Новосибирск. Церковь Николая Чудотворца 41-го Сибирского стрелкового полка. Никольский храм новосибирского гарнизона /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Николая Чудотворца Архитектурный стиль: Русский стиль Год постройки:1913. Год утраты:1989 (взорвана) Архитектор: Ф.М. Вержбицкий Адрес: Россия, город Новосибирск, на современной Тополёвой улице, приблизительно на месте её пересечения с улицей Воинской. Координаты: 55.029452, 82.95028 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Никольский храм Новосибирского гарнизона. Храм построен по проекту гражданского инженера Фёдора Михайловича Вержбицкого, утверждённому Строительной комиссией в 1901 году, для военных церквей. Воинский храм Новониколаевска был посвящён святителю Николаю Чудотворцу. Он находился на современной Тополёвой улице, приблизительно на месте её пересечения с улицей Воинской. Второй в городе кирпичный храм построили по типовому проекту военных церквей за 37 000 рублей, выделенных из казны в 1913 году. Освящал храм его настоятель – военный священник Николай Звездин. В 1930-е гг. храм был закрыт и переоборудован под клуб. Позже в нём размещались различные организации. Здание храма достояло почти до конца 1980-х гг., когда по распоряжению тогдашнего военного командования было снесено танками и сожжено только ради того, чтобы избежать его возвращения Церкви. Многие жители г. Новосибирска знают, что в Октябрьском районе, на левом берегу уже несуществующей в центральной части города реки Каменки, где размещаются различные воинские части и прилегающая к ним жилая зона, находится комплекс из нескольких десятков двух-, трехэтажных краснокирпичных зданий, который называют " Военным городком " . Зачастую возникновение этого городка связывают с именем адмирала Колчака, а ряд сооружений, входящих в его состав, иногда именуют " царскими конюшнями " . Между тем, мало кому известно, что строительство Военного городка началось в г. Новониколаевске (Новосибирске) в 1910 году в рамках государственной программы " …обеспечения войск необходимыми для них помещениями… " Особенности использования, а также расположения комплекса зданий Военного городка на территории современных воинских частей способствовали сохранению значительной части сооружений практически в первоначальном виде. Возведение военных казарм в Новониколаевске, на которое было ассигновано 5 млн. рублей, началось летом 1910 года. При строительстве использовались типовые проекты, разработанные Военным ведомством и опубликованные в военном сборнике за 1900 год 11-12. Интенсивное строительство позволило завершить сооружение Военного городка за короткий срок - всего за несколько лет. В восточной части города Новониколаевска выросли кирпичные казармы самого большого в Томской губернии военного городка, рассчитанного более чем на 3000 человек. На его территории первоначально разместился 41-й Сибирский стрелковый полк. 2-я Сибирская артиллерийская бригада и 1-й Сибирский артиллерийский дивизион.

