Благовещенье. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы (старая). Благовещенская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Село расположено между истоками рек Пажи и Кончуры в северо-западной части Сергиева Посада.В документах оно впервые упомянуто в 1460 г. как собственность Троице-Сергиевого монастыря. В 1504 г. в селе было 29 крестьянских дворов и деревянная церковь, которая сгорела во время осадного разорения в начале XVII в. Писцовые книги определяют, что в 1610 г. была выстроена деревянная Благовещенская церковь. В 1645 г. она перестроена, появилось шатровое завершение. В описании 1684 г. указана деревянная " клетская " церковь, стоявшая в центре села между двумя небольшими прудами и окруженная столетними вязами. Она была приземистой, под крутой двускатной крышей, с граненым алтарем, трапезной. Интересны ее элементы: двери, сколоченные из широких досок с вырезами для огромных фигурных замков, кованные петли оконных ставен, металлические решетки в окнах. Это в Подмосковье самый древний памятник деревянного зодчества (XVII в.). В 1850 г. церковь с. Благовещенского была приписана к Ильинской церкви Сергиева Посада. Село на протяжении пяти веков никогда не превышало своих первоначальных размеров: в 1504 г. насчитывалось 29 дворов, в 1594 г. - 8, в 1614 г. - 25, в 1715 г. - 15, в 1800 г. - 9, в 1895 г. - 15, в 1980 г. - 29. В 1922 г. в Благовещенье проживало 98 мужчин, 86 женщин, дворов было 28. Удивительно и то, что село сохранило неизменной с XV в. до наших дней свою планировку: дворы стоят прямоугольником относительно церкви и пруда. Такое расположение свойственно практически всем деревенским селам. При храме была церковно-приходская школа. Она была основана в 1905 г., помещалась в собственном здании, построенном на средства одного из иеромонахов Лавры. Заведовал школой профессор Московской Духовной академии Николай Александрович Заозерский.Он преподавал церковное право в течение 32-х лет и в 1911 г. вышел на пенсию. В 1890-х гг. профессор был членом редакционной комиссии " Богословского вестника " , а с 1909 по 1912 г. его редактором. В 1905 году он был избран председателем Братства преподобного Сергия и председательствовал до 1907 г. Попечителем Благовещенской церковно-приходской школы был иеромонах Сергиевой Лавры Ипполит. В 1909 г. в школе обучалось 20 детей. В 1911 г. священником храма с. Благовещение стал Павел Александрович Флоренский. Он после окончания математического отделения Московского университета приехал в Сергиев Посад и поступил в Духовную академию. В 1910 г. он женился, а на следующий год (24 апреля) был рукоположен в сан священника ректором академии, епископом Волоколамским Феодором (Поздеевым), и получил приход в древнем с. Благовещение.

http://sobory.ru/article/?object=61832

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла М. Ф. Лефевр, архиеп. Тюльский. Фотография. 1980 г. [Франц. Lefebvre] Марсель Франсуа (29.11.1905, Туркуэн, Франция - 25.03.1991, Мартиньи-Виль, Швейцария), архиеп. Тюльский, основатель наиболее массового движения в совр. католич. традиционализме , критик реформ в Римско-католической Церкви после Ватиканского II Собора . В 1988 г. за совершение т. н. незаконных епископских рукоположений Л. был отлучен от Церкви. Род. в семье владельца текстильной фабрики. Родители Л. были глубоко религ. людьми, семья ежедневно посещала мессы; впосл. 5 из 8 детей выбрали церковное служение: помимо Л. священником конгрегации Св. Духа стал его старший брат Рене, сестра Жанна - монахиней об-ва св. Марии Исправительницы, Бернадетта (Мария Габриела) - монахиней конгрегации Св. Духа, Кристиана (Мария Кристиана) - монахиней ордена босых кармелиток. В 1913-1923 гг. Л. воспитывался в коллеже Святейшего Сердца в Туркуэне; окончив его, поступил в папскую Французскую семинарию в Риме, посещал занятия в папском Григорианском университете , где в мае 1925 г. получил степень д-ра философии. Во время обучения в Григорианском ун-те, в 1926 и 1927 гг., Л. призывался на военные сборы во Францию. 25 мая 1929 г. в Латеранской базилике генеральный викарий Рима кард. Базилио Помпили рукоположил Л. во диакона, после чего он был направлен в еп-ство Лилль. 21 сент. того же года Лилльский еп. Ашиль Льенар рукоположил его во пресвитера. Вернувшись в Рим, Л. завершил учебу в Григорианском ун-те; 2 июля 1930 г. он получил степень д-ра теологии. По примеру старшего брата пресв. Рене Лефевра, вступившего в монашескую конгрегацию Св. Духа, к-рая занималась миссионерством во франц. колониях в Африке, Л. выразил желание стать миссионером, но по окончании учебы был обязан отслужить год в Лилльском еп-стве. Еп. А. Льенар назначил его 2-м викарием на приход Пресв. Девы Марии Лурдской в Ломе, промышленном пригороде Лилля; там Л. занимался катехизацией молодежи.

