действия Святейшего Синода в 1914– 1915гг.– Ценз. 1916.– 356с. 719 . Епархиальное управление православными монастырями и церквами нынешней Литовской епархии до учреждения православной литовской кафедры. – Вильно: Губ. тип.. 1894. – 16 с. – Из: Литов. епарх. ведомости. 720 . Из церковно-общественной жизни второй четверти нашего столетия. – СПб.: Печатня Яковлева, 1896. – 38 с. 721 . История Минской архиепископии (1793–1832): С подробным описанием хода воссоединения западно-русских униатов с Православной Церковью в 1794–1796 гг.: Исслед. Стефана Рункевича . – СПб.: Тип. Катанского, 1893. -XVI, 572, XXXVII с.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По просьбе верующих в 1804г. гродненский фарный костел, опустевший после пожара, был переосвящен в Софийский собор. В 1843г. создан Гродненский православный женский монастырь в честь Рождества Богородицы. В 1900г. из части Литовской православной епархии создана Гродненская православная епархия с титулом правящего архиерея «епископа Гродненского и Брестского». В 1900-1901гг. в Гродненской губернии насчитывалось 654 церкви, 4 монастыря, 1296 церковных школ. Православные насчитывали преобладающую часть населения (896914 чел. на 1600000 всего населения). В 1904-1915гг. в Гродно действовал церковно-археологический комитет, который занимался сбором, изучением и популяризацией церковной письменной и материальной культуры. Был создан музей («хранилища древностей»), который располагался в помещении Борисо-Глебского монастыря. О результатах деятельности церковно-археологического комитета постоянно сообщали «Гродненские епархиальные ведомости». В 1923г. часть Гродненской епархии (территория Белостокского и Новогрудского воеводств) вошла в состав Польской православной автокефальной церкви. Много церквей польскими властями было закрыто или передано католикам. У Гродненской епархии было забрано около 100 храмов, в том числе и кафедральный собор в Гродно, древняя Мурованковская церковь, городской собор в Лиде. В начале 1920-х гг. приходов в епархии насчитывалось не более чем 200, действовали два монастыря – Жировичский Успенский и Рождество-Богородичный в Гродно. В условиях политики полонизации и окатоличивания белорусского населения православные иерархи и часть священничества стали на путь сотрудничества с властями и были втянуты в процесс полонизации Православной Церкви. Богослужения на польском языке осуществились в 1935г. в кафедральном соборе Белостока и в гарнизонной церкви в Гродно. В 1938г. в Гродно был создан Православный научно-издательский институт, который занимался издательством пропагандистских брошюр исключительно на польском языке и в польском национальном духе. В 1938г. по распоряжению польского правительства были разрушены воинская гарнизонная церковь Александра Невского в Гродно и недостроенный собор в Белостоке.

