Евлампий (Пятницкий; 16 февр. 1834 - 22 июня 1840), Анатолий (Мартыновский; 4 авг. 1840 - 10 июня 1841), Мелхиседек (Золотницкий; 6 авг. 1841 - 24 сент. 1845), Иона (Капустин; 19 мая 1846 - 21 нояб. 1859), Ириней (Боголюбов; 17 янв.- 8 мая 1860), Варлаам (Денисов ; 21 авг. 1860 - 19 мая 1862), Митрофан (Винницкий; 28 мая 1862 - нояб. 1866), Вассиан (Чудновский; 21 нояб. 1866 - 9 сент. 1876), Варсонофий (Охотин ; 31 окт.- 19 нояб. 1876), Модест (Стрельбицкий ; 10 апр. 1877 - 9 дек. 1878), Вениамин (Смирнов ; 4 марта 1879 - 5 апр. 1882), Нафанаил (Леандров; 5 апр. 1882 - 29 янв. 1885). Арх.: РГИА. Ф. 796. Оп. 205. Д. 838, 867, 894; Оп. 439. Д. 181, 207, 474, 492; ГА Свердловской обл. Ф. 6. Оп. 4. Д. 268. Ист.: Указ Св. Синода от 31 янв. 1833 г. с инструкциею еп. Екатеринбургскому, вик. Пермскому//Пермские ЕВ. 1883. 9. Отд. офиц. С. 95-97; Варлаам (Денисов), архим. Преосв. Ириней, еп. Екатеринбургский//Странник. 1860. 9. С. 105-119; Преосв. Иона, бывший еп. Екатеринбургский//Пермские ЕВ. 1867. 4. Отд. неофиц. С. 64-71; Отъезд Преосв. Модеста из г. Екатеринбурга//Там же. 1879. 8. Отд. неофиц. С. 81-84; Положение о правах и обязанностях епископа - викария Пермского//Там же. 1880. 26. Отд. офиц. С. 255-258; Ярушин П., прот. Преосв. Вассиан, еп. Пермский и Верхотурский: (Некролог)//Там же. 1883. 4. Отд. неофиц. С. 27-37; Отъезд из Екатеринбурга Преосв. Анатолия, 2-го епископа Екатеринбургского, на Острожскую викарную кафедру//Екатеринбургские ЕВ. 1888. 4. Отд. неофиц. С. 75-77; Преосв. Нафанаил: (Некролог)//Там же. 1888. 1. Отд. офиц. С. 1-4; Памяти Преосв. Ионы, еп. Екатеринбургского, вик. Пермской епархии//Там же. 1889. 41. Отд. неофиц. С. 889-892; К биографиям Преосвященных Анатолия и Мелхиседека, епископов Екатеринбургских, викариев Пермских//Там же. Отд. неофиц. 1898. 10. С. 265-272; С[мородинцов Н.]. Мат-лы для истории церквей г. Екатеринбурга//Екатеринбургские ЕВ. 1901. Отд. неофиц. 7. С. 279-282; 9. С. 378-388; 1902. 5. С. 207-218; 6. С. 275-281; 7. С. 315-321; 8. С. 366-369; 9. С. 405-408; Мат-лы для истории Екатеринбургской епархии: Иона, еп. Екатеринбургский, вик. Пермской епархии, бывший на кафедре с 1849 по 1859 г. Екатеринбург, 1915.