http://pravenc.ru/text/2463617.html

Вершинино. Часовня Николая Чудотворца. Никольская часовня Карта и ближайшие объекты Вершинино (Погост, Вершинино, Шишкина, Горы) расположено в северо-западном углу Кенорецкого плеса на полуострове, объединяет четыре деревни: Погост, Вершинино, Шишкина, Горы. Административный центр Плесецкого сектора национального парка. Часовня Св. Николая Чудотворца украшает не только Вершинино, но и все Кенозеро. Трудно представить Кенозерский национальный парк без этого замечательного памятника. Точный возраст часовни неизвестен, но она существовала задолго до 1846 г. В конце XIX в. часовня была перестроена. В начале ХХ века у часовни еще не было колоколенки. Это видно на фотографии И.Билибина, сделанной в 1902-1905 гг. Её пристроили чуть позже, но в стиле местных часовен. А к 1980-м годам часовня почти разрушалась. Описание часовни в книге Г.П.Гунна " Каргопольский озерный край " . Часовня в то время еще не была отреставрирована: " На вершине холма одиноко стоит Никольская часовня XVIII в. Часовня видна со стороны озера издалека, и это едва ли не единственный пример такого положения культового здания в Кенозерье. Ее можно назвать прототипом клетских часовен Кенозерья; подобно старому дереву, она раскидала свои семена по озерным берегам. Часовня так прекрасна по форме, с таким смелым взлетом клина кровли, что и в поздней тесовой обшивке не теряет своего очарования. Ее можно рассматривать бесконечно, находя все новые выигрышные точки. Этому способствуют и рельеф местности и природный фон - открывающийся с холма озерный простор. Поставлена часовня не на самой высокой точке верхнего плато, а слегка на скате холма, так что южная стена значительно выше, чем северная, но такая постановка при рассматривании здания снизу придает ему величавость. Часовня как бы закрепляет вершину высокого берега и, одиноко стоя среди широкого оголенного пространства, выглядит монументальным сооружением. Но вблизи - и это свойство многих памятников деревянного зодчества - она кажется совсем небольшой, размеры ее соотнесены с человеком, она может показаться даже приземистой, вросшей в склон холма, как смотрится , например, часовня с восточной стороны, откуда особенно четко рисуется силуэт ее кровли с изящно врезанной главкой. " (Г.П.Гунн).

