Ольга Ходаковская Скачать epub pdf Приложения I. Краткие биографические сведения. о епископе Семиреченском и Верненском Пимене В миру – Петр Захариевич Белоликов. Родился 5/18 ноября 1879 года в семье священника Новгородской епархии. Обучался в Кирилловском Духовном училище в 1889–1894 годах. Окончил Новгородскую Духовную Семинарию в 1900 году и Киевскую Духовную Академию в 1904 году со званием кандидата богословия. В монашество пострижен 6 августа 1903 года митрополитом Киевским и Галицким Флавианом (Городецким). Тем же архипастырем был возведен в сан иеродиакона 24 августа 1903 года. Рукоположен во иеромонаха летом 1904 года ректором Киевской Духовной Академии епископом Платоном (Рождественским). Указом Святейшего Синода от 12 августа 1904 года определен членом Урмийской духовной миссии. 7 июля 1906 года назначен помощником начальника Урмийской миссии. 4 мая 1908 года награжден орденом Святой Анны 3-й степени. 6 сентября 1908 года возведен в сан игумена с возложением палицы. Указом от 3 марта 1911 года назначен ректором Александровской Духовной Семинарии в Ардоне. Летом 1911 года возведен в сан архимандрита Преосвященным Агапитом (Вишневским), епископом Владикавказским и Моздокским. 6 мая 1912 года награжден орденом Святой Анны 2-й степени. Указом от 25 июля 1912 года по собственному ходатайству вновь возвращен в Урмийскую миссию на прежнюю должность. 7 октября 1914 года назначен на должность ректора Пермской Духовной Семинарии. 6 мая 1915 года награжден орденом Святого Владимира 4-й степени. 7 июля 1916 года назначен начальником Урмийской духовной миссии с возведением в сан епископа. 6 августа 1916 года в Петрограде хиротонисан во епископа Салмасского. 2 октября 1916 года награжден орденом Святого Владимира 3-й степени. 3 июля 1917 года назначен епископом Семиреченским и Верненским, викарием Туркестанским. 11 октября 1917 года прибыл из Персии через Ташкент в кафедральный город Верный. 3 сентября 1918 года расстрелян в роще Баума, в восьми километрах от Верного. Тайно погребен в северо-западной части городского парка вблизи кафедрального собора города Верного. II. Сказание о славных делах Раббулы, епископа благословенного города Ургэй (Едессы)

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Beloliko...

О1890–91 31.12.1890 О1890–91 31.12.1891 О1892–93 31.12.1892 О1892–93 31.12.1893 О1894–95 31.12.1894 О1894–95 31.12.1895 О1896–97 31.12.1896 О1896–97 31.12.1897 31.12.1898 31.12.1899 31.12.1900 31.12.1901 31.12.1902 31.12.1903 О1903–04 31.12.1904 О1903–04 31.12.1905 О1905–07 31.12.1906 О1905–07 31.12.1907 О1905–07 31.12.1908 О1908–09 31.12.1909 О1908–09 31.12.1910 31.12.1911 О1911–12 31.12.1912 О1911–12 31.12.1913 31.12.1914 1). И=Извлечение из Всеподданнейшаго отчета обер-прокурора Святейшаго Синода … по Ведомству православнаго исповедания за … год 2). В 1878 г. в мужских монастырях должно быть по штату – 4352 монашествующих, В женских монастырях картина обратная до 20% 3). В 1879 Мужск. мон. по штату – 4383 4). В 1880 Мужск. мон. по штату – 44045). В 1881 Мужск. мон. по штату – 4504 6). О=Всеподданнейший отчет обер-прокурора Святейшаго Синода … по Ведомству православнаго исповедания за … год 7). Нет данных в О1887 и О1888–89 8). В 1889 Мужск. мон. по штату – 4167, Женский штат – 2843 на лицо – 4040 чел. Превышение в 1,4 раза. 9). Нет данных в О1899 и О1900 О церквах (Ведомость [размерность – ед.] Соборы Церкви [в т.ч. выборочно]: – церкви при мужских и женских монастырях – церкви приходские и ружные – церкви единоверческие – церкви кладбищенские Часовни и молитвенные дома Источник Примечание 31.12.1865 31.12.1866 31.12.1870 31.12.1871 31.12.1872 31.12.1873 31.12.1874 31.12.1875 31.12.1876 31.12.1877 31.12.1878 31.12.1879 31.12.1880 31.12.1881 31.12.1882 31.12.1883 31.12.1884 31.12.1885 31.12.1886 31.12.1887 31.12.1888 О1888–89 31.12.1889 О1890–91 31.12.1890 О1890–91 31.12.1891 О1892–93 31.12.1892 О1892–93 31.12.1893 О1894–95 31.12.1894 О1894–95 31.12.1895 О1896–97 31.12.1896 О1896–97 31.12.1897 31.12.1898 31.12.1899 31.12.1900 31.12.1901 31.12.1902 31.12.1903 О1903–04 31.12.1904 О1903–04 31.12.1905 О1905–07 31.12.1906 О1905–07 31.12.1907 О1905–07 31.12.1908 О1908–09 31.12.1909 О1908–09 31.12.1910 31.12.1911 О1911–12 31.12.1912 О1911–12 31.12.1913 31.12.1914 1). И=Извлечение из Всеподданнейшаго отчета обер-прокурора Святейшаго Синода … по Ведомству православнаго исповедания за … год

