Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИПАТИЙ [греч. Υπτιος] (ок. 366, Фригия - 446, К-поль), прп. Руфинианский (пам. 31 марта; пам. греч. 17 июня; пам. визант. 29 мая, 9 и 17 июня). Житие И., написанное его учеником Каллиником вскоре после смерти преподобного, служит фактически единственным источником сведений о жизни святого. Имя автора Жития упоминается в предисловии, составленном анонимным редактором Жития, также, по его словам, лично знавшим И. Найдя это Житие во время пребывания в Руфинианском мон-ре у его настоятеля, редактор исправил нек-рые погрешности авторского стиля (на основании чего можно предположить, что Каллиник был сирийцем), но не изменил содержание текста. Некоторые указания в тексте Жития дают возможность считать, что он был учеником святого уже в 426 г. ( Bartelink. 1971. P. 9-11). Временем написания Жития принято считать 447-450 гг. ( Callinici Vita Hypatii. 1895. P. XX; Bartelink. 1971. P. 11-12; см. о более поздней датировке: Beck. Kirche und theol. Literatur. S. 404). Святой род. в зажиточной семье, его отец был схоластиком. И. получил хорошее образование и, с ранних лет отличаясь благочестием, хотел убежать в к.-л. мон-рь или в церковь (πτε διαδρς πλθ ν κκλησ ν μοναστηρ που ν ερ νδρας ελαβες - Callinicos. Vie d " Hipatios. 1971. 1. 3). В 18 лет, после конфликта с отцом, он покинул дом и отправился из Фригии во Фракию, где некоторое время был пастухом, а потом певчим в храме. В возрасте 20 лет осуществилось его желание найти духовного наставника: недалеко от церкви, где подвизался И., поселился бывший солдат Иона, армянин по происхождению. К нему стали стекаться ученики, впоследствии число монахов вновь образованной общины возросло до 80. Из-за постоянной угрозы варварских нашествий они построили укрепленный монастырь Альмирисс. И., назвавшийся по смирению рабом, подвизался в бдении, молитве и посте, а затем попросил Иону разрешить ему помогать страждущим. Получив игуменское благословение, он под предлогом осмотра полей обходил округу и найдя к.-л. крестьянина, страдающего от болезни, приносил его в монастырь и ухаживал за ним до его выздоровления. После одного из нашествий готов крестьяне, лишившиеся всего имущества, обратились к Ионе с просьбой о помощи. Он отправился в К-поль (по всей видимости, И. сопровождал его), чтобы убедить влиятельных жителей столицы оказать им помощь. Авторитет Ионы был столь высок, что во Фракию снарядили корабли с хлебом. Отец И., к-рый в данный момент был в К-поле, получив известие о сыне, отправился во Фракию в монастырь Ионы, где и нашел его. И. поехал с отцом в К-поль, чтобы помочь ему в делах, а затем начал искать место для подвижничества.