http://pravenc.ru/text/189629.html

1878–1909 Янышев Иоанн Леонтьевич Письмо графу [Мессала, секретарю в. кн. Ольги Константиновны, королевы Эллинов]. На фр. яз. Черновик. Благодарность за присланную книгу; о конгрес­се старокатоликов в Люцерне и ходе переговоров о соединении их с Православной церковью. 9 июня 1892 Янышев Иоанн Леонтьевич Письмо обер-прокурору Св. Синода Кон­стантину Петровичу Победоносцеву. Черновик. По поводу отчета о миссиях Томской епархии. Упом.: В. Постников, В. К. Саблер. 11 июля 1892 7 авг. 1894 27 янв. 1898 14 нояб. б. г Янышев Иоанн Леонтьевич Письма (4) архиеп. Утрехтскому Gerardus Gul. Черновики. На нем. и рус. яз. Черн. и кар. Почтовая квитанция. Препровождение доклада Санкт-Петербургской Комиссии по старокатоличеству Св. Синоду март – 1(13) авг. 1894 1893–1898 и б. д. 1893–1902, 4 (16) окт. б. г. и б. д Янышев Иоанн Леонтьевич Письмо священнику [Mordrelle]. На фр. яз. Черновик. Рукой неуст. лица. Условия поступления в С.-Петербургскую Ду­ховную Академию. Упом.: Полторацкая. 19 (31) янв. и 24 февр. 1891 Янышев Иоанн Леонтьевич Письмо доктору J. H. Reikens. С.-Петербург. На нем. яз. Черновик. Почтовая квитанция 24 мая 1894. 13 сент. 1895 и б. д. Июнь 1891 Янышев Иоанн Леонтьевич Письма (5) старокатолическому епископу Theodor Weber. С.-Петербург, Ливадия (Крым). На нем. яз. Часть на бланках. Черновики. В письме от 28 нояб. (10 дек.) 1898 – копия письма Th. Weber от 10 нояб. 1898. Почтовая квитанция. 1896–1902 10 нояб. (29 окт.) б. г. Янышев Иоанн Леонтьевич Письмо в дирекцию Revue International de théologie. На фр. и рус. яз. Черновик. Перевод на фр. яз. – рукой неуст. лица. Опровержение опубликованного в Revue письма Meyrick о высказанном будто бы Янышевым мнения о соединении старокатолической церкви с право­славною. 10 (22) янв. 1894 Янышев Иоанн Леонтьевич Письмо в Комитет 2-го интернационального конгресса старокатоликов в Люцерне. На нем. яз. Черновик. Янышев Иоанн Леонтьевич Письмо неустановленному лицу (вашему в-ву). Черновик. Предложение опубликовать на английском язы­ке чин присоединения к православной церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Yanyshev...

16 ноября 1897 года во время пожара сгорел до основания деревянный Свято-Николаевский храм. Но строительство не останавливалось. В этом же году был заложен двухэтажный корпус для старшей братии. В августе 1898 года Белогорскую обитель посетил Пермский губернатор Дмитрий Гаврилович Арсеньев. Со святой Афонской горы в монастырь доставлен образ Иверской Божией Матери «Вратарницы». В 1899 году в Перми открылось подворье Белогорского монастыря с храмом во имя святого Иоанна Златоуста. 23 апреля 1901 года разразилась страшная буря, во время которой был снесен «Царский крест». Символ Белогорского монастыря был восстановлен в сентябре. Средства на восстановление Царского креста пожертвовал купец Павел Степанович Жирнов, крупнейший в то время благотворитель Белогорского монастыря. На краю горы, рядом с Иверским храмом был установлен золоченный металлический крест с художественным изображением Распятия. Крест простоял до 1918 года. 24 июня 1902 года возведен в сан игумена отец Варлаам. В этот же день состоялся большой праздник — торжественное освящение места закладки соборного храма в честь Воздвижения Креста Господня (Крестовоздвиженского), с приделами при нем: во имя святого Иоанна Предтечи и Крестителя Господня, святителя и чудотворца Николая Мирликийского. Освящение провел Епископ Пермский и Соликамский Иоанн. А до этого события, 2 июня 1902 года, в 5 км от Белогорского монастыря было освящено место под строительство Серафимо-Алексеевского скита. 10 сентября рясофорный послушник Георгий Кузнецов (впоследствии настоятель скита игумен Серафим) поставил на освященном месте небольшой деревянный крест, как залог будущей обители. Официальным днем основания скита считается 19 июля 1903 года. В этот день были торжественно открыты мощи великого Саровского подвижника. 24 июня 1904 года Епископ Пермский и Соликамский Иоанн заложил, в ските храм в честь препо-добного Серафима Саровского чудотворца. Через год, 22 июня 1905 года, храм был закончен. Храм был освящен Епископом Пермский и Соликамский Никанором и в этот же день Епископ рукоположил иеродиакона Серафима в сан иеромонаха.

