Венедикт (Плотников), архп. Казанский и Свияжский Родился 25 окт. 1872 года. В 1893 году окончил С.-Петербургскую духовную семинарию и определен псаломщиком Петрозаводского кафедрального собора и учителем пения Духовного училища. 15 авг.1894 года рукоположен во священника того же собора. С 1895 по 1898 г. – священник Вытегорского Воскресенского собора. В 1902 году окончил СПБ духовную академию со степенью кандидата богословия. С 1902–1918 гг. – законоучитель и настоятель церкви Петроградского Павловского женского института и законоучитель разных учебных заведений. 1918–1919г. – настоятель Кронштадтского Никольского морского собора. 1919–192O г. – ключарь Исаакиевского кафедрального собора. 15 авг.1920 г. по пострижении в монашество, хиротонисан во епископа Кронштадского, вик.Петроградской епархии. С февраля 1924 года управлял Ленинградской, а с 25 окт.1924 г. и Олонецкой епархиями. С 18 дек. 1925 года епархией не управлял. С 1931 г. – управляющий Вологодской епархией, но именуется епископом Кронштадтским. 4 апр.1933 г. возведен в сан архиепископа. С 16 июня 1933 г. – архп. Вологодский. С 5 окт. н.ст.1933 г. – архп. Новгородекий. В августе 1936 г. уволен на покой. 7/20 декабря 1936 года – архиепископ Казанский и Свияжский. С февраля 1937 г. епархией не управлял. С 23 мая 1937 г. уволен на покой. Скончался в июне 1937 года. Место погребения неизвестно. Отношение епископа Венедикта к обновленчеству Ярко описывает один из лидеров обновленчества проф. Титлинов в своей статье: «Что сделано для церковного мира». В феврале 1924 года еп. Венедикт принял управление Ленинградской епархией и управлял ей до 5 декабря 1925 года. Как и у его предшественника, епископа Мануила, его деятельность за этот период была посвящена борьбе с обновленчеством. Уже в первом своем воззвании, написанном совместно с епископами: Григорием (Лебедевым) Шлиссельбургским и Серафимом Колпинским 9/22 февраля 1924 года, он не только призывал духовенство и верующих держать связь с ними, православными епископами, но и предупреждал, чтобы никто не принимал участия в собраниях обновленцев ни в качестве представителей от общин, ни просто, как частные лица. Такое воззвание в тот момент было необходимо, потому что обновленцы в это время уже начали толки «о примирении», хотя их призывы и звучали довольно странно на фоне ожесточенных нападок обновленцев на православных.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сщмч. Николай Виноградов, прот. Фотография. Тюрьма. 1937 г. Иванович Виноградов (21.04.1876, г. Дмитров Московской губ.- 27.11.1937, полигон Бутово Московской обл.), сщмч. (пам. 14 нояб., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), прот., церковный писатель. Род. в семье диакона. В 1891 г. окончил Дмитровское ДУ, в 1897 г.- Вифанскую ДС со званием студента. 16 февр. 1898 г. Можайским еп. сщмч. Тихоном (Никаноровым ; впосл. архиепископ) был назначен на должность надзирателя за воспитанниками Вифанской ДС, 4 нояб. 1898 г. определен учителем образцовой школы при этой семинарии. 5 июля 1901 г. еп. бывш. Архангельским Нафанаилом (Соборовым), управляющим московским Спасо-Андрониковым монастырем, рукоположен во иерея к Покровской ц. на Городне с. Покровского Московского у. Состоял законоучителем земской школы в дер. Покровской в Выселках и одноклассной школы Мин-ва народного просвещения на ст. Бирюлёво Рязанско-Уральской железной дороги (1903-1904). В 1907 г. Н. поступил в МДА, которую окончил в 1911 г. с присвоением ученого звания кандидата богословия за соч. «Книга пророка Аггея: Исагогико-экзегетическое исследование» (работе была присуждена премия проф. И. Н. Корсунского). 1 дек. 1914 г. за свое значительно переработанное кандидатское сочинение Н. был удостоен Советом МДА ученого звания магистра богословия и 10 марта 1915 г. награжден премией Курского еп. Михаила (Лузина) . Н. был автором неск. научно-богословских статей и брошюр. С 3 нояб. 1911 г. служил инспектором классов и законоучителем Костромского епархиального женского уч-ща. 1 янв. 1913 г. он был переведен на должность законоучителя Московского женского Александровского ин-та, также стал священником домового институтского храма во имя св. кн. Александра Невского. Состоял секретарем педагогической и воспитательной конференций (с 1 сент. 1914) и членом Совета Александровского ин-та (с 7 мая 1917). Одновременно являлся лектором Свящ. Писания на Московских пастырских курсах, руководимых прот. сщмч. Иоанном Восторговым . Также был законоучителем 1-го Мариино-Слободского городского женского уч-ща (с 1 сент. 1913), старших классов жен. гимназии Л. О. Вяземской (с 17 сент. 1917), 1-го педагогического Московского (женского) уч-ща ордена св. Екатерины (с 8 февр. 1918).

