Санкт-Петербург. Собор Сампсона Странноприимца. Сампсониевский собор Карта и ближайшие объекты Небольшая каменная часовня,находящаяся в северо-западной части нынешней соборной ограды,была построена на этом месте ещё в 1735 г., дабы обозначить местонахождение первой деревянной Сампсониевской церкви (построенной в 1709-1710 годах и разобранной в 1735 г.). Около 1908 г. она была разобрана, и в 1909 г. на её месте по проекту архитектора Андрея Петровича Аплаксина была выстроена в барочном стиле новая каменная часовня во имя Спаса Нерукотворного Образа,сохранившаяся доныне. Лавры, монастыри и храмы на Св. Руси. Санктъ-Петербургская enapxiя. Выпускъ III. - СПб, 1908, с. 5; Романченко Н.Ф. Ucmopuчeckiй очеркъ Санктъ-Петербургскаго Caмncohiebckaro собора. - СПб, 1909, с. 52; Филиппова Н.С. Музей-памятник " Сампсониевский собор " . - СПб, 2002, сс. 2-3 Это одно из старейших зданий Санкт-Петербурга. В его облике наиболее проявились традиции древнерусского зодчества. Собор расположен недалеко от места, где Петр I заложил деревянную церковь в память победы под Полтавой 27 июня 1709 года (в день именин св. Сампсония Странноприимца). Здание собора было заложено в конце ноября 1709 года, а освящено в 1710 году. Собор был построен на Выборгской дороге. Именно она ведёт на северо-запад, в ту сторону куда шли русские войска на войну со Швецией. В начале XVIII века это место было достаточно отдалено от центра города. В 1711 году здесь организовали городское кладбище. До того, умерших хоронили во дворах, при приходских церквах. Петром I же было решено устроить место захоронения иностранцев именно здесь. Ведь все приехавшие в Санкт-Петербург иностранцы - странники, поэтому и должны они найти свой покой у церкви святого Сампсония Странноприимца. При Сампсониевском соборе были похоронены архитекторы Трезини, Леблон, Шлютер, Маттарнови, скульптор К. Б. Растрелли, личный врач Петра I Блюментрост, фельдмаршал Миних. Здесь же в 1740 году были похоронены " враги Бирона " А. П. Волынский, А. Ф. Хрущёв и П. М. Еропкин. Кладбище до наших дней не сохранилось. Церковь и колокольня, возведенные из дерева, постепенно ветшали, а приход расширялся, и поэтому уже во второй половине 1720-х гг. появилась необходимость в новом, более просторном здании.

