– Раку останется здесь, у меня… – заявил Горохов. – Раку, слышишь! – Амнундак сказал, чтобы и ты пришел в его жилище, – ответил воин. – Скажи Амнундаку, что я буду спать в своем жилище и Раку останется со мной! – решительно заявил Горохов. – Амнундак велел… – начал опять воин. – Я не онкилон и не подвластен Амнундаку, – прервал его Горохов. – Он не может мне приказывать… Раку, иди сюда! Одевавшиеся женщины удивленно переглядывались и перешептывались; воин был поражен. До сих пор белые колдуны ни разу не говорили таких слов и старались угождать вождю, хотя втайне вредили и создавали бедствия. А тут этот полубелый остался один и завел такую речь. Раку не знала, что ей делать: уходить ли с другими женщинами или остаться с Гороховым. – Раку, тебе говорю, не одевайся, а иди сюда, ко мне! – крикнул Горохов. Этот решительный тон подействовал, и Раку подошла к нему. – Садись тут, Раку! Когда все уйдут, мы будем ужинать. Женщины, забрав детей, одна за другой вышли из землянки; воин постоял в нерешительности и наконец ушел. Раку села и сказала: – Амнундак будет очень сердит. Он меня накажет за то, что я осталась здесь. – Не бойся, он не посмеет ничего сделать тебе. Вот увидишь! А теперь вари чай. Спокойствие Горохова подействовало на женщину, и она вернулась к своим хозяйским обязанностям. Они спокойно поужинали и собирались уже лечь спать, когда дверь отворилась и вошли четыре вооруженных воина. Старший из них заявил: – Амнундак сказал: ты не хочешь быть гостем в его жилище – оставайся здесь. Но он велел нам пройти к тебе, чтобы ты не оставался один без защиты. Мы будем здесь спать, место есть. «Ишь, как вывернулся, мудрец!»– подумал Горохов и сказал громко: – Очень хорошо придумал Амнундак! Ложитесь двое там, – он указал на постель Ордина, – и двое тут, – он указал на свое прежнее место. – А я буду на почетном месте, пока не вернутся другие белые люди. Три воина легли, не раздеваясь, а четвертый уселся у огня. – Они пришли караулить тебя, чтобы ты не убежал тайком, как другие белые люди, – прошептала Раку испуганно.

http://azbyka.ru/fiction/zemlja-sannikov...

Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Когда ты подвергнешься тяжкой болезни и многие будут понуждать тебя облегчить страдание: одни - заклинаниями, другие - амулетами, третьи - каки-ми-либо другими чародейными средствами... а ты ради страха Божия мужественно и твердо пе-ренесешь тяжесть болезни и предпочтешь лучше все потерпеть, нежели решиться сделать что-нибудь подобное, - это доставит тебе венец мученичества» . «Ты ищешь у демонов исцеления? Если демоны уже свиней загнали в море, когда Христос дозволил им войти в них; то пощадят ли человеческое тело?.. Это - насмешка и басни. Демоны умеют только строить козни и вредить, а не врачевать. Они не щадят души; неужели, скажи мне, пощадят тело?.. Неужели хочешь уврачевать тело, чтобы погубить душу? Не хороша твоя прибыль: просишь своего зложелателя об уврачевании тела, и раздражаешь Бога, сотворившего тело!.. Демоны не исцеляют. Если же иногда, по попущению Божию, и сделают они какое исце-ление, как и люди; то такое попущение бывает для твоего испытания… чтобы ты научился не принимать от демонов и исцеления… Пусть будем мы больны: лучше остаться больным, неже-ли, для освобождения от болезни, впасть в нечестие. Демон, если и уврачует, больше повредит, нежели принесет пользы… пусть демон тысячу раз обещает избавить тебя от постигших тебя зол: не склоняйся, не уступай… решись лучше перенести болезнь, нежели потерять веру и спа-сение своей души. Бог часто попускает тебе впасть в болезнь не потому, чтобы Он оставил тебя, но с тем, чтобы более прославить тебя» . По замечанию священника Даниила Сысоева, многие годы занимавшегося реабилитацией людей, пострадавших от обращения к различным колдунам, если и бывает некий эффект «исце-ления» от обращения к бесам, то он продолжается только до того момента, пока «исцеливший-ся» не привлечёт своим примером ещё кого-либо на тот же путь. После этого болезнь возвра-щается или происходят другие негативные последствия. Например, известны случаи, когда мать обращалась к экстрасенсу для исцеления сына, и тот выздоравливал, но вскоре впадал в необъ-яснимую депрессию и кончал жизнь самоубийством. Известны случаи, когда после одной вы-здоровленной болезни у человека появлялось несколько новых, более серьёзных. Нередко после обращения за помощью к колдунам человек становился одержимым бесом, но во многих случа-ях никакого исцеления вовсе не происходило, и человек, не получая даже призрачной пользы, брал на душу смертный грех.