http://pravenc.ru/text/2565680.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПЕТР Гаврилович Гаврилов (18.06. 1879, Лия-Шия, или дер. Уткино, Мамадышского у. Казанской губ. (ныне Уткино Мамадышского р-на, Республика Татарстан) - 29.07.1937, г. Бийск Западно-Сибирского края (ныне Алтайского края)), сщмч. (пам. 16 июля, в Соборе Алтайских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), прот. Пастырь-миссионер, трудившийся среди правосл. татар (кряшенов), а также удмуртов и марийцев, духовный писатель. Из семьи крестьян-кряшенов. В 1896 г. П. окончил Центральную крещено-татарскую школу в Казани, основанную Н. И. Ильминским , последователем просветительской и миссионерской системы к-рого и стал П. Он выдержал экзамен в Казанской учительской семинарии на звание учителя сельского начального инородческого уч-ща. Служил учителем с 1 сент. 1897 по 1 мая 1898 г. в школе миссионерского Гурия Казанского святителя братства в с. Владимировка (ныне дер. Владимирово) Мамадышского у., где законоучителем был брат П., свящ. Симеон. В 1898 г. П. закончил обучение церковному пению на Епархиальных педагогических курсах для учителей церковноприходских школ и школ грамоты Казанской епархии. С 1 мая 1898 по 28 авг. 1903 г. служил учителем в церковноприходской школе дер. Ташлыяр прихода Троицкой ц. с. Абди того же у. (ныне дер. Ташлиярово Тюлячинского р-на). В этой церкви П. в праздничные дни исполнял должность псаломщика, читал и пел на клиросе, а также руководил созданным им из детей школы хором. За детьми к церкви потянулись их родители. В каникулярное время П. исполнял должность псаломщика в приходе с. Юкачи, где священником был его брат Симеон. За свою деятельность П. трижды получал благодарность Казанского епархиального училищного совета. В 1903 г. он поступил на 2-годичные миссионерские курсы при КазДА. По окончании в 1905 г. татарского отдела курсов П. в том же году был рукоположен Сарапульским еп. Михеем (Алексеевым), викарием Вятской епархии, 21 авг.- во диакона и 28 авг.- во иерея к Петропавловской ц. с. Кырынды Елабужского у. Вятской губ. (ныне Крынды Аргызского р-на Республики Татарстан).

