Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛОРАН [Франц. Laurent] Витальен (26.05.1896, Сене, Франция - 21.11.1973, Париж), франц. историк Церкви, византинист, мон. католич. ордена августинцев-ассумпционистов. Имя в миру - Луи Оливье Филипп. Получил начальное образование в Ландерно (Франция), затем учился в Ле-Бизе и Тентиньи (Бельгия). Принял монашеский постриг 14 сент. 1913 г. Изучал философию в Люксембурге, затем теологию в Лёвене (Лувене) (1920-1923) и в ассумпционистской Высшей школе практических исследований в К-поле (1923-1924). Возведен в священнический сан 27 июня 1924 г. в К-поле. В 1924-1926 гг. Л. продолжил учебу в Восточном папском ин-те, где работал над незаконченной диссертацией о К-польском патриархе Иоанне XI Векке. Параллельно Л. начал сотрудничать в ж. «Échos d " Orient», издававшемся ассумпционистами в Кадыкёе (ныне в черте Стамбула), сблизился с учеными-ассумпционистами В. Грюмелем и Р. Жаненом . Первые научные статьи Л., посвященные церковной истории XIII в., были опубликованы в 1926-1927 гг. В 1930 г. Л. стал главным редактором журнала, продолжил руководить им в 1938-1947 гг., когда он издавался в Бухаресте (в 1943-1945 журнал носил название «Études byzantines»). С 1939 г. Л.- член Об-ва византийских исследований (Греция), с 1940 г.- почетный член Румынской АН, с 1944 г.- почетный член ордена Британской империи, с 1946 г.- член Академии политических и социальных наук США (Филадельфия), с 1972 г.- член-корреспондент АН Греции. После возвращения Л. из Румынии его судьба была связана с Французским ин-том византийских исследований и ж. «Revue des études byzantines». Л. покинул Париж в 1952-1959 гг., чтобы занять должность хранителя коллекции монет и медалей Ватикана (неск. лет спустя Л. опубл. каталог визант. печатей этой коллекции: Les sceaux byzantins du Médaillier Vatican. Vat., 1962). С 1958 г. Л.- профессор Национального центра научных исследований Франции, с 1963 г.- руководитель исследований. Л. погиб при трагических обстоятельствах в Париже.