http://pravenc.ru/text/673741.html

В.П. Навныко Причины и обоснование преследований старообрядческих раскольников в сочинениях архимандрита Павла Прусского Скачать epub pdf Доклад бакалавра богословия В.П. Навныко (Минск, Минская Духовная Академия) Известно, что канонически раскол старообрядчества начался после наложения клятв на соборе 1667 года. Но фактически он начался за более чем десять лет до этого события. Отправной точкой раскола можно считать самовольное богослужение Аввакума 13 августа 1653 года с. 287–288], чем он нарушил целый ряд канонов: 31 Ап., 31 VI Всел., 13 Двухкр., 5 Антиох. Еще до собора 1667 года некоторые главные противники церковных преобразований, которые стали в жесткую оппозицию к церковной власти, были подвергнуты преследованию со стороны гражданских властей, например тот же Аввакум, Иван Неронов, протопоп Логгин с. 287, 289]. Также известно, что в полном соответствии с действующим законодательством Российской Империи преследования старообрядцев, с разной степенью интенсивности, продолжались вплоть до начала XX века. Разумеется после 1905 года, когда был принят закон о веротерпимости, вопрос преследований, особенно со стороны старообрядцев, не был забыт. На сегодняшний день он продолжает активно педалироваться раскольниками различных старообрядческих согласий, требующих после снятия клятв (1971) дальнейшего «покаяния» и признания своей канонической легитимности от РПЦ. Например, вот что говорит предстоятель РПСЦ митрополит Корнилий (Титов) в своем интервью журналу «Коммерсантъ»: «На соборе РПЦ 1971 года не сказано ни слова о признании каноничности нашего духовенства Мы полагаем, что основой обьединения (с РПЦ)…может стать покаяние новообрядческой церкви за жестокие гонения и казни старообрядцев…(и как следствие этого) возрат (РПЦ) к основополагающим святоотеческим традициям и принципам святой Руси, которые сохраняет наша Русская православная старообрядческая церковь » Не будет преувеличением сказать, что данный вопрос остается, возможно, самым неудобным и психологически сложным для РПЦ, ввиду недавних гонений на верующих в СССР. Особенно этот вопрос стал деликатным после послания собора РПЗЦ к приверженцам старых обрядов 2000 года, с которой произошло воссоединение в 2007 году, где фактически зарубежный синод попросил прощения за насилие причиненное старообрядцам прошлого и признали, что возможно гонения, которые воздвигли власти СССР на церковь , были «…Божиим наказанием за преследование чад старого обряда нашими предшественниками» Поэтому сегодня особо важно понять, какие причины вызвали столь жесткую реакцию церковных и гражданских властей XVII столетия. Являлись ли эти преследования произволом с их стороны? Можно ли назвать преследования старообрядцев неканоничными? На эти вопросы, которые ставились православными и раскольниками еще задолго до революции, со всей подробностью отвечал в своих многочисленных полемических сочинениях знаменитый синодальный противораскольнический писатель и апологет архимандрит Павел Прусский (+1895).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Архимандрит Борис (Холчев) (1895–1971) От деда иконописца будущий старец архимандрит Борис унаследовал сильную волю, твердый характер и целомудрие. Уже в детские годы никто не видел его раздраженным, а только спокойным, серьезным, почти всегда с книгой, очень самостоятельным. Смеялся редко. Не только дети подчинялись ему, но к мнению его прислушивались и взрослые. Была в его словах, поведении и во всем облике особая убедительность, вызывающая доверие у людей. В 1-й Орловской гимназии, где Борис учился, он удивлял всех своими познаниями и способностями. Особый интерес он проявлял к религиозной философии, психологии, истории и вообще гуманитарным наукам. В эти годы он уже живет напряженной внутренней жизнью. Самоуглубленность, замечательные нравственные качества, стремление помогать людям были у Бориса не только врожденными, но во многом результатом сознательной работы над собой. Он трудился над переделыванием, совершенствованием самого себя в духе Евангельских заповедей. Много лет спустя он говорил: «Надо трудиться, чтобы привлечь к себе Благодать Божию, если не будет борьбы, труда, то и Благодати не к чему будет прикоснуться». Еще семнадцатилетним юношей он ничего не приписывал себе, понимая, что без помощи Божией он сам ничего доброго сделать не может. Впервые Борис поехал в Оптину пустынь в 1916 году. В то время там были два старца – преподобные Анатолий и Нектарий. Отец Борис рассказывал, что, побывав у обоих, сразу почувствовал, что его старец – отец Нектарий. В отличие от преподобного Анатолия, он принимал не всех и не сразу -а нужно было ждать – иногда по нескольку дней. Борис просидел три дня, наконец к нему подошел келейник преподобного Нектария, назвал его по имени, хотя Борис имени своего никому не говорил, и сказал, что батюшка зовет его. По словам отца Бориса, старец, преодолевших все трудности на пути к нему, утешал «великим духовным утешением». Последние годы отец Борис не раз говорил: «Все, что мне сказал отец Нектарий, уже исполнилось, осталось одно, после чего я скоро умру».

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/besedy...

