Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРАНСТРЕМ Гранстрем Евгения Эдуардовна (7.07.1911, С.-Петербург - 15.03.1991, Ленинград), византинист, славист, палеограф. Род. в семье медика. В 1932 г. окончила филологический фак-т Ленинградского ин-та философии, истории и лингвистики, с 1935 г. обучалась в аспирантуре ГПБ по специальности греческая палеография, в янв. 1941 г. защитила дис. «Принципы описания греческих рукописей», Г. была присвоена степень канд. педагогических наук. В работе она впервые в отечественной лит-ре поставила вопрос о правилах палеографического описания греч. рукописей, разработала принципиальную схему описания. Среди ее руководителей были В. Н. Бенешевич , П. В. Ернштедт , О. А. Добиаш-Рождественская. В 1934-1974 гг. Г. работала в ОР ГПБ: с 1938 г. сотрудником ОР. Изучала и каталогизировала греч. рукописи, разрабатывала теоретические вопросы палеографии и кодикологии, публиковала отдельные памятники, занималась славяно-рус. палеографией, стала крупнейшим специалистом в этих областях. В годы блокады продолжала работать в ГПБ, описывала архив. В 1941 г. являлась ведущим научным сотрудником ЛОИИ СССР. Главным трудом Г. стал «Каталог греческих рукописей» из хранилищ Ленинграда (изд. в «Византийском временнике» в 1959-1971 в 8 выпусках). Она не только закончила каталогизацию богатейшего греч. рукописного фонда ГПБ, начатую ее предшественниками, но и создала сводный каталог греч. рукописей визант. эпохи, хранящихся также в БАН, Пушкинском Доме (ИРЛИ), Эрмитаже, ЛОИИ, Ленинградском отд-нии Архива АН, Ин-та востоковедения АН. Многие из этих собраний были недоступны исследователям, Г. впервые описала большое количество рукописей. Работу осложняло почти полное отсутствие необходимых справочников. Всего в каталоге описано 636 рукописей IV-XV вв., Г. разработала специальную сравнительно краткую форму описания, собрала сведения о 58 палимпсестах, изучала их вместе с Д. П. Эрастовым, в т. ч. с помощью фотоанализа. Собранные ею материалы были включены в «Репертуар библиотек и каталогов греческих рукописей» М. Ришара ( Richard M. Répertoire des bibliothèques et des catalogues des manuscripts grecs. P., 19582; idem. Suppl. 1: 1958-1963. P., 1964). На изученных материалах Г. написаны статьи: «Палимпсесты Государственной Публичной библиотеки им. М. Е. Салтыкова-Щедрина» (ВВ. 1960. Т. 17. С. 78-84), «К истории заговоров и апокрифических молитв в византийской письменности» (ППС. 1981. Вып. 27 (90). С. 81-92) и др.

http://pravenc.ru/text/166379.html

Сортировать по Исключить новости Теории обоснования нравственности Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 22, 23, 1999 — 2000 30 июня, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 22, 23, 1999 — 2000 Осмысление темы в европейской традиции XIX–XX вв. Слова нравственная природа человека указывают на то, что человек — не просто природное существо, что он не просто “животное общественное и разумное”, как его в древности определял Аристотель 1 . Сказать, что человек по природе своей есть существо нравственное — значит дать определение человека как существа, различающего добро и зло. И в таком случае именно этика становится фундаментальной наукой о человеке, ибо, по справедливому слову Н. О. Лосского, она “есть наука о нравственном добре и зле и об осуществлении его в поведении человека” 2 . В одной статье невозможно осветить все многообразие подходов к рассмотрению проблем этики в XIX и XX веках. Придется ограничиться лишь некоторыми из них, но при этом так, чтобы увидеть наиболее существенные линии, по которым шло развитие нравственной философии этого периода. Представляется интересным остановиться на той полемике, которая уже более двух столетий ведется между двумя направлениями в этике; с известной долей условности их можно обозначить как натуралистическое и антинатуралистическое , или метафизическое обоснование нравственности. Первое ищет предпосылки этических принципов в природе, которые не вполне одинаково трактуются у различных представителей натурализма. Второе пытается обосновать абсолютную этику , не считая возможным свести нравственное начало к чему бы то ни было другому. В XIX в. натуралистическая этика представлена в учениях утилитаризма , наиболее известными представителями которого являются Иеремия Бентам (1748–1832) и Джон Стюарт Милль (1806–1873), эволюционизма , обоснованного в трудах Чарльза Дарвина (1809–1882) и Герберта Спенсера (1820–1903), и философии жизни , возникшей в последней четверти века, получившей разные формы у Фридриха Ницше (1844–1900), Вильгельма Дильтея (1833–1911) и Анри Бергсона (1859–1941), творчество которого в основном приходится уже на ХХ век. Сюда же с некоторыми оговорками можно отнести и социоцентристские концепции этики; наиболее значительными представителями социоцентризма в XIX в. были Огюст Конт (1798–1857), Карл Маркс (1818–1883) и Эмиль Дюркгейм (1858–1917).

