Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КРЕМЕНЕЦКОЕ ВИКАРИАТСТВО в 1902-1919 гг. Волынско-Житомирской епархии (см. в ст. Житомирская и Новоград-Волынская епархия ), в 1919-1922 гг. с неопределенным статусом, в 1924-1926 гг. Волынско-Кременецкой епархии, в 1944-1945 гг. Луцкой и Волынской епархии . К. в. ненадолго возобновлялось в 1955 и 1988 гг. Центр - г. Кременец (ныне Тернопольской обл., Украина). 1902-1926 гг. К. в. как 2-е вик-ство Волынской и Житомирской епархии (1-е вик-ство - Владимир-Волынское ) образовано 16 июня 1902 г. указом Синода РПЦ после упразднения Острожского викариатства с центром в Кременце. Острожское вик-ство прекратило существование после перевода в 1901 г. Волынской ДС из Кременца в Житомир, когда отпала необходимость наблюдения со стороны Острожского епископа за деятельностью этой духовной школы (Острожское вик-ство было возобновлено в 1910 с центром в Остроге). Резиденция Острожского епископа находилась при кременецком в честь Богоявления мужском мон-ре , кафедральным был Николаевский собор в Кременце. Последним епископом Острожским с кафедрой в Кременце был Серафим (Мещеряков) . Первым Кременецким епископом стал Паисий (Виноградов; 16 июня 1902 - 18 дек. 1902), бывш. викарный епископ Владимир-Волынский. В его обязанности входило управление приходами в Кременецком у., наблюдение за кременецкими муж. и жен. епархиальными духовными уч-щами. Следующим Кременецким епископом стал Димитрий (Сперовский ; 2 февр. 1903 - 1 мая 1904), к-рого сменил бывш. ректор Волынской ДС архим. сщмч. Амвросий (Гудко ; 30 мая 1904 - 27 февр. 1909), хиротонисанный во епископа в кафедральном соборе в Житомире. С 27 февр. 1909 по 26 янв. 1913 г. К. в. возглавлял Никон (Бессонов) . Викариям в исполнении адм. функций помогали настоятели кременецкого Николаевского кафедрального собора: прот. Иларион Концевич (1908-1918), благочинные Кременецкого окр. протоиереи Дионисий Кирилович (1918-1923), Михаил Тучемский (1923-1933).