Самый ранний источник сведений о жизни З.- послание свт. Амвросия Медиоланского к Сиагрию, еп. Веронскому ( Ambros. Mediol. Ep. 5. 1//PL. 16. Col. 891), написанное ок. 380 г. (см.: Ordo Epistolarum secundum temporum rationem distributarum asseritur//PL. 16. Col. 853B; Bigelmair. 1904. S. 52; Grazioli. 1940. P. 185; L ö fstedt, ed. 1971. S. или ок. 395-397 гг. (см.: Dudden H. The Life and Times of St. Ambrose. Oxf., 1935. Vol. 1. P. 154. Not. 12; Paredi A. S. Ambrogio e la sua età. Mil., 19602. P. 461), в к-ром З. упоминается как «святой памяти Зинон» (Zeno sanctae memoriae), т. е. уже почивший почтенный епископ. Блаженные Иероним Стридонский, Августин, еп. Гиппонский, и др. современники З. хранят о нем молчание. Только в V в. св. Петроний , еп. Бононии (ныне Болонья) (см.: Morin G. Deux petits discours d " un évêque Petronius//RBen. 1897. Vol. 14. P. 3-8), упоминает о «дне памяти святого Зинона» (natale sancti Zenonis), к-рого он называет «выдающимся архиереем Христовым» (egregius Christi pontifex - Petronius. Sermo in natale S. Zenonis//PLS. T. 3. Col. 141; CPL, N 210). Затем в VI в. о «блаженном Зиноне мученике и архиерее» (beatus Zeno martyr atque pontifex) упоминает свт. Григорий I Великий в связи с чудесными событиями, происшедшими в церкви, где покоились мощи З. ( Greg. Magn. Dial. III 19). Последние исторические сведения о жизни З. относятся к каролингской эпохе. Сохранились два перечня веронских епископов, восходящие к церковным диптихам и датируемые кон. VIII - нач. IX в.: это археологический памятник под названием Velo di Classe ( Cipolla C. Il Velo di Classe//Le Gallerie Nazionali Italiane. R., 1895/1896. Vol. 3. P. 195-249. Verona, 1972r; Mazzotti M. Il Velo di Classe//Nova Historia. 1955. Vol. 7. P. 5-14) и лит. памятник «Стихи о Вероне» (Versus de Verona//MGH. Poet. Bd. 1. S. 118-122; Pighi, ed. 1960. P. 152-154; др. название: Rhythmica antiqua Veronae//PL. 136. Col. 765-768 (с лакунами)). В обоих документах З. упоминается как 8-й епископ г. Вероны. Наконец, ок. 800 г. нотарий Коронат написал пространное «Слово о житии св. Зинона» ( Coronatus. Sermo de vita S. Zenonis//PL. 11. Col. 199-204; CPL, N 209). Позже появилась стихотворная версия этого Жития - «Стих о жизни св. Зинона» (Rhythmus de vita S. Zenonis//PL. 11. Col. 204-206; MGH. Poet. Bd. 4. S. 577-580; CPL, N 209a). Мн. сведения о жизни З., содержащиеся в текстах каролингской эпохи, носят легендарный характер (см.: Vecchi. 1984. P. 143-166; Jeanes, ed. 1995. P. 15).

http://pravenc.ru/text/199839.html

Ясиня. Церковь Вознесения Господня. Струковская церковь /// Епархия неизвестна Карта и ближайшие объекты Вознесенская церковь, 1824 г., и колокольня, 1813 г. Называется также «Струковская» по имени пастуха Ивана Струка, с которым народная легенда связывает основание церкви. Пятисрубная, одноверхая, крестовая в плане. К квадратному центральному срубу примыкают с четырех сторон более узкие срубы ветвей (незначительно укорочены боковые ветви). Срубы ветвей покрыты двускатными крышами с фронтонами, увенчанными небольшими главками. Восьмерик барабана центрального сруба вырастает из четверика выше свесов крыш и перекрыт шатровой с небольшим перехватом внизу кровлей. Шатер увенчан главкой на небольшом восьмигранном фонаре. Вокруг всех срубов устроено широкое поддашие на фигурно вырезанных выпусках венцов срубов. Памятник — наиболее яркое произведение гуцульской народной архитектуры. К северу от памятника расположена двухъярусная колокольня. Четверик сруба первого яруса выше поддашия переходит в восьмерик, перекрытый шатровой крышей с небольшим перехватом. Верхний ярус зрительно расчленен на три части свесами кровли в уровне перехода четверика в восьмерик и низа голосников, обычно закрытых съемными щитами. Колокольня срублена из еловых брусьев, стены выше поддашия и крыши покрыты гонтом. Памятники реставрированы в 1971 г. (архитекторы Б. Я. Киндзельский, И. Р. Могытыч). Из книги «Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР», том 2, стр. 197, издательство " Будивэльнык " , 1983-1986 год Церковь Вознесения Господня (т.н. Струковская) (1824 г.) в поселке городского типа Ясиня Раховского района на востоке Закарпатской области (на реке Черная Тиса, вблизи Говерлинского перевала, около 9 тыс. жит.). Церковь построена на месте старой (Струковской). Этот храм является одним из самых совершенных деревянных храмов Гуцульщины. В Струковской церкви найдено удачное соотношение центрального купола и четырех прирубов с двускатными крышами. Не уступает ей архитектурными и художественными качествами и двухъярусная колокольня; возможно, она старше церкви, так как была перенесена сюда из другой части села в 1895 г. Интерьер храма отличается особым уютом и в то же время не лишен торжественности. В церкви сохранилось несколько икон XVII в. Источник: " Деревянные церкви Польши и Украины в Карпатах. Включен в Список ЮНЕСКО - 2013 г. " (Составитель – В.Р. Крогиус)

