Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛОРАН [Франц. Laurent] Витальен (26.05.1896, Сене, Франция - 21.11.1973, Париж), франц. историк Церкви, византинист, мон. католич. ордена августинцев-ассумпционистов. Имя в миру - Луи Оливье Филипп. Получил начальное образование в Ландерно (Франция), затем учился в Ле-Бизе и Тентиньи (Бельгия). Принял монашеский постриг 14 сент. 1913 г. Изучал философию в Люксембурге, затем теологию в Лёвене (Лувене) (1920-1923) и в ассумпционистской Высшей школе практических исследований в К-поле (1923-1924). Возведен в священнический сан 27 июня 1924 г. в К-поле. В 1924-1926 гг. Л. продолжил учебу в Восточном папском ин-те, где работал над незаконченной диссертацией о К-польском патриархе Иоанне XI Векке. Параллельно Л. начал сотрудничать в ж. «Échos d " Orient», издававшемся ассумпционистами в Кадыкёе (ныне в черте Стамбула), сблизился с учеными-ассумпционистами В. Грюмелем и Р. Жаненом . Первые научные статьи Л., посвященные церковной истории XIII в., были опубликованы в 1926-1927 гг. В 1930 г. Л. стал главным редактором журнала, продолжил руководить им в 1938-1947 гг., когда он издавался в Бухаресте (в 1943-1945 журнал носил название «Études byzantines»). С 1939 г. Л.- член Об-ва византийских исследований (Греция), с 1940 г.- почетный член Румынской АН, с 1944 г.- почетный член ордена Британской империи, с 1946 г.- член Академии политических и социальных наук США (Филадельфия), с 1972 г.- член-корреспондент АН Греции. После возвращения Л. из Румынии его судьба была связана с Французским ин-том византийских исследований и ж. «Revue des études byzantines». Л. покинул Париж в 1952-1959 гг., чтобы занять должность хранителя коллекции монет и медалей Ватикана (неск. лет спустя Л. опубл. каталог визант. печатей этой коллекции: Les sceaux byzantins du Médaillier Vatican. Vat., 1962). С 1958 г. Л.- профессор Национального центра научных исследований Франции, с 1963 г.- руководитель исследований. Л. погиб при трагических обстоятельствах в Париже.

http://pravenc.ru/text/2110730.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла И. А. Джавахишвили. Портрет. 30-е гг. XX в. [Джавахов; груз. ] Иван Александрович (11(23).04.1876, Тифлис - 18.11.1940, Тбилиси), груз. историк, филолог, общественный деятель, действительный член АН СССР (с 1939). Основоположник научного изучения экономической, социальной и церковной истории Грузии, древнегруз. лит-ры, истории груз. права, этики, философии, исторической мысли, музыки, автор первых научных трудов по груз. палеографии, эпиграфике, дипломатике, метрологии. Основатель Тбилисского гос. ун-та (ТГУ). Принадлежал к груз. княжескому роду. Отец Д., Александр Иванович, работал учителем-инспектором по математике и имел обширные гуманитарные интересы, оказав значительное влияние на буд. профессиональную ориентацию сына. Мать, София Афанасьевна, окончила телавское уч-ще им. св. Нины и заботилась о духовном воспитании детей. В 1895 г. Д. с отличием окончил 1-ю тифлисскую гимназию, в 1896 г. поступил на армяно-грузино-иран. отд-ние фак-та вост. языков С.-Петербургского ун-та, учился у А. Цагарели , Н. Я. Марра , В. Р. Розена , П. К. Коковцова , слушал лекции на историко-филологическом (Н. И. Кареева , И. М. Гревсса, И. И. Смирнова, Ф. Ф. Зелинского, А. Н. Веселовского) и юридическом (В. И. Сергеевича, В. И. Ефимова, А. Исаева) фак-тах ун-та. Окончил ун-т с дипломом 1-й степени (1899). Разнообразная тематика ранних трудов Д. является показателем широты его научных интересов; известность ему принес труд 1899 г. об ап. Андрее Первозванном и св. Нине (изд. в 1901), за что совет С.-Петербургского ун-та наградил его золотой медалью. В 1901-1902 гг. учился в Германии: в Кёнигсберге (ныне Калининград) и в Берлинском ун-те под рук. проф. А. фон Гарнака , прослушал курсы лекций К. Крумбахера и К. Лампрехта. По поручению Гарнака перевел на нем. язык, исследовал и издал в 1901 г. в «Ведомостях заседаний» Прусской АН «Мученичество св. Евстафия Мцхетского» (VI в.). В 1902 г. Д. и Марр исследовали рукописные фонды мон-ря вмц. Екатерины на Синае, результатом работы стало «Описание грузинских рукописей Синайской горы», куда вошли 44 груз. и 2 сир. рукописи. С янв. 1903 г. Д. занимал должность приват-доцента на кафедре армяно-груз. филологии С.-Петербургского ун-та, в 1905 г. издал монографию «Государственный строй древней Грузии и древней Армении», на основе к-рой 13 мая 1907 г. защитил диссертацию и получил звание магистра.

