Питирим (Свиридов Петр Петрович), митр. Крутицкий и Коломенский Родился 21 декабря 1887 года в семье крестьянина, с.Пахотный Угол, Тамбовского уезда. В 1903 году окончил Пахотно-Угловскую второклассную Церковно-приходскую школу ипоступил учителем школы грамоты Тамбовского уезда. В 1904 году поступил в Иоанно-Богословскую церковно-учительскую школу, Козловского уезда (ныне Мичуринского района), курс которой окончил В 1907 году. В этом же году был назначен учителем двухклассной церковноприходской школы Балашовского уезда, Саратовской области, где работал два года. Затем был переведен учителем той же школы в деревню Козловку. В 1911 году рукоположен во диакона и назначен на приход в с.Широкое, Саратовского уезда. В 1913 году поступил в 4-й класс Саратовской духовной семинарии, курс которой окончил в 1915 рукололоиен во священника и назначен заведующим второклассной церковно-приходской школы с.Араш, Петровского уезда. После Октябрьской революции служил в одном из приходов того же уезда. В дни Великой Отечественной войны бил протоиереем в г.Куйбышеве. В 1941 году принял монашество. 12/25 декабря 1941года хиротонисан в г.Куйбышеве во епископа Куйбышевского. В январе 1942 года переведен в Калугу. Подписал определение от 22 сент.1942 г. по делу митр.Сергия Воскресенского с другими. Подписал определение о предании суду Собора Поликарпа Сикорского. В 1943 году – епископ Курский и Белгородский. с сентября 1943 года был участником Собора единогласно избравшим митрополита Сергия Патриархом Московским и всея Руси. Этот же Собор постановил отлучить от Церкви всех епископов и священнослужителей, изменивших Родине и перешедших в лагерь фашистов и лишить их сана. В феврале 1949 года за свои архипастырские труды и патриотическую деятельность воззеден в сан архиепископа. 13 января 1947 года – архиепископ Минский и Белорусский. С 8 по19июля 1948 года был участником церковных торжеств в Москвепо случаю 900-летия автокефалии Русской Православной Церкви.Соучаствовал всовещаниях патриархов и представителей автокефальных Православных Церквей по предложенным Московской Патриархией вопросам:

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Милюково. Церковь Николая Чудотворца. Никольская церковь Карта и ближайшие объекты Кирпичная церковь, построенная в 1761 на средства Салтыкова, колокольня выстроена в 1790 на средства И. М. Олонкина. Двусветный четверик небольшой трапезной соединялся с пятиярусной колокольней. В трапезной придел Иоанна Богослова. Закрыта в 1930-х. Вновь открыта в 1942, в 1943 немцами взорвана колокольня. Формально храм не закрывался, но так и не был восстановлен и ныне в аварийном состоянии. Приписан к церкви в Тесово. Для богослужений оборудовано помещение в притворе. В семье настоятеля церкви родился известный геолог и почвовед В. В. Докучаев (1846-1903). www.vyazmablago.ru В 1846 году в селе Милюкове, что на левом берегу реки Касни, у священника сельской церкви Василия Сергеевича Докучаева родился сын, которого нарекли Василием. Родившийся в Сычёвском уезде мальчик, стал основоположником научного почвоведения, естествоиспытателем, знаменитым ученым Василием Васильевичем Докучаевым (1846-1903).  Отец Василий Докучаев служил в церкви села Милюково во имя Святителя Николая Чудотворца с 1825 года. За усердное прохождение должности священника он был награжден набедренником, скуфьею и камилавкою. 19 лет о. Василий был уездным благочинным. 44 года прослужил он православной церкви и 23 декабря 1868 года на 69 году жизни умер. Кроме священника Докучаева, в этот период в храме служил и благочинный священник Иоанн Смирягин. С 1862 года в храме служил зять Докучаева священник Василий Васильевич Сущинский, который в 1890-х годах был благочинным третьего округа Сычевского уезда. Но этот храм в селе Никола-Низ, а именно так ранее называлось село Милюково, не первый. Ранее, в 1756 году в селе был построен каменный храм во имя Святителя Николая Мир-Ликийского. От названия церкви и происходит старое название села, а точнее части названия Никола-Низ. Второй каменный храм в селе был построен в 1761 году, освященный во имя Святого Николая Чудотворца, Архиепископа Мир Ликийских. Храм был построен на средства князя Салтыкова. Первоначально храм был однопрестольный и без колокольни. Спустя 9 лет на средства сына князя Салтыкова подпоручиком Псковского пехотного полка был построен придел во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. В этом храме была икона святителя Николая, почитаемая прихожанами за чудотворную.