http://radonezh.ru/analytics/kak-otnosit...

– Они пришли защищать нас от вампу, медведей и подземных духов, глупая! – спокойно заявил Горохов, конечно вполне понявший намерения Амнундака. Но на ночь он принял некоторые предосторожности: сам лег к стене и ружье положил за собой у стены, зарядив один ствол пулей, другой – картечью. Пеструху уложил в ногах постели. Горохов знал, что собака не пустит никого к спящему хозяину. Ночь прошла спокойно. Воин, сидевший у костра, время от времени сменялся одним из спавших; он поддерживал огонь и дремал, прислонившись к столбу и держа в руках свое копье. Горохов спал крепко, но Раку всю ночь ворочалась с боку на бок: ее все-таки тревожила мысль, что сделает завтра Амнундак. Когда настало утро, воины ушли, но им на смену тотчас же явились Аннуэн и две другие женщины. Горохов еще спал, но Раку сейчас же вылезла к ним и стала расспрашивать, что поведали духи шаману, как отнесся вождь к отказу Горохова и ее неповиновению. Но женщины, очевидно получившие инструкции, ответили: – Что поведали духи, мы не знаем. Амнундак выслушал воина и сказал то, что передали посланные в ваше жилище; а про тебя ничего не сказал. Раку успокоилась, но Горохов, проснувшись и узнав результаты ее расспросов, не удовлетворился ими – ему важно было узнать, что наколдовал шаман. И в течение дня, который он провел в своем жилище и возле него на воздухе, Раку несколько раз ходила по его поручению в землянку вождя на разведку, но ничего не добилась. В первый раз она пошла с трепетом, думая, что ее женщины сейчас же схватят, разденут и высекут по приказу Амнундака: так обыкновенно наказывали за ссоры, лень, непослушание. Но Амнундак даже не обратил внимания на ее появление. Вечером Амнундак пришел к Горохову, уселся у огня и сказал: – Ты не хотел быть гостем у меня, а я вот пришел к тебе… Вот ты вчера сказал, что сегодня белые люди вернутся. Ночь уже пришла, а их нет. Что скажешь еще? Горохов, уже обдумавший за день, что ему делать, ответил спокойно: – Видишь снег на земле – идти трудно, лыж у них нет, потому и запоздали. Придут ночью или утром.

http://azbyka.ru/fiction/zemlja-sannikov...