http://pravenc.ru/text/171809.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 КАЙДАЛОВ ЕФИМ ЗАХАРОВИЧ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Ефим Захарович Кайдалов ( 1875 - 1937 ), псаломщик Родился в 1875 году в городе Тобольске в семье псаломщика Захара Ивановича Кайдалова (+ 1896/97) и его супруги Олимпиады. Вышел из 1-го класса духовного училища. В 1896 году допущен к исполнению обязанностей псаломщика при Троицкой церкви села Дубровинского Тобольского округа. В этом же году переведён к Спасской церкви села Куларовского того же округа . В 1902 году уволен от должности " как неудовлетворительно сдавший испытание на звание псаломщика " . К январю 1909 года определён на должность псаломщика к церкви села Буренского Тобольского уезда. Преподавал церковное пение в Буренской церковно-приходской школе. 14 августа 1913 года отрешён от места псаломщика " впредь до полного исправления " . С 9 января 1914 года исполнял обязанности псаломщика при церкви села Красновского Ялуторовского уезда. Служил в Бобылёвской церкви того же уезда. 8 сентября 1916 года вновь назначен на вакансию псаломщика при церкви села Красновского. В июне 1919 года был отчислен от места и службы по духовному ведомству. К середине 1930-х годов служил псаломщиком в Тобольске . Арестован 28 апреля 1937 года по делу " о контрреволюционной организации " . Всем обвиняемым по этому делу был предъявлен ряд обвинений, подпадавших под 58-ю статью УК РСФСР: контрреволюционная пораженческая агитация в пользу иностранных капиталистических государств, восхваление старого монархического строя, искажение газетных сообщений о событиях в Испании (гражданская война 1936-1939 гг.), распространение повстанческой агитации, хранение и распространение литературы контрреволюционно-монархического содержания, распространение клеветнических слухов о голоде и непосильном труде в колхозах, восхваление контрреволюционера Троцкого, использование в контрреволюционных целях новой Советской Конституции.

http://drevo-info.ru/articles/13672661.h...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла А. Гастуэ. Фотография. ХХ в. [франц. Gastoué] Амеде Анри Гюстав Ноэль (19.03.1873, Париж - 1.06.1943, Кламар), франц. музыковед. Обучался в Парижской консерватории, а затем в «Schola cantorum» (Париж) игре на фортепиано (педагог А. Деландр) и органе (А. Гийман), гармонии (А. Лавиньяк) и композиции (А. Маньяр). Под влиянием аббата Жозефа Потье, стоявшего у истоков возрождения григорианского пения, заинтересовался этой и др. средневек. певч. традициями. С 1896 по 1905 г. был главным редактором «Revue du chant grégorien», первого франц. периодического издания, посвященного церковному пению. С 1898 г. Г. читал лекции по церковному пению в «Schola cantorum», в 1899-1900 гг. был руководителем хора в ее авиньонском филиале. Параллельно Г. начал заниматься архивными разысканиями в различных библиотечных собраниях. По просьбе В. д " Энди, одного из основателей и директора «Schola cantorum», в 1900 г. Г. возвратился в Париж и стал читать лекции и публиковать статьи по церковному пению и по более поздним средневек. муз. жанрам. Более 20 лет был секретарем издававшегося «Schola cantorum» ж. «Tribune de Saint-Gervais». В 1905 г. папа Пий X назначил его консультантом комиссии по работе над новым ватиканским изданием литургических певч. книг под началом Потье. Его кн. «Истоки римского церковного пения» (Les origines du chant romain: L " antiphonaire grégorien. P., 1907) была удостоена премии Академии надписей и изящной словесности. В 1908 г. Г. был посвящен в рыцари ордена св. Григория. С 1911 г. лектор Католического ин-та и преемник Потье на посту профессора в Малом коллеже св. Станислава. Кроме того, он преподавал в лицее Монтеня (1904-1914) и в Школе высших социальных наук, директором муз. отд-ния к-рой был Р. Роллан. В 1934-1937 гг. и с 1939 г. президент Французского об-ва музыковедения. Удостоен учрежденной Католическим ин-том премии Бернье (1935) и ордена Почетного легиона (1938). Г. написал неск. практических пособий по григорианскому пению, а также ряд исследований, посвященных связям между этой и более ранними (евр., сир., визант., амвросианской) певч. традициями. Он одним из первых писал о вост., а не эллинистическом происхождении григорианского пения. Из работ Г. по визант. музыке научную ценность сохраняют исследования конкретных рукописей. Помимо церковных песнопений Г. издавал средневек., ренессансную и барочную музыку др. жанров. Он также является автором многочисленных хоровых церковных сочинений, оперы «Жанна д " Арк» и оратории «Мистерии Розария» (на собственный текст).