http://pravenc.ru/text/2580144.html

А.К. Галкин, А.А. Бовкало Указатель имен А Абакумов Алексий Григорьевич (1869–1941), протоиерей; уклонился в обновленчество Авраамий (Чурилин Адриан Алексеевич; 1867– расстрелян 1937), епископ Агафангел, св. (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854–1928), митрополит-исповедник Агрономов Александр Иванович , протоиерей Азиатский Алексий Михайлович (1866 – убит 1918 или 1919), протоиерей Айзенштадт Моисей Григорьевич, раввин Акимов Василий Александрович (1864–1942), протоиерей Аксенов Леонид Дмитриевич (1876-?) Александр (Витоль Адам Александрович; 1876–1942), епископ Александр II Николаевич (1818 – убит 1881), император Всероссийский в 1855–1881 Александра Феодоровна (1872 – расстреляна 1918), императрица Всероссийская в 1894–1917, страстотерпица Александров Григорий Д., конторщик Ижорских заводов Александров Димитрий Александрович (1868-?), протоиерей, миссионер Алексеев А, священник Алексий (Баженов Димитрий Владимирович; 1872-?), епископ; уклонился в обновленчество Алексий (Житецкий Алексей Григорьевич; † 1924), епископ Алексий ( Кузнецов Николай Николаевич; 1875 – расстрелян 1938), архиепископ Алексий (Молчанов Алексей Васильевич; 1853–1914), архиепископ Алексий (Ридигер Алексей Михайлович, род. 1929), Патриарх Московский и всея Руси с 1990 Алексий (Симанский Сергей Владимирович; 1877–1970), Патриарх Московский и всея Руси в 1945–1970 Алексий, св. (Соловьев Феодор Алексеевич; 1846–1928), иеросхимонах Алтаев Ал. (настоящая фамилия – Ямщикова Маргарита Владимировна; 1872–1959), писательница Альбинский Иоанн Иванович (1863–1935), протоиерей; уклонился в обновленчество Амвросий (Сергеев), архимандрит Анастасий (Александров Александр Иванович ; 1861–1918), епископ Ангелина (Мамонтова), игумения Ангелина (Сергеева Анна Семеновна; 1867–1927), игумения Андреев Иоанн Васильевич, диакон Андреев Иоанн Иванович (1898–1968), священник Андреев Федор Константинович (1887–1929), профессор; впоследствии – протоиерей Андрей (Ухтомский Александр Алексеевич ; 1872 – расстрелян 1937), епископ