http://sobory.ru/article/?object=43550

Благовещенье. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы (старая). Благовещенская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Село расположено между истоками рек Пажи и Кончуры в северо-западной части Сергиева Посада.В документах оно впервые упомянуто в 1460 г. как собственность Троице-Сергиевого монастыря. В 1504 г. в селе было 29 крестьянских дворов и деревянная церковь, которая сгорела во время осадного разорения в начале XVII в. Писцовые книги определяют, что в 1610 г. была выстроена деревянная Благовещенская церковь. В 1645 г. она перестроена, появилось шатровое завершение. В описании 1684 г. указана деревянная " клетская " церковь, стоявшая в центре села между двумя небольшими прудами и окруженная столетними вязами. Она была приземистой, под крутой двускатной крышей, с граненым алтарем, трапезной. Интересны ее элементы: двери, сколоченные из широких досок с вырезами для огромных фигурных замков, кованные петли оконных ставен, металлические решетки в окнах. Это в Подмосковье самый древний памятник деревянного зодчества (XVII в.). В 1850 г. церковь с. Благовещенского была приписана к Ильинской церкви Сергиева Посада. Село на протяжении пяти веков никогда не превышало своих первоначальных размеров: в 1504 г. насчитывалось 29 дворов, в 1594 г. - 8, в 1614 г. - 25, в 1715 г. - 15, в 1800 г. - 9, в 1895 г. - 15, в 1980 г. - 29. В 1922 г. в Благовещенье проживало 98 мужчин, 86 женщин, дворов было 28. Удивительно и то, что село сохранило неизменной с XV в. до наших дней свою планировку: дворы стоят прямоугольником относительно церкви и пруда. Такое расположение свойственно практически всем деревенским селам. При храме была церковно-приходская школа. Она была основана в 1905 г., помещалась в собственном здании, построенном на средства одного из иеромонахов Лавры. Заведовал школой профессор Московской Духовной академии Николай Александрович Заозерский.Он преподавал церковное право в течение 32-х лет и в 1911 г. вышел на пенсию. В 1890-х гг. профессор был членом редакционной комиссии " Богословского вестника " , а с 1909 по 1912 г. его редактором. В 1905 году он был избран председателем Братства преподобного Сергия и председательствовал до 1907 г. Попечителем Благовещенской церковно-приходской школы был иеромонах Сергиевой Лавры Ипполит. В 1909 г. в школе обучалось 20 детей. В 1911 г. священником храма с. Благовещение стал Павел Александрович Флоренский. Он после окончания математического отделения Московского университета приехал в Сергиев Посад и поступил в Духовную академию. В 1910 г. он женился, а на следующий год (24 апреля) был рукоположен в сан священника ректором академии, епископом Волоколамским Феодором (Поздеевым), и получил приход в древнем с. Благовещение.

http://sobory.ru/article/?object=61832

Григорьевское. Церковь Спаса Преображения. Преображенская церковь Карта и ближайшие объекты Особое место в жизни Григорьевского занимали храмы, построенные и опекаемые владельцами усадьбы. В 1794-1795 годах на средства Богдана Михайловича Лыкошина рядом с усадьбой возвели большую каменную церковь в честь Преображения Господня. Она имела приделы: северный - в честь Покрова Пресвятой Богородицы и южный - во имя Архистратига Михаила. В храме устроили резные двухъярусные иконостасы. На многие иконы заказали серебряные оклады. Своды и стены храма расписали фресками на Евангельские сюжеты. Их сохранившиеся фрагменты в центральной части, свидетельствуют о привлечении к работе столичных мастеров. По архивным документам и воспоминаниям местных жителей в храме было множество богослужебных книг, пожертвованных Лыкошиными. К западу, одновременно с Преображенским храмом, построили небольшую трехъярусную колокольню (взорвана). Всю церковную территорию обнесли каменной оградой с четырьмя богадельнями. В 1795 году на сельском кладбище, отстоящем в полуверсте от села, на средства Богдана Михайловича Лыкошина построили небольшой каменный храм в честь Всех Святых. В конце 1940 годов его разобрали. Сохранилась только часть заросшего кустарником фундамента в центре кладбища. В 1998 году в память об этом храме силами жителей Григорьевского установлен деревянный поклонный крест. В 1910 году Преображенский храм согласно страховой оценке снаружи был оштукатурен и побелен, кровля окрашена зеленой краской. По воспоминаниям местных жителей служба в храме совершалась до начала Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Известна фотография храма, сделанная в 1947 году местным учителем Александром Яковлевичем Лагутенковым, где стены его еще полностью целы. Затем его приделы и алтарная часть были разобраны. Сохранились руины самого храма, частично восстановленного в конце 1980 годов и руины колокольни, взорванной в годы войны. Готовится проект для проведения реставрационных работ. В память о владельцах усадьбы Лыкошиных, строителях и ктиторах храмов, в центральной части Преображенского храма по инициативе Сергея Артамоновича Лыкошина установлен деревянный двухметровый крест. 19 августа 2003 года в день Преображения Господня, по окончании праздничного молебна он был освящен. В 2007 году к северу от храма стараниями потомков восстановлена родовая могила Лыкошиных, установлена ограда и памятный крест. Для Федоровского храма в д. Мартюхи написана аналойная икона новомученицы Анны (Лыкошиной), расстрелянной в 1925 году в Петрограде, память 28 сентября/11 октября.

