Н. Мясникову.   Сушко А. В. Духовные семинарии в России (до 1917 г.)//Вопросы истории. 1996. 11–12. С. 107–114; Римский С. В. Российская Церковь в эпоху Великих реформ. М., 1999; Фирсов С. Л. Русская Церковь накануне перемен (конец 1890-х – 1918 гг.). СПб., 2002; он же. Церковь в империи. СПб., 2007; Скутнев А. В. Социальная мобильность приходского духовенства Вятской епархии в середине Х1Х – начале ХХ в.//Вопросы истории. 2007. 11. С. 146–150; Полунов А. Ю. К. П. Победоносцев в общественно-политической и духовной жизни России. М., 2010. См., например: Леонтьева Т. Г. Православная культура и семинарский быт в конце XIX – начале ХХ в.//Отечественная история. 2001. 3. С. 170–178; Мангилева А. В. Повседневная жизнь сельского прихода//Вестник церковной истории. 2011. 3/4. С. 29–43. Село Воздвиженье ныне находится в Сокольском районе Вологодской области, в 10 км к северо-востоку от Кадникова и 52 км от Вологды (Македонская Н. М. Церковно-исторический атлас Вологодской области. Вып. 1. Вологда, 2007. С. 79. 15–17; Вып. 2. С. 71. 15–17. Переписные книги вологодских монастырей XVI–XVIII вв.: Исследование и тексты. Вологда, 2011. С. 135, 192. Святые подвижники и обители Русского Севера/Изд. подгот. Г. М. Прохоров и С. А. Семячко. СПб., 2005. С. 41. Такая фамилия встречается и у некоторых высших церковных иерархов, например архиепископа Казанского и Свияжского Никанора (Каменского; 1847–1910 гг.), архиепископа Иркутского Анатолия (Каменского; 1863–1925 гг.). Государственный архив Вологодской области (далее – ГА ВО), ф. 1063, оп. 104, 3, л. 59. Метрические книги Крестовоздвиженской церкви за 1840–1841 гг. не сохранились. 1840-й как год рождения Евгения–Екзакустодина приводится в литературе (Вологодские епархиальные ведомости. 1909. Прибавления к 21. С. 526–528; Елдашев А. М. Православная культура в Казанском крае (XVI–XX вв.). Очерки истории. Казань, 2013. С. 210–214). Однако отмеченный во всех монастырских ведомостях 1869–1884 гг. возраст указывает на 1836-й как год его появления на свет (ГА ВО, ф.

