В.В. Виноградов Список основных источников и условные обозначения принятых сокращений Список основных источников и условные обозначения принятых сокращений 429 I. Художественная литература, фольклор, критика. Памятники древнерусской и старой русской письменности. Архивные материалы и сборники документов. Мемуары. Дневники. Письма Аввакум – Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и другие его сочинения/Под ред. Н. К. Гудзия. – М., 1934. Авторский вечер – Авторский вечер. Странный случай с моим дядею. – СПб., 1835. Аксаков И. – Аксаков И. С. Соч. Т. 1–7. – М., 1886–1887. Аксаков С. – Аксаков С. Т. Собр. соч. Т.1–6. – М., 1895–1896. Аксаков С. Т. Собр. соч. Т.1–5. – М., 1966. Акты Археогр. экспедиции – Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской Империи Археографическою экспедициею Имп. АН. Т. 1–4, – СПб., 1836 Амфитеатров, Восьмидесятники – Амфитеатров А. В. Восьмидесятники. Ч. 1–2. – 3-е изд. –СПб., 1911. Амфитеатров, Издали – Амфитеатров А. В. Издали. Наброски эмигранта. – М., 1908. Антонович – Антонович М. А. Избранные статьи. Философия. Критика. Полемика. – Л., 1938. Антонович, Елисеев – Антонович М. А, Елисеев Г. 3. Шестидесятые годы. Воспоминания. М.; Л., 1933. Арнольд Ю. – Арнольд Ю. Воспоминания. Вып. 1–3. – М., 1892–1893. Арнольди – Арнольди Н. Василиса. – Берлин, 1879. Артаксерксово действо – Артаксерксово действо: Первая пьеса русского театра XVII в./Подготовка текста, статья и комментарии И. М. Кудрявцева. – М.; Л., 1957. Архив братьев Тургеневых – Архив братьев Тургеневых. – Вып. 1–6. – Пг., 1911–1921. Вып. 6: Переписка А. И. Тургенева с кн. П. А. Вяземским. Т. 1: 1814–1833. – Пг., 1921]. Архит архив – Архитектурный архив. Т. 1. – М., 1946. Арцыбашев – Арцыбашев М. Рассказы. Т. 1. – 3-е изд. – СПб., 1908. Афанасьев – Афанасьев А. С. (Чужбинский). Собр. соч. Т. 1–9. – СПб., 1890–1892. Баранов – Баранов К . Н. Ночь на Рождество Христово. Русская повесть XIX ст. Ч. 1–3 –М., 1834. Баратынский – Баратынский Е. А. Полн. собр. стихотворений. – Л., 1957.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Скачать epub pdf Содержание К читателю (аннотация) От издателей Введение История взаимоотношений науки и религии Иувал и Тувалкаин Что дал человечеству научно-технический прогресс Взаимоотношение религии и науки в древнем мире Распространение христианства в античном мире Взаимоотношения науки и религии в Средневековье Византия Мусульманский Восток Западная Европа Эпоха Возрождения Зарождение новой науки Эпоха Просвещения Наука в XIX веке Научные перевороты в XX веке Точки пересечения двух книг Столкновение библейской и светской истории Ближнего Востока Материализация души Вопрос о происхождении мира Саморазвитие живого О происхождении вселенной Язык науки и богословия Приложение. Старение и смерть с точки зрения биологии и богословия Краткая биография отца Георгия     К читателю (аннотация) Книга «Гармония Божественного творения» – результат многолетних размышлений протоиерея Георгия Нейфаха (1952–2005), настоятеля Успенского храма города Курчатова. Основой ее стал цикл лекций, прочитанных им в Курском госуниверситете. Будучи в прошлом успешным ученым-биологом, а затем став православным священником, он собрал интереснейший материал, освещающий историю взаимоотношений науки и религии от библейских времен до наших дней, и показал связь научных открытий с Божием Откровением. Книга будет полезна людям, занимающимся наукой, священникам для бесед с паствой, преподавателям и учащимся духовных учебных заведений, а также всем верующим людям, которых волнует мнимое противоречие между верой и наукой. Юрий (Георгий) Александрович Нейфах родился 13 августа 1952 года в Москве в семье ученых-биологов (отец: А.А. Нейфах (1926–1997) – советский и российский биохимик, доктор биологических наук, профессор, академик РАЕН, автор научного открытия «Периодическая функция ядер в развитии организма животных»; брат: А.А. Нейфах (1957–2006), биохимик и молекулярный биолог, профессор Иллинойсского университета в Чикаго; дед: Б.Я. Подольский (1896–1966), американский физик-теоретик, соавтор парадокса Эйнштейна – Подольского – Розена). После физико-математической школы Юрий Нейфах окончил в 1974 году биологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, работал научным сотрудником НИИ по биологическим испытаниям химических соединений Минмедпрома, закончил аспирантуру Института молекулярной биологии АН СССР и в 1983 году защитил диссертацию кандидата физико-математических наук по теме, находящейся на стыке физики и биологии. Автор научных трудов. Принял крещение в 1983 году. От издателей

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/gar...