http://pravmir.ru/teorii-obosnovaniya-nr...

О.Ю. Васильева, И.И. Кудрявцев, Л.А. Лыкова Краткие биографические сведения о лицах, упоминаемых в сборнике Абакумов Алексей Григорьевич (1869–1941), протопресвитер, обновленец, настоятель Спасо-Преображенского собора Ленинграда (1940 – 19 декабря 1941). Августин (Петерсон Августин Адамович) (1873–1955), митрополит. Родился в крестьянской латышской семье. Окончил Рижскую Духовную семинарию (1895). В 1904 г. рукоположен во иерея. Во время Первой мировой войны – военный священник. В 1926–1936 гг. – гарнизонный священник Двинской крепости. В марте 1936 г. перед наречением во епископа пострижен в рясофор. С сентября 1936 г. митрополит Рижский и всея Латвии (в юрисдикции Константинопольского Патриархата). В марте 1941 г. после покаяния вернулся в юрисдикцию Русской Православной Церкви. К лету 1941 г. – на покое. Вскоре после захвата Риги объявил прежний Синод действующим и 20 июля направил германским властям просьбу о разрешении восстановления автономной Латвийской Православной Церкви под юрисдикцией Константинопольского Патриарха и выдворении из Латвии «большевистского ставленника», «агента ЧК» экзарха митрополита Сергия (Воскресенского). В его подчинении состояли лишь несколько приходов в центральной Латвии (на его родине, в Видземе). В 1944 г. эвакуировался из Риги в Германию. С 1946 г. находился в Русской Православной Церкви Заграницей. Александр (Введенский Александр Иванович ) (1889–1946), обн. митрополит. Один из инициаторов и идеологов обновленческого раскола. Участник всех обновленческих лжесоборов. С 1932 г. ректор обновленческой Московской богословской академии. С 1936 г. настоятель Пименовской церкви в Москве, с 1941 г. «Первоиерарх Православных обновленческих Церквей в СССР». Скончался, не принеся покаяние в грехе раскола. Александр (Витол Адам) (1876–1942), епископ. Окончил Рижскую Духовную семинарию. Хиротонисан во епископа Ерсикского в 1938 году, позже епископ Мадонский. Александр (Карпин Александр Петрович) (1883–1969), епископ. Родился в г. Суоярви (Финляндия) в карельской семье священника. Окончил Санкт-Петербургскую духовную академию. Диакон (1911). Священник (1911). После революции в эмиграции в Финляндии в связи с изменением государственных границ. Епископ Выборгский (1935), Гельсингфорский (Хельсинкский) (1940).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАРПОВ Георгий Григорьевич (7.06.1898, Кронштадт С.-Петербургской губ.- 18.12.1967, Москва), советский гос. деятель, председатель Совета по делам РПЦ при Правительстве СССР в 1943-1960 гг. Из рабочей семьи. Окончил начальную городскую школу (1911) и школу ремесленных учеников (1915) в Кронштадте. В 1915-1918 гг. работал слесарем на Электромеханическом заводе Кронштадтского военного порта. С февр. 1918 г. служил на красном Балтийском флоте, был машинистом на военном транспорте «Аргунь». С янв. 1920 г. член РКП(б). В июле 1921 г. стал комиссаром на транспорте «Борго», затем председателем парткома канонерки «Хивинец». Поступил в Петроградский ун-т, но не закончил учебу. Г. Г. Карпов. Фотография. 1940-е гг. Г. Г. Карпов. Фотография. 1940-е гг. С июля 1922 г. на службе в органах госбезопасности. В 1922-1933 гг. помощник уполномоченного, уполномоченный, старший уполномоченный, оперуполномоченный, помощник начальника отд-ния Постоянного представительства ОГПУ в Ленинградском военном окр. В 1933-1935 гг. помощник начальника, зам. начальника УНКВД Карельской АССР. В 1935-1938 гг. помощник начальника отделения, зам. начальника отделения, начальник отделения УГБ НКВД по Ленинградской обл. Капитан госбезопасности (март 1936). В 1938-1939 гг. начальник Псковского окружного отдела НКВД. Был переведен в Москву для работы в центральном аппарате органов госбезопасности. В 1939-1941 гг. зам. начальника отделения, начальник отделения, зам. начальника отдела НКВД (февр.-авг. 1941 НКГБ). Майор госбезопасности (май 1941). В дек. 1941 г. назначен начальником 4-го отдела («по борьбе с церковной и сектантской контрреволюцией») Секретно-политического управления НКГБ. С мая 1943 г. начальник 5-го отдела («по борьбе с духовенством всех конфессий») 2-го управления НКГБ. Полковник госбезопасности (февр. 1943). Занимался организацией встречи И. В. Сталина и наркома иностранных дел В. М. Молотова с патриаршим местоблюстителем митр.