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В.Алексеев, студент СПбДС Скачать epub pdf В декабре 2003 года в Санкт-Петербурге отмечалась знаменательная дата – 140-летие со дня рождения профессора Санкт-Петербургской Духовной академии, Санкт-Петербургского университета и академика Софийской Академии наук, доктора богословия Николая Никаноровича Глубоковского (1863–1937). Н. Н. Глубоковский родился 6/19 декабря 1863 года в селе Кичменгский Городок Вологодской губернии, в бедной многодетной семье священника. В двухлетнем возрасте он лишился отца. Начальное образование получил в Кобыльской церковноприходской школе (1870–1873), затем учился в Никольском Духовном училище (1873–1878), в Вологодской Духовной семинарии (1878–1884) и в Московской Духовной академии (1884–1889), которую окончил с исключительным успехом и был оставлен при ней профессорским стипендиатом по кафедре общей церковной истории. Его научными занятиями руководил известный историк Церкви профессор А. П. Лебедев , под руководством которого Н. Н. Глубоковский писал свое магистерское сочинение о блаженном Феодорите, епископе Кирском. В 1891 году Н. Н. Глубоковский представил в Ученый Совет Московской Духовной академии сочинение «Блаженный Феодорит , епископ Киррский» и был удостоен степени магистра богословия. С 1890 года преподавал в Воронежской Духовной семинарии, а в 1891 году переведен в Санкт-Петербургскую Духовную академию, на кафедру Священного Писания Нового Завета, со званием доцента. В 1897 году молодой ученый защитил в Московской Духовной академии докторскую диссертацию «Благовестие Апостола Павла по его происхождению и существу». В 1898 году Н. Н. Глубоковский был избран ординарным профессором Санкт-Петербургской Духовной академии. После закрытия Академии в 1918 году преподавал в Петроградском Богословском институте. В 1921 году эмигрировал в Финляндию, затем в Германию, в 1922 году – в Чехословакию, через год – в Сербию. С 1923 года вплоть до своей кончины 18 марта 1937 года известный и уважаемый ученый трудился на кафедре Священного Писания Нового Завета Софийского университета Болгарии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Вецслабада. Церковь Воскресения Христова. Vecslabadas Kristus Debesbraukšanas pareizticgo baznca Карта и ближайшие объекты Старо-Слободская церковь, по церковному архиву, построена ранее 1798 года, так как за этот год имелись метрические книги. До 1839 года прихожане сей церкви были униатами. Новая церковь построена тщанием прихожан и помещика Бениславского в 1842 году и освящена во имя Преображения Господня. Здание церкви из булыжного камня с малою у фронта колокольнею,размерами 15.5 х 8 х 5 метров. В 1860 году императрица Мария Александровна пожертвовала для прихода полный прибор серебряно-вызолоченых сосудов, комплект праздничных облачений и других предметов. В 1866 году стараниями священника Николая Никифоровского при церкви было открыто народное училище. Отец Николай прослужил в приходе 22 года и скончался 21.07.1887 г. В 1868 г. произведены значительные ремонтные работы, крышу покрыли железом. Церковь холодная. Престол один во имя Преображения Господня. С 1887 года приход возглавил сын отца Николая. В 1904 году на строительство нового православного храма было отпущено 17 тыс.рублей. 18 июня 1906 года заложили первый камень в фундамент нового храма, а 2 ноября 1908 года Старо-Слободской храм освщён благочинным священником протоиереем Феодором Никоновичем. Новый храм Воскресения Христова построен с шестью главами, размерами 29х17.5х13.3 метров. Все иконы в иконостасе писаны академиком Н.И. Верхотуровым. Пол в храме из цементных цветных плиток. Строитель храма священник Владимир Никифоровский умер 1 декабря 1919 года и погребён около алтаря храма. С августа 1922 по декабрь 1927 года в приходе служил протоиерей С. Ефимов,при котором капитально отремонтировали здание старой, рядом стоящей Преображенской церкви. С декабря 1927 по май 1937 года приход обслуживал отец Н. Коленцов. С мая 1937 года приход возглавлял протоиерей Иаков Зятьев, перемещенный из Краславской церкви. Источники: Латв. ГИА, фонд 4754, опись 2, дело 177 за 1898 г. Лист 70. С.П.Сахаров «Православные церкви в Латгалии», изд. Рига, 1939 г. Стр.123-126.

http://sobory.ru/article/?object=07862

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сщмч. Михаил Дмитрев. Фотография. 1937 г. Андреевич Дмитрев (15.06.1873, с. Макковеево Касимовского у. Рязанской губ.- 2.12.1937, Рязань), сщмч. (пам. 19 нояб., в Соборе Рязанских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), прот. Из старинного священнического рода. После учебы в церковноприходской школе и Касимовском ДУ поступил в Рязанскую ДС. В 1895 г. окончил семинарию по 2-му разряду и был назначен учителем церковноприходской школы в дер. Самылово Касимовского у. 10 июля 1897 г. рукоположен во иерея к Преображенской ц. с. Синулицы Касимовского у. Помимо пастырского служения состоял заведующим школы грамоты (1897-1899) и церковноприходской школы (1899-1905) в дер. Алёшино того же уезда. 13 июля 1898 г. также был назначен помощником миссионера Касимовской противомусульманской миссии. 22 дек. 1905 г. по прошению переведен на место своего отца настоятелем Покровского храма в с. Макковеево. Одновременно был назначен заведующим и законоучителем школы грамоты в дер. Клоково Касимовского у. С 15 дек. 1906 г. также являлся законоучителем земского училища в дер. Аниково того же уезда. Был участником Всероссийского съезда практических деятелей по борьбе с алкоголизмом в Москве в авг. 1912 г. 4 марта 1913 г. перемещен настоятелем Покровской ц. в с. Селищи Касимовского у. Руководил строительством сельского каменного храма вместо прежнего, деревянного. Много проповедовал, проводил беседы с сектантами в окрестных селах, успешно вел с ними диспуты. Руководил общенародным церковным пением в храме. Устроил в Селищах церковноприходскую школу, где стал заведующим и законоучителем. С 16 окт. 1913 г. также был законоучителем земского училища в с. Смоиловка (Самуиловка). Покровский приход не имел больших доходов, и М. занимался земледелием, разводил пчел. Ночами работал в поле на чужих участках, помогая нуждающимся семьям. Организовал в Селищах противопожарную службу, лично руководил тушением пожаров. Зная, что М. владел основами медицины, односельчане часто обращались к нему за помощью.

