Москва. Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором. Церковь Иоанна Предтечи под Бором Карта и ближайшие объекты Церковь перестроена из более старой, возведенной в 1514 году в находившемся здесь Иоанновском " под бором " монастыре зодчим Алевизом Фрязином. Перестройка, произошедшая в 1658 году, полностью изменила храм - от алевизовского здания остался только белокаменный подклет. Поэтому 1658 год обычно и считается годом постройки храма. В 18 веке основной объем храма подвергся переделке - изменили его завершение. Поэтому в нем можно увидеть смешение стилей: оформление стен соответствует древнерусской архитектуре XVII века (окна с наборными колонками и кокошниками, бегунец, поребрик), а завершение храма (полуглавия, восьмигранный барабан) типично для русского барокко. В 1758-60 гг. выстроена трапезная (также барочная). В 1780 или 1781 году, после разборки старой колокольни была выстроена новая, отдельно стоящая. В ней уже видны черты перехода от барокко к классицизму. В конце XIX века пристроен западный притвор, а в начале XX века - паперть с крыльцом. Храм обновлялся в 1796 году, в 1896-1904 гг. (в этих работах принимал участие Ф.О. Шехтель), реставрировался в 1970-80-х гг. В советское время был закрыт, занят различными организациями. К началу 1990-х гг. в здании размещался выставочный зал ГИС " Художественное стекло " . В начале 1990-х возвращен верующим. Имеет статус Патриаршего подворья наряду с соседним храмом Михаила и Федора, Черниговских чудотворцев , приписным к которому он является. Величественная колокольня церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи, что под Бором, формирует панораму центральной части Пятницкой улицы и доминирует над этой частью Замоскворечья. Здание имеет три яруса. Колонны нижнего яруса дорические, средний ярус оформлен ионическими, а в оформлении верхнего применены колонны самого пышного, коринфского ордера. В двух нижних ярусах – торжественные фронтоны, а третий ярус завершается башенкой с высоким шпилем. Участок, где находится церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи, что под Бором, известен с XIV века – там находился Ивановский монастырь, перенесенный при великом князе Василии III на нынешнюю Ивановскую горку. Вместо деревянного монастырского храма на этом же участке в 1514-15 гг. был поставлен каменный, посвящение которого сохранилось до наших дней. Автором храма, был Алевиз Новый, один из строителей Кремля. Тогда же, но не на современном месте, была выстроена и шатровая колокольня храма. Участок же, где сейчас располагается звонница, был занят гражданскими постройками подворья.

http://sobory.ru/article/?object=02176

Осеченки. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Краснокирпичная церковь Покрова Пресвятой Богородицы с белёным декором v построена в 1896 г. Храм в стиле эклектики, с ярко выраженными чертами древнерусской архитектуры возводился по проекту известного архитектора Р.И. Клейна, постройки которого уцелели в подмосковном Архангельском (храм-усыпальница Юсуповых) и в Серпуховском Высоцком мужском монастыре (храм Всех Святых). Покровская церковь окружена со всех сторон приделами, со стороны входа v притвором. Колокольня храма невысокая с шатровым завершением. Храм так же перекрыт небольшим шатром с ложными слухами, а не традиционным пятиглавием. Наружный декор Покровской церкви чрезвычайно насыщен и наряден. Здесь зодчий использовал многочисленные декоративные приёмы и элементы, от широко распространённых ширинок и консолек с гирьками, до плавных текучих форм в силе модерн окон второго света. Храм был закрыт в 1930-е гг. и использовался под склады и производство. Ныне восстановлен и действует. Церковь в Осеченках (Покровском-Осеченках) ведет свою историю с 1687 г., когда здесь кн.Т.А.Козловским строится деревянный Покровский храм. Существующая кирпичная церковь Покрова Пресвятой Богородицы с приделами свт.Николая Чудотворца и Успения Пресвятой Богородицы (первоначально-прп. Иосифа Песнописца). Храм возводился на средства многочисленных благотворителей среди которых: московский купец Е.М.Кульков, его сноха А.Г.Кулькова, богородский купец П.Г.Брунов, московские купцы А.А.Андреев и Г.Милованов. Церковь начата строительством в 1894 г., освящена в 1896 г. Проект принадлежит известному архитектору Р.И.Клейну, автору музея изящных искусств на Волхонке в Москве. Это одна из ранних его работ. Богато украшенный шатровый храм с пониженными притворами-приделами, небольшим притвором соединенный с двухъярусной шатровой же колокольней - яркий образец художественной эклектики с ориентацией на зодчество средневековой Руси. Между 1937- 1940 гг. церковь была закрыта и частично искажена. В 1990 г. храм возвращен верующим и отреставрирован. С 1995 г. проходят регулярные богослужения.