http://sobory.ru/article/?object=09085

Михаил Барашков. Родился в 1873 году в крестьянской семье Нижегородской губернии. Грамоте обучался дома. Вдов первым браком. 15 октября 1900 года поступает в Зосимову пустынь. 24 июня 1903 года зачислен в указную братию монастыря. 10 марта 1907 года принял постриг. Нес послушания садовника, огородника, переплетчика и клиросника. «Очень хорошего поведения». Монах Никандр Никита Архипович Львов. Родился в 1875 году в крестьянской семье Владимирской губернии. Грамоте обучался дома. 17 марта 1900 года поступает в Зосимову пустынь. 18 декабря 1902 года зачислен в указную братию монастыря. 17 марта 1907 года принял постриг. Нес послушание портного. «Очень хорошего поведения». Монах Пахомий Петр Феданов. Родился в 1869 году в крестьянской семье Смоленской губернии. Грамоте обучался дома. Запасной нижних чинов. Женат не был. 10 октября. 1895 года поступил в пустынь Святого Параклита. 2 февраля 1902 года перемещен в Зосимову пустынь. 16 марта 1907 года зачислен в указную братию монастыря. 28 марта 1907 года принял постриг. Нес послушание портного. «Очень хорошего поведения». Монах Кириак Кузьма Тимофеев. Родился в 1866 году в крестьянской семье Владимирской губернии. Грамоте обучался дома. Вдов первым баком. 2 ноября 1900 года поступил в Зосимову пустынь. 23 декабря 1905 года зачислен в указную братию монастыря. 27 апреля 1908 года принял постриг. Нес послушание на подворье у станции Арсаки. «Очень хорошего поведения». Монах Антоний Андрей Манико. Родился в 1866 году в крестьянской семье Полтавской губернии. Грамоте обучался дома. 27 мая 1902 года поступил в Зосимову пустынь. Нес послушание столяра. 23 декабря 1905 года зачислен в указную братию монастыря. 13 марта 1909 года принял постриг. Чтец Псалтыри. «Очень хорошего поведения». Монах Михей Михаил Анисин. Родился в 1860 году в крестьянской семье Орловской губернии. Получил начальное образование. Женат не был. 25 ноября 1882 года поступил в Боголюбовскую киновию. 30 июня 1891 года перешел в Зосимову пустынь. Нес послушание в хлебной. 31 октября 1898 года зачислен в указную братию монастыря. 22 марта 1910 года принял постриг. Нес послушание на кухне. «Очень хорошего поведения». Монах Венедикт