http://sobory.ru/article/?object=01540

Афон/ПЭ. Афон/Православная энциклопедия/Под общ. ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. – М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2002. Т.4. С. 103–181. Великая стража. Великая стража: Жизнь и труды блаженной памяти афонских старцев иеросхимонаха Иеронима и схиархимандрита Макария: В 3 кн./Авт.-сост. иеромон. Иоаким (Сабельников). – М.; Изд-во Моск. Патриархии, 2001. – Кн. 1–3. Вразумление. Вразумление заблудшим и исповедь обратившегося от заблуждения. – 3-е изд. – М.: И.Ефимов, 1881. – 47 с. Вышний покров. Вышний покров над Афоном, или сказания о святых, чудотворных, во Афоне прославившихся, иконах Божией Матери и других святых: с 34 литогр. изображениями чудотвор. икон. – 2-е изд., испр., доп. – M., 1864. – 134, III с.: ил. Голубинский Е. Е. Преподобный Сергий Радонежский… Голубинский Е. Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая лавра: Жизнеописание прп. Сергия и путеводитель по Лавре. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Имп. О-во истории и древностей России при ИМУ, 1909. – VI, 424 с.: ил., 20 л. ил. Горский А. В. Горский А. В., прот. Историческое описание Свято-Троицкой Сергиевой лавры. – Репр. воспр. изд. 1910 г. (Москва). – [Сергиев Посад]: Св.Троицкая Сергиева лавра, 1996. – 160 с. Григорович-Барский В. Г. Пешеходца Василия… Григорович-Барский В. Г. Пешеходца Василия Григоровича­Барского-Плаки-Албова, уроженца киевского, монаха Антиохийского, путешествие к святым местам, в Европе, Азии и Африке находящимся, предпринятое в 1723 и оконченное в 1747 году, им самим писанное: В 2 ч. – 2-е изд. – СПб.: Имп. Акад. Наук, 1785. – Ч. 1–2. Дмитриевский А. А. Палестинское общество. Дмитриевский А. А. Императорское Православное Палестинское общество и его деятельность за истекшую четверть века (1882–1907): Ист. записка, сост. по поручению Совета О-ва. – СПб.: В.Ф. Киршбаум, 1907. – VIII, 332 с., 14 л. портр. Дневник студента. Стадницкий А.Г. Дневник студента-паломника на Афон. – Киев: Г.Т. Корчак-Новицкий, 1886. – 194 с. Женская Оптина. М., 1997.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Г.М.Кессель В последние десятилетия можно наблюдать появление большого количества работ, связанных с литературным и богословским наследием прп. Исаака Сирина – святого, которой и при своей жизни выделялся среди иных представителей Церкви Востока и в последующие времена оказался одним из наиболее влиятельных аскетических авторов не только в традиции сирийского христианства, но и далеко за его границами, достигнув пределов христианской экумены. Духовный опыт святого оказался настолько неповторимым и уникальным, что даже в несовершенном переводе, временами весьма отдаленно соответствовавшем сирийскому оригиналу, он все равно воздействовал на читателя. Чтобы увидеть динамику научного изучения наследия прп. Исаака, кратко перечислим основные публикации. Благодаря научно-миссионерским усилиям П. Беджана в 1909 г. появилось издание сирийского текста Первого собрания, которое легло в основу английского перевода 1923 г. голландского востоковеда А. Венсинка. Последующие десятилетия не отмечены сколько-нибудь значительными достижениями в изучении наследия Исаака. Только спустя полстолетия наблюдается возрождение интереса к преподобному, выразившееся в появлении частичных переводов Первого собрания на итальянский и английский языки. Второе собрание было издано (правда, только наполовину) в 1995 г. С. Броком и послужило основой для перевода на шесть языков. Симптоматично, что следующая монография после исследования Ж.-Б. Шабо 1892 г., посвященного корпусу и учению Исаака, появилась только в 2002 г., за которой последовали книга П. Хагмана в 2008 г. и ряд диссертаций. Показательно количество работ, непосредственно посвященных Исааку или тех, где его текстам уделено особое внимание: так, если в период с конца XIX столетия (когда, собственно, и началось критическое изучение наследия Исаака) и до 80-х гг. XX столетия появилось всего около двух с половиной десятков публикаций, то только в 80-е их 18, в 90-е – 32, а в 2000-е – 55! Мы во многом обязаны возрождением (ибо только так можно охарактеризовать произошедшее в 80–90-хх гг. качественное изменение в оценке значимости наследия Исаака) интереса к творениям сирийского аввы английскому ученому Себастьяну Броку, благодаря которому было не только найдено Второе собрание, но и начат всесторонний анализ как текстов, так и учения прп. Исаака 1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/dv...