http://pravenc.ru/text/2110730.html

Источники и литература Die Orthodoxe Kirche in Russland. Dokumente ihrer Geschichte (860–1980). Gottingen, 1988. Fireside Harvey. Icon and Svastika: The Russian Orthodox Church under Nazi- and Soviet Control. Cambridge, 1971. Fletcher, William C. A study in survival. The Church in Russia. 1927–1943. London, 1963. Heyer F. Die Orthodoxe Kirche in der Ukraine von 1917 bis 1943. Koln-Braunsfeld, 1933. Johannes Chrysostomos. Kirchengeschichte Russlands der neuesten Zeit. 1.–3. Bd. Munchen-Salzburg, 1963–1968. Manuil (Lemesevskij).Die russischen orthodoxen Bischofevon 1893 bis 1965. Bio-Bibliographie. Bis zur Gegenwart erganzt von C. Patock, 1.–4. Bd. Erlangen, 1979–1986. Rossler R. Kirche und Revolution in Russland. Patriarch Tichon und der Sowjetstaat. Wien-Koln-Graz, 1969. Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти. 1917–1943/Сост. М. Е. Губонин. М., 1994. Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси. Церковь и духовное возрождение России. Слова, речи, послания, обращения. 1990–1998. М., 1999. Алексий II, Патриарх. Православие в Эстонии. М., 1999. Алексий II, Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Обращение к клиру и приходским советам храмов города Москвы на епархиальном собрании 21 декабря 1995 г. М., 1996. Алексий II, Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Слово на епархиальном собрании духовенства Москвы 23 декабря 1994 г. М., 1995. Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси. Слова, речи, послания, обращения, доклады, статьи. М., 1994. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 29 ноября – 2 декабря 1994 г. Документы. Доклады. М., 1995. Барсов Т. В. Сборник действующих и руководственных церковных и церковно-гражданских постановлений по Ведомству православного исповедания. СПб., 1885. Барсов Т. В. Святейший Синод в его прошлом. СПб., 1896. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. Т. 1–2. М., 1993. Валентинов А. Черная книга. (Штурм небес.) Сборник документальных данных. Париж, 1925.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Бердск. Церковь Сретения Господня (старая). Церковь.  Утрачена.   Престолы: Сретения Господня , Богоявления Господня , Успения Пресвятой Богородицы Год постройки:1808. Год утраты:1963 (затоплена) Адрес: Новосибирская обл., акватория Новосибирского (Обского) водохранилища, остров Умовский (зона затопления) Координаты: 54.781589, 83.013638 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Проезд:Село Бердское (Бердский острог), располагалось в 8 км от современного Бердска и было затоплено в конце 1950-х годов. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты История Сретенской церкви неразрывно связана с историей города Бердска. В 1716 г. при основании Бердского острога одной из первых построек была деревянная церковь, освящённая в честь Сретения Господня. Через 50 лет его расширили, увеличив в размерах. Но деревянное здание, простояв около века, сгорело во время пожара. А уже через год, в 1808 г. (по документам Томского архива), у бердчан был новый кирпичный храм, трехпрестольный: главный престол во имя Сретения Господня, один придел во имя Богоявления Господня, второй придел в честь Успения Божией Матери. Земли при церкви около 200 десятин и лесного надела до 4 десятин. Состав прихода: село Берское (именнно так называлось в 1910-1911 г.г. нынешний город Бердск), деревни: Луговая в 2-х верстах, Морозова - 14 в., Тальменская - 17 в., Ельцовская - 8 в., Сосновская - 15 в., Миильтюшская - 18 в., Верхне-Чемская - 10 в. и мукомольный завод В.И. Горохова - 5 в. Прихожан обоего пола в приходе было 7314 душ. Причта по штату: два священника, диакон и два псаломщика. Содержание причта прии готовых причтовых домах для священника и диакона и квартирном пособии для псаломщиков по 36 рублей в год. При приходе была походная церковь во имя Св. Тихона Задонского Чудотворца, устроенная в 1897 г. На окраинах с. Берского находились три часовни. В приходе была приписная церковь-школа во имя Св. Равноапостольного Великого Князя Владимира в деревне Тальменской, построенной в 1899 году. В деревнях Морозовой и Тальменской были церковные школы грамоты. Учащихся в них обоего пола 65 человек. Кроме того, в приходе были 4 училища Министерства Народного Просвещения: 1) Берская ремесланная низшая школа с 14 учащимися, открытая в 1903 г., 2) Берское двухклассное училище с 270 учащимися, открытое в 1901 г., 3) Мильтюшское одноклассное училище с 41 учащимися и 4) народное училище на мукомольном заводе Горохова с 42 учащимися, открытое в 1888 г. Церковная библиотека состояла из 635 названий книг. Церковное попечительство существовало с 1896 г.

http://sobory.ru/article/?object=53161

В 1885 году колокольню разобрали, о чем с возмущением упоминал в своих записках Василий Верещагин В 1872-1885 годах на месте разобранной колокольни возвели каменную. Та же участь едва не постигла и самый храм, о чем даже подавалось в 1894 году отношение от Вологодской духовной консистории в Археологическое общество, как это следует из протоколов заседания комиссии по сохранению древних памятников. Комиссия постановила выделить нужную сумму для реставрации церкви 1753 году перестроили Афанасьевскую церковь (в 1904 году поновлялась), а в 1899 отреставрировали Владимирскую К этому времени храм имел уже другое посвящение: во имя свт. Николая с приделом во имя свв. Флора и Лавра. Произошло это потому, что в 1896 году в приходе освятили новый каменный храм с престолами во имя Владимирской иконы Божией Матери, пророка Илии и свт. Афанасия Александрийского До нашего времени сохранился только он. Афанасьевскую церковь разобрали в 1940-е годы, а Владимирскую планировалось перенести в музей «Малые Корелы», но в 1963 году она сгорела от удара молнии. Церковь во имя Владимирской иконы Божией Матери многие исследователи считали одним из самых красивейших храмов Русского Севера Высокая (более 40 м), величественная, она возвышалась над берегом озера. По своей архитектуре церковь весьма характерна для Северодвинских земель начала XVII века. Стройный восьмерик «от пошвы» (т.е. от земли) заканчивался повалом. Венчал его огромный (чуть меньше половины всей высоты) шатер, крытый лемехом. Его облик позволил назвать Владимирскую церковь «одним из возможных кульминационных моментов» в процессе увеличения высоты шатра в деревянном зодчестве данного региона Венцы восьмерика мастера срубили «с остатком» С востока и с запада к восьмерику примыкали прямоугольные прирубы: алтарь и трапезная, перекрытые бочками изящного рисунка. Главный вход в храм был устроен с юга. С запада восьмерик охватывала галерея на столбах, заходившая на северную и южную стороны. На чердаке имелись голосники Почти аналогичную композицию и соотнесение пропорций восьмерика и шатра имели еще несколько храмов начала XVII века Сольвычегодского уезда. Очень сходен с ней Ильинский храм Выйского погоста 1600 года. Его можно назвать непосредственным предшественником интересующей нас церкви, даже высота его почти такая же - около 40 метров. Храм уничтожили в 1930-е годы. Успенская церковь в Нижней Уфтюге (начала XVII века) стояла в том же ряду. Ее облик нам известен только по обмерам и рисункам В.В. Суслова, так как она была разобрана еще около 1885 года Примеры подобных деревянных церквей встречались в этой местности и в более позднее время. Как пример можно привести Георгиевскую церковь в селе Вершины (1672 год). Сейчас она находится в музее «Малые Корелы».

