20 марта 1914 г. назначен еп. Нарвским, 3-м викарием С.-Петербургской (с 19 авг. 1914 Петроградской) епархии. 3 мая 1915 г. избран почетным членом ОРРНП. С 13 авг. 1915 г. председатель Петроградского епархиального комитета по организации помощи беженцам. 7-8 янв. 1917 г. участвовал в Новгороде в наречении и хиротонии архим. Варсонофия (Лебедева) во епископа Кирилловского. Награжден орденами св. Анны 1-й степени (1915), св. Владимира 2-й степени (1916). После избрания 24 мая 1917 г. Гдовского еп. сщмч. Вениамина (Казанского) на Петроградскую кафедру стал его ближайшим помощником. С 14 июня 1917 г. 2-й викарий Петроградской епархии, после кончины Ямбургского еп. Анастасия (Александрова) (6 июля 1918) 1-й викарий. С 24 окт. 1917 г. председатель совета братства приходских советов Петрограда и епархии. Одновременно с 11 апр. по 14 авг. 1918 г. наместник Александро-Невской лавры и председатель ее Духовного Собора; по рапорту от 13 авг. о предстоящем отъезде в Москву для участия в работе Всероссийского Поместного Собора освобожден митр. Вениамином от послушания наместника. 29 июля 1918 г. председательствовал на чрезвычайном собрании братства приходских советов с участием представителей инославных и иноверных исповеданий, состоявшемся по благословению митр. Вениамина «для обсуждения вопроса о мерах защиты веры и Церкви». В соответствии с указом Свящ. Синода от 25 февр. 1919 г. митр. Вениамин возложил на Г. временное управление Рижской епархией «за последовавшей вследствие насилия смертию» Ревельского еп. сщмч. Платона (Кульбуша) (РГИА. Ф. 678. Оп. 2. Д. 5. Л. 102). В кон. 1919 г. намечалось перевести Г. в Пермь, но 2 февр. 1920 г. он был назначен епископом Псковским и Порховским. Среди рукоположенных им во диакона находились буд. протоиереи Псковской епархии Михаил Павлов (1879-1977) и Кронид Яковлев (1882-1983). Г. не признал образовавшееся обновленческое Высшее Церковное Управление (ВЦУ) и сохранил молитвенно-каноническую связь со свт. Патриархом Тихоном. Провозглашение многолетия арестованному Патриарху за архиерейской службой в с.

http://pravenc.ru/text/162098.html

6 мая 1918 г. казачьи отряды вновь заняли Новочеркасск. Во время гражданской войны М. активно поддерживал правительства атамана П. Н. Краснова и ген. А. И. Деникина. 2 марта 1919 г. ген. Деникин обратился к М. с предложением созвать совещание епископов и представителей советов епархий, к-рые находились на контролируемой белыми территории. 19-24 мая того же года М. председательствовал на Юго-Восточном рус. церковном Соборе в Ставрополе и был избран главой Временного высшего церковного управления на Юго-Востоке России (ВВЦУ ЮВР). 7 апр. 1919 г. М. был возведен патриархом Тихоном в сан митрополита, но, видимо, из-за военных действий не получил известий об этом и продолжал титуловаться архиепископом. 7 янв. 1920 г. Новочеркасск был взят Красной Армией. М. не покинул епархию с отступавшими белыми войсками, поселился в старочеркасском Ефремовском в честь Донской иконы Божией Матери женском монастыре. Через некоторое время он был вызван в обл. ЧК, где ему предписали жить под надзором в Новочеркасске. После обращений прихожан М. разрешили служить в кафедральном соборе. В церковной жизни епархии престарелый архиерей активно уже не участвовал, тем не менее продолжал пользоваться у верующих большим авторитетом. М. не признал созданный при поддержке советских властей обновленческий Высший церковный совет и 19 июля 1922 г. был уволен обновленцами на покой (распространенные в лит-ре утверждения о пребывании М. в обновленчестве в 1922-1924 не соответствуют действительности). Он вновь удалился в Старочеркасский мон-рь, устранившись от борьбы с обновленцами. Противостояние обновленческому расколу в епархии от имени правящего архиерея возглавил викарный Аксайский еп. Митрофан (Гринёв) , арестованный 22 янв. 1923 г. После освобождения в июне того же года в Москве из-под ареста патриарха Тихона и отказа советских властей от открытой поддержки обновленчества М. вернулся в Новочеркасск. 5 окт. 1923 г. он возглавил епископскую хиротонию своего нового викария еп. сщмч. Захария (Лобова ; впосл. архиепископ), который стал фактическим управляющим епархией и достиг больших успехов в борьбе с обновленчеством. Постепенно почти все приходы Новочеркасска и большинство приходов епархии вернулись в Патриаршую Церковь. 28 февр. 1924 г. еп. Захария был арестован. По некоторым сведениям, М. также был арестован и выслан в Сибирь. Возможно, его освобождение было связано с согласием на участие в инициированной ОГПУ попытке группы архиереев присвоить себе высшую власть в Церкви.