http://sobory.ru/article/?object=00295

#lx_706553 #lx_706553 .lx_home_button #lx_706553 .lx_home_button svg #lx_706553 .lx_home_button svg path #lx_706553 .lx_home_button:hover #lx_706553 #lx_706553 .lx_close_button #lx_706553 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_706553 .lx_no_click #lx_706553[data-height="" ] .lx_close_button @import url( " " );@import url( " " );@import " " #2566cc2537 Закрыть Разночинец на распутье Размышления над статьей Рустема Вахитова «Интеллигенция и мещанство, или два лика русского разночинства» Андрей Костерин   08:35 13.12.2021 7353 Время на чтение 10 минут Фото: из личного архива автора « Во всякой истории есть больше, чем одна сторона» (Роджер Желязны «Хроники Амбера») В новой статье левоевразийского философа, колумниста «Советской России» Рустема Вахитова предложена довольно остроумная точка зрения на историю России последних 150 лет. По свежести идей и оригинальности суждений статья напомнила замечательную, хоть и несколько разухабистую книгу донецкого писателя-фантаста и публициста Вадима Кирпичева «Зеркало для России» (где русская история представлена как футбольный «матч века» геополитических сборных «Империя» и «Русь»). Короткое эссе профессионального философа Вахитова получилось куда глубже экстравагантной беллетристики профессионального математика Кирпичева, поэтому давайте остановимся на главных идеях статьи уфимского евразийца Рустема Вахитова (сокращённо Р.В.). Р.В.: « Разночинство между тем сыграло огромную роль в политической истории и XIX века, и века ХХ-го. Собственно, оно определило судьбы всех русских революций – несостоявшейся народнически-социалистической 1860-70-х гг., полусостоявшейся 1905 года и, наконец, состоявшихся большевистской 1917 и либерально-буржуазной 1980-х-90-х». «Локомотивом истории» и движущими силами социальных потрясений «первой волны» (конец XIX – начало XX века) и «второй волны» (конец XX века) являются разночинцы, продукт разложения традиционного сословного общества. Разночинство оформилось в «опасный класс», который общество не смогло абсорбировать и который в итоге уничтожил породившее его общество. Проблема «лишних людей» была своевременно отрефлексирована как в русской литературе XIX века, так и в послеоттепельной литературе и особенно кинематографе «морального беспокойства», – и в обоих случаях «мастера культуры», за редким исключением, приняли сторону разночинцев (как «униженных и оскорбленных»).

http://ruskline.ru/news_rl/2021/12/13/ra...

Т.Н. Джаксон, И.Г. Коновалова, А.В. Подосинова 8. Грамота польского князя Мéшка I папскому престолу («Dagome iudex») (около 990 г.) Этой грамотой (которую в литературе принято именовать по первым словам «Dagome iudex») польский князь Мéшко I передает под покровительство римских пап большую часть своих владений. Причины и цели этого акта остаются в науке предметом дискуссий. Вероятнее всего, Мешко хотел тем самым обезопасить уделы своих сыновей от второго брака, упоминаемых в документе, от притязаний их старшего брата Болеслава, будущего польского князя Болеслава I Храброго, о котором грамота молчит и Краковский удел которого в очерченные грамотой пределы не включен. Что такие опасения были отнюдь не беспочвенны, показали события после смерти Мéшка в 992 г., когда Болеслав изгнал из страны мачеху, и братьев (Labuda 1988. S. 250–263). Считают также, что польский князь мог искать поддержки Рима для организации собственной архиепископии на подвластных ему землях и против обострившихся в 990-е гг. претензий Магдебургской архиепископии на церковную юрисдикцию над территорией польского епископства с центром в Познани (Краковская земля, только что отторгнутая от Чехии, возможно, продолжала входить в состав Пражской епископии) (owmiaski 5. S. 603–605; Warnke 1980. S. 127–177). Но зачем тогда в грамоте поименованы супруга князя и его младшие дети? О проблеме в целом см.: Kürbisówna 1962. S. 363–423; Labuda 1988. S. 240–250. Для историка Руси памятник ценен тем, что является одним из наиболее ранних свидетельств (наряду с сообщением Ибрахима Ибн Йа‘куба, о котором см. в т. III настоящей Хрестоматии) о существовании мазовецкого участка русско-польской границы. Грамота сохранилась в качестве регеста в шести списках (все – XII в.) сборника документов об универсалистских правах папского престола («Collectio canonum»), который был составлен римским кардиналом Деусдедитом для пап Григория VII и его преемника Виктора III и закончен в 1086/7 г. (von Glanvell 1905). В отношении языка памятник весьма небезупречен, что делает перевод местами условным. Славянская топонимия сильно искажена.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