Ю.В. Откупщиков Сокращения 1. Словари Абаев Абаев В. И. Историко-этимологический словарь осетинского языка. I. М.; Л., 1958. Ананьев Сокращенный латинский словарь Ананьева, Яснецкого и Лебединского. М., 1862. Атлас РНГ Атлас русских народных говоров центральных областей к востоку от Москвы/Под ред. Р. И. Аванесова. М., 1957. Боднарский Боднарский М. С. Словарь географических названий. М., 1954. Большая советская энциклопедия: 3-е изд.; В 30 т. М., 1969–1978. Геров Н. Речник на български език. Ч. I–V. Пловдив, 1895–1904. Горяев Горяев H. B. Сравнительный этимологический словарь русского языка. Тифлис, 1896. Гpihчehko Гpihчehko Б. Словарь украïньскоï мови. Τ. I–IV. Киïв, 1908–1909. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. Τ. I–IV. М., 1955. Дворецкий Дворецкий И. Х. Древнегреческо-русский словарь. Т. I–IL М., 1958. Emuмoлoriчhuй словник украïньскоï мови. Τ. I–III. Киïв, 1982–1989 (незаконченное издание). В. С. Српски pjeчhuk: 3-е изд. У Биограду, 1898. Каталог piчok Украïни Каталог piчok Украïни. Киïв, 1957. Картотека древнерусского словаря Института русского языка РАН (Москва). Климов Климов Г. А. Этимологический словарь картвельских языков. М., 1964. КЭСРЯ1 Шанский Н. М., Иванов В. В., Шанская Т. В. Краткий этимологический словарь русского языка. М., 1961. КЭСРЯ2 Шанский Н. М., Иванов В. В., Шанская Т. В. Краткий этимологический словарь русского языка: 2-е изд. М., 1971. Лаучюте Лаучюте Ю. А. Словарь балтизмов в славянских языках. Л., 1982. Μiкр. Бел. Mikpamanahiмiя Беларусь Mihck, 1974. Младенов Младенов Ст. Етимологически и правописен речник на българския книжовен език. София, 1941. Мука Э. Словарь нижнелужицкого языка. Вып. I. Пг., 1921. Мурзаевы Мурзаевы Э. и В. Словарь местных географических терминов. М., 1959. Никонов Никонов В. А. Краткий топонимический словарь. М., 1966. Носович Носович И. И. Словарь белорусского наречия. СПб., 1870. Новый энциклопедический словарь (бывш. Брокгауз – Ефрон). Т. 23. Пг., [s. а.]. Востоков А. X. Опыт областного великорусского словаря. СПб., 1852.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Никодим (Преображенский Николай Иванович), еп. Забайкальский и Нерчинский Родился в 1856 году в семье священника Калужской епархии. Первоначальное образование получил в доме родителей. В 1879 году окончил Калужскую духовную семинарию и постуил в Московскую духовную академию. 7  ноября 1882 года пострижен в монашество, а 6 декабря рукоположен во иеродиакона. I мая 1883 года рукоположен во иеромонаха. В этом же году окончил академию со степенью кандидата богословия и 27 августа был назначен смотрителем Коломенского училища· 28 янв.1885 года – смотритель Звенигородского училища. 4 мая 1888 года – инспектор Томской духовной семинарии. 14 авг.1889 года – ректор Иркутской духовной семинарии. 8  сент. того же года возведен в сан архимандрита. 