http://sedmitza.ru/lib/text/5560644/

Н. П. Вышеславцев,по сведениям на 1919 г., член и секретарь Московского епархиального совета. Монархическая литература//Русское слово. 1917. 13 апреля. 81. С. 4. Закрытие монастырей//Раннее утро (Москва). 1917. 6 мая. 101. С. 3. Николо-Перервинский мужской монастырь, основан в 1380-х гг. До начала ХХ в. монастырь вел активную просветительскую и благотворительную работу, после Октябрьской революции часть монастырских помещений была передана Детскому дому Управления Московской Курской железной дороги. Окончательно монастырь перестал существовать к 1928 г. Время (Москва). 1917. 10 (23) мая. 937. Там же. Донской мужской монастырь, основан в 1591 г. Свое название получил в честь Донской иконы Божией Матери, чудесным образом избавившей Москву от войска хана Казы-Гирея. К началу XIX в. одна из привилегированных и богатых обителей России. С мая 1922 г. в монастыре был погребен Святейший Патриарх Тихон (Белавин). В 1929 г. все монастырские храмы были закрыты для богослужения, часть помещений использовалась властями для создания антирелигиозного музея. Николай Александрович Любимов (1858 г.– 26 февраля 1924 г.), протоиерей, в 1911–1918 гг. настоятель Успенского собора Кремля. В апреле–июне 1917 г. член Святейшего Синода, член Предсоборного совета, Поместного собора 1917–1918 гг. После окончания Собора состоял председателем Делегации по защите имущественных и иных прав Русской Церкви перед советским правительством. Член Священного Синода в 1918–1922 гг. и Высшего Церковного Совета в 1922–1924 гг. В 1922 и 1923 гг. несколько месяцев находился под арестом. В монастырях//Утро России (Москва). 1917. 11 мая. 117. С. 6. Монашеский//Раннее утро. 1917. 17 мая. С. 6. Николай Дмитриевич Кузнецов (1863–1936 гг.), с 1896 г. помощник присяжного поверенного, с 1901 г. присяжный поверенный Московской Судебной палаты, в 1908–1911 гг. приват-доцент Ярославского Демидовского юридического лицея, с 1911 г. магистр церковного права, в 1911–1913 гг. доцент кафедры церковного права Московской духовной академии. Активный сторонник изменений в положении Русской Церкви, член Предсоборного присутствия ( 1906 г.), член Предсоборного совета (1917 г.), член Священного Собора Российской Православной Церкви 1917–1918 гг. В 1917–1919 гг. организатор ряда церковно-общественных движений среди духовенства и мирян, активный участник устроения Церкви на Соборных началах. 26 августа 1919 г. арестован в связи с инцидентом при вскрытии мощей прп. Саввы Сторожевского, приговорен к 25 годам заключения. В декабре 1921 г. освобожден в декабре 1921 г., до 1924 г. преподавал на Богословских академических курсах в Москве. 9 декабря 1924 г. вновь арестован, приговорен к высылке в Киргизию сроком на 3 года. В 1926 г. срок ссылки был сокращен до 2 лет. В 1928 г. получил степень доктора богословия. Очередной арест последовал 15 февраля 1931 г., Кузнецов был приговорен к ссылке в Казахстан (Кзыл-Орда), где и скончался.

http://sedmitza.ru/lib/text/5199039/

Л. 40 об. чистый. Период возведения великолепного трехшатрового храма в старинном стиле Иоанно-Предтеченского храма при Екзакустодиане в литературе обычно относится к 1887–1894 гг. (Республика Татарстан: православные памятники (середина XVI – начало ХХ вв.). Казань, 1998. С. 21–22; Елдашев А. М. Православная культура в Казанском крае (XVI–XX вв.). Очерки истории. Казань, 2013. С. 212). Возрождение церквей в древнерусском стиле вообще было характерно для художественного стиля Победоносцевской эпохи (Полунов А. Ю. Церковь, власть и общество… С. 127). В 1930-х гг. Иоанно-Предтеченский храм в Казани был разрушен. А. А. Андреев, вологодский купец 2-й гильдии, в разные годы член Вологодского уездного податного присутствия, попечительного совета вологодской богадельни, вологодского губернского попечительства о детских приютах, вологодского совета общества Красного Креста, других благотворительных и общественных организаций, гласный городской думы (Адрес-календарь Вологодской губернии на 1887 г. Вологда, 1886. С. 35; Памятная книжка Вологодской губернии на 1893–1894 годы. Вологда, 1893. С. 10, 29, 99–100, 101–102, 107, 110). Помета И. Н. Суворова: Отвеч.27 декаб. Получ.26 декабря 1890. Еще писал на Пасхе 19 апреля. Л. 42 об. чистый. Так в рукописи. В других случаях автор писал правильно: преддверием. В 1889–1904 гг. казанским губернатором был Петр Алексеевич Полтораций (1844–1904 гг.). В 1889–1895 гг. городским головой Казани был Сергей Викторович Дьяченко (1846–1907 гг.). Сочетание написано над строкой с зачеркнутым текстом. Слово написано над строкой. Исправлено, в рукописи: Саблерю. В литературе стоимость строительства указана вдвое большая – 100 тыс. рублей и те же 2 млн кирпичей. Среди жертвователей был и сам Екзакустодиан, внесший 4 тыс. рублей, о чем в письмах он скромно умалчивает (Азлецкий П. Указ. соч. С. 25). Исходя из суммы в 100 тыс. рублей, А. В. Рокщетаев отмечает 14% стоимости за счет средств самого монастыря, а остальные 86% – за счет частных пожертвований, особенно казанских купцов (Рокщетаев А. В. Указ. соч. С. 156–158; Липаков Е. В. Указ. соч. С. 22; Азлецкий П. Указ. соч. С. 25).