[итал. Bagatti] Беллармино (1905, Пиза - ?), итал. археолог, иером. миссии ордена францисканцев «Хранители Святой земли» (Custodia di Terra Santa) в Палестине. В 1935-1980 гг.- профессор Иерусалимской библейской школы; проводил многочисленные раскопки в местах, связанных с евангельскими событиями ( Назарет , Айн-Карем , Эммаус ) . Специалист по древностям эпохи НЗ и раннего христианства. Автор работ по иудео-христ. символике, один из создателей не признанной в науке гипотезы существования системы иудео-христ. археологических памятников в Палестине I-III вв. Вслед за Ш. С. Клермон-Ганно и Э. Л. Сукеником Б. отнес к таким памятникам кладбища, содержавшие оссуарии I-III вв. с граффити, к-рые трактовались как иудео-христ. символы (напр., кладбище на зап. склоне Масличной горы; раскопано Б. в кон. 40-х - нач. 50-х гг. XX в.). Б. попытался привлечь для обоснования идеи связи христ. святых мест с контекстом иудейской мифологии предание о погребении праотца Адама на Голгофе, на месте Распятия Иисуса Христа. В качестве доказательства он опирался на иудейские апокрифы («Пещера Сокровищ», «Битва Адама»), однако самые первые их версии относятся не ранее чем к VI-VII вв. Важным аргументом Б. в полемике с противниками гипотезы были археологические работы «Хранителей Святой земли» на принадлежавших ордену св. местах, осуществленные под его рук. в 50-70-х гг. XX в. На основе раскопок в Назарете (1955-1969) Б. предположил сложение здесь раннего иудео-христ. центра вокруг чтимой с I в. древней пещеры с «церковью-синагогой», пристроенной в III в. Однако для обоснования датировки церкви Б. включил в комплекс не относящиеся к нему сооружения и граффити паломников, имевшие более поздние даты. Археологическая версия иудео-христ. гипотезы развивала текстологические работы Ж. Даньелу, подвергшиеся решительной критике со стороны ученых-протестантов, Б. впосл. также от нее отказался. Однако неоспорима важность целого ряда проведенных Б. натурных археологических работ, таких, напр., как обследование в 1972 г. в Гефсимании одной из святынь Православия - крестообразной крипты храма V в. с погребальным ложем («лавицей») Богородицы, огражденным в XII в. мраморной трансенной. Б. были открыты в Назарете остатки древней церкви (не позже 1-й пол. IV в.), построенной при пещере, описанной паломниками как место Благовестия Пресв. Богородице или как Ее жилище. Выше кладок III-IV вв. Б. обнаружил остатки визант. базилики кон. V-VI в. и связанного с ней монастырского пещерного комплекса (святилище «Благовещения» и «капелла Ангела» с мозаичными полами).

