Казань, 1885. «Православно-христианско-нравственное богословие”. Изд.Ι-е, СПБ, 1891. Изд.2-е, СПБ, 1894. “Объяснение православного богослужения». Вып.3-й, Казань, 1893. “Святый Афанасий Великий , архп. Александрийский и его избранные творения». СПБ, 1893. “Святый Василий Великий , архп. Кесарии Каппадокийской, его жизнь и избранные творения». СПБ, 1894. «О труде и отдыхе». Орел, 1900. “О посте». Орел, 1900. «О любви человека к себе самому». Орел, 1900. «Изображение Мессии в Псалтири». (Магистерская диссертация). Казань, 1879. 2– е изд. Казань, 1901. «О покаянии». Орел, 1901. «О молитве». Орел, 1901. «Церковные чтения». Екатеринбург, 1902. «Толковый апостол». Часть 1-я. «Объяснение книги Деяний Св.Ап. и Соборных Посланий». СПБ, 1903. Отзыв об этом труде см. «Приб. к «ЦВ» 1905, 14, стр.621. «Толковый Апостол». Часть 2-я. Объяснение первых семи посланий Св.Ап.Павла». СПБ, 1904. «Толковый Апостол». Часть 3-я. «Объяснение последних семи посланий Св.Ап.Павла». СПБ, 1905. «Экзегетико-критическое исследование послания Св.Ап.Павла к евреям». (Докторская диссертация). Казань, 1904. Отзыв проф.Богословского о сочинении см. «Прав.Собес.» 1908, май, стр.37. “Воспоминания о святых местах Востока: Константинополь, Афон, Палестина, Египет, Италия”. СПБ, 1906. “Святой Царь Давид, псалмы его и псаломские пророчества о Мессии». Варшава, 1907. «Собрание сочинений» (С портретом). Казань, 1909. «Списки Орловских иерархов». В собран.сочинений, Казань, 1909, стр.939–954. «Списки Смоленских иерархов». В собран.сочинений, Казань, 1909, стр.474–490. «Слова, речи и беседы». Вып.1 (с портретом). Казань, 1909. «Отзыв на его сборник». «Прав.Соб.» 1909, дек., стр.773–782. «Сборник статей (с рисунками)». Казань, 1909. «Святцы и праздники пасхального круга с изображением и песнопениями». Москва, 1909. «Учение о нравственности». Казань, 1910. «Святыни Казани». II книг. «Речь при наречении его во епископа Чебоксарского». «Приб. к «ЦВ» 1891, 9, стр.260. «Слово, сказанное в I-й Варшавской гимназии 12 января 1906 года».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В 1882 году была открыта Киргизская Духовная Миссия как филиал Алтайской миссии, образованной в 1830 году. Ее предназначение – обращение в православное христианство мусульманских народов – алтайцев и казахов. Самостоятельность Киргизская Миссия получила определением Святейшего Синода Русской Православной Церкви за от 31 января 1895 года. Центральный стан Миссии располагался в Усть-Каменогорске, затем в Большой Букони, и в Семипалатинске. Вскоре началось строительство необходимых сооружений. «В понедельник 12 июля 1895 года была совершена в Заречной Слободке Семипалатинска закладка миссионерской церкви во имя Благовещения Пресвятые Богородицы, …и дома для начальника Киргизской миссии, с домовой церковью во имя Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла». На торжестве присутствовал военный губернатор Семипалатинской области генерал-майор А.Ф. Карпов. «Чин на основании храма совершал архимандрит Сергий в сослужении 10 священников и 3 диаконов». «29 июня 1897 года был совершен подъем колоколов на миссионерскую домовую церковь Петра и Павла, а 5-го октября этого же года совершено освящение домовой церкви в законченном постройкой доме для Начальника миссии в центральном стане, который к тому времени представлял из себя целую колонию:… построены – большой 2-х этажный дом с церковью, 3 дома со службами для членов миссии и 2 избы для новокрещенных». «С образованием в Слободке русского поселения, она быстро стала менять свой азиатский характер и принимать вид небольшого русского провинциального городка, с присущими ему учреждениями: сначала здесь появился базар, потом открыто почтово-телеграфное отделение, выстроена каланча, учреждена больница, открыто министерское училище… Но украшением слободки несомненно служит стан миссии, с своим величественным главным домом и с своими двумя храмами». Как видно из отчета о состоянии Киргизской миссии за 1903 год, к 1 января 1904 года миссия состояла из 9 станов, при которых состояли на службе – один архимандрит (начальник миссии), 6 иеромонахов, 6 священников, 5 диаконов и 9 псаломщиков. В частности, население главного стана составляют: начальник миссии, 2 иеромонаха, диакон и псаломщик; при стане имеется приют для новокрещеных детей и одноклассная церковно-приходская школа. Первым начальником миссии, при котором и велось все строительство главного стана, был архимандрит Сергий, который прослужил в этой должности до 1898 года (впоследствии 2-й епископ Омский; с 1914 года – епископ Сухумский). После него, до 1901 года, миссию возглавил архимандрит Макарий (впоследствии епископ Бийский). Затем, в 1901-1906 гг. руководил архимандрит Владимир (назначен епископом Белостокским). С 1906 года миссию возглавлял архимандрит Киприан, который в 1911 году был рукоположен во епископа Семипалатинского и прослужил до 1922 года, когда был сослан в Соловки… С 1914 по 1916 гг. помощником начальника Киргизской миссии состоял иеромонах Мануил (Лемешевский).