Глава 7. «ГОРЕ МНЕ, ЕСЛИ НЕ БЛАГОВЕСТВУЮ» Проповедь слова Божия действует с большей силой, чем молитва , ибо большее чудо – обратить грешного на путь покаяния словом учения, чем воскресить мертвого. При воскрешении мертвеца восстает плоть, которая снова умирает, а в воскресении грешника восстает душа и живет вечно. Святитель Григорий Двоеслов В Архангельском соборе наиболее раскрылась проповедническая деятельность прот. Валентина. Батюшка, как пишут его дочери, «не оставлял без проповеди почти ни одного воскресного и праздничного дня» 80 , а Великим постом по субботам говорил поучения причастникам. С 1896 по 1902 год прот. Валентин являлся участником великопостных воскресных бесед, устроенных благочинным соборных и придворных церквей Н. В. Благоразумовым и произносившихся каждым из соборных и придворных священников поочередно. Из этих воскресных бесед дочерьми о. Валентина был составлен сборник, вышедший под названием «Духовные беседы, произнесенные в Московском Архангельском соборе в 1896–1902 гг.» (М., 1909) (в сборник также вошло десять слов о Кресте Господнем). В общей сложности дочери батюшки Любовь Валентиновна и Вера Валентиновна издали четыре сборника его проповедей. К первой и второй годовщинам блаженной кончины пастыря вышли в свет поучения на Воскресные евангельские чтения – «Воскресные Евангелия. Сборник проповедей» (М., 1910) и великопостные поучения – «Великий пост. Духовные поучения» (М., 1910) 81 . Четвертый сборник назывался «Духовные поучения» и был издан в Москве в 1911 году. 82 Новомученица Анна в 1916 году издала пятый сборник проповедей батюшки, с тем же названием «Духовные поучения. Проповеди прот. В. Н. Амфитеатрова, произнесенные в Архангельском соборе, записанные с его слов одной из его духовных дочерей». В него вошли слова на разные дни записанные ею в храме со слов проповедника 83 . Кроме того, ряд великопостных поучений, записанных новомученицей Анной, не был ею издан и остался в ее рукописях с названием «Новый Великий пост ». В настоящее время эти поучения опубликованы в составе сборника «О Кресте Твоем веселящеся» (М., 2002).

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Amfit...

Горушка. Казанский Даниловский женский монастырь. Карта и ближайшие объекты Казанский женский монастырь на Горушке близ города Данилова основан в 1894 г. монахиней Михаилой по благословению ее духовного отца, святого праведного Иоанна Кронштадтского. 13 августа 1894 г. была освящена деревянная Казанская церковь. В 1897 г. в ныне несуществующей деревне Нохрино, монастырь устроил собственный кирпичный завод и было начато строительство святых врат с двухъярусной колокольней, которое было завершено в 1900 г. Эти постройки не сохранились. В 1901 г. приступили к строительству большого трехпридельного храма. Святейший Синод одобрил проект петербургского архитектора В.А. Косякова. Из-за нехватки средств, после смерти первой настоятельницы монастыря матушки Михаилы, в 1909 г. строительство было приостановлено почти на семь лет и было возобновлено лишь летом 1915 г. 16 сентября 1918 г. состоялось освящение храма святейшим патриархом Тихоном. Строился храм, как зимний: в подвале расположены печи, в стенах проходят дымоходы, трубы выходят на вершины полукруглых кровель, но в то трудное время протопить огромный собор не было возможности, и храм использовался как летний.  Зимой 1928 г. монастырь был закрыт. В 1931 г. на территории была организована сельхозартель «Красная Горушка». В советское время в храме находилось колхозное хранилище, склады, были оборудованы водонапорная башня и электростанция. В алтарной части устроили магазин. В августе 1980 г. произошел пожар - сгорел купола. Храм вернули церкви в 1988 г. В 1992 г. храм был открыт, как приходской, а 2 января 2002 г., в день памяти св. праведного Иоанна Кронштадтского, архиепископ Михей благословил вновь открыть Казанский монастырь на Горушке. 17 июля 2003 г. началось возрождение обители. Храм имеет четыре престола: кроме главного, иконы казанской Божией Матери, освящены пределы во имя Николая Чудотворца, в честь святителя Тихона Патриарха Московского в зимнем приделе, освященный 22 ноября 2004 г. С 1995 г. Даниловский монастырь является памятником федерального значения. 