http://azbyka.ru/palomnik/Гродно

Его же: Церковные деятели средневековой Руси XIII – XVII вв. М., 1988; Его же: “И свеча бы не угасла”. М., 1990; Его же. Иван Калита. М., 1995; Хорошев А.С. Церковь в социально-политической системе Новгородской феодальной республики. М., 1980; Его же. Политическая история русской канонизации (XI – XVI вв.). М., 1986; Щапов Н.Я. Княжеские уставы и Церковь в Древней Руси XI – XIV вв. М., 1972; Его же. Государство и Церковь Древней Руси. М., 1989. 37 Amman A. Kirchenpolifische Wandlungen im Ostbaltikum bis zum Tode Alexander Newsky. Rome, 1936 Для них характерно стремление отыскать доказательства существования канонического подчинения Русской Церкви Риму со времен св. Ольги до эпохи Флорентийской унии, причем аргументы не блещут ни новизной, ни оригинальностью. У некоторых авторов позитивистского направления заметна тенденция принижения достоинства русского Христианства, вследствие его “русификации”, “деградации” и превращения Киевской митрополии из части Вселенского Патриархата в русскую “государственную национальную церковь ”. 1 38 Muller L. Zum problem des hierarhisim Status und der jurisdiktionellen Abhandigkeit der Russishen Kirche vor 1039. Koln, 1959. 41 Поппе А. О причине похода Владимира Святославовича на Корсунь 988 – 989 гг.//Вестн МГУ, 1978, 2/. 42 Поппе А. Русские митрополии Константинопольской патриархии в XI столетии//“Византийский временник”. т. 28, М., 1968. 43 Поппе А. Истоки церковной организации Древнерусского государства.//Становление раннефеодальных славянских государств. Киев, 1972. 46 В настоящее время территория «острова Русов» ограничена с востока главным руслом Кубани, с юга – Ахтанизовским лиманом, с запада протокой, соединяющей этот лиман с Азовским морем. С севера остров омывается этим морем. 49 «Иосипон» – трактат на древнееврейском языке, написанный в Крыму в конце Х века (подробнее см. публикации Бараца Е. в «Трудах Киевской Духовной Академии» 1911–1915гг.) 50 Интересно отметить, что все тот же академик Е.Е.Голубинский с величайшим скептицизмом отнесся к достоверности летописного повествования о рассказе послов, отрицая самую возможность того, что созерцание чужого религиозного обряда может произвести положительное впечатление, так как «всякий находит хорошей свою форму, странными и худыми чужие».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Большой вклад в литургическую науку внесли также проф. И.А.Карабинов и прот. К.Кекелидзе. 33 Особое место в истории литургики занимает проф.Киевской Духовной Академии И.Н.Скабалланович. В своей докторской диссертации «Толковой Типикон» он детально рассмотрел все части богослужения от их возникновения до нашего времени, дав им «исчерпывающее историко-критическое освещение. 34 «Толковый Типикон» был издан в трех выпусках, которые последоваетельно выходили в 1910, 1913 и в 1915гг. Затем стала издаваться серия его очерков под общим названием «Христианские праздники». 35 В каждой книге этого издания дается история праздника, объяснение стихир, канонов и др. частей службы. Все это сопровождается обильными примечаниями со ссылками на источники. Было выпущено всего шесть книг, в которых рассмотрены три Господских и три Богородичных праздника. Серия эта осталась незавершенной. И только через восемь десятилетий появилась работа о празднике Сретения Господня, которая в какой-то степени продолжает замысел Скабаллановича. 36 После некоторого перерыва, связанного с уходом из Киевской Академии, Дмитриевский вернулся к преподаванию литургики в качестве профессора Петроградского Богословского института. Среди студентов, интересовавшихся этой наукой, был и Н.Успенский , который под руководствами Дмитриевского написал кандидатскую работу о происхождении всенощного бдения. 37 Возглавив кафедру литургики в Ленинградской Духовной Академии, Н.Д.Успенский явился продолжателем дела Дмитриевского. Его магистерская диссертация о чине всенощного бдения свидетельствует о том, что он стоит на таких же научных позициях, какие отстаивал его учитель. 38 Его исследовательские интересы воплотились в ряд публикаций в «Богословских трудах». Наиболее значительные из них касаются вечерни, всенощного бдения, Литургии. 39 Подобно своему учителю, проф.Успенский руководил работами своих учеников, которые должны были использовать рукописные источники. 40 Одновременно, по согласованию с ним, в семидесятые годы лекции по литургике читал иером.Михаил Аранц, который защитил магистерскую диссертацию на тему «Богослужение часов по древним спискам Византийского Евхология» (Л., 1975, 325 с.машиноп.). На древних византийских рукописях основывались и его лекции по истории Типикона, историческому развитию Литургии, чинопоследованиям Таинств, суточному кругу богослужений. 41