http://sobory.ru/article/?object=18192

Саки. Церковь Илии Пророка. Свято-Ильинский храм в Саках Карта и ближайшие объекты Ходатайство о строительстве храма «при Сакском соленом озере близ деревни Сак» было подано в 1863 году. Первый проект был признан несовершенным, и хозяйственное управление Синода предложило свой проект, который и был одобрен в 1856 году. Необходимость строительства была вызвана развитием курорта Саки. Но Крымская война 1854-1856 годов изменила планы. Курорт был разрушен. При строительстве новой лечебницы предполагалось включить церковь в комплекс зданий, но средств не хватило. В 1861 году на средства евпаторийского купца третьей гильдии Петра Третьякова и других прихожан была построена небольшая временная каменная церковь. В 1902 году приступили к работам по постройке существующего храма. Архитектором храма стал Х.К. Васильев, за строительство взялся опытный инженер-строитель Я.А. Рыков. Планировалось закончить строительство к августу 1903 года. Выбор места для храма был определен построенной в 1894 году колокольней, к которой нужно было пристроить здание церкви. Храм был освящен 2 октября 1903 в торжественной обстановке. Здание имеет длину 34 метра и ширину 24 метра. Храм крестово-купольный. Центральное пространство образовано цилиндрическим сводом, который опирается на четыре прямоугольных пилона. В 1930 году храм закрыли и переделали под клуб. Был снят купол и главки. В алтарной части устроили сцену. Здание было перестроено и понесло значительную утрату архитектурно-конструктивных и декоративных элементов. Хотели снести и колокольню, но решили оставить ее в качестве маяка. В 1942 году церковь была открыта немцами и тех пор не закрывалась. Полная реставрация была начата только в 1990г.: был восстановлен купол и главки, резной иконостас, росписи и убранство. На основании информации с сайтов: http://www.krim-palomnik.ru http://www.krym.ru Украшением главной площади города, несомненно, служит Храм Святого Ильи. В городе, в который с надеждой на исцелении приезжает столько людей, невозможно обойтись без зданий культа. Поэтому с развитием курорта возникла необходимость в таком строительстве.

http://sobory.ru/article/?object=08790

1 Священный Синод Русской Православной Церкви 6 октября 2003 года постановил включить в месяцеслов Русской Православной Церкви имя святителя Николая (Велимировича), епископа Охридского и Жичского, с установлением его памяти 20 апреля. «Индийские письма» были написаны святителем Николаем в первом его заточении, в монастыре Любостыня, где немцы держали его под стражей с июля 1941-го до декабря 1942 года.— Ред. 2 Сведения по истории сербского народа, которые дают наши средние учебные заведения, отличаются крайней скудостью; принятые в них учебники уделяют этой истории едва ли каких-нибудь десять страниц. Поэтому наше общество располагает гораздо более обширным запасом сведений и имеет гораздо более ясное и правильное представление о немцах, французах, англичанах, о древних греках, скифах и персах, чем о чистейшем славянском, родственном русскому по происхождению, по языку и по религии народе сербском. Между тем знание сербской истории нисколько не менее важно, чем знание истории древних греков и римлян, немецкой и французской. …Знание сербской истории даже более важно, чем знание всякой иной истории, так как и то, что нам родственнее и ближе по существу, должно быть нам и лучше известно…» ( Войнович Д . История сербского народа. История Зеты и Черногории//История Сербии и Черногории. М., 2002. С. 34). Эти слова были написаны в 1903 году, и поразительно, что за сто прошедших с той поры лет они нисколько не утратили своей актуальности: советская система образования тоже недостаточно освещала сербский феномен европейской истории и культуры, и сейчас, в начале XXI века, в России так же мало известно о Сербии, как и в начале ХХ.— Ред. 3 Архимандрит Рафаил (Карелин) . Церковь и мир на пороге Апокалипсиса. М., 1999. С. 200.— Ред. 4 Махараджа (санскр. «великий правитель») — титул индийских князей или царей. 5 Все примечания со звездочкой принадлежат святителю Николаю Сербскому. Примечания издателей представлены цифрой. Святые, дни памяти которых приведены в настоящей книге, внесены в месяцеслов Русской Православной Церкви. Собор сербских святителей празднуется 30 августа 12 сентября; многие сербские святые были афонскими монахами, и ко дню их памяти добавляется также день Недели второй по Пятидесятнице — собор святых, просиявших в подвигах на Святой Афонской Горе .— Ред.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3742...