http://pravenc.ru/text/2563508.html

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ   28 июля (10 августа) Преподобномученик Василий (Эрекаев), преподобномученицы Елена (Асташкина) и Анастасия (Камаева), мученики Арефа Ерёмкин, Иоанн Ломакин, Иоанн Сельманов,  Иоанн Милёшкин и мученица Мавра Моисеева Ни на один год после того, как в России восторжествовала власть большевиков, не прекращались гонения на Русскую Пра­вославную Церковь. Один год от другого отличался лишь боль­шей ожесточенностью гонений и суровостью приговоров. Любая попытка осмысления прошлого России и ее настоящего с точки зрения иной, нежели большевистская, рассматривалась как контрреволюционный, антигосударственный заговор, а выска­занная вслух жалоба на тяжелое положение народа или только лишь на свою собственную судьбу интерпретировалась как злост­ная клевета на государственный строй. В начале 1937 года сотрудники НКВД Мордовии сочли доста­точными для массовых арестов собранные ими «сведения о том, что в Торбеевском, Ковылкинском, Темниковском и Ичалковском районах существует  контрреволюционная церковно-монархическая организация, возглавляемая» духовенством. В марте 1937 года были арестованы священники, монахини и крестьяне, всего двадцать два человека, проживавшие в этих районах, и за­ключены в тюрьму в городе Саранске, среди них – иеромонах Ва­силий (Эрекаев), послушницы Елена (Асташкина) и Анастасия (Камаева) и миряне Арефа Ерёмкин, Иоанн Ломакин, Иоанн Сельманов, Иоанн Милёшкин и Мавра Моисеева. Преподобномученик Василий  родился 19 июля 1876 года в де­ревне Носакино Малышевской волости Спасского уезда Тамбов­ской губернии  в семье крестьянина Георгия Эрекаева. Жители деревни Носакино были приписаны к Успенской церкви в селе Старая Пичиморга, находившемся рядом с деревней. Окончив сельскую школу, он в 1898 году поступил послушником в Саров­ский монастырь в Темниковском уезде той же губернии. Сразу же после начала в 1914 году Первой мировой войны он был призван в армию и служил в обозе; после возвращения в монастырь он был пострижен в монашество, рукоположен во иеромонаха и под­визался в обители до ее закрытия в 1927 году.

http://fond.ru/imennoj-ukazatel/588/Aref...