http://sobory.ru/article/?object=37289

Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Соболевский С. И. Краткая биографическая справка: Соболевский, Сергей Иванович (1864-1963), российский филолог, член-корреспондент АН СССР (1928). Брат А. И. Соболевского. Труды по древнегреческому и латинскому языкам (в т. ч. грамматики, учебные пособия, словари). Переводы Лисия, Ксенофонта, Теренция и др. Окончил в 1882 г. с  золотой медалью курс Московской 5-й гимназии и поступил в Московский  Университет. Его учителями были А. Н. Шварц,  Г. А. Иванов, Ф. Е. Корш, В. Г. Зубков и И. В. Цветаев. В 1886 г. С. И. Соболевский окончил университетский курс первым кандидатом, получив золотую медаль за сочинение «Употребление времен и наклонений в греческом  языке сравнительно с употреблением их в латинском и в русском» , и был  оставлен при Университете для подготовки к профессорскому званию по кафедре классической филологии. В том же году С. И. Соболевский был приглашен в московскую 1-ю прогимназию ее директором А. Н. Шварцем на преподавание греческого языка, а позднее преподавал этот предмет в московской 5-й гимназии, где учился когда-то сам. С. И. Соболевский начал работать на историко-филологическом факультете в 1887 г., будучи приглашен на должность стороннего преподавателя для практических упражнений по греческому языку со студентами. Через год, в 1888 г., С. И. Соболевский выдержал магистерский экзамен. В 1890 г. С. И. Соболевский стал приват-доцентом по кафедре классической филологии, в 1892 г. был назначен сверхштатным экстраординарным профессором, в 1896 - штатным экстраординарным, в 1899 - ординарным профессором. 11 (24) мая 1915 г. С. И. Соболевский получил звание заслуженного ординарного профессора и занимал эту должность вплоть до закрытия историко-филологического факультета в 1921 г. 