10 мая 1893 года хиротонисан во епископа Киренского, вик. Иркутской епархии. Хиротония состоялась в Вознесенском монастыре г.Иркутска. С 14 окт.1896 года – епископ Якутский и Вилюйский. С 27 сент.1898 года – епископ Забайкальский и Нерчинский. 24 дек.1893 года уволен на покой в Мещовский монастырь Калужской епархии. Скончался в 1905 году. Литература: «Церк. Вед.” 1893, 36, стр.285. -“- 1896, 43, стр.389. -“- 41, стр.379.· -“- «Приб. к “ЦБ” 1894, I, стр.20–22. -“- 1897, 14, стр.534. -“- 50,стр.1966. Булгаков, стр.1400, 1401, 1417.· БЭС т.1, стб.955. БЭЛ m.V, стб.1032–1033. «Состав Св.Прав.Всер.Спи. и Рос.Церк.Иерархии на 1905 год», стр.258. «Списки архиереев Иерархии Зсерос.» СПБ, 1896, 544, стр.83. Никодим(Ротов Борис Георгиевич), митр.Ленинградский и Ладожский Родился в 1929 году в д.Фролово, Кораблинского района Рязанской области. По окончании средней школы поступил в Рязанский педагогический институт. В 1947 году пострижен в монашество и рукоположен во иеродиакона. 20 ноября 1949 года рукоположен во иеромонаха и назначен настоятелем церкви Рождества Христова в с.Давыдове, Ярославской области. С 7 авг.1950г. – настоятель Димитровского храма в г.Угличе и благочинный округа. В 1950 году поступил на заочный сектор Ленинградской духовной семинарии, по окончании семинарии поступил в Ленинградскую духовную академию, которую окончил в 1955 году со степенью кандидата богословия.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Botte=Botte B. From Silence to Participation: An Insiders View of Liturgical Renewal. Washington, 1988. Botte. Foreword=Botte B. Foreword to the third edition//Baumstark A. Comparative Liturgy. London, 1958. Botte. The Short Anaphora=Botte B. The Short Anaphora//The New Bouyer. Liturgical Piety=Bouyer L. Liturgical Piety. Indiana, 1955. Bouyer. Liturgy and Architecture=Bouyer L. Liturgy and Arhcitecture. Indiana, 1967. Bouyer. The Decomposition=Bouyer L. The Decomposition of Catholicism. London, 1970. Bouyer. The Eucharist=Bouyer L. Eucharist: Theology and Spirituality of the Eucharistic Prayer. Indiana, 1968. Bouyer. The Liturgy Revived=Bouyer L. The Liturgy Revived: A Doc trinal Commentary of the Conciliar Constitution on the Liturgy. Indiana, 1964. Bouyer. The Third Eucharistic Prayer=Bouyer L. The Third Eucharistic Prayer IIThe New Liturgy. Bria=Bria I. The Liturgy after the Liturgy. Geneva, 1966. Brightman=Brightman F.E. Liturgies Eastern and Western. Vol. I: Eastern Liturgies. Oxford 1896. Bugnini=Bugnini A. The Reform of the Liturgy: 1948–1975. Collegeville, Minnesota. 1990. Busch=Busch W. The Liturgical Movement (Letter to the Editor)//Commonwealth. November 4, 1925. Cabrol=Cabrol F. The Mass of the Western Rite. ID. http://www.ewtn.com/library/liturgy/mass.txt. Calivas=Calivas A.C. The Penthekte Synod and Liturgical Reform//Holy Cross Conference: The Council «in Trullo»: Basis for Ecclesiastical reform? A Conference Commemorating the 1300 Anniversary of the Penthekte Ecumenical Council «in Trullo»//The Greek Orthodox Theological Review. 