Правда, однажды, моя мечта чуть было не исполнилась, причём совершенно неожиданно. Стою к мощам, вот-вот подойдёт моя очередь приложиться, как, вдруг прямо передо мной встаёт монах и перекрывает собой движение. И смотрю, а он открывает мощи, во мне всё ликует, свершилось! Вот теперь-то я точно приложусь! Тут же мысль: а почему именно передо мной батюшка монах открыл раку, может потому, что увидел, что я священник? А почему тогда раньше не открывали? А вдруг он это делает по внушению самого Преподобного!? Но монах пропускает вперёд двух красиво одетых женщин. Они приложились к мощам и отошли. Монах стоит ко мне боком, и о, ужас! Он собирается закрыть раку. Те, кто стоял за мной, стали невольно напирать, чтобы «проскочить» и успеть приложиться до того, как мощи будут закрыты. Но монах, видимо, человек в таких ситуациях опытный, профессионально отодвинул нас задом, закрыл раку, и, ни на кого не обращая внимания, ушёл. Я провожал его взглядом, и мне было стыдно за мои тщеславные мысли. А в этот раз я, словно, услышал, стой и никуда не уходи, и не ошибся. Монах, но уже другой, подошёл к раке и, остановив движение к мощам, стал её открывать. Матушка толкает меня в бок: — Иди, быстрее. Я не заставил её повторять дважды, и быстро проскользнул к мощам за спиной у монаха. Моему примеру немедленно последовали ёще двое случившихся здесь же батюшек. И хотя всех людей отвели в сторону, нам, священникам разрешили остаться. Это был добрый знак. Я стоял и молился. Обращаюсь к монаху: — Батюшка, благослови приложиться. Тот отвечает: — Погоди. Люди приложатся, потом вы. Кто такие «люди» он не сказал, но ждали мы их долго. — Может, мы, всё-таки, приложимся, да отойдём? — Подожди, — устало отвечает монах, — я же сказал, люди приложатся, потом вы. Ещё минут через пять появились большие судейские чины, лицо одного из них мне было хорошо знакомо по телевизионным новостям. Остальные были его коллеги из европейских государств. Наш подошёл первым и, как положено, трижды перекрестясь, с чувством приложился. Кстати, после этого, я его зауважал. Остальные «люди» к мощам прикладываться не стали, только, подобно другим туристам, с интересом заглядывали в раку. Я побоялся, что монах забудет про нас и не исполнит обещания. Потому не стал ждать особого приглашения, и сразу же последовал за иностранцами. Монах не препятствовал. Как же я его в тот момент полюбил. Потом до меня дошло, вот, позволь бы он нам сразу же приложиться, и отойти, то и не провели бы мы столько времени рядом с открытой ракой. Спасибо тебе, добрый человек.

http://azbyka.ru/fiction/vozljubi-blizhn...

По другую сторону костра сидели женщины и дети. Горохов различил Аннуэн и других женщин, но Раку не было видно. «Не вернулась ли она в свой род, как вдова? – подумал он и стал всматриваться, в женщин у других костров; у соседнего сидели люди рода, ближайшего к стойбищу вождя, откуда была и Раку; но и здесь ее не было. – Куда она запропастилась! Пошла куда-нибудь или спит? Подожду. Вот они скоро будут есть, тогда должны все собраться». Немного погодя женщины крикнули, что мясо готово; все разошлись по своим родам и уселись вокруг костров; женщины стали раздавать палочки с мясом и лепешки. Но Раку не явилась ни в род Амнундака, ни в свой. Это встревожило Горохова, и он подумал, не убили ли Раку онкилоны в наказание за ее непослушание приказу вождя. Ничем иным нельзя было объяснить ее отсутствие, разве что во время землетрясения Раку придавило в обрушившейся землянке. – Незадача выходит! – пробормотал он. – Зря я проездился. Нужно скоро уходить – солнце уже склонилось к западу. Тут его внимание привлекло появление десяти вооруженных онкилонов, вышедших из леса недалеко от того места, где он прятался. Они подошли к Амнундаку и сложили к его ногам несколько дубинок и копий вампу. – Ты послал нас великий вождь, обыскать место, откуда недавно раздался гром, – сказал старший. – Ты подумал, что вернулись белые колдуны. Но мы видели там много крупной дичи и нашли вот это, – он указал на дубинки. – Белых колдунов или следов их мы не нашли. – А все-таки они бродят недалеко от нас! – сказал Амнундак. – У вампу нет громов. Все хорошо слышали гром. «Хорошо, что у них нет собак! – подумал Горохов. – Не то меня бы уже выследили». Но следующие слова вождя сильно встревожили его: – Скажите предводителям родов, что нужно сейчас выслать всех воинов осмотреть лес вокруг нашей поляны. Белые колдуны близко и принесли нам новое бедствие. Воины ушли обходить костры, разнося приказ. Горохов сообразил, что он не успеет уйти достаточно далеко и решил переждать облаву по соседству, взобравшись на дерево.

http://azbyka.ru/fiction/zemlja-sannikov...