http://sobory.ru/article/?object=21021

Норман Л. Гайслер (протестант) В Ван Тил, Корнелиус (VAN TIL, CORNELIUS) Корнелиус Ван Тил (1895–1987) родился в Голландии, ребёнком эмигрировал в Соединённые Штаты и вырос на ферме в штате Индиана. Он учился в Колледже Кальвина и в Принстонской семинарии. После служения пастором в одной мичиганской церкви он был профессором апологетики в Вестминстерской богословской семинарии с момента её основания в 1929 г. до самой своей отставки в 1972 г. Фрэнсис °Шеффер входил в число его студентов, которые стали придерживаться той или иной разновидности предпосылочной апологетики под его влиянием. Его воззрения в области апологетики выражены в таких книгах, как «Защита веры» (The Defense of the Faith, 1955, испр. издание 1963), «Протестантская доктрина Писания» (The Protestant Doctrine of Scripture, 1967), «Обзор христианской эпистемологии» (A Survey of Christian Epistemology, 1969), «Христианская теория познания» (А Christian Theory of Knowledge, 1969), «Введение в систематическое богословие» (Introduction to Systematic Theology, 1969), «Великий спор сегодня» (The Great Debate Today, 1971), «Защита христианства и моё кредо» (The Defense of Christianity and My Credo, 1971), «Общая благодать и Евангелие» (Common Grace and the Gospel, 1972), «Введение в систематическое богословие» (Introduction to Systematic Theology, 1974), «Христианская апологетика» (Christian Apologetics, 1975), «Христианско-теистические свидетельства» (Christian-Theistic Evidences, 1976), а также два произведения без даты, в частности – «Почему я верю в Бога» (Why I Believe in God), где Ван Тил даёт сводное описание своих воззрений. В число других значительных его работ входят введение в издании Б. Б.°Уорфильда «Богодухновенность и авторитет Библии» (The Inspiration and Authority of the Bible, 1969) и эссе «Моё кредо» («Му Credo») в книге Е. R.Geehan, ed., Jerusalem and Athens (1971). Философия апологетики. В кратком изложении своих взглядов Ван Тил делит свою философию апологетики на три большие области: «проблемы, возникающие для меня в связи с «традиционным методом " », «моё понимание философских аспектов соотношения между христианами и нехристианами» и «мои предложения о последовательно христианской методологии в апологетике».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