Владимирская. Александровский-Борисоглебский (1366), Антониева-Покровская (1374), Архангельский-Суздальский (1383), Благовещенский-Дуниловский (1403), (1417), Богородицкий-Тихвинский-Андрея Первозв.-Суздальский (1422), Богословский-Переяславский (1427), Борисоглебская за Великим озером (1440), Бори­соглебский (1441), Борисоглебский-Владимирский (1442), Борисоглебский-Суздальский (1443), Борисоглебский-Шуйский (1444), Борисоглебский-Стефановский на Кидекше (1453), Введенский-Суздальский (1467), Воздвиженский или Крестовоздвиженский-Иваново-Вознесенский (1492), Вознесенская-Иваново-Вознес. (1498), Возне­сенский-Владимирский (1500), Вознесенский-Мытинский (1512), Воскресенская (1521), Воскресенский-Муромский (1524), Георгиева-Сергиева-Троицкая-Гороховецкая (1553), Георгиевский-Каменные церкви (1557), Городецкий или Городищенский-Лазарев­ский (1565), Димитриевский-Суздальский (1577), Дубровский-Фрололаврский-Сергиев на Ушне (1588), Духов с Гробли-Переяславский (1595), Зачатейский-Владимирский (1607), Ивановский-Метерский (1614), Ильинская-Судогодская (1620), Иоанно-Предтечев-Куземский (1647), Казанский-Кохамский (1655), Козмодемьянская-Леж- невская (1677), Козмодемьянская-Переяславская (1678), Козмодемьянский-Влади- мирский (1679), Козмодемьянский-Суздальский (1680), Козмодемьянский на Подок- стовье-Муромский (1683), Крестовоздвиженский-Суздальский (1698), Мирзин-По- кровский-Переяславский (1735), Моисеева-Вязниковская (1751), Николаевский-Суз- дальский (1774), Николаевский-Шуйский (1775), Николаевский-Дерюзинский (1796), Покровский-Троицкий-Ивановско-Вознесенский (1887), Покровский-Юрьевский (1888), Покровский-Дубенский (1903), Покровский-Митрополичий на Богоне (1905), Предтечевский-Суздальский (1920), Предтечевский-Киберчанский (1922), на Кубри (1942), Рождество-Иоанно-Крестительский (1991), Сергиевский-Владимирский (2005), Симеоновский-Троицкий (2020), Спасский-Златовратский (2072), Спасский на Чибоже (2083), Сретенский-Богородицкий-Богоявленская пу­стынь (2091), Троицкая-Серапионова (2111), Троицкий-Нежнеландехский (2138), Успенский-Горицкий-Богородицкий-Переяславский (2184), Успенский-Любецкий на Рожку (2187), Успенский-Хотимльский (2197), Христорождественский-Переяславский (2212), Юрьевский-Успенский-Богородицкий на Войнове горе (2236), Якиманский-Суздальский (2241), Ястребский-Спасский-Прохорова-Вассианова пустынь в Сыр­никах (2245).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Закрыть 120 лет со дня рождения Михаила Калатозова. Фильмы, снятые сердцем 28.12.2023 130 Время на чтение 21 минут Источник: Камертон 28 декабря 2023 года – 120 лет со дня рождения великого кинорежиссёра Михаила Калатозова. Михаил Константинович Калатозов (1903–1973) – классик советского кино: кинорежиссёр, кинооператор и сценарист, народный артист СССР. Он принадлежал к поколению ровесников кино, с юности влюблённых в это искусство. В его жизни и творчестве соединились традиции грузинского искусства и опыт лучших мастеров советского кино. Яркая, аристократическая и страстная внешность Калатозова, которого называли «кинематографом», была очень востребована в грузинском кино, но он не стал актёром, полностью посвятив себя любимому делу – режиссуре. Наибольшую известность Михаилу Калатозову принесла военная драма «Летят журавли» (1957). В 1958 году фильм получил «Золотую пальмовую ветвь» на XI Каннском кинофестивале. И это был единственный случай за всю историю советского кинематографа. Этот фильм до сих пор смотрят и любят не только у нас, но и в других странах: он трогает сердца, потому что был снят сердцем. …Широк был диапазон Мастера. Классикой стали и его фильмы: «Соль Сванетии» (1930), «Валерий Чкалов» (1941), «Непобедимые» (1942), «Заговор обречённых» (1950), «Верные друзья» (1954), «Неотправленное письмо» (1959), «Я – Куба» (1964), «Красная палатка» (1969) и другие. В центре всех его картин