http://pravenc.ru/text/2459003.html

Архимандрит Пимен (Хмелевский) 1956–1957 Архимандрит Никодим (Ротов) 1957–1959 Архимандрит Августин (Судоплатов) 1959–1961 Архимандрит Варфоломей (Гондаровский) 1961–1963 Архимандрит Ювеналий (Поярков) 1963–1965 Архимандрит Гермоген (Орехов) 1965–1966 Архимандрит Антоний (Завгородный) 1967–1970 Архимандрит Иероним (Зиновьев) 1970–1972 Архимандрит Климент (Толстихин) 1972–1974 Архимандрит Серафим (Тихонов) 1974–1977 Архимандрит Николай (Шкрумко) 1977–1982 Архимандрит Пантелеимон (Долганов) 1982–1986 Архимандрит Павел (Пономарев) 1986–1988 Архимандрит Никита (Латушко) 1988–1993 Архимандрит Феодосий (Васнев) 1993–2002 Архимандрит Елисей (Ганаба) 2002–2006 Архимандрит Тихон (Зайцев) 2006 – по н. в. Приложение 5. Римские папы второй половины XIX–XXI веков п/п Предстоятель Годы правления 1846–1878 1878–1903 1903–1914 Бенедикт XV 1914–1922 1922–1939 Пий XII 1939–1958 Иоанн XXIII 1958–1963 Павел VI 1963–1978 Иоанн-Павел I Иоанн-Павел II 1978–2005 Бенедикт XVI 2005 – по н. в. Библиография Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси. Церковь и духовное возрождение России. – Т. III. Ч. II. – М.: Издательский Совет РПЦ, – 672 с. Августин Блаженный , еп. Иппонский. Творения. В 4-х тт. – СПб, 1998. Аверкий (Таушев) , арх. Четвероевангелие. Апостол. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. – М., 1999. Агапит, архим. Жизнь св. Григория Богослова . – СПб., 1869. Агапит, архим. Жизнь св. Василия Великого . – СПб., 1873. Агапит, архим. Жизнь св. Иоанна Златоуста . – Сергиев Посад, 1902. Амвросий, еп. Медиоланский. Две книги о покаянии. – М., 1901. Амвросий, еп. Медиоланский. Избранные поучительные слова. – М., 1838. Амвросий, еп. Медиоланский. О девстве и браке. – Казань, 1901. Амвросий, еп. Медиоланский. О должностях священнослужителей Церкви Христовой. – Киев, 1875. Амвросий (Погодин) , архим. Святой Марк Ефесский и Флорентийская уния. – М., 1994. – 434 с. Античность и Византия. – М.: Наука, 1975. Антоний (Блум), митр. Сурожский. Беседы о вере и Церкви. – М., 1991. Архиерейский собор РПЦ. 29 ноября – 2 декабря 1994 г. Документы. Доклады. – М.: Изд. Московской Патриархии, 1995. – 208 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Коллектив авторов Скачать epub pdf Священномученик Горазд, епископ Богемский и Мораво-Силезский мая 1879 – †4 сентября 1942 Прославлен Сербской Православной Церковью 17 мая 1961 г., Чехословацкой Православной Церковью 6 сентября 1987 г. Имя внесено в Месяцеслов Русской Православной Церкви в 1988 г. Память празднуется 22 августа/4 сентября (преставление) Из Определений Священного Синода В заседании Священного Синода 27 марта 1988 г. под председательством Патриарха имели суждение о внесении в церковный календарь Русской Православной Церкви имени святого священномученика Горазда, епископа Богемского и Мораво-Силезского. Справка : Преосвященный епископ Богемский и Мораво-Силезский Горазд (Павлик ; †1942) причислен к лику святых Сербской Православной Церковью 17 мая 1961 г. Православная Церковь в Чехословакии 6 сентября 1987 г. совершила прославление в лике святых священномученика Горазда, епископа Чешского, Моравского и Силезского и своим Посланием от 30 ноября 1987 г. известила Поместные Церкви об установлении памяти святого 4 сентября, в день его мученической кончины. Постановили: Включить имя святого священномученика Горазда в Месяцеслов Русской Православной Церкви. Память его праздновать 22 августа по старому стилю (4 сентября по новому стилю), в день мученической кончины святого. Священномученик Горазд (в миру Матей Павлик) родился 26 мая 1879 г. в селе Груба Врбка, в Словацкой Моравии, в семье благочестивых крестьян-католиков. Родители воспитывали будущего святителя в глубоком благочестии, заботясь о его образовании. В годы учения в гимназии в Кромержиже Матей впервые заинтересовался Православием, начал изучать церковнославянский язык. В 1898 г. поступил на католический богословский факультет в Оломоуце, однако Православие все сильнее привлекало его. В 1900 г. он совершил поездку в Киев, желая увидеть своими глазами этот древний центр Русской Церкви и поклониться ее святыням. В 1902 г. в Оломоуце Матей Павлик принял сан католического священника и приступил к приходскому служению.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАРСУНА [Искаженное «персона», от лат. persona - личность, лицо, особа], ранний тип портрета, получивший распространение в рус. искусстве XVII в. (особенно в посл. трети). Многие принадлежащие к этой группе памятники сохраняют стилистические и технико-технологические приемы иконописи, поэтому нередко рассматриваются в истории рус. искусства как переходный этап от иконописи к портретной живописи. По сведениям Е. С. Овчинниковой ( Овчинникова. 1955. С. 3. Примеч. 1), термин был введен в сер. XIX в. И. М. Снегирёвым (Древности Российского государства. 1851. С. 23-26; автор подразумевает под П. наименование портретов «государей, святителей и даже усердных храмоздателей» в кон. XV-XVII в.); он использовался в нач. XX в. (А. П. Новицкий, И. Э. Грабарь), вошел в широкое научное употребление с сер. XX в. Вместе с тем производные от «персона» слова появились в рус. языке не позднее XVI в. ( Срезневский. Словарь. 1902. Т. 2. Стб. 882; Словарь рус. языка XI-XVII вв. М., 1988. Вып. 14. С. 310-311). Внимание к П. возникло в связи с общим интересом к отечественной истории и культуре, проявившемся в рус. обществе и среде ученых к сер. XIX в. В древнерус. искусстве при основном священном образе изредка изображали ктиторов, которые лишь в малой степени наделялись портретными чертами; существовали надгробные изображения государей вместе с их небесными патронами (образ свт. Василия Великого и вел. кн. Василия III Иоанновича из Архангельского собора Московского Кремля, 30-40-е гг. XVI в., ГИМ; см.: Горматюк А. А. Царский лик: Надгробная икона вел. кн. Василия III. М., 2003). В отличие от них П.- самостоятельные, часто исполняющие мемориальную функцию изображения рус. и иностранных государей и знатных особ, патриархов и епископов. Их появление связано с возникшим в рус. культуре XVII в. интересом к личности. К П. в широком смысле слова относятся ранние портреты разных типов, писанные «на дске» или «на полотне», при жизни или «по преставлении» изображенных лиц. Фигуры представлены, как правило, в 3/4-ном повороте, имеют условный церемониальный характер, подчеркивается социальный статус портретируемых, при этом акцент ставится на передачу индивидуальных особенностей внешности. Большое значение придается костюму и атрибутам, изображения нередко сопровождаются подробными надписями с именами и титулами персон. П. была в основном придворным искусством: создание подобных произведений и размещение в домах являлись привилегией государя и знатных лиц, авторитетных церковных иерархов. За редким исключением, на П. не было авторских подписей, хотя большинство из них относились к светскому направлению в искусстве.