http://pravenc.ru/text/2637314.html

Предсоборная комиссия под председательством протопр. Г. Шавельского, состоявшая из прот. А. Рождественского, священников В. Свенцицкого и Г. Ломако, кн. Г. Н. Трубецкого , гр. Мусина-Пушкина, Н. Н. Львова, генерал-майора Д. Ф. Лёвшина, генерал-лейтенанта Г. М. Ванновского, И. Н. Терещенко (члена Кубанского епархиального совета), работала с 3 по 17 мая и провела 6 заседаний. Были разработаны проекты положений о Соборе, о Высшем церковном управлении и др., проекты обращений к Деникину и А. В. Колчаку, к вост. Патриархам, к чадам правосл. Церкви, к казачьим войскам (Донскому, Кубанскому, Терскому), к красноармейцам, к христианам всего мира. Собор наметили провести в Ставрополе с 19 по 23 мая, пригласив на него всех епископов и членов Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг ., находившихся в тот момент на Юге России, на территории, контролировавшейся Всевеликим войском Донским и Добровольческой Армией, а также представителей местных епархиальных управлений. Особое епископское совещание наделялось правом в течение суток опротестовать любое соборное постановление. В состав епископского совещания (Синода ВВЦУ ЮВР) впосл. вошли архиепископы Донской и Новочеркасский Митрофан (Симашкевич), Таврический и Симферопольский Димитрий (Абашидзе) и Екатеринославский и Мариупольский Агапит (Вишневский), епископы Владикавказский и Моздокский Макарий (Павлов) , Челябинский и Троицкий Гавриил (Чепур), Сухумский Сергий (Петров), Приазовский и Таганрогский вик. Екатеринославской епархии Арсений (Смоленец) , Кубанский вик. Ставропольской епархии Иоанн (Левицкий), Аксайский вик. Донской и Новочеркасской епархии Ермоген (Максимов) , Александровский вик. Ставропольской епархии Михаил (Космодемянский). Юго-восточный русский церковный Собор открылся 19 мая 1919 г. торжественным богослужением в архиерейской Андреевской крестовой ц., а завершил работу 24 мая. В нем участвовали 56 делегатов с правом решающего голоса. Почетным председателем был избран архиеп. Кавказский и Ставропольский Агафодор (Преображенский), председателем президиума Собора - архиеп.