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

При открытии прихода прихожане обязались построить каменный храм. Строительство началось в 1866 г. и велось в основном на средства прихожан, закончено было в 1872 г., а в 1873 г. храм был освящен во имя св. Тихона Амафунтского Чудотворца. В приходе имелась библиотека и существовали земские школы: в с. Тихоново с 1870 г., в д. Моркваши с 1897 г., в д. Поспелово с 1901 г. Штат церкви состоял из священника, дьякона и псаломщика. Священниками при приходе состояли: с 1862 г. по 1904 г. – Александр Петрович Казаринов; умер 29(16 ст.с.) декабря 1904 г., погребен у алтаря Тихоновской церкви. С 1905 г. – Сергей Владимирович Покровский, после революции 1917 г. репрессирован вместе с остальным клиром, дата смерти и место погребения неизвестны. По рассказам старожилов приход закрыт в 20-30-е годы ХХ века. В здании церкви были организованы зерносклад и мельница, также пытались открыть клуб, но ничего не получилось, так как, ни разу не смогли запустить кинопроектор и проигрыватель грампластинок. В 1975 г. по решению местных властей в храме была устроена кормокухня для местного зверосовхоза, после чего храм стал приходить в упадок. Исторические данные приведены на основании архивных справок: от 07.08.2000 г., от 05.12.2000 г. со ссылкой на архивные документы: настольная книга о церквях и духовенстве Вятской Епархии Елабужского уезда 1872 – 1915гг., клировые ведомости Вятской Епархии 1872 -1915 гг., строительное дело Вятской Духовной Консистории 1872 г. ВОССТАНОВЛЕНИЕ ПРИХОДА И ХРАМА В 1995 г. в зверосовхозе «Тойминский» была введена в действие новая кормокухня, а находящаяся в здании церкви, по решению директора зверосовхоза Науменко В.В. была остановлена. В 2000 г. на общем собрании жителей с.Тихоново было решено вновь открыть приход и восстановить храм, и в связи с тем что, в советское время было преобразовано внутреннее территориальное деление России и с. Тихоново оказалось на территории Тат. АССР под юрисдикцией Казанской Епархии, прошение об открытии было подано Архиепископу Казанскому и Татарстанскому Анастасию. В том же 2000 г. Приход был зарегистрирован и указом Архиепископа Казанского и Татарстанского Анастасия настоятелем Прихода был назначен иерей Виктор (Стребков Виктор Федорович).

http://sobory.ru/article/?object=12714

Во время Отечественной войны 1812 года многие ценности были перевезены в Вологду. А то, что осталось в храме, было разграблено солдатами Наполеона. Так из гробниц святителей осталась только рака митрополита Ионы. В 1911-1915гг. была выполнена реставрация святыни под руководством архитектора И. Машкова. В августе 1917 года здесь был открыт Всероссийский Поместный Собор Православной Российской церкви. Им было принято решение о восстановлении патриаршества в России. После революции в 1918 года храм был закрыт. С 1955 года храм работает как музей. С 1991 года входит Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль». Здесь по благословению Патриарха в отдельные праздники проводятся богослужения. Строительство церкви выполнялось для проведения особо торжественных обрядов. Поэтому, и архитектура и убранство храма соответствуют праздничной обстановке. Архитектор Аристотель Фиораванти не просто повторил образ Успенского собора во Владимире. В его творении чувствуются веяния византийского и романского, готического и русского искусства. Он объединил эти стили так, что новый Успенский собор Московского Кремля представляется нам как храм всего Русского государства. Храм выложен из небольших блоков белого камня и отличается монолитностью. В летописи отмечено, что здание смотрится " как един камень " . Столпы храма сделаны круглыми. Современники удивлялись его " величеством и высотою, и светлостью и пространством " . Внутри храма мы ощущаем простор и широту. А хорошая освещенность поднимает настроение и создает праздничную атмосферу. Роспись стен, иконы и разнообразная утварь в храме являются произведениями искусства мирового значения. Как отмечал летописец, люди, пришедшие в храм и видя его красоту, чувствовали себя, «как на небесах стоящими " . Храм знаменит своими росписями. Первоначально они были выполнены в 1482-1515 гг. Заново храм был расписан в 1642-1644 гг. Существующую роспись выполнили 150 художников во главе с царскими мастерами Иваном и Борисом Паисеиными и Сидором Поспеевым. Архитектура и стенопись создали свод в виде неба. В главах мы видим образы бога. В верхней части стен – иллюстрации Евангелия. В двух следующих ярусах - Житие Богоматери. В нижней части – изображения семи Вселенских соборов. С западной стороны мы видим композицию " Страшный Суд. " Верующие понимают, что за праведную и грешную жизнь придется отвечать. На круглых столпах изображены многочисленные фигуры мучеников. В росписи храма принимал участие известный иконописец Дионисий. Живопись представлена 249-ю сюжетными композициями и 2066-ю отдельными фигурами.