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

и Г. е., т. к. Глуховское викариатство Черниговской епархии не было упразднено, еп. Дамаскин управлял им до кон. нояб. 1925 г. Еп. Матфей занимал Новгород-Северскую кафедру до кон. 1925 г. В 1925-1926 гг. существовала Новгород-Северская обновленческая кафедра, к-рую занимал «епископ» Сергий Белопольский. Успенский собор в Новгороде-Северском был закрыт в 30-х гг. XX в., богослужение в нем возобновилось в 1941 г. Первым настоятелем после открытия стал свящ. Михаил Бунак. По его инициативе прихожане обращались в Черниговскую епархию с просьбами о восстановлении в Новгороде-Северском муж. мон-ря и епископской кафедры, однако из-за боевых действий это было невозможно. 28 июня 1998 г. во епископа Новгород-Северского, викария Черниговской епархии, был хиротонисан архим. Амвросий (Поликопа). В 2003 г. он стал архиепископом Черниговским и Нежинским, с 31 мая 2007 г., после разделения Черниговской епархии, имел титул «епископ Черниговский и Новгород-Северский». Архиереи Новгород-Северские и Глуховские епископы: Иларион (Кондратковский; 27 марта 1785 - 1 сент. 1797), Матфей (Храмцов; 23 апр.- нач. мая 1923; 20 февр. 1924 - 1925 - епископ Новгород-Северский, викарий Черниговской епархии). Новгород-Северские и Глуховские викарные епископы: Феофилакт (Праведников; 13 окт. 1868 - 12 янв. 1869), Серапион (Маевский; 29 мая 1869 - 15 мая 1876), Афанасий (Пархомович; 9 июня 1885 - 4 марта 1889), Антоний (Соколов; 24 сент. 1889 - 19 янв. 1891), Сергий (Соколов; 2 февр. 1891 - 26 марта 1893), Мефодий (Никольский; 15 июля 1893 - 28 июня 1894), Питирим (Окнов ; 17 июля 1894 - 2 нояб. 1896), Евфимий (Счастнев; 17 нояб. 1896 - 28 окт. 1898), Михаил (Ермаков ; 31 янв.- 20 окт. 1899), Филипп (Бекаревич; 6 нояб. 1899 - 17 февр. 1902), Исидор (Колоколов; 12 мая 1902 - 4 нояб. 1903), Нестор (Фомин; 4 нояб. 1903 - 19 авг. 1910), Иоасаф (Романов; 22 сент. 1910 - 16 февр. 1911), Василий (Богоявленский; 4 марта - 12 мая 1911), исп. Пахомий (Кедров; 30 авг. 1911 - 17 сент. 1916), Иоанн (Доброславин; 16 окт. 1916 - нач. 1923), Матфей (Храмцов; 20 февр. 1924 - 1926), Амвросий (Поликопа; 28 июня 1998 - 16 окт. 2003). Ист.: Церковное торжество в Новгород-Северске//Вера и жизнь. Чернигов, 1916. 21/22. С. 162-163.

http://pravenc.ru/text/Новгород-Северска...

17 сент. 1895 г. Н. в сослужении прот. Иакова Ивановского, благочинного прот. Владимира Веселовского и др. освятил 5-главый Свято-Троицкий собор в Каменнобродском во имя Святой Троицы монастыре , 28 сент. 1897 г.- домовый храм равноап. Марии Магдалины в перестроенном корпусе Мариинского ин-та благородных девиц в Саратове, в 1897 г.- храм в честь Тихвинской иконы Божией Матери (1894-1897) Дубовского в честь Вознесения Господня монастыря , 25 июля 1898 г.- Никольский собор саратовского во имя святителя Николая Чудотворца монастыря . В 1894 г. Н. инициировал в Царицыне строительство нового Казанского храма, который был заложен в 1896 г. и освящен 23 авг. 1899 г. уже еп. Саратовским и Царицынским Иоанном (Кратировым) . 28 мая 1895 г. Н. совершил закладку собора во имя арх. Михаила в Сердобске. В 1898 г. по ходатайству Н. в Саратовской епархии было возобновлено Вольское викариатство , к-рое возглавил бывш. ректор Владимирской ДС архим. Никон (Софийский). 16 янв. 1899 г. по настойчивым просьбам генерал-губернатора Финляндии Н. И. Бобрикова Н. назначен на Финляндскую кафедру с возведением в сан архиепископа и стал преемником митр. Антония (Вадковского) , с к-рым «был связан тесными дружескими отношениями» ( Богословский. 1914. С. 572). 12 февр. прибыл в Выборг. При Н. в епархии было возведено много храмов. Ген.-губернатор Финляндии Бобриков лично жертвовал значительные суммы на церковное строительство. 24 окт. 1899 г. Н. освятил храм во имя блгв. кн. Александра (Невского) в Таммерфорсе (Тампере), 22 окт. 1900 г.- ц. во имя св. блгв. кн. Александра Невского в г. Тавастгус (Хямеэнлинна), 28 окт. 1901 г.- ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы в Вильманстранде (Лаппеэнранте), 4 авг. 1902 г. совершил закладку каменного храма свт. Николая Чудотворца в Куопио и 21 дек. 1903 г. в присутствии ген.-губернатора освятил это здание, вмещающее 250-300 чел. 25 июля 1904 г. Н. освятил каменную Александро-Невскую ц. в Германовском скиту Валаамского монастыря, построенную по проекту архит. Н. Д. Прокофьева. 3 июня 1901 г. Н. осуществил закладку храма свт. Николая Чудотворца в Хави (ныне в черте Выборга).