http://pravenc.ru/text/161726.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Кокшетауская и Акмолинская епархия Казахстанского митрополичьего округа РПЦ, учреждена решением Свящ. Синода от 5 окт. 2011 г., отделена от Чимкентской епархии (см. Чимкентская и Таразская епархия ). Епархия включает территорию Акмолинской обл. Казахстана, кроме столицы страны г. Астана, входящей в Астанайскую и Алматинскую епархию. Центр - г. Кокшетау (в 1824-1868 ст-ца Кокчетавская, в 1868-1993 Кокчетав). Кафедральный собор - во имя арх. Михаила в Кокшетау. Правящий архиерей - еп. Серапион ( Колосницын; хиротонисан 23 окт. 2013). К. и А. е. разделена на 3 благочиннических округа: Кокшетауский, Акмолинский и Восточный. Насчитывает 25 приходов, в клире состоят 23 священника и 3 диакона. При ЕУ действуют отделы: социального служения, катехизаторский, миссионерский, информационный, молодежный, по канонизации святых. В 1850-1851 гг. был построен и освящен 1-й храм в ст-це Кокчетавской - во имя вмч. Георгия (в 1875-1876 перенесен на новое место и вновь освящен). В 1867-1891 гг. происходило массовое заселение Степного края русскими, с 1868 г. Кокчетав являлся окружным центром Акмолинской обл. В 1895-1896 гг. в Кокчетаве был сооружен Михаило-Архангельский храм, получивший постановлением Омской духовной консистории от 1 янв. 1897 г. статус отдельного прихода, в 1900 г. при храме было открыто церковноприходское попечительство. Клирики храмов Кокчетава до 1917 г. работали также учителями в местном 2-классном уч-ще и в школе грамоты. В дек. 1937 г. власти попытались забрать у общины Михаило-Архангельский храм. 6 апр. 1939 г. из-за отсутствия средств на ремонт здания общее собрание прихода приняло решение передать Михайловскую ц. в распоряжение горсовета. В 30-х гг. XX в. Георгиевская ц. в Кокчетаве использовалась властями как склад, в 1939 г., после закрытия Михаило-Архангельского храма, в Георгиевской ц. ненадолго возобновилось богослужение, 17 янв. 1940 г. Георгиевский храм передали под музей и вскоре снесли. В кон. 30-х гг. XX в. на территории Кокчетавской обл. (образована 16 марта 1944) шли массовые расстрелы, в т. ч. были убиты находившиеся там в ссылке представители духовенства: митр. Серафим ( Александров; казнен 2 дек. 1937), не менее 12 ссыльных священников. Жертвами репрессий стали кокчетавские клирики: благочинный Кокчетавского окр. и настоятель кокчетавской Михайловской ц. прот. Василий Меркурьев (расстрелян 18 авг. 1937), последний настоятель Георгиевской ц. в Кокчетаве в 1939 г. свящ. Николай Ободовский, др. клирики.