1135 Поспушавше же его – судя по контексту, речь должна идти все о том же «князе города» Никифоре, вышедшем встречать мощи и огласившим всем их обретение (ср.: Житие с перенесением мощей св. Климента, § 5), а не об архиерее. Последний, уже после того, как раку установили на столпе, совершил короткое молебное пение св. Клименту, во время которого молебен был прерван словом на приношение св. Климента (см.: Протоиерей Александр Пепин. Топография... – С. 158). 1137 «Потом попросил перенрести ее в храм святого Созонта близ городской оборонительной стены». Выражение no стънеграда, близъ забрал указывает, что он находился с внешней стороны города, куда выходили боевые зубцы стен – «забрала» (Протоиерей Александр Пелин. Топография... – С. 158). Италийская легенда не менее определенно указывает на предместный, соседский с городом характер храма св. Созонта (ср.: Антология, § 5). Оспаривать это очевидное обстоятельство нет никаких оснований (ср.: Беляев C. А. Христианская топография Херсонеса. Постановка вопроса, история изучения и современное положение//Церковные древности. VII Рождественские образовательные чтения. – М., 1999. – С. 31–32). 1138 ...зане бь вечер – «ибо стоял вечер». В это время года заход солнца совершается в 17 часов вечера, после чего очень быстро наступает темнота. Если учесть, что экспедиция попала на остров еще затемно, отправившись туда под утро, то прошло уже около 12 часов. 1139 «Стеклось много народа, поэтому неудобно было донести на место блаженную раку». Фраза о «неудобстве донести на место» показывает, что храм св. Созонта не входил в первоначальные планы организаторов торжеств и рассматривался только как некий промежуточный пункт на пути переноса мощей к уготованному месту, а точнее, местам – столпу, на который предполагалось поставить раку перед тем, как доставить ее с крестным ходом в кафедральный храм города (см. ниже гл.12). Видимо, выбор маршрута осложнило отсутствие в самом городе церкви св. Климента. 1140 Византийские писатели пользовались античным способом определения времени суток. Согласно римскому обычаю, ночь делилась на четыре стражи. Первая стража продолжалась от заката солнца до 10 часов ночи (Kazdan A. A. Time//The Oxford Dictionary of Byzantium. – New York; Oxford, 1991. – Vol. 3. – P. 2085–2086; Времяисчисление//Христианство. – M., 1993. – T. 1. – C. 384). Следовательно, для завершения четверга, дня 30 января (3 февраля) это соответствует времени между 20 и 22 часами. Следует заметить, что после «второго часа ночи» (зимой это приходится примерно на 19 часов вечера) полагалось гасить огонь в домах, питейных заведениях и других общественных местах (Византийская книга Эпарха. – M., 1962. – XIX, 3, с.67–68,89,247).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Развитие каждой клетки и производство белков (которые, собственно, и определяют вид и функцию клетки) контролируется молекулой ДНК. Рак происходит от изменений, или ошибок, в молекуле ДНК, которые называются мутациями. Откуда появляются мутации? Мы знаем из законов статистической механики и принципа Гейзенберга, что сложные физические процессы, как например, климатические условия или ядерный распад, не могут быть с точностью предсказуемы и иногда приводят к непредвиденным результатам. Эти законы физики также относятся к ДНК. Второй закон термодинамики гласит, что во всех реакциях, где есть обмен энергии, энтропия (или беспорядок) увеличивается. Это значит, что любая термодинамическая система впадает в беспорядок, истановится со временем все более и более хаотичной. Мы это видим каждый день. Например, если оставить красивый сад неухоженным, то он скоро обрастет сорняками. Тот же самый процесс происходит и с ДНК. Размножение молекулы ДНК и сохранение ее целостности - очень сложный процесс. Трудно предположить, как сложно сохранить неизменной молекулу ДНК, длина которой несколько сантиметров, в каждой клетке нашего тела. ДНК подвластна тем же законам термодинамики, как все остальное физическое в нашей вселенной. Со временем ее распад, ошибки или мутации неизбежны. Следовательно, ДНК не статична, но подвержена постоянным изменениям, которые и называются мутациями. С одной стороны это имеет положительную сторону, т.к. приводит к генетическому многообразию и к выявлению положительных генетических изменений. С другой стороны, нестабильность ДНК приводит к мутациям, ведущим к раку. Следовательно, пока второй закон термодинамики остается в силе, мутации в ДНК неизбежны. Значит, рак - это неизбежное следствие законов нашей вселенной. Это страшное заключение имеет множество богословских последствий, как, например, отношения Бога к Им созданной вселенной, или роль человека в мироздании, как того, кто через свои знания может ввести в мироздание изменения. Это приводит нас к вопросу о грехе и болезни. Иногда болезнь является прямым следствием личных грехов. Например, рак легких , рак языка , рак пищевода часто являются следствиями курения. Алкоголизм приводит к циррозу и раку печени . Аморальный образ жизни приводит к раку шейки матки . Иногда рак возникает от, как бы сказать, грехов общества, как например, химическое или радиоактивное загрязнение среды. Например, выявлено значительное увеличение количества рака щитовидной железы в районах Чернобыльской катастрофы.

http://pravoslavie.ru/sobytia/chelovekko...