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/russka...

29.03.2024 В наше время уже мало кто знает, что Православный храм Спаса-на-Водах — уникальный памятник погибшим морякам во время русско-японской войны 1904-1905 гг. — был построен на берегу Невы, на углу Английской набережной и Ново-Адмиралтейского канала в 1910-1911 гг. на народные пожертвования… «России слава, гордость и любовь, За подвиг Ваш, страдания и кровь, Мы скорбью платим Вам и восхищеньем!» К.Р. 9 февраля 2004 г. исполнилось 100 лет со дня героического сражения крейсера 1 ранга «Варяг» и мореходной канонерской лодки «Кореец» с японской эскадрой близ корейского порта Чемульпо. В этот день в Православных храмах городов и весей России состоялись поминальные службы, в частях и на кораблях Военно-морского флота – торжественные построения и возложения венков к мемориалам, посвященным подвигу русских моряков, в различных государственных и общественных организациях – конференции и собрания с соответствующей тематикой. Живые цветы легли и к подножью памятника контр-адмиралу В.Ф. Рудневу — командиру легендарного крейсера. На телеканале «Россия» был показан документальный двухсерийный фильм режиссера А.Г. Денисова «Варяг». В этот же день на Тихом океане, в Цусимском проливе, экипажи боевых кораблей российского Военно-морского флота — ракетного крейсера «Варяг», большого противолодочного корабля «Адмирал Трибуц» и малого противолодочного корабля «Кореец» — отдали дань памяти русским морякам, погибшим в период русско-японской войны 1904-1905 гг. На борту крейсера «Варяг» епископ Приморский и Владивостокский Вениамин отслужил молебен, на воду были опущены венки, из корабельных орудий дан салют. После церемонии российские корабли взяли курс на южнокорейский порт Инчхон (бывший Чемульпо) для участия в торжествах, посвященных 100-летию подвига русских моряков. Отметил это событие и Санкт-Петербургский общественный Комитет восстановления морского храма Спаса-на-Водах, возглавляемый его председателем В.А. Бельковым. В наше время уже мало кто знает, что Православный храм Спаса-на-Водах — уникальный памятник погибшим морякам во время русско-японской войны 1904-1905 гг.

http://old.pobeda.ru/voinskie-hramyi/san...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Алексей Николаевич (19.03.1854, г. Наровчат Пензенской губ.- 9.02.1914, Москва), регент, преподаватель, автор методических пособий по церковному пению. Происходил из бедной крестьянской семьи. В 1869 г. окончил Наровчатское уездное уч-ще и поступил на должность помощника учителя в Наровчатское приходское уч-ще. С 1871 г. был учителем в с. Рамзай Пензенского у. В том же году в Пензе начал преподавать пение в 4-м муж. городском начальном уч-ще, с 1885 г.- в 1-й жен. гимназии, с 1891 г.- в 3-м муж. городском начальном уч-ще. В этот же период преподавал пение в техническом железнодорожном уч-ще (5 лет), во 2-й муж. гимназии (5 лет), в землемерном уч-ще. В кон. 80-х - 1-й пол. 90-х гг. XIX в. был регентом местных церковных хоров; также дирижировал сводными городскими хорами учащихся общей численностью до 600 чел. В течение 25 лет читал лекции и проводил занятия с хорами на регентско-учительских и педагогических курсах в Киеве (1887, 1888, 1900), Инсаре (Пензенская губ.; 1889), Новочеркасске (1890), Липецке (1895), Екатеринодаре (1896), Чернигове (1897), Владикавказе и Туле (1898), Саратове и Обольянове (1899), Вятке (1903, 1904), Москве (1908, 1909), Херсоне (1909), Могилёве (1911), Курске (1912, 1913). На курсах К. занималось более 2 тыс. слушателей. В сер. 1900-х гг. переехал в Москву, был одним из организаторов и преподавателей Народной консерватории (с 1906). Заслуги К. как народного учителя были отмечены серебряной (1893) и золотой (1911) медалями, званием личного почетного гражданина г. Пензы (1895). В 1907 г. за многолетнюю педагогическую деятельность К. получил от Придворной певческой капеллы аттестат 1-го разряда на звание учителя церковного пения и теории музыки. Руководства и пособия К. по обучению пению были награждены большой золотой медалью Южнорусской областной выставки в г. Екатеринославе (1910). Деятельность К. была направлена на повсеместное распространение муз. грамотности и поднятие пения как школьного предмета до уровня др. общеобразовательных дисциплин. Более 20 методических работ К., в к-рых затронут весь спектр постановки хорового, гл. обр. церковного, пения, получили положительные отзывы в учительской среде, переиздавались большими тиражами.