http://sobory.ru/article/?object=15543

29 июня 1884 года, Преосвященнейшим Михаилом, Епископом Курским и Белгородским рукоположен во священники к храму Свято-Троицкому, села Ново-Троицкого Рыльского уезда. В 1894 году Марта 7-го дня, Преосвященнейшим Ювеналием, Епископом Курским и Белгородским переведен на настоящее место в Покровскую церковь села Любицкого. Проходил в должности законоучителя в Больше-Солдатском, Ново-Троицком, Ново-Селидебновском Земских училищах, в Китаевской церковно-приходской школе. С 1899 года проходил должность Духовника 4-го Благочинного округа Курского уезда. В воздаяние за усердную и полезную законоучительскую службу по народному образованию, засвидетельствованной Курским Епархиальным Начальством, Святейшим Просвятительствующим Сенодом, неоднократно был награжден, в том числе орденом Святой Анны 3-й ст. В семействе у него была жена Мария Ивановна 1868 г.р., дети - сын Николай 1899 г.р., дочери - Ефросиния 1895 г.р., Ольга 1897 г.р., Надежда 1901 г.р. Все дети обучались в Курском Епархиальном училище. Дьякон Павел Алексеевич Грунский, 1845 г.р., из духовного сословия. Образование получил в Курской Духовной Семинарии, которую окончил в 1866 году. В 1867-м году Июня 11 дня, Преосвященнейшим Сергием, Епископом Курским и Белгородским посвящен в дьяконы на настоящее место. Псаломщик Сергей Васильевич Недригайлов, 1873 г.р., из духовного сословия. Образование получил в Курском Духовном училище. Был уволен из 4-го класса по своему желанию, не окончив полного курса. В 1899-м году Апреля 26 дня, Преосвященнейшим Лаврентием, Епископом Курским и Белгородским определен на настоящее место. В 1901-м году Марта 24 дня утвержден псаломщиком. В семействе у него жена Анастасия Петровна 1880 г.р. и дочь Зоя 12 января 1909 г.р.. С 5-го ноября 1906-го года, старостой при церкви состоял крестьянин села Любицкого Терентий Иванов Ефремов. Дома для священно и церковно-служителей на церковной усадебной земле построены тщанием членов причты и составляли их собственность. Земли при церкви состояло: усадебной вместе с погостом церковным 3 десятины, пахотной 30 десятин.