«Облобызав блаженную раку, он просил поставить ее на время на новопостро- енном столпе во имя святого Климента и тут произнести слово». Очевидно, предполагалось ненадолго поместить раку на воздвигнутом с этой целью «столпе» – некоем возвышении или колонне (греч. «kiona»), может быть, каменном реликварии в форме столба, располагавшемся вне храма, на открытом месте, чтобы дать возможность как можно большему количеству собравшихся увидет мощи и услышать похвальную речь, которую по этому случаю сочинил Константин Философ. «Столп» этот был устроен если и в городе, то совсем рядом с оборонительной стеной, на заранее запланированном пути процессии, скорее всего, недалеко от западных, так называемых Святых ворот (ta Иначе непонятно, зачем пришлось оттуда переносить раку не в один из город- ских храмов, к примеру, в соседний с воротами четырехапсидный купольный марти- рий связанный с легендой о чуде епископа Капитона при крещении херсонитов, а в храм св. Созонта, очевидно, ближайший пригородный, вполне подходивший для организованного «отступления» из толпы, скопившейся у ворот и перекрывшей дальнейшее движение вглубь города (см. киже). Видеть в этом столпе некую «новую» или «не достроенную тогда башню святого Климента», как полагают И. Калиганов (с.314) и Е. Уханова (с.123), нет оснований. И. Я. Франко не называл этот столп новой башней, но тоже полагал, будто «князь города» просил, чтобы мощи были положены «на город- ской башне, которую собственно он строил и собирался назвать именем св. Климента» (Франко I. Сьвятий Климент у – С. 186–187). Между тем в древнерусском языке башня обозначалась обычно словом «въжа», «вежа». Под столпом же понимался столб, колонна, памятник в виде колонны, воздвигнутый в честь какого-либо события, башня или колонна полая внутри, на которой подвизались вершить свой подвиг столпники ( Срезневский И. И. Материалы для Словаря древнерусского языка по письменным памятникам. – СПб., 1893. – Т. 1. – Стлб. 482; Словарь современного русского литературного языка. – М.; Л» 1963. – Т. 14. – Стлб. 933). Наличие в раннесредневеко- вом Херсоне традиции ставить подобные памятные столпы отражено в Житии св. епископов Херсонских, в рассказе о почтении памяти первого епископа-мученика Васи- лия, поэтому и в данном случае речь шла о постройке херсонитами, скорее всего, еще одной «кионы», а никак не боевой башни. Предложение А. Пелина превратить столп в «часовню», специально отстроенную для этого случая, оригинально, но бездоказательно увязывается с размещением этой надуманной топографической достопримечательности – Херсона «прямо в одной из башен входных ворот города» (Протоиерей Апександр Пепин. Топография христианского Херсонеса... – С. 157–158).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