http://sedmitza.ru/lib/text/5560644/

Четыре воспитанника Витебской Духовной семинарии были прославлены в лике святых: в 2003 г. протоиерей Михаил Околович, выпускник 1910 г.; в 2005 г. протоиерей Василий Малахов, выпускник 1894 В лике святых Белорусской Православной Церкви в 2007 г. был прославлен протоиерей Николай Околович, выпускник 1883 г. и в чине исповедника веры Владимир Еленевский, выпускник 1896     © Горидовец В., свящ., 2016 Автор выражает благодарность сотрудникам Государственного архива Витебской области за помощь, оказанную при написании статьи.   Богородский Н. Н. Историческая записка о состоянии Витебской духовной семинарии за минувшее столетие ее существования (февраль 1807 – февраль 1907). Витебск, 1907. С. 214. Там же. С. 215. Там же. Там же. С. 221. Довгялло Д. И. Витебская духовная семинария (1806–1906 гг.). Заметки и воспоминания. Витебск, 1907. С. 4–5. Там же. С. 5. Богородский Н. Н. Указ. соч. С. 214. Там же. С. 217. Там же. С. 217–218. Там же. С. 218. Довгялло Д. И. Указ. соч. С. 14. Там же. Там же. С. 1. Там же. С. 3. Там же. С. 8. Богородский Н. Н. Указ. соч. С. 222. Там же. С. 223. Горидовец В. В. Судьбы православного и униатского духовенства Витебской губернии в контексте событий 1812 года (Электронный ресурс: http://witebsk.orthodoxy.ru/i2/publ/002.html; дата обращения: 1 февраля 2016 г.). Довгялло Д. И. Указ. соч. С. 11. Католическая обедня, месса. Шавельский Г. Из былого almamatris. Витебск, 1906. С. 11. Довгялло Д. И. Указ. соч. С. 39–41. Богородский Н. Н. Указ. соч. С. 219. Там же. С. 247. Там же. С. 219–220. Довгялло Д. И. Указ. соч. С. 41. Богородский Н. Н. Указ. соч. С. 219–220. Там же. С. 224. Там же. С. 223. Там же. С. 224–225. Там же. С. 245–246. Там же. С. 253. Довгялло Д. И. Указ. соч. С. 10. Шавельский Г. Указ. соч. С. 12. В начале ХХ в. епископ Альбетранди упоминался в качестве первого председателя Варшавского общества любителей наук (1800–1832 гг.), активного пропагандиста польской национальной идеи и автора стихотворных произведений в жанре политической сатиры, высмеивающих действия Российской империи на европейской политической арене (Русский архив. 1909. 5).