http://sobory.ru/article/?object=03386

Боковые фасады часовни имели по одному оконному проему прямоугольной формы. У западного фасада часовни располагалось небольшое крыльцо с лестничным маршем и треугольным фронтоном. Сдержанное декоративное убранство оштукатуренных и побеленных стен часовни было исполнено в духе позднего классицизма. В таком виде часовня Даниила Столпника просуществовала до начала 1890-х годов. В конце июня 1892 года из енисейской духовной консистории в губернское строительное отделение для рассмотрения «в техническом отношении» был направлен проект пристройки к этой часовне. Вследствие найденных в чертежах пристройки недочетов проект был возвращен в консисторию с требованиями о замене предполагавшихся деревянных перекрытий на каменные. Из дальнейшей переписки между духовными властями и строительным отделением следует, что в последующее время инициаторы переустройства часовни не только отказались от идеи расширения здания, но и заказали проект совершенно иной постройки. Этот новый проект поступил в губернское строительное отделение в конце сентября 1892 года. 12 октября 1892 года проект был одобрен комиссией из членов строительного отделения в составе губернского инженера А.А.Фольбаума и губернского архитектора В.В.Конакотина и подписан енисейским губернатором Л.К.Теляковским. В этот же день одобренный проект был направлен в консисторию, которая уже 19 октября 1892 года выдала разрешение на возведение нового здания часовни Даниила Столпника. Благодаря полностью сохранившемуся комплекту проектных чертежей становится известным не только первоначальный замысел постройки, но и имя ее автора. Судя по подписи на чертежах здания, датированных августом-сентябрем 1892 года, его автором был потомственный дворянин Степан Сергеевич Худзинский (1862-1915гг.), получивший архитектурно-строительное образование в Петербургском институте гражданских инженеров (1886г.). С 1889 года Худзинский С.С. работал младшим архитектором в Управлении строительной и дорожной частями при иркутском генерал-губернаторе. Известно, что в 1889 году он наряду с инженерами-архитекторами Штен-фон-Гвяздовским и бароном Розеном, гражданским инженером Тамулевичем и инженером путей сообщения Быстржинским принимал участие в освидетельствовании выстроенного в Иркутске нового кафедрального собора.