http://bogoslov.ru/person/50135

[Ангеликум; итал. Pontificio Ateneo Angelicum; совр. назв. Pontificia Università di S. Tommaso d " Aquino], папский ун-т св. Фомы Аквинского в Риме (офиц. название с 1963). Находится под управлением ордена доминиканцев . Берет свое начало от основанного доминиканцами центра томистских исследований Studium Generale при мон-ре св. Сабины, где в 1265-1267 гг. работал св. Фома Аквинский , и Коллегиума св. Фомы, основанного 4 авг. 1577 г. Хуаном Солано, бывш. епископом Куско в Перу, при мон-ре Санта-Мария Минерва. В задачу Коллегиума входила подготовка миссионеров и разработка норм международного права для защиты и просвещения индейцев Америки (под влиянием идей испан. гуманиста Б. де Лас Касаса). В 1580 г. папа Григорий XIII утвердил его как теологический Коллегиум св. Фомы (лат. Collegium Divi Thomae de Urbe) для обучения студентов-доминиканцев, а в 1727 г. Бенедикт XIII разрешил присваивать академические степени учащимся, не принадлежавшим к ордену. В 1882 г. Лев XIII учредил фак-т философии, призванный стимулировать философские исследования в русле томизма, а в 1896 г.- фак-т канонического права. 2 мая 1906 г. Коллегиум получил от Пия X титул Pontificum (папский) и был преобразован в Pontificum Atheneum A. с правом присвоения академических степеней и степеней католич. ун-тов. В нояб. 1909 г. преобразован в Международный папский ин-т А. (итал. Pontificio Istituto Internazionale «Angelicum»); в соответствии с апостольской конституцией Пия XI «Deus scientiarum Dominus» (24 мая 1931) было подтверждено право на существование его 3 фак-тов. В 1950 г. при теологическом фак-те был учрежден Ин-т духовности (лат. Institutum Spiritualitatis), существование к-рого 25 нояб. 1955 г. было канонически закреплено декретом конгрегации по делам семинарий и ун-тов; при философском фак-те в 1955 г. был открыт Ин-т общественных наук (лат. Institutum Scientiarum Socialium) с правом присвоения соответствующих академических степеней. 7 марта 1963 г. Иоанн XXIII Моти Proprio «Dominicianus Ordo» присвоил А. статус папского ун-та и его совр. название. Ун-т ведет преподавательскую и исследовательскую деятельность в области традиц. и совр. наук в свете Евангелия, на основе учений Фомы Аквинского, Альберта Великого, Екатерины Сиенской и теологических и философских традиций ордена доминиканцев. В 1972 г. конгрегация католич. образования основала при теологическом фак-те Высший ин-т религ. наук «Mater Ecclesiae» (с правом присвоения степени магистра богословских наук) для подготовки мирян для церковных должностей и преподавателей религии в гос. учебных заведениях. 25 нояб. 1974 г. Ин-т общественных наук был преобразован в одноименный фак-т. Для проведения специализированных исследований в области томизма в 1983 г. был учрежден межфакультетский Томистский ин-т. Канцлером А. является генеральный предстоятель ордена доминиканцев. В соответствии с новым уставом ордена доминиканцев, принятым 25 нояб. 1974 г., А. сотрудничает с др. орг-циями и ин-тами ордена.