http://sobory.ru/article/?object=10057

Оренбург. Кафедральный собор Николая Чудотворца в Форштадте. Никольский собор Собор. Действует.   Престолы: Николая Чудотворца Год постройки:Между 1883 и 1886. В 1900-х пристроены боковые приделы. В 1988-1990 перестроены завершения, в 1994 сооружена новая колокольня. Архитектор:В.П. Сахаров (исходный проект), Н.А. Быковская (реконструкция в 1980-90-х гг.) Ссылки:   Адрес: Россия, Оренбургская область, г. Оренбург, ул. Чкалова, д. 8 Координаты: 51.766258, 55.120726 Изменить описание На территории собора расположены: Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Никольский храм был основан в 1883 году. 4 мая (17 н. ст.) 1886 года собор освятил Преосвященный Вениамин II (Смирнов), епископ Оренбургский и Уральский. Причиной закладки кирпичного здания храма был пожар деревянных построек казачей станицы с ее фортом (крепостью, отсюда название региона «Форштадт»). Вот в это тяжелое время и возникла мысль постройки. Инициатива принадлежала казакам Оренбургской станицы во главе с попечителем и подрядчиком Е.Г. Колокольцевым. Спланирована инженер-капитаном В.П. Сахаровым. (Епархиальные ведомости 10 за 1886 г., стр. 375; Архитектурная и историческая справка – архитектор Ю.А. Григорьев). Церковь была заложена в 1883 году на средства прихожан (десятинная) и освящена 4 мая 1886 года Преосвященным Вениамином II (Смирновым), епископом Оренбургским и Уральским. Сначала она была однопрестольная, во имя святителя и Чудотворца Николая, а с 1910 года числится как трехпрестольная в честь Успения Божией Матери и св. великомученика Пантелеимона. В 1936 году Никольский храм был закрыт, и все святыни были из него вынесены. Здание храма было использовано для различных мирских бытовых нужд. Вначале в нем разместили общежитие, а после 1942 года – эвакуированные из Москвы и Ленинграда архивы наркомата внутренних дел. 12 апреля 1944 года храм был вновь открыт. С 1955 г. по 1958 г. храм был заново расписан талантливым местным художником Владимиром Рублевым. В 1968 г. освящен четвертый предел в честь Всех святых.

http://sobory.ru/article/?object=14064

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИНЕКОВ Динеков Петр (17.10.1910, с. Смолско, совр. Софийской обл.- 22.02.1992, София), болг. литературовед, фольклорист, лит. критик, действительный член Болгарской АН (1966). Род. в семье служителя гимназии. В 1924 г. поступил в 3-ю муж. гимназию Софии. В 1929 г. по представлению учительского совета гимназии получил стипендию фонда «Одаренные дети», учрежденного Мин-вом народного просвещения Болгарии, для получения высшего образования. В 1929-1933 гг. учился в Софийском ун-те по специальности «славянская филология», дипломную работу писал под рук. Й. Иванова . В 1934-1935 гг. прослушал курс лекций по польск. лит-ре и культуре в Варшавском и Краковском ун-тах. В 1936-1938 гг. преподавал болг. язык во франц. колледже св. Августина в Пловдиве, в 1938 г. назначен ассистентом кафедры слав. языков Софийского ун-та. В 1941 г. там же избран штатным доцентом кафедры болг. лит-ры (за исследование «Софийские книжники XVI в.»), в 1945 г.- профессором; в 1960-1979 гг. заведовал этой кафедрой. С 1948 г. зав. Секцией болг. лит-ры доосвободительного периода Ин-та лит-ры Болгарской АН; член Международного комитета славистов (1955), создатель и директор Ин-та фольклора (с 1973); директор Кирилло-Мефодиевского научного центра (1980); член редколлегии журналов «Литературна мисъл», «Български фолклор», «Списание на БАН», периодических изданий «Староболгарска литература» и «Кирилло-Методиевски студии»; главный редактор «Кирилло-Методиевской енциклопедии» (Т. 1-2. 1985, 1995); народный деятель культуры Болгарии (1972), Герой Социалистического Труда (1980); чл.-кор. Болгарской АН (1947); почетный д-р Варшавского ун-та (1973); лауреат Кирилло-Мефодиевской премии Болгарской АН 1980 г. (за кн. «Похвала на старата бълг. лит-ра». София, 1979). Круг научных интересов Д. отличался широтой и охватывал историю болг. лит-ры с момента возникновения до XX в., болг. фольклор и историю фольклористики, польск.