http://sobory.ru/article/?object=17631

15 октября 1900 г. при Миссии была открыта православная школа для корейских мальчиков, в которой первоначально обучалось 12 человек. Число корейцев, принимавших Православие, постоянно росло. Сотрудники Миссии придавали большое значение переводу вероучительных и богослужебных книг, уже в 1900 г. были переведены на корейский язык «Православное исповедание» св. Димитрия Ростовского, Часослов и «Чин крещения язычников». [v] Затем о. Хрисанф перевел «Краткий молитвослов», краткое изложение веры и выдержки из «Простых речей о великих делах Божьих» преосвященного Макария Томского. В первые годы существования Миссии она развивалась довольно быстро. Еще в 1898 г. для нее был приобретен земельный участок в районе Динг-Донг, расположенный недалеко от центра столицы. В 1901 г. приступили к строительным работам, а в следующем году были выстроены шесть кирпичных зданий: дом для миссионеров, колокольня, дом для переводчиков, здание школы с комнатами для преподавателей и подсобные помещения. 6 марта 1902 г. о. Хрисанф освятил строения Миссии; в качестве храма первоначально решили использовать здание школы. 17 апреля 1903 г. состоялось торжественное освящение церкви в честь свт. Николая Чудотворца, к 1904 г. были крещены 14 корейцев и открыт первый миссионерский стан в Мунсане. [vi] Большие затруднения в работе Духовной Миссии были вызваны русско-японской войной и I российской революцией. Этим, прежде всего, объясняется небольшой рост православной общины по сравнению с другими христианскими конфессиями в Корее. Сразу же после начала войны Миссия на короткий период стала центром российской национальной жизни. 27 января 1904 г., когда японцы совершили вероломное нападение на русские корабли в Инчхоне, русские жители Сеула пришли в церковь, чтобы молиться о победе российского оружия. Но уже через несколько дней Корея подверглась японской оккупации, и все российские граждане были вынуждены покинуть ее пределы. Архимандрит Хрисанф и его сотрудники 2 февраля были высланы из Сеула японской военной администрацией и выехали через Инчхон в Шанхай, где нашли временный приют в отделении Китайской Православной Духовной Миссии. После возвращения в Россию о. Хрисанф был хиротонисан во епископа Елисаветградского, викария Херсонской епархии. Имущество Корейской Миссии было опечатано и вверено на сохранение французскому посольству, миссионерские школы закрыты и т.д. [vii] Владыка Хрисанф с горечью переживал разорение своего детища, оставшись в России он умер через год после епископской хиротонии — в 1906 г.

http://bogoslov.ru/article/465367

Александр Соколов , ректор Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского, с 2004 по 2008 гг. министр культуры и массовых коммуникаций РФ, Москва. Место для удара . Фото ИТАР-ТАСС. – С.20. Реклама : С.21. ВЕРА (раздел). – С.22-37. Александр Ткаченко . Урок Иоанна Кронштадтского. Как не перепутать покаяние с исповедью . В оформлении использованы рисунки Антуана де Сент-Экзюпери//Фома. - – сентябрь 2010. – С.22-27. – (раздел « Вера »). Новомученики: Игумен Дамаскин (Орловский), член Синодальной комиссии по канонизации святых, руководитель фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», клирик храма Покрова Божией Матери на Лыщиковой горе (Москва), www.fond.ru . На смерть – как на брачный пир. Памяти священномученика Варсонофия (Лебедева) и преподобномученицы Серафимы (Сулимовой) . Фото Владимира Ештокина//Фома. - – сентябрь 2010. – С.28-29. – (раздел « Вера », рубрика « Новомученики »). 15 сентября Русская Православная Церковь отмечает память священномученика Варсонофия (Лебедева), епископа Кирилловского, викария Новгородской епархии, и преподобномученицы Серафимы (Сулимой), игумении Ферапонтова монастыря. Священномученик Варсонофий родился в 1871 году в Новгородской губернии в семье псаломщика, в крещении был наречен Василием. Окончил Новгородскую духовную семинарию. В 1895 году пострижен в монашество с именем Варсонофий, рукоположен в иеромонаха и назначен на должность миссионера, а в 1909 году - возведен в сан архимандрита. 8 января 1917 года хиротонисан во епископа Кирилловского, викария Новгородской епархии. Когда в России начались преследования священнослужителей, продолжал неустанно призывать народ к вере, к жизни в церкви. В двадцати километрах от Кириллова в древнем Ферапонтовом монастыре   подвизалась первая после восстановления обители игумения Серафима (Сулимова). Родилась в 1858 году в городе Устюжна Новгородской области. В 1874 году поступила в Леушинский монастырь. В 1901-м была пострижена в монашество с именем Серафима и вскоре пришла в Ферапонтово. 2 июля 1906 года была назначена игуменией. 12 мая 1918 года в связи с отказом крестьян допустить представителей советских властей к описи монастырского имущества игумению Серафиму вызвали в Кирилловский исполком на допрос и арестовали, обвинив в подстрекательстве к бунту. 14 сентября был арестован и заключен в ту же тюрьму в Кириллове епископ Варсонофий. На следующий день около пяти часов утра его, игумению Серафиму и еще четырех мирян в сопровождении двадцати красногвардейцев вывели из тюрьмы и расстреляли. Они встретили мученический конец с достоинством и молитвой.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-9-89-a...