http://sedmitza.ru/lib/text/6864886/

3.  Т. Ливий. История Рима, 1, 8. 4. Варрон утверждает, что у римлян 170 лет не было изображений богов, то есть относит их появление к правлению царей-этрусков ( Варрон у бл. Августина, о Граде Божием, IV, 31). 5.  Тертуллиан. Апология, XXV. 6.  Овидий. Фасты, I, 337. Пер. Ф. Петровского. 7. См.: А. Немировский. Идеология и культура раннего Рима. Воронеж, 1964, с. 99 сл.; А. Садов. Следы идеи о едином Боге у древних римлян ХХ, 1896, с. 619. 8.  Вергилий. Эклоги, III, 60, Соран — у бл. Августина, О Граде Божием. VII, 9. 9.  Варрон — у бл. Августина, О Граде Божием, VII, 9. 10. См.: Ф. Зелинский. Рим и его религия — ЗИ, III, с. 9; К. Lamme. Romische Religionsgeschichte. Munchen, 1960, s. 62 11.  Варрон. — О Граде Божием, VI, 5. 12.  Катан. О земледелии, 193. 13.  Варрон. О Граде Божием, VI, 4. 14. В настоящее время скептицизм историков относительно сообщения Ливия, Плутарха и др. о Нуме значительно ослабел. Во всяком случае, он считается уже лицом реальным, и признается историческое ядро в легенде о его культовых реформах См.: Е. Hooker. The signification of Numa " s Religious Reforms. — «Numen», 1962, v. Х. 15.  Варрон. — О Граде Божием, II, 16. 16.  Плутарх. Нума, IV; Ливий, I, 19. См.: Дж. Фрэзер. Золотая ветвь. М., 1980, с. 170 сл. 17.  Плутарх. Нума, VIII-XX. 18.  Ливий, I, 21. 19.  Фюстель де Куланж. Древняя гражданская община. М., 1895, с. 178. В этой классической работе историк собрал обширный материал, указывающий на религиозные основы античной культуры. 20.См.: Авл Геллий, X. 15. 21. См.: К. Lamme. Romische Religionsgeschichte, s. 40. Глава двадцать вторая ЭТРУСКИ, СИВИЛЛА, КАРФАГЕН Италия, 650 — 204 гг. до н. э. Культуры — не обособленные острова, а гребни на великих волнах истории. С. Франк   Уже давно было замечено, что ранний Рим по своим устоям напоминал Спарту с ее изоляцией и закрытым режимом. Но было и различие между ними. Как ни стремилось римское общество хранить себя от всего инородного, оно не застыло в абсолютной замкнутости. «Охранительную» тенденцию постепенно стала уравновешивать открытость к влияниям, которые насыщали латинство все новыми и новыми элементами. В древности важнейшим среди этих элементов был этрусский.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

13 Шубкин В. М. Указ. соч. С. 75. 14 Гераськин Ю. В. Русская православная церковь, верующие, власть (конец 30-х – 70-е годы ХХ века): монография. Ряз. гос. ун-т им. С. А. Есенина. Рязань, 2007. С. 144. 15 ЖМП. 1968. 3. С. 5. 16 Цыпин В., прот. История Православной Церкви. Синодальный и Новейший период. 1700–2005 гг. М., 2006. С. 571. 17 Из отчета Совета по делам религии — членам ЦК КПСС//Вестник русского христианского движения. 1979. 4 (130). С. 291. 18 ЖМП. 1977. 12. С. 5. 19 ЖМП. 1978. 10. С. 16. 20 Там же. С. 17. Архиепископ Палладий (Каминский; 1896–1978), в миру Георгий Михайлович Каминский, родился в селе Федоровка Херсонской губернии в семье священника. В 1917 г. закончил Одесскую духовную семинарию. После принятия священнического сана в 1920 г. служил в разных епархиях южных областей страны. С 1935 по 1944 г. работал слесарем, затем бухгалтером в гражданских учреждениях Николаевской области. В 1937 г. был арестован как служитель культа, но освобожден за отсутствием состава преступления. С 1944 г. служил в храмах Одессы. Преподавал в Одесской семинарии, был духовником городского духовенства. В 1946 г. принял монашеский постриг. В 1947 г. возведен в сан архимандрита, хиротонисан во епископа Полтавского и Кременчугского. С ноября 1952 г. — епископ Волынский и Ровенский, с июля 1956 г. — архиепископ Львовский, с мая 1960 г. — архиепископ Оренбургский и Бузулукский, с мая 1963 г. — архиепископ Рязанский и Касимовский, с февраля 1965 г. — архиепископ Воронежский и Липецкий. С февраля 1968 г. — архиепископ Житомирский и Овручский. В октябре 1977 г. уволен на покой по болезни с пребыванием в Свято-Успенском монастыре города Одессы. Скончался 6 июня 1978 г.   Валентин Серпенинов 8 сентября 2021 г. 13:00 HTML-koд для сайта или блога: «Реакционный» архиерей Во время хрущевских гонений советская власть активно навязывала Московской Патриархии решения, в корне противоречащие интересам Церкви. В регионах функционеры партийно-государственного аппарата осуществляли подобное давление с по­мощью епископов для того, чтобы подорвать к ним доверие верующих. Одним из тех, кто сопротивлялся антицерковной государственной политике на Западной Украине в начале гонений в 60-х годах прош­лого века, был архиепископ Львовский и Тернопольский Палладий (Каминский). PDF-bepcuя.