http://pravenc.ru/text/2579059.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАССИАН Босой (Косма; 1438 или 1439, Переяславль - 11.02.1532, Иосифов Волоколамский мон-рь), прп. (пам. в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), Волоколамский. Житие К. («Житие и подвизи въкратце старца Касиана, рекомаго Босого, иже бысть во Иосифове мон-ре, о немже слышах преже мене бывших, иное же своима очима видех») было составлено в сер. XVI в. Оно сохранилось в 3 списках сер.- 2-й пол. XVI в., происходящих из Иосифова Волоколамского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря - ГИМ. Син. 927; РГБ. Ф. 178. Муз. 1257 (сер.- 3-я четв. XVI в.); Ф. 98. Егор. 882 (кон. XVI в.). Житие опубликовано по списку ГИМ. Син. 927 (Древнерус. патерики. 1999. С. 213-217). Существуют разные т. зр. относительно авторства Жития. Согласно одной гипотезе, оно было написано учеником К. Фотием († 1554) ( Зимин. 1978. С. 78. Примеч. 10; Он же. 1977. С. 117). Согласно другой, Житие составил ученик Фотия Вассиан Кошка ( Ключевский. Древнерусские жития. С. 295-296; Дмитриева. 1988. С. 285-286). Ряд исследователей допускают возможность написания Жития как Фотием, так и Вассианом ( Кадлубовский. 1902. С. 257; Творогов. 2005. С. 35; Древнерус. патерики. 1999. С. 333). При составлении Жития привлекался материал из Жития прп. Иосифа Волоцкого, написанного еп. Саввой (Чёрным) , послания волоцкого игум. Нифонта (Кормилицына) вел. кн. Василию III Иоанновичу , вероятно, использовались бытовавшие среди насельников Волоколамского монастыря рассказы К., возможно переданные учеником преподобного Фотием. Рассказ о кончине К., по-видимому, принадлежит волоцкому игум. Нифонту (на этом основании А. П. Кадлубовский считал его «соучастником» написания Жития). Биография В источниках сообщается, что К. скончался в возрасте 93 лет. Святой происходил из Переяславля, вероятно из рода служилых землевладельцев. Отсутствие упоминания родственников К. в источниках косвенно свидетельствует, что святой был выходцем из среды мелких или средних землевладельцев, которые составляли большинство среди вотчинников Переяславского у.