http://sobory.ru/article/?object=01148

Маслянино. Церковь Николая Чудотворца. Карта и ближайшие объекты Свято-Никольский храм - единственный православный  храм в Маслянинском районе (1883). Он построен на народные пожертвования и освящён во славу святителя Николая Мирликийского. По преданию икону Николая Угодника подарил церкви Николай II. В конце 1920-х гг. храм осквернили, утварь и иконы сожгли. Службы возобновились в 1990 г., а в 1993 г. Владыка Тихон освятил церковь. Из книги А.В. Юдина " Вокруг света. Сибирь " . 2006 В 1644 году на реке Бердь (приток реки Обь) образовалось село Маслянинское (ныне Маслянино). Своё название скорее всего получило село от масла шелковичного льна, исстари производимого крестьянами. Население росло за счёт переселенцев из Вятской, Смоленской и других губерний центра России. Из Справочной книги по Томской епархии за 1909 -1910 гг. известно, что в 1896 году в селе Маслянинское была построена церковь в честь Святителя Николая Мирликийского. Церковь деревянная, однопрестольная, земли при ней усадебной, пахотной и сенокосной 198 десятин, расстоянием от Томска - 295 верст. Состав прихода: село Маслянинское Барнаульского уезда, деревня Буркова в 20 в., Петушиха - 20 в., Пайвина - 9 в., Пенькова - 15 в., Дресвянки - 35 в., Мамоново - 5 в., православное население с. Суенгинского и 11 деревень расстоянием от 7 до 55 в. Прихожан обоего пола 9584 душ, в том числе раскольников 804 человека. Причта по штату: два священника и два псаломщика. Содержание причта при готовых причтовых домах, жалованье из казны 800 рублей и доходы от треб. При приходе три церковные школы грамоты: в с. Маслянинском, д. Дересвянке и д. Чупиной. Общее число учащихся в школах обоего пола 96 человек. В с. Маслянинском в 1872 году и д. Боркови в 1903 году были открыты училища гражданского ведомства. Общее число учащихся в них 84 человека. Имелась церковная библиотека. Церковно-приходское попечительство существовало с 1900 года. В то время священником в приходе служил Евгений Смирнов. По преданию, икону Николая Угодника, давшую имя храму, подарил последний русский император Николай II, когда, будучи цесаревичем, останавливался в здешних местах на пути в Индию.