http://pravenc.ru/text/1680991.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДРАГОМИРОВ [Драгомиров-Толстяков, настоящая фамилия Толстяков] Павел Нилович (16.12.1880, Москва - 25.05.1938, Одесса?), хоровой дирижер, регент, композитор, педагог. В 1899 г. окончил московское Синодальное училище церковного пения с занесением на «Золотую доску», в 1902 г.- С.-Петербургскую консерваторию, занимался в музыкально-драматическом уч-ще Филармонического об-ва. С 1901 г. преподавал теорию музыки в регентском классе в Придворной певческой капелле . «Указом от 5 февраля 1902 г. П. Н. Толстяков и А. Г. Чесноков были определены помощниками учителя пения в Капеллу» (РДМДМ. Т. 4. С. 553). До 1904 г. по приглашению С. В. Смоленского , в годы учебы видевшего в нем «умного, способного, отлично занимающегося ученика» (РНБ. Ф. 1141. Ед. хр. 465. Л. 1), работал учителем пения в капелле, затем в учебных заведениях Тамбова. С 1907 по 1917 г. вел сольфеджио и чтение хоровых партитур в Регентском уч-ще в С.-Петербурге, созданном Смоленским. С 1910 г. был хормейстером Мариинского оперного театра, с 1916 г.- главным хормейстером. В 1911 г. преподавал на летних регентско-учительских курсах в С.-Петербурге. В 1915 г. состоял в комиссии по присуждению премий за духовно-муз. сочинения при редакции ж. «Хоровое и регентское дело». С хором Мариинского театра Д. занимался подготовкой оперных сцен в спектаклях «Борис Годунов», «Хованщина» М. П. Мусоргского, «Руслан и Людмила» М. И. Глинки, «Капитанская дочка» Ц. А. Кюи, «Кольцо Нибелунга» Р. Вагнера, «Электра» Р. Штрауса и др. Хор театра ежегодно давал концерт под его управлением, а также участвовал по приглашению в концертах А. И. Зилоти, напр., были исполнены: Литургия С. В. Рахманинова под упр. Е. С. Азеева (см.: Хроника//РМГ. 1911. 2. Стб. 62), под упр. Рахманинова (см.: Прокофьев Г. Хроника: Концерты в С.-Петербурге//Там же. 14. Стб. 366-367) , песнопения «Страстной седмицы» А. Т. Гречанинова (см. там же. 1913. 15/16. Стб. 414-416), симфоническая поэма «Колокола», кантата «Весна» Рахманинова (см.: Хроника: Колокола С. Рахманинова//Там же. 49. Стб. 1140-1142; Прокофьев Г. [А. Зилоти и др.]//Там же. 3. Стб. 89-91), «Magnificat», хорал из кантаты 140 и «Траурная ода» И. С. Баха (см.: Хроника: Концерты в С.-Петербурге//Там же. 3. Стб. 89-91; Т-в Б. Хроника: Оперы и концерты в С.-Петербурге//Там же. 51-52. Стб. 1198-1199) и др. Выступления этого хора пользовались успехом.