Огромный интерес представляет история строительства каменной церкви, изложенная в документах Российского военно-исторического архива, обнаруженных мной в 1989 году и позволивших выполнить атрибуцию памятника. В октябре 1899 г. священник Алексей Серебренников обратился к военному министру генерал-адъютанту А. Н. Куропаткину с просьбой о постройке каменной или деревянной церкви, так как площадь церкви составляла 180 кв. аршинов, половину её занимал алтарь, в госпитале было 325 больных, 163 человека врачей и персонала и 70 воспитанников фельдшерской школы; также отец А. Серебренников просил о переходе в ведение протопресвитера военного духовенства. Первый эскиз храма был составлен 10 февраля 1900 г. инженер-полковником Управления Сибирским военным округом Холостовым. Но он не удовлетворил Главное инженерное управление. Поэтому 12 июня академиком архитектуры А. И. фон Гогеном был создан проект деревянной церкви на 400 человек. Но в январе 1901 года отец Алексей Серебренников вновь обращался в Главное инженерное управление с просьбой устроить каменную, а не деревянную церковь, вследствие дороговизны леса и дешевизны кирпича, а также большого притока пожертвований. Вскоре он присылает чертежи храма на 440 человек со сметой на 33036 рублей, выполненные заведующим Инженерной частью Сибирского округа военным инженер-полковником И. И. Зараковским. Омский проект опять был отвергнут, и журналом от 23 января 1903 года 4 утвержден проект каменной церкви, составленный Александром Ивановичем фон Гогеном. Подрядчиком стал Григорий Полуаршинов, начавший строить храм в 1904 году. Но его мобилизовали ратником ополчения на войну с Японией. 4 августа 1904 года подряд перешел к известному строителю Мирону Ивановичу Печенину. Строился храм на пожертвования – в 1902 году их было 27500 рублей, 8000 рублей церковного капитала и средства военного ведомства. Освятили церковь 17 декабря 1906 года. Церковь была построена в духе русских храмов семнадцатого столетия, как и другие храмы по проектам А.

http://sobory.ru/article/?object=00031

Иван Косогоров. Родился в 1879 году в крестьянской семье на Владимирщине. Обучался вцерковно-приходской школе. 10 декабря 1903 года поступает в Зосимову пустынь. Поставлен на послушания переплетчика и каменщика. 21 декабря 1905 года зачислен в указную братию монастыря. 23 марта 1911 года принял постриг. 6 января 1912 года рукоположен в иеродиакона. Наряду с чредой священнослужения несет послушание на клиросе и свечном заводе. «Очень хорошего поведения». Иеродиакон Зосима Захар Кукса. Родился 1876 году в крестьянской семье Волынской губернии. Грамоте обучался дома. Женат не был. Служил в армии. Запасной нижних чинов. 19 апреля 1901 года поступает в Зосимову пустынь. Несет послушание на конном дворе. 9 марта 1910 года по увольнении военным начальством зачислен в указную братию. 7 апреля 1910 года принял постриг 4 мая 1914 года рукоположен в иеродиакона. Наряду с чредой священнослужения несет послушание кровельщика и на клиросе. «Очень хорошего поведения». Иеродиакон Викентий Вавила Изветков. Родился в 1880 году в семье мещан города Меленкова Владимирской губернии. Окончил городское училище. 2 февраля 1898 года поступил в Зосимову пустынь. Принял послушание в портновской. 13 декабря 1906 года зачислен в указную братию. 23 марта 1911 года принял постриг. 15 ноября 1915 года рукоположен в иеродиакона. Наряду с чредой священно-служения несет послушание закройщика в портновской. «Очень хорошего поведения». Иеродиакон Ириней Иван Рахманов. Родился в 1882 году в крестьянской семье Московской губернии. Грамоте обучался дома. 6 января 1907 года поступает в Зосимову пустынь. Несет послушание на конном дворе. 27 января 1913 года зачислен в указную братию. 15 марта 1913 ода принял постриг. 18 ноября 1915 года рукоположен в иеродиакона. Наряду с чредой священнослужения несет послушание слесаря. «Очень хорошего поведения». Иеродиакон Фаддей. Федот Сальников. Родился в 1883 году в крестьянской семье Пензенской губернии. Грамоте обучался дома. 29 сентября 1905 года поступает в Зосимову пустынь. Несет послушание на скотном дворе. 5 июня 1909 года зачислен в указную братию. 12 марта 1914 года принял постриг. 26 марта 1917 года рукоположен в иеродиакона. Наряду с чредой священнослужения несет послушание просфорника и на клиросе. «Очень хорошего поведения». Иеродиакон Виссарион