http://pravenc.ru/text/178265.html

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Раскопки I. МЕТОДЫ РАСКОПОК Р. на Ближнем Востоке – Мариэтта в Египте (1850–1980 гг.), П.Э.Ботты и О.Г.Лэйярда в Месопотамии (соотв. с 1843 г. и с 1845 г.) – начались как «кладоискательство». Их целью было приобретение для европ. музеев по возможности наиб. характерных для данного региона экспонатов. Лэйярд в значит. степени опередил свое время, придавая большое значение точному составлению документов и описанию всех обстоят-в, при которых была сделана та или иная находка. Но кардинальные изменения в археологии наступили после того, как Ф.Питри в 1890 г. применил разработанную им систему относительной хронологии на основе анализа керамики, найденной при Р. Телль-эль-Хеси в юж. Палестине. Эту систему он создал в Египте, используя опыт Г. Шлимана при Р. Трои (1872–1874 гг.). Метод Ф.Питри в соединении с методами стратиграфии и типологизации позволяет получить надежные результаты, даже если телль (см. ниже, II) имеет многочисл. наслоения, а сколько-нибудь значимые письм. свидетельства отсутствуют (что весьма характерно для Палестины). Метод стратиграфии состоит в сопоставлении находок из каждого культурного слоя [лат. стратум]. Метод типологизации заключается в том, чтобы, сравнивая сосуды из разных археол. слоев, прослеживать развитие их форм, что позволяет датировать находки. Изучение надписей при сравнении их с аналогичными находками в других местах позволяют определить место находок в общей хронологии, т.е. добиться надежной датировки отдельных периодов в истории конкретного поселения. Во время Р. в Самарии в 1908–1910 гг. Г.А.Райзнер соединил методы стратиграфии и типологизации, использовавшиеся школой Питри, с методами раскрытия сооружений и техники Р., разработ. виднейшими нем. археологами (Р.Кольдевеем в Вавилоне в 1899–1924 гг., В.Андрэ в Ашшуре в 1902–1914 гг.). Для описания и классификации находок Райзнер пользовался амер. картотеками с их системой регистрации (эти методы применяются и в совр. археологии).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

В 1870 году здание храма было перенесено в Мало-Алматинскую станицу, на его месте начато строительство храма из обожженого кирпича. 23 декабря 1871 года храм был освящен под тем же именем. Еще 1867 году укрепление Верный преобразовано в административный центр Семиречинской области. Тогда же Туркестанский генерал-губернатор ходатайствовал об учреждении в крае самостоятельной архиерейской кафедры. Назначенный на кафедру с титулом «Туркестанский и Ташкентский» архиерей, высокообразованный и многоопытный Архиепископ Софония (Сокольский), в 1873 г. обратил Софийский храм в кафедральный собор. 28 мая 1887 года, во время Первого Алма-атинского землетрясения, собор был полностью разрушен. На площади близ храма похоронены в братской могиле около 300 жителей Больше-Алмаатинской станицы, погибших в результате землетрясения. Исследование конструкций уцелевших зданий, их сопоставление с утраченными домами показало, что каменные постройки пострадали значительно сильнее деревянных. В 1893 году на месте разрушенного храма был заложен новый, из тянь-шаньской ели по проекту архитектора Вячеслава Николаевича Брусенцова. Новый храм был закончен в 1895 году. В южной его части располагается некрополь, в котором покоятся останки первых верненских епископов Софонии Сокольского и Никона Богоявленского. К тому времени городские власти приняли решение строить кафедральный собор в другой части города (Вознесенский собор). Софийский храм перестал быть кафедральным. Очередное испытание постигло Софийский собор в декабре 1910 года, когда Верный подвергся страшному и разрушительному землетрясению. После была революция 1917 года, затем захват обновленцами в 20-х годах. В 1929 и 1931 годах власти предпринимали попытки закрыть собор и сделали это окончательно в 1937 году. Обновленческое духовенство храма было арестовано и расстреляно. После закрытия здание храма переоборудовали в клуб Красных Партизан, потом в кинотеатр «Ударник», затем в его стенах размещался кукольный театр. В конце 80-х годов прошлого столетия оно пришло в аварийное состояни, чему способствовали местные жители, растаскивавшие здание. Чтобы спасти бывший собор от полного разрушения, Министерство культуры КазССР вынуждено было ввести должность сторожа, чтобы сохранить до начала реставрации здание, входившее в список охраняемых памятников культуры и архитектуры. В условиях политического и экономического кризиса на рубеже 1980-х и 1990-х годов дело не только не дошло до реставрации, но здание было выведено из реестра памятников, должность сторожа упразднили.