http://pravenc.ru/text/1681241.html

Разделы портала «Азбука веры» ( 14  голосов:  4.4 из  5) В этой книге собраны письма, в которых отразилась жизнь людей, связанных общностью жизненного креста и светлой радости. Много писем не сохранилось, так как условия жизни были сложными. Для частичного восполнения писем в книгу добавлены воспоминания. Здесь читатель, может быть, найдет что-нибудь лестное для писавшего и осудит меня, обвинив в нескромности, и он будет прав. Но, может быть, читатель поверит мне, что я себя не вижу в этой книге. Смотрю на нее как бы со стороны и вижу в ней свидетельство о жизни людей, в которой жизнь каждого в отдельности, в том числе, конечно, и моя, не имеет ценности, и в то же время жизнь каждого в общности жизни всех, как думается, неповторима и многоценна. Если читатель будет помнить об этом, то, может быть, эта книга побудит его кое о чем задуматься. Архимандрит Сергий Москва, 1971 Лица, письма которых вошли в книгу Епископ Марийский Леонид (Антощенко) (1872–1937). Епископ Могилевский Никон. Иеромонах Варнава (Гоголев), старец из скита “Параклит” близ Троице-Сергиевой Лавры (?-1933). Архимандрит Сергий (Василий Петрович Савельев) (1899–1977) Лидия Николаевна Савельева, жена В. П. Савельева, в монашестве Серафима (1900–1991). Екатерина (Катюня) Савельева, дочь В. П. и Л. Н. Савельевых (род. в 1927). Евдокия Петровна Савельева (Душенька), сестра В. П. Савельева, в монашестве Евфросиния (1902–1979). Петр Никитич Савельев, отец В. П. и Е. П. Савельевых (?-1928). Аграфена (Грушенька) Пониматкина, няня Катюни, в монашестве Вера (1896–1969). Ирина Сорокина, в монашестве Надежда (1904–1988). Наташа Сорокина, сестра Ирины (1905–1987). Анна Васильевна Сорокина, мать Ирины и Наташи (?-1931). Виктор Галкин, брат Л. Н. Савельевой (1928–1981). Олег Богоявленский, в монашестве Федор (1904-?). Ольга (Олюня) Богоявленская, сестра Олега (1906-?). Юрий Александров (1906–1943). Вера Георгиевна Александрова, мать Юрия, в монашестве Вера. Всеволод Иванович Шманкевич (1892-?). Сергей Петрович Преображенский, в монашестве Никон, игумен Троице-Сергиевой Лавры (1897-?). Глава 1. Кое-что из верховья жизни

http://azbyka.ru/fiction/dalekij-put/

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Библиография. «Фома» – апрель 2011 17 мин., 23.04.2011   1 страница обложки – портрет Заслуженной артистки России Марии Мироновой (фото Владимира Ештокина). См. беседу с Марией Андреевной Мироновой («О вере без смирительной рубашки») - в рубрике   «Интервью номера» (С.10-14).   Пролог: (на заставке – фото Сергея Степанова)   Виктор Цой. Апрель. Стихотворение, 1988 г. («Над землей – мороз,/Что ни тронь – всё лед…»)//Фома. - – апрель 2011 . – С.2. – (рубрика « Пролог »).   Содержание : С. 3.   Письма :   Письма об исповеди . Подборка писем и цитат из книг//Фома. - –апрель 2011. – С.4-6. – (рубрика « Письма »). В подборку включены:   Евангелие от Луки 15:17-20. Цитата: «Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода!..». – С.4;   Конокрад/о. Игорь. – С.4;   Священник Дмитрий Дудко (1922-2004). Цитата: «Священник стоит на исповеди как свидетель…». – С.4;   Архиепископ Иоанн ( Шаховской ) (1902–1989). Цитата: «Должно быть тяжело для вас, отец Иоанн, слушать и принимать исповеди человеческих грехов?..» Я ответил: …». – С.4;   « Я такой же, как и вы все »/ Варя , Москва. – С.4-5;   Священник Александр Ельчанинов (1881-1934). Цитата: «Мы еще не приступили к исповеди, а душа наша слышит искушающие голоса…». – С.5;   Епитимья / Настя , Москва. – С.5;   Схиархимандрит Иоанн ( Маслов ) (1932-1991). Цитата: «Исповеди не надо бояться…». – С.5;   Священник Александр Ельчанинов (1881-1934). Цитата: «Приносить духовнику надо не список грехов, а покаянное чувство…». – С.5;   Странная девушка / Аня , 30 лет, Москва. – С.5;   Гилберт Честертон (1874-1936). « Человек с золотым ключом. Автобиография ». Цитата: «Таинство покаяния дает нам новую жизнь и примиряет нас с миром…». – С.5;   Исповедь безгрешного / Олег , Беларусь. – С.6;   Книга премудрости Соломона 11:24-25. Цитата: «Ты всех милуешь, потому что все можешь, и покрываешь грехи людей ради покаяния…». – С.6;