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Священномученик Прокопий родился в 1877 году в семье священника города Кузнецка Томской губернии Симеона Титова и в крещении был наречен Петром. Начальное образование получил в духовном училище, в 1897 году закончил духовную семинарию, в 1901 – Казанскую духовную академию. 21 августа 1901 года в Успенском монастыре города Уфы был пострижен в монашество с именем Прокопий, 23-го рукоположен в сан иеромонаха и назначен заведующим Томской церковно-учительской мужской школой. В 1906 году он был назначен преподавателем Иркутской духовной семинарии. 30 августа 1909 года возведен в сан архимандрита и назначен помощником заведующего пастырским училищем в городе Житомире. В течение шести лет работы там был вдохновенным преподавателем и проповедником. 30 августа 1914 года архимандрит Прокопий хиротонисан во   епископа Елисаветградского, викария Херсонско-Одесской епархии. 26      января 1918 года он был назначен епископом Николаевским. В 1921 году стал епископом Херсонским и Одесским. В условиях гонений на Русскую     Православную Церковь за нравственную чистоту и безупречность, твердые убеждения, подвижничество заслужил репутацию архипастыря высокой духовности. 16 февраля 1923 года епископ Прокопий был арестован, заключен в херсонскую, затем переведен в одесскую тюрьму. Несмотря на письма и ходатайства паствы, приговорен к расстрелу, который заменили высылкой за пределы Украины. 12 января 1925 г. был освобожден и выехал в Москву. В июне 1925 года возведен в сан архиепископа и назначен на Одесскую кафедру. Осенью 1925 года после ареста патриаршего Местоблюстителя митрополита Петра (Полянского) вместе с десятками выдающихся архиереев был арестован и архиепископ Прокопий. 26 мая 1926 года его приговорили к трем годам заключения в Соловецкий концлагерь. Позже, в декабре 1928, не предъявляя нового обвинения, добавили еще три года ссылки на Урал, в Тюменский, а затем Тобольский округ. 30 июля 1931 года архиепископа Прокопия вновь арестовали и приговорили к трем годам ссылки в Казахстан. Возвращаясь из этой ссылки, 16 сентября 1934 года, проездом в Камышине был случайно арестован вместе с хозяевами квартиры. 17 марта 1935 года приговорен к пяти годам ссылки в Каракалпакию, город Турткуль. Там, 24 августа 1937 года, вновь арестован и обвинен в создании молельни и контрреволюционной агитации. 28 октября приговорен к расстрелу. Архиепископ Прокопий был расстрелян 23 ноября 1937 года и погребен в общей безвестной могиле.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-11-175...