http://sobory.ru/article/?object=20494

Зачачье. Храмовый комплекс. Церкви Николая Чудотворца и Димитрия Солунского. Храмовый комплекс. Действует.   Год постройки:Между 1895 и 1911. Адрес: 164545, д. Зачачье Холмогорского р-на Координаты: 63.425293, 41.807018 Изменить описание объекта Храмы комплекса: Церковь Димитрия Солунского Церковь Николая Чудотворца Карта и ближайшие объекты Зачачьевский приход. Дата образования прихода неизвестна. Приход закрыт в конце 1930-х годов. На начало XX века в Зачачьевском приходе находилось три храма: каменный зимний храм с колокольней во имя великомученика Димитрия Солунского построенный в 1888-1895 годах; деревянный летний храм во имя святителя Николая Чудотворца построен в 1687 году, перестроен в 1909-1915 годах; деревянный зимний храм во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких построенный в 1690-1693 годах. Кроме этих церквей в дер. Заболотской находилась часовня во имя пророка Илии, построенная в 1730 году. Димитриевский храм восстанавливался силами местных жителей с начала 1990-х годов, при храме был зарегистрирован православный приход. Сейчас церковь находится в запущенном состоянии. В храме изредка совершаются богослужения. В 2002 году в Никольской церкви проведены противоаварийные работы: сделана временная кровля, выровнен и укреплен купол, заколочены окна. В настоящее время храм в заброшенном состоянии. Зосимо-Савватиевская церковь и Ильинская часовня уничтожены в советское время. Источник: http://bogoyavlenie.cerkov.ru Зачаческий приход расположен по реке Чаче, в 178 верстах от г. Архангельска и в 106 от г. Холмогор. Он состоит из 22 деревень, из коих 4 находятся близ приходских церквей, остальные не далее 5 верст. Жителей к 1 янв. 1894 г. состояло 800 муж. пола и 905 жен. Время образования прихода неизвестно, известно только, что две приходские церкви его Никольская и Димитриевская находились в Емецком остроге и сам приход назывался Никольским, по имени главной Никольской церкви. Когда эти церкви были построены, об этом неизвестно; в 1613-14 гг. они были окончательно ограблены и сожжены поляками и литовцами.

http://sobory.ru/article/?object=22228

(Зноско-Боровский Митрофан Константинович; 4.08. 1909, г. Брест-Литовск Гродненской губ. (ныне Брест, Белоруссия) - 15.02.2002, Си-Клифф, шт. Нью-Йорк, США), еп. Бостонский РПЦЗ, духовный писатель. Сын прот. Константина Иоанновича Зноско (1865-1943), настоятеля Николаевского Братского храма в Бресте, гимнографа и церковного историка. В 1915 г., во время первой мировой войны, был эвакуирован с семьей в г. Елец Орловской губ., где прот. Константин получил должность законоучителя жен. гимназии, но вскоре ушел на фронт военным священником, имел боевые награды. В годы гражданской войны семья, спасаясь от голода, переехала в с. Телегино Елецкого у. Там 9-летний Митрофан лишился матери, умершей от тифа, воспитывался старшей сестрой Ольгой. В 1922 г. прот. Константин вернулся с детьми в Брест-над-Бугом (ныне Брест), принадлежавший тогда Польше, и был вновь назначен настоятелем Николаевского Братского храма. В том же году Митрофан поступил в 1-й класс брестской рус. гимназии. В 1928 г., окончив 6 классов гимназии, поступил в Волынскую ДС в Кременце, но вскоре вернулся доучиваться в гимназию в Бресте. В 1930 г., по окончании гимназии, поступил на православный богословский фак-т Варшавского ун-та. В нач. 1932 г. из-за конфликта с воспитателем, сторонником полонизации православной Церкви в Польше, при содействии декана фак-та, первоиерарха неканонично провозглашенной автокефальной Православной Церкви в Польше Варшавского митр. Дионисия (Валединского) , перевелся на богословский фак-т Белградского ун-та. Во время учебы регулярно посещал первоиерарха РПЦЗ митр. Антония (Храповицкого) ; был знаком с иером. свт. Иоанном (Максимовичем ; впосл. архиепископ), с которым и в дальнейшем поддерживал дружеские отношения. В 1935 г. окончил богословский фак-т Белградского ун-та и вернулся в Польшу. 1 сент. того же года рукоположен Полесским и Пинским архиеп. Александром (Иноземцевым) во диакона. Был назначен законоучителем брестской русской гимназии. 25 июня 1936 г. рукоположен архиеп. Александром во иерея и назначен настоятелем храма в честь Успения Пресв. Богородицы в с. Омельянец (ныне Каменецкого р-на Брестской обл., Белоруссия). Был удостоен ученого звания магистра богословия на богословском фак-те Варшавского ун-та. В 1938 г. переведен настоятелем брестского Николаевского Братского храма на место отца, ушедшего на покой. Одновременно был законоучителем в русской гимназии и начальной школе. После присоединения Зап. Белоруссии к СССР осенью 1939 г. перешел в юрисдикцию РПЦ. Был уволен из брестской русской гимназии, ставшей советской школой, но по инициативе учителей продолжал получать от них денежное содержание. Вызывался на допросы в НКВД, где его склоняли к сотрудничеству, от чего он решительно отказался, несмотря на угрозы. Указом Гродненского и Вилейского архиеп. Пантелеимона (Рожновского) от 23 июня 1941 г. возведен в сан протоиерея.