http://pravenc.ru/text/1841726.html

Церковно-приходское попечительство существует с 1880 г. и с 1901 г. собирает с прихожан до 30 рублей на благоустройство приходского кладбища и дороги к нему. По утверждённому Рижской Епархией проекту и смете на суммы, отпущенные казною, 14.11.1901 г. заложили первый освящённый камень в фундамент нового храма. Временно Богослужения совершались в наёмном доме с платою 500 рублей в год. Причт помещается в наёмных квартирах: священник с оплатою от РДК по 225 руб. в год; псаломщик по 100 руб. в год; второй псаломщик помещается в школьном доме. Причту отведена земля на полумызке Уббенорм (Умурга) в Саарум в количестве 105 десятин, в т.ч.: пахатной 38 десятин, луговой 29, под выгон 38. В Сааруме имеются постройки: дом с овином, амбар, хлев для скота, погреб - все здания ветхие. Арендатором 105 десятин земли возведён новый дом, согласно контракту. Документы имеются. Землю арендует на 12 лет крестьянин Николай Страуберг за 550 руб.в год. Новая кирпичная церковь построена в 1903 г. Освящена 26 октября 1903 г. во имя святого великого князя Александра Невского. В 1937 г.  православный храм был переосвящён во имя Преображения Господня. Священники: Стефан Меньшиков. Указан с 1844 по 1877 гг. Иоанн Петрович Пятницкий с 16.07.1877 по 18.09.1881 гг. Владимир Петрович Знаменский с 08.04.1883 по 1896 гг. 2-й священник: Георгий Иоаннович Аузинь. Рукоположен во священника с 03.03.1896 г. Церковный староста Антоний Николаевич Бирнбаум. Псаломщик: Иоанн Андреевич Баллод определён псаломщиком с 30.06.1896 г. Псаломщик Пётр Петрович Лапикен в Лемзальской церкви с 31.07.1901 г. Священник Алексей Колосов указан в Церковной ведомости за 1913 год. С 1939 г. по 1945 годы в приходе служил протоиерей Димитрий Леонтьевич Околович. 10 июня 2007 г. в г.Лимбажи прибыл из Риги С. Гарклавс. Божественную литургию возглавил протоиерей Сергий Гарсклав. Ему сослужили протоиерей Николай Тихомиров, настоятель храма иеромонах Иоанн (Сичевский), диакон Гурий Вилциньш в сопровождении хора Рижской Духовной семинарии. После совершения Божественной Литургии был совершен чин освящения новых колоколов. После войны на звоннице храма сохранились лишь два благовестника. Изначально имелось семь колоколов, которые находились там недолго. В военное время их постигла та же участь, что и большинство колоколов Прибалтики - в 1944 г. часть колоколов были вывезены в Германию. Общим усердием в храм прибыли шесть новых колоколов, главный из которых весит 97 кг. На Православном кладбище было совершено освящение кладбищенской часовни.

http://sobory.ru/article/?object=07638

Новопокровское, урочище. Церковь Вознесения Господня. Вознесенская церковь Церковь. Действует.   Престолы: Вознесения Господня Год постройки:1896. Адрес: Россия, Ивановская область, Кинешемский район, урочище Новопокровское Координаты: 57.252423, 42.221201 Проезд: от Кинешмы мимо села Батманы до перекрёстка, где свернуть направо на Вахутки (от Вичуги: асфальтовое шоссе через Федяево до Семёновского, у Семёновского свернуть налево и ехать через Кислячиху и Добрыниху до перекрёстка, где свернуть налево на Вахутки). За Вахутками - сразу Большие Горки. Перед Горк ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда от Кинешмы мимо села Батманы до перекрёстка, где свернуть направо на Вахутки (от Вичуги: асфальтовое шоссе через Федяево до Семёновского, у Семёновского свернуть налево и ехать через Кислячиху и Добрыниху до перекрёстка, где свернуть налево на Вахутки). За Вахутками - сразу Большие Горки. Перед Горками свернуть налево на грунтовую дорогу, которая сразу переходит на двухколейную бетонку. Бетонка сначала идёт по дамбе на реке после небольшой участок вдоль водохранилища и сворачивает под 90 градусов от дамбы, - через 1 км будет храм. От Луха правильный проезд (всюду асфальт разного качества) через Благовещенье и Шилекшу на Батманы (через Сокольское дороги нет, через Окулово - есть разбитый участок грунтовки). Изменить описание объекта Сортировка: Карта и ближайшие объекты Вознесенский храм - бывшая единоверческая церковь при бывшем селе Новопокровском. До революции входила в Особое благочиние Кинешемской епархии, объединявшее единоверческие церкви Кинешемского уезда (благочинный находился в с. Вичуге). Построена в 1896 г. на средства крестьян деревни Калинихи при участии потомственного гражданина Дмитрия Фёдоровича Морокина (крупного вичугского фабриканта). Единственным священником храма с 1897 по 1939 гг. был Михаил Александрович Василевский (1866-1953), отец стратега Второй мировой войны, маршала А. Василевского. Отец Михаил пользовался огромным авторитетом в округе, вылечивая не только душевные, но и телесные хвори (был знатным целителем), был мастеровитым столяром и пасечником. До революции при храме существовало церковно-приходская школа, законоучителем в котором был отец Михаил, с 1914 г. учительствовала в школе и его дочь Екатерина. При храме существовал хор, в том числе, несмотря на противодействие властей, и в 1930-х годах. После оставления службы о. Михаилом (в связи со смертью жены) храм был закрыт. У церкви находится могила матушки Надежды Ивановны Василевской (1872-1939), матери маршала Василевского. При храме – кладбище. Сохранился полуразрушенный некрополь местных овчинных заводчиков Носковых. В настоящее время храм не заброшен, отчасти восстановлен, но службы, видимо, проходят только по торжественным случаям.