http://foma.ru/bibliografiya-foma-4-96-a...

С. Девятова Скачать epub pdf Санкт–Петербургские подвижницы Блаженные старицы 20 столетия, жившие в Санкт – Петербурге и его окрестностях, подобно своим великим предшественницам, жившим в 18–19 веках, за свою подвижническую жизнь и великое терпение и смирение обрели дерзновение молитвенно предстоять за страждущих пред Господом. Приведем краткое жизнеописание наиболее известных Петербургских праведниц последних столетий. Ныне известная всему православному миру блаженная Ксения, потеряв в 26 лет любимого супруга, умершего без христианского приготовления, Андрея Феодоровича Петрова, (бывшего певчего придворного хора, служившего в звании полковника) начала подвиг юродства, чтобы умолить Создателя о помиловании внезапно скончавшегося супруга. Молодая вдова отказалась от всех благ мира, надев на себя одежду супруга, стала скитаться по улицам Петербурга, сообщая всем, знавшим ее: «Ксеньюшка моя скончалась, и мирно почивает на кладбище, аз же грешный весь тут». Долгие годы блаженная Ксения безропотно несла свой спасительный подвиг, непрестанно молясь, терпеливо переносила насмешки и побои, зной и стужу. За соё великое смирение и любовь к ближним, блаженная Ксения удостоилась великих даров Святого Духа: дара прозорливости и исцеления. По свидетельству современников – её предсказания сбывались, по её молитвам исцелялись больные люди, блаженная помогала в устройстве семейного быта бедных людей. Блаженная Ксения, подвизавшаяся 45 лет в подвиге юродства, отошла ко Господу в самом начале XIX века. Великая подвижница была погребена на Смоленском кладбище Петербурга, где в свое время она помогала строить церковь . (Когда началось строительство новой каменной церкви на Смоленском кладбище блаженная тайно по ночам, поднимала кирпичи и складывала на лесах.) Чудеса исцелений по молитвам блаженной Ксении не прекратились и после ее смерти. В 1902 году над могилой блаженной Ксении была построена часовня с мраморным иконостасом и надгробием. В 1988 году блаженная Ксения была причислена к лику святых. (День памяти блаженной Ксении – 24 января/6 февраля)