http://pravenc.ru/text/155428.html

Вскоре была учреждена строительная комиссия, которую возглавил о. Александр Якубов. Разработка проекта храма была поручена инженер-полковнику Д. Я. Языкову, который в августе 1894 г. выполнил ее бесплатно. В феврале следующего года проект, переделанный в Петербурге, был представлен на утверждение Финляндского сената, и 19/31 мая 1896 г. состоялась закладка храма. Освящение храма в память Императора Александра III состоялось в воскресенье, 24 октября 1899 г., и было совершено Высокопреосвященным Николаем (Налимовым), новым архиепископом Финляндским и Выборгским. Просторный краснокирпичный храм был выстроен по типу полковых церквей того времени: пятиглавым, в русском стиле XVII века, с трапезной и высокой шатровой колокольней над входом. Колоколов на колокольне было девять, из них самый большой весил пять тонн. Над перспективным порталом помещена мозаичная икона благословляющего Спасителя. Внутри стены храма украшены орнаментальной росписью, свод - темно-синий с золотыми звездами. На приподнятой солее стоит трехъярусный бело-золотой иконостас, привезенный из Петербурга. Образа на цинке написаны в академической, манере. В двух больших киотах у солей находятся иконы св. Александра Невского и свт. Николая Чудотворца. Освещает интерьер красивое золоченое паникадило. С 1904 г. постоянные богослужения в храме стал совершать полковой батюшка русских гарнизонных частей, расквартированных в Таммерфорсе. После провозглашения независимости Финляндии в стране началась гражданская война, которая не пощадила Александро-Невский храм: он получил повреждения при артобстреле и вдобавок был раз¬граблен, отчего многие ценные иконы и предметы утвари исчезли безвозвратно. Бывшая государственная собственность России была объявлена собственностью Финляндского государства. Храм, который считался «гарнизонной церковью» (т. е. принадлежал военному ведомству России, а не приходу) перешел в казну. После двухлетней тяжбы он был в 1919 г. передан Финляндской Православной Церкви. После ремонта церковь была приписана к Хяменлинскому приходу.

http://sobory.ru/article/?object=16654

Г. был казнен вместе с прот. Андреем Шанским, свящ. Михаилом Платоновым и 10 мирянами на окраине саратовского Воскресенского кладбища. Ранее, 30 сент., на том же месте расстреляли прот. Геннадия Махровского, свящ. Олимпия Диаконова и 26 мирян. Почитание этих страдальцев как мучеников началось сразу после их гибели. Братская могила была отмечена крестом из рельсов. Впосл. верующие саратовцы почитали это место как «могилу пяти убиенных» - по числу погребенных священнослужителей (имена казненных были уточнены в 1998). Свящ. Синод РПЦ 26 декабря 2006 г. постановил включить имя Г. в Собор новомучеников и исповедников Российских XX века. Арх.: ГА Саратовской обл. Ф. Р-507. Оп. 1. Д. 255; Ф. 1132. Оп. 1. Д. 201; Ф. 507. Оп. 1. Д. 2. Л. 23-24. Ист.: Изв. Саратовского совета. 31 дек. 1918. 280; «Красный террор»//Изв. Саратовского губ. совета. 11 окт. 1919. 225. Лит.: Мельгунов С. П. Красный террор в России (1918-1923). М., 1990. С. 27; Польский. Ч. 1. С. 179; Ч. 2. С. 280; За Христа пострадавшие. Кн. 1. С. 311. Свящ . Михаил Воробьёв,М . Е . Плякин, В . В . Теплов Рубрики: Ключевые слова: ЕРМОГЕН (Долганёв (Долганов) Георгий Ефремович; 1858 - 1918), еп. Тобольский и Сибирский, сщмч. (пам. 16 июня, 20 авг., в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Саратовских святых) АМВРОСИЙ (Гудко Василий; 1867-1918), еп. Сарапульский и Елабужский, викарий Волынской епархии, сщмч. (пам. 27 июля, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Казанских святых) АМФИЛОХИЙ (Скворцов Александр Яковлевич;1885 - 1937), еп. Красноярский и Енисейский, сщмч. (пам. 18 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АНТОНИЙ (Панкеев; 1892-1938), еп. Белгородский, сщмч. (пам. 19 мая, в Соборе Курских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АРКАДИЙ (Ершов Александр Павлович; 1878-1937), еп. Свердловский, сщмч. (пам. 21 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АРКАДИЙ (Остальский Аркадий Иосифович; 1888-1937), еп.