http://e-vestnik.ru/history/reaktsionnyy...

Возможно, речь идет о ректоре Вологодской семинарии архимандрите Василии (Лузине (?) – М. Ч.) в 1896 г., возглавлявшим ее короткое время (ГА ВО, ф. 466, оп. 1, 2196). См. след. письмо и примеч. 128. Епископ Алексий (Соболев), действительно, был уроженцем Нижегородской епархии, закончил семинарию в Нижнем Новгороде, некоторое время там преподавал, получил звание архимандрита. Помета И. Н. Суворова: Марта 22 1896. Получ. 10 марта 1896 г. Исправлено, в рукописи: Вам. Николай Васильевич Кириков и Всеволод Львович Сиземский. Вероятно, это письмо и ответ на него 22 марта в переписке Екзакустодиана и Н. И. Суворова были последними, поскольку 11 мая 1896 г. Николай Иванович умер (см. некролог и другие памятные материалы о нем: Вологодские епархиальные ведомости. 1896. Прибавления к 12. С. 199–220). В отличие от первого не вполне ясного упоминания в предыдущем письме, в этом уже с большей определенностью речь идет о ректоре Вологодской духовной семинарии архимандрите Василии (Лузине), бывшем инспекторе Олонецкой семинарии, переведенном в Вологду осенью 1896 г. в связи с болезнью прежнего ректора И. А. Лебедева и с повышением сана от иеромонаха до архимандрита (ГА ВО, ф. 466, оп. 1, 2195, 2196; Памятная книжка для Вологодской губернии на 1896–1897 гг. Вологда, 1897. С. 17). Данное письмо – последнее во всей подборке (в деле 31), однако по хронологии должно было бы идти после 25.Помета И. Н. Суворова: Получ. 20 апреля 1893 г. Речь идет о бывшем настоятеле Заоникеевской пустыни иконы Владимирской богоматери Серафиме (Заостровском) (Строев П. Указ. соч. Стб. 765; Вологодские епархиальные ведомости. 1900. Прибавления к 9. С. 215–220). Речь идет о строительстве трехшатрового Иоанна-Предтеченского храма. Как следует из письма 23 (от 23 декабря 1894 г.), освящение главного престола состоялось 18 декабря 1894 г., второго – 20 декабря, а освящение третьего было намечено на срок после Крещения Господня. Речь идет об И. П. Лыскове, вологжанине, выпускнике Казанской духовной академии и, по моему предположению, племяннике Екзакустодиана.