1–2. 1995. Casel. Neue Zeugnisse=Casel O. Neue Zeugnisse fur das Kultmysterium HJahrbuch fur Liturgiewissenschaft. XIII. 1933. Casel. The Mystery=Casel O. The Mystery of the Christian Worship and Other Writings. London, 19632. Champlin=Champlin J.M. The proper Balance: A Practical Look at Liturgical Renewal. Indiana, 1981. Chrichton=Chrichton J.D. The Church s Worship: Considerations on the Liturgical Constitution of the Second Vatican Council. London- Dublin, 1966.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

III. «Будь бодр и радостен духом...». Из переписки архимандрита Серафима и Тамары Ивановны Розенберг О переписке архимандрита Серафима и Тамары Ивановны Розенберг Вторая половина подвижнической и труднической жизни старца Серафима оказалась освещена радостью, согревавшей его сердце на протяжении последних десятилетий земного странствия ко Спасению. Радость эта – возможность письменного общения с сестрой – Тамарой Ивановной Розенберг (27.09.1910–01.11.1990). Как уже упоминалось выше, уехав из Эстонии в конце войны (после прихода туда советских войск) в Австрию, а затем поселившись в Швейцарии, Тамара Ивановна, вместе с родителями – Иваном Ивановичем и Софией Васильевной – надолго пропала из поля зрения старца. Никаких связей с русской эмиграцией в те послевоенные годы поддерживать было нельзя. Некоторое время Тамара Ивановна и отец Серафим ничего друг о друге не знали. Наконец, в 1956 году старец Серафим получил первое письмо от сестры. В нем сообщалось скорбное известие о кончине их отца. С тех пор между ними продолжалась регулярная переписка. Тамара Ивановна жила в это время (поначалу – вместе с матерью, умершей в 1961 году) в Женеве и была прихожанкой русского храма Воздвижения Честнаго Креста Господня. Обучая русскому языку детей из эмигрантских семей (а также детей, родившихся от смешанных браков), она одновременно неизменно свидетельствовала об истине Православия перед лицом западных христиан. Тамара Ивановна весьма активно участвовала в жизни своего прихода, постоянно помогая в конце 1950-х и в 1960-х годах архиепископу (тогда – епископу) Женевскому Антонию (Бартошевичу) (1910–1993) 68 в преподавании учившимся в Воскресной школе детям «Закона Божиего». Она была лично знакома и со святителем Иоанном (Максимовичем) (1896–1966)– замечательным русским иерархом-подвижником 69 . Тамара Ивановна являлась духовной дочерью архиепископа Иоанна Сан-Францисского (Шаховского) (1902–1989) 70 и, несмотря на его почти постоянное пребывание в Америке и весьма редкие приезды в Европу, продолжала окормляться у него, видимо, состоя с ним в переписке.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/my...