http://sobory.ru/article/?object=06033

Агафьино. Церковь Иоанна Предтечи. Церковь.  Утрачена.   Престолы: Иоанна Предтечи Год постройки:1755. Год утраты:1939 (разобрана) Адрес: Россия, Калужская область, Износковский район, деревня Агафьино Координаты: 55.015097, 35.244235 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Аграфьино (Аграфьено, Агафьено, Агафьино) до революции село Медынского уезда Калужской губернии. Деревянный храм Иоанна Предтечи был сооружен помещиком Мясоедовым в 1755 г., строительство нового каменного храма велось в 1896-1899 гг. До 1898 г. к агафьинской церкви был приписан храм Николая Чудотворца в с. Челищеве. При храме было 36 десятин земли. Вдова майора Елизавета Суходольская пожертвовала на нужды храма в 1882 г. - 100 руб., в 1885 г. – 300 руб. В 1892 г. дворянка Любовь Роговская пожертвовала 700 руб. на приобретение нового 34-х пудового колокола для храма. В 1896 г. дворянин Иван Николаевич Коншин пожертвовал 200 руб. на строительство нового храма. В течение 1897-1899 гг. прихожане собирали по 50 коп. на достройку нового каменного храма. В 1909 г. прихожанин, дворянин Александр Иванович Сорохтин пожертвовал 700 руб. на строительство каменной часовни. В 1909 г. на пожертвования прихожан: крестьянина Василия Матвеевича Шпагина (500 руб.) и юхновского мещанина Александра Петровича Щеколдина (100 руб.) были приобретены икона Иоанна Предтечи и хоругви. В 1916 г. действительный статский советник Василий Петрович Суходольский пожертвовал на нужды храма 150 руб. Церковнослужители с. Агафьино разных лет: Иванов Никита - священник, настоятель прихода до 1823 г. (ушел в раскол); Лебедев - священник, настоятель прихода, ск. ранее 1870 г., жена Евдокия (ск. позднее 1871 г.); Смирнов Яков - священник, настоятель прихода до 1868 г. (отрешен от места за недобросовестное отношение к церковному имуществу); Виноградов Яков - окончил Калужскую духовную семинарию, священник, настоятель прихода с 1868 по 1870 гг. (перемещен в Малоярославецкий уезд); Захаровский Иоанн - священник, настоятель прихода с 1870 до 1897 гг. (перемещен в Малоярославецкий уезд); награжден камилавкой, скуфьей, набедренником; сын Сергей (по окончании в 1883 г. Калужской духовной семинарии преподавал в Малоярославецком уезде, в Калуге, затем был священником в Сухиничах, ск. 17 апреля 1911 г.);