http://sobory.ru/article/?object=19342

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АЗЕРБАЙДЖАН [Азербайджанская Республика], гос-во в юго-вост. части Закавказья. Территория: 86600 кв. км. Столица: Баку (1073 тыс. чел.- 1995). Крупнейшие города: Сумгаит, Ленкорань, Шемаха, Гянджа, Нахичевань. Гос. язык: азербайджанский. География. Граничит на севере с РФ (Дагестан), на северо-западе с Грузией, на западе с Арменией, на юго-западе с Турцией, на юге с Ираном. На востоке омывается Каспийским м. (длина береговой линии - 800 км). Половина территории занята горами - юго-вост. часть горной системы Б. и М. Кавказа. Между ними вдоль русла р. Куры располагается Ширванская и Муганская равнины. А. расположен в основном в субтропической зоне, климат неравномерный: сухой в степи и влажный на юго-востоке (Ленкоранский р-н). Население. 7949300 чел. (1 янв. 1999), различных национальностей: азербайджанцы, самоназвание - азербайджанлы (6069000 - 2000), русские (196390 - 1998), армяне (180679 - 1998), грузины, лезгины (158000-1 янв. 1999), талыши (30000), таты (22000), татары (29000), турки (19000), цахуры (14000), курды (13000), евреи (26000), немцы и др. Гос. устройство. В 1990 г. А. объявил о своем суверенитете; 30 авг. 1991 г. провозглашена независимость Республики. А. входит в СНГ. Религия 93,4% (1998) населения - мусульмане, из них 70% - шииты, 30% - сунниты. Православных - 2,5%, приверженцев Армянской Апостольской Церкви - 2,3%. Православие Ц. св. Александра Невского в г. Гяндже. 1887 г. Ц. св. Александра Невского в г. Гяндже. 1887 г. 28 дек. 1998 г. постановлением Свящ. Синода РПЦ была образована Бакинская и Прикаспийская епархия (см. ст. Бакинская и Азербайджанская епархия ) . На территории А. 7 приходов (храмов): в честь Рождества Пресв. Богородицы ( с приделом во имя прп. Сергия Радонежского; в 1896 церковь была размещена в здании церковноприходской школы) в Баку; во имя арх. Михаила, 1-й этаж - св. ап. Варфоломея (40-е гг. XIX в.; первоначально флотский храм) в Баку; в честь святых жен-мироносиц (1909; первоначально военный храм) в Баку; во имя св. Александра Невского (1887) в Гяндже; во имя свт. Николая (40-е гг. ХХ в. на месте др. церкви) в г. Хачма; храм в честь прп. Серафима Саровского в Сумгаитеи храм в честь Покрова Богородицы в Ленкоране. Существуют также общины, не имеющие храмов. 2 часовни: во имя св. Александра Невского (на территории посольства РФ) и часовня в честь свт. Кирилла Туровского (на территории посольства Белоруссии)).

http://pravenc.ru/text/63688.html

Бердск. Церковь Сретения Господня. Карта и ближайшие объекты Первый деревянный Сретенский храм в Бердском остроге был заложен при основании острога в 1716 г. Позднее был построен каменный храм. В 30-е годы XX века его закрыли и разрушили, а в 1953 году фундамент храма был затоплен водами Обского водохранилища. В 1989 году приход был возрожден. Под храм переоборудовали частный дом. Официальная регистрация бердской общины состоялась в апреле 1990 года. В этом же году организация «Гигант», находящаяся в городе Бердске, подарила Сретенской церкви колокол, чудом сохранившийся со старого Сретенского храма. Новый храм начали строить в 2005 году по проекту архитектора П.А.Чернобровцева. Освятили Сретенский храм 14 февраля 2009 г. Источник: сайт Бердск православный История Сретенской церкви неразрывно связана с историей города Бердска. В 1716 году при основании Бердского острога одной из первых построек была деревянная церковь, освящённая в честь Сретения Господня. Через 50 лет его расширили, увеличив в размерах. Но деревянное здание, простояв около века, сгорело во время пожара. А уже через год, в 1808 году (по документам Томского архива), у бердчан был новый кирпичный храм, трехпрестольный: главный престол во имя Сретения Господня, один придел во имя Богоявления Господня, второй придел в честь Успения Божией Матери. Земли при церкви около 200 десятин и лесного надела до 4 десятин. Состав прихода: село Берское (именнно так называлось в 1910-1911 гг. нынешний город Бердск), деревни: Луговая в 2-х верстах, Морозова - 14 в., Тальменская - 17 в., Ельцовская - 8 в., Сосновская - 15 в., Миильтюшская - 18 в., Верхне-Чемская - 10 в. и мукомольный завод В.И. Горохова - 5 в. Прихожан обоего пола в приходе было 7314 душ. Причта по штату: два священника, диакон и два псаломщика. Содержание причта прии готовых причтовых домах для священника и диакона и квартирном пособии для псаломщиков по 36 рублей в год. При приходе была походная церковь во имя Св. Тихона Задонского Чудотворца, устроенная в 1897 году. На окраинах с. Берского находились три часовни. В приходе была приписная церковь-школа во имя Св. Равноапостольного Великого Князя Владимира в деревне Тальменской, построенной в 1899 году. В деревнях Морозовой и Тальменской были церковные школы грамоты. Учащихся в них обоего пола 65 человек. Кроме того, в приходе были 4 училища Министерства Народного Просвещения: 1) Берская ремесланная низшая школа с 14 учащимися, открытая в 1903 году, 2) Берское двухклассное училище с 270 учащимися, открытое в 1901 году, 3) Мильтюшское одноклассное училище с 41 учащимися и 4) народное училище на мукомольном заводе Горохова с 42 учащимися, открытое в 1888 году. Церковная библиотека состояла из 635 названий книг. Церковное попечительство существовало с 1896 года.