http://pravenc.ru/text/77318.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Павел (Машинин), архиеп. Новозыбковский. Фотография. 1969 г. (Машинин Пантелеимон Кузьмич; 1905, г. Бандырма или г. Балыкесир, совр. Турция - 26.09.1980, с. Григолети (ныне Ланчхутского муниципалитета обл. Гурия, Грузия)), архиеп. Новозыбковский, глава беглопоповцев (с 2002 Русская древлеправославная церковь (РДЦ)). Из семьи старообрядцев- некрасовцев . В 1925 г. семья Машининых переехала в СССР и поселилась на хуторе Некрасовском Мечётинского р-на Донского окр. В 1931 г. в связи со строительством совхоза «Гигант» поселение попало под снос и семья переехала в пос. Анаклия Зугдидского р-на Грузинской ССР (ныне Зугдидского муниципалитета обл. Самегрело-В. Сванетия, Грузия). В 1935 г. П. К. Машинин женился на односельчанке А. И. Спиридоновой. Весной 1938 г. по избранию местной общины был рукоположен во диакона беглопоповским Романово-Борисоглебским архиеп. Михаилом (Кочетовым). В 1942 г. мобилизован в Красную Армию, участвовал в Курской битве, в освобождении Полтавы и Сум. В 1946 г. переехал с семьей в с. Григолети, поскольку в Анаклии богослужения перестали совершаться. 20 окт. того же года беглопоповским Московским и всея Руси архиеп. Иоанном (Калининым) диак. Пантелеимон был рукоположен во иерея. На Архиерейском соборе 17-19 июля 1966 г. свящ. Пантелеимон Машинин, к тому времени овдовевший, был избран кандидатом во епископа на Куйбышевскую кафедру. Осенью того же года свящ. Пантелеимон принял монашеский постриг с именем Павел. 26 нояб. Новозыбковский, Московский и всея Руси архиеп. Иеремия (Матвиевич) и Камышинский еп. Иона (Изюмов) в Новозыбкове совершили хиротонию П. во епископа Потийского и Азово-Черноморского. 27 июля 1969 г. П. был избран главой беглопоповцев и возведен в сан архиепископа Новозыбковского, Московского и всея Руси. В кон. 60-х - нач. 70-х гг. ХХ в. Русская Церковь стремилась к установлению контактов со старообрядцами. На заседании Синода РПЦ от 16 дек. 1969 г.

http://pravenc.ru/text/2578493.html

Москва. Домовая церковь Стефана Архидиакона при бывшей Нечаевской дворянской богадельне. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты Святого первомученика архидиакона Стефана домовая церковь. При бывшей богадельни им С.Д. Нечаева Мальцева. Здание построено в 1901-1906 годах, по проекту Романа Клейна. При дворянской богодельне имени действительно тайного советника С.Д.Нечаева, сооружена на средства его сына Ю.С.Нечаева-Мальцева. Пристроена со двора к восточной части дома. Храм устроен с отдельными входами с улицы и с каждого этажа богадельни. Один вход (со двора) был в виде шатрового крыльца. В 1919 году в богадельни создан приют для ослепших воинов. Храм был освящен 15 мая 1906 г. Это один из редких образцов церковного зодчества в стиле модерн. С алтарным выступом. Украшен разноцветной глазурованной плиткой. Шатровое крыльцо (вход). Храм Стефана Архидиакона действовал до 1922 года, занят различными учреждениями, с 1980 года Министерство образования РФ. Сейчас в здании размещается Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки. Нечаевская богадельня была выстроена в 1901–1905 гг. на средства сына С.Д. Нечаева-Мальцева видного благотворителя Юрия Степановича (архитектор Р.И. Клейн). Церковь при ней освятили 15 мая 1906 г. Это был одноглавый двухэтажный храм со звонницей, соединявшийся со зданием богадельни особым притвором, примыкавший к коридору и парадной лестнице, и имевший также вход с улицы. Над крыльцом помещался мозаичный образ Нерукотворного Спаса с двумя ангелами, с другой стороны храма находилось мозаичное изображение архидиакона Стефана. Над входом в богадельню тоже была мозаика – икона Спасителя в терновом венце. Церковь с двух сторон была облицована лазурным кирпичом. Храм украшал иконостас из белого итальянского мрамора с орнаментом и двумя небольшими колоннами. Его северные и южные двери были из бронзы сквозной чеканной работы. В белом мраморе выполнили солею, амвон и клиросы. Известный иконописец В.П. Гурьянов украсил изображениями архангелов северные и южные двери, написал иконы на Царских вратах. Часть металлической утвари, в том числе серебряная чеканная дарохранительница, крест и семисвечник, были выполнены на известной фабрике Овчинникова. Высоким художественным исполнением отличались также церковные облачения.