http://pravenc.ru/text/2563436.html

Малая Пурга. Церковь Михаила Архангела. Карта и ближайшие объекты В 1894 – 1902 годах по проекту Ивана Аполлоновича Чарушина было построено новое кирпичное здание храма. Храм был освящен 3 января 1902 года во имя Архангела Михаила. Окончательно храм Архангела Михаила был закрыт 29 марта 1939 года. Здание было передано под клуб, впоследствии в нем были устроены хозяйственные помещения, а затем и магазин. Вновь приход был открыт в 1990 году. Большую роль в восстановлении церковной жизни и самого храма сыграл священник Антоний Серов. В первые же месяцы своего служения он переехал из Ижевска в М.Пургу и стал налаживать приходскую жизнь. У него сложились хорошие отношения с руководством района. Немалую помощь на приходе оказывали батюшке члены созданного им в Ижевске Братства исповедника Сампсона. Жизнь воссоздан-ной церковной общины напоминала описания жизни древних христиан. Почти всему приходилось учиться заново. В те годы православное братство исповедника Сампсона приезжало из г. Ижевска почти в полном составе на все воскресные и праздничные службы. В октябре 1993 года о. Антонию пришлось по семейным обстоятельствам переехать в Москву. Уезжая, он пророчески сказал, что кресты над храмом поднимет седьмой настоятель. Так оно и вышло: кресты были подняты 9 сентября 2002 года под руководством протоиерея Евгения Бабуркина, седьмого священника Свято-Михайловского храма. с. Малая Пурга (Пурга, Пургинское) Сарапульского уезда. Михайло-Архангельская церковь (1860–1939, 1990 гг. – Д). Приход с. Пургинское открыт на основании указа Св. Синода от 25 июня 1858 г. В его состав вошли селения, ранее входившие в приходы сел Юски Сарапульского уезда и Пуже-Уча Елабужского уезда: с. Пургинское, д. Курчум-Норья, д. Малая Бодья, д. Агрыз-Пурга, д. Баграш-Бигра, поч. Анзес-Постол, поч. Чурашур, д. Кваскашур-Пурга. Вначале церковные службы совершались в молитвенном доме. В 1860 г. была построена деревянная церковь с одним престолом и освящена в честь Архистратига Михаила 12 декабря 1860 г. Вместо ветхой деревянной церкви в 1902 г. построен каменный храм с одним престолом на средства елабужских купцов И.Г. Стахеева и Ф.П. Гирбасова, по-жертвовавших на строительство храма 310 руб. 3 января 1902 г. церковь была освящена во имя Михаила Архангела. 15 октября 1909 г. Сарапульское духовное правление утвердило приговор прихожан об открытии церковно-приходского попечительства.