http://sedmitza.ru/lib/text/5560644/

11 (23) июля 1896. Четверг Петру Исикава, редактору «Сейкё-Симпо», дал мысль, чтобы он к Собору 1900 года написал историю Правосл. Церкви в Японии. За четыре года может корреспонденцией с Церквами собрать материал. Может даже для того сделать путешествие по Церквам, чтобы на месте лучше все узнать и записать. Теперь еще живы старики — первые христиане — свидетели первых следов благодати Божией, созидающей Церковь. Нужно собрать именно живые факты, знаменательные случаи, чудесные явления, которых немало уже было. Лет через 10-15, когда первое поколение христиан сойдет в могилу, почти все это будет утрачено и, вместе с тем, сколько назидательности будет утрачено! 13 (25) сентября 1896. Пятница Вчера кончили Послание к Галатам; сегодня приступили к Поел, к Ефесянам и за все утро, с половины 8-го до 12, только 8 стихов перевели, на 9-м остановились, и, кажется, годы думай — не переведешь; все тексты сличил,- все толкования пересмотрел и до сих пор не знаю, к кому «благоволение» относится, к Богу Отцу или Сыну. Накаи, укладывая письм. принадлежности, смеясь, заметил: «Так-то трудно Св. Писание для понимания, а чаще всего приходится слышать, оно такая легкая для чтения и понимания вещь, что об ней уже и говорить не стоит». 15 (27) сентября 1896. Воскресенье О. Павел Морито просто морит меня своими письмами! О самом простом и несложном предмете валяет всегда убористым почерком многие листы. 16 (28) сентября 1896. Понедельник 1-я глава Поел, к Ефесянам до того неодолима для понятного перевода на японский, что я впал в отчаяние — вся энергия пропала, рука опустилась, и я бросил на сегодня переводить . 21 сентября (3 октября) 1896. Суббота Между грехами несомненно будут взысканы с нас и грехи глупости; совесть про то говорит... разум — самая первая наша способность, и если не пользуешься им, значит виноват. По глупости ведь большая часть болезней у нас, по глупости вот и я простудился и ныне д. б. скучать весь день. 9 (21) октября 1896. Среда Был Оосакский Bishop Awdry, просил стат. данных нашей Церкви, я дал ему книжку год. отчета нашего Собора нынешнего года. Заговорил он о взаимных симпатиях наших Церквей — англиканской и греко-российской.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=118...

Так в рукописи. Так автор письма выразил слово «сюрприз». См. ниже 16 на л. 31 об. Так в рукописи. Помета И. Н. Суворова: Отв.12 мая с Никифором Алекс. Ильинским. 28 апреля 1887 г.Никифор Александрович Ильинский – помощник инспектора Вологодской духовной семинарии (Памятная книжка для Вологодской губернии на 1893–1894 гг. Вологда, 1893. С. 16). В рукописи: инспекторю. Эраст Егорович Тимофеев, коллежский, затем статский советник, в разные годы был секретарем совета Вологодского благотворительного общества, одним из директоров губернского тюремного комитета, инспектором народных училищ, почетным судьей по Тотемскому округу (ГА ВО, ф. 444, оп. 1, 3, л. 29; Вологодский адрес-календарь на 1883 г. Вологда, 1882. С. 18, 70; Адрес-календарь Вологодской губернии на 1887 год. Вологда, 1886. С. 5, 23; Памятная книжка Вологодской губернии на 1896–1897 гг. Ч. 2. Вологда, 1896. С. 24). В рукописи слово написано дважды. Помета И. Н. Суворова: 1887, 6-го окт. 11 окт. 1887. Павел (Лебедев; 12 декабря 1827 г. – 23 апреля 1892 г.), 8 сентября 1868 г. хиротонисан во епископа Выборгского, викария Петербургской епархии; с 29 августа 1869 г. ептскоп Ладожский, первый викарий той же епархии, с 23 июня 1871 г. епископ Кишиневский и Хотинский, с 1 апреля 1879 г. архиепископ; с 16 июля 1882 г. архиепископ Карталинский и Кахетинский, экзаръ Грузии, член Святейшего Синода; с 29 сентября 1887 г. архиепископ Казанский и Свияжский. Перестановку местами Павла и Палладия, как метко написал А. И. Конюченко, можно считать «рокировкой», столь характерной для кадровой политики Синода в конце Х1Х в. (Конюченко А. И. Православное духовенство в России… С. 220–221). О частых «перетасовках» епархиальных архиереев при обер-прокуроре К. П. Победоносцеве см. также: Фирсов С. Л. Русская Церковь накануне перемен (конец 1890-х – 1918 гг.). СПб., 2002. С. 77, 88; Полунов А. Ю. К. П. Победоносцев в общественно-политической и духовной жизни России. М., 2010. С. 251). Так в рукописи. Так в рукописи. Нафанаил (Владимиров), в 1879–1901 гг. архимандрит Спасо-Каменного Духова монастыря, до 1896 г. был председателем общества Всемилостивого Спаса в Вологде (ГА ВО, ф. 496, оп. 1, 17002). Не следует путать с его предшественником, тоже Нафанаилом (Новожиловым), с 1866 г. игуменом, а в 1869 и до 1871 г. – архимандритом и духовником Преосвященного Палладия (Строев П. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. М., 2007. Стб. 769; Вологодские епархиальные ведомости. 1901. Прибавления к 22. С. 524–525; Фарутина Н. Н. Из церковной истории Вологодского края. Библиографический указатель литературы. Вологда, 2008. 1391–1392, 1393–1394). Нафанаил (Владимиров) фигурирует и в ряде последующих писем. Наряду с архимандритом Серафимом Заоникеевским, он признавался наиболее авторитетным старцем в Вологде конца XIX – начала ХХ в.