http://pravenc.ru/text/Angelicum.html

прот. Александр Мень Иисуса, сына Сирахова, премудрости Книга Иисуса, сына Сирахова, премудрости Книга , входит в раздел книг Ветхого Завета, отнесена Церковью к числу Содержит цикл назидательных наставлений, написанных в поэтической форме. Состоит из 51 глав Латинское название книги – «Экклесиастикус» (не смешивать с Язык, автор и датировка книги. До конца 19 в. переводы Сир . делались с греческого, поскольку еврейский оригинал, о котором знал еще был утрачен. В 1896 англичанки Агнес Льюис и Маргарет Гибсон нашли в каирской кожаный свиток, который был опознан Соломоном Шехтером как еврейский текст Сир . Позднее фрагменты еврейского текста книги были обнаружены в палестинской крепости Масада (1963). Греческий перевод проливает свет на вопрос об авторстве книги и времени ее написания. В предисловии переводчик называет себя внуком Иисуса Сирахова и датирует начало своего труда 38-м г. царя Евергета. Это прозвище носили два царя – Птолемей III (246221) и Птолемей VII (145–116). Первый исключается, т.к. он не дожил до 38-го года своего правления. Птолемей же VII вел счет своего царствования с 170, когда он стал соправителем Птолемея VI; следовательно, 38-й г. его правления и дата начала перевода Сир падают на 132 до н.э. Внук Иисуса Сирахова пишет, что сделал его для египетских иудеев, «которые, находясь на чужбине, желают учиться и приспособляют свои нравы к тому, чтобы жить по Закону». Сам Иисус, сын Сирахов, не мог писать позже 175, когда начались гонения Антиоха IV (см. статью Второго Храма период). Он был современником первосвященника Симона II. Все это приводит к 90–80-м гг. 2 в. до н.э. как к дате написания Сир . О личности Иисуса (евр. , йехошуа бен-сира) в самой книге существуют лишь косвенные данные. Он жил в Палестине, много путешествовал, обладал обширными по тем временам познаниями. Книга его содержит сведения о придворных обычаях, медицине, торговле, богослужении в Храме. По словам внука Иисуса, его дед, «больше других предаваясь изучению Закона, Пророков и других отеческих книг и приобретя достаточный в них навык, решился и сам написать нечто, относящееся к образованию и мудрости, чтобы любители учения, вникая и в эту [книгу], еще больше преуспевали в жизни по Закону». Из этих слов явствует, что Иисус первый из ветхозаветных писателей уже имел Библию почти в полном объеме (т.е., кроме Торы и Пророков, читал книги, позднее вошедшие в собрание Писаний). Однако из его «панегирика отцам» (44–50) явствует, что он не знал, например, Книги Даниила.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Иоанн (Разумов) Иоанн (Разумов Дмитрий Александрович), архп. Псковский и Порховский. Родился 26 октября 1896 года в г. Коломне, Московской области. С 1916 года – послушник Смоленско-Зосимовой пустыни при Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. В 1923 году переведён в Богоявленский монастырь в Москве. 24 ноября 1924 года пострижен в мантию с именем Иоанн. 25 ноября 1924 года рукоположен Преосвященным Августином (Беляевым) в сан иеродиакона. С 1928 по 1936 гг. – иеродиакон в Успенском соборе г. Каширы. С 1936 года – эконом Московской Патриархии в служении при Патриаршем Местоблюстителе. 1941–1943 гг. проживал в Ульяновске вместе с Патриархом Сергием. Служил в Казанском соборе. 1 окт. 1942 года рукоположен митрополитом Ленинградским Григорием в сан иеромонаха. 8 окт. 1942 года возведён в сан игумена, а 26 окт. – в сан архимандрита. С 10 авг. 1946 года – наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. 29 ноября 1953 года состоялось наречение во епископа Костромского и Галичского в Трапезном храме Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. 30 ноября 1953 года хиротонисан там же во епископа Костромского и Галичского. Чин хиротонии совершали: Святейший Патриарх Алексий, митр. Ленинградский и Новгородский Григорий и архп. Одесский и Херсонский Никон. С 11 ноября 1954 года – епископ Псковский и Порховский с правом настоятельства в Псково-Печерском монастыре. С 5 марта 1959 года – епископ Берлинский и Германский и упр. Псковской епархией. С 21 июня 1960 года – епископ Псковский и Порховский. В 25 февр. 1962 году возведён в сан архиепископа. 11 мая 1963 года награждён правом ношения креста на клобуке. 9 сент. 1972 года Святейшим Патриархом Пименом возведён в сан митрополита. Труды Речь при наречении его во епископа «ЖМП» 1954, 1, стр. 21–22 «Христианский уклад домашней жизни Св. Патриарха Сергия» «Патриарх Сергий и его духовное наследство». МП 1947, стр. 231 «Добрый пастырь» «ЖМП» 1964, 5 Литература «ЖМП» 1954, 1, стр. 21–23, 78. 1954, 12, стр. 6. 1958, 10, стр. 11. 1959, 3, стр. 16. 1959, 4, стр. 6. 1959, 5, стр. 17, 18. 1959, стр. 15, 16, 18. 1959, 9, стр. 17, 43. 1959, 10, стр. 26. 1959, 11, стр. 10. 1959, 12, стр. 21. 1960, I,cmp. 12, 18. 1960, 3, стр. 6, 15. 1960, 8, стр. 22. 1960, 9, стр. 63. 1960, 11, стр. 4, 7, 8. 1961, 1 стр. 29, 30 1961, 9 стр. 11. 1962, 3, стр. 10. 1963, 1 стр. 5, 20, 27, 28. 1963, 2, стр. 45–46. 1963, 6, стр. 10. 1963, 10, стр. 16. 1964, 1, стр. 20