http://pravenc.ru/text/1681145.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ПИТИРИМ (СВИРИДОВ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Митр. Питирим (Свиридов) Питирим (Свиридов) ( 1887 - 1963 ), митрополит Крутицкий и Коломенский В миру Свиридов Петр Петрович, родился 21 декабря 1887 года в семье крестьянина, в селе Пахотный Угол Тамбовского уезда. В 1903 году окончил Пахотно-Угловскую второклассную Церковно-приходскую школу и поступил учителем школы грамоты Тамбовского уезда. В 1904 году поступил в Иоанно-Богословскую церковно-учительскую школу, Козловского уезда (ныне Мичуринского района), курс которой окончил в 1907 году. В этом же году был назначен учителем двухклассной церковно-приходской школы Балашовского уезда, Саратовской области, где работал два года. Затем был переведен учителем той же школы в деревню Козловку. В 1911 году рукоположен во диакона и назначен на приход в села Широкого , Саратовского уезда. В 1913 году поступил в 4-й класс Саратовской духовной семинарии , курс которой окончил в 1915 году. Был рукоположен во священника и назначен заведующим второклассной церковно-приходской школы в село Араш Петровского уезда. После Октябрьской революции служил в одном из приходов того же уезда. К началу Великой Отечественной войны был протоиереем в Куйбышеве (ныне Самара ). В 1941 году принял монашество . 25 декабря 1941 года был хиротонисан во епископа Куйбышевского . Рукоположение в Покровском соборе Куйбышева совершили митрополит Киевский Николай (Ярушевич) , архиепископы Саратовский Андрей (Комаров) и Сергий (Гришин) . 10 января 1942 года был переведен на Калужскую кафедру . Подписал определение от 22 сентября 1942 года по делу митр. Сергия (Воскресенского) с другими. Подписал определение о предании суду Собора Поликарпа (Сикорского) . С марта 1943 года по 13 марта 1944 года также временно управлял Воронежской епархией . 14 июля 1943 года назначен епископом Курским и Белгородским .