http://sobory.ru/article/?object=16120

Городня. Церковь Воскресения Христова. Воскресенская церковь Карта и ближайшие объекты Село Городня известно с XIV века. В начале XVI века в селе Городня, на средства Шереметевых, была построена каменная шатровая церковь Воскресения Христова. В документах она впервые упомянута в 1578 г. Церковь принадлежит к очень редкому типу, изначально это был безапсидный восьмерик от земли с шатровым завершением. В начале XVI века к храму пристроили одноэтажную галерею, которая во второй половине XVII века была надстроена вторым ярусом. В это же время у южной и северной стены восьмерика построили два одноглавых придела. Приделы были освящены во имя святителя Иоанна Милостивого и преподобного Кирилла Белозерского. В 1896 г. была построена небольшая колокольня. Здание храма хорошо сохранилось до нашего времени. В 1990-х гг. храм был передан общине верующих. Получив в своё пользование уникальный памятник архитектуры, прихожане, на основе своих примитивных представлений о каноничности, решили исправить ошибки зодчих XVI века. Для этого они разрушили восточную стену храма и пристроили никогда не существовавшую апсиду. Так как молиться в холодном храме прихожанам было не комфортно, к церкви пристроили ещё и котельную. В результате этих варварских переделок храму был нанесён огромный ущерб.   Кирпичная церковь впервые упомянута в 1578 г., когда село принадлежало боярскому роду Шереметевых. Памятник является одним из лучших образцов шатрового зодчества XVIb. Его развитая объемная композиция формировалась в течение длительного времени, вплоть до второй половины XVII в. Увенчанный шатром восьмерик, близкий деревянным шатровым храмам, первоначально не имел пристроек. Фасады украшались тонкими лопатками, аркатурой, ярусами кокошников, треугольными декоративными " стрелами " в основании шатра. Видимо, вскоре после строительства основного объема началось изменение объемно-пространственной структуры здания. В восьмерике было устроено сводчатое перекрытие с центральной опорой, благодаря чему появился подклет. С трех сторон храм был окружен галереей-папертью на основании в виде стены, прорезанной окнами.

http://sobory.ru/article/?object=02596

Клекотки. Церковь Воздвижения Креста Господня. Крестовоздвиженская церковь Карта и ближайшие объекты Точное время возникновения прихода определить невозможно, но в 1-й пол. XVIII в. он уже существовал. В 1740 г. на средства помещика князя Ивана Андреевича Голицына в селе был выстроен деревянный храм во имя Богоявления Господня. Новый деревянный храм, также во имя Богоявления, взамен обветшавшего прежнего был построен в 1848 г. на средства прихожанина-помещика отставного гвардии подпоручика Алексея Федоровича Страхова (1812-1875). Им же в 1856 г. был устроен придел во имя праведных Богоотец Иоакима и Анны. При этой цекрви в 1850 г. была похоронена первая жена храмоздателя Надежда Васильевна Страхова (надгробие сохранилось), а в 1875 г. - и сам А. Ф. Страхов. Возведение ныне существующего каменного храма началось в 1888 г. Первоначально с северной стороны деревянной Богоявленской церкви была построена колокольня, частично на церковные средства, частично – на пожертвования прихожан. В 1891 г. на средства помещика сельца Писаревки Павла Петровича Перцова (1829-1896) началось строительство нового каменного храма. В 1899 г. он был освящен во имя Богоявления Господня. Скончавшийся в 1896 г. храмоздатель П. П. Перцев был похоронен в крипте недостроенного храма. Его резное беломраморное надгробие сохранилось в притворе церкви до наших дней. В 1930-х гг. храм был закрыт. В 1990-х гг. возвращен верующим. Числится по 25-му Скопинскому благочинию Рязанской епархии как Крестовоздвиженский храм. Приходы и церкви Тульской епархии. Тула, 1895 Дворянское сословие Тульской губернии, т. IV (XIII). Алфавитный список гг. дворян с указанием местонахождения их поместий в Тульской губернии. 1903-1910. Тула, 1910 Село Клекотки относилось к Епифанскому уезду Тульской губернии ко 2-му благочинному округу Тульской епархии. Село Клекотки расположено на ровной, открытой местности, в одной версте от названной от его имени станции Клекотки Сызрано – Вяземской железной дороги. Оно отстоит от Тулы в 106 верстах и от города Епифани на 22 версты. Около села протекает речка Клекотка, от которой и само село, вероятно, получило свое название.

http://sobory.ru/article/?object=10403

Один из оригинальных памятников церковного зодчества на территории Максатихинского района. Скорбященская церковь с приделом Покрова Богородицы построена в 1820-х гг. (освящена в 1828 г.), третий придел в расширенной трапезной (Феодосия Черниговского) появился в 1896 году. Церковь действующая (открылась в начале 1990-х гг.), но службы проходят редко. Храм нуждается в качественной реставрации. Скорбященская церковь - любопытный пример сильно запаздывающей восьмериковой церкви, построенной, вероятно, по одному из образцовых проектов К.И. Росси или Н.Н. Легранда конца 1810-х - начала 1820-х гг., но с упрощением проекта. От первоначального здания сейчас сохранилась только холодная часть (собственно, придел во имя иконы Богоматери " Всех скорбящих радость " ). Очень архаичный для своего времени, это храм типа восьмерик на четверике с граненой апсидой. Храм строился на средства местных помещиков и казенных крестьян. По-видимому, ближе всего к проекту была построена колокольня, облик которой напоминает колокольню тверского храма Воскресения - Трех Исповедников, сооруженную по проекту К.И. Росси чуть раньше. Здесь проект несколько упрощен, вместо шпиля колокольня имеет сейчас упрощенное завершение. Ее декор составляют несколько карнизов и рустованное оформление арок яруса звона. Основной храм, если бы не его наружный декор, мог бы быть датирован на полвека раньше. Вероятно, проект был переработан для более привычных мастерам форм. Но декор восьмерика с венецианскими окнами и раковинами был выполнен очень неплохо. Многие черты архитектуры этого храма (композиция, апсида, частично декор) близки к расположенному сравнительно недалеко и в те же годы построенному храму в селе Лощемля. Селецкая церковь является вариантом того же, не определяемого пока в точности образца. В интерьере очень характерны для этой группы храмов и необычно архаичные конические тромпы, поддерживающие восьмерик. Трапезная, построенная по проекту 1892 года, имела два придела, из которых второй - Феодосия Черниговского, появился не ранее 1896 года (дата канонизации этого святого). Она, судя по всему, не была расписана.

http://sobory.ru/article/?object=19636

Оликово. Церковь Иоанна Богослова. Карта и ближайшие объекты Самое раннее упоминание о деревянной «церкви Егорья святого» в селе имеется в патриарших окладных книгах за 1628 г. По писцовым книгам 1653 г.храмов в Оликове уже два – церковь Иоанна Богослова с приделом Св. Анны и «великия Христосовы мученицы Просковеи нарицаемыя Пятница» а церковь Св.Георгия «ветха стоит без пения». В обоих храмах служил один священник. Документы 1790-х гг. свидетельствуют, что к этому времени в селе снова осталась одна деревянная церковь во имя Св. Георгия. Нынешняя Иоанно-Богословская церковь с приделом Св. Георгия была построена взамен прежней деревянной ориентировочно в 1827-1828 гг. (В.Г.Добронравов и В.М.Березин ошибочно датируют ее 1728 г.). В качестве храмоздателя выступил владелец оликовской усадьбы граф Михаил Николаевич Мусин-Пушкин (1795-1862). В николаевскую эпоху он был довольно заметным деятелем отечественного просвещения. В 1829-1845 гг. М.Н.Мусин-Пушкин был попечителем Казанского учебного округа, в 1845-1856 гг. – Санкт-Петербургского учебного округа. Он также возглавлял столичный цензурный комитет. В первые годы царствования Александра II граф вышел в отставку в чине тайного советника. Иоанно-Богословская церковь в Оликове была закрыта в конце 1930-х гг. В конце 1980-х гг. ее здание было заброшено, стояло открытым и никак не использовалось. В начале 1990-х гг. церковь возвратили верующим. Источник: В.Г.Добронравов, В.М.Березин. Историко-статистическое описание приходов и церквей Владимирской епархии, т.1, Владимир, 1896 В феврале 1934 г. постановлением Ивановского облисполкома закрыта под маслозавод церковь в с. Оликово Владимирского района (бездействовала с 1930 г.). ГАИО. Ф. Р-1510. Оп. 1. Д. 379. Л. 26)//Ершов А.Л. Церковь на земле Владимирской в 1930-е годы. - Владимир: Калейдоскоп, 2011. – 322 с. ISBN 978-5-88636-046-2 С. 51 23 октября 2022 года, в Неделю 19-ю по Пятидесятнице, в день памяти святых отцов VII Вселенского Собора, викарий Владимирской епархии, епископ Ковровский Стефан освятил храм в честь святого апостола Иоанна Богослова в с. Оликово Суздальского района и возглавил Божественную литургию в сослужении секретаря епархии иеромонаха Арсения (Смирнова), настоятеля храма протоиерея Димитрия Кожевникова и клириков епархии.

http://sobory.ru/article/?object=01412

Здолбунов. Церковь Екатерины великомученицы. Екатерининская церковь /// Епархия неизвестна Карта и ближайшие объекты В начале 1870-х гг. в городке Здолбунове Волынской губ. учреждается железнодорожная узловая станция. Через некоторое время работники станции и жители Здолбунова поднимают вопрос о строительстве церкви. 18 апреля 1894 г. на видном месте на станции была установлена кружка для сбора пожертвований на строительство церкви. Управление дороги выделило 7500 рублей. Всего было собрано 14500 рублей пожертвований. Проект храма выполнил архитектор Куликовский при непосредственном участии скульптора М.И. Лебединского, который взял важнейшую роль в деле сооружения церкви. 28 августа 1894 г. была совершена закладка храма в честь великомученицы Екатерины. Через неполных два года был построен деревянный храм. Он был освящен 28 апреля 1896 г. архиепископом Модестом при большом количестве богомольцев. Храм просуществовал 14 лет. По неизвестным причинам он сгорел 17 марта 1910 г. Сразу после пожара начинается строительство новой каменной церкви, продлившееся четыре года. В 1914 г. новопостроенный храм был освящен во имя великомученицы Екатерины. Новая церковь была выдержана в русском стиле. Вокруг центральной главы находились четыре малые главки по углам и ещё одна главка над алтарём. Вместо высокой колокольни была спроектирована низкая звонница. На внешнем виде храма сказалось военное лихолетье. Две авиабомбы, которые направлялись на вокзал, упали возле церкви и повредили звонницу, которую после войны пришлось ремонтировать. Малые главки были разобраны в конце 1940-х гг. по причине отсутствия средств на их ремонт. До 1950-х гг. в подвальной части храма находилась церковь во имя вмч. Георгия Победоносца, так называемая теплая церковь, которая в атеистические времена была ликвидирована. В течение многих лет храм, находясь рядом с железной дорогой и вокзалом, сильно испачкался сажей от паровозов. Это послужило причиной того, что в 1980-1981 гг. впервые весь храм снаружи был окрашен. В 1983-1984 гг. старая ограда заменена современной с кирпичными столбцами. В 1986 г. весь храм был перекрыт новой жестью и установлены новые водосточные трубы и желоба. В 1990 г. проведена внутренняя реставрация храма с написанием на стенах икон и перелицовкой иконостаса из белого цвета в золотистый.

http://sobory.ru/article/?object=45521

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010