http://sobory.ru/article/?object=27148

Винница. Церковь Воскресения Христова. Воскресения Христова (Капличка) Карта и ближайшие объекты Начали строить этот храм в 1902 году, а закончилось строительство в 1910 году, о чем напоминает табличка на современной церкви. Храм был построен по проекту главного Винницкого архитектора Григория Артынова. Находится церковь на улице Хмельницкое шоссе, недалеко от Винницкого Универмага, на месте старого православного кладбища. Источник: сайт " Винница. Блог о родном городе " Церковь Воскресения Христова была построена в 1910 году по проекту винницкого городского архитектора Григория Артынова на православном кладбище. В советское время церковь не закрывалась и была одним из трёх действующих в Виннице православных храмов. В 1970-х годах кладбище было снесено. В 1980-х и 1990-х годах проводилась реставрация храма. 26 сентября 1996 года на кануне праздника Воздвижения Креста Господня на срезе двух клёнов, росших возле храма, был обнаружен православный крест. Церковь стала местом православного паломничества. Над крестами впоследствии была возведена часовня. Стены и фундамент церкви сделаны с гранита. Над притвором построена колокольня из кирпича. Возле храма располагается часовня, баптистерий, колодец, крест, установленный в честь 2000-летия Рождества Христова. 9 сентября 2016 года возле церкви освятили хачкар, посвящённый памяти жертв геноцида армян. По материалам: http://orthodox.vinnica.ua/ В самом начале XX века в Виннице строится ещё одна церковь, которая займёт достойное место в ряду объектов исторического наследия - церковь в честь Воскресения Христова. Она была построена на православном кладбище г. Винницы (ныне Хмельницкое шоссе) в 1910 году (начали строить храм в 1902 году). Автором проекта был городской архитектор Г.Г. Артынов. Здание Воскресенской церкви состоит из алтаря, центральной части и притвора. Стены и фундамент выполнены из гранита, взятого из городской каменоломни. Над притвором была построена кирпичная колокольня, а в подвальной части предусмотрены помещения для гробов покойников, умерших зимой, т.е. когда захоронения в склепах невозможно. На этом православном кладбище захоронения происходило в склепах. Иконостас, два боковых киота, престол, балюстрада и три образа на внешних стенах были выполнены фирмой А.И. Мурашко в Киеве за 1730 рублей, согласно смете, а колокола завезены из Перми.