http://drevo-info.ru/articles/1206.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 КРЕСТОВ ПЕТР ИВАНОВИЧ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Иерей Пётр Крестов в ссылке. Фото 4 марта 1931 г. Петр Иванович Крестов ( 1890 - 1941 ), протоиерей , священномученик Память 7 декабря , в Соборах Вятских и Рязанских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Соловецких и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской Родился 8 января 1890 года в селе Городце Зарайского уезда Рязанской губернии в семье псаломщика. Его отец, Иван Иванович, умер рано, оставив сиротами пятерых детей. Мать Петра Ивановича, Любовь Алексеевна работала в церкви - пекла просфоры. И это дало ей возможность платно дать образование троим детям. Николай и Петр учились в Рязанской духовной семинарии, а Евгения - в Рязанском епархиальном училище. В 1905 году окончил Зарайское духовное училище по I разряду , в 1911 году - Рязанскую духовную семинарию . Еще в период учебы он познакомился с дочерью сельского псаломщика Антониной Николаевной Добродеей, учившейся в Рязанском епархиальном училище (окончила в 1911 году 6-2 класс). В 1914 году Петр и Антонина поженились и вместе работали учителями в селе Панино Спасского района Рязанской области, где жили родители Антонины Николаевны. У Петра Ивановича и Антонины Николаевны было восемь детей (трое умерло во младенчестве). Старшая дочь, Зоя Петровна (умерла в возрасте 75 лег), была замужем за священником Александром Дмитревым - он служил в селе Маккавееве, близ поселка Сынтул в семи километрах от районного города Касимова). Все четыре сына Петра Ивановича и Антонины Николаевны были участниками Великой Отечественной войны, двое погибли на фронте. Старший из оставшихся в живых, Вячеслав, работал учителем, умер в возрасте 75 лет. Младший, Михаил , инженер-технолог по производству радиоламп, 10 сентября 1995 года был рукоположен во священника и зачислен в клир Рязанской епархии. В 1914 года Петр Крестов был призван рядовым в армию. В 1915 году попал в плен в Ловече и был отправлен в концлагерь Штрелькова на границе с Польшей, где пробыл около пяти месяцев. Затем его переправили в лагерь Шпротау в Силезии, а еще позже - в лагерь г. Лимбург , в котором он провел около трех месяцев. Потом его переправили в лагерь г. Сольтау под Ганновером. В июле 1918 года был освобожден. Военнопленных довезли до польской границы и под Псковом переправили на Родину.

http://drevo-info.ru/articles/13677238.h...