http://sobory.ru/article/?object=12835

Павловский Посад. Часовня в память войны 1812 года. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Часовня в память Отечественной войны 1812 г. была сооружена на народные пожертвования и средства Общества хоругвеносцев Воскресенского храма г.Павловского Посада и торжественно освящена на праздник Покрова Пресвятой Богородицы 1/14 октября 1912 г. Сломана в 1930-е гг., воссоздана в 2007-2008 гг. Источник: протоиерей Олег Пенэжко " Павловский Посад и храмы Павлово посадского района " . Владимир, 2002 г. Кирилл Аминов, 25 февраля 2015 г. Историческая часовня была построена в 1911-1912 гг. недалеко от места старой деревянной часовни, приписана к Воскресенскому собору. 5 апреля 1909 г. общее собрание Общества хоругвеносцев признало желательным соорудить «в Павловском посаде на Купеческой улице вместо существующей деревянной каменную часовню со внутренним входом, с помещением внутри и снаружи Святых икон в память столетней годовщины избавления державы Российския от нашествия французов в 1812 году» в соответствии с проектом, предоставленным архитектором В.П. Десятовым. Век часовни оказался весьма недолог. Через двадцать лет на её месте уже проходила проезжая часть улицы: в 1930-е гг. она была снесена по согласованному с областным начальством решению местных властей. В 2007–2008 гг. часовня восстановлена. Подробнее об истории часовни в статье исследователя-краеведа Александра Маркина: www.museum.ru/1812/memorial/Markin/index.html В 1812 году в этих местах произошла одна из крупных битв Отечественной войны. К сожалению, сейчас о ней забыли даже местные историки. Принято считать, что после Бородинского сражения армия Наполеона вошла в Москву полностью небоеспособной. Но тогда возникает вопрос: зачем вообще понадобилось сдавать город? В действительности французы были ещё достаточно сильны, хоть и испытывали недостаток в продовольствии. После взятия Москвы Наполеон всерьёз рассматривал возможность похода на Петербург, передовые отряды его армии вели бои на разных направлениях.

http://sobory.ru/article/?object=13232

Протоиерей Николай Гурьянов (1909–2002) Сейчас, после кончины протоиерея Николая Гурьянова , настоятеля храма во имя святителя Николая на острове Талабск (более известном ныне по названию рыболовецкого колхоза имени Залита), стало ясно, что он был одним из великих старцев. Невозможно перечесть, сколько побывало паломников на этом отдаленном острове. Многие, впервые видевшие его, вспоминают, что когда они спрашивали отца Николая о конкретных делах, то замечали, что старец знает о их проблемах, о их близких, сразу начинает говорить по существу – за внешней простотой, шутливостью, своеобразием поведения отец Николай скрывал свои духовные дарования, совершение подвига непрестанной, глубокой, истинной молитвы. Беседы с отцом Николаем Гурьяновым Из воспоминаний протоиерея Георгия Ушакова Как-то приехали с моим помощником (который имел обыкновение воспитывать, наставлять, и мы часто ссорились) к батюшке и стали рассказывать о своих маленьких, но досадных нестроениях. Отец Николай легко побил помощника по щекам со словами: «Ты не слишком высоко-то думай о себе». Затем он скорыми шажками подбежал к маленькому умывальнику в сенях, над которым висело небольшое зеркальце, снял зеркало и вернулся к нам. Батюшка молча вплотную поднес зеркальце к моему лицу. Я не понял и очень внимательно посмотрел на свое отражение, не запачкался ли ненароком, даже спросил: «Что, батюшка, я запачкался?» Отец Николай не ответил, и лишь спустя некоторое время я понял: «А ты на себя посмотри». Так он смирил нас обоих. Однажды его спросили о почитании Григория Распутина. Батюшка ответил вопросом на вопрос: «А тебе что, мало двенадцати томов святого Димитрия Ростовского ?» Из воспоминаний Зинаиды Петровны Максимовой «Не гаси светоч огня в сердце своем, – говорил батюшка. – Смотри, Зинаидушка, только в вере не поколебайся, бери ружье, иди сражайся, как на передовую». Проси: «Господи, не лиши меня разума и зрения, сохрани, Господи, от гордости, от тщеславия». «Учись слушать волю Божию, Зинаидушка». «Сейчас вся преисподняя на земле, смотри, держись».

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/besedy...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010