http://sobory.ru/article/?object=33255

Как океан меняет цвет, Когда в нагроможденной туче Вдруг полыхнет мигнувший свет, – Так сердце под грозой певучей Меняет строй, боясь вздохнуть, И кровь бросается в ланиты, И слезы счастья душат грудь Перед явленьем Карменситы. Л.А. Дельмас посвящен цикл «Кармен», ряд стихотворений цикла «Арфы и скрипки», с нею также связана поэма «Соловьиный сад» (1914–1915гг.) – разработка широко известного в мифологии и литературе сюжета о пленении героя волшебницей и о его освобождении из плена. Из наиболее древних источников поэмы можно упомянуть рассказ об Одиссее, побывавшим в плену сначала у Цирцеи, потом у Калипсо. Блок мог также ориентироваться на либретто оперы Вагнера «Парсифаль», где героя в волшебном саду пытается обольстить волшебница Кундри. В начале XX века была также хорошо известна поэма М. Лохвицкой «Лилит» – о роковой «властительнице мира», первой жене Адама, сведения о которой заимствованы из библейских апокрифов, а, согласно халдейскому преданию, – богине любви и смерти, которая завлекает путников в свои «сады тенистые», где они обречены на вечный плен. Миф о Лилит всплывал также в отдельных стихотворениях Сологуба, Гумилева – с разной трактовкой. Возможно, Блок имел в виду и эти параллели. Но у него хозяйка сада обрисована смутно, нельзя даже сказать, что она хочет погубить героя, – возможно, она желает ему добра, отчего и отпускает его, но герой сам предпочитает скудную прозу жизни чарующему «соловьиному саду». Прощание с «соловьиным садом» для Блока знаменовало прощание с собственной творческой манерой. В совершенстве владея формой, будучи признан одним из корифеев русской поэзии, Блок переживал глубокий кризис – не столько творческий, сколько личностный. 25 марта 1916 г. Блок сделал пометку в своей записной книжке: «На днях подумал о том, что стихи писать мне не нужно, потому что я слишком хорошо умею это делать. Надо еще измениться (или – чтобы вокруг изменилось), чтобы вновь получить возможность преодолевать матерьял» (Собр. соч. Т. 5. С. 203). В это время он работал над поэмой «Возмездие» (она так и не была закончена). Замысел ее возник еще в 1909–1910 гг. В ноябре 1909 г. Блок получил известие о смертельной болезни отца, А.Л. Блока, и выехал к нему в Варшаву, но в живых его уже не застал. Размышления о судьбе своей семьи в поэме сплетаются с раздумьями о России.

http://pravmir.ru/aleksandr-blok-tishina...

святой священномученик Пантелеимон Богоявленский, пресвитер Порховский (около 1881г. – 1918г.). Новомученик священник П. Богоявленский родился в псковской губернии в семье псаломщика Великолукского Богоявленского собора Иоанна Богоявленского. Он окончил в 1903г. Псковскую духовную семинарию. В раннем возрасте остался он сиротой. Учеба далась ему нелегко, поскольку за нее надо было платить. После учебы он был определен на место псаломщика в Никольский храм Александровского Посада на Талабских островах. Через 4 года Арсений Стадницкий, Архиепископ Псковский и Порховский, рукоположил его в сан диакона к церкви погоста Сенно Псковского уезда. Через год служения в диаконском сане он был рукоположен в священника и определен к храму Казанской Божией Матери Благовещенского Воронцовского монастыря. Под его руководством в Воронцовской обители был построен пятиглавый каменный храм со звонницей. К лету 1911г. о. Пантелеимон был перемещен на место священника в селение Верхний Остров, а осенью – к церкви св. Николая в погост Карачуницы Порховского уезда. Там он проявил незаурядный талант пастырского слова. Его способности к проповеди были отмечены Преосвященным Алексием, и вскоре он был переведен в уездный город Порхов в Свято-Троицкий собор вторым священником. В условиях нарастания революционной пропаганды и расшатывания устоев государственности в уездном городе как воздух нужны были священники, обладавшие даром проповеди. Спустя немногие годы этот талант послужил причиной мученической кончины священника Пантелеимона Богоявленского. Он входил в корпорацию преподавателей Порховского Духовного училища, был избран в члены Правления училища на трехлетие 1913-1915гг. Усердие о. Пантелеимона отметило епархиальное начальство и в 1914г. он был награжден камилавкою. В октябре 1917г. совершился большевистский переворот. Весной 1918г. священник Пантелеимон Богоявленский был расстрелян без суда и следствия. В архивах не сохранились материалы его следственного дела, нет и документов с подробностями обстоятельств его гибели. Известие о расстреле о. Пантелеимона ограничилось скупой заметкой в журнале «Еженедельник ВЧК» за май 1918г. В списках «Еженедельника» значится: «Пантелеимон Богоявленский, благочинный Порховского собора, расстрелян за распространение подложных слухов посредством проповедей». Эта фраза содержит указание на главную причину расстрела о. Пантелеимона – проповедь против В 2003г. постановлениями Священного Синода он был в числе семи псковских новомучеников включен в Собор Святых новомучеников и исповедников Российских от Псковской области.

http://pravicon.com/info-3152

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010