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Санкт-Петербург. Собор Михаила Архангела в Ораниенбауме. Михаило-Архангельский собор Карта и ближайшие объекты В память 300-летия царствования Дома Романовых в 1911 – 1914 годах в Ораниенбауме был возведен новый белокаменный собор Архангела Михаила взамен прежнего деревянного трехпрестольного Михайловского храма, построенного в 1865 – 1867 годах в память о Великом Князе Михаиле Павловиче и получившего в 1902 году статус собора. Проект нового храма был составлен петергофским художником-архитектором А. К. Миняевым и одобрен 7 мая 1911 г. Академией Художеств. Церемония закладки храма состоялась 21 августа 1911 года, а 30 января 1914 года собор был освящен митрополитом С.-Петербургским и Ладожским Владимиром (Богоявленским) в торжественной и пышной обстановке. Главный медный купол внушительно возвышается над зданием, замкнутым с востока тремя массивными апсидами. Фасады храма завершены кокошниками, на крыше храма расположены небольшие, словно декоративные, луковичные главки. Над западным входом в собор возвышается двухъярусная колокольня, завершенная шлемовидным куполом. Внутри собора достаточно просторно. Своды главного купола поддерживаются четырьмя белокаменными колоннами-арками, внутренняя поверхность которых покрыта росписями. Росписи имеются также на стенах и сводах трех алтарей собора. Создание храма преобразило центр маленького городка. Величественный белокаменный храм, выдержанный в неорусском стиле, стал одной из приметных доминант южного берега Финского залива. В 1932 году храм был закрыт. Все его святыни, иконы и убранство пропали и судьба их неизвестна. Превращенный после Октябрьской революции в склад, собор в обезображенном виде находился до 1988 года, когда был возвращен православной церкви. Несколько лет в храме велись реставрационно-востановительные работы пока, наконец, Михайловскому собору, в основном, был возвращен его первозданный облик. 2 февраля 1992 года митрополит С.-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев) вторично освятил главный престол храма. В 1994 году были вновь освящены и боковые приделы собора: 4 ноября – левый во имя Казанской иконы Божией Матери и 19 декабря – правый во имя свт. Николая Чудотворца.

http://sobory.ru/article/?object=00721

Библиография I. Сочинения блаженного Иеронима 1. Издания оригинального текста собрания сочинений S. Hieronymi Opera omnia/Ed. Sweynheyn et Pannarz. Romae, 1468. Opera omnia divi Eusebii Hieronymi Stridonensis/Ed. Desiderius Erasmus. T. 1–9. Basileae, 1516–1572. Opera D. Hieronymi Stridonensis Ecclesiae Doctoris/Ed. Marianus Victorius. T. 1–2. Romae, 1566–1572. S. Eusebii Hieronymi Stridonensis presbyteri opera/Ed. J. Martianay et A. Pouget. T. 1–5. Parisiis, 1693–1706. S. Eusebii Hieronymi Stridonensis presbyteri Opera omnia/Ed. D. Vallarsi. T. 1–11. Veronae, 1734–1742 (второе, менее точное издание: Venetiis, 1766–1772); переизданы в: Patrologiae Cursus Completus. Series Latina/Accurante J.-P. Migne. T. 22–30. Parisiis, 1845–1846, 1864–1865 (с другой нумерацией колонок). Ficarra A. Florilegium Hieronymianum. Torino, 1920. S. Hieronymi presbyteri Opera//Corpus Christianorum. Series Latina. Tumhout, 1958–2005. Vol. 72–80. 2. Издания оригинального текста отдельных сочинений Hieronymus Stridonensis. Liber de nominibus hebraicis. Liber de situ et nominibus locorum Hebraicorum//Onomastica Sacra/Ed. P. de Lagarde. Göttingen, 18872. P. 25–190. Sancti Hieronymi presbyteri Commentarioli in Psalmos. Tractatus sive Homiliae in Psalmos, Marci Evangelium aliaque varia argumenta. Tractatus sive Homiliae in Psalmos quattuordecime varia argumenta//Anecdota Maredsolana. Vol. III. Pars 1–3/Ed. G. Morin. Maredsous, 1895–1903. Hieronymi Liber De viris illustribus//Texte und Untersuchungen zur Geschichte der Altchristlichen Literatur. Bd. 14, la/Hrsg. E. C. Richardson. Leipzig, 1896. S. 1–56. Girolamo. Gli Uomini illustri/Ed. A. Ceresa-Gastaldo. Firenze, 1988. Amelli A. Hieronymi Stridonensis presbyteri tractatus contra Origenem de Visione Isaiae. Montecassino, 1901. Hieronymi Chronicorum codicis Floriacensis fragmenta leidensia, parisina, vaticana phototypice edita/Ed. L. Traube. Louvain, 1902. Eusebii Caesariensis Chronicon. Hieronymi continuatio//GCS. Bd. 47/Hrsg. R. Helm. Berlin, 1956. S. 1–7 (praefatio), S. 231–250 (textus).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010