Великий князь Сергей Александрович П. П. Шувалов П. А. Столыпин А сколько погибло обычных чиновников, полицейских! Терроризм стал в России в буквальном смысле слова повседневным явлением. С октября 1905 по 1907 год было убито и ранено более чем девять тысяч человек, включая множество случайных людей. Только по официальной статистике, с января 1908 года по май 1910-го произошло без малого двадцать тысяч террористических актов, в результате которых было убито семьсот пятьдесят государственных чиновников и более трех тысяч частных лиц, тысячи были ранены. Ученые оценивают число убитых и раненых в период с 1901 по 1911 год в семнадцать тысяч человек . 15 июля 1904 г. Государственные чиновники и группа любопытных у места убийства министра внутренних дел Вячеслава Константиновича фон Плеве Дача премьер-министра П.А. Столыпина в Санкт-Петербурге на Аптекарском острове после покушения 12 августа 1906 г. Карета казначейства после нападения на нее эсеров на набережной Екатерининского канала. 1906 г. Это пять жертв каждый день! В разгар террористических атак Петр Аркадьевич Столыпин разъяснил «прогрессивному обществу», своим будущим убийцам, позицию правительства: «Людям, господа, свойственно и ошибаться, и увлекаться, и злоупотреблять властью. Пусть эти злоупотребления будут разоблачены, пусть они будут судимы и осуждаемы. Но иначе должно правительство относиться к нападкам, ведущим к созданию настроения, в атмосфере которого должно готовиться открытое выступление; эти нападки рассчитаны на то, чтобы вызывать у правительства, у власти паралич воли и мысли. Все они сводятся к двум словам, обращенным к власти: “Руки вверх”. На эти слова, господа, правительство с полным спокойствием, с со- знанием своей правоты может ответить только двумя словами: “Не запугаете!”» Как мы уже заметили, далеко не все террористы несли заслуженное наказание. Число убитых госслужащих значительно превышало число казненных преступников. Волну терроризма удалось сбить, но не до конца. На кого же опиралась эта страшная кровавая энергия? На деньги? Безусловно. Но деньги были далеко не главным фактором. Первейшей и самой вдохновляющей поддержкой террора было его одобрение и содействие ему со стороны российского «передового общества». Террористы и являлись в квазигосударстве его армией, овеянной восторгом и славой.

http://pravoslavie.ru/157671.html

Родился в Вологодской губ. Окончил Вологодскую духовную семинарию (1896) и МДА (1900) со степенью кандидата богословия и назначен помощником инспектора МДА; и в 1901 г. пострижен в мантию и рукоположен во иеродиакона (14 янв.) и иеромонаха (31 марта 1901 г.). С 6 сентября 1902 г. – инспектор Курской духовной семинарии. В 1904 – ректор Псковской духовной семинарии в сане архимандрита. В 1905 – синодальный ризничий; настоятель синодальной церкви во имя Двунадесяти Апостол в Московском Кремле. В 1906 – настоятель Московского Новоспасского монастыря. В 1909 – ректор Московской Духовной Семинарии. В 1912 г. 24 июня хиротонисан (в московском Храме Христа Спасителя) во епископа Винницкого, викария [Каменец] -Подольской епархии; С 14 февр. 1914 г. – епископ Балтский, викарий той же епархии. С 12 февр. 1915 г. – епископ Чебоксарский, 2-й викарий Казанской епархии. В 1917–1918 гг., – Член Поместного Собора Российской Православной Церкви, заместитель митрополита Казанского и Свияжского Иакова (Пятницкого). В 1918, не ранее июня, – епископ Киренский, викарий Иркутской епархии; в.у. Пермской епархией. В 1921, не ранее середины сентября, – епископ Уфимский. В 1922 г., в октябре арестован в г. Уфе. С октября 1922 до января 1923 – в тюрьме г. Уфы (?), затем в тюрьме г. Перми. В 1923, 18 (19) января осужден в г. Перми по обвинению в поддержке правительства адмирала А.В.Колчака. Приговорен к 7 годам лишения свободы со строгой изоляцией. Освобожден. В 1923 г. в конце года, активно противодействовал обновленческому расколу в Уфимской епархии. В 1924 – 1927 гг. – в ссылке в г. Харькове. (??) C 15 сентября 1927 – архиепископ Тульский. В октябре 1927 арестован. Находился в заключении в Соловецком лагере особого назначения. Из Соловецкого лагеря отправлен в ссылку. В 1934, не ранее мая, назначен архиепископом Тобольским; но в управление епархией не вступал. В 1935, 8 мая назначен архиепископом Томским. В 1936, в январе назначен архиепископом Петрозаводским и Олонецким; в управление епархией не вступал.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010