http://pravenc.ru/text/Драгомиров-Толстя...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРАФ [нем. Graf] Георг (15.03.1875, Мунцинген, близ Нёрдлингена - 18.09.1955, Диллинген-ан-дер-Донау), нем. католич. востоковед, прелат-проф. Г. был старшим сыном мастера столярного дела Иоганна. До 1888 г. посещал начальную школу в Мунцингене, а с 1888 до 1894 г. был воспитанником епископской семинарии для мальчиков в Диллингене и учеником классической гимназии, где изучал евр. язык и последние 2 года самостоятельно занимался араб. языком. По окончании гимназии 4 года Г. изучал философию и католич. богословие в королевском лицее (с 1923 - Высшая школа философии и богословия) в Диллингене. 23 июля 1898 г. Г. был рукоположен во священника в Диллингене. До 1900 г. он состоял капланом в Пфаффенхаузене и Линдау. С 1900 по 1905 г. исполнял обязанности префекта в той же епископской семинарии для мальчиков в Диллингене, к-рую окончил сам. К этому же времени относится начало его углубленных занятий вост. языками под рук. проф. С. Ойрингера. В 1903-1904 гг. Г. получил отпуск для изучения востоковедения и византиноведения в Мюнхене под рук. профессоров Ф. Хоммеля, А. Дирова, Ф. В. фон Биссинга и К. Крумбахера. 10 июня 1904 г. при Мюнхенском ун-те он защитил диссертацию на тему «Христианская арабская литература до конца XI в. и особенности ее языка» (Die Christliche arabische Literatur: bis zum Ende des 11. Jh. Freiburg, 1905). 16 марта 1905 г. Г. получил приход в Обергессертсхаузене. Священническое служение сочетал с активной научной деятельностью, состоял в переписке со мн. коллегами, в частности с иезуитом Л. Шейхо и православным К. Башой. В 1907 г. Г. занимался в папской б-ке в Риме. После этого опубликовал 2 монографии: «Сочинения Теодора ибн Курры на арабском языке» (Die arabischen Schriften des Theodor Abû Qurra, Bischofs von Harrân. Paderborn, 1910) и «Философия и богословие Яхьи ибн Ади» (Die Philosophie und Gotteslehre des Jahjâ ibn " Adî. Münster, 1910). Осенью 1909 г. Г. получил от Общества Гёрреса стипендию для научной работы в Иерусалиме в 1910-1911 гг.

http://pravenc.ru/text/166395.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАВИД АНАХТ (Непобедимый) [арм. ; греч. αβδ Αρμνιος Ανκητος; Давид Нергинаци] (70-е гг. V - 1-я пол. VI в.), св. Армянской Церкви, философ, основоположник светского направления древнеарм. философии. Род. в Зап. Армении. Учился в Александрии в философской школе Олимпиодора Младшего; затем в том же городе преподавал философию. Пользовался большой популярностью в греч. мире, успешно выступал в философских спорах в Афинах и К-поле, стяжав славу Трижды Великого и Непобедимого философа. Вернувшись в Армению, продолжал активную научную и педагогическую деятельность. По сообщению Аракела Сюнеци (XIV в.), толкователя сочинения Д. А. «Определения философии», Д. А., преследуемый на родине, удалился в Грузию, где и умер; по др. сведениям, он окончил жизнь в Ахпатском мон-ре (Сев. Армения). Д. А. достоверно принадлежат 4 сочинения: «Определения философии»; сохранились тексты на арм. и греч. языках; древнеарм. текст впервые издан в 1731 г. в К-поле; критический текст (с параллельным рус. переводом) - в 1960 г. в Ереване; греч. текст издан А. Буссе в 1904 г. ( Davidis Prolegomena et in Porphyrii Isagogen commentarium//Commentaria in Aristotelem graeca. B., 1904. Vol. 18. Pars 2. P. 1-79); «Анализ «Введения» Порфирия»; сохранились тексты на арм. и греч. языках; древнеарм. текст впервые издан в 1793 г. в Мадрасе; критический текст - в 1976 г. в Ереване; греч. текст опубликован Буссе (Ibid. P. 80-219); «Толкование «Аналитики» Аристотеля»; сохранились тексты только на арм. языке; оригинал оставляет впечатление части более обширного комментария: в сохранившихся текстах разбираются только первые главы «Первой Аналитики» Аристотеля ; текст впервые издан в 1833 г. в Венеции; критический текст вместе с рус. переводом - в 1967 г. в Ереване; «Толкование «Категорий» Аристотеля»; сохранились тексты на арм. и греч. языках; долгое время считалось принадлежащим александрийскому неоплатонику Элиасу (Элию) (см.: Аревшатян С. С. Формирование философской науки в древней Армении. Ереван, 1973. С. 277-285); рус. перевод издан в 1911 г. в С.-Петербурге.