http://pravenc.ru/text/164769.html

С развитием церковной жизни возникла нужда разделения епархии для лучшего управления. 23 апреля 1885 года Терская область была выделена из состава епархии и присоединена к Владикавказской. Вскоре другая часть Кавказской епархии была присоединена к Сухумской, а сама кафедра переименована в Ставропольскую. При последнем дореволюционном Ставропольском архиерее митрополите Агафодоре (Преображенском) особенно развернулась миссионерская работа среди народов Северного Кавказа. 12 октября 1916 года Кубанская викарная епархия стала полусамостоятельной. 19-24 мая 1919 года в Ставрополе состоялся Южно-Русский Собор епископов отрезанных гражданской войной от патриарха Тихона, на котором решались вопросы устройства Церкви на свободных от большевиков территориях. На этом же Соборе была признана необходимость выделения Кубанского викариатства Ставропольской кафедры в самостоятельную епархию, что и последовало в том же году. С 1923 по 1945 год существовала одноименная обновленческая епархия. Гонения на Православную Церковь в первые десятилетия советского периода свели епархию на нет к 1936 году - архиереи занимали кафедру в среднем всего около года прежде чем их арестовывало ОГПУ, были разрушены или отобраны большинство храмов. В Ставрополе, например, действовала лишь одна Успенская церковь, в то время как до 1917 года православных церквей в городе было более двадцати. К 1936 году епархия пресеклась, но в 1943 году, с поворотом государственной политики по отношению к Церкви, была возрождена. Часть храмов была открыта, воссоздана Ставропольская духовная семинария. В состав восстановленой епархии вошли земли бывшей Владикавказской епархии а также приходы в Азербайджане. Однако в 1958 году начался новый виток борьбы коммунистического режима с Церковью, снова закрывались и разрушались храмы, была закрыта семинария. Год тысячелетия Крещения Руси ознаменовался переменами к лучшему в церковной жизни и после падения атеистического строя церковная жизнь стала восстанавливаться. За последующие двадцать лет количество приходов в епархии увеличилось в четыре раза, была возрождена Ставропольская духовная семинария, открыты православные общеобразовательные гимназии и школы, детские сады. 26 февраля 1994 года была учреждена викарная Бакинская кафедра. 6 октября 1995 года из состава Ставропольской епархии была выделена самостоятельная Элистинская епархия в пределах Калмыкии. 28 декабря 1998 года из Ставропольской была также выделена самостоятельная Бакинская епархия вобравшая террриторию Азербайджана, Дагестана и Чечни. 26 декабря 2003 года приходы на территории Чеченской Республики были возвращены в ведение Ставропольской епархии.

http://azbyka.ru/palomnik/Кисловодск

1918, 11 (24) ноября – 24 декабря (1919, 6 января). Арест патриарха Тихона. 1919, 29 июня (12 июля). Покушение на патриарха Тихона при выходе из храма Христа Спасителя. 1998, 8 (21) июля. Послание патриарха Тихона с призывом отказаться от мщения врагам Церкви. 1919, 11 (24) декабря – 24 декабря (1920, 6 января). Арест патриарха Тихона. 1920, 8 (21) июля. Допрос патриарха Тихона в Московском суде на «Процессе Виленских угодников». 1920, август. Воззвание патриарха Тихона «К народам мира и к православному человеку» (о голоде). 1922, 28 февраля (13 марта). Воззвание патриарха Тихона по поводу постановления ВЦИК о принудительном изъятии церковных ценностей. 1922, 22 апреля (5 мая). Допрос патриарха Тихона в Московском революционном трибунале на процессе «по делу 54 – х». 1922, 6 (19) мая. Патриарх Тихон увезен из Троицкого подворья и заключен под стражу в Донском монастыре. 1923, апрель. Патриарх Тихон в течение трех недель находился во внутренней тюрьме ГПУ. 1923, 25 апреля (8 мая). Патриарх Тихон перевезен из внутренней тюрьмы ГПУ в Донской монастырь. 1923, 3 (16) июня. Заявление патриарха Тихона в Верховный суд РСФСР. 1923, 14 (27) июня. Патриарх Тихон освобожден из – под стражи. 1924, 8 (21) марта. Постановление Президиума ЦИК СССР о прекращении дела по обвинению патриарха Тихона. 1924, 26 ноября (9 декабря). Убийство келейника патриарха Тихона Я. А. Полозова. 1924, 25 декабря (1925, 7января). Последнее завещание патриарха Тихона с назначением своих заместителей «в случае нашей кончины». 1924, 31 декабря (1925, 13 января). Патриарх Тихон помещен в больницу Бакуниных на Остоженке. 1925, март. Новое постановление ГПУ о привлечении патриарха Тихона к суду. 1925, 23 марта (5 апреля). Последняя литургия патриарха Тихона в храме Вознесения Господня за Никитскими воротами («Большое Вознесение»). 1925, 25 марта (7 апреля), 23 час. 45 мин. Патриарх Тихон скончался. 1925, 30 марта (12 апреля). Похороны патриарха Тихона. 1925, 6 (19) июня. Постановление коллегии ГПУ: «Дело ввиду смерти Беллавина следствием прекратить».