http://sobory.ru/article/?object=25375

Кременец. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Полковая церковь /// Епархия неизвестна Карта и ближайшие объекты Среди архитектурных жемчужин Кременца — Покровская (полковая) церковь. (1902-1905 гг), сооруженная в свое время для солдат Якутского полка русской армии на краю военного городка. Полковой городок за годы войны и революции был уничтожен, а храм уцелел, и поскольку престол сдвинулся с места, в 1919 году его освятили еще раз — на этот раз во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Полковая церковь построена в так называемом «кирпичном стиле», который в начале XX века некоторое время был популярным в архитектуре. Поражают художественное и техническое качества кирпича, из которого выстроен храм. В отделке сооружения главная роль отводилась художественным и техническим качествам кирпича, поэтому ее фасад не штукатурили. Формами церковь напоминает русские храмы XVII века, следование которым на склоне империи Романовых считалась отличительным признаком «национального стиля». Информация с «сайта Великих» Церковь была построена по проекту офицера полка капитана Лебединцева в 1902-1905 годах и освящена 26 ноября 1905 г. во имя свт. Иннокентия Иркутского. В 1919 г., став приходской, церковь была переосвящена во имя Покрова Пресвятой Богородицы. После окончания Второй Мировой войны по приказу советской власти церковь закрыли, а с 1961 г. ее помещения использовали под склады. С тех пор храм начал постепенно разрушаться от снега и дождя. В 1970-х годах на разрушенных возле этой церкви могилах военного кладбища построили столовую, которая в народе получила название " на могилках " . В 1985 г. в храме осуществили ремонт и открыли клуб, уничтожив при этом все остатки отделки сакрального здания, в том числе и настенные росписи. В конце 1980-х годов был создан организационный комитет для возвращения церкви прихожанам. Лишь в 1991 г. в храме возобновились Богослужения, в течение первых нескольких лет Богослужений были приобретены паникадило и колокола, настенные росписи выполнил художник Жданкив из г. Почаева. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=29889

Москва. Домовая церковь Серафима Саровского при приюте Мясницко-Басманного попечительства о бедных. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты На Старой Божедомке, Дом с церковью св. Серафима Саровского построили в 1904-1905 году для Мясницко-Басманного попечительства о бедных. Заказчик - Московское Дамское попечительство, у которого были отделения в городе. В доме находились Приют для брошенных на вокзалах севера Москвы и бедных детей Мясницко-Басманного района. Кроме спален и церкви, действовала 4-х классная школа, мастерские столярная, художественная, белошвейная. После 1917 года детей буквально выкинули на улицу. В доме были и общежития, и квартиры. Перед Олимпиадой, в 1978 году дом снесли. Петр Паламарчук. Сорок Сороков. 1995 год, 3 том. Серафима Саровского, преподобного, на Старой Божедомке церковь (уничтожена). Первый в Москве храм в честь преподобного Серафима Саровского был устроен при приюте и богадельне Басманного отделения Дамского попечительства о бедных. Церковь занимала специально для нее выстроенное здание, имевшее два самостоятельных выхода и соединявшееся через хоры с домом приюта. Внутри церковь была украшена стенной живописью. Освятили ее в июне 1905 г. Рядом устроили небольшую деревянную звонницу с пятью колоколами. В оригинальном мраморном иконостасе, в алтаре и на стенах храма находилось более ста икон. Среди них выделялись образ преподобного Серафима с мощами и образ священномученика Ермогена с мощами. Кроме проживавших и работавших в приюте и богадельне, прихожанами храма были многие жители Старой Божедомки (ныне улица Дурова), Самарского переулка и Новослободской улицы. Священником в храме был отец Алексий Урбанович-Пилецкий, награжденный боевыми наградами за участие в Первой мировой войне. Храм закрыли в 1924 г. и передали детскому дому под спортивный зал. Последние приютские здания были уничтожены в конце 1970-х гг. при строительстве стадиона для проведения в Москве Олимпиады 1980 г. Михаил Вострышев " Москва православная. Все храмы и часовни " . Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=34864

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010