находится человек, силу которого и воспевает режиссёр. Основные мотивы творчества Михаила Калатозова – героизм, проявляющийся в борьбе с внешними силами, будь это война или природа, а также способность человека быть ответственным за свою судьбу. По словам Ксении Рождественской, «наверное, за всю историю советского и российского кино не было другого режиссёра, кто умел бы так фокусировать требования времени, показывать самую его суть, исследовать его рычаги, кнопки, приборы. И небеса. Калатозов почти во всех своих фильмах с детским, неподдельным восторгом показывал землю с птичьего полёта, человека в небе, человека, глядящего в небо, человека, подчинившего себе воздух».

http://ruskline.ru/opp/2023/12/28/120_le...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Агиография АЛЕКСИЙ Николаевич Троицкий (1875 – 1942), сщмч. (пам. 7 февр. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), свящ. АЛЕКСИЙ Великосельский (1865 – 1918), сщмч. (пам. 17 авг., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ростовских святых), свящ. АЛЕКСИЙ (Соловьев Фёдор Алексеевич; 1846-1928), схим., старец, прп. (пам. 19 сент. и в Соборе Московских святых) АЛЕКСИЙ Сергеевич Смирнов (1870 – 1938), протоиерей, священномученик (пам. 9 марта, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АЛЕКСИЙ Петрович Скворцов (1875 – 1938), сщмч. (пам. 21 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Российских), свящ. АЛЕКСИЙ Степанович Меркурьев (1851 – 1918), свящ., сщмч. (пам. в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АЛЕКСИЙ Михайлович Никонов (1881 – 1938), сщмч. (пам. 16 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), свящ. АЛЕКСИЙ Григорьевич Введенский (1890 – 1938), сщмч. (пам. 10 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), прот. АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых) АЛЕКСИЙ (Бельковский Петр Филиппович; 1842 - 1937), архиеп. Великоустюжский (с 1924 г. на покое), сщмч. (пам. 2 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСИЙ Константинович Бенеманский (1881 - 1937), прот., сщмч. Тверской (пам. 22 нояб. в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСИЙ Иванович Будрин († авг. 1918), прот., сщмч. (пам. 28 авг., в Соборе Екатеринбургских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСИЙ Васильевич Введенский (1903 - 1937), диак., сщмч. (пам. 13 авг., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Ростово-Ярославских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/122298_12.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Варлаам (Ряшенцев), еп. Гомельский. Фотография. 1913 г. (РГИА) (Ряшенцев Виктор Степанович; 8.06.1878, Тамбов - 20.02.1942, Вологда), архиеп. Пермский. Из семьи купца 2-й гильдии, старший брат сщмч. еп. Германа (Ряшенцева) . В. Ряшенцев окончил в 1896 г. тамбовскую классическую гимназию, в 1900 г.- КазДА со степенью канд. богословия. 29 сент. 1901 г. назначен преподавателем рус. и церконослав. языков в Уфимское ДУ. 8 окт. того же года пострижен в монашество с именем Варлаам, 9 окт. Уфимским и Мензелинским еп. Антонием (Храповицким) рукоположен во иеродиакона, 10 окт.- во иеромонаха. 5 марта 1902 г. назначен преподавателем основного, догматического и нравственного богословия в Уфимскую ДС, с янв. 1903 г. инспектор семинарии. Одновременно являлся благочинным единоверческих храмов Уфимской епархии. В авг. 1906 г. возведен в сан архимандрита и назначен ректором Полтавской ДС, одновременно исполнял обязанности председателя Полтавского епархиального училищного совета. 11 янв. 1913 г. в Троицком соборе Александро-Невской лавры в С.-Петербурге состоялось наречение, 13 янв.- хиротония В. во епископа Гомельского, викария Могилёвской епархии, к-рую возглавил С.