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Летом 1915 г. Варшавский ун-т был эвакуирован в Ростов-на-Дону, 5 мая 1917 г. переименован в Донской ун-т. 15 окт. 1917 г. В. был утвержден ординарным профессором Донского ун-та по кафедре церковного права. В Ростове-на-Дону В. активно участвовал в церковной жизни. 21-23 марта 1917 г. представлял мирян Ростовского округа на Екатеринославском епархиальном съезде, к-рый приветствовал Февральскую революцию и призвал верующих поддержать Временное правительство . В. являлся участником Поместного Собора Российской Православной Церкви 1917-1918 гг. , считал восстановление Патриаршества величайшим событием в жизни рус. народа. В. был награжден орденами св. Станислава 3-й (1911) и 2-й (1914) степени, св. Анны 2-й степени (1917). В 1919 г. на соборе в Ставрополе при поддержке А. И. Деникина возникло Временное высшее церковное управление (ВВЦУ), в состав к-рого вошел В. Один из главных деятелей ВВЦУ, протопресв. военного духовенства Георгий Шавельский , характеризовал В. как генератора идей и неутомимого труженика на пользу Православия - значительная часть указов ВВЦУ по принципиальным вопросам, по свидетельству Шавельского, была составлена В. Ученый часто публиковался в местной периодике, редактировал ростовский ж. «Церковь и жизнь». В 1918/19 г. преподавал Закон Божий в Ростовском коммерческом уч-ще, входил в приходское правление храма св. Александра Невского. Весной 1920 г. в Донском крае окончательно установилась советская власть. В мае того же года Ростовский и Таганрогский еп. Арсений (Смоленец) рукоположил В. во священника, 21 сент. назначил настоятелем соборной ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы в Ростове-на-Дону. Из ун-та В. был уволен. 12 июля 1921 г. В. арестовали по обвинению в принадлежности к «контрреволюционной организации кн. Ухтомского». 23 окт. на В. было заведено особое дело, 24 окт. он был освобожден под подписку о невыезде. В 1922 г. В. вновь арестовали, вскоре освободили, затем этапировали в Москву, через нек-рое время освободили. В окт. того же года В. стал сотрудником Центрального ин-та труда ВЦСПС, где составлял методические брошюры по делопроизводству. В 1936 г. его арестовали по старому делу, приговорили к длительному заключению с последующей ссылкой. В. скончался в ссылке.

http://pravenc.ru/text/158208.html

Одновременно в 1900-1916 годах состоял действительным членом губернского статистического комитета. Приходилось ему по роду службы в академии исполнять и другие обязанности. Так, в 1904 году, был назначен членом временного комитета по постройке нового здания для академической больницы и по приспособлению старого больничного помещения под фундаментальную библиотеку. В том же году, ссылаясь на трудность исполнения своих обязанностей, ушёл из братства святителя Гурия. Обратно возвратился в него в 1907 году и работал в нём до начала Первой мировой войны. В мае-июне 1905 года принимал участие в Особом совещании по вопросам образования восточных инородцев. 14 января 1906 года вошёл в Особое присутствие для разработки и подготовки перечня вопросов на Поместный Всероссийский Собор. С 1 марта по 15 июня и с 1 ноября по 20 декабря того года дважды участвовал в составе Предсоборного присутствия по преобразованию Русской Церкви. С 26 мая 1906 года - заслуженный профессор Казанской духовной академии. С 1910 года - сверхштатный профессор кафедры противомусульманских миссионерских предметов. Позже был профессором Северо-Восточного Археологического института. Холост. 9 февраля 1920 года ему было присвоено звание профессора в " новых советских условиях " , что явилось высокой оценкой его научных заслуг. Немаловажную роль в этом сыграли деканы археологического отделения Н. Ф. Катанов и восточного отделения С. Е. Малов (сын Е. А. Малова). Они ускорили данное событие своим обращением в правление института, в котором отмечали, что " находят вполне достойным и справедливым перечислить преподавателя института по исламоведению М. А. Машанова в разряд профессоров института " . В его обязанности в институте входило не только преподавание особых наук - исламоведения и арабского языка, но и постоянное присутствие с 1919 года на заседаниях Совета Северо-Восточного археологического и этнографического института. До 1921 года проживал в Казани по адресу ул. 2-я Солдатская, 24. Ко времени вызова в ЧК был профессором Восточной Академии. Не арестовывался; был вызван повесткой в ТатЧК 19 апреля 1921 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mashano...