А. Леднев, Е. Лукьянов Владимир Шохин. Святитель Иоанн (Максимович) – великий чудотворец Повествование это о том ученике Христовом, который «не посчитался» с тем, что ему пришлось жить в XX веке – в эпоху духов­ного расслабления и оскудения любви – и явил веру, превзошедшую всякую веру, а возлюбив своего Бога и того, кто создан по Его образу, возлюбил их до конца; о том, кто, будучи современником бесчисленных западных прорицателей и восточных гуру, продемонстрировал своим житием мощь архипастырской, аскетической и мистической традиции Православия; о том, кто во времена человеческого отчаяния перед лицом невиданного ещё масштаба торжества мирового зла представил людям доказательство бытия Божия своей подвижнической жизнью и многочисленными прижизненными и посмертными чудесами. Имя его – Иоанн Максимович (1896–1966), архиепископ Шанхайский, Западноевропейский и Западноамериканский, чудотворец, которого можно назвать одним из самых ярких духовных явлений всей истории Русского Зарубежья. 5 Истоки Основатель рода Максимовичей Максим Васильковский жил со своей женой Евфросинией в 1650-х годах в Нежине, в 1676 году именовался «арендарем Печерским» (имел на откупе шинки и сборы в Печерске, где находится знаменитая Лавра). Он был известен также как Максим Печерский и находился «в обороне» у знаменитого гетмана Мазепы в 1688–1690 гг. В 1690 году Максим Васильковский получил от Мазепы первый «универсал» на земельные владения, и, вероятно, с этого времени можно говорить о вступлении его рода в малороссийское дворянство. Максим Васильковский имел семерых сыновей. Старший – знаменитый митрополит Тобольский и Сибирский Иоанн, духовный просветитель, писатель и миссионер (в 1916 году причислен к лику святых). Благочестие и ревность к Церкви являли и другие потомки Максима Васильковского. Это относится и к брату святителя Иоанна Тобольского Григорию, ставшему протопопом переяславской церкви, и к его племяннику Иакинфу, принявшему уже в юности постриг. Известен и другой иерарх из рода Максимовичей – Анатолий, хиротонисанный в 1812 году во епископа Полтавского и Переяславского.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

А. Леднев, Е. Лукьянов Содержание Вступление Епископ Василий (Родзянко). Слово о владыке Иоанне Владимир Шохин. Святитель Иоанн (Максимович) – великий чудотворец Истоки Детство и юность (1896 – 1921) Югославия (1921–1934) Китай (1934–1949) Филиппинский архипелаг (1949–1951) Западная Европа (1951–1962) Америка (1962–1966) «Хотя я и умер, но я Жив» Иеромонах Серафим (Роуз). Православное богословие блаженного архиепископа Иоанна (Максимовича) Творения святителя Иоанна Как св. православная Церковь чтила и чтит Божия Матерь Происхождение закона о престолонаследии в России Проповеди, доклады и статьи святителя Иоанна Россия Праздничный круг Святительское слово Ангел Сан-Францисской паствы Наставления, указы и распоряжения святителя Иоанна Предварительное исследование гробницы архиепискова Иоанна Обретение честных мощей святителя и чудотворца Иоанна, архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского Акт комиссии по освидетельствованию останков святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского Пир веры. Торжество святости глазами паломника Вместо послесловия. О почитании святителя Иоанна в России     Сборник посвящён современному русскому святителю Иоанну Шанхайскому и Сан-Францисскому. Его прославление состоялось недавно, а почитание давно уже приобрело ха­рактер вселенский. В Америке, России, Франции, Сербии, Греции, Австралии, Голландйи и многих других странах возно­сятся молитвы святому Владыке. В сборник помимо проповедей и указов архиепископа Иоанна вошли его богословские и исторические произведения. Житие Святителя, составленное Владимиром Шохиным, и ряд материалов о прославлении публикуются впервые. Вступление Пока неспешно складывался сборник, что вы держите в руках (основанием его послужило жизнеописание, составленное в 1993 году), имя святителя Иоанна, архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского, стало хорошо известно верующим в России благодаря публикациям последних лет. На Родине Святого появилось множество его почитателей и, судя по многим свидетельствам, почитателей не напрасных.