[  назад  ] Епархии Румынской православной церкви Митрополия Буковинская и Хотинская (1925-1948) В 1925 году создана из буковинской епархии, до 1918 года входившей в состав Буковино-Далматской митрополии . Владимир (де Репта) (декабрь 1918 - 7 ноября 1924) Нектарий (Колтарчук) (7 ноября 1924 - 4 июля 1935) Виссарион (Пую) (17 октября 1935 - 9 мая 1940) Тит (Симедря) (25 июля 1941— март 1944) Ипполит (Воробкевич), епископ Радовецкий, викарий Буковинской митрополии (14 сентября 1919 - 5 августа 1939) Епархия Нижне-Дунайская (1918-1923), Епархия Четатя-Альбы (Белгород-Днестровский) и Измаила (1923 - 1944) Нектарий (Колтарчук) (1923 - 7 ноября 1924) Епархия Рымника (конец 16 века - Дамаскин Даскаул (1708-1725) Климент (1737-1748) Григорий Соцотеану (1748-1764) Кезарий (1774-1780) Филарет (1780-1792) Григорий Рамничеану (1823-1828) Каллиник (1850-1868) Герасим Тимус (1893-1911) Иосиф Гафтон (1944-1984) Герасим Кристя (30 сентября 1984 - 9 апреля 2014) Варсануфий (Праховяну) (22 мая 2014 - ) Епархия Северин Никодим (19 августа 2001 - Епархия Бузэу (конец 16 века - Серафим (1648-1668) Григорий (1668-1691) Митрофан (1691-1702) Косьма Попеску (1793-1820) Чезарий (1825-1846) Филофей (1850-1856) Дионисий Романо (1859-1873) Анфим Ангелеску (1944-1979) Антоний Плэмэдялэ (1980-1982) Епифаний Норочел (14 июля 1982 - 7 января 2013) Епархия Аргеша и Мушкела Калиник Аргату (17 ноября 1985 - Епархия Александрии (1995 - Галактион Стынга (1 сентября 1996 - Епархия Слобозии и Кэлэраша (1994- Нифон (Михайцэ) (11 января 1994 - 1999) Дамаскин Кораву (24 февраля 2000 - 23 апреля 2009) Викентий (Грифони) (19 июня 2009 - Епархия Дунаря Анфим Ника (1973-1994) Кассиан Крачун (1994 - Епархия Арад (1793-1960 и 1990- Иосиф (1793-1820) Герасим Рат (1835-1850) Прокопий Ивашковичи (1853-1873) Иоанн Метиану (1875-1898) Иоанн Папп (1903-1925) Григорий Комса (1925-1935) Андрей Магиеру (1936-1960) Николай Корняну (15 января 1961 - 1962) Феоктист Арэпашу (1962-1973) Тимофей Сивициу (30 сентября 1984 - 17 декабря 2014 Епархия Сучавская и Рэдэуцкая

http://hierarchy.religare.ru/h-orthod-ru...

А. Храбров Один из последних Оптинских старцев схиархимандрит Амвросий Балабановский (в миру Василий Федорович Иванов) родился в 1879 году (по другим данным в 1882 году) в с. Копыл Борисоглебского уезда Тамбовской губернии в крестьянской семье. В детстве с родителями Василий посетил Оптину пустынь и по некоторым сведениям, получил благословение старца Амвросия. Он рано лишился отца. В 1897 году по совету матери поступил в Оптину пустынь, где провел послушником более семи лет. Обладая хорошими музыкальными способностями, нёс клиросное послушание. По просьбе настоятеля Пафнутьев-Боровского монастыря архимандрита Венедикта был переведен в Боровск, где был назначен регентом. Послушник не только руководил хором, но и давал уроки пения в школе при монастыре, учил пению псаломщиков приходов. 11 марта 1911 года на 28 году принял постриг (на два года ранее положенного по уставу срока в награду за примерное жительство и отличное выполнение послушания – регентства). В том же году был рукоположен в иеродьякона, еще через год – в иеромонаха. За усердное старание по руководству хором и обучению церковному пению отец Амвросий имел много благодарностей и наград. После закрытия в 1923 году монастыря служил священником в селе Иклинском. В 1930 году отец Амвросий был арестован, в тюрьмах, а затем в ссылке в Семипалатинске провел три года. В тюрьме священника подвергали пыткам: часами заставляли стоять в ледяной воде, требуя отречения от Бога. В 1933 году вернулся в Иклинское, где продолжил службу в местном храме. Зимой 1941 года, во время боев за освобождение с. Иклинское, церковь была разрушена, в ходе авианалёта от зажигательной бомбы сгорел дом священника. 1 марта 1942 года, после гибели храма в Иклинском, отец Амвросий был назначен в храм Преображения Господня с. Спас-Прогнань, где служил до последних дней жизни. Жил о. Амвросий сначала на квартире в деревне Киселевка, потом купил домик в деревне Софьинка. На кладбище у д. Софьинки похоронена мать о. Амвросия, умершая 14 апреля 1943 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Balab...