Закрыть itemscope itemtype="" > Славянские истоки социально-экологического подхода во врачевании алкоголизма и других видов пристрастий 05.07.2008 595 Время на чтение 9 минут Во второй половине IX века святые равноапостольные Мефодий и Кирилл, родные нам по крови славяне, " вся языки Словенския утвердили в православии и единомыслии " . За истекшие годы мы опытным путем познали, что значат правая вера и истинное знание. Научные парадигмы также должны формулироваться точно, четко и ясно, а их истинность и пользу следует проверять применимостью и действенностью на практике. В моем докладе речь пойдет о целесообразности использования социально-экологической концепции алкоголизма и других видов пристрастий для оказания помощи людям, пристрастившимся к алкоголю и другим психоактивным веществам в условиях прихода. Дело в том, что с 1795 г., после публикации американским врачом Бенджамином Рашем (1745-1813) научного труда, посвященного действию спиртов, " вызывающих пристрастие тела и сознания " , в котором он назвал чрезмерное употребление ректифицированной спиртосодержащей жидкости болезнью, в Америке получил становление медико-биологический подход во взглядах на проблему Стронники точки зрения на пристрастие к алкоголю как на болезнь в классическом ее понимании опирались также на позицию шотландского врача Томаса Троттера (1760-1832), характеризовавшего злоупотребление алкоголем как медицинскую проблему. Они еще больше утвердились в своей правоте после выхода в свет в 1849 году работы шведского врача Магнуса Хусса (1807-1890) " Хронический алкоголизм " . В 1935 г. биржевой маклер Билл Вю (Вильям Гриффит Вилсон, 1895-1971 гг.) и врач-хирург Боб (Роберт Хальбрук Смит, 1879-1950 сами страдавшие алкоголизмом, организовали сообщество " Анонимные алкоголики " . Оно взяло на вооружение представление об алкоголизме как хронической неизлечимой болезни и сыграло решающую роль в широком распространении этой идеи среди населения. Пропаганда удалась благодаря участию в ней влиятельных членов сообщества и мощным финансовым вливаниям богатого филантропа Р. Бринкли Смитерса (1907 - 1994). Достаточно сказать, что им было пожертвовано только на антиалкогольную программу более 40 млн. долл. США. После оказания материальной поддержки Национальному совету по алкоголизму в размере 8,7 млн. долл. США Смитерс в 1954 году становится одним из его директоров и остается им вплоть до своей смерти в 1994 году. С 1958 г. по 1965 г. он является председателем Национального совета по Р. Бринкли Смитерсу удается пролоббировать среди медицинских чиновников концепцию алкоголизма как болезни с тем, чтобы обеспечить выплаты клиентам лечебных центров по карточкам медицинского страхования.

http://ruskline.ru/analitika/2008/07/05/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Танки против самолётов О рейде 24-го танкового корпуса генерала В.М. Баданова на станицу Тацинская 03.12.2022 364 Время на чтение 3 минуты Фото: Из личного архива автора 80 лет назад, 17 декабря начался один из значимых эпизодов Сталинградской битвы – танковый рейд 24-го танкового корпуса генерала В.М. Баданова на станицу Тацинская (Ростовская область), где располагался фашистский аэродром, с которого шло снабжение по воздуху, окружённой в Сталинграде группировки Паулюса. Это был первый уникальный случай прорыва в глубокий тыл противника целого танкового корпуса, который, после выполнения задачи, самостоятельно вышел из окружения. Рейд удался. Этот рейд был совершён в сложнейшей обстановке, когда армии Манштейна пытались деблокировать сталинградскую группировку гитлеровцев. Окружённую группирову гитлеровцев в Сталинграде нужно было лешить последней возможности снабжения по воздуху с аэродрома у станицы Тацинская. Корпусу была поставлена задача уничтожить этот пункт снабжения, расположенный в глубоком тылу противника. Прорываясь к аэродрому и выходя из окружения, выполнив задачу, корпус понёс большие потери. Но при этом был полуен опыт таких операций, который обобщил Верховный Главнокомандующий, сказав: «Вообще нам надо иметь в виду, что танковые корпуса лучше пускать на дальние расстояния парой, а не в одиночку, чтобы не попасть в положение Баданова». При этом интересно напомнить историю 24-го танкового корпуса и его командира Василия Михайловича Баданова (1895-1971), участника Первой мировой и гражданской войн, который начал Великую Отечественную командиром танковой дивизии, с 1943 по 1944 годы командовал 4-й танковой армией. После ранения в 1944 году стал начальником военно-учебных заведений и управления боевой подготовки бронетанковых войск. Имея полководческие ордена, орден Ленина, три ордена Красного Знамени и другие, так и не стал Героем Советского Союза. Почему? Вопрос интересный. Как тут не вспомнить А. Грибоедова – «…Не сметь своё суждение иметь!» Видимо обладал самостоятельным характером, который проявился и в рейде на Тацинскую.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/12/03/ta...