http://pravenc.ru/text/168536.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЛАРИОН (Огиенко Иван Иванович; 2.01.1882, мест. Брусилов Радомысльского у. Киевской губ.- 29.03.1972, Виннипег, Канада), укр. церковный и политический деятель, митр., предстоятель автокефалистской Украинской греко-православной Церкви в Канаде ; историк Церкви. Происходил из старинного казацкого рода. Отец - кантонист, участник Крымской войны, погиб в 1885 г. Из-за крайней бедности И. пошел в школу только в 11 лет. По окончании начальной 4-летней школы в Брусилове в 1896 г. поступил в киевскую военно-фельдшерскую школу, где имел право на бесплатное обучение как отличник и сын военного, с обязательством по ее окончании отработать 6 лет по медицинскому ведомству. Его одноклассником был Ефим Придворов (Демьян Бедный), впосл. советский поэт. В 1903 г. И. сдал экстерном экзамены за курс Острожской классической гимназии. Поступил на медицинский фак-т Киевского ун-та св. Владимира, чтобы получить досрочное освобождение от военной службы в госпитале. В 1904 г. у И. появилась возможность перейти вольнослушателем на историко-филологический фак-т. В том же году он был отчислен за то, что не смог оплатить учебу, но благодаря профессорам Т. Д. Флоринскому и Ю. А. Кулаковскому участвовал в конкурсе на получение Кирилло-Мефодиевской стипендии. И. стал победителем в этом конкурсе, у него появились средства к существованию, и он был освобожден от платы за обучение. Посещал заседания филологического просеминара профессора ун-та В. Н. Перетца (1904-1907), а также семинара русской филологии (1907-1914). После выхода разрешения в 1905 г. на издание укр. периодических изданий И. начал активно в них публиковаться. Его поэтические произведения, публицистические статьи в защиту укр. языка появились в таких изданиях, как «Громадська Думка», «Рада», «Нова Рада», альманахах «Розвага», «Терновий bihok» и др. После открытия 12 мая 1907 г. в Киеве Украинского научного товарищества (УНТ) И. становится корректором и неофиц. редактором «Записок УНТ», состоял членом «Украïнського клуба». В 1909 г. окончил историко-филологический фак-т Киевского ун-та св. Владимира, в том же году защитил магистерскую работу на тему ««Ключ разумения» Иоанникия Галятовского». Учился на Высших педагогических курсах. Несмотря на ходатайства университетских профессоров, Министерство народного просвещения не утвердило его кандидатуру на должность профессорского стипендиата. В 1909-1911 гг. преподавал в Киевской коммерческой школе. Действительный член Украинского научного об-ва в Киеве (1909), один из редакторов изданий об-ва в 1907-1910 гг. С 1908 г. член киевской орг-ции «Npocbimu», с 1912 г. член Исторического общества Нестора-летописца. В том же году был избран членом Общества любителей древней письменности . В 1915-1918 гг. приват-доцент кафедры рус. языка и литературы Киевского университета. Преподавал украинский язык на Высших педагогических курсах.