http://sedmitza.ru/lib/text/5560644/

Чуков Н. К., прот. Дневник. Тетрадь 27. Фрагмент ( Александрова-Чукова Л. К. Митрополит Григорий (Чуков). С. 89). Павлин (Крошечкин; 1879–1937 гг.), сщмч. Евлогий (Георгиевский; 1868–1946 гг.), с 1914 г. архиепископ Волынский и Житомирский. Павел (Борисовский; 1867–1938 гг.). Анатолий (Грисюк; 1880–1938 гг.), сщмч., митрополит Одесский и Херсонский. Дамиан (Касатос; 1848–1931 гг.). Василий III (Георгиадис; 1846–1929 гг.), с 1925 г. по 1929 г. Патриарх Константинопольский. Антоний (Храповицкий; 1863–1936 гг.). Григорий IV (Хаддад; 1859–1928 гг.). Так в рукописи. Василий Димопуло (1867– 1934 гг.), архимандрит; в 1924 г. назначен настоятелем подворья Вселенского патриарха в Москве; посол (сакеллион) Константинопольского патриарха Василия III в Москве; почетный член обновленческого «Синода». Евгений (Зернов; 1877–1937 гг.), сщмч. Рассказы об «обновленствовании» о. Николая дошли не только до Соловков и Местоблюстителя, но и до митрополита Сергия. В мае 1926 г. ему пришлось снова объясняться запиской, на которой тот 9 июня 1926 г. сделал резолюцию: «Записка как будто не оставляет сомнения в православии о. прот[оиерея] Чукова и не дает оснований в чем-ниб[удь] противном Церкви его подозревать» (Архив Санкт-Петербургской епархии, ф. 3, оп. 3б, д. 63, л. 20). Иван Васильевич Попов (1867–1938 гг.), мч., доктор церковной истории, участник Поместного собора 1917–1918 гг. от Московской духовной академии. В 1925–1927 гг. находился в Соловецком лагере. Один из авторов «Соловецкого послания». Никандр (Феноменов; 1872–1933 гг.), епископом Вятским был в 1914–1918 гг. Димитрий (Любимов; 1857–1935 гг.), сщмч., в январе 1926 г. хиротонисан во епископа Гдовского; иосифлянский «архиепископ» Гдовский. Серафим (Протопопов; 1894–1937 гг.), в 1926–1928 гг. епископ Колпинский. Василий (Беляев; 1870 – не ранее 1931 г.). Протоиерей Владимир Воробьев привел устное сообщение Местоблюстителя о том, что епископ Василий говорил неправду ( Воробьев В., прот., Косик О. В. Указ. соч. С. 37–69). Из декабрьского 1929 г. письма митрополита Петра следует, что епископ Василий у него был, но «ни ему, ни другому моему сожителю… я не давал никаких поручений, касающихся церковных дел» (Акты Святейшего Тихона... Ч. 2. С. 682).

http://sedmitza.ru/lib/text/10047581/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010