http://sobory.ru/article/?object=30916

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПЕТР Иванович Сорокин (1885, дер. Дятловка Богородского у. Московской губ. (ныне городского окр. Балашиха Московской обл.) - 16.09. 1953, Озёрный ИТЛ Иркутской обл.), сщмч. (пам. 3 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), диак. Из семьи крестьян-середняков. В 1896-1900 гг. обучался в Богородском городском училище. С 1900 по 1906 г. работал конторщиком на Истомкинской мануфактурной фабрике в Богородске Московской губ. С 1906 по 1910 г. проходил военную службу в лейб-гвардии егерском полку, был певцом в полковом хоре. В 1910 г. вернулся в Дятловку и в кон. того же года поступил на службу в церковный хор в Москве при капелле Ф. А. Иванова . Одновременно занимался постановкой голоса и служил в Москве счетоводом. В 1914 г. вновь мобилизован в армию и служил писарем в 84-м запасном батальоне. Пел на концертах для раненых. В 1917 г., после демобилизации, вернулся в Дятловку. В 1918-1919 гг. работал в вост. фронтовой концертной группе под рук. И. А. Донатова по обслуживанию действующей Красной Армии в 1920-1924 гг. П.- художественный руководитель хора и певец при Моссовете. В 1924 г. заболел гриппом (испанкой) и потерял голос, ему пришлось оставить работу. В 1925 г. (по др. данным, в 1926) рукоположен во диакона к одной из церквей Звенигорода. В 1932 г. переведен в Преображенскую ц. Звенигорода. С 1935 г. служил в Люберцах Московской обл. В том же году он познакомился с григорианским «митрополитом» Виссарионом (Зорниным) , перешел в григорианский раскол и был назначен певчим в ц. во имя Сорока мучеников в Москве. Вскоре перешел служить диаконом в Духовскую ц. на Даниловском кладбище, которая также была захвачена григорианами. С марта 1936 г. за штатом. Проживал в дер. Темниково Реутовского р-на Московской обл. 4 нояб. 1937 г. арестован в Темникове и помещен в Таганскую тюрьму. Проходил по делу «всесоюзной антисоветской фашистской организации церковников во главе с Виссарионом (Зорниным)». Постановлением Особой тройки при УНКВД по Московской обл. от 7 дек. 1937 г. приговорен к 10 годам ИТЛ. Срок отбывал в Байкало-Амурском ИТЛ (1938, Амурская обл.), Дальневосточном ИТЛ (1938-1939, Хабаровск), Сибирском ИТЛ (1939-1947, ныне Кемеровской обл.). По освобождении приехал в г. Александров Владимирской обл., затем переехал в Москву. Вернулся в каноническую Церковь и обратился в Синод с просьбой дать ему место диакона.

http://pravenc.ru/text/2580224.html

Ванакюля. Часовня Флора и Лавра. Карта и ближайшие объекты Часовня в деревне Венкуль (деревня Наровская, также Русская деревня – деревянная, во имя св. Николая Чудотворца. Площадью не более 12 кв. метров. Местоположение отмечено на картах: 1860, 1933, 1939 гг. Около 1890 года часовня была перевезена в деревню Илькино (Ванакюля (Vanakula)), где простояла до 1950 года (эта часовня обозначена на финской карте 1934 года). Одна из икон этой часовни – икона Божьей Матери хранится сейчас в Кингисеппском Историко-краеведческом музее. В 2006 году в деревне Ванакюля (ранее – Илькино) на средства Е. Д. Сергеева и других жителей деревни была построена новая часовня – свв. Флора и Лавра. Вместо перевезённой часовни в деревне Наровская (Венкуль) построили новую - большего размера: «Здание представляло собой постройку из сосновых брёвен высотой 3,5 метра. С южной и северной сторон имелось по два окна, потолок был покрыт вагонкой». Богослужения совершались по крупным праздникам: на Рождество, Пасху, Троицу, Петров день и на «Николу» 6 (19) декабря, приезжающим из Ивангорода священником. До 1896 года часовня была приписана к Успенской церкви в Ивангородской крепости (по другим данным - была приписана к Успенскому храму с 1741 по 1897 гг.). В 1896 году была приписана к Усть-Наровской церкви, построенной в 1893 году. При часовне был староста и приходской совет, который решил расширить часовню и сделать из неё церковь. Такое решение было принято, потому что в 1920 году была проведена новая граница и православные ряда деревень: Каростеля, Фитинги, Ильконо, Мертвиц, Ханнике и Ропши, приписанные к Кейкинскому приходу, остались без храма. Их приписали к Владимирской церкви в Усть-Нарве, но добираться им до неё было далеко. Кроме того, в деревенской школе решили вновь начать преподавать Закон Божий. В результате в Венкуль из Усть-Нарвской церкви переселился в новый дом отец Николай Покровский, который и стал служить в новом храме, а также и преподавать в местной шестиклассной школе. Весной и летом 1921 года к восточной стене часовни пристроили помещение для алтаря и она стала на три метра длиннее. Весной 1922 года престол и алтарь освятили. Так в Венкуле появилась новая церковь во имя Николая Чудотворца. «В барабане церкви было восемь маленьких окон. Луковичная глава завершалась семиконечным позолоченным крестом. Перед входом располагалось открытое крыльцо. Над крыльцом была устроена колокольня с колоколом весом более двух пудов». С появлением в 1922 году церкви деревня Венкуль стала уже селом Венкуль. Эта церковь действовала до 1938 года (с 1935 г. по решению правительства Эстонии службы в церкви проходили только на эстонском языке). В 1944 году церковь была сожжена вместе с селом Венкуль отступающими войсками фашисткой Германии.

http://sobory.ru/article/?object=08329

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010