– Проголодалась, бедняга! – догадался последний. – И впрямь пора поесть, только еды-то у нас малость и чай варить нельзя. А дичи уже нет! Он достал из котомки лепешку и копченого гуся, захваченного из обильного запаса, который был подвешен под крышей землянки; стал есть, отдавая собаке необглоданные кости и обрезки. – Эх, последнего гуся едим, Пеструха! – обратился он к собаке. – Ведь наш запас уже затопило – никто не спас, жалось какая! Этот запас напомнил ему про Раку, ее заботы о нем, и ему стало грустно. Вспомнил он Казачье и свою старую, сварливую жену, из-за которой он часто уходил из дому к соседям или нанимался каюром к купцам на длинные концы. И он подумал, что можно еще попытаться увезти Раку, – онкилоны, наверно, остановились на первой сухой поляне, спят после ночной тревоги и бегства. Можно подплыть к ним, пробраться на опушку и выждать, когда Раку появится где-нибудь поблизости, окликнуть ее, забрать – и в лодку. По воде онкилоны не догонят. Его товарищи сегодня до вечера должны еще ждать, а если даже ушли, то в первый день далеко не пройдут, по следу их можно скоро догнать. Горохов сообразил, что за ночь он отплыл только до следующей поляны, то есть километра три – четыре, не больше, – значит, возвращаться недалеко. Приняв это решение во время завтрака, якут отвязал берестянку и поплыл на север. Солнце уже давно взошло и по временам появлялось между тучами и пригревало. При дневном свете картина наводнения не производила такого жуткого впечатления, как ночью. Вода сверкала, струилась, стена леса отражалась в зеркале озера. Горохова удивило лишь обилие всякого мусора, который плавал на поверхности воды в лесу и на каналах; только на полянах, откуда вода растекалась во все стороны, поверхность ее была чиста. Добравшись быстро до поляны, где было стойбище, он решил подновить запас провизии – подплыл к землянке, затопленной выше дверей, влез на крышу и через дымовое отверстие снял несколько пар копченой птицы, подвешенной снизу; на радостях даже отдал целую утку Пеструхе, которой утром досталось очень мало. Собака, ворча от удовольствия, прилегла и стала грызть птицу.

http://azbyka.ru/fiction/zemlja-sannikov...

И что же, чем кончилось всё поручение, возложенное на Г. Солнцева? Как знаменитый художник Академик, он само собою, усмотрел некоторые недостатки в самой работе по части искусства, но не более. Вο всяком же разе, он не мог открыть ничего такого, в чем обвинялся высокопр. Филарет как истребитель и нарушитель будто бы, драгоценных достопамятностей древности. Да этих древних достопамятностей собственно и не было. Известно, что вообще соборный храм Успения Божией Матери после многократных бедствий, в течение разных времён тяготевших над ним, не раз изменялся в своем наружном и внешнем виде; в частности же после пожара в 1718 г. он был тоже отделан заново и освящён в 1722 г. 298 . Следовательно, всё что было древнего, восходило по времени за какие-нибудь 110 лет. К тому же, что оставалось в достаточной целости, всё это не уничтожилось, а сохранилось с необходимою только очисткою и поновлением. Ясно, что желавшими нанести неприятности высокопр. Филарету имелось в виду не самое дело, не интерес его, а лишь бы достичь своей злонамеренной цели. Что же касается самых недостатков, усмотренных Ф.Г. Солнцевым, они состояли в следующем, как значится в указе Св. Синода, от 21 Июля 1843 г. 1) Всю новую живопись сделать темнее; на всех образах золотые украшения исполнить тщательнее; перспективу и пейзажи сделать легче и не так резкими, равно и фигуры в дальних планах облегчить. 2) Орнаменты, вместо белых, написать желтыми, букеты цветов между ними совершенно уничтожить. 3) Оставшуюся старую живопись, портреты Царей, великих Князей и архимандритов осторожно вымыть и заправить и 4) Раку с мощами святых на аршин отодвинуть от стены или перенести в один из боковых приделов, через что откроется надгробный монумент Князя Константина Острожского, уцелевший от пожара 1718 г. и самый памятник очистить от пыли – Генерал Адъютант Министр Императорского Двора Князь Волконский, сказано в указе, присовокупил в сообщении своём Обер-Прокурору Св. Синода, что Государь Император Высочайше соизволил на приведение в исполнение предположений Г. Солнцева по трем первым пунктам; на счет же четвертого пункта Высочайше повелел сообщить Г. Обер-Прокурору Св. Синода для предложения на рассуждение Св. Синода: можно ли будет означенную раку передвинуть с настоящего места или перенести в один из боковых приделов? Вследствие сего Св. Синод предписал указом высокопр. Филарету: – «немедленно распорядится об исполнении предположения Г. Солнцева по трем первым пунктам и об исполнении донести в своё время; – а относительно предположения Г. Солнцева по пункту четвертому представить немедленно Св. Синоду местные сведения с мнением: можно ли будет раку с мощами передвинуть с настоящего места на другое, и давно ли она находятся на настоящем месте и кем поставлена?»

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Vasilev...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010