http://pravenc.ru/text/2565994.html

8 июня 1891 г. епископом Острогожским определен Алеутский и Аляскинский еп. Владимир (Соколовский-Автономов ; впосл. архиепископ). 16 сент. 1896 г. он возглавил епархиальный училищный совет, содействовал открытию церковноприходских школ. Архиерей заботился о благосостоянии Акатова мон-ря, в 1896 г. учредил при нем второклассную регентскую школу, к-рая готовила учителей для церковных школ и регентов для церковных хоров, а также организовал в обители хор, к-рый славился далеко за пределами Воронежа. 22 дек. 1896 г. еп. Владимир назначен на Оренбургскую кафедру. 24 мая 1897 г. викарий Литовской епархии епископ Брестский Иосиф (Соколов) определен епископом Острогожским. В Воронеж он прибыл 10 июля того же года. Архиерей состоял председателем епархиального училищного совета (с 17 июля 1897), председателем совета братства святителей Митрофана Воронежского и Тихона Задонского, председателем епархиального комитета ПМО, товарищем председателя местного отдела Имп. Палестинского православного общества (с 17 дек. 1898). 27 сент. 1897 г. освятил ц. во имя свт. Митрофана Воронежского в здании исправительного арестантского отд-ния в Воронеже. Еп. Иосиф активно содействовал благоустройству Акатова мон-ря, на его средства под колокольней была построена домовая ц. во имя прп. Сергия Радонежского (в ней впервые в Воронеже был устроен басменный (см. ст. Басма ) иконостас), но освятить церковь архиерей не успел. 31 янв. 1900 г. он был назначен епископом Михайловским, викарием Рязанской епархии; на его место определен находившийся на покое Екатеринбургский еп. Владимир (Шимкович ; впосл. митрополит). 25 февр. еп. Иосиф покинул Воронеж. Еп. Владимир прибыл в город в марте 1900 г. Помогая Воронежскому еп. Анастасию (Добрадину ; с 6 мая 1902 архиепископ), он инспектировал сельские приходы и духовные учебные заведения, рукополагал священников, освящал храмы, участвовал в работе Церковного историко-археологического комитета и местного отд-ния ПМО. Как председатель епархиального училищного совета, много внимания уделял совершенствованию образования в церковноприходских школах. По настоянию еп. Владимира в Акатовом монастыре отремонтирована 2-этажная Алексиевско-Воскресенская (ныне Алексиевско-Владимирская) ц., организованы для прихожан воскресные религиозно-нравственные чтения со световыми картинами; в 1911 г. он совместно с архиеп. Анастасием освятил после ремонта крестовую ц. во имя прп. Сергия Радонежского. В мае 1913 г. Острогожский епископ возглавил чин погребения архиеп. Анастасия. Достигший почтенного возраста еп. Владимир высказывал желание до конца жизни оставаться в Воронеже.