являлся настоятелем Новоафонского во имя апостола Симона Канонита мужского монастыря . С 17 апр. 1912 г. епископ Старицкий, викарий Тверской епархии. С сент. 1917 г. епископ Приазовский и Таганрогский, викарий Екатеринославской епархии. Участвовал в Юго-Восточном рус. церковном Соборе, состоявшемся 19-24 мая 1919 г. в Ставрополе, к-рый находился на территории, контролируемой правительством ген. А. И. Деникина. Собор избрал А. членом Временного Высшего Церковного Управления Юго-Востока России (ВВЦУ Юго-Востока) . На том же Соборе ВВЦУ Юго-Востока образовало в границах бывш. Приазовского вик-ства Екатеринославской епархии Ростовскую и Таганрогскую епархию и назначило А. ее правящим архиереем. В 1922 г. в Ростове-на-Дону появился комитет «Живой церкви» , претендовавший на управление епархией. А. объявил его неправомочным. Вскоре А. был арестован и отдан под суд по обвинению в противодействии кампании изъятия церковных ценностей . 30 авг. 1922 г. приговорен к расстрелу, затем мера наказания была изменена на 10 лет лагерей. В 1922-1925 гг. А. отбывал заключение в СЛОН. В окт. 1925 г., после освобождения, назначен временно управляющим Саратовской епархией, с 13 июля по 12 сент. 1927 г. управлял Минской епархией. 1 нояб. 1927 г. возведен в сан архиепископа и назначен правящим архиереем Сталинградской епархии. 25 июня 1930 г. переведен в Крымскую епархию. На всех местах архипастырского служения А. мужественно противодействовал обновленцам, пользовавшимся поддержкой властей. 11 авг. 1931 г. назначен архиепископом Орловским и Севским, однако в управление епархией вступить не смог, 27 июня следующего года был уволен на покой. В 1933 г. арестован в Сталинграде, до кончины находился в ссылке в разных местах, в частности в 1934 г. в Борисоглебске. 17 сент. 1935 г. назначен архиепископом Семипалатинским, но не имел возможности вступить в управление епархией. Скончался в ссылке и погребен на старом городском кладбище в Таганроге. С 1917 г. вел дневники (не сохранились). Помимо польск. и рус. свободно владел англ., франц., нем. и итал. языками, основательно знал древние языки - греч., лат. и евр. Соч.: Речь при наречении его во епископа Пятигорского, Владикавказской епархии//ЦВ. Прибавл. 1910. 44. С. 1843; Dupanloup (Felix-Antoine) и его педагогические воззрения. Канд. дис.//«Известия Казанской епархии». 1903. 3. Лит.: Мануил. Русские иерархи, 992-1892. Ч. 1. С. 386-389; За Христа пострадавшие. Кн. 1. С. 106-107; Акты свт. Тихона. С. 237, 842, 964; Резникова И. Православие на Соловках. СПб., 1994. С. 115; Андрей (Мороз), иером. История Владикавказской епархии. Серг. П., 1999. С. 154-155, 179-181. Прот. Владислав Цыпин Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых)

http://pravenc.ru/text/76248.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010