Статистика Несмелов Виктор (1863-1937), русский православный богослов и философ. Окончил Саратовскую ДС и Каз.ДА (1887), где впоследствии состоял профессором. Важнейшие работы Н. посвящены учению свт. Григория Нисского и христ. антропологии. Н. развивал своеобразную богосл.-филос. систему, к-рую можно отнести к категории экзистенциалистских. Наиболее полно она выражена в его капитальном труде «Наука о человеке», выдержавшем неск. изданий (т. 1-2, Каз., 1898-1903). Исходным пунктом мысли Н. является самопознание человека, к-рый непосредственно открывает в себе духовную реальность, несводимую к физическому бытию. От этой субъективной реальности духа Н. восходит к объективной реальности духовного мира и Божества. 2-й том «Науки о человеке», к-рый называется «Метафизика жизни и христианское откровение», рассматривает вопрос о мировом зле и спасении. В связи с этим Н. дает богосл.-филос. экзегезу библ. учения о зле и библ. согласно Н., не было актом злой воли, а заблуждением, к-рое «извратило богоустановленный порядок бытия и разрушило Божию мысль о бытии». Путь ко спасению заключается в осознании человеком своего греха и ответе на это Божьей любви, к-рая проявилась в Боговоплощении. Через Боговоплощение Творец соединился с нашим миром и тем самым открыл для него возможность преображения и конечного возвращения на пути, указанные Богом. Использованы материал, опубликованные по адресу Несмелов Виктор Иванович 1937), философ, богослов. Родился в с. Курдюма Саратовского у. Саратовской губ. Окончил Казанскую духовную академию (1887). Профессор по кафедре философии и логики Казанской духовной академии, в которой преподавал вплоть до ее закрытия большевиками в 1919. Летом 1931 был арестован. Первые занятия философией склоняли Несмелова в сторону эмпиризма; он сначала отрицал возможность метафизики, скептически относился к «разумному» обоснованию религиозной веры. Позже, готовя свою диссертацию («Догматическая система св. Григория Нисского»), Несмелов углубился в проблемы философской антропологии, — и в этих занятиях определилась его основная интуиция христианства, легшая в основание системы, которую он выразил в двухтомном труде: «Наука о человеке» (т. 1: Опыт психологической истории и критики основных вопросов жизни; т. 2: Метафизика жизни и христианское откровение). Позже он выпустил небольшую книгу под названием «Вера и знание».

http://lib.cerkov.ru/authors/579

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИМИТРИЙ Александрович Лебедев (28.09.1871, с. Спирово Волоколамского у. Московской губ.- 27.11.1937, полигон Бутово Московской обл., ныне в черте Москвы), сщмч. (пам. 14 нояб., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), прот., историк Церкви. Из семьи священника. В авг. 1886 г., по окончании Волоколамского ДУ, поступил в Вифанскую ДС, к-рую окончил в июне 1892 г. В 1894 г. поступил в МДА, к-рую окончил в 1898 г. со степенью действительного студента. С 15 окт. 1898 г. преподаватель в Единецком ДУ (Бессарабская губ.), с 1903 г. преподаватель рус. языка в Уфимском ДУ. 12 февр. 1904 г. получил степень канд. богословия за исследование, посвященное структурным элементам христ. пасхалии (««Основание» и «епакта»»). 4 февр. 1905 г. рукоположен во иерея к Никольскому собору г. Можайска Московской губ. С 1908 г. настоятель того же храма и председатель Можайского отд-ния епархиального училищного совета. С 1909 г. законоучитель земской школы дер. Ченцово Бронницкого у. С 1911 г. благочинный 1-го окр. Можайского у., в нояб. 1915 г. переведен в Ильинскую ц. погоста Стребукова Московского у. В кон. 1915 г. получил звание магистра богословия за соч. «Из истории древних пасхальных циклов». Доцент, с нач. 1916 г. экстраординарный профессор МДА по кафедре истории древней Церкви. В 1919 г. подал в Совет МДА в качестве докт. диссертации работу «Список епископов Первого вселенского собора в 318 имен. К вопросу о его происхождении» (о присуждении степени д-ра неизвестно). После закрытия МДА жил в родном селе. По др. данным, в нач. 20-х гг. продолжал преподавать в учебных заведениях, продолжавших традиции академии. 30 авг. 1930 г. арестован за «хождение с иконами» и оштрафован. В 1932 г. не смог заплатить повышенный налог, взимаемый с него как со священнослужителя, все его имущество было конфисковано. В 1933 г. арестован по обвинению в «антисоветской агитации» и выслан в Казахстан на 3 года. Вернувшись из ссылки на родину, служил в спировской ц. Введения во храм Пресв. Богородицы. Был возведен в сан протоиерея. Организовал ремонт храма, сумев привлечь к этому даже руководство местного колхоза, что в дальнейшем было отдельно поставлено Д. в вину.

http://pravenc.ru/text/178045.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010