http://pravenc.ru/text/389195.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КЕРЕНСКИЙ Владимир Александрович (13.12.1868, с. Куроедово Карсунского у. Симбирской губ.- после 1922), проф. КазДА. Сын священника, двоюродный брат председателя Временного правительства (1917) А. Ф. Керенского . В 1889 г. К. окончил Симбирскую ДС, в 1893 г.- КазДА, получил степень кандидата богословия с правом преподавания в семинарии и получения степени магистра богословия без нового устного испытания, но по напечатании и защите сочинений. Оставлен под рук. проф. Н. Я. Беляева профессорским стипендиатом кафедры истории и разбора западных исповеданий (15 авг. 1893 - 15 авг. 1894); с 23 сент. 1894 г. преподаватель кафедры обличительного раскола Пензенской ДС, одновременно заведовал фундаментальной б-кой. 23 дек. 1894 г. утвержден в степени магистра богословия (дис. «Старокатолицизм, его история и внутреннее развитие преимущественно в вероисповедальном отношении»). С 11 мая 1895 г. доцент кафедры истории и обличения зап. исповеданий, с 26 июля 1902 г. экстраординарный профессор, с 1 мая 1903 г. статский советник. В 1897 г. К. была предоставлена годичная заграничная командировка с денежной субсидией в 600 р. В этот период он изучал новое лютеранство в Берлинском ун-те (посещал лекции протестантских профессоров А. фон Гарнака, Ю. Кафтана, О. Пфлейдерера), нем. старокатолицизм при Боннском ун-те и швейцар. старокатолицизм в Берне (слушал лекции профессоров-старокатоликов И. Лангена, Т. Вебера, И. Ф. Шульте, Э. Герцога, Э. Мишо и А. Тюрлингса). Присутствовал на IV Международном старокатолическом конгрессе (Вена, 1897). Кроме того, К. побывал за границей летом 1899 г. В 1898-1899 гг. по итогам командировок К. написал и опубликовал статьи «Старокатолический вопрос в новейшее время: (По поводу переговоров между русской и старокатолической комиссиями)», «Четвертый интернациональный старокатолический конгресс и его значение в истории старокатолического движения», «Три месяца в центре старокатолицизма (в Бонне и Берне)». В 1902 и 1904 гг. был на заседаниях V и VI старокатолических конгрессов. Научные работы К. этого времени посвящены изучению старокатолицизма и лютеранства. 17 марта 1904 г. Указом Святейшего Синода утвержден в степени доктора богословия (дис. «Школа ричлианского богословия в лютеранстве»), 9 марта 1905 г. назначен сверхштатным ординарным профессором, с 23 окт. штатный ординарный профессор. Для годичного акта КазДА 1905 г. К. подготовил речь «Армия спасения», но не зачитывал ее в связи с временным прекращением деятельности академии в период студенческих и революционных волнений. С 16 авг. 1911 г. ординарный профессор кафедры истории и обличения зап. исповеданий в связи с историей Зап. Церкви от 1054 г. до XX в. С 1913 г. преподавал историю Церкви (конспекты лекций были опубл. отдельным изданием), затем - историю религий на Казанских высших жен. курсах.

http://pravenc.ru/text/1684223.html

29.03.2024 Незадолго до начала войны в 1914 году с 1 – по 11 июля в Петербурге проходил первый Всероссийский съезд военного и морского духовенства с участием 49 священников. Он проходил в атмосфере приближающейся войны и во многом определил готовность к ней русских военных пастырей. 21 августа 1914 года Германия объявила войну России. В этот же день Святейший Синод на срочном заседании издал определение N6502, согласно которому 42 тысячи православных приходов были подняты на ноги и 50 тысяч церковных амвонов были призваны на поддержку армии. Одновременно начало действовать мобилизационное расписание Синода 1910 года, которое предусматривало укомплектование новых полков епархиальным духовенством. Кроме того, СвяПротопресвитер Георгий Шавельскийтейший Синод призвал монастыри, православную паству к пожертвованиям на врачевание раненых и больных воинов и на оказание помощи солдатским семьям. Для этой же цели во всех церквах был установлен кружечный сбор за каждым богослужением. Монастырям, общинам и всем духовным учреждениям было предложено отвести и подготовить под лазареты для раненых все свободные помещения, так же как и те, которые можно приспособить для этой цели. Все обители призывались к подготовке способных и благонадежных сиделок для ухода за ранеными воинами в лазаретах и госпиталях. Особое внимание уделялось семьям мобилизованных граждан. Для создания на местах организованной благотворительной помощи таким семьям Святейший Синод поручил епархиальным преосвященным немедленно образовать во всех приходах особые попечительские советы из мирных прихожан с непременным участием в их деятельности духовенства и церковных старост. При Ставке Верховного Главнокомандующего были созданы полевая канцелярия протопресвитера военного и морского духовенства и склад военно-церковной литературы; военно-духовная организация немедленно перешла на штаты военного времени. Протопресвитером — последним в истории Российской армии — был Георгий Иванович Шавельский, выпускник Санкт-Петербургской Духовной академии, после окончания которой служивший священником Суворовской Качанской церкви при Николаевской военной академии. Будучи участником войны с Японией, под Лаояном и на реке Шахэ, был ранен и контужен. За боевые заслуги награжден орденами св. Анны 3-й и 2-й степени и св. Владимира 4-й степени с мечами, а так же золотым наперстным крестом на Георгиевской ленте. 13 декабря 1904 года он был назначен на должность главного полевого священника 1-й Манчьжурской армии. В 1910 году Советом Санкт-Петербургской Духовной академии удостоен степени магистра богословия. А в 1911-м году он назначается на должность протопресвитера военного и морского духовенства.

http://old.pobeda.ru/istoriya-voennogo-d...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010