Алма-Атинские воспоминания. К 55-летию со дня блаженной кончины священноисповедника Николая (Могилевского), митрополита Алма-Атинского и Казахстанского Иеромонах Николай (Могилевский) От редакции . Священноисповедник Николай (Могилевский), митрополит Алма-Атинский и Казахстанский, родился 9 апреля 1877 года в семье псаломщика. Пострижен в монашество с именем Николай в 1904 году в канун праздника святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца. Рукоположен во иеродиакона в мае 1905 года, в иеромонаха - 9 октября того же года. В 1911 году окончил Московскую Духовную Академию. В октябре 1919 года в Чернигове хиротонисан во епископа Стародубского, викария Черниговской епархии. В 1923 года назначен епископом Каширским, викарием Тульской епархии, положение в которой в то время было очень тяжелое: обновленцы захватили подавляющее большинство приходов. Со своей немногочисленной паствой епископ Николай упорно противостоял обновленцам и был арестован в 1925 году. Провел в заключении более двух лет. После освобождения назначен на Орловскую кафедру, где и прослужил до следующего ареста, последовавшего в 1932 года. Был заключен на пять лет. Следующий арест произошел в 1941 году. Пробыв в саратовской тюрьме шесть месяцев, владыка Николай был направлен в Казахстан: сначала в город Актюбинск, а через три месяца в город Челкар Актюбинской области как «вольный ссыльный». Постановлением Особого совещания при Народном комиссариате внутренних дел СССР от 19 мая 1945 года архиепископ Николай был освобожден досрочно. Назначен управляющим Алма-Атинской и Казахстанской епархией 5 июля 1945 года. Приехав в Алма-Ату, владыка Николай начал свое служение в маленькой, отдаленной от центра города Казанской церкви, которая была открыта за несколько месяцев до его приезда. Собрал крепкую общину. Скончался 25 октября 1955 года. Прославлен Юбилейным Архиерейским Собором 2000 года в сонме новомучеников и исповедников Российских. (Патриархия. ru ) Благодарим постоянного автора РНЛ, Веру Королеву, собравшую душеполезные воспоминания о новопрославленном святом, за возможность первой публикации. Святе Николае, моли Бога о нас!

http://pravoslavie.ru/42307.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ИГНАТЬЕВ АНДРЕЙ НИКОЛАЕВИЧ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Игнатьев Андрей Николаевич Андрей Николаевич Игнатьев ( 1901 - 1973 ), русско-болгарский православный публицист, историк Церкви. Родился 25 июня 1901 года в Санкт-Петербурге . Отец - Николай Николаевич Игнатьев (+ 1919), архитектор Петербургского дворцового управления, профессор Петербургского института гражданских инженеров, происходил из русского дворянского рода Игнатьевых. Мать - Елизавета Николаевна (в девичестве Леонтьева), сестра философа Константина Леонтьева , скончалась, когда Андрею был всего один год. В 1911 году поступил в петербургское немецкое училище св. Петра, известное под названием " Петришуле " ; аттестат получил во 2-й Курской гимназии в 1918 году. По смерти отца, переехал к своей мачехе (урождённой Каталей) в Крым , где поступил в Таврический университет в Симферополе . В 1920 году эмигрировал в Болгарию , где в 1935 году окончил факультет Международного права, дипломатии и консульской службы Свободного университета политических и экономических наук. В 1925 - 1941 годах занимал административно-хозяйственные должности в различных болгарских учреждениях. В 1930-е годы был сильно покалечен, подвергшись ночному нападению за свои патриотические убеждения. Во время Второй Мировой войны был призван в болгарскую армию; служил переводчиком в военном министерстве, в отделе связи с Красной Армией. В феврале 1945 года был направлен Венгрию военным переводчиком штаба III корпуса Первой болгарской армии, входившей в состав 3-го Украинского фронта Советской Армии. В том же году отозван в Софию и назначен старшим переводчиком в советскую делегацию Экономического отдела Союзной контрольной комиссии. Награждён медалями – советской и болгарской. Присвоено право ношения нагрудного знака Первой болгарской армии. 1 сентября 1946 года принял советское гражданство по упрощённому порядку; продолжал работать в болгарских финансово-экономических учреждениях.

http://drevo-info.ru/articles/13680463.h...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010