http://pravenc.ru/text/2581669.html

C 15 июля 1946 по 6 апр. 1948 г. Д. был временным управляющим епархией Возвращенных земель, в которую входили территории на западе и севере Польши, присоединенные после второй мировой войны. 24 июля 1947 г. Д. возглавил Православный Митрополичий комитет помощи переселенцам на возвращенных землях, задачей к-рого была организация материальной помощи переселенцам и осуществление их духовного окормления. Несмотря на все попытки Д. урегулировать канонические отношения с МП, польск. коммунистические власти последовательно стремились к смещению его с занимаемой должности. Вначале Департамент по делам вероисповеданий Мин-ва общественной администрации только рекомендовал Церкви отправить митрополита на покой «ввиду слабого здоровья и преклонного возраста». 27 марта 1947 г. Д. был вызван в мин-во, где от него потребовали «добровольно» оставить митрополичью кафедру. Д. отказался. В связи с этим после консультаций с властями СССР польск. правительство приняло решение отправить Д. под домашний арест. 6 апр. 1948 г. последовало офиц. распоряжение о непризнании Д. Предстоятелем Православной Церкви в Польше. Власти создали временную Правящую коллегию по делам управления Польской Автокефальной Православной Церкви под председательством Белостокского и Бельского архиеп. Тимофея (Шреттера) . В нояб. 1948 г. Д., обратившись к Патриарху Московскому Алексию I, принес «искреннее покаяние во всех содеянных им по отношению к Матери-Церкви прегрешениях», и 22 июня в Москве был подписан Акт о предоставлении автокефалии Польской Православной Церкви. Однако вернуться к исполнению обязанностей Предстоятеля Д. так и не смог. Соч.: Уфимский Успенский мон-рь. Каз., 1898; Брамины в Индии//ВиР. 1898. Т. 1. Ч. 2. С. 221-246; Идеалы православно-русского инородческого миссионерства. Каз., 1901; Страничка из истории христ. просвещения якутов и участия в нем Н. И. Ильминского. М., 19022; Заботы миссионеров об устройстве внешнего быта новокрещеных инородцев: Речь перед защитой магист. дис.//ПС. 1902. Ч. 2. С.

http://pravenc.ru/text/178369.html

В том же 1555 г. он участвовал в походах против луговых черемис – был вторым воеводой большого полка (товарищем у князя Ив. Феод. Мстиславского). С 26-го октября 1556 г. он был «по Крымским вестям» в Калуге и Серпухове одним из воевод большого полка, а затем в передовом полку на Кашире. В 1557 г. войско, назначенное для Ливонского похода, собралось в Новгороде под предводительством царя Шигалея, Крымского царевича Тохтамыша и Астраханского царевича Кайбулы; в большом полку вторым воеводой был Данило Романович. В 1559 г. готовились к войне с крымцами, но она не состоялась; Даниил Романович упоминается в числе дворовых воевод, которые должны были прибыть из Москвы с царем. В 1562 г. ближнюю думу составляли следующие бояре: князь Ив. Дм. Бельский, князь Ив. Феод. Мстиславский, князь Вас. Мих. Глинский и Данило Романович Юрьевича Захарьина. Каждый из них носил звание наместника важнейших городов Московского государства; Даниил Романович назывался наместником Тверским, а в 1563 г. – дворецким Московским и Казанским. В 1562–64 гг. были частые присылки от литовских панов рады к Московскому митрополиту Макарию и к боярам – князю Ив. Мих. Шуйскому и Даниле Романовичу – с просьбой о перемирии для выработки затем условий мира. В 1564 г. в росписи от Литовской украйны значатся в Вязьме в большом полку: царь Шигалей, князь Ив. Дм. Бельский и Даниил Романович; 12-го сентября они пошли к Лукам Великим «на спех». Это известие последнее – о его службе. У Даниила Романовича были дети: Михаил (ум. 1-го июля 1555 г.), Иван и Феодор (ум. 24-го мая 1571 г. в один день со своей матерью, во время нашествия на Москву Крымского хана Девлет-Гирея); Фетиния (ум. 15-го июня 1596 г.; была замужем за боярином князем Феодором Дмитриевичем Шестуновым). «Древняя Российская Вивлиофика», тт. XIII и XX; Никоновская Летопись, VII; Царственная книга: «Собр. Госуд. Гр. в Договор.», т. I; «Чт. Моск, Общ. Ист. и Древ. Росс.» 1902, т. I; «Софийский Временник», II; «Отеч. Зап.» 1830 г., ч. 44; М. Погодин, Русский Историч Сборн., II; «Акты Археогр. Экспед.», т. I; «Акты Ист.», I; «Симбир. Сборн.»; I; «Сборн. Имп. Русск. Истор. Общ.», тт. 59 и 71; Н. Карамзин . История Госуд. Росс., т. VIII; С. Соловьев . История России, тт. VI и VII; А. П. Барсуков. Род Шереметевых, т. I; Н. Селифонтов, Сборник материалов по истории предков царя Михаила Феодоровича Романова, вып. 1; СПб. 1901 г., вып. 2, 1898 г.; Московский Некрополь, т. III, стр. 34. Читать далее