-Петербургский и Ладожский митр. сщмч. Владимир (Богоявленский) . При наречении во епископа В. сказал: «Времена ныне наступили тяжкие: многие отступают от веры, восстают на Христа и на Его Святую Церковь. Ныне... нужно защищать истину и громко свидетельствовать о ней, быть как бы исповедником. А быть исповедником - значит быть и священномучеником. Таков и есть путь святительский». С окт. 1918 по весну 1919 г. В. находился в Киеве, 29 апр. 1919 г. был уволен от управления Гомельским вик-ством из-за невозвращения в Гомель. 23 июня 1919 г. В. был арестован в Гомеле по «подозрению в контрреволюции», 5 июля приговорен Губревтрибуналом к 2 годам заключения условно, из-под стражи освобожден на основании прошения 5 тыс. верующих. После освобождения назначен епископом Мстиславским, викарием Могилёвской епархии, в 1922 г. временно управлял Могилёвской епархией. 27 июля 1922 г. в Могилёве состоялось первое собрание обновленческого (см. Обновленчество ) духовенства, к которому присоединился В. После освобождения Патриарха св. Тихона из-под ареста в 1923 г. В принес покаяние в уклонении в раскол и 16 сент. 1923 г. был назначен епископом Псковским и Порховским, одновременно с 17 июня 1924 г. управлял Гомельским вик-ством. В кон. 1924 г. В. был арестован во Пскове, приговорен к 2 годам тюремного заключения, отбывал срок в политизоляторе Ярославля, освобожден в 1926 г. без права проживания в Ленинградской и Псковской губерниях. Жил в Ярославле, Ярославским митр. св. Агафангелом (Преображенским) был назначен на Любимское вик-ство Ярославской епархии на смену арестованному весной 1925 г. еп. Сергию (Мельникову).

http://pravenc.ru/text/154207.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Димитрий (Любимов), еп. Гдовский. Фотография. 20-е гг. ХХ в. (Любимов Дмитрий Гаврилович, 15.09.1857, г. Ораниенбаум, ныне г. Ломоносов Ленинградской обл.- 17.05.1935, Ярославль), бывш. еп. Гдовский, руководящий деятель иосифлянства . Сын выдающегося организатора церковной благотворительности прот. Г. М. Любимова (1820-1899) - устроителя Троицкого богадельного дома в Ораниенбауме. После учебы в СПбДС поступил в 1878 г. в СПбДА, к-рую окончил в 1882 г. со степенью кандидата богословия за соч. «О значении Никиты Пустосвята в истории раскола». 23 марта того же года назначен псаломщиком в Никольской ц. при рус. посольстве в Штутгарте (Германия), где был священником его брат Сергий Любимов. С 10 сент. 1884 г. учитель лат. языка в Ростовском ДУ. 6 мая 1886 г. рукоположен во иерея с назначением 2-м священником придворной ц. во имя вмч. Пантелеимона в Ораниенбауме, настоятелем к-рой служил его отец. Одновременно преподавал Закон Божий в Ораниенбаумском городском уч-ще и в детском приюте. Почетный член, товарищ попечителя (с 1900) ораниенбаумского Троицкого богадельного дома. С 5 сент. 1895 г. настоятель ораниенбаумских церквей, отделившихся от придворной: во имя арх. Михаила и Троицкой кладбищенской. С 12 сент. 1898 г. 3-й священник ц. Покрова Пресв. Богородицы в Б. Коломне С.-Петербурга при настоятеле свящ. В. А. Акимове (1864-1942), члене Училищного совета при Святейшем Синоде. При храме содержались сиротский приют, школа, богадельня. 14 мая 1903 г. Д. Г. Любимов был возведен в сан протоиерея, с 14 окт. 1915 г. помощник благочинного 4-го округа Петрограда. В связи с арестом и последующим осуждением прот. В. А. Акимова на Петроградском процессе 1922 г. прот. Димитрий с мая служил настоятелем Покровской ц. в Б. Коломне, проявил себя активным борцом с обновленчеством . 5 сент. 1922 г. был арестован в числе большой группы священнослужителей и мирян. 26 сент., согласно постановлению Петроградского губотдела ГПУ, «как крайне неблагонадежный в политическом отношении» выслан на 3 года в Уральскую губ. (Казахстан). 27 дек. 1922 г. постановлением Комиссии НКВД по адм. высылкам место ссылки изменено на Туркестанскую АССР. Отбывал срок в пос. Теджен (ныне город в Туркмении). В марте 1925 г. освобожден и вернулся в Ленинград, продолжил службу в Покровской ц.