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Владыка Иоанн - Святитель русского зарубежья Предисловие составителя 08.09.2008 364 Время на чтение 4 минуты   В издательстве Сретенского монастыря готовится к выходу в свет книга «Владыка Иоанн - святитель Русского зарубежья», составленная протоиереем Петром Перекрестовым, ключарем кафедрального собора в честь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» (Сан-Франциско). Книга посвящена видному иерарху русского рассеяния архиепископу Иоанну (Максимовичу; 1896-1966). Общецерковное прославление святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского в лике святых (память 19 июня/2 июля) совершилось на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2008 года. Предлагаем нашим читателям познакомиться с отрывками из этой книги. Каким должен быть христианин? Друг святителя Иоанна (Максимовича) сербский богослов архимандрит Иустин (Попович) говорил, что каждый христианин призван быть «живым ходячим Евангелием» Христовым. Сам владыка Иоанн определял святость следующим образом: «Святость есть не просто праведность, за которую праведники удостаиваются наслаждением блаженства в Царстве Божием, но такая высота праведности, что люди настолько наполняются благодати Божией, что она от них течет и на тех, кто с ними общается». Известен рассказ о том, как три брата пришли к благодатному старцу. Двое из них в течение нескольких часов задавали ему вопросы о духовной жизни. Третий брат сидел молча, лишь изредка взирая на старца. В конце беседы старец обратился к молчавшему брату и спросил его: «Почему ты молчишь? Неужели у тебя нет вопросов?» Брат ответил: «Для меня достаточно смотреть на твое лицо, чтобы получить все ответы на мои вопросы». Господь сподобил меня более четверти века служить в храме, построенном святителем Иоанном, Шанхайским и Сан-Францисским чудотворцем, проходить свое пастырское служение рядом с его мощами, быть свидетелем бесчисленных чудес по молитвам владыки и убедиться в том, что св. Иоанн живет и действует, как живой. В течение этих лет, «взирая на лицо владыки», я по мере сил собирал «крохи, падающие со стола» владыки: сведения, свидетельства, статьи, фотографии, проповеди, документы и воспоминания об этом великом архипастыре, молитвеннике, подвижнике и чудотворце ХХ века.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Св. Иулиан, еп. Ценоманский. Литография. 1896 г. (ГИМ) [франц. Julien] (I или IV в.?), свт. (пам. 13 июля; пам. зап. 27 янв.), 1-й еп. г. Ценоманы (ныне Ле-Ман, деп. Сарта, Франция). Большинство сведений, относящихся к жизни и деятельности И., носят легендарный характер. Самый ранний источник относится к сер. IX в.- это «Деяния Ценоманских епископов» (Actus pontificum Cenomannis in urbe degentium), история Ле-Манской кафедры в 19 частях, составленные по заказу еп. Альбериха. На его сведениях основывались 2 версии 1-го Жития И. (BHL, N 4545, 4546), содержащие заимствования из Мученичества сщмч. Дионисия, приписываемого Венанцию Фортунату (BHL, N 2171), и Мученичества сщмч. Климента Римского (BHL, N 1848). «Деяния...» и обе версии Жития, по мнению У. Гоффарта, принадлежали авторству т. н. Ле-Манского поддельщика, анонима, который с помощью агиографических источников и местных преданий пытался обосновать претензии Ле-Манского епископа на мон-рь Сен-Кале ( Goffart. 1966. P. 55). Первое Житие И. известно в нескольких списках (кодексы из Флёри Vat. Reg. Christin. lat. 318 (кон. IX в.), Paris. lat. 12606 (нач. XIII в.) и утраченная в 1944 рукопись из Шартра), что может объясняться большей популярностью др. Жития (BHL, N 4544), написанного мон. Летальдом из аббатства Сен-Мемен-де-Миси для Ле-Манского еп. Авесгауда де Беллема (кон. X - нач. XI в.). Оно представляет собой переработку более ранней версии Жития, к-рую Летальд ошибочно считал древней (см.: Head T. Hagiography and the Cult of Saints: The Diocese of Orleans, 800-1200. N. Y., 1990. P. 224). Впосл. Жития И. или краткие упоминания о нем включались в различные легендарии и агиографические сборники, в т. ч. в «Золотую легенду» Иакова из Варацце , «Зерцало истории» Винцентия из Бове, «Каталог святых» Петра Наталиса. В XIII-XIV вв. появились варианты Жития И. на старофранц. языке (см., напр.: Lecocq A. Légendaires et sermonnaires du XIVe siècle. Chartres, 1865. P. 16-19) и 2 сборника чудес святого (BHL, N 4549-4550).

http://pravenc.ru/text/1237825.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010