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Кроме председательства в синоде Е. также возглавлял его «иностранный» отдел, преподавал теорию проповеди и греч. язык в обновленческой Московской богословской академии (открыта в дек. 1923), возобновил издание ж. «Христианин» (с июня 1924). 24 авг. 1924 г. Е. был предоставлен длительный отпуск для «поправления здоровья», он отбыл для лечения в Гагру. По др. сведениям, был отстранен от руководства Тучковым за излишнюю самостоятельность. И. о. председателя обновленческого синода стал бывш. архиеп. Вениамин (Муратовский) , Е. считался «отсутствующим председателем». 19 апр. 1925 г. было официально объявлено об уходе Е. на покой, но он продолжал числиться постоянным членом обновленческого синода до 1934 г. Проживал в пос. Хоста под Сочи, служил в маленькой церкви без диакона и псаломщика. После закрытия церкви занимался подпольной юридической практикой, торговал с лотка. Умер вне общения с правосл. Церковью. Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище. Соч.: Св. апостол и евангелист Иоанн Богослов: Его жизнь и благовестнические труды: Опыт библ.-ист. исслед. Серг. П., 1898, 1911-19122; Соловки: Страничка из дневника паломника. М., 1899; Новооткрытый рукописный Стоглав. Серг. П., 1899; Два дня в Кронштадте. Серг. П., 1900, 19022; О христианском браке. Серг. П., 1901; Иноки на службе ближним//БВ. 1902. Т. 3. 11. С. 305-358; 12. С. 576-635; Пастырь-учитель. Серг. П., 1903; На заре новой церк. жизни. Серг. П., 1905; Царь и Патриарх: К характеристике взаимных отношений//БВ. 1906. 4. С. 739-767 (отд. отт.: Серг. П., 1906); Святые минуты. Серг. П., 1909; На ниве Божией. Серг. П., 1909-1910. 2 т.; Из истории слова. Серг. П., 1909; Свобода печати. Серг. П., 1912; По церковно-обществ. вопросам: [Собр. тр.]: В 3 т. Серг. П., 1913-1915; Религ. жизнь в Америке. Серг. П., 1915. Лит.: Евдоким (Мещерский)//ПБЭ. Т. 5. С. 192-193; Польский. Т. 1. С. 149; Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 3. С. 112-117; Левитин, Шавров. Очерки смуты. С. 125-127, 130, 280, 326, 337-341, 348-352, 397, 405-431, 463-464, 468-470; Акты свт. Тихона. С. 218, 219, 315, 316, 908; Цыпин. История РЦ. С. 74, 104-106, 112-114; Голубцов С., протодиак. МДА в революционную эпоху. М., 1999. С. 16, 20, 21, 23-28, 41-44, 83-86, 162-168, 182, 188, 205-209; Проценко П. Г. Биография еп. Варнавы (Беляева). В Небесный Иерусалим: История одного побега. Н. Новг., 1999. С. 189-194, 216-218, 229-230, 253-254, 511-512; Свящ. Собор Правосл. Российской Церкви, 1917-1918 гг.: Обзор деяний. М., 2002. 2-я сессия. С. 188, 438, 454; 3-я сессия. С. 369-370; Кострома: Ист. энцикл. Кострома, 2002. С. 37; «Обновленческий раскол». С. 80-83, 88, 205-206, 329, 332, 344, 353-358, 393-395, 484, 746-747; Мень А., прот. Библиологический словарь. М., 2002. Т. 1. С. 409-410; Митрофан (Шкурин), игум. РПЦ и советская внешняя политика в 1922-1929 гг.: (По мат-лам Антирелигиозной комиссии)//ВЦИ. 2006. 1. С. 162-175.

http://pravenc.ru/text/187055.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010