http://pravenc.ru/text/178163.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗИНОВИЙ (Дроздов Николай Петрович; 14.07.1875, с. Холм Галичского у. Костромской губ.- 9.09. 1942, пос. Турьинские Рудники, ныне г. Краснотурьинск Свердловской обл.), архиеп. Тамбовский и Козловский. Из семьи священника. По окончании Костромской ДС (1897) рукоположен во диакона, затем - во иерея. Вскоре овдовел. В 1899 г. поступил в СПбДА, 2 года учился на 1-м курсе. В 1903 г. пострижен в монашество с именем Зиновий. В 1904 г. окончил академию со званием кандидата богословия. 14 авг. 1904 г. командирован священником на госпитальное судно «Орел» в составе 2-й Тихоокеанской эскадры адмирала З. П. Рожественского. Участвовал в походе эскадры из Балтийского м. на Дальн. Восток во время русско-япон. войны. Во время плавания вел дневник, впосл. изданный. В Цусимском сражении в мае 1905 г. судно «Орел» было захвачено япон. крейсером и отведено в Шанхай. После возвращения в Россию был назначен 23 сент. 1905 г. преподавателем Вятской ДС. С 28 сент. 1906 г. смотритель Кутаисского ДУ. С 14 июля 1907 г. правитель канцелярии Грузинского Экзархата. 12 сент. возведен в сан архимандрита. В период обострения ситуации в Экзархате из-за активизации сторонников автокефалии принял сторону экзарха Грузии архиеп. Никона (Софийского) . После убийства архиеп. Никона назначен 13 июля 1908 г. смотрителем Екатеринбургского ДУ. С 22 янв. 1909 г. ректор Кишинёвской ДС. 11 дек. 1911 г. хиротонисан в Троицком соборе Александро-Невской лавры в С.-Петербурге во епископа Измаильского. Стал викарием Кишинёвской епархии. 17 янв. 1913 г. назначен епископом Козловским, викарием Тамбовской епархии. После назначения 1 апр. 1918 г. Тамбовского и Шацкого архиеп. сщмч. Кирилла (Смирнова ; впосл. митрополит) на Тифлисскую кафедру З. вступил во временное управление Тамбовской епархией. 22 мая 1918 г. был избран епархиальным собранием священнослужителей и мирян епископом Тамбовским и Шацким. Избрание было утверждено Патриархом Московским и всея России св. Тихоном 4 июня того же года. В июле-сент. 1918 г. участвовал в работе 3-й сессии Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. Был членом соборного Отдела о богослужении, проповедничестве и храме. В выступлении на заседании отдела говорил о том, что в случае проведения церковной реформы может возникнуть опасность «потери векового наследия красоты богослужебного языка». Предложил для лучшего управления епархией образовать полусамостоятельные Шацкое и Липецкое вик-ства, что было утверждено Патриархом Тихоном 28 нояб. 1918 г. После этого З. стал именоваться епископом Тамбовским и Козловским.

http://pravenc.ru/text/199817.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010