http://sobory.ru/article/?object=25151

Здолбунов. Церковь Екатерины великомученицы. Екатерининская церковь /// Епархия неизвестна Карта и ближайшие объекты В начале 1870-х гг. в городке Здолбунове Волынской губ. учреждается железнодорожная узловая станция. Через некоторое время работники станции и жители Здолбунова поднимают вопрос о строительстве церкви. 18 апреля 1894 г. на видном месте на станции была установлена кружка для сбора пожертвований на строительство церкви. Управление дороги выделило 7500 рублей. Всего было собрано 14500 рублей пожертвований. Проект храма выполнил архитектор Куликовский при непосредственном участии скульптора М.И. Лебединского, который взял важнейшую роль в деле сооружения церкви. 28 августа 1894 г. была совершена закладка храма в честь великомученицы Екатерины. Через неполных два года был построен деревянный храм. Он был освящен 28 апреля 1896 г. архиепископом Модестом при большом количестве богомольцев. Храм просуществовал 14 лет. По неизвестным причинам он сгорел 17 марта 1910 г. Сразу после пожара начинается строительство новой каменной церкви, продлившееся четыре года. В 1914 г. новопостроенный храм был освящен во имя великомученицы Екатерины. Новая церковь была выдержана в русском стиле. Вокруг центральной главы находились четыре малые главки по углам и ещё одна главка над алтарём. Вместо высокой колокольни была спроектирована низкая звонница. На внешнем виде храма сказалось военное лихолетье. Две авиабомбы, которые направлялись на вокзал, упали возле церкви и повредили звонницу, которую после войны пришлось ремонтировать. Малые главки были разобраны в конце 1940-х гг. по причине отсутствия средств на их ремонт. До 1950-х гг. в подвальной части храма находилась церковь во имя вмч. Георгия Победоносца, так называемая теплая церковь, которая в атеистические времена была ликвидирована. В течение многих лет храм, находясь рядом с железной дорогой и вокзалом, сильно испачкался сажей от паровозов. Это послужило причиной того, что в 1980-1981 гг. впервые весь храм снаружи был окрашен. В 1983-1984 гг. старая ограда заменена современной с кирпичными столбцами. В 1986 г. весь храм был перекрыт новой жестью и установлены новые водосточные трубы и желоба. В 1990 г. проведена внутренняя реставрация храма с написанием на стенах икон и перелицовкой иконостаса из белого цвета в золотистый.

http://sobory.ru/article/?object=45521

Киев. Успенская Киево-Печерская лавра. Кафедральный собор Антония и Феодосия Печерских. Карта и ближайшие объекты Трапезная палата с церковью Антония и Феодосия Киево-Печерской лавры, 1893—1895 гг. Построена в русско-византийском стиле по проекту академика архитектуры В. Н. Николаева на месте трапезной 1684—1694 гг., разобранной в 1893 г. Художественным оформлением интерьеров руководил академик архитектуры А. В. Щусев. Настенные росписи в интерьере выполнили художники И.С. Ижакевич, В. Данилов, Г. И. Попов, П. П. Верещагин, А. А. Лаков. Росписи трапезной палаты были закончены в 1903 г., а церкви продолжались до 1910 г. В 1923 г. здание было передано Губполитпросвету и использовалось как аудитория для проведения лекций. В дальнейшем здесь размещались выставки из коллекций музея. Сооружение кирпичное оштукатуренное. Церковь квадратная в плане с полукруглой апсидой, фланкированной квадратными в плане ризницей и диаконником, перекрыта двадцатиметровым полусферическим куполом. Нижний ярус иконостаса из белого мрамора, верхний — металлический позолоченный. Из мрамора различных цветов выполнены: клиросы, солея, панель на стенах. К церкви примыкает двухэтажное с подвалом здание трапезной, палаты с большим залом на первом этаже, разделенным столбами на три нефа. Планировка второго этажа коридорная с двусторонним размещением помещений. Перекрытия зала и подвала сводчатые, второго этажа плоские балочные. Стены церкви и трапезной покрыты сюжетной и орнаментальной росписью в технике масляной живописи. В 1941 г. при взрыве фашистскими захватчиками Успенского собора трапезная палата была повреждена. В 1956 г. были закончены ремонтно-восстановительные работы. В 1976 г. восстановлены утраченные мраморные блоки иконостаса и панели стен. В 1977 г. закончена реставрация живописи. В 1978—1980 гг. восстановлен декор покрытия купола церкви фасадов с полихромной росписью, мраморные киоты. Из книги «Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР», том 1, стр.66-67 Трапезный храм преподобных Антония и Феодосия Печерских заменил собой старую монастырскую трапезную. Это самое заметное из сооружений Киево-Печерской лавры, возведенных в XIX в. В конце XIX в. трапезная, сооруженная в 1684-1694 г.г., перестала удовлетворять монастырь, потому что была слишком мала и к тому же пришла в аварийное состояние. Несмотря на протесты почитателей старины, старое здание было снесено. От него остались лишь фрагменты северной и западной стен с порталом и кухня. В 1893-1895 г.г. на месте разрушенной Владимир Николаев возвел в русско-византийском стиле новую большую трапезную с пристроенной к ее восточному торцу церковью в честь свв. Антония и Феодосия Печерских.

http://sobory.ru/article/?object=05644

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010