Статистика Булгаков Михаил Афанасьевич Михаил Афанасьевич Булгаков (3 (15) мая 1891, Киев, Российская империя — 10 марта 1940, Москва, СССР) — русский советский писатель и драматург. Автор романов, повестей, рассказов, фельетонов, пьес, инсценировок, киносценариев и оперных либретто. Михаил Булгаков родился 3 (15) мая 1891 года в Киеве в семье профессора Киевской духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова (1859—1907) и его жены Варвары Михайловны (в девичестве — Покровской) (1869—1922). В семье было семеро детей: Михаил (1891—1940), Вера (1892—1972), Надежда (1893—1971), Варвара (1895—1954), Николай (1898—1966), Иван (1900—1969) и Елена (1902—1954). В 1909 году Михаил Булгаков закончил киевскую Первую гимназию и поступил на медицинский факультет Киевского университета. 31 октября 1916 года — получил диплом об утверждении «в степени лекаря с отличием со всеми правами и преимуществами, законами Российской Империи сей степени присвоенными». В 1913 году М. Булгаков вступает в свой первый брак — с Татьяной Лаппа (1892—1982). После начала Первой мировой войны М. Булгаков несколько месяцев работает врачом в прифронтовой зоне. Затем направлен на работу в село Никольское Смоленской губернии, после этого работал врачом в Вязьме. С 1917 года он стал употреблять морфий, сначала с целью облегчить аллергические реакции на антидифтерийный препарат, который принял, опасаясь дифтерии после проведенной операции. Затем прием морфия стал регулярным. В декабре 1917 года он впервые приехал в Москву, остановившись у своего дяди, известного московского врача-гинеколога Н. М. Покровского, ставшего прототипом профессора Преображенского из повести «Собачье сердце». Весной 1918 года М. Булгаков возвращается в Киев, где начинает частную практику как венеролог. В это время М. Булгаков перестает употреблять морфий и никогда более к нему не возвращается. Во время Гражданской войны, в феврале 1919 года, М. Булгаков мобилизуется как военный врач в армию Украинской Народной Республики, но почти сразу дезертирует. В конце августа 1919 года, по одной из версий, М. Булгаков был мобилизован в Красную Армию в качестве военного врача; 14-16 октября вместе с частями Красной Армии вернулся в Киев и в ходе уличных боев перешел на сторону Вооруженных сил Юга России (по другой версии — попал к ним в плен) и стал военным врачом 3-го Терского казачьего полка.

http://lib.cerkov.ru/authors/1104

Ю.В. Откупщиков Сокращения 1. Словари Абаев Абаев В. И. Историко-этимологический словарь осетинского языка. I. М.; Л., 1958. Ананьев Сокращенный латинский словарь Ананьева, Яснецкого и Лебединского. М., 1862. Атлас РНГ Атлас русских народных говоров центральных областей к востоку от Москвы/Под ред. Р. И. Аванесова. М., 1957. Боднарский Боднарский М. С. Словарь географических названий. М., 1954. Большая советская энциклопедия: 3-е изд.; В 30 т. М., 1969–1978. Геров Н. Речник на български език. Ч. I–V. Пловдив, 1895–1904. Горяев Горяев H. B. Сравнительный этимологический словарь русского языка. Тифлис, 1896. Гpihчehko Гpihчehko Б. Словарь украïньскоï мови. Τ. I–IV. Киïв, 1908–1909. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. Τ. I–IV. М., 1955. Дворецкий Дворецкий И. Х. Древнегреческо-русский словарь. Т. I–IL М., 1958. Emuмoлoriчhuй словник украïньскоï мови. Τ. I–III. Киïв, 1982–1989 (незаконченное издание). В. С. Српски pjeчhuk: 3-е изд. У Биограду, 1898. Каталог piчok Украïни Каталог piчok Украïни. Киïв, 1957. Картотека древнерусского словаря Института русского языка РАН (Москва). Климов Климов Г. А. Этимологический словарь картвельских языков. М., 1964. КЭСРЯ1 Шанский Н. М., Иванов В. В., Шанская Т. В. Краткий этимологический словарь русского языка. М., 1961. КЭСРЯ2 Шанский Н. М., Иванов В. В., Шанская Т. В. Краткий этимологический словарь русского языка: 2-е изд. М., 1971. Лаучюте Лаучюте Ю. А. Словарь балтизмов в славянских языках. Л., 1982. Μikp. Бел. Mikpamanahiмiя Беларусь Mihck, 1974. Младенов Младенов Ст. Етимологически и правописен речник на българския книжовен език. София, 1941. Мука Э. Словарь нижнелужицкого языка. Вып. I. Пг., 1921. Мурзаевы Мурзаевы Э. и В. Словарь местных географических терминов. М., 1959. Никонов Никонов В. А. Краткий топонимический словарь. М., 1966. Носович Носович И. И. Словарь белорусского наречия. СПб., 1870. Новый энциклопедический словарь (бывш. Брокгауз – Ефрон). Т. 23. Пг., [s. а.]. Востоков А. X. Опыт областного великорусского словаря. СПб., 1852.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010