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Невель. Кафедральный собор Троицы Живоначальной. Сортировка: Карта и ближайшие объекты Из «Памятной книжки Витебской губернии на 1864 год» мы узнаём, что в Невеле было семь православных церквей, один монастырь и одна часовня. В 1906 г. в «Списке населённых мест Витебской губернии» – церквей православных две, мужской монастырь один, часовен четыре. Практически все памятники архитектуры XIII – XIX веков, за исключением церкви Святой Троицы, были уничтожены в течение последующих лет. Нет документов, которые могли бы нам рассказать о строительстве церкви. Есть устные сведения, полученные от матушки Екатерины, вдовы покойного настоятеля храма протоиерея Иоанна (Васильева). Она получила их от покойного пономаря церкви, бывшего свидетелем строительства. По этим сведениям, храм был построен невельским купцом Жданко на могиле своего отца как часовня. После постройки часовня была освящена. На сайте Псковского областного архива есть сведения о невельском Успенском соборе, где указано, что к собору была приписана «кладбищенская Троицкая церковь в городе Невеле (каменная, освящена в 1850 году протоиереем Успенского собора Зуевым)». Склепы, засыпанные песком, сохранялись под полом на начало XXI века. В 1896 г. с запада к церкви была сделана пристройка, включающая трапезную и притвор с колокольней. Имена архитекторов и художников – авторов росписей интерьера храма неизвестны. При храме был источник, который сейчас утрачен. Сохранился каменный дом церковного причта (ныне расположено здание автостанции). Сохранилась кладбищенская сторожка – маленькое кирпичное здание на углу пл. Коммуны и ул. Октябрьской. В 1957-1963 гг. в ней был магазин (ныне разрушено). Храм разделил печальную участь других храмов России. С 1957 по 1963 годы он был закрыт для богослужений. Старые иконы из церкви были изъяты. В 1963 г. в церковь был направлен молодой священник отец Иоанн Васильев, прослуживший в ней 35 лет. При нём в 1964 г. храм был открыт и церковная жизнь в городе возродилась. Церковь отремонтировали. Все иконы были написаны заново. В 1967 г. архимандрит Алипий (Воронов), наместник Псково-Печерского монастыря, подарил вновь открытому храму иконостас из запасников монастыря. В кафедральном соборе во имя Святой Живоначальной Троицы находится православная реликвия, датируемая 16 веком – чудотворный образ преподобного Нила Столобенского из разрушенного Невельского Спасо-Преображенского монастыря.

http://sobory.ru/article/?object=08146

Библиография К Оглавлению Ранний период феодализма 1. Источники 1. Евсевий Памфил. Жизнь блаженного василевса Константина. М., 1998. 2. Константин Багрянородный. Об управлении империей. М., 1989. 3. Прокопий Кесарийский. Война с персами. Война с вандалами. Тайная история. М., 1993. 4. Григорий Турский. История франков. М., 1987. 5. Песнь о Роланде. Песнь о Сиде.//Библиотека всемирной литературы. М., 1976. 6. Песнь о Нибелунгах. Старшая Эдда.//Библиотека всемирной литературы. М., 1975. 7. Иордан. О происхождении и деянии гетов. Спб., 1997. 8. Эйнгард. Жизнь Карла Великого. В кн.: Левандовский А. Через империю к Европе. М., 1995. 9. Смерть короля Артура. М., 1975. 2. Литература 10. История средних веков. Под ред. С.П.Карпова. Т. 1. М., 1997. И. История средних веков. Под ред. Н.Ф.Колесницкого. М., 1986. 12. История Византии. Т. 1-2. М., 1967. 13. Культура Византии. Т. 1-2. М., 1984-1989. 14. История Европы. Т. 2. М., 1992. 15. Васильев А.А. Лекции по истории Византии. Т. 1. Петроград, 1917. 16. Каждан А.П., Литаврин Г.Г. Очерки истории Византии и южных славян. Спб., 1998. 17. Курбатов Г.Л. История Византии. М., 1984. 18. Чекалова А.А. Константинополь и восстание «Ника». 19. Буданова В.П. Готы. Спб., 1999. Классический и поздний периоды феодализма 1. Источники 20. Средневековье в его памятниках. Под ред. Д.Н.Егорова. М., 1913. 21. История средних веков в ее писателях и исследованиях. Под ред. М.Стасюлевича. Т. I-III. М., 1914-1917. 22. Книга для чтения по истории средних веков. Под ред. И.Г.Виноградова. Т. I-IV. М., 1896-1899. 23. Абеляр Пьер. Теологические трактаты. М., 1995. 24. Ансельм Кентерберийский. Сочинения. М., 1995. 25. Григорий Палама. Триады в защиту священнобезмолвствующих. М., 1995. 26. Анна Комнина. Алексиада. М., 1965. 27. Итальянские гуманисты о Церкви и религии. М., 1963. 28. Лютер. Время молчания прошло. Избранные произведения 1520-1526 гг. Харьков, 1994. 2. Литература 29. История Европы. Т. III. M., 1993. 30. Стоклицкая -Терешкович. Основные проблемы средневекового города X-XV вв. М., 1960